Программа по ИКК.
учебно-методический материал на тему
Предварительный просмотр:
Адаптивная программа
«Казачий край»
на 2015 - 2016 учебный год.
Воспитатель
по историко-культурному
казачьему компоненту
Воблая Г.С.
г. Белая Калитва.
2015 год
Содержание программы
- Целевой раздел.
- Пояснительная записка………………………………………………....3 - 4
- Паспорт программы……………………………………………………………5
- Цели и задачи программы…………………………………………………….. 7
- Основные принципы программы………………………………………………8
- Значимые для разработки и реализации Программы, характеризующие особенности развития детей дошкольного возраста………………….…8 - 20
- Планируемые результаты.
- Целевые ориентиры на этапе завершения младшей группы (3-4 года)…....21
- Целевые ориентиры на этапе завершения средней группы (4-5 лет)………21
- Целевые ориентиры на этапе завершения старшей и подготовительной групп (5-7 лет)…………………………………………………………………22
- Содержательный раздел.
- Содержание программы младшего–подготовительного возрастов....23 - 30
- Описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации программы с учетом возрастных и индивидуально-психологических особенностей воспитанников, специфики их образовательных потребностей, мотивов и интересов……………………………………31-33
- Организационный раздел.
- Проектирование воспитательно - образовательного процесса
- Расписание образовательной деятельности по приобщению детей к ИИК……………………………………...……………………………………..34
- Комплексно-тематическое планирование……………………...……….35 - 56
- Культурно-досуговая деятельность…………………………………………..57
- Условия реализации программы.
- Особенности организации развивающей предметно - пространственной среды………………………………………………………………...…….….58 - 62
3.2.2. Программно-методическое обеспечение образовательного процесса по реализации историко-культурного казачьего компонента…………………...…..63 - 64
3
1. Целевой раздел.
1.1. Пояснительная записка.
На современном этапе развития общества процесс образования и воспитания ориентирован на то, чтобы создать для личности оптимальные условия открытия нового опыта, новых ценностей и смыслов жизни.
Становление человека, гражданина, личности в самый нежный и чувственный период жизни, когда мир представлен яркими образами и красками, динамикой и разнообразием. В глазах ребенка он кажется большим и удивительным, наполненный чудесами и неожиданностями, его хочется познавать.
Обращение к опыту своих предков в настоящее время, особенно актуально, так как общество и государство остро нуждаются в образовательных моделях, обеспечивающих духовно-нравственные компоненты в содержании образования.
Дети учатся видеть мир глазами разных людей, учитывая то, что другой человек может воспринимать и оценивать те же факты и поступки, события совершенно по – иному. Воспитание терпимости к другим, ценностное отношение, отличающимся от собственных вкусами привычками, взглядами помогает дошкольнику не только найти общий язык со сверстниками, но и представителями других культур.
Воспитание с дошкольного детства уважения к своим корням, культуре, позволяет ребёнку уважительно относиться к культуре других народов.
Программа духовно-нравственного воспитания дошкольников дополняет систему дошкольного образования, ориентируя его на развитие духовно-нравственного потенциала ребенка, на интегративной основе с учетом условий, обеспечивающих гармонию человека со своим внутренним миром, природой и социумом.
Актуальность программы объясняется и тем, что, изучая своё отечество, храня, умножая традиции русского народа нельзя не приобщиться
4
к истокам народной культуры. Это способствует становлению патриотов своей Родины.
Программа «Казачий край» рассчитана на детей младшего и старшего дошкольного возраста. Она обеспечивает единство воспитательных, обучающих и развивающих целей и задач, и реализуется по различным направлениям.
5
- Паспорт программы.
Наименование программы | Адаптивная программа по реализации историко-культурного казачьего компонента «Казачий край» |
Назначение программы | Совершенствование условий для реализации духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста |
Цели и задачи программы |
|
Сроки реализации программы | 2015-2016 годы |
Исполнитель программы | Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад второй категории № 46 «Аленушка» |
6
Адаптивная программа разработана в соответствии с:
- Конституцией Российской Федерации
- Декларацией прав ребенка
- Конвенцией ООН о правах ребенка
- Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
-Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (Приказ № 1155 от 17 октября 2013 года)
- Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013 г. № 1014 г. Москва «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования»
- Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 15.5.2013 № 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»
7
- Цели и задачи программы.
Цель программы:
Развитие у дошкольников ценностного отношения к культуре и истории Донского края, зарождение личностных смыслов.
Задачи программы
1. Развитие у детей интереса к культуре и истории Донского края.
2. Создание условий, обеспечивающих познание ребенком ценностей истории и культуры родного края, способствующих зарождению личностных смыслов.
3. Развитие эмоционально-эстетической сферы ребенка в процессе восприятия музыкальных, литературных, архитектурных, изобразительных произведений искусства родного края.
4. Развитие творческого потенциала младших дошкольников в художественно-изобразительной, речевой, конструктивной, игровой деятельности.
