Рабочая программа для старшей группы (ОНР)
рабочая программа по коррекционной педагогике (старшая группа) по теме
— укрепление физического и психического здоровья ребенка, формирование основ его двигательной и гигиенической культуры;
— целостное развитие ребенка как субъекта посильных дошкольнику видов деятельности;
— обогащенное развитие ребенка, обеспечивающее единый процесс социализации-индивидуализации с учетом детских потребностей, возможностей и способностей;
— развитие на основе разного образовательного содержания эмоциональной отзывчивости, способности к сопереживанию, готовности к проявлению гуманного отношения в детской деятельности, поведении, поступках;
— развитие познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению, развитие умственных способностей и речи ребенка;
— пробуждение творческой активности и воображения ребенка, желания включаться в творческую деятельность;
— органичное вхождение ребенка в современный мир, разнообразное взаимодействие дошкольников с различными сферами культуры: с изобразительным искусством и музыкой, детской литературой и родным языком, экологией, математикой, игрой;
— приобщение ребенка к культуре своей страны и воспитание уважения к другим народам и культурам;
— приобщение ребенка к красоте, добру, ненасилию, ибо важно, чтобы дошкольный возраст стал временем, когда у ребенка пробуждается чувство своей сопричастности к миру, желание совершать добрые поступки.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Структурное подразделение «Детский сад № 3 комбинированного вида»
МБДОУ «Детский сад «Радуга» комбинированного вида»
Рузаевского муниципального района
Рабочая программа для воспитанников
старшей группы №7 (5-6 лет)
на 2015-2016 учебный год
(на основе «Детство»: Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования
под редакцией: Бабаевой Т. И., Гогоберидзе А. Г., Солнцевой О. В. и др., 2014)
Воспитатель группы:
Морозова Е.Н.
2015 г.
Структура
I. Целевой раздел
1.1. Пояснительная записка
- Цель и задачи программы
- Принципы и подходы к формированию программы
- Значимые для характеристики особенности развития детей
1.2. Планируемые результаты освоения программы
- Целевые ориентиры
- Педагогическая диагностика
II. Содержательный раздел
2.1. Учебный план ООП ДО в старшей группе МБДОУ «Детский сад №3 комбинированного вида»
2.2. Перечень методических пособий, обеспечивающих реализацию образовательной деятельности в группе
2.3. Формы, способы, методы и средства реализации программы
2.4. Содержание коррекционной работы
2.5. Взаимодействие с семьей
2.6. Планирование работы с детьми в группе
2.7. Модель организации совместной деятельности воспитателя с воспитанниками ДОО
2.8. Особенности организации совместной деятельности воспитателя с воспитанниками
III. Организационный раздел
3.1.Оформление предметно-пространственной среды
3.2. Режим дня, структура образовательной деятельности
3.3. Перечень методических пособий
I. Целевой раздел
1.1. Пояснительная записка
Цель программы - позитивная социализация и всестороннее развитие ребенка раннего и дошкольного возраста в адекватных его возрасту детских видах деятельности.
Задачи программы:
— укрепление физического и психического здоровья ребенка, формирование основ его двигательной и гигиенической культуры;
— целостное развитие ребенка как субъекта посильных дошкольнику видов деятельности;
— обогащенное развитие ребенка, обеспечивающее единый процесс социализации-индивидуализации с учетом детских потребностей, возможностей и способностей;
— развитие на основе разного образовательного содержания эмоциональной отзывчивости, способности к сопереживанию, готовности к проявлению гуманного отношения в детской деятельности, поведении, поступках;
— развитие познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению, развитие умственных способностей и речи ребенка;
— пробуждение творческой активности и воображения ребенка, желания включаться в творческую деятельность;
— органичное вхождение ребенка в современный мир, разнообразное взаимодействие дошкольников с различными сферами культуры: с изобразительным искусством и музыкой, детской литературой и родным языком, экологией, математикой, игрой;
— приобщение ребенка к культуре своей страны и воспитание уважения к другим народам и культурам;
— приобщение ребенка к красоте, добру, ненасилию, ибо важно, чтобы дошкольный возраст стал временем, когда у ребенка пробуждается чувство своей сопричастности к миру, желание совершать добрые поступки.
Принципы и подходы к формированию программы
Основополагающими принципами построения Программы являются:
1. Принцип полноценного проживания ребенком всех этапов детства (младенческого, раннего и дошкольного возраста), обогащение (амплификация) детского развития.
2. Принцип построения образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом дошкольного образования.
3. Принцип содействия и сотрудничества детей и взрослых, признания ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений.
4. Принцип поддержки инициативы детей в различных видах деятельности.
5. Принцип сотрудничества с семьей.
6. Принцип приобщения детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства.
7. Принцип формирования познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности.
8. Принцип возрастной адекватности дошкольного образования (соответствия условий, требований, методов возрасту и особенностям развития).
9. Принцип учета этнокультурной ситуации развития детей.
Значимые для характеристики особенности развития детей
Ребенок 5—6 лет стремится познать себя и другого человека как представителя общества, постепенно начинает осознавать связи и зависимости в социальном поведении и взаимоотношениях людей.
В этом возрасте в поведении дошкольников происходят качественные изменения — формируется возможность саморегуляции, дети начинают предъявлять к себе те требования, которые раньше предъявлялись им взрослыми. Так, они могут, не отвлекаясь на более интересные дела, доводить до конца малопривлекательную работу (убирать игрушки, наводить порядок в комнате и т. п.). Это становится возможным благодаря осознанию детьми общепринятых норм и правил поведения и обязательности их выполнения.
