Кружок "Дорога добра"
материал (старшая группа) по теме

Балдина Мария Михайловна
«Из всех наук, которые должен знать человек,
главнейшая есть наука о том, как жить, делая как
можно меньше зла и как можно больше добра.»
Л.Н.Толстой
         Дети – это наше будущее. В широком смысле,  им предстоит вершить судьбы страны, занять ключевые позиции во всех сферах жизни, а для нас, взрослых, смысл в том, что это наша надежная опора. Все чаще мы стали замечать в наших детях  озлобленность, грубость, эгоизм,  желание, чтобы от него все побыстрее отстали со своими наставлениями.  Удивляемся откровенно от чего в них столько злобы, мы ссылаемся на «такое время», «общество», на то, что телевидение и Интернет губит наших детей. Возможно. Но мы, взрослые, знаем, что жизненный опыт наших детей слишком мал, чтобы отличить добро от зла, избежать опасности, что нравственно, а что безнравственно, как сделать правильный выбор. И кому, как не нам, взрослым и близким ребенку людям, необходимо с раннего детства заниматься приобщением детей к культуре, морали и слову, духовно питать наших детей и воспитанников, дать детям нравственные ориентиры добра, истины и любви.
          Дети чутки и восприимчивы ко всему, что их окружает, а достичь им нужно очень многое. Чтобы стать добрыми к людям, надо научиться понимать других, проявлять сочувствие, честно признавать свои ошибки, быть трудолюбивыми, удивляться красоте окружающей природы, бережно относиться к ней. Конечно, трудно перечислить все нравственные качества человека будущего общества, но главное, что эти качества должны закладываться сегодня. Очень хочется, чтобы детство наших детей было счастливым. Взгляните на детские рисунки. Там всегда нарисовано большое оранжевое солнце, синее-синее небо, густая зеленая трава. Удивительное восприятие мира у наших детей! И нам, взрослым, важно найти гармонию между нашей взрослой успокоенностью и ребячьей взволнованностью, чтобы не погасли искорки доверия и взаимопонимания в глазах наших детей.
        Важная задача, которая стоит  перед  педагогами – воспитать  физически здоровую душу, наполненную   духовной энергией, которой обладает православие и  интеллектуально развитую личность.
         В связи с актуальностью вопроса и по результатам анкетирования родителей детей группы старшего дошкольного возраста,  в феврале 20.. года  наш детский сад начал кружковую работу с детьми в возрасте от 5 до 7 лет. Основой для разработки программы «Дорога добра» служило учебно-методическое пособие «Основы православной культуры для детей дошкольного возраста» сост. О.К.Харитонова.
 Занятия кружка проводятся во вторую половину дня, не нарушая режим жизнедеятельности дошкольников, в интересной для детей форме, с включением предметно-практической деятельности и игр детей. 
          Цель: содействие целостному духовно-нравственному и социальному развитию личности ребенка-дошкольника, обеспечивая развитие его духовного, психологического и телесного здоровья, посредством его приобщения к высшим ценностям православной культуры, при освоении духовно-нравственных традиций народа (норм поведения, навыков общения и взаимной помощи).
       В основе программы принципы духовно-нравственного воспитания: построение жизни на основе христианского совершенства, гуманистическая направленность, природосообразность, культуросообразность, светский характер образования и законность, непрерывность и преемственность. 
        Начало работы кружка «Дорога добра» способствовало формированию интересов участников кружка: детей, родителей и педагога, к подлинным ценностям родной истории и культуры, духовной жизни, что так актуально сегодня.
Подготовку к организации работы кружка в ДОУ следует осуществлять поэтапно:
1.     Изучение нормативно-правовой базы, методических разработок и пособий;
2.     Создание условий для повышения качества профессиональной подготовленности педагогов по организации  дополнительного образования в ;
3.     Разработка пакета документов (разработка и утверждение программы, учебного плана,   расписания занятий кружка, назначение руководителя кружком );
4.     Решение организационных вопросов (проведение родительского собрания и анкетирование родителейна предмет необходимости организации кружка по духовно-нравственному развитию для дошкольников, ознакомление родителей с перспективным планом занятий православного кружка, сбор заявлений родителей об изъявлении желания участия ребенка в занятиях  кружка  «Дорога добра»).
       На данный момент в кружке «Дорога добра» занимаются 11 детей. Все они посещают кружок по личному заявлению родителей. Руководителем кружка назначен воспитатель группы детей старшего дошкольного возраста Балдина М.М. Педагог прошел повышение квалификации по данному направлению через участие в педагогической Конференции дошкольного образования: «Духовно-нравственное воспитание в дошкольных образовательных учреждениях Нижегородской области» на базе Нижегородской Духовной семинарии и  участие в семинарах по духовно-нравственному воспитанию, организованных информационно- диагностическим кабинетом управления образования.
       Работа с детьми построена по тематическим блокам, с учетом постепенного усложнения задач и возрастных особенностей: «Кто я?», «Личность среди людей», «Самая главная книга христиан - Библия», « Личность в культурной среде», «Наш удивительный мир. Бог в природе», «Евангельские истории».
      Мы сотрудничаем с Воскресной школой, действующей на базе Воскресенской  церкви нашего города. Они приходили в гости с концертом.     
      Большое внимание в духовно-нравственном развитии уделяется ознакомлению со своей малой родиной : знание природы родного края и грамотное поведение в ней (экологический десант в парк), история родного города, его достопримечательности, промышленные предприятия (экскурсии по городу). 
Работа кружка направлена на целостное  духовно-нравственное развитие личности ребенка. Но нельзя добиться больших успехов  в духовно-нравственном воспитании детей, если не будет создано единое духовно-нравственное образовательное пространство: семья и  дошкольное учреждение. Воспитание, даваемое в образовательном учреждении, не принесет желаемых результатов, если родители не будут поддерживать в детях те добрые правила жизни, прививаемые детям педагогами.
    Семья играет центральную роль в сознании ребенка. То, что обязана дать малышу семья, никто кроме нее не даст в полной мере. Наша задача – помочь родителям осознать, что, в первую очередь, в семье должны сохраняться и передаваться нравственные и духовные обычаи и ценности, созданные предками  и что именно родители ответственны за воспитание детей. Поэтому мы уделяем большое внимание работе с родителями, помогаем укрепить статус семьи в духовном становлении детей. 
       В этом направлении был реализован педагогический проект «Генеалогическое древо» и в завершение  проведено занятие «Моя семья». Умелое педагогическое воздействие дало потрясающий эффект. С какой гордостью дети рассказывали о своей семье, как бережно во время проекта они относились  к семейным фотографиям. 
        Воспитатель разработала план взаимодействия с семьей по данному направлению, включив в него как традиционные (собрания, участие в праздниках, консультации «Семья – ребёнок – детский сад», «Воспитание патриотизма и гражданственности у детей дошкольного возраста», «Интеллек-туальные и нравственные аспекты экологического воспитания» ), так и нетрадиционные формы работы («Школа молодой семьи», Семейный час).В дальнейшем мы планируем больше внимание уделять средствам наглядной информации: стенды, папки - передвижки, выпуск газет; а так же пропаганде положительного семейного опыта воспитания.
         Завершают изучение каждой темы комплексные занятия, вечера развлечений, праздники.
Праздник дает положительные результаты и подводит итог всей предшествующей работе и детей и взрослых только в том случае, когда дети в разных видах деятельности сами подготовят праздник вместе с родителями.
    
