Авторская программа "Воспитание маленького гражданина" (для детей 3–5 лет)
проект на тему
Воспитание навыков гражданственности у детей дошкольного возраста средствами сюжетно-ролевой игры
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
avtorskaya_programma_po_patrioticheskomu_vospitaniyu_detey_3-5_let.docx | 28.95 КБ |
Предварительный просмотр:
Авторская программа "Воспитание маленького гражданина" (для детей 3–5 лет)
Разделы: Работа с дошкольниками
В новых социально-исторических условиях от гражданской активности и грамотности населения страны, её народа действительно зависит его судьба. Поэтому именно гражданское воспитание становится чрезвычайно важным.
С.А.Козлова дает следующее определение гражданственности: “Интегрированный комплекс качеств личности, который определяет ее социальную направленность, готовность к достижению социально-значимых и индивидуально необходимых целей в обществе, государстве”. [6]
Исследования А.В.Беляева позволяют выделить в определении гражданственности пять основных аспектов:
- социально-правовой, определяющий нормы и принципы взаимодействия государства с отдельными гражданами;
- педагогический, раскрывающий гражданственность как интегративный комплекс качеств личности, определяющих ее социальную направленность в соответствии с имеющимися общественными и государственными условиями, с личными возможностями и потребностями, с принятыми правовыми и моральными нормами;
- социально-педагогический, конкретизирующий гражданственность через понятие “гражданская культура”;
- социально-психологический, раскрывающий гражданственность через единство со страной, обществом, решимость и стойкость в преодолении трудностей, волевой потенциал в деятельности, направленный на достижение общественного благополучия, ощущение социальной и национальной полноценности, терпимости;
- морально-этический, определяющий гражданственность через уровень нравственной культуры общества, проявляющейся в ответственности, чувстве долга, гуманности, милосердии, актуализации собственного достоинства. [2]
Г. Кершенштейнер отмечает, что гражданственность, как сложное личностное образование, в структуре отношений состоит из ряда свойств и качеств. Наиболее значимые из них: патриотизм, ориентация на гуманистическую идеологию, правовая и нравственная культура, культура межличностного и межнационального общения. [3]
Е.А.Казаева одним из компонентов гражданственности определяет патриотизм. Патриотизм рассматривает как преданность и любовь к своей Родине, своему народу, как привязанность к месту жительства. [5]
Гражданское воспитание состоит в формировании у ребенка активной социальной позиции участника и созидателя общественной жизни. Гражданское поведение предполагает сформированность определенных черт личности: активности, самостоятельности, способности принимать решения, инициативности. Основы гражданского воспитания закладываются в период дошкольного детства. Воспитание навыков гражданственности начинается у ребенка с отношения к самым близким людям: матери, отцу, дедушке, бабушке, сестре, брату. Ребенок впервые открывает Родину в семье. Развитие привязанности и любви к родному дому – первая ступень гражданского воспитания детей дошкольного возраста.
Особых усилий в период дошкольного детства требует формирование отношения ребенка к другим людям, природе, культуре своего и других народов. Именно этот аспект педагогической работы определяет в конечном счете эффективность всех затрат на гражданское воспитание в будущем.
Таким образом, гражданское воспитание складывается из нескольких направлений работы, в ходе которых формируются следующие знания:
- знания об элементах народной культуры, ее значении в жизни человека;
- основы правовой культуры и культуры межличностного общения;
- позитивные модели поведения в обществе;
- позитивное и ответственное отношение к себе и окружающим;
- наличие знаний о жизни человека в сообществах;
- определенные личностные качества;
- коммуникативная компетентность;
Опираясь на вышесказанное, можно констатировать, что гражданское развитие личности представляет собой важнейшую составляющую образовательного процесса.
Но как всему этому научить детей дошкольного возраста, в какой форме лучше донести до детей эти знания?
Для решения данных вопросов была разработана программа дополнительного образования “Воспитание маленького гражданина”.
Цель. Воспитание навыков гражданственности у детей дошкольного возраста средствами сюжетно-ролевой игры.
Задачи:
- расширять представление о семье, родных и близких;
- обогащать знания о родном крае;
- расширять представление о русском народном быте;
- формировать у детей понятий о своем “Я” и взаимодействии с окружающими;
- развивать навыки игрового взаимодействия детей.
Содержание программы разработано на основе парциальных программ: “Наследие” (авт. Е.В.Соловьева, Л.И.Царенко, М.Ю.Новицкая), “Приобщение детей к истокам русской народной культуры” (авт. О.Л.Князева, М.Д.Маханева), “Программа социального развития” (авт. Л.В.Коломейченко). [6, 10]
Отличительной особенностью выступает форма реализации содержания. Формирование гражданской культуры у детей дошкольного возраста осуществляется средствами сюжетно-ролевой игры, поскольку задачи гражданского воспитания органично вписываются в воспитательные задачи сюжетно-ролевой игры.