В возрасте от 5 до 6 лет происходят изменения в представлениях ребенка о себе. Эти представления начинают включать не только характеристики, которыми ребенок наделяет себя настоящего в данный отрезок времени, но и качества, которыми он хотел бы или, наоборот, не хотел бы обладать в будущем («Я хочу быть таким, как Человек- Паук», «Я буду как принцесса» и т. п.). В них проявляются усваиваемые детьми этические нормы. В этом возрасте дети в значительной степени ориентированы на сверстников, большую часть времени проводят с ними в совместных играх и беседах, их оценки и мнения становятся существенными для них. Повышается избирательность и устойчивость взаимоотношений с ровесниками. Свои предпочтения дети объясняют успешностью того или иного ребенка в игре.
В этом возрасте дети имеют дифференцированное представление о своей гендерной принадлежности по существенным признакам (женские и мужские качества, особенности проявления чувств, эмоций, специфика гендерного поведения).
Значительные изменения происходят в игровом взаимодействии, в котором существенное место начинает занимать совместное обсуждение правил игры. При распределении детьми этого возраста ролей для игры можно иногда наблюдать и попытки совместного решения проблем («Кто будет…»). Вместе с тем согласование действий, распределение обязанностей у детей чаще всего возникают еще по ходу самой игры. Усложняется игровое пространство (например, в игре «Театр» выделяются сцена и гримерная). Игровые действия становятся разнообразными.
Вне игры общение детей становится менее ситуативным. Они охотно рассказывают о том, что с ними произошло: где были, что видели и т. д. Дети внимательно слушают друг друга, эмоционально сопереживают рассказам друзей.
Более совершенной становится крупная моторика. Ребенок этого возраста способен к освоению сложных движений: может пройти по неширокой скамейке и при этом даже перешагнуть через небольшое препятствие; умеет отбивать мяч о землю одной рукой несколько раз подряд. Уже наблюдаются различия в движениях мальчиков и девочек (у мальчиков — более порывистые, у девочек — мягкие, плавные, уравновешенные), в общей конфигурации тела в зависимости от пола ребенка.
К пяти годам дети обладают довольно большим запасом представлений об окружающем, которые получают благодаря своей активности, стремлению задавать вопросы и экспериментировать. Ребенок этого возраста уже хорошо знает основные цвета и имеет представления об оттенках (например, может показать два оттенка одного цвета — светло-красный и темно-красный). Дети шестого года жизни могут рассказать, чем отличаются геометрические фигуры друг от друга. Для них не составит труда сопоставить между собой по величине большое количество предметов: например, расставить по порядку 7—10 тарелок разной величины и разложить к ним соответствующее количество ложек разного размера. Возрастает способность ребенка ориентироваться в пространстве.
Внимание детей становится более устойчивым и произвольным. Они могут заниматься не очень привлекательным, но нужным делом в течение 20—25 минут вместе с взрослым. Ребенок этого возраста уже способен действовать по правилу, которое задается взрослым. Объем памяти изменяется не существенно, улучшается ее устойчивость. При этом для запоминания дети уже могут использовать несложные приемы и средства.
В 5—6 лет ведущее значение приобретает наглядно-образное мышление, которое позволяет ребенку решать более сложные задачи с использованием обобщенных наглядных средств (схем, чертежей и пр.) и представлений о свойствах различных предметов и явлений. Возраст 5—6 лет можно охарактеризовать как возраст овладения ребенком активным (продуктивным) воображением, которое начинает приобретать самостоятельность, отделяясь от практической деятельности и предваряя ее. Образы воображения значительно полнее и точнее воспроизводят действительность.
Ребенок четко начинает различать действительное и вымышленное. Действия воображения — создание и воплощение замысла — начинают складываться первоначально в игре. Это проявляется в том, что прежде игры рождаются ее замысел и сюжет. Постепенно дети приобретают способность действовать по предварительному замыслу в конструировании и рисовании.
На шестом году жизни ребенка происходят важные изменения в развитии речи. Для детей этого возраста становится нормой правильное произношение звуков. Дети начинают употреблять обобщающие слова, синонимы, антонимы, оттенки значений слов, многозначные слова. Словарь детей также активно пополняется существительными, обозначающими названия профессий, социальных учреждений (библиотека, почта, универсам, спортивный клуб и т. д.), глаголами, обозначающими трудовые действия людей разных профессий, прилагательными и наречиями, отражающими качество действий, отношение людей к профессиональной деятельности. Дети учатся самостоятельно строить игровые и деловые диалоги, осваивая правила речевого этикета, пользоваться прямой и косвенной речью; в описательном и повествовательном монологах способны передать состояние героя, его настроение, отношение к событию, используя эпитеты и сравнения.
Круг чтения ребенка 5—6 лет пополняется произведениями разнообразной тематики, в том числе связанной с проблемами семьи, взаимоотношений со взрослыми, сверстниками, с историей страны. Он способен удерживать в памяти большой объем информации, ему доступно чтение с продолжением.
Повышаются возможности безопасности жизнедеятельности ребенка 5—6 лет. Это связано с ростом осознанности и произвольности поведения, преодолением эгоцентрической позиции (ребенок становится способным встать на позицию другого).
Развивается прогностическая функция мышления, что позволяет ребенку видеть перспективу событий, предвидеть (предвосхищать) близкие и отдаленные последствия собственных действий и поступков и действий и поступков других людей.
В старшем дошкольном возрасте освоенные ранее виды детского труда выполняются качественно, быстро, осознанно. Становится возможным освоение детьми разных видов ручного труда.
В процессе восприятия художественных произведений, произведений музыкального и изобразительного искусства дети способны осуществлять выбор того (произведений, персонажей, образов), что им больше нравится, обосновывая его с помощью элементов эстетической оценки. Они эмоционально откликаются на те произведения искусства, в которых переданы понятные им чувства и отношения, различные эмоциональные состояния людей, животных, борьба добра со злом.
