Консультация для воспитателей дошкольного образования.
календарно-тематическое планирование (младшая группа) на тему

Михалёва Наталья Александровна

Практический материал по созданию проблемных ситуаций с детьми младшего дошкольного возраста
(алгоритм работы и тематическое планирование)


 

Скачать:


Предварительный просмотр:









Консультация для воспитателей дошкольного образования.

Практический материал по созданию проблемных ситуаций с детьми младшего дошкольного возраста
(алгоритм работы и тематическое планирование)





















Подготовила: воспитатель I категории Михалёва Н.А.





Решение проблемных ситуаций с детьми младшего дошкольного возраста

В младшем дошкольном возрасте вся деятельность ребенка подчинена одному – познанию окружающего мира и себя в нем. Современный мир – мир постоянно изменяющийся и развивающийся. Для успешной адаптации и самореализации ребенка в обществе необходимо изменить наш взгляд на сложившуюся систему методов и приемов воспитания. Основная наша задача – подготовить ребенка к жизни в завтрашнем дне, научить его справляться с возникающими проблемами.

В жизни дети часто встречаются с теми или иными трудностями, но мы – взрослые –ограждаем детей от них, не давая им возможности самостоятельно подумать, поэкспериментировать, и, наконец, самостоятельно справиться с проблемами. Почему так происходит? Чаще всего из-за нехватки нашего времени, из-за возможности возникновения опасности в некоторых ситуациях для ребенка. Мы считаем наших детей недостаточно компетентными во многих вопросах, неспособными разобраться в проблемах и найти выход из них. Дети привыкают просить помощи, подсказки у взрослых, вырастают неготовыми к реалиям жизни.

Именно поэтому очень важно детям еще в раннем возрасте научиться адекватно оценивать происходящее вокруг, проводить аналогии с ранее пережитым, преобразовывая свой прошлый опыт, делать обобщения, находить новые пути исследования.

Основная задача детского сада – наполнить повседневную жизнь ребенка в группе интересными делами, идеями, проблемами, включить каждого малыша в содержательную деятельность. Очень важно «пробудить» у малышей интерес к проблемным ситуациям и желание творчески решить их.

Перед собой мы поставили следующие задачи:

• расширять представления детей об объектах окружающего мира, явлениях действительности и их отношениях;

• продолжать развивать речь детей: обогащать и активизировать словарь, развивать связную, грамматически правильную речь, умение давать разные варианты ответов на поставленный вопрос;

• учить детей находить и объяснять наличие отрицательных и положительных признаков в различных объектах;

• учить детей находить общее в ситуациях, сравнивать и на этой основе проводить аналогии;

• учить детей слушать друг друга;

• развивать умение видеть и принимать проблемную ситуацию, с помощью взрослого формулировать противоречие на полуактивном этапе и решать его; побуждать к выбору лучшего из предложенных решений.

Нами были разработаны:

• - перспективный план решения проблемных ситуаций, который включает в себя предварительную работу, а также игры и творческие задания по теме проблемной ситуации (Приложение 1),

• - протоколы решения проблемных ситуаций (Приложение 2),

• - картотека проблемных ситуаций реального (бытового) и сказочного плана (Приложение 3),

- копилка игр и творческих заданий (по разделам): игры на умение различать реальный и фантастический мир, игры на формирование понятия «противоречие», игры на развитие воображения, игры на формирование системного мышления (Приложение 4).

За основу построения работы с творческой задачей мы взяли алгоритм, разработанный Н.Н. Хоменко и Т.А. Сидорчук.

Шаг № 1 – обсуждение проблемного поля, из которого формируется задача.

Шаг № 2 – формулировка задачи (составляется в занимательной для ребёнка форме), вопросы: «Как быть? Что делать?» (выслушивание вариантов ответов без оценки решения, поощрение самых необычных).

Шаг № 3 – формулировка противоречия.

Шаг № 4 – ИКР (идеальный конечный результат) – сам объект решает задачу, используя свои ресурсы.

Шаг № 5 – обследование ресурсов объектов для решения противоречия.

Шаг № 6 – формулировка подзадач, которые необходимо решить для реализации предлагаемого решения.

Шаг № 7 – рефлексия: Что делали? Как? Зачем?

На первом этапе мы использовали в работе с детьми проблемные ситуации, составленные Леновой Е.И., Бронниковой Н.С., Смельцовой О.А. Постепенно мы усвоили алгоритм решения творческих задач, последовательность диалога с детьми. В дальнейшем сами составляли проблемные ситуации, привлекая к созданию копилки ситуаций коллег своего дошкольного учреждения и родителей воспитанников.