Задачи, реализуемые программой, строятся в зависимости от целей и форм организации деятельности детей и решаются через соисполнительский, драматургический, режиссерский механизмы.
1. Соисполнительский механизм ориентирован на восприятие произведений искусства родного края, ценностей, заложенных в них.
2. Драматургический механизм обуславливает возникновение продуктивно-творческой деятельности, где ребенок вступает в диалог с миром искусства.
3. Режиссерский механизм обуславливает возникновение самостоятельной продуктивно-творческой деятельности, выступающий как способ его самовыражения.
Отличительными признаками программы является то, что содержание раскрывает культурно-познавательные, гуманистические, нравственные, эстетические ценности искусства родного края. Содержание программы
8
предусматривает знакомство дошкольников с историей родного края, изобразительными, музыкальными, литературными произведениями, архитектурой и градостроительством Донского края.
- Основные принципы программы:
- региональности (ориентация на учет особенностей региона во всем образовательно-воспитательном процессе);
- гуманитаризации (широкое включение в региональное содержание знаний о человеке, формирование гуманистического мировоззрения, создание условий для самопознания, самореализации развивающей личности);
- историзма (раскрытие исторической обусловленности тех или иных явлений, процессов);
- комплектности и интегративности (объединение различных аспектов содержания в единое целое, развитие новой целостности).
Обновление содержания историко-культурного казачьего компонента ДОУ осуществляется в соответствии с ФГОС ДО, одной из задач которых является формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности, патриотических чувств, чувства принадлежности к мировому сообществу.
- Значимые для разработки и реализации Программы, характеризующие особенности развития детей дошкольного возраста.
Вторая младшая группа (от 3 до 4 лет)
В возрасте 3 – 4 лет ребёнок постепенно выходит за пределы семейного круга. Его общение становится внеситуативным. Взрослый становится для ребёнка не только членом семьи, но и носителем определённой общественной функции. Желание ребёнка выполнять такую же функцию приводит к противоречию с его реальными возможностями. Это
9
противоречие разрешается через развитие игры, которая становится ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте.
Главной особенностью игры является её условность: выполнение одних действий с одними предметами предполагает их отнесённость к другим действиям с другими предметами. Основным содержанием игры младших дошкольников являются действия с игрушками и предметами-заместителями. Продолжительность игры небольшая. Младшие дошкольники ограничиваются игрой с одной-двумя ролями и простыми, неразвёрнутыми сюжетами. Игры с правилами в этом возрасте только начинают формироваться.
Изобразительная деятельность ребёнка зависит от его представлений о предмете. В этом возрасте они только начинают формироваться. Графические образы бедны. У одних детей в изображениях отсутствуют детали, у других рисунки могут быть более детализированы. Дети уже могут использовать цвет.
Большое значение для развития мелкой моторики имеет лепка. Младшие дошкольники способны под руководством взрослого вылепить простые предметы.
Известно, что аппликация оказывает положительное влияние на развитие восприятия. В этом возрасте детям доступны простейшие виды аппликации.
Конструктивная деятельность в младшем дошкольном возрасте ограничена возведением несложных построек по образцу и по замыслу.
В младшем дошкольном возрасте развивается перцептивная деятельность. Дети от использования предэталонов – индивидуальных единиц восприятия – переходя к сенсорным эталонам – культурно-выработанным средствам восприятия. К концу младшего дошкольного возраста дети могут воспринимать до 5 и более форм предметов и до 7 и более цветов, способны
10
дифференцировать предметы по величине, ориентироваться в пространстве группы детского сада, а при определённой организации образовательного процесса – и в помещении всего дошкольного учреждения.
Развиваются память и внимание. По просьбе взрослого дети могут запомнить 3 – 4 слова и 5 – 6 названий предметов. К концу младшего дошкольного возраста они способны запомнить значительные отрывки из любимых произведений.
Продолжает развиваться наглядно-действенное мышление. При этом преобразования ситуаций в ряде случаев осуществляются на основе целенаправленных проб с учётом желаемого результата. Дошкольники способны установить некоторые скрытые связи и отношения между предметами.
В младшем дошкольном возрасте начинает развиваться воображение, которое особенно наглядно проявляется в игре, когда одни объекты выступают в качестве заместителей других.
Взаимоотношения детей ярко проявляются в игровой деятельности. Они скорее играют радом, чем активно вступают во взаимодействие. Однако уже в этом возрасте могут наблюдаться устойчивые избирательные взаимоотношения. Конфликты между детьми возникают преимущественно по поводу игрушек. Положение ребёнка в группе сверстников во многом определяется мнением воспитателя.
В младшем дошкольном возрасте можно наблюдать соподчинение мотивов поведения в относительно простых ситуациях. Сознательное управление поведением только начинает складываться; во многом поведение ребёнка ещё ситуативное. Вместе с тем можно наблюдать и случаи ограничения собственных побуждений самим ребёнком, сопровождаемые словесными указаниями. Начинает развиваться самооценка, при этом дети в значительной мере ориентируются на оценку воспитателя. Продолжает развиваться также
11
их половая идентификация, что проявляется в характере выбираемых игрушек и сюжетов.