Совершенствуется качество музыкальной деятельности. Творческие проявления становятся более осознанными и направленными (образ, средства выразительности продумываются и сознательно подбираются детьми). В продуктивной деятельности дети также могут изобразить задуманное (замысел ведет за собой изображение).
1.2. Планируемые результаты освоения программы
Требования к результатам освоения основной образовательной программы дошкольного образования, сформулированные в ФГОС.
Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования:
- ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности - игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др.; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности;
- ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты;
- ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в игре; ребенок владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации, умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам;
- ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности;
- у ребенка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими;
- ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены;
- ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет; знаком с произведениями детской литературы, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т.п.; ребенок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.
Педагогическая диагностика
Педагогическая диагностика воспитателя преимущественно направлена на изучение ребенка дошкольного возраста для познания его индивидуальности и оценки его развития как субъекта познания, общения и деятельности; на понимание мотивов его поступков, видение скрытых резервов личностного развития, предвидение его поведения в будущем. Понимание ребенка помогает педагогу сделать условия воспитания и обучения максимально приближенными к реализации детских потребностей, интересов, способностей, способствует поддержке и развитию детской индивидуальности.
Педагогическая диагностика достижений ребенка направлена на изучение:
— деятельностных умений ребенка;
— интересов, предпочтений, склонностей ребенка;
— личностных особенностей ребенка;
— поведенческих проявлений ребенка;
— особенностей взаимодействия ребенка со сверстниками;
— особенностей взаимодействия ребенка со взрослым
II. Содержательный раздел
2.1. Учебный план ООП ДО в старшей группе МБДОУ «Детский сад №3 комбинированного вида»
№ п | Вид деятельности | Формы работы | Количество образовательных ситуаций и занятий в неделю |
1 | Двигательная деятельность | Физкультурное занятие Утренняя гимнастика Игра Беседа Рассказ Чтение Рассматривание. Интегративная деятельность Контрольно-диагностическая деятельность Спортивные и физкультурные досуги Спортивные состязания Совместная деятельность взрослого и детей тематического характера Проектная деятельность Проблемная ситуация | 3 занятия физической культурой, одно из которых на свежем воздухе |
2 | Коммуникативная деятельность (развитие речи, подготовка к обучению грамоте, логопедическое занятие) | Чтение. Беседа Рассматривание Решение проблемных ситуаций. Разговор с детьми Игра Проектная деятельность Создание коллекций Интегративная деятельность Обсуждение. Рассказ. Инсценирование Ситуативный разговор с детьми Сочинение загадок Проблемная ситуация Использование различных видов театра | 6 образовательных ситуаций |
3 | Познавательно-исследовательская деятельность (познавательно-исследовательская деятельность, математическое развитие) | Создание коллекций Проектная деятельность Исследовательская деятельность. Конструирование Экспериментирование Развивающая игра Наблюдение Проблемная ситуация Рассказ Беседа Интегративная деятельность Экскурсии Коллекционирование Моделирование Реализация проекта Игры с правилами | 2 образовательные ситуации |
4 | Изобразительная деятельность (рисование, лепка, аппликация, конструирование) | Изготовление украшений для группового помещения к праздникам, предметов для игры, сувениров, предметов для познавательно-исследовательской деятельности. Создание макетов, коллекций и их оформление Рассматривание эстетически привлекательных предметов Игра
возрасту народной, классической, детской музыки
| 2 образовательные ситуации |
5 | Музыкальная деятельность |
музыкальное исполнение
танцевальный этюд
| 2 образовательные ситуации |
Всего в неделю | 15 образовательных ситуаций |
2.2.Перечень методических пособий, обеспечивающих реализацию образовательной деятельности
Направление развития | Методическое пособие | Наглядно-дидактическое пособие | Рабочие тетради |
Социально-коммуникативное развитие | 1. Н.Н. Авдеева «Безопасность»; 2.Т.А. Шорыгина «Беседы о здоровье» 3.Т.В.Вострухина, Л.А.Кондрыкинская «Знакомим с окружающим миром детей 5-6лет»; | Развивающая игра «Дорожная азбука»; Развивающая игра «Один дома», «Путешествие по городу» Картотека подвижных игр, атрибуты игр (маски, костюмы, уголки с/ р игр и т.п) | |
Познавательное развитие | 1.Организация опытно-экспериментальной деятельности для детей 2-7 лет. Е.А.Мартынова, И.М. Сучкова; 2.Дидактические игры и занятия. И.А. Лыкова; 3.Математика для детей 5-6 лет. Е.В.Колесникова. | Серия рассказов по картинкам «Лето», «Осень», «Зима», «Весна», «Времена года», «Домашние и дикие животные», «Мой дом». Демонстрационный материал: «Части тела», «Игрушки» «Одежда», «Посуда», «Мебель», «Обувь», «Мой город». | 1. Е.В. Колесникова « Я считаю до 10» Математика для детей 5-6 лет.2. Тетрадь для рисования . Серия «Рабочие тетради дошкольников» «Обучение грамоте» Части 1,2 |
Речевое развитие | 1.Развитие речи и творчество дошкольников. О.С Ушакова. 2.В.В.Гербова «Развитие речи в детском саду: старшая группа» - М. «Мозаика-Синтез», 2010 г. 3.В.В. Гербова «Приобщение к художественной литературе». - М. «Мозаика-Синтез», 2010 г. 4.Книга для чтения в детском саду и дома: 5-7 лет: Пособие для воспитателей детского сада и родителей / Сост. В.В. Гербова, Н.П. Ильчук.- Москва : Издательство ОНИКС-ЛИТ, 2005. - 368 стр | Серия иллюстраций рассказы по картине: «Лето», «Осень в лесу», «Зимние забавы», «Весна»; Наборы предметных картин по темам проекта, картинки «Кто что делает?», Игры с прищепками, «Веселая шнуровка», вкладыши по форме и цвету, пазлы. | |
