Консультация для воспитателей дошкольного образования.
календарно-тематическое планирование (младшая группа) на тему
Практический материал по созданию проблемных ситуаций с детьми младшего дошкольного возраста
(алгоритм работы и тематическое планирование)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
reshenie_problemnyh_situatsiy_s_detmi_mladshego_doshkolnogo_vozrasta_chistovik.doc | 177 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для воспитателей дошкольного образования.
Практический материал по созданию проблемных ситуаций с детьми младшего дошкольного возраста
(алгоритм работы и тематическое планирование)
Подготовила: воспитатель I категории Михалёва Н.А.
Решение проблемных ситуаций с детьми младшего дошкольного возраста
В младшем дошкольном возрасте вся деятельность ребенка подчинена одному – познанию окружающего мира и себя в нем. Современный мир – мир постоянно изменяющийся и развивающийся. Для успешной адаптации и самореализации ребенка в обществе необходимо изменить наш взгляд на сложившуюся систему методов и приемов воспитания. Основная наша задача – подготовить ребенка к жизни в завтрашнем дне, научить его справляться с возникающими проблемами.
В жизни дети часто встречаются с теми или иными трудностями, но мы – взрослые –ограждаем детей от них, не давая им возможности самостоятельно подумать, поэкспериментировать, и, наконец, самостоятельно справиться с проблемами. Почему так происходит? Чаще всего из-за нехватки нашего времени, из-за возможности возникновения опасности в некоторых ситуациях для ребенка. Мы считаем наших детей недостаточно компетентными во многих вопросах, неспособными разобраться в проблемах и найти выход из них. Дети привыкают просить помощи, подсказки у взрослых, вырастают неготовыми к реалиям жизни.
Именно поэтому очень важно детям еще в раннем возрасте научиться адекватно оценивать происходящее вокруг, проводить аналогии с ранее пережитым, преобразовывая свой прошлый опыт, делать обобщения, находить новые пути исследования.
Основная задача детского сада – наполнить повседневную жизнь ребенка в группе интересными делами, идеями, проблемами, включить каждого малыша в содержательную деятельность. Очень важно «пробудить» у малышей интерес к проблемным ситуациям и желание творчески решить их.
Перед собой мы поставили следующие задачи:
• расширять представления детей об объектах окружающего мира, явлениях действительности и их отношениях;
• продолжать развивать речь детей: обогащать и активизировать словарь, развивать связную, грамматически правильную речь, умение давать разные варианты ответов на поставленный вопрос;
• учить детей находить и объяснять наличие отрицательных и положительных признаков в различных объектах;
• учить детей находить общее в ситуациях, сравнивать и на этой основе проводить аналогии;
• учить детей слушать друг друга;
• развивать умение видеть и принимать проблемную ситуацию, с помощью взрослого формулировать противоречие на полуактивном этапе и решать его; побуждать к выбору лучшего из предложенных решений.
Нами были разработаны:
• - перспективный план решения проблемных ситуаций, который включает в себя предварительную работу, а также игры и творческие задания по теме проблемной ситуации (Приложение 1),
• - протоколы решения проблемных ситуаций (Приложение 2),
• - картотека проблемных ситуаций реального (бытового) и сказочного плана (Приложение 3),
• - копилка игр и творческих заданий (по разделам): игры на умение различать реальный и фантастический мир, игры на формирование понятия «противоречие», игры на развитие воображения, игры на формирование системного мышления (Приложение 4).
За основу построения работы с творческой задачей мы взяли алгоритм, разработанный Н.Н. Хоменко и Т.А. Сидорчук.
Шаг № 1 – обсуждение проблемного поля, из которого формируется задача.
Шаг № 2 – формулировка задачи (составляется в занимательной для ребёнка форме), вопросы: «Как быть? Что делать?» (выслушивание вариантов ответов без оценки решения, поощрение самых необычных).
Шаг № 3 – формулировка противоречия.
Шаг № 4 – ИКР (идеальный конечный результат) – сам объект решает задачу, используя свои ресурсы.
Шаг № 5 – обследование ресурсов объектов для решения противоречия.
Шаг № 6 – формулировка подзадач, которые необходимо решить для реализации предлагаемого решения.
Шаг № 7 – рефлексия: Что делали? Как? Зачем?