Проблемные ситуации подбирали таким образом, чтобы они были понятны и знакомы детям, связаны с программой и временем года: «Как полить цветы без лейки», «Во что собрать грибы в лесу, если нет корзинки», «Надо расчистить дорожку от снега, а лопатки нет», «Нужно слепить снеговика, а снега мало», «Как построить гараж для машины», «Как играть в песок баз совка?» и др.

Сказочные ситуации брали из знакомых ребятам сказок («Как козляткам не пустить волка в дом?», «Как Маше не заблудиться в лесу?»), а также из стихотворений А. Барто, любимых нашими детьми: «Как бычку пройти по доске и не упасть?», «Как зайке не промокнуть под дождем?», «Как девочке быстро найти козленка в саду?».

В самом начале работы по решению творческих заданий возникла необходимость проведения предварительной работы, «введения детей в проблему» с целью выявления, закрепления и обогащения имеющихся у детей представлений о той или иной ситуации. От этого в большой степени зависит «успешность» решения проблемы. В предварительную работу мы включали чтение книг, рассматривание иллюстраций, картин, наблюдения, беседы с детьми, экспериментирование, рисование, лепку, конструирование, подвижные игры и т.д.

Так, например, перед решением проблемной ситуации «Будем рисовать красками, а кисточек нет» проводилась предварительная работа – рисование разными способами; перед решением проблемной ситуации «Нужно слепить снеговика, а снега мало», мы с детьми лепили снежные фигуры разной величины, на занятиях по изобразительной деятельности знакомились со способом налепа («Вазочка»), перед решением творческой задачи «Как Маше не заблудиться в лесу?» проводились игры с лабиринтами и т.п.

Мы знаем, что внимание детей в младшем дошкольном возрасте еще неустойчиво, произвольные процессы не развиты, детям часто требуется смена положения. Поэтому для поддержания интереса детей очень важно использовать сюрпризные моменты, «секреты», а также включать каждого ребенка в процессе решения задачи в практическую деятельность (имитация движений, передача эмоционального состояния героев и т.п.).

Сам объект или ситуация схематизируются на доске (или листе ватмана). Все схемы-зарисовки проблемных ситуаций мы складываем в файловую папку и предоставляем в свободное пользование детям. Наблюдая за детьми, мы заметили, что дети самостоятельно обращаются к этой папке (мы назвали ее «Маленькие волшебники»), вспоминая задания и придумывая все новые варианты решений проблемных ситуаций.

 

Определив вместе с детьми решение проблемы, каждому ребенку мы предлагали поучаствовать в продуктивной деятельности: раскрасить колокольчик для козленка, нарисовать иголки для ежика, «спрятать» зайку под листком. Это способствует осознанию ребенком своего решения, развитию уверенности в своих силах («Я могу решить проблему!»). Свои рисунки дети показывали вечером родителям, рассказывая о том, какую проблемную ситуацию они решали и как помогли тому или иному персонажу.

В результате работы по решению творческих задач дети стали более активны, наблюдательны и общительны. Они сами «видят» проблемные ситуации, формулируют противоречия, находят разные варианты решения. У детей развивается познавательный интерес, желание исследовать, экспериментировать, рассуждать и доказывать.








ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ С ДЕТЬМИ

ОКТЯБРЬ

Неделя

Проблемная ситуация

Предварительная

Работа

Игры

и творческие задания

1.

«Как мышкам

достать сыр?»

- чтение С.Маршак «Котауси и

Мауси»

- подвижные игры

«Мышеловка», «Кот и мыши».

1. Игры на выделение имени

признака (действие)

2. «Что это? Что умеет делать?»

3. «Из каких частей состоит?»

2.

«Дом для лисички»

- чтение р.н.с. «Лиса и заяц»,

рассматривание иллюстраций

- рассматривание иллюстраций с изображением леса, деревьев

- конструирование домиков

1. Игры на выделение имени

признака (материал)

2. «Что лишнее?»

3. «Где живет?»

3.

«Как достать игрушку?»

- чтение С.Маршак «Мой веселый, звонкий мяч»

- игры-экспериментирования

«Что длиннее?»

- подвижные игры с мячом

1. Игры на выделение имени признака (размер)

2. Игра «Теремок» (игрушки)

3. «Как сделать?»