Художественно-эстетическое развитие | Обучение дошкольников технике лепки, Методическое пособие; Аппликация с детьми 5-6 лет, Д.Н. Колдина; Лепка с детьми 5-6 лет, Д.Н. Колдина; Изобразительная деятельность в детском саду, старшая группа. И.А Лыкова. | Образцы для совместного рисования, аппликации; образцы с последовательным выполнением художественной поделки, рисунка, лепки. Нестандартное оборудование: печатки, штампы из различного оборудования | |
Физическое развитие | Физкультурные занятия в детском саду старшая группа. Л.И.Пензулаева. | Картотека подвижных и народных игр, комплексы ОРУ «Осанка», «Играем с обручем», обручи, цветные ленты, мячи, флажки, игра «Кольцеброс». |
2.3. Формы, способы, методы и средства реализации программы в группе
Направления развития | Формы реализации программы | Способы | Методы | Приемы | ||
совместная деятельность | самостоятельная деятельность | взаимодействие с семьей | ||||
Социально-коммуниктивное развитие | Беседы, обучение, чтение, рассказ, рассказ-пояснение | Игра, дидактическая игра, самообслуживание, творческие задания | Педагогические гостиные, круглые столы, «вечера вопросов и ответов», родительские клубы по интересам, совместные праздники с детьми и родителями, Дни открытых дверей, детско-взрослые проекты (групповые спектакли), экскурсии, личный пример | Исследовательская, проектная, игровая, информационная, практическая деятельность. | Наглядные методы; наблюдения за действиями взрослых, за хозяйственно-бытовым трудом взрослых; рассматривание сюжетных картинок, предметов, словесные (чтение и разучивание стихов, литературных произведений, потешек; вопросы, указания, объяснения, беседы), практические (игровые развивающие ситуации, инсценировки, экспериментирование и игры с различными материалами, дидактические игры, игровые ситуации «Оденем куклу на прогулку», использование развивающих кукол: Мойдодыр, девочка-чистюля, доктор Айболит; создание ситуаций по закреплению игровых действий «Я варю кашу», «Я кормлю дочку»). | Демонстрационный и раздаточный материал, стихи, литературные произведения с красочными иллюстрациями, пословицы. |
Познавательное развитие | Экскурсии, целевые прогулки, непосредственная образовательная деятельность, игры-путешествия, развлечения, досуги, рассказ. | Рассматривание картинок, сюжетно-ролевая игра, развивающая игра. | Создания образовательных проектов совместно с семьей. | Исследовательская, проектная, игровая, информационная, практическая деятельность. | Наглядные (наблюдения, опытническая и поисковая деятельность, показ и рассматривание демонстрационных материалов), практические (опытническая поисковая деятельность, дидактические игры). | Дидактические игры, картины, стихи, пословицы, книги с иллюстрациями, использование аудийных средств. |
Речевое развитие | Целевые прогулки, непосредственная образовательная деятельность, игры-путешествия, литературные викторины, выставки рисунков по литературным произведениям, Конкурсы чтецов ко Дню матери, Дню Победы. | Сюжетно-ролевые игры, подвижные игры, все виды самостоятельной деятельности, предполагающие общение со сверстниками, чтение наизусть и отгадывание загадок в условиях книжного уголка. | Игры-путешествия, литературные викторины, инсценировки. | Исследовательская, проектная, игровая, информационная, практическая деятельность. | Наглядное моделирование по картинно-графическому плану (пересказ по предметным картинкам), рассматривание предметов; показ картин, фотографий, кинофильмов; описание картин, игрушек; составление сюжетных рассказов. | Песенки, потешки, заклички, небылицы, сказки, литературные произведения; стихотворения, пословицы, поговорки, скороговорки, пальчиковые игры. |
Художественно-эстетическое развитие | Непосредственная образовательная деятельность, детские спектакли, развлечения, выставки, художественная викторина, изготовление украшений для группового помещения к праздникам. | Экспериментирование с материалами и инструментами, рисование, рассматривание, художественное конструирование. | Совместные праздники, посещение спектаклей, встречи с художниками. | Информационный, игровой, игровой, проектный, практический, составление гербариев листьев, ягод, плодов. | Наглядный (показ, рассматривание, наблюдение), словесный (объяснение, указания, анализ, убеждение, побуждение), практический (обследование, экспериментирование, упражнения в практических действиях, творческие игры, поисковые ситуации). | Художественная литература, фольклор, музыкальные произведения, произведения искусства (живописи, графики, скульптуры, конструирования), сказки, все виды театров, игры. |
Физическое развитие | Проведение физкультминуток, утренней гимнастики, соревнования, эстафеты. | Игры-забавы, подвижные игры, подвижные игры с правилами. | Консультативная, санитарно-просветительская и медико-педагогическая помощь, организация «круглых столов», организации дискуссий с элементами практикума по вопросам физического развития и воспитания детей, проведение «Дня здоровья» и физкультурных праздников. | Игровая, практическая, соревновательная деятельность. | Наглядный (показ физических упражнений, использование наглядных пособий, имитация, слуховые и зрительные ориентиры, рассматривание физкультурных пособий, картин, фотографий, просмотр видеофильмов, компьютерных презентаций о физических упражнениях, видах спорта, спортсменах); словесный (объяснения, пояснения, указания; анализ, оценка движений ребенка, команды, распоряжения, вопросы, обсуждения, беседы); практический (повторение упражнений, проведение упражнений в игровой и соревновательной форме). | Стихи, песни, пословицы, физкультминутки, атрибуты, картины, схемы-символы, спортивное оборудование |
2.4. Содержание коррекционной работы
Характеристика детей с общим недоразвитием речи с 3 уровнем речевого развития.