На первом этапе мы использовали в работе с детьми проблемные ситуации, составленные Леновой Е.И., Бронниковой Н.С., Смельцовой О.А. Постепенно мы усвоили алгоритм решения творческих задач, последовательность диалога с детьми. В дальнейшем сами составляли проблемные ситуации, привлекая к созданию копилки ситуаций коллег своего дошкольного учреждения и родителей воспитанников.
Проблемные ситуации подбирали таким образом, чтобы они были понятны и знакомы детям, связаны с программой и временем года: «Как полить цветы без лейки», «Во что собрать грибы в лесу, если нет корзинки», «Надо расчистить дорожку от снега, а лопатки нет», «Нужно слепить снеговика, а снега мало», «Как построить гараж для машины», «Как играть в песок баз совка?» и др.
Сказочные ситуации брали из знакомых ребятам сказок («Как козляткам не пустить волка в дом?», «Как Маше не заблудиться в лесу?»), а также из стихотворений А. Барто, любимых нашими детьми: «Как бычку пройти по доске и не упасть?», «Как зайке не промокнуть под дождем?», «Как девочке быстро найти козленка в саду?».
В самом начале работы по решению творческих заданий возникла необходимость проведения предварительной работы, «введения детей в проблему» с целью выявления, закрепления и обогащения имеющихся у детей представлений о той или иной ситуации. От этого в большой степени зависит «успешность» решения проблемы. В предварительную работу мы включали чтение книг, рассматривание иллюстраций, картин, наблюдения, беседы с детьми, экспериментирование, рисование, лепку, конструирование, подвижные игры и т.д.
Так, например, перед решением проблемной ситуации «Будем рисовать красками, а кисточек нет» проводилась предварительная работа – рисование разными способами; перед решением проблемной ситуации «Нужно слепить снеговика, а снега мало», мы с детьми лепили снежные фигуры разной величины, на занятиях по изобразительной деятельности знакомились со способом налепа («Вазочка»), перед решением творческой задачи «Как Маше не заблудиться в лесу?» проводились игры с лабиринтами и т.п.
Мы знаем, что внимание детей в младшем дошкольном возрасте еще неустойчиво, произвольные процессы не развиты, детям часто требуется смена положения. Поэтому для поддержания интереса детей очень важно использовать сюрпризные моменты, «секреты», а также включать каждого ребенка в процессе решения задачи в практическую деятельность (имитация движений, передача эмоционального состояния героев и т.п.).
Сам объект или ситуация схематизируются на доске (или листе ватмана). Все схемы-зарисовки проблемных ситуаций мы складываем в файловую папку и предоставляем в свободное пользование детям. Наблюдая за детьми, мы заметили, что дети самостоятельно обращаются к этой папке (мы назвали ее «Маленькие волшебники»), вспоминая задания и придумывая все новые варианты решений проблемных ситуаций.
Определив вместе с детьми решение проблемы, каждому ребенку мы предлагали поучаствовать в продуктивной деятельности: раскрасить колокольчик для козленка, нарисовать иголки для ежика, «спрятать» зайку под листком. Это способствует осознанию ребенком своего решения, развитию уверенности в своих силах («Я могу решить проблему!»). Свои рисунки дети показывали вечером родителям, рассказывая о том, какую проблемную ситуацию они решали и как помогли тому или иному персонажу.
В результате работы по решению творческих задач дети стали более активны, наблюдательны и общительны. Они сами «видят» проблемные ситуации, формулируют противоречия, находят разные варианты решения. У детей развивается познавательный интерес, желание исследовать, экспериментировать, рассуждать и доказывать.
ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ С ДЕТЬМИ
ОКТЯБРЬ
Неделя | Проблемная ситуация | Предварительная Работа | Игры и творческие задания |
1. | «Как мышкам достать сыр?» | - чтение С.Маршак «Котауси и Мауси» - подвижные игры «Мышеловка», «Кот и мыши». | 1. Игры на выделение имени признака (действие) 2. «Что это? Что умеет делать?» 3. «Из каких частей состоит?» |
2. | «Дом для лисички» | - чтение р.н.с. «Лиса и заяц», рассматривание иллюстраций - рассматривание иллюстраций с изображением леса, деревьев - конструирование домиков | 1. Игры на выделение имени признака (материал) 2. «Что лишнее?» 3. «Где живет?» |
3. | «Как достать игрушку?» | - чтение С.Маршак «Мой веселый, звонкий мяч» - игры-экспериментирования «Что длиннее?» - подвижные игры с мячом | 1. Игры на выделение имени признака (размер) 2. Игра «Теремок» (игрушки) 3. «Как сделать?» 4. «Угадай, где я была» |
4. | «Как достать шар?» | - упражнение «Достань до колокольчика» - игры с воздушными шарами | 1. Игры на выделение имени признака (цвет) 2. «Друзья» 3. «Подсказки природы» |
НОЯБРЬ
Неделя | Проблемная ситуация | Предварительная Работа | Игры и творческие Задания |
1. | «Как собрать ягоды без корзинки?» | - рассматривание иллюстраций по теме - лепка «Корзина с ягодами» | 1. Игры на выделение имени призна (количество) 2. «Что на что похоже?» 3. «Из каких частей состоит?» |
2. | «Будем рисовать красками, а кисточек нет» | - рисование разными способами | 1. Игры на выделение имени призна (цвет) 2. « Скажи наоборот» 3. «Природный и рукотворный мир» |
3. | «Как Маше не заблудиться в лесу?» | - чтение р.н.с. «Машенька и медведь», рассматривание иллюстраций - игры с лабиринтами | 1. Игры на выделение имени призна (место) 2. Игра «Теремок» 3. «Как сделать?» 4. «Угадай, где я была» |
4. | «Дверь в группу захлопнулась, а ключа нет» | - бытовые проблемные ситуации - д/игра «Телефон» | 1. «Что будет, если…» 2. «Друзья» 3. «Объяснялки» 4. Игры на выделение имени призна (звук) |
ДЕКАБРЬ
Неделяля | Проблемная ситуация | Предварительная работа | Игры и творческие задания |
1. | «Как сделать так, чтобы яичко не упало и не разбилось?» | - чтение р.н.с. «Курочка Ряба» - экспериментирование с округлыми предметами | 1. Игры на выделение имени призна (форма) 2. « Скажи наоборот» 3. «Природный и рукотворный мир» |
2. | «Прыгающее мыло» | - чтение К. Чуковский «Мойдодыр» - рассматривание алгоритма мытья рук, выкладывание последовательности - игры с мыльными пузырями | 1. «Хорошо - плохо» 2. «Паровозик» |
3. | «Хрупкое – не хрупкое» | - «Ящик ощущений» (узнай на ощупь) | 1. Игра «Теремок» (хрупкие объект 2. «Бывает – не бывает» 3. Игры на выделение имени призна (материал) |
4. | «Нужно слепить снеговика, а снега мало» | - лепка снежных фигур - лепка «Вазочка» (способ налепа) | 1. «Назови, что ты видишь» 2. «Что на что похоже» |
ЯНВАРЬ
Неделя | Проблемная ситуация | Предварительная Работа | Игры и творческие задания |
1. | «Убегающие сапожки» | - рассматривание и сравнение детских сапожек при одевании на прогулку - д/и «Оденем куклу на прогулку» | 1. «Эта ситуация из какого мира?» 2. «Что лишнее?» 3. «Теремок» (одежда, обувь) |
2. | «Как полить цветы без лейки» | - полив комнатных растений - рисование «Любимый цветок» | 1. «Что на что похоже» 2. «Объяснялки» 3. Игры на выделение имени призна (влажность) |
3. | «Как сделать чай сладким» | - чаепитие в группе - лепка «Угощение к чаю» | 1. «Фантазеры» 2. «Что перепутал художник?» 3. «Теремок» (из чего варят суп, из пекут пироги, с чем пьют чай) 4. Игры на выделение имени призна (вкус) |
4. | «2 мальчика хотят поиграть, а машинка одна» | - рассматривание картин из серии «Мы играем» | 1. «Объяснялки» 2. «Друзья» |
ФЕВРАЛЬ
Неделя | Проблемная ситуация | Предварительная Работа | Игры и творческие задания |
1. | «Как построить гараж для машины» | - игры со строителем - сюжетно-ролевые игры | 1. «Что это? Что умет делать?» 2. «Теремок» 3. Игры на выделение имени призна (части) |
2. | «В чай положили сахар, но нет ложки, чтобы его размешать» | - бытовые проблемные ситуации - экспериментирование «Что растворяется в воде» | 1. «Скажи наоборот» 2. «Хорошо - плохо» |
3. | «Идет бычок, качается» | - чтение стихов А. Барто - ходьба по доске, скамейке на физкультурном занятии - игры со строителем | 1. «Бывает – не бывает» 2. «Что может случиться если…» 3. «Скажи наоборот» |