Средняя группа (от 4 до 5 лет)
В игровой деятельности детей среднего дошкольного возраста появляются ролевые взаимодействия. Они указывают на то, что дошкольники начинают отделять себя от принятой роли. В процессе игры роли могут меняться не ради них самих, а ради смысла игры. Происходит разделение игровых и реальных взаимодействий детей.
Значительное развитие получает изобразительная деятельность. Рисунок становится предметным и детализированным. Графическое изображение человека характеризуется наличием туловища, глаз, рта, носа, волос, иногда одежды и её деталей. Совершенствуется техническая сторона изобразительной деятельности. Дети могут рисовать основные геометрические фигуры, вырезать ножницами, наклеивать изображения на бумагу и т.д.
Усложняется конструирование. Постройки могут включать 5 – 6 деталей. Формируются навыки конструирования по собственному замыслу, а также планирование последовательности действий.
Двигательная сфера ребёнка характеризуется позитивными изменениями мелкой и крупной моторики. Развиваются ловкость, координация движений. Дети в этом возрасте лучше, чем младшие дошкольники, удерживают равновесие, перешагивают через небольшие преграды. Усложняются игры с мячом.
К концу среднего дошкольного возраста восприятие детей становится более развитым. Они оказываются способными называть форму, на которую похож тот или иной предмет. Могут вычленять в сложных объектах простые формы и из простых форм воссоздавать сложные объекты. Дети способны
12
упорядочить группы предметов по сенсорному признаку – величине, цвету; выделить такие параметры, как высота, длина и ширина. Совершенствуется ориентация в пространстве.
Возрастает объём памяти. Дети запоминают до 7 – 8 названий предметов. Начинает складываться произвольное внимание: дети способны принять задачу на запоминание, помнят поручения взрослых, могут выучить небольшое стихотворение и т.д.
Начинает развиваться образное мышление. Дети оказываются способными использовать простые схематизированные изображения для решения несложных задач. Дошкольники могут строить по схеме, решать лабиринтные задачи. Развивается предвосхищение. На основе пространственного расположения объектов дети могут сказать, что произойдёт в результате их взаимодействия. Однако при этом им трудно встать на позицию другого наблюдателя и во внутреннем плане совершить мысленное преобразование образа.
Для детей этого возраста особенно характерны известные феномены Ж. Пиаже: сохранение количества, объёма и величины. Например, если им предъявить три чёрных кружка из бумаги и семь белых кружков из бумаги и спросить: «Каких кружков больше – чёрных или белых?», большинство ответят, что белых больше. Но если спросить: «Каких больше – белых или бумажных?», ответ будет таким же – больше белых.
Продолжает развиваться воображение. Формируются такие его особенности, как оригинальность и произвольность. Дети могут самостоятельно придумать небольшую сказку на заданную тему.
Увеличивается устойчивость внимания. Ребёнку оказывается доступной сосредоточенная деятельность в течение 15 – 20 минут. Он способен удерживать в памяти при выполнении каких-либо действий несложное условие.
13
В среднем дошкольном возрасте улучшается произношение звуков и дикция. Речь становится предметом активности детей. Они удачно имитируют голоса животных, интонацию выделяют речь тех или иных персонажей. Интерес вызывают ритмическая структура речи, рифмы.
Развивается грамматическая сторона речи. Дошкольники занимаются словотворчеством на основе грамматических правил. Речь детей при взаимодействии друг с другом носит ситуативный характер, а при общении со взрослыми становится вне ситуативной.
Изменяется содержание общения ребёнка и взрослого. Оно выходит за пределы конкретной ситуации, в которой оказывается ребёнок. Ведущим становится познавательный мотив. Информация, которую ребёнок получает в процессе общения, может быть сложной и трудной для понимания, но она вызывает у него интерес.
У детей формируется потребность в уважении со стороны взрослого, для них оказывается чрезвычайно важной его похвала. Это приводит к их повышенной обидчивости на замечания. Повышенная обидчивость представляет собой возрастной феномен.
Взаимоотношения со сверстниками характеризуются избирательностью, которая выражается в предпочтении одних детей другим. Появляются постоянные партнёры по играм. В группах начинают выделяться лидеры. Появляются конкурентность, соревновательность. Последняя важна для сравнения себя с другим, что ведёт к развитию образа Я ребёнка, его детализации. Основные достижения возраста связаны с развитием игровой деятельности; появлением ролевых и реальных взаимодействий; с развитием изобразительной деятельности; конструированием по замыслу, планированием; совершенствованием восприятия, развитием образного мышления и воображения, эгоцентричностью познавательной позиции; развитием памяти, внимания, речи, познавательной мотивации,
14
совершенствования восприятия, формированием потребности в уважении со стороны взрослого, появлением обидчивости, конкурентности, соревновательности со сверстниками, дальнейшим развитием образа Я ребёнка, его детализацией.