У детей с 3 уровнем речевого развития имеется развернутая фразовая речь с выраженными элементами недоразвития лексики, грамматики и фонетики. Важной особенностью речи ребенка является недостаточная сформированность словообразовательной деятельности. Для этих детей характерно неточное понимание и употребление обобщающих понятий, слов с абстрактным и переносным значением, незнание названий слов, выходящих за рамки повседневного и бытового общения. Наряду с лексическими ошибками у детей с 3 уровнем развития речи отмечается и специфическое своеобразие связной речи. Характерными особенностями связной речи являются нарушение связности и последовательности рассказа, смысловые пропуски существенных элементов сюжетной линии, заметная фрагментарность изложения, нарушение временных и причинно-следственных связей в тексте. Отмечается бедность и однообразие используемых языковых средств. Часто встречается неправильное оформление связей слов внутри фразы и нарушение межфразовых связей между предложениями. В самостоятельной речи типичным являются трудности в воспроизведении слов разной слоговой структуры и звуконаполняемости. Звуковая сторона речи характеризуется неточностью артикуляции некоторых звуков, неточностью дифференциации их на слух. Неточность фонематического восприятия проявляется в том, что дети с трудом выделяют первый и последний согласный, гласный звук в середине и конце слова, не подбирают картинки, в названии которых есть заданный звук.
2.5. Взаимодействие с семьей
Формы работы | Содержание работы | Сроки | Ответственный |
Консультирование Родительское собрание Анкетирование Папки- передвижки | 1.«Возрастные особенности детей 5-6 лет». 2. «Старший дошкольный возраст. Какой он?» 3. Анкетирование родителей с целью выявления запросов, интересов и пожеланий при организации образовательных и воспитательных услуг в детском сад. 4. «Режим дня», «Наши занятия» | Сентябрь | Логопед Морозова Е.Н., Босомыкина Н.А. |
Консультирование Вернисаж Фотовыставка | 1. «Развитие речи детей в процессе наблюдения за природой». 2. «Вместе с мамой». 3. «Я с бабушкой своею дружу давным-давно» (к дню пожилого человека) | Октябрь | Логопед Босомыкина Н.А., Морозова Е.Н., |
Конкурс Консультирование Совместное мероприятие на улице Выставка рисунков | 1. «Лучшая мамина заготовка» (ко дню матери) 2. «Какие сказки читать детям» 3. Операция «Румяные щёчки!» 21 ноября Всемирный день приветствия 4. «Портрет мамы» | Ноябрь | Босомыкина Н.А., Морозова Е.Н |
Конкурс самоделок Выставка поделок к новому году Родительское собрание Консультирование | 1.«Волшебные снежинки» 2.«Чудесные превращения» 3. «Речь вашего ребенка» 4.«Физкультура – ура!» (игры с мячом) | Декабрь | Морозова Е.Н Босомыкина Н.А. Логопед Физ.инструктор |
Газета Консультирование Папка-передвижка Выставка рисунков | 1. «Как я встретил Новый год». 2.«Одежда и здоровье детей» 3. «Наблюдение в природе зимой» 4. «Зимние забавы» | Январь | Босомыкина Н.А. Мед.сестра Морозова Е.Н. |
Акция Папка-передвижка Фотовыставка Физкультурное развлечение | 1. «Поможем пернатым друзьям» (изготовление кормушек для птиц) 2. «Отец как воспитатель» 3. «Мой папа самый лучший» 4. «Папа, дедушка и я – спортивная семья». | Февраль | Морозова Е.Н. Босомыкина Н.А. Физ.инструктор |
Консультирование Папка-передвижка Стенгазета Анкетирование | 1. «Прогулки и их значение» 2. «Роль развивающих игр для детей 5-6 лет» 3. «Мамины помощники» 4. «Игра и ребёнок» | Март | Мед.сестра Босомыкина Н.А. Морозова Е.Н. |
Памятка Газета Консультирование Памятка | 1. «Особенности весенней дороги» 2. «Обучаем ребёнка безопасному поведению на дороге» 3. «Советы Айболита» («Закаливание в саду и дома», «Поливитамины для детей», «Здоровье начинается со стопы», «Питание в детском саду», «Как одевать ребенка в садик?», «Нужные прививки».) 4. «Воспитание у детей интереса и любви к книге» | Апрель | Морозова Е.Н. Босомыкина Н.А. Мед.сестра |
Анкетирование, папка – передвижка | 1. «Что и как читаем дома?», 2. Азбука поведения на природе: «Учите видеть красоту природы» | Май | Босомыкина Н.А. Морозова Е.Н. Логопед |
2.6. Планирование работы с детьми
Планирование — основа содержания воспитательно-образовательной работы в ДОУ. Планирование позволяет устранить отрицательный эффект неопределенности, сосредоточить внимание на главных задачах, добиться экономичного функционирования и облегчить контроль. Планирование связано с предупреждением ошибок — с одной стороны, и с необходимостью использования всех возможностей — с другой.
Основу организации образовательного процесса составляет комплексно – тематический принцип с ведущей игровой деятельностью, а решение программных задач осуществляется в разных формах совместной деятельности взрослых и детей, а также в самостоятельной деятельности детей.