4. | «Не хватает стульчиков» | - бытовые проблемные ситуации (не хватает чего-либо) | 1. «Фантазеры» 2. «Что на что похоже» 3. Игры на выделение имен признак |
МАРТ
Неделя | Проблемная ситуация | Предварительная работа | Игры и творческие задани |
1. | «Как вымыть руки без мыла» | - рассматривание алгоритма мытья рук - игры с мыльными пузырями - д/и «Купание куклы» | 1. «Что это такое?» 2. «Бывает – не бывает» 3. «Теремок» |
2. | «Как съесть суп без ложки» | - бытовые ситуации, дежурство - сюжетные игры | 1. «Фантазеры» 2. «Эта ситуация из какого мира?» 3. «Теремок» |
3. | «Как погладить ежика» | - разучивание песенки «Маленький ежик» - лепка «Ёжик» | 1. «Что это? Что умеет делать?» 2. «Ты – мой кусочек» (часть – цело 3. Игры на выделение имени призна (рельеф) |
4. | «Как козляткам не пустить волка в дом» | - чтение сказки «Волк и 7 козлят» - игра «Угадай, кто позвал» | 1. «Скажи наоборот» 2. Игры с кругами Луллия |
АПРЕЛЬ
Неделя | Проблемная ситуация | Предварительная работа | Игры и творческие задани |
1. | «Как перейти через лужу» | - наблюдения на прогулке за весенними изменениями в природе | 1. «Что может случиться, если…» 2. «Хорошо - плохо» |
2. | «Зайку бросила хозяйка» | - чтение стихов А. Барто, рассматривание иллюстраций | 1. «Фантазеры» 2. «Мои друзья» 3. «Теремок» (игрушки, одежда, обу |
3. | «Как не заблудиться козленку» | - чтение стихов А. Барто - аппликация «Козленок» | 1. «Угадай – ка» 2. «Объяснялки» |
4. | «Как играть в песок без совка» | - игры с песком | 1. «Хорошо – плохо» 2. «Угадай, где я была» |
МАЙ
Неделя | Проблемная ситуация | Предварительная Работа | Игры и творческие задания |
1. | «Как согреться в помещении без отопления» | - бытовые ситуации | 1. «Что может случиться, если…» 2. «Объяснялки» |
2. | «Как прорыхлить растения» | - труд в цветнике, на огороде - уход за комнатными растениями - рассматривание иллюстраций | 1. «Фантазеры» 2. «Что на что похоже» |
3. | «Как попить воды без чашки» | - бытовые ситуации - аппликация «Чайная пара» | 1. «Бывает – не бывает» 2. «Объяснялки» |
4. | «Тише, Танечка, не плачь!» | - чтение стихов А. Барто, рассматривание иллюстраций | 1. «Фантазеры - 2» 2. «Что это? Что умеет делать?» |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для воспитателей "Профессиональный стандарт педагога-воспитателя дошкольного образования"
В профстандарте педагога представлены требования к педагогу дошкольного образования, отражающие специфику его работы на дошкольном уровне образования....
Консультация для воспитателей «STEM-ОБРАЗОВАНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»
В настоящее время наблюдается технологическая революция. Высокотехнологичные продукты и инновационные технологии становятся неотъемлемыми составляющими современного общества. В детских образовательных...
Консультация для воспитателей дошкольного образования «Содержание работы по формированию элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста»
С ранних лет важно не только сообщать детям готовые знания, но и развивать умственные способности детей, научить их самостоятельно, осознанно получать знания и использовать их в жизни....
Консультация для воспитателей дошкольного образования средней и старших групп «Дыхательная гимнастика в детском саду»
Консультация для воспитателей дошкольного образования средней и старших групп «Дыхательная гимнастика в детском саду»...
Консультация для воспитателей дошкольного образования групп интегрированного обучения и воспитания «Игры для развития тактильного восприятия»
Консультация для воспитателей дошкольного образования групп интегрированного обучения и воспитания «Игры для развития тактильного восприятия»...
Консультация для воспитателей дошкольного образования «Формирование у детей дошкольного возраста представлений о математических характеристиках окружающего мира в развивающих играх»
Консультация для воспитателей дошкольного образования «Формирование у детей дошкольного возраста представлений о математических характеристиках окружающего мира в развивающих играх»...
Консультация для воспитателей дошкольного образования «Использование подвижных игр и игровых упражнений для развития основных видов движений»
Консультация для воспитателей дошкольного образования «Использование подвижных игр и игровых упражнений для развития основных видов движений»...