Старшая группа (от 5 до 6 лет)
Дети шестого года жизни уже могут распределять роли до начала игры и строить своё поведение, придерживаясь роли. Игровое взаимодействие сопровождается речью, соответствующей и по содержанию, и интонационно взятой роли. Речь, сопровождающая реальные отношения детей, отличается от ролевой речи. Дети начинают осваивать социальные отношения и понимать подчинённость позиций в различных видах деятельности взрослых, одни роли становятся для них более привлекательными, чем другие. При распределении ролей могут возникать конфликты, связанные с субординацией ролевого поведения. Наблюдается организация игрового пространства, в котором выделяются смысловой «центр» и «периферия». (В игре «Больница» таким центром оказывается кабинет врача, в игре «Парикмахерская» - зал стрижки, а зал ожидания выступает в качестве переферии игрового пространства). Действия детей в играх становятся разнообразными.
Развивается изобразительная деятельность детей. Это возраст наиболее активного рисования. В течение года дети способны создать до двух тысяч рисунков. Рисунки могут быть самыми разными по содержанию: это и жизненные впечатления детей, и воображаемые ситуации, и иллюстрации к фильмам и книгам. Обычно рисунки представляют собой схематичные изображения различных объектов, но могут отличаться оригинальностью композиционного решения, передавать статичные и динамичные отношения. Рисунки приобретают сюжетный характер; достаточно часто встречаются многократно повторяющиеся сюжеты с небольшими или, напротив, существенными изменениями. Изображение человека становится более
15
детализированным и пропорциональным. По рисунку можно судить о половой принадлежности и эмоциональном состоянии изображённого человека.
Конструирование характеризуется умением анализировать условия, в которых протекает эта деятельность. Дети используют и называют различные детали деревянного конструктора. Могут заменить детали постройки в зависимости от имеющегося материала. Овладевают обобщённым способом обследования образца. Дети способны выделять основные части предполагаемой постройки. Конструктивная деятельность может осуществляться на основе схемы, по замыслу и по условиям. Появляется конструирование в ходе совместной деятельности.
Дети могут конструировать из бумаги, складывая её в несколько раз (два, четыре, шесть сгибаний); из природного материала. Они осваивают два способа конструирования: 1) от природного материала к художественному образу (в этом случае ребёнок «достраивает» природный материал до целостного образа, дополняя его различными деталями); 2) от художественного образа к природному материалу (в этом случае ребёнок подбирает необходимый материал, для того чтобы воплотить образ).
Продолжает совершенствоваться восприятие цвета и их оттенки, но и промежуточные цветовые оттенки; форму прямоугольников, овалов, треугольников. Воспринимают величину объектов, легко выстраивают в ряд – по возрастанию или убыванию – до 10 различных предметов.
Однако дети могут испытывать трудности при анализе пространственного положения объектов, если сталкиваются с несоответствием формы и их пространственного расположения. Это свидетельствует о том, что в различных ситуациях восприятие представляет для дошкольников известные сложности, особенно если они должны одновременно учитывать несколько различных и при этом противоположных признаков.
16
В старшем дошкольном возрасте продолжает развиваться образное мышление. Дети способны не только решить задачу в наглядном плане, но и совершить преобразования объекта, указать, в какой последовательности объекты вступят во взаимодействие, и т.д. Однако подобные решения окажутся правильными только в том случае, если дети будут применять адекватные мыслительные средства. Среди них можно выделить схематизированные представления, которые возникают в процессе наглядного моделирования; комплексные представления, отражающие представления детей о системе признаков, которыми могут обладать объекты, а также представления, отражающие стадии преобразования различных объектов и явлений (представления о цикличности изменений): представления о смене времён года, дня и ночи, об увеличении и уменьшении объектов в результате различных воздействий, представления о развитии и т.д.
Кроме того, продолжают совершенствоваться обобщения, что является основой словесно логического мышления. В дошкольном возрасте у детей ещё отсутствуют представления о классах объектов. Дети группируют объекты по признакам, которые могут изменяться, однако начинают формироваться операции логического сложения и умножения классов. Так, например, старшие дошкольники при группировке объектов могут учитывать два признака: цвет и форму (материал) и т.д.
Как показали исследования отечественных психологов, дети старшего дошкольного возраста способны рассуждать и давать адекватные причинные объяснения, если анализируемые отношения не выходят за пределы их наглядного опыта.
Развитие воображения в этом возрасте позволяет детям сочинять достаточно оригинальные и последовательно разворачивающиеся истории. Воображение будет активно развиваться лишь при условии проведения специальной работы по его активизации.
17
Продолжают развиваться устойчивость, распределение, переключаемость внимания. Наблюдается переход от непроизвольного к произвольному вниманию.