Игра является единственным видом деятельности ребенка – дошкольника, где он практически осуществляет вычленение правил общественного поведении того или иного взрослого человека. Беря на себя в игре роль летчика, врача, ребенок изображает носителя этой профессии вообще. Игра не только включает в себя знания детей об окружающей их социальной действительности, но, делая их предметом переживания ребенка, поднимает их на более высокий уровень зрелых социальных отношений.
Система планирования сюжетно-ролевой игры в младшем и среднем возрасте направлена на решение задач гражданского воспитания. Развитие сюжетно-ролевой игры предполагает и расширение социальной роли ребенка. Через организацию игры, игровых ситуаций каждый ребенок овладевает различными социальными ролями и игровыми действиями, а также обеспечивается воспитание гражданско-патриотических чувств через:
- воспитание любви к семье, родным и близким;
- обогащение знаний о родном крае;
- расширение представлений о русском народном быте;
формирование у детей понятий о своем “Я” и взаимодействии с окружающими.
Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что наиболее благоприятным средством воспитания гражданско-патриотических чувств в дошкольном возрасте является сюжетно-ролевая игра.
Учитывая возрастные периоды психического развития детей дошкольного возраста, в программе были определены три направления работы.
Мир людей – раскрывающее вопросы о сообществах: семья, родственники, друзья, соседи, знакомые, в рамках которого актуализируется проявление заботы, уважения к ближайшему окружению.
Малая родина - раскрывающее вопросы знакомства детей с родным городом, обеспечивающее проявление бережного заботливого отношения к достопримечательностям города.
Истоки народной культуры – раскрывающее вопросы о русском народном быте, традициях, что способствует развитию интереса к культуре своего народа и результатам культурного творчества. (Приложение 1)
В соответствии с данными направлениями подобрана тематика и разработано содержание сюжетно-ролевых игр на младший и средний дошкольный возраст, направленных на решение задач гражданского воспитания.
Подобраны параметры оценки гражданственности и развития сюжетно-ролевой игры в младшем и среднем дошкольном возрасте. В соответствии с параметрами подобран диагностический инструментарий. Технологическое сопровождение программы (перспективные планы, конспекты сюжетно-ролевых игр, пакет диагностических материалов). Технология программы предполагает реализацию личностно-ориентированного и деятельностного подходов.
Реализация программы осуществляется на протяжении младшего дошкольного возраста (от 3 до 5 лет) и рассчитана на 2 года. Воплощение содержания программы предусмотрено ежедневно в рамках игровой и совместной деятельности. В совместной деятельности идёт накопление и расширение знаний детей об окружающей действительности. Игровая деятельность организуется как по желанию детей, в зависимости от условий предметно-развивающей среды, так и по инициативе педагога. Обязательным условием при организации игр является проигрывание каждым ребенком всех социальных ролей.
В результате реализации программы у детей будут сформированы следующие навыки гражданственности:
- владеет представлениями об отдельных элементах народной культуры;
- устанавливает простейшие связи между благополучием человека и его отношением к природе, к труду, к человеку;
- проявляет сопереживание, сочувствие к героям народных сказок и к окружающим;
- использует народные песни, танцы, водит хороводы;
- использует полученную информацию в специально организованной под руководством взрослого и самостоятельной деятельности;
- владеет основами правовой культуры и культуры межличностного общения;
- с интересом воспринимает информацию о родном городе;
- использует полученную информацию в самостоятельной деятельности;
- владеет разнообразными, адекватными приемами, согласованности своих действий с действиями своего партнера по игре;
- имеет дифференцированное представление о членах семьи, о доминирующих интересах родственников разного пола, осознает право каждого на любимое занятие.
Отслеживание результатов проделанной работы осуществляется два раза в год (сентябрь, май). Уровень гражданского воспитания определяется по критериям Л.В.Коломийченко, а сюжетно-ролевой игры - в соответствии с критериями Б.Эльконина. (Приложение 2, 3, 4) Отслеживание уровня взаимоотношений и детских предпочтений осуществляется через наблюдение и социометрическое обследование. Основными методами получения результатов является наблюдение и беседа. Оценивая навыки гражданственности особое внимание нужно обращать на становление поведения, на развитие чувств и эмоций.
Формы подведения итогов реализации программы осуществляются средствами открытых просмотров игровой деятельности, показа детских спектаклей, наблюдений самостоятельной деятельности детей и беседы с педагогом и родителями.
Реализация содержания осуществляется в рамках совместной и игровой деятельности с детьми, что обеспечивает вариативность использования данной программы в сочетании с другими комплексными программами.
