Психолого-педагогический проект "Фольклор в жизни маленького гражданина" для детей с особенными образовательными потребностями
проект по коррекционной педагогике (старшая группа)
Наступивший 2022 год посвящен культурному наследию народов России. Об этом сообщается в Указе подписанным Президентом страны Владимиром Владимировичем Путиным. С 2007-го Глава государства в своём указе посвящает следующий год какой-либо тематике, чтобы привлечь к ней общественное внимание.
«Решение было принято в целях популяризации народного искусства и сохранения культурных традиций, памятников истории и культуры, этнокультурного многообразия, культурной самобытности всех народов и этнических общностей», — говорится в Указе.
Нематериальное культурное наследие в образах народного искусства, бережно сохраняемое, воссоздаваемое и передаваемое от поколения к поколению, формирует у представителей разных народов чувство самобытности и преемственности, отражает культурный код и дух каждого народа.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_folklor_v_zhizni_malenkogo_grazhdanina.docx | 425.12 КБ |
Предварительный просмотр:
Березовское муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 1»
ПРОЕКТ
«Фольклор в жизни маленького гражданина»
Разработчик проекта:
Педагог-психолог
БМАДОУ «Детский сад № 1»
Жигужевская Александра Сергеевна
Берёзовский, 2022 г.
Паспорт проекта
Наименование проекта: «Фольклор в жизни маленького гражданина».
Тип проекта: творческий.
Разработчик проекта:
- Жигужевская А.С., педагог-психолог БМАДОУ «Детский сад № 1»
Количество участников: групповой.
Состав участников проекта:
- Воспитанники детского сада в возрасте 6-7 лет с особыми образовательными потребностями.
Продолжительность проекта: долгосрочный.
Период проведения: сентябрь 2022 – апрель 2023 г.
Актуальность проекта
Наступивший 2022 год посвящен культурному наследию народов России. Об этом сообщается в Указе подписанным Президентом страны Владимиром Владимировичем Путиным. С 2007-го Глава государства в своём указе посвящает следующий год какой-либо тематике, чтобы привлечь к ней общественное внимание.
«Решение было принято в целях популяризации народного искусства и сохранения культурных традиций, памятников истории и культуры, этнокультурного многообразия, культурной самобытности всех народов и этнических общностей», — говорится в Указе.
Нематериальное культурное наследие в образах народного искусства, бережно сохраняемое, воссоздаваемое и передаваемое от поколения к поколению, формирует у представителей разных народов чувство самобытности и преемственности, отражает культурный код и дух каждого народа.
Утраты культурных ценностей необратимы и неизбежны. Они не могут быть компенсированы ни развитием современной культуры, ни созданием новых значительных произведений…
Цель проекта: Формирование духовно-нравственных качеств детей старшего дошкольного возраста с особыми образовательными потребностями, воспитания чувства гордости за свои традиции, свой народ, уважения и любви к истории своей Родины.
Объект исследования: Процесс культурного воспитания детей дошкольного возраста с особыми образовательными потребностями.
Предмет исследования: духовно-нравственное воспитание дошкольников с особыми образовательными потребностями.
Задачи, решаемые в рамках реализации проекта:
Дидактические:
- актуализировать имеющийся опыт культурного воспитания и духовно-нравственного в системе дошкольного образования;
- создать условия для активизации, содержательного обогащения и систематизации имеющегося материала по данной теме;
- создать условия для развития творческой активности детей с особыми образовательными потребностями, стимулировать воображение, желание включаться в творческую деятельность;
- распространить и обобщить опыт по духовно-нравственному и культурному воспитанию учащихся.
Воспитательные:
- воспитывать у учащихся чувство гордости за свой народ и свою семью, Отечество, уважение к традициям своей Родины;
- воспитывать деловые качества, такие как самостоятельность, ответственность, активность, аккуратность.
- научить детей сознавать свою роль в деле сохранения мира на Земле, сохранения народных традиций;
- сформировать у учащихся чувства преемственности поколений.
Развивающие:
- развивать у воспитанников стремление к изучению истории Родины, основываясь на материалах музеев, воспоминаниях наших предков;
- развивать и привлекать внимание к изучению и сохранению реликвий и народных традиций, исторических архивов;
- развивать познавательные интересы, возможности сравнивать и обобщать;
- формировать внимание, воспитывать чувство толерантности и почтения к пожилым людям уважение.
- развивать логическое и пространственное воображения, внимание, память, творческие способности и фантазии детей, художественный вкус, развивать глазомер, совершенствовать мелкую моторику рук;
- совершенствовать культуру труда, учить аккуратности, содержать в порядке рабочее место;
- развивать психофизические процессы (память, внимание восприятие, воображение), невербальную и вербальную сторону речи, творческие способности (умение перевоплощаться, брать на себя роль).
Предварительная работа:
1. Пополнение и подбор материала для реализации проекта, и развлечений;
2. Разработка интерактивных игр по тематике.
3. Прослушивание записей русских народных ансамблей;
4. Разучивание русских народных песен, попевок, танцев, игр, хороводов;
5. Изготовление альбома «Особенности одежды и обуви русского народа».