Продолжает совершенствоваться речь, в том числе её звуковая сторона. Дети могут правильно воспроизводить шипящие, свистящие и сонорные звуки. Развивается фонематический слух, интонационная выразительность речи при чтении стихов в сюжетно-ролевой игре и в повседневной жизни.
Совершенствуется грамматический строй речи. Дети используют практически все части речи, активно занимаются словотворчеством. Богаче становится лексика: активно используются синонимы и антонимы.
Развивается связная речь. Дети могут пересказывать, рассказывать по картинке, передавая не только главное, но и детали.
Достижения этого возраста характеризуются распределением ролей в игровой деятельности; структурированием игрового пространства; дальнейшим развитием изобразительной деятельности, отличающейся высокой продуктивностью; применением в конструировании обобщённого способа обследования образца; усвоением обобщённых способов изображения предметов одинаковой формы.
Восприятие в этом возрасте характеризуется анализом сложных форм объектов; развитие мышления сопровождается освоением мыслительных средств (схематизированные представления, комплексные представления, представления о цикличности изменений); развиваются умение обобщать, причинное мышление, воображение, произвольное внимание, речь, образ Я.
Подготовительная к школе группа (от 6 до 7 лет)
В сюжетно-ролевых играх дети подготовительной к школе группы начинают осваивать сложные взаимодействия людей, отражающие характерные
18
значимые жизненные ситуации, например, свадьбу, рождение ребёнка, болезнь, трудоустройство и т.д.
Игровые действия детей становятся более сложными, обретают особый смысл, который не всегда открывается взрослому. Игровое пространство усложняется. В нём может быть несколько центров, каждый из которых поддерживает свою сюжетную линию. При этом дети способны отслеживать поведение партнёров по всему игровому пространству и менять своё поведение в зависимости от места в нём. Так, ребёнок уже обращается к продавцу не только как покупатель, а как покупатель-мама или покупатель-шофёр и т.п. Исполнение роли акцентируется не только самой ролью, но и тем, в какой части игрового пространства эта роль воспроизводится. Например, исполняя роль водителя автобуса, ребёнок командует пассажирами и подчиняется инспектору ГИБДД. Если логика игры требует появления новой роли, то ребёнок может по ходу игры взять на себя новую роль, сохранив при этом роль, взятую ранее. Дети могут комментировать исполнение роли тем или иным участником игры.
Образы из окружающей жизни и литературных произведений, передаваемые детьми в изобразительной деятельности, становятся сложнее. Рисунки приобретают более детализированный характер, обогащается их цветовая гамма. Более явными становятся различия между рисунками мальчиков и девочек. Мальчики охотно изображают технику, космос, военные действия и т.п. Часто встречаются и бытовые сюжеты: мама и дочка, комната и т.д.
Изображение человека становится ещё более детализированным и пропорциональным. Появляются пальцы на руках, глаза, рот, нос, брови, подбородок. Одежда может быть украшена различными деталями.
При правильном педагогическом подходе у детей формируются художественно-творческие способности в изобразительной деятельности.
19
Дети подготовительной к школе группы в значительной степени освоили конструирование из строительного материала. Они свободно владеют обобщёнными способами анализа как изображений, так и построек; не только анализируют основные конструктивные особенности различных деталей, но и определяют их форму на основе сходства со знакомыми им объёмными предметами. Свободные постройки становятся симметричными и пропорциональными, их строительство осуществляется на основе зрительной ориентировки.
Дети быстро и правильно подбирают необходимый материал. Они достаточно точно представляют себе последовательность, в которой будет осуществляться постройка, и материал, который понадобится для её выполнения; способны выполнять различные по степени сложности постройки, как по собственному замыслу, так и по условиям.
В этом возрасте дети уже могут освоить сложные формы сложения из листа бумаги и придумывать собственные, но этому их нужно специально обучать. Данный вид деятельности не просто доступен детям – он важен для углубления их пространственных представлений.
Усложняется конструирование из природного материала. Дошкольникам уже доступны целостные композиции по предварительному замыслу, которые могут передавать сложные отношения, включать фигуры людей и животных.
У детей продолжает развиваться восприятие, однако они не всегда могут одновременно учитывать несколько различных признаков.
Развивается образное мышление, однако воспроизведение метрических отношений затруднено. Это легко проверить, предложив детям воспроизвести на листе бумаги образец, на котором нарисованы девять точек, расположенных не на одной прямой. Как правило, дети не воспроизводят метрические отношения между точками: при наложении
20
рисунков друг на друга точки детского рисунка не совпадают с точками образца. Продолжают развиваться навыки обобщения и рассуждения, но они в значительной степени ещё ограничиваются наглядными признаками ситуации.
Продолжает развиваться воображение, однако часто приходится констатировать снижение развития воображения в этом возрасте в сравнении со старшей группой. Это можно объяснить различными влияниями, в том числе и средств массовой информации, приводящим к стереотипности детских образов.