Тематическое планирование
Месяц | Неделя | Тема |
Сентябрь | 1 2 3 4 5 | «Мое летнее путешествие» «Мы снова вместе. Наша группа» «Народные игрушки» «Мой любимый детский сад» «Мы встречаем осень золотую» |
Октябрь | 1 2 3 4 | «Царство «Лешего». «Путешествие в хлебную страну» «Моя дружная семья. Культура поведения» « Моя республика. Природа Мордовии» |
Ноябрь | 1 2 3 4 | «Неделя вежливости» «Свойства бумаги и ткани. Мы исследователи» «Что было до…В мире техники» «Мальчики и девочки» |
Декабрь | 1 2 3 4 | «Здравствуй зимушка-зима! Зимний лес» «Мой организм. Что я знаю о себе» «Птицы и животные зимой» «Здравствуй, Дедушка Мороз! |
Январь | 2 3 4 | «Зимние забавы» «Кукольный домик» «Мордовское народное искусство» |
Февраль | 1 2 3 4 | «Путешествуем вокруг света» «Дома мама, и папа, а на работе?» «День защитника отечества» «Мы показываем театр» |
Март | 1 2 3 4 | «Маму я свою люблю. Профессии наших мам» «Природа просыпается после зимы» «Из чего же это сделано? (бумага, пластмасса, резина, полеэтилен)» «Мордовская народная культура и традиции» |
Апрель | 1 2 3 4 | «Веселые истории в нашей группе» «Первые полеты человека в космос» «Книжный гипермаркет» «Мы разные, мы вместе. Что рассказывают о России флаг и герб» |
Май | 1 2 3 4 | «День Победы» «Правила дорожного движения» «Подводный мир» «Веселое лето. Безопасное лето» |
2.7. Модель организации совместной деятельности воспитателя с воспитанниками.
Совместная деятельность взрослого и детей – основная модель организации образовательного процесса детей дошкольного возраста; деятельность двух и более участников образовательного процесса (взрослых и воспитанников) по решению образовательных задач на одном пространстве и в одно и то же время. Отличается наличием партнерской (равноправной) позиции взрослого и партнерской формой организации (возможность свободного размещения, перемещения и общения детей в процессе образовательной деятельности). Предполагает индивидуальную, подгрупповую, фронтальную формы работы с воспитанниками.
Организация совместной деятельности взрослых и детей должна распространяться как на проведение режимных моментов, так и на всю непосредственно общеобразовательную деятельность.
Формы образовательной деятельности в режимных моментах | Количество форм образовательной деятельности и культурных практик в неделю |
Общение | |
Ситуации общения воспитателя с детьми и накопления положительного социально-эмоционального опыта | Ежедневно |
Беседы и разговоры с детьми по их интересам | Ежедневно |
Игровая деятельность, включая сюжетно-ролевую игру с правилами и другие виды игр | |
Индивидуальные игры с детьми (сюжетно-ролевая, режиссерская, игра-драматизация, строительно-конструктивные игры) | 3 раза в неделю |
Совместная игра воспитателя и детей (сюжетно-ролевая, режиссерская, игра-драматизация, строительно-конструктивные игры) | 2 раза в неделю |
Детская студия (театрализованные игры) | 1 раз в 2 недели |
Досуг здоровья и подвижных игр | 1 раз в 2 недели |
Подвижные игры | Ежедневно |
Познавательная и исследовательская деятельность | |
Сенсорный игровой и интеллектуальный тренинг | 1 раз в 2 недели |
Опыты, эксперименты, наблюдения | 1 раз в 2 недели |
Наблюдения за природой (на прогулке) | Ежедневно |
Формы творческой активности, обеспечивающий художественно-эстетическое развитие детей | |
Музыкально-театральная гостиная | 1 раз в неделю |
Творческая мастерская | 1 раз в неделю |
Чтение литературных произведений | Ежедневно |
Самообслуживание и элементарный бытовой труд | |
Самообслуживание | Ежедневно |
Трудовые поручения | 1 раз в 2 недели |
На самостоятельную деятельность детей в режиме дня отводится не менее 3-4 часов.
2.8. Особенности организации совместной деятельности воспитателя с воспитанниками
Республика Мордовия - средняя полоса России: время начала и окончания тех или иных сезонных явлений (листопад, таяние снега и т.д.) и интенсивность их протекания; состав флоры и фауны; длительность светового дня; погодные условия и т.д. Эти факторы с необходимостью учитываются при составлении перспективно-тематического годового плана психолого-педагогической работы в ДОУ.
На занятиях по познанию окружающего мира, приобщению к культуре речи и подготовке к освоению грамоты дети знакомятся с явлениями природы, характерными для местности, в которой проживают (средняя полоса России); на занятиях по художественно-творческой деятельности (рисование, аппликация, лепка, конструирование) предлагаются для изображения знакомые детям звери, птицы, домашние животные, растения; на занятиях по развитию двигательно-экспрессивных способностей и навыков эти образы передаются через движение.
Целью примерного регионального модуля программы является приобщение дошкольников к культуре мордовского народа в процессе социально-личностного, познавательно-речевого, художественно-эстетического, физического развития.
Задачи заключаются:
- в формировании у детей чувства любви к родине на основе ознакомления с природным окружением, культурой и традициями народов, издавна проживающих на территории региона;
- формировании представлений о России как о родной стране и о Мордовии как своей малой родине;
- воспитании патриотизма, уважения к культурному прошлому России и Мордовии;
- формировании познавательного интереса к окружающей природе; к языку, литературе, истории, музыке, изобразительному искусству народов, проживающих в Мордовии;
- формировании чувства сопричастности к достижениям земляков в области культуры, науки, спорта;
-воспитании гражданско-патриотических чувств.
Региональная часть осуществляется в непосредственной образовательной, совместной и самостоятельной деятельности. Не малое место принадлежит, проектной деятельности, развивающим играм, чтению детской художественной литературы, включая произведения мордовских детских писателей, продуктивным видам деятельности, активному исследованию социального и природного мира с учетом регионального компонента. Большое внимание уделяется организованной развивающей предметно-пространственной среде, где дети могут заниматься самостоятельно, по собственной инициативе.
