"Движение и речь"
статья на тему
Значение двигательной активности при формировании речевой функции и коррекционной работе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dvizhenie_i_rech.doc | 30.5 КБ |
Предварительный просмотр:
«ДВИЖЕНИЕ И РЕЧЬ»
За последнее время увеличилось количество детей с ослабленным здоровьем. В первую очередь к ним относятся дети, посещающие логопедические занятия. Изучая их анамнестические данные, полученные в ходе беседы с родителями и при ознакомлении с медицинскими картами, можно констатировать, что у 90% имеется увеличение аденоидов. Ребёнок вынужден дышать через рот, нарушается носовое дыхание, вследствие чего у него затруднён процесс овладения звуковой стороной речи. Также большинство детей с речевыми нарушениями имеют неврологические диагнозы: гипертензионно-гидроцефальный синдром, синдром двигательных расстройств, церебростеничесий синдром и др. В течение года они чаще болеют простудными заболеваниями. Все эти факторы влияют на эффективность логопедической работы, препятствуют устранению речевого нарушения.
Дети с речевыми нарушениями имеют отставание в развитии двигательной сферы. «У значительной части детей двигательная недостаточность выражается в виде плохой координации сложных движений, снижение скорости и ловкости их выполнения. Наибольшие трудности представляет выполнение движений по словесной и особенно многоступенчатой инструкциям.
Дети отстают от нормально развивающихся сверстников в точном воспроизведении двигательного задания по пространственным параметрам, нарушают последовательность элементов действий, опускают его составные части.
У детей с общим недоразвитием речи наблюдаются особенности в формировании мелкой моторики пальцев рук. Это проявляется в недостаточной координации пальцев рук».
В речи таких детей отмечается нарушение слоговой структуры слова. Они искажают, сокращают слова: переставляют, заменяют и добавляют звуки и слоги. «Установлена определённая зависимость между характером ошибок слогового состава и сочетанием сенсорных или моторных возможностей ребёнка». Нарушается слоговой ритм. Визель Т.Г. в своей работе проводит «онтогенетические аналогии слогового ритма речи с движениями в общей двигательной сфере (сосание, ползание, ходьба, бег), а также со способом реализации физиологических актов (сердцебиение, дыхание, перистальтика сосудов, кишечника и др.). В речевой сфере сюда следует отнести гуление и лепет …. Известно, что они находятся преимущественно на подкорковом и вегетативном обеспечении».
Из вышеизложенного можно заключить: уровень речевого развития зачастую соответствует уровню двигательного. Особенно это заметно при работе с детьми, имеющими дизартрический компонент.
Попадая на логопедические занятия, у ребёнка возрастает учебная нагрузка и количество поступающей информации. Известно, что при увеличении нагрузки, в особенности у детей с СДВГ, происходит увеличение напряжённости нервной системы, они становятся более расторможенными, ещё более активными и менее внимательными.
Чтобы удержать их внимание как можно дольше и тем самым сделать логопедические занятия более эффективными как с логопедом, так и в домашних условиях с родителями необходимо сочетать упражнения по звукопроизношению с двигательными упражнениями.
Двигательная активность как переключение на новую деятельность обеспечивает своеобразный (активный) отдых ребенку, повышает его умственную работоспособность, предупреждает утомление, способствует развитию подвижности нервных процессов, создает у детей логопатов уравновешенное нервно-психическое состояние.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование упражнений на координацию движений с речью
Дошкольники с общим недоразвитием речи имеют плохую координацию сложных движений, проявляется неуверенность в воспроизведении точно дозированных упражнений, снижена скорость и ловкость их выполнения. ...
Родительское собрание "Движение и речь".
Показать родителям, что физическое воспитание-это основа формирования здорового,крепкого,закалённого, отзывчивого ребёнка,хорошо владеющего своими движениями,любящего физические и спортивные упражнени...
взаимосвязь эмоций, движений и речи
СООБЩЕНИЕ К ПЕДСОВЕТУ НА ТЕМУ: «ВЗАИМОСВЯЗЬ ЭМОЦИЙ, ДВИЖЕНИЙ И РЕЧИ У ДЕТЕЙ...
Консультация для родителей "Движение и речь"
"Пальчиковые игры" - это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев. В ходе "пальчиковых игр" ребенок, повторяя движения взрослых, достигает хорошего развития мелкой мотори...
Игры-физминутки (развиваем координацию движений, согласовываем движения с речью)
Приобщение детей к словесному искусству. Игры со словами весело и непринужденно развивают разные речевые навыки,зкр....
Кинезиология в детской речи. Движение и речь.
laquo; Развитие мозга ребенка соответствует двигательным навыкам. Этому же закону подчиняется и речь, а речь – средство развития интеллекта.В последнее время количество детей с нарушениями речи...
Авторская парциальная образовательная программа «Использование инновационных здоровьеориентированных технологий в работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи 5-7 лет» «Движение и речь»
Речевые нарушения остаются одной из наиболее распространенных проблем психофизического развития детей дошкольного возраста.Специфика нарушений речи и их коррекция у детей определяется особенност...