Дидактические игры
картотека (средняя группа) на тему
Дитактические игы по экологическому воспитанию детей 3-5 лет
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
didakticheskie_igry_po_ekolii.docx | 22.3 КБ |
Предварительный просмотр:
Методические рекомендации для дидактических игр по экологическому воспитанию детей 3-5 лет.
Дидактические игры экологического содержания помогают увидеть целостность отдельного организма и экосистемы, осознать уникальность каждого объекта природы, понять, что неразумное вмешательство человека может повлечь за собой необратимые процессы в природе. Игры доставляют детям много радости, и содействует их всестороннему развитию. В процессе игр формируются знания об окружающем мире, воспитываются познавательные интересы, любовь к природе, бережное и заботливое отношение к ней, а также эколого – целесообразное поведение в природе. Они расширяют кругозор детей, создают благоприятные условия для решения задач сенсорного воспитания. Игры способствуют развитию у детей наблюдательности и любознательности, пытливости, вызывают у них интерес к объектам природы. Чем разнообразнее по содержанию игровые действия, тем интереснее и эффективнее игровые приемы. Проведение дидактических игр в естественных условиях имеет свои сложности: дети легко отвлекаются, переключают свое внимание на посторонние предметы, на людей и т. д. Поэтому в таких играх целесообразно применять наглядный художественно оформленный материал, придумывать интересные игровые моменты, действия, занять всех детей решением единой задачи. При помощи сказочного героя можно провести любую игру, например "Где, чей домик?", "Кто как маму зовет", "Приготовь лекарство" и т. д. Игру можно оформить и музыкальным сопровождением. Детям очень нравятся игры, участвуя в которых они могут выиграть, опираясь на свои знания.
В процессе экологического образования дошкольников используются следующие виды дидактических игр:
– предметные;
– настольно-печатные;
– словесные.
Предметные игры. Это игры с использованием различных предметов природы (листья, шишки, семена, камешки и т.д.) Предметные игры рекомендуется использовать с целью уточнения и конкретизации знаний детей о качествах и свойствах объектов природы. Предметные игры учат детей обследовать, развивают сенсорику ребенка. Как пример предметных игр можно привести – «Чудесный мешочек», «Вершки и корешки, «Узнай дерево по ветке» и т.д. Предметные игры можно использовать во всех возрастных группах, как в коллективных занятиях, так и индивидуальных, усложняя содержание игры в зависимости от возрастных и индивидуальных возможностей детей.
Настольно – печатные игры. Это игры типа лото, домино, разрезных картинок («Времена года», «Ягоды и фрукты» «Где, чей домик?» и пр.) Данные игры дают возможность систематизировать знания детей о растениях, животных, явлениях природы. Большое влияние они оказывают на развитие логического мышления дошкольников, развивают способность быстро, мобильно использовать имеющиеся знания в новой ситуации. Настольно-печатные игры целесообразно использовать в работе с небольшой подгруппой детей. Эффективны они и при организации индивидуальной коррекционной работы.
Словесные игры. Это игры, не требующие никакого наглядного материала. Их содержанием являются устные вопросы относительно уже имеющихся у детей представлений о мире природы. Примером словесных игр могут быть ответы на различные вопросы: «Кто летает, кто бегает, а кто прыгает?», «Когда это бывает?», «Вода, воздух, земля» и пр. Словесные игры проводятся с целью закрепления, обобщения, систематизации имеющихся у детей представлений о мире природы. Они являются эффективным средством развития внимания. Памяти, сообразительности дошкольников, хорошо развивают речь детей. Данный вид игр не требует специальных условий, его можно организовать как в помещении, так и на прогулке.
При проведении дидактических игр необходимо опираться на следующие принципы: системности, развивающего обучения, доступности, принцип опоры на ведущую деятельность детей.
Специфика дидактики, предполагает постепенное усложнение игр от группы к группе, подразумевает их вариативность. Если младшей группе знакомство с дикими и домашними животными происходит в таких дидактических играх, как «назови, кто это?», «изобрази животного», «узнай по голосу», и других, то в средней группе – в играх типа «угадай, кто где живет?», «помоги животному», «большие и маленькие» и т.д. Дети старшего дошкольного возраста успешно справляются со следующими играми: «Зоопарк», «Логические цепочки», «Придумай про животное загадку», «Путешествие в Африку». Старшие дети разгадывают кроссворды, решают ребусы, проводят эксперименты, длительные наблюдения за животными и растениями, с удовольствием отвечают на вопросы разнообразных викторин. Часто игры экологического содержания возникают по инициативе самих детей, что говорит об их заинтересованности.