Продолжает развиваться внимание дошкольников, оно становится произвольным. В некоторых видах деятельности время произвольного сосредоточения достигает 30 минут.
У дошкольников продолжает развиваться речь: её звуковая сторона, грамматический строй, лексика. Развивается связная речь. В высказываниях детей отражаются как расширяющийся словарь, так и характер обобщений, формирующихся в этом возрасте. Дети начинают активно употреблять обобщающие существительные, синонимы, антонимы, прилагательные и т.д.
В результате правильно организованной образовательной работы у дошкольников развиваются диалогическая и некоторые виды монологической речи.
В подготовительной к школе группе завершается дошкольный возраст. Его основные достижения связаны с освоением мира вещей как предметов человеческой культуры; освоением форм позитивного общения с людьми; развитием половой идентификации, формированием позиции школьника.
К концу дошкольного возраста ребёнок обладает высоким уровнем познавательного и личностного развития, что позволяет ему в дальнейшем успешно учиться в школе.
21
- Планируемые результаты.
1.2.1. Целевые ориентиры на этапе завершения младшей группы (3-4 года).
- Знает название края, населенного пункта в котором живет
- Знает названия рек, протекающих в Донской местности
- Знает кто такие казаки
- Знает предметы быта казаков
- Знает жилище казаков, знает его название
- Знает праздники народного календаря
- Знает песенный фольклор
- Знает народные музыкальные инструменты
- Знает игры донских казаков
- Знает пословицы и сказки
1.2.2. Целевые ориентиры на этапе завершения средней группы (4-5 лет).
- Знает название края, населенного пункта в котором живет
- Знает названия рек, протекающих в Донской местности
- Знает кто такие казаки
- Знает уклад жизни казаков
- Знает героев Дона (атаманы)
- Знает праздники народного календаря
- Знает казачьи заповеди
- Знает песенный фольклор
- Знает народные музыкальные инструменты
- Знает игры донских казаков
- Знает пословицы и сказки
- Знает промыслы Донского края
- Знает донских писателей , поэтов и их произведения
- Знает художников Дона и их произведения
22
- Знает композиторов Дона и их произведения
- Знает памятники и композиции родного города
1.2.3. Целевые ориентиры на этапе завершения старшей и подготовительной групп (5-7 лет).
- Знает название края, населенного пункта в котором живет
- Знает названия рек, протекающих в Донской местности
- Знает кто такие казаки
- Знает уклад жизни казаков
- Знает героев Дона (атаманы)
- Знает праздники народного календаря
- Знает казачьи заповеди
- Знает песенный фольклор
- Знает народные музыкальные инструменты
- Знает игры донских казаков
- Знает пословицы и сказки
- Знает промыслы Донского края
- Знает донских писателей , поэтов и их произведения
- Знает художников Дона и их произведения
- Знает композиторов Дона и их произведения
- Знает памятники и композиции родного города
- Знает растительный мир Дона
- Знает животный мир Дона
23
- Содержательный раздел.
В содержательном разделе представлены :
– описание содержания Программы для младшего, среднего, старшего дошкольного возраста;
– описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации Программы с учетом возрастных и индивидуально-психологических особенностей воспитанников, специфики их образовательных потребностей, мотивов и интересов;
2.1. Содержание программы для младшего и среднего дошкольного возраста включает в себя четыре раздела:
- «Наша малая Родина – Донской край»
- «Народное творчество Дона»
- «Архитектура моего дома»
- «Народные праздники и традиции Донского края».
Задачи программы:
- Развитие у детей интереса к культуре и истории Донского края.
- Создание условий обеспечивающих познание ребенком ценностей истории и культуры родного края, способствующих зарождению личностных смыслов.
- Развитие эмоционально – эстетической сферы ребенка в процессе восприятия музыкальных, литературных, архитектурных, изобразительных произведений искусства родного края.
- Развитие творческого потенциала дошкольников в художественно – изобразительной, речевой, конструктивной, игровой деятельности.
5. Формирование представлений о родном крае, городе, воспитание уважения и любви к прошлому и настоящему Донского края.
6. Формирование представлений о труде людей, живущих на Дону, воспитывать бережное отношение к результатам их труда, об особенностях неживой природы, а также растительном и животном мире Ростовской области.
24
Раздел «Наша малая Родина – Донской край».
Содержание:
- Самое главное в жизни человека – семья. Взаимоотношения в семье, члены семьи, обязанности членов семьи. Смысл: сохранение традиций и передача их от поколения к поколению, бережное отношение к членам семьи.
- Жизнь в городе и деревне. О жизни людей в деревне и их труде, занятиях. О жизни людей в городе и их занятиях. О труде человека.
- Наша малая Родина – Донской край. О жителях донского края, о реке Дон, о щедрости Донского края, природа Дона.
- Казаки – первые жители Донской земли, конь в жизни казаков.