Тематический план
Содержание работы
Тематический план
Направления | Количество игр | Количество игр |
Мир людей | 5 игр | 6 игр |
Малая родина | 7 игр | 9 игр |
Русская культура | 6 игр | 8 игр |
Итого | 18 игр | 23 игры |
Гражданское воспитание в младшем дошкольном возрасте складывается из трех направлений работы:
1) Мир людей.
2) Малая родина.
3) Русская культура.
В рамках данных разделов формируются:
- позитивные модели поведения в обществе;
- позитивное отношение к себе и окружающим;
- наличие знаний о жизни человека в сообществе;
- определенные личностные качества;
- коммуникативная компетентность.
Позитивная модель поведения предполагает, что ребенок способен:
- разрешать конфликтные ситуации;
- учитывать желания, потребности других;
- произвольно контролировать свое поведение.
Позитивное отношение к себе и окружающим включает:
- стимулировать проявление потребности в ориентации на социально одобряемые поступки взрослых как образцы своего поведения;
- способность принимать других с особенностями их характера, внешнего вида.
Под личностными качествами имеются в виду:
- активность, инициативность, самостоятельность;
- способность свободно осуществлять выбор, принимать решения.
Коммуникативная компетентность предполагает:
- умение использовать переговоры, излагать ясно свои предложения;
- владение элементарными правилами поведения в повседневном общении в детском саду и семье, во время игры;
- проявляет сопереживание, сочувствие, стремление помочь, чувства любви и привязанности к близким людям, сверстникам, работникам детского сада, литературным персонажам.
Методические рекомендации.
Основной формой гражданского воспитания с детьми 3-5 лет выступает сюжетно-ролевая игра и совместная деятельность педагога с детьми. В работе с детьми рекомендуется использовать игровые приемы.
Для осознания детьми моральной стороны своих поступков эффективным приемом выступает разыгрывание с помощью игрушек педагогом сценок, точно воспроизводящих нежелательные действия ребенка.
Воображаемая постановка себя на место другого.
В основе педагогического приема лежит принятие ребенком роли того, кто страдает от действий и включение положительных форм поведения в представления детей о себе.
Включение положительных форм поведения в представление о себе.
Позволяет на основе представлений о себе, положительно влиять на поведение детей.
Встреча с интересными людьми.
Данный приём позволяет расширить представление детей о социальной действительности, поупражняться в приемах общения с людьми разных профессий, установить простейшие связи между человеком и его отношением к труду.
Решение проблем игрушек.
Данный прием позволяет в практической деятельности поупражнять детей оказании помощи окружающим, разрешении элементарных проблемных ситуаций.
Беседа “Поговорим о хорошем”.
Способствует формированию позитивной модели поведения. Педагог хвалит каждого ребенка за незначительные достижения в области поведения, взаимоотношений, хороших поступков, приобретении новых знаний.
Распределение маленьких подарков.
Данный прием используется не менее двух раз в неделю в вечерний отрезок времени. Педагог показывает равные права каждого ребенка, подчеркивает особенности каждого воспитанника. Его уникальность в чем-то малом.
Оформление альбомов “Мы их знаем”.
Позволяет закрепить знания детей о людях разных профессий, атрибута, показать значимость труда для других.
Наряду с организацией сюжетно-ролевой игры большое внимание уделяется совместной деятельности, в которой и закладываются основы формирования гражданственности.
В рамках обогащения сюжетной игры с детьми проводятся экскурсии, обыгрываются игровые ситуации, анализируется содержание художественных произведений, русских народных сказок, организация народных праздников и развлечений, встречи с интересными людьми, что обеспечивает не только обогащение игровых представлений, но и расширяет представление детей о социальной сфере. Разучивание с детьми русских народных подвижных, хороводных игр, песенок, потешек позволяет обогатить знания о родном крае, “малой родине”, русским народным бытом, традициями, праздниками.
Важным направлением работы по воспитанию ребенка-гражданина выступают традиции группы. Сообщество в целом и каждый из его членов может спокойно и комфортно жить, если в нем существуют установленные традиции. В группе установлены следующие традиции:
- утро радостных встреч;
- сладкий вечер;
- празднование дней рождения детей.
Немаловажное значение играют и групповые нормы. В группе существуют три обязательных правила:
- нельзя бить и обижать людей;
- нельзя ломать и портить результаты труда других;
- нельзя без разрешения брать чужие личные вещи.
Для того чтобы сформировать у ребенка личностные качества, необходимые для гражданского поведения, взрослым в дошкольном образовательном учреждении необходимо строить общение с детьми на основе уважения и терпимости. Это означает:
- создавать условия для выражения ребенком собственной воли;
- спрашивать мнение ребенка к принятию решений;
- привлекать детей к планированию деятельности и обсуждению результатов;
- создавать условия выбора.
Развивающая среда группы предполагает создание игрового уголка в стиле русской народной избы, внесение предметов обихода, утвари, быта. Подбирается игровое оборудование в соответствии с сюжетом игр, предметы - заместители, модели.