Дидактические игры экологического содержания необходимо проводить и во время экскурсий и целевых прогулок, при ознакомлении детей с трудом взрослых при обучении их трудовой деятельности в природе, а также в экспериментальной деятельности дошкольников
«Что где растёт?»
Цель: Формировать у детей элементарные представления о том, где растут овощи, фрукты, цветы, ягоды, грибы.
«Вершки и корешки».
Цель: Закреплять знания о том, что в овощах есть съедобные корни - корешки и плоды – вершки, у некоторых съедобны и вершки и корешки.
«Что сажают в огороде?»
Цель: Способствовать умению классифицировать предметы по отдельным признакам (по месту их произрастания).
«Определи на вкус»
Цель: Упражнять в умении определять вкус овощей и фруктов (сладкий, кислый, солёный, горький).
«Найди, о ком расскажу».
Цель: Закрепить умение находить животное по его характерным признакам.
Октябрь
«Раз, два, три дерево назови».
Цель: Закрепить название деревьев (берёза, дуб, клён, ель, рябина).
«Кто живёт в лесу».
Цель: Закрепление знаний о животных, живущих в лесу.
«Кто знает, пусть продолжает».
Цель: Учить подбирать слова к обобщаемому слову (насекомые - это…).
«Найди листок, какой покажу».
Цель: Способствовать умению находить листок по показу.
«Собери дерево из частей».
Цель: Закреплять умение собирать из частей целое.
Ноябрь.
«Кто с хозяином живёт, что хозяину даёт? »
Цель: Закрепить знания детей о домашних животных, и пользе , которую они приносят.
«С какой ветки детки?»
Цель: Закреплять знания о деревьях и их плодах.
«Загадки о животных» (лесных и домашних).
Цель: Способствовать умению отгадывать загадки, опираясь на ключевые слова.
«Кто ползает, а кто летает»
Цель: Формировать знания детей о насекомых и способах их передвижения.
«Сложи картинку»
Цель: Совершенствовать умение собирать из частей целое. Закреплять знания о временах года.
«Да и нет».
Цель: Упражнять детей в распознавании овощей и фруктов.
Декабрь.
«Кто во что одет».
Цель: Закрепить умение детей систематизировать животных по покрову тела (перья, чешуя, шерсть).
«Охотник и пастух».
Цель: упражнять детей в группировке диких и домашних животных.
«Когда это бывает?»
Цель: Закрепить знания детей о частях суток, упражнять их в сопоставлении картинки с частью суток.
«В магазине растений»
Цель: Закрепить знания детей о растениях, умение правильно их классифицировать.
«Кто живёт у нас зимой».
Цель: Закрепление знаний о зимующих птицах нашего края и их названия.
«Какое время года»
Цель: Способствовать умению детей соотносить описание природы в стихах или прозе с определённым временем года.
Январь.
«Разрезные картинки».
Цель: Закреплять знания детей о строении тела домашних животных.
«Кто, где живёт»
Цель: Закреплять знания детей о насекомых и месте их обитания.
«Бывает - не бывает»
Цель: Развивать логическое мышление, умение замечать непоследовательность в суждениях.
«Зоологическое лото»
Цель: Упражнять в умении объединять предметы по месту их обитания.
«Все по домам».
Цель: Учить, по внешнему виду домика, определять животное, в нём живущее.
Февраль.
«Чьи детки?»
Цель: Способствовать умению называть животных и их детёнышей.
«Загадки об овощах»
Цель: Способствовать умению отгадывать загадки, опираясь на ключевые слова. «Найди по названию».
Цель: Закреплять знания о птицах, развивать слуховое восприятие.
«Когда это бывает»
Цель: Уточнить и углубить знания детей о временах года.
«Кто, что любит»
Цель: Уточнить представления детей о том. Чем питаются дикие животные.
Март.
«Когда это бывает»
Цель: Учить отгадывать загадки по характерным признакам времён года.
«Какая сегодня погода?»
Цель .: Способствовать умению по описанию выбирать нужные картинки.
«Узнай по вкусу».
Цель: упражнять в определении вкуса овощей и фруктов (сладкий , кислый, солёный, горький).
«Магазин цветов».
Цель: Способствовать умению описывать комнатные растения, которые нужно купить.
«Съедобное или несъедобное»
Цель: Закреплять знания детей о съедобных и несъедобных растениях.
Апрель.
«Где спряталась матрёшка»
Цель: Закрепить знания названий растений, воспитывать любознательность.
«Какую пользу приносят».
Цель: Закреплять знания детей о домашних животных, и пользе, которую они приносят.
«Опиши , мы отгадаем».
Цель: способствовать умению классифицировать растения по их признакам.
«А что потом?»