- Уклад жизни казаков. Казачка – заботливая мать, хозяйка дома, об уважении к труду женщины, одежда казаков, традиции донских казаков приятия гостей и поведение в гостях.
- Воспитание маленьких казаков и казачек. Мальчики – будущие воина, девочки – заботливые хозяюшки.
Социокультурный опыт: досуги, развлечения, музыкальные гостиные, познавательные беседы, проведение народных, сюжетно – ролевых, подвижных игр по мотивам жизни донских казаков.
Раздел «Народное творчество Дона».
Содержание:
1. Произведения устного народного творчества. Фольклор, отображающий условия жизни казаков, их взаимоотношения друг с другом и с их миром природы. Произведения подбираются таким образом, чтобы подчеркивались положительные качества и высмеивались отрицательные.
2. Литературные произведения донских писателей и поэтов. Произведения, отражающие отношения авторов к тому лил иному событию, личности человека.
3. Живописные произведения донских художников. Знакомство с пейзажными произведениями донского края, натюрморты, написанные на донской земле.
25
Социокультурный опыт: рисование, труд на участке ДОУ, развлечения, досуги
Раздел «Архитектура моего дома».
Содержание:
- «Мой дом – моя крепость». История архитектурных сооружений от пещеры до кирпичных зданий. Родной дом, улица, дом, где ты живешь со своей семьей.
- «Архитектура – искусство строить дома». О профессии архитектора. Материалы для строительства, отличие современных построек от прошлых.
- «Архитектура села и деревни» Своеобразие построек, дополнительные постройки для домашних животных. Украшения домов.
Социокультурный опыт: фотовыставки, выставки рисунков, познавательные беседы, экскурсии.
Раздел «Народные праздники и традиции Донского края».
Содержание:
- Народные музыкальные инструменты. Многообразие народных музыкальных инструментов, звучание музыкальных инструментов. Ценность человека, умеющего играть на музыкальных инструментах.
- Песенный фольклор донских казаков. Знакомство с казачьими песнями: хороводные, плясовые, колыбельные. Слушание, разучивание.
- Праздники народного календаря. Знакомство с обрядовыми праздниками – Рождество, Масленица, Троица.
- Народные игры донских казаков. Знакомство и играми, забавами, отражающими традиции, быт, культуру Донского края, воспитывающие защитников родной земли и будущих хранительниц домашнего очага.
26
Содержание программы для детей старшего возраста включает в себя четыре раздела:
«История Донского края»
«Быт казаков»
«Архитектура Донского края»
«Моя Родина - Россия»
«Народные праздники и традиции на Дону».
Задачи:
- Овладение специфическим языком искусства, знаками , символами, заложенными в нём, средствами выразительности, ценностно – смысловой основой произведения.
- Развитие эмоционально – эстетической сферы ребёнка, ценностных отношений, потребностей, основ эстетического вкуса, чуткости к красоте произведений искусства, осознание нравственно – эстетических замыслов автора, развитием гаммы эмоционально – эстетических проявлений (восторга, восхищении, радости).
- Развитие внутреннего «Я» ребёнка: познавательно – эстетических интересов и способностей, умение творчески воспринимать искусство родного края и реализовываться в нем, создание условий для открытии ребенком личностных качеств.
- Воспитание патриотических чувств, любви к Родине, родному краю.
- Развитие потребности ребенка в активном эмоционально – эстетическом самовыражении через процесс и продукт изобразительно – творческой, конструктивной деятельности.
- Обучение детей отображать в различных видах деятельности не только композицию, содержание, способы выразительности, но и ценности, отраженные в произведениях искусства донских авторов.
- Создавать условия, для выбора ребенком средств выразительности, усвоенных в процессе познания произведений, и переноса в собственную творческую деятельность знаков и символов искусства.
27
- Развивать творческий потенциал, проявляющийся в активном преобразующем ценностном отношении к миру, стремление изменить и создать новую социокультурную среду в пространстве своей жизни.
- Развивать опыт творческой деятельности ребенка через свободный выбор содержания деятельности, синтезированных средств, для создания различных рисунков, аппликаций, поделок, архитектурных сооружений, а также партнеров для совместной деятельности.
Раздел «История Донского края».
Содержание.
1. Скифские племена – создание поселений, освоение земель, появление торговли.
2. Возникновение Донского казачества. Казак – защитник Родины, труженик. Казачка – хранительница семейного очага. Казачество – сообщество людей.
3. Река Дон украшает Донской край, поддерживает жизнь людей, оздоравливает, передвигает грузы и людей.
4. Конь казака – верный друг, боевой товарищ.
5. Оружие казака – символ боевой славы, драгоценная реликвия, достойно почетного места.
6. Курень – жилище казаков, место для обеда семьи, общения, совместного сбора, игр.
7. Столица Донского казачества обозначает главный город, объединяет и собирает всех.
8. Труд казаков. Обрабатывает землю, перерабатывает рыбу, выращивает овощи, фрукты, кормит.