4. «Угадай, где я была»

4.

«Как достать шар?»

- упражнение «Достань до

колокольчика»

- игры с воздушными шарами

1. Игры на выделение имени

признака (цвет)

2. «Друзья»

3. «Подсказки природы»

НОЯБРЬ

Неделя

Проблемная ситуация

Предварительная

Работа

Игры и творческие

Задания

1.

«Как собрать ягоды

без корзинки?»

- рассматривание иллюстраций по

теме

- лепка «Корзина с ягодами»

1. Игры на выделение имени призна

(количество)

2. «Что на что похоже?»

3. «Из каких частей состоит?»

2.

«Будем рисовать

красками, а кисточек нет»

- рисование разными способами

1. Игры на выделение имени призна

(цвет)

2. « Скажи наоборот»

3. «Природный и рукотворный мир»

3.

«Как Маше не

заблудиться в лесу?»

- чтение р.н.с. «Машенька и

медведь», рассматривание иллюстраций

- игры с лабиринтами

1. Игры на выделение имени призна

(место)

2. Игра «Теремок»

3. «Как сделать?»

4. «Угадай, где я была»

4.

«Дверь в группу

захлопнулась, а ключа нет»

- бытовые проблемные ситуации

- д/игра «Телефон»

1. «Что будет, если…»

2. «Друзья»

3. «Объяснялки»

4. Игры на выделение имени призна

(звук)

ДЕКАБРЬ

Неделяля

Проблемная ситуация

Предварительная работа

Игры и творческие задания

1.

«Как сделать так,

чтобы яичко не упало и не разбилось?»

- чтение р.н.с. «Курочка Ряба»

- экспериментирование с округлыми предметами

1. Игры на выделение имени призна

(форма)

2. « Скажи наоборот»

3. «Природный и рукотворный мир»

2.

«Прыгающее мыло»

- чтение К. Чуковский

«Мойдодыр»

- рассматривание алгоритма мытья рук, выкладывание последовательности

- игры с мыльными пузырями

1. «Хорошо - плохо»

2. «Паровозик»

3.

«Хрупкое – не

хрупкое»

- «Ящик ощущений» (узнай на

ощупь)

1. Игра «Теремок» (хрупкие объект

2. «Бывает – не бывает»

3. Игры на выделение имени призна

(материал)

4.

«Нужно слепить снеговика, а снега

мало»

- лепка снежных фигур

- лепка «Вазочка» (способ налепа)

1. «Назови, что ты видишь»

2. «Что на что похоже»

ЯНВАРЬ

Неделя

Проблемная

ситуация

Предварительная

Работа

Игры

и творческие задания

1.

«Убегающие

сапожки»

- рассматривание и сравнение

детских сапожек при одевании на прогулку

- д/и «Оденем куклу на прогулку»

1. «Эта ситуация из какого мира?»

2. «Что лишнее?»

3. «Теремок» (одежда, обувь)

2.

«Как полить цветы

без лейки»

- полив комнатных растений

- рисование «Любимый цветок»

1. «Что на что похоже»

2. «Объяснялки»

3. Игры на выделение имени призна

(влажность)

3.

«Как сделать чай

сладким»

- чаепитие в группе

- лепка «Угощение к чаю»

1. «Фантазеры»

2. «Что перепутал художник?»

3. «Теремок» (из чего варят суп, из пекут пироги, с чем пьют чай)

4. Игры на выделение имени призна

(вкус)

4.

«2 мальчика хотят

поиграть, а машинка одна»

- рассматривание картин из серии

«Мы играем»

1. «Объяснялки»

2. «Друзья»

ФЕВРАЛЬ

Неделя

Проблемная

ситуация

Предварительная

Работа

Игры

и творческие задания

1.

«Как построить гараж для машины»

- игры со строителем

- сюжетно-ролевые игры

1. «Что это? Что умет делать?»

2. «Теремок»

3. Игры на выделение имени призна

(части)

2.

«В чай положили

сахар, но нет ложки, чтобы его размешать»

- бытовые проблемные ситуации

- экспериментирование «Что растворяется в воде»

1. «Скажи наоборот»

2. «Хорошо - плохо»

3.

«Идет бычок,

качается»

- чтение стихов А. Барто

- ходьба по доске, скамейке на физкультурном занятии

- игры со строителем

1. «Бывает – не бывает»

2. «Что может случиться если…»

3. «Скажи наоборот»

4.