6. Рассматривание иллюстраций к потешкам и колыбельным;
7. Сбор и оформление наглядного материала.
8. Подбор подвижных, сюжетно-ролевых, дидактических игр.
9. Разработка презентаций-экскурсий и виртуальных туров.
Основные мероприятия по достижению цели:
Информационная деятельность
- просмотр видеофильмов, презентаций;
- разучивание стихотворений, чтение книг;
- просмотр иллюстраций, картин;
- прослушивание музыкальных произведений народного фольклора.
Творческая деятельность
Коллективная творческая работа совместно с родителями и педагогом позволяет ребенку приобрести практические, коммуникативные и организаторские навыки, что очень важно для культурного воспитания и сплочения поколений:
- поделки и аппликации, рисунки и лепка;
Организационная деятельность
- экскурсия в краеведческий музей;
- экскурсия в библиотеку;
- встреча с фольклорным ансамблем;
Ожидаемый результат:
- Дети познакомятся с устным народным творчеством и традициями соответственно возрасту. Проект позволит расширить знания о культуре русского народа.
- Дети научатся видеть красоту русского языка через устное народное творчество.
- Научатся играть в народные подвижные игры:
- «Салки»,
- «Прятки»,
- «Гуси»,
- «Горелки»,
- «У медведя во бору»,
- «Красочки»,
- «Жмурки»,
- «Аленушка и Иванушка».
- Улучшение коммуникационной связи с родителями.
Этапы реализации проекта:
Организационный этап:
- определение темы, целей, актуальности проекта;
- сбор и анализ материалов по данной теме;
- составление плана реализации основной части проекта.
- подготовка к фольклорному утреннику(атрибуты, костюмы, сценарий и т.д).
Основной этап:
- включение в воспитательный процесс духовно-нравственного, историко-краеведческого, социально-патриотического направлений;
- проведение занятий и мероприятий по духовно-нравственному воспитанию учащихся;
- включение в воспитательный процесс инновационных педагогических технологий (ИКТ, коллективно-творческое дело, социально-значимая деятельность, поисковая работа)
- формирование чувства долга, нравственности, духовности, толерантности и милосердия у воспитанников.
Заключительный этап:
- подведение итогов проекта: отзывы воспитанников, родителей, работников культуры и всех участников проекта;
- презентация проекта и отчетное открытое мероприятие;
- обобщение опыта над проектом и распространение накопленного материала.
- награждение участников проекта.
План реализации проекта
№ | Название мероприятия | Дата | Ответственный |
1 | Вводное занятие. «Ознакомление с традициями и бытом русского народа» (презентация, виртуальный тур по русской избе). Задачи:
| Сентябрь 1 неделя | Педагог- психолог |
2 | «Национальная одежда моего края» (презентация) Задачи:
| Сентябрь 2 неделя | Педагог- психолог |
2 | «Национальная одежда моего края» Изобразительная деятельность под средством нетрадиционной техники рисования. Задачи:
| Сентябрь 3 неделя | Педагог- психолог, педагог-дополнительного образования
|
3 | Организация выставки рисунков «Национальная одежда моего края» Задачи:
| Сентябрь 4 неделя | Педагог- психолог, родители |
4 | Виртуальный тур в музей «Экскурсия в музей народного быта». (Презентация тур) Задачи:
| Сентябрь 5 неделя | Педагог- психолог (экскурсовод) |
5 | «Коллективная работа: «Музейный экспонат» (лепка) Задачи:
| Октябрь 2 неделя | Педагог-психолог |
6 | Просмотр видеофильма «Выступление русского народного фольклора» (проба своих сил в хоре) Задачи:
| Октябрь 3 неделя | Педагог-психолог, музыкальный руководитель |
7 | Игры «В мире пословиц и поговорок» Задачи:
| Октябрь 4 неделя | Педагог-психолог, Учитель-логопед |
8 | Презентация-мастер класс «Ложки деревянные, музыка для души» + ( «Русские народные музыкальные инструменты»)
| Октябрь 5 неделя | Педагог- психолог |
9 | «Чудо - балалайка» презентация (диск «Русские народные музыкальные инструменты») Задачи:
| Ноябрь 1 неделя | Педагог- психолог |
10 | «Колыбельная» (музыкотерапия) Задачи:
| Ноябрь 2 неделя | Педагог- психолог |
11 | «В хороводе были мы» (хороводные игры) Задачи:
| Ноябрь 3 неделя | Педагог- психолог |
12 | «Путешествие в прошлое куклы» + презентация «Народные куклы» Задачи:
| Ноябрь 4 неделя | Педагог- психолог |
13 | Мастер-класс «Кукла» Задачи:
| Ноябрь 5 неделя | Педагог- психолог, родители |
14 | «Ай да валенки!» презентация + мастер - класс Задачи:
| Декабрь 1 неделя | Педагог- психолог |
15 | «Гуляют ребятки в зимние святки» - развлечение. Задачи:
| Декабрь 2 неделя | Педагог- психолог |
16 | «Красна сказка складом, а песня ладом» (плясовая песня) Задачи:
| Декабрь 3 неделя | Педагог- психолог, музыкальный руководитель. |
17 | Интерактивная сказка «В гостях у Домового» Задачи:
| Декабрь 4 неделя | Педагог- психолог |
18 | Организация фольклорного утренника: «Гуляют ребятки в зимние Святки» Задачи:
| Декабрь 5 неделя - Январь 3 неделя | Педагог- психолог, музыкальный руководитель, родители, воспитатели. |
19 | «В гости к нам пришла матрёшка!» Задачи:
| Январь 4 неделя | Педагог- психолог |
20 | «Поздравим сказку» - развлечение с родителями.