Цель: Закреплять знания о частях суток, о деятельности детей в разное время суток.
«Птицы, которые прилетают весной».
Цель: Закрепить знания детей о перелётных птицах.
Май.
«Кто, где живёт?»
Цель: Закрепить умение детей систематизировать животных по среде обитания.
«Найди ошибку».
Цель: Развивать внимание, учить находить ошибки в изображении времён года.
«Магазин « Цветы»».
Цель: Способствовать умению описывать цветы, которые нужно купить.
«Четвёртый лишний».
Цель: Способствовать умению замечать ошибки, развивать наблюдательность.
«Парные картинки».
Цель: Воспитывать наблюдательность, умение находить в предметах, изображённых на картинках, сходства и различия.
Июнь.
«Отбери и назови цветы, которые знаешь»
Цель: Закреплять умение различать и называть цветы.
«Охотники и пастух»
Цель: Упражнять детей в группировке диких и домашних животных.
«Чья это тень?»
Цель: Закреплять названия животных, способствовать умению узнавать животных по силуэту.
«Собери цветок из частей»
Цель: Способствовать умению детей собирать целое из частей. Закреплять названия растений.
«Узнай дерево по ветке».
Цель: Способствовать умению детей узнавать и называть деревья и кустарники по кроне, ветвям, плодам, стволу. Закреплять название деревьев, произрастающих в средней полосе и на участках ДОУ.
Июль.
«Где , что растёт»
Цель: Формировать у детей элементарное представление о том, где растут овощи, фрукты, цветы, деревья, грибы.
«Чей хвост?»
Цель: Развивать способность анализировать, закреплять умение называть и различать животных.
«Кого не стало?»
Цель: Развивать наблюдательность, зрительную память, закреплять названия домашних животных.
«Загадки о птицах».
Цель: Способствовать умению отгадывать загадки о птицах, опираясь на ключевые слова.
«Угадай»
Цель: Способствовать умению узнавать фрукты и ягоды по их частям (долька, косточка, гроздь, кожура и т. д).
Август.
«Съедобные - несъедобные»
Цель: Закреплять знания детей о съедобных и несъедобных грибах. Научить различать их по внешнему виду.
«На птичьем дворе».
Цель: Способствовать умению детей узнавать и называть домашних птиц (утка, курица, гусь, петух, индюк) и их детёнышей.
«Сложи картинку» (пейзажи).
Цель:
Закреплять умение собирать из частей целое изображение.
«Да и нет».
Цель: Закрепить знания о частях тела животного, и какие звуки он издаёт.
«Угадай»
Цель: Способствовать умению узнавать овощ по частям (долька, зубчик, кочан, ботва, стручок и т. д).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ И РАЗВИТИЕ РЕЧИ. Дидактическая игра многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего
Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игро...
«Формирование экологической культуры у детей дошкольного возраста через дидактические игры». «Формирование экологической культуры у детей дошкольного возраста через дидактические игры».
Под экологическим воспитанием детей нужно понимать, прежде всего, воспитание человечности, то есть доброты, ответственного отношения и к природе, и к людям, которые живут рядом, и к потомкам, которым ...
Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка» Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка» Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка»
Разработала:Саламатина Ирина Борисовна воспитатель ГБДОУ № 48 Кировского района горохом или фасолью). Санкт ПетербургаОписание игры:Цель: развитие мелкой моторики , тактильной чувствительнос...
подборка игр: "Дидактические игры" "Дидактические игры по патриотическому воспитанию" "Игры малой модвижности" "" "Игры на развите слухового внимания"
Развивающие дидактические игры...
Дидактическая игра собери вазу. Дидактическая игра «7 цветов радуги».
Развиваем мелкую моторик рук, учимся соединять части предмета в одно целое, называть предмет, определять его цвет. Развиваем память, мышление, внимание, увеличиваем словарный запас. Закрепллять п...
Консультация - практикум «Как научить ребенка играть в дидактические игры. Роль дидактической игры в развитии детей» (с домашним заданием для родителей и детей)
Дидактические игры — одно из средств воспитания и обучения детей дошкольного возраста. Огромный вклад в разработку советской теории игры внесла Н. К. Крупская. Она придавала большое значение игр...
Дидактические игры в младшей группе.Основой дидактической игры является дидактическая задача. Дидактические задачи разнообразны. Это может быть ознакомление с окружающим (природа, животный и растительный мир, люди, их быт, труд, события общественной жизни
Что в мешочке?Цель: научить выделять звук [ц] в произношении, развивать речь.Оборудование: мешочек; игрушки и предметы, в названии которых есть звук [п] (цыпленок, курица, овца, заяц, ...