«Не хватает стульчиков»

- бытовые проблемные ситуации

(не хватает чего-либо)

1. «Фантазеры»

2. «Что на что похоже»

3. Игры на выделение имен признак

МАРТ

Неделя

Проблемная ситуация

Предварительная работа

Игры и творческие задани

1.

«Как вымыть руки

без мыла»

- рассматривание алгоритма

мытья рук

- игры с мыльными пузырями

- д/и «Купание куклы»

1. «Что это такое?»

2. «Бывает – не бывает»

3. «Теремок»

2.

«Как съесть суп без ложки»

- бытовые ситуации, дежурство

- сюжетные игры

1. «Фантазеры»

2. «Эта ситуация из какого мира?»

3. «Теремок»

3.

«Как погладить

ежика»

- разучивание песенки

«Маленький ежик»

- лепка «Ёжик»

1. «Что это? Что умеет делать?»

2. «Ты – мой кусочек» (часть – цело

3. Игры на выделение имени призна

(рельеф)

4.

«Как козляткам не

пустить волка в дом»

- чтение сказки «Волк и 7 козлят»

- игра «Угадай, кто позвал»

1. «Скажи наоборот»

2. Игры с кругами Луллия

АПРЕЛЬ

Неделя

Проблемная ситуация

Предварительная работа

Игры и творческие задани

1.

«Как перейти через

лужу»

- наблюдения на прогулке за

весенними изменениями в природе

1. «Что может случиться, если…»

2. «Хорошо - плохо»

2.

«Зайку бросила

хозяйка»

- чтение стихов А. Барто,

рассматривание иллюстраций

1. «Фантазеры»

2. «Мои друзья»

3. «Теремок» (игрушки, одежда, обу

3.

«Как не заблудиться

козленку»

- чтение стихов А. Барто

- аппликация «Козленок»

1. «Угадай – ка»

2. «Объяснялки»

4.

«Как играть в песок без совка»

- игры с песком

1. «Хорошо – плохо»

2. «Угадай, где я была»

МАЙ

Неделя

Проблемная ситуация

Предварительная

Работа

Игры

и творческие задания

1.

«Как согреться в

помещении без отопления»

- бытовые ситуации

1. «Что может случиться, если…»

2. «Объяснялки»

2.

«Как прорыхлить

растения»

- труд в цветнике, на огороде

- уход за комнатными растениями

- рассматривание иллюстраций

1. «Фантазеры»

2. «Что на что похоже»

3.

«Как попить воды без чашки»

- бытовые ситуации

- аппликация «Чайная пара»

1. «Бывает – не бывает»

2. «Объяснялки»

4.

«Тише, Танечка, не плачь!»

- чтение стихов А. Барто,

рассматривание иллюстраций

1. «Фантазеры - 2»

2. «Что это? Что умеет делать?»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей "Профессиональный стандарт педагога-воспитателя дошкольного образования"

В профстандарте педагога представлены требования к педагогу дошкольного образования, отражающие специфику его работы на дошкольном уровне образования....

Консультация для воспитателей «STEM-ОБРАЗОВАНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

В настоящее время наблюдается технологическая революция. Высокотехнологичные продукты и инновационные технологии становятся неотъемлемыми составляющими современного общества. В детских образовательных...

Консультация для воспитателей дошкольного образования «Содержание работы по формированию элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста»

С ранних лет важно не только сообщать детям готовые зна­ния, но и развивать умственные способности детей, научить их самостоятельно, осознанно получать знания и использовать их в жизни....

Консультация для воспитателей дошкольного образования средней и старших групп «Дыхательная гимнастика в детском саду»

Консультация для воспитателей дошкольного образования средней и старших групп «Дыхательная гимнастика в детском саду»...

Консультация для воспитателей дошкольного образования групп интегрированного обучения и воспитания «Игры для развития тактильного восприятия»

Консультация для воспитателей дошкольного образования групп интегрированного обучения и воспитания «Игры для развития тактильного восприятия»...

Консультация для воспитателей дошкольного образования «Формирование у детей дошкольного возраста представлений о математических характеристиках окружающего мира в развивающих играх»

Консультация для воспитателей дошкольного образования «Формирование у детей дошкольного возраста представлений о математических характеристиках окружающего мира в развивающих играх»...

Консультация для воспитателей дошкольного образования «Использование подвижных игр и игровых упражнений для развития основных видов движений»

Консультация для воспитателей дошкольного образования «Использование подвижных игр и игровых упражнений для развития основных видов движений»...