  В ходе работы кружка у детей  наблюдается значительная динамика развития интегративных качеств. Обнаруживается развитие природных задатков и способностей ребёнка к самореализации, самовыражению, самообразованию. Развиваются творческие способности детей. Межличностные отношения формируются эффективно. Поэтому можно сделать вывод, что духовно-нравственное воспитание на основе православных традиций формирует личность, благотворно влияя на все стороны и формы взаимоотношений ребенка с миром.
 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей «О добре, по-доброму, для добра»

Мы часто говорим: надо быть добрым, делать добрые дела…А что же такое добро? Доброта  –  это хорошее отношение к себе, к ближнему, к окружающим. Доброта делает нас отзывчивыми к чужому горю,...

«Сей добро, посыпай добром, жни добро, осыпай добром»

С таких замечательных слов началась тематическая подготовка к Неделе добра в логопедической группе «Солнышко». В благотворительную деятельность были вовлечены все. (фото на  сайт...

Буклет для родителей «О добре, по - доброму, для добра»

Если вы хотите, чтобы ребенок стал добрым и отзывчивым человеком, любыми способами показывайте ему, что такое доброта. И главное, относитесь к малышу с любовью и добром, тогда он как губка впитает в с...

Консультация для родителей "О добре, по - доброму, для добра"

Я здороваюсь везде, дома и на улице, даже здравствуй , говорю, я соседской курице. Учим детей быть вежливыми....

Консультация для родителей «О добре, по-доброму, для добра»

Данная консультация поможет родителям привить своему ребенку доброту....

Конспект по духовно - нравственному воспитанию по программе "Добрый мир" . «Добрая забота человека о лесных животных. Кто добрый, кто злой – медведь или человек?».

Конспект занятия по программе "Добрый мир". Хрестоматитя №3. Работа с текстом стихотворения "В медведя выстрелил лесник"...

Конспект занятия по духовно-нравственному воспитанию "Дорога Добра" Тема: «Дорога добра» (по учебно-методическому комплекту «Добрый мир»)

Тема: «Дорога добра»Цель: Воспитание духовно – нравственной культуры детей на основе этических норм поведения.Задачи:Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, уважительное ...