Организацию работы по гражданскому воспитанию необходимо строить в тесном содружестве с семьей. Привлекать родителей к участию в праздниках, экскурсиях, изготовлению игрового оборудования.
Организация сюжетно-ролевой игры планируется еженедельно. В основе руководства игрой лежат взгляды Н.Я. Михайленко, где педагог выступает непосредственным участником игры. Проводится в соответствии с методическими требованиями к организации, структуре игры. Педагогическая работа по развитию игры включает четыре направления:
- подготовка детей к принятию роли;
- обогащение индивидуальной ролевой игры ребенка;
- расширение диапазона принимаемых ребенком ролей;
- подготовка ребенка к ролевому взаимодействию.
Приемы руководства педагога соответствуют этапу работы над сюжетной игрой.
Литература
Доронова Т.Н. Защита прав и достоинства маленького ребенка. // Дошкольное воспитание. – 2000. - № 9. – С. 64.
Доронова Т.Н. Защита прав и достоинства маленького ребенка. // Дошкольное воспитание. - 2001. - № 8. – С. 6.
Доронова Т.Н. Играют взрослые и дети (из опыта работы дошкольных образовательных учреждений России): учебно-методическое пособие. – М., 2006.
Жариков А.Д. Растите детей патриотами: Книга для воспитателя детского сада. – М., 1986.
Казаева Е.А Гражданственность как интегрированное качество личности. // Дошкольное воспитание . - 2005. - № 5. – С. 85.
Князева О.Л., МаханеваМ.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуре, Программа развития личностной культуры дошкольников. - Н.Новгород, 1997.
Козлова С.А. Нравственное воспитание дошкольников в процессе ознакомления с явлениями общественной жизни. Психолого-педагогические проблемы нравственного воспитания детей дошкольного возраста. - М.,1993.
Козлова С.А. Теория и методика ознакомления дошкольников с социальной действительностью. Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений. - М.,1998.
Козлова С.А Нравственное воспитание детей в современном мире. // Дошкольное воспитание. - 2001. - № 9. – С. 98.
Коломийченко Л.В. Программа социального развития детей дошкольного возраста. - Пермь, 2002.
Комратова Н., Грибова Л. О гражданском воспитании дошкольников. // Дошкольное воспитание. - 2005. - № 10. – С. 10.
Маханева М. Нравственно – патриотическое воспитание дошкольников. // Управление ДОУ. - 2005. - № 1. – С. 45.
Орлова М. Формирование толерантности у дошкольников. // Дошкольное воспитание. – 2003. - № 11. – С.51.
Соловьева Е. Гражданское воспитание сегодня. // Дошкольное воспитание. - 1995. -№ 8. – С. 8.
Суслова Э.К. Растим гражданина. // Дошкольное воспитание. - 1999. - № 1. – С. 82.
Суслова Э.К. Растим гражданина // Дошкольное воспитание. - 1999. -№ 2. – С. 86
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка познавательно-игрового мероприятия «Права маленького гражданина» для детей подготовительной группы
Целью данной разработки является создание условий, способствующих первоначальному правовому воспитанию детей дошкольного возраста....
«ВОСПИТЫВАЕМ МАЛЕНЬКОГО ГРАЖДАНИНА»(перспективное планирование для детей старшего дошкольного возраста)
Дошкольный возраст, как период складывания первооснов личности имеет свои потенциальные возможности для развития высших нравственных чувств, ценностного отношения к Родине, воспитание основ гражданств...
Программа нравственно- патриотического воспитания детей "Маленький гражданин большой страны"
Цель программы: Формирование основ нравственно-патриотической воспитанности детей дошкольного возраста, развитие социальной и культурной компетентности личности ребенка, на отечественных традициях, с ...
Программа нравственно- патриотического воспитания детей "Маленький гражданин большой страны"
Цель программы: Формирование основ нравственно-патриотической воспитанности детей дошкольного возраста, развитие социальной и культурной компетентности личности ребенка, на отечественных традициях, с ...
Авторская программа по патриотическому воспитанию "Воспитание маленького гражданина"
Цель. Воспитание навыков гражданственности у детей дошкольного возраста средствами сюжетно-ролевой игры....
Психолого-педагогический проект "Фольклор в жизни маленького гражданина" для детей с особенными образовательными потребностями
Наступивший 2022 год посвящен культурному наследию народов России. Об этом сообщается в Указе подписанным Президентом страны Владимиром Владимировичем Путиным. С 2007-го Глава государства в своём указ...
Формирование личности маленького гражданина посредством рабочей тетради «Я - гражданин Югры»
В настоящее время стало особенно актуальным воспитание у подрастающего поколения нравственно- моральных качеств и прежде всего чувства любви к своему Отечеству, чувство патриотизма…Основополага...