III. Организационный раздел
3.1. Оформление предметно-пространственной среды.
Развивающая предметно-пространственная среда дошкольной организации должна быть:
• содержательно-насыщенной, развивающей;
• трансформируемой;
• полифункциональной;
• вариативной;
• доступной;
• безопасной;
• здоровьесберегающей;
• эстетически-привлекательной
Оборудование помещений дошкольного учреждения должно быть безопасным, здоровьесберегающим, эстетически привлекательным и развивающим. Мебель должна соответствовать росту и возрасту детей, игрушки обеспечивать максимальный для данного возраста развивающий эффект.
Предметно-развивающая среда в группе | ||
Центр «Физкультурный уголок» | Расширение индивидуального двигательного опыта в самостоятельной деятельности | Оборудование для ходьбы, бега, равновесия Для прыжков Для катания, бросания, ловли Для ползания и лазания Атрибуты к подвижным и спортивным играм |
Центр «Уголок природы» | Расширение познавательного опыта, его использование в трудовой деятельности | Календарь природы Комнатные растения в соответствии с возрастными рекомендациями Сезонный материал Паспорта растений Стенд со сменяющимся материалом на экологическую тематику Макеты Литература природоведческого содержания, набор картинок, альбомы Обучающие и дидактические игры по экологии Инвентарь для трудовой деятельности Природный и бросовый материал. |
Центр «Уголок экспериментирования» | Расширение познавательного опыта, его использование в повседневной деятельности | Материал для проведения элементарных опытов |
Центр «Уголок развивающих игр» | Расширение познавательного сенсорного опыта детей | Дидактический материал по сенсорному воспитанию Дидактические игры Настольно-печатные игры Познавательный материал Материал для детского экспериментирования |
Центр «Строительный уголок» | Проживание, преобразование познавательного опыта в продуктивной деятельности. Развитие ручной умелости, творчества. Выработка позиции творца | Напольный строительный материал; Настольный строительный материал Пластмассовые конструкторы Транспортные игрушки |
Центр «Игровая зона» | Реализация ребенком полученных и имеющихся знаний об окружающем мире в игре. Накопление жизненного опыта | Атрибутика для с-р игр по возрасту детей («Семья», «Больница», «Магазин», «Парикмахерская») Предметы- заместители |
Центр «Уголок безопасности» | Расширение познавательного опыта, его использование в повседневной деятельности | Дидактические, настольные игры по профилактике ДТП Дорожные знаки Литература о правилах дорожного движения |
Центр «Уголок национальной культуры» | Расширение краеведческих представлений детей, накопление познавательного опыта | Государственная и Мордовская символика Образцы русских и мордовских костюмов Наглядный материала: альбомы, картины, фотоиллюстрации и др. Предметы русского и мордовского национального искусства, быта Детская художественной литературы |
Центр «Книжный уголок» | Формирование умения самостоятельно работать с книгой, «добывать» нужную информацию. | Детская художественная литература в соответствии с возрастом детей Иллюстрации по темам образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром и ознакомлению с художественной литературой Материалы о художниках – иллюстраторах Тематические выставки |
Центр «Театрализованный уголок» | Развитие творческих способностей ребенка, стремление проявить себя в играх-драматизациях | Ширмы Элементы костюмов Различные виды театров Предметы декорации |
Центр «Творческая мастерская» | Проживание, преобразование познавательного опыта в продуктивной деятельности. Развитие ручной умелости, творчества. Выработка позиции творца | Бумага разного формата, разной формы, разного тона, картон Достаточное количество цветных карандашей, красок, кистей, тряпочек, пластилина (стеки, доски для лепки) Достаточное количество ножниц с закругленными концами, клея, клеенок, тряпочек, салфеток для аппликации Бросовый материал (фольга, фантики от конфет и др.) Место для сменных выставок детских работ Альбомы- раскраски Предметы народно – прикладного искусства Трафареты |
Центр «Музыкальный уголок» | Развитие творческих способностей в самостоятельно-ритмической деятельности | Детские музыкальные инструменты Магнитофон Набор аудиозаписей Музыкальные игрушки (озвученные, не озвученные) Игрушки- самоделки Музыкально- дидактические игры Музыкально- дидактические пособия |
3.2. Режим дня, структура образовательной деятельности
Режим организации жизни детей в структурном подразделении «Детский сад №3 комбинированного вида»
Режим дня на холодный период
Режимные моменты |
|
Прием, осмотр, игры, утренняя гимнастика | 6.30-8.35 |
Подготовка к завтраку, завтрак | 8.35-8.50 |
Игры, подготовка к НОД | 8.50-9.00 |
Непосредственная образовательная деятельность, игровые ситуации (с учетом перерыва) | 9.00-10.30 |
Второй завтрак | 10.30-10.40 |
Подготовка к прогулке, прогулка | 10.40-12.10 |
Возвращение с прогулки, водные процедуры, игры | 12.10-12.20 |
Подготовка к обеду, обед | 12.20-12.40 |
Подготовка ко сну, сон | 12.40-15.00 |
Подъем, закаливающие процедуры | 15.00-15.20 |
Подготовка к полднику, полдник. Оздоровительные, закаливающие мероприятия Образовательные ситуации на игровой основе | 15.20-16.00 |
Подготовка к прогулке, прогулка Игры, самостоятельная деятельность | 16.00-16.50 |
Подготовка к ужину, ужин | 16.50-17.10 |
Вечерняя прогулка, уход домой | 17.10-18.30 |
Режим дня на теплый период