| Февраль 1 неделя | Педагог- психолог |
21 | «Квест-игра служба у царя Гороха» Задачи:
| Февраль 2 неделя | Педагог- психолог |
22 | «Весёлый оркестр» («Русские народные музыкальные инструменты») Задачи:
(название музыкальных инструментов). | Педагог- психолог | |
23 | Викторина – игра «В гости к дедушке Фольклору» Задачи:
Встреча с фольклорным ансамблем (г. Берёзовский) | Февраль 3 неделя | Педагог- психолог |
24 | Костюмированный спектакль «Ожившая сказка» Задачи:
воображение, умение видеть необычное в обычном.
| Февраль 4 неделя | Педагог- психолог |
25 | «Игры наших предков» (весёлые старты) Задачи:
| Март 1 неделя | Педагог- психолог родители, бабушки, дедушки, инструктор физической культуры |
26 | Беседа с видеорядом (слайд-шоу) «Обряды моего народа» Задачи:
| Март 2 неделя | Педагог- психолог |
27 | «Каша-матушка наша» (мастер-класс) Задачи:
| Март 3 неделя | Педагог- психолог |
28 | Экскурсия в городскую библиотеку тема: «Знакомство с культурой быта и семьи древней Руси». Задачи:
| Март 4 неделя | Педагог- Психолог, главный библиотекарь |
29 | Создание совместного интерактивного с детьми и их родителями «Нам есть, что вам рассказать». Задачи:
| Апрель 1 неделя | Педагог- психолог, родители |
30 | Представление проекта на внутреннем уровне «Нам есть, что сказать» Задачи:
| Апрель 2 неделя | Педагог- психолог |
31 | Закрытие проекта: Задачи:
| Апрель 3 неделя - 4 неделя | Педагог- психолог |
Основные критерии оценки эффективности данного проекта:
Для оценки эффективности выполнения проекта необходимо создать специальную систему оценивания результатов на основе:
- положительной динамики возрастания уровня интереса к национальной культуре;
- повышения уровня знаний об истории своего края, о быте русского народа;
- повышения социального уровня, социальной активности, и самореализации воспитанников нуждающихся в особых образовательных потребностях.
Планируемый результат:
В рамках проекта воспитанники участвуют в различных видах деятельности: встрече с фольклорным коллективом, экскурсиях в библиотеку, просмотре фильмов, образовательной деятельности, которая должна затронуть струны души ребенка, а также формировать эмоциональный отклик. Дети получат возможность смело мыслить и находить ответы на даже самые трудные задачи. Они приобретут чувства вкуса, приобщаться к культуре своих предков наиболее тесно, что поспособствует формированию положительных ценностных ориентаций, объединяя и воспитывая взрослых и детей. Привлечение родителей будет способствовать положительному микроклимату в семье, сформирует чувства о долге и уважении к старшему поколению.
Дальнейшее развитие проекта:
Все результаты, которые будут достигнуты в рамках проекта, обобщаются и сохранятся с целью дальнейшего использования в рамках образовательной деятельности учащихся по культурному воспитанию.
Приложение
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей "Дети с ОВЗ – дети с особенными образовательными потребностями"
Общество не всегда правильно понимает проблемы таких семей, и лишь небольшой их процент ощущает поддержку окружающих.Конечно, родители стараются воспитывать своего ребенка, избегая его невротизации, э...
Консультация для родителей «Дети с ОВЗ – дети с особенными образовательными потребностями»
Консультация для родителей «Дети с ОВЗ – дети с особенными образовательными потребностями»...
«Дети с ОВЗ – дети с особенными образовательными потребностями»
laquo;Дети с ОВЗ – дети с особенными образовательными потребностями»...
Консультация для родителей «Дети с ОВЗ – дети с особенными образовательными потребностями»
консультация...
«Дети с ОВЗ – дети с особенными образовательными потребностями».
В последние десятилетия стало кардинально меняться отношение к человеку с ограниченными возможностями, признавая его равноправным и достойным членом общества....
Консультация для родителей «Дети с ОВЗ – дети с особенными образовательными потребностями»
В последние десятилетия стало кардинально меняться отношение к человеку с ограниченными возможностями, признавая его равноправным и достойным членом общества....
Консультация для родителей «Дети с ОВЗ – дети с особенными образовательными потребностями»
Консультация для родителей...