Режимные моменты |
|
Прием, осмотр, игры, утренняя гимнастика | 6.30-8.35 |
Подготовка к завтраку, завтрак | 8.35-8.50 |
Игры, подготовка к образовательной деятельности | 8.50-9.25 |
Подготовка к прогулке, прогулка, возвращение с прогулки | 9.25-12.10 |
Подготовка к обеду, обед | 12.10-12.40 |
Закаливающие мероприятия, релаксирующая гимнастика перед сном | 12.40-13.00 |
Подготовка ко сну, сон | 13.00-15.00 |
Постепенный подъем, пробуждающая гимнастика после сна, воздушные и водные процедуры | 15.00-15.30 |
Подготовка к полднику, полдник. | 15.30-16.00 |
Подготовка к прогулке, прогулка Игры, самостоятельная деятельность | 16.00-16.50 |
Подготовка к ужину, ужин | 16.50-17.10 |
Вечерняя прогулка, уход домой | 17.10-18.30 |
Сетка занятий
День недели | Время | Образовательная ситуация |
Понедельник | 1.9.00-9.25 2. 9.40-10.05 3. 10.30-11.00 | Логопедическое занятие Музыка Рисование/Лепка |
Вторник | 1. 9.00-9.25 2. 9.55-10.20 3. 10.40-11.05 | Логопедическое занятие Подготовка к обучению грамоте Математическое развитие Физическая культура |
Среда | 1. 9.00-9.25 2. 9.40-10.05 3. 10.20-10.45 | Логопедическое занятие Подготовка к обучению грамоте Физическая культура |
Четверг | 1.9.00-9.25 2. 9.40-10.05 Вторая половина дня 3.15.40-16.05 | Речевое развитие Аппликация/конструирование Исследование объектов живой и неживой природы, экспериментирование/ Познание предметного и социального мира, освоение безопасного мира |
Пятница | 1. 9.00-9.25 2. 9.35-10.00 3.10.15.-10.40. | Логопедическое занятие Музыка Физическая культура на свежем воздухе |
Двигательный режим
Подвижные игры во время приема детей | Ежедневно7-10 мин. |
Утренняя гимнастика | Ежедневно 7-10мин. |
Физкультминутки | 2-3 мин. |
Музыкально-ритмические движения | НОД по музыкальному развитию 10-12 мин. |
НОД по физическому развитию | 3 раза в неделю 15-20 мин. |
Подвижные игры | Ежедневно не менее двух игр по 8-10 мин. |
Оздоровительные мероприятия | Ежедневно 7 мин. |
Физические упражнения игровые задания | Ежедневно, сочетая упражнения по выбору 8-10 мин. |
Физкультурный досуг | 1 раз в месяц по 25-30 мин. |
Спортивный праздник | 2 раза в год по 25-30 мин. |
Самостоятельная двигательная деятельность детей в течение дня | Ежедневно. Характер и продолжительность зависят от индивидуальных данных и потребностей детей. Проводится под руководством воспитателя. |
Схема закаливания
Фактор | Мероприятия | Периодичность |
Облегченная одежда | в течении дня | ежедневно, в течении года |
Одежда по сезону | на прогулках | ежедневно, в течении года |
Прогулка на свежем воздухе | после занятий, после сна | ежедневно, в течении года |
Утренняя гимнастика на воздухе | июнь-август | |
Физкультурные занятия на воздухе | в течении года | |
Воздушные ванны | после сна | ежедневно, в течении года |
Выполнение режима | по графику | ежедневно, в течении года |
3.3. Перечень методических пособий.
№ | Название развития | Программа | Технологии и методики |
1. | Социально-коммуникативное развитие | «Юный Эколог» С.Н.Николаева; | «Я-Человек» С.А.Козловой |
2. | Познавательное развитие | «Математические ступеньки» Е.В.Колесникова; «Мы в Мордовии живем» О.В.Бурляева | Методика реализации программы с помощью учебно-методического комплекта О.С. Ушаковой Примерный региональный модуль программы ДО |
3. | Речевое развитие | «Занятия по развитию речи с детьми 3-7лет» О.С.Ушакова «Программа обучения» Т.Б. Филичева, Чиркина Г.В.; | Методика реализации программы с помощью учебно-методического комплекта О.С. Ушаковой Коррекционное обучение и воспитание детей 5-летнего возраста с общим недоразвитием речи |
4. | Художественно-эстетическое развитие | «Цветные ладошки». Лыкова И.А. | «Конструирование и ручной труд» Л.В.Куцаковой |
5. | Физическое развитие | Физкультурные занятия в детском саду старшая группа Пензулаева Л.И. | Целевая программа «Здоровый ребенок» |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа воспитателя старшей группы по программе Вераксы "От рождения до школы"
Рабочая программа воспитателя старшей группы, содержит перспективные планы по математике. изо, развитию речи, экологии, ознакомлению с окружающим. Программа опробирована двумя группами, получен очень ...
Консультация для воспитателей "Рабочая программа в старшей группе. Программа "Развитие"
Рабочая программа...
рабочая программа для старшей группы по программе "ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ"
Моя программа поможет в работе при планировании образовательной деятельности с детьми 5 - 6 лет....
Рабочая программа для старшей группы по программе "От рождения до школы"
Целью рабочей программы является создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психически...
Рабочая программа для старшей группы.Перспективный план для старшей группы.
Годовые задачи,сетка занятий....
Рабочая программа для старшей группы учтены концептуальные положения используемой в ДОУ примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой.
Программа спроектирована с учетом примерной основной образовательной программой дошкольного образования, которая одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (...
Рабочая программа воспитателей старшей группы ГБОУ Школа № 851 группы № 7 «Теремок» с учетом ФГОС ДО на 2016-2017 учебный год составлена на основе примерной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Н.Е. Верак
СОДЕРЖАНИЕ 1. Целевой раздел Рабочей программы………………………………………………&hell...