9. Старинная казачья кухня имеет свои вкусовые качества, разнообразие, зависит от климатических условий, бытового уклада, местных традиций.
10. Символы Войска Донского отражают особенности Войска Донского, кодекс казачьей чести, традиции казачьего самоуправления, построенные на уважении и почитании.
28
11. Атаманы И.М.Краснощеков, М.И.Платов – легендарные личности: храбрость и мужественность подвигов, любовь к Родине, служба на благо Отчизны, защита ее рубежей.
Социокультурный опыт: сюжетно-ролевые игры, отражающие жизнь казаков; рассказы из личного опыта; развлечения; рисование; аппликация, конструирование куреней; труд на приусадебном участке ДОУ и в уголке природы; подвижные игры; конкурсы родителей и детей по приготовлению блюд старинной казачьей кухни.
Раздел «Быт казаков».
Содержание.
- Устное народное творчество. История и специфика казачьего фольклора, разнообразие его жанров, многообразие жанров казачьей песни, донская былина, самобытность казачьих пословиц, народные казачьи сказки, взаимосвязь общерусского и донского фольклора.
- Одежда казаков. Традиционная одежда казака и казачки, украшения донской казачки, отличительные черты праздничной и будничной одежды.
- Народные промыслы. Возрождение Семикаракорского декоративно – прикладного искусства, его истоки, технология изготовления, средства выразительности, современное его развитие.
- Живопись донских художников. Художники Дона: Дубовской, Греков, Сарьян. Природа донского края – любимая тема донских художников.
- Творчество донских писателей. Гордость Донской земли – писатели Чехов, Шолохов. Содержание произведений, детские донские писатели: Лебеденко , Долинский , Скрёбов.
- Творчество донских композиторов. Клиничев, Шапошников, Краснокулов, Шишов, Кац. Знакомство с произведениями этих композиторов.
- Народный кукольный театр на Дону. Истоки казачьего кукольного театра, великие кукольники Дона, техника постановки спектакля, связь
29
- народного театра с вольными традициями казачества. Элементы театральной деятельности.
Социокультурный опыт: рисование, лепка, аппликация Семикаракорской посуды; рисование, лепка по мотивам донских сказок, диалог с художником, игра «Художественный салон», игры-развлечения; театрализованная деятельности.
Раздел «Архитектура Донского края».
Содержание.
1. Архитектура – искусство сооружения зданий. Главная цель архитектуры и её виды. Профессия – архитектор. Профессии, помогающие архитектору осуществить его замысел. Средства выразительности архитектуры.
2. Памятники архитектуры в г. Ростов - на - Дону.
3. Памятники архитектуры Донского края.
4. Памятники монументальной скульптуры Донского края. Скульптура – один из видов искусства.
5. Сохранение памятников архитектуры и скульптуры.
Социокультурный опыт: конструирование, рассказы из личного опыта, строительные и ролевые игры, моделирование, конкурсы, праздники.
Раздел «Моя Родина - Россия».
Содержание.
- Наш дом – Россия.
- Символы государства (герб, флаг и гимн Российской Федерации)
- Россия – многонациональная страна. Народы России. Русский народный костюм.
- Москва – столица России.
Социокультурный опыт: рассказы из личного опыта; развлечения; рисование; аппликация, подвижные игры; игры-викторины;
30
Раздел «Народные праздники и традиции на Дону».
Содержание.
Народные праздники на Дону. Покров, Рождество, колядки, святки, масленица, Пасха, Троица. Праздники в прошлом и сейчас, значение христианства в формировании русской культуры. Традиции, обычаи(увеселения, забавы), которые отражают казачий быт. Традиционные казачьи игры, их роль в физическом развитии детей.
Восстановление культурных традиций на Дону.
Социокультурный опыт: обрядовые праздники, где ребенок проявляет совместные эстетические переживания; подвижные игры, где ребенок приобретает опыт действия, коллективную двигательную культуру, выстраивает доброжелательные отношения; увеселения, забавы, в процессе которых ребенок перенимает прошлые культурные традиции.
- Описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации программы с учетом возрастных и индивидуально-психологических особенностей воспитанников, специфики их образовательных потребностей, мотивов и интересов.
Физическое развитие:
-национальные казачьи игры
- познавательные беседы о лекарственных
травах и растениях Дона
- казачья кухня
33
Система взаимодействия с детьми и родителями осуществляется через :
- Приобщение родителей к педагогическому процессу.
- Расширение сферы участия родителей в организации жизни образовательного учреждения.
- Пребывание родителей на занятиях в удобное для них время.
- Создание условий для творческой самореализации детей и родителей.
- Информационно – педагогические материалы, выставки работ детского творчества, которые позволяют родителям ближе познакомиться со спецификой учреждения, знакомство с воспитательной, развивающей средой.
- Проявление понимания, терпимости и такта в воспитании и обучении ребёнка, стремление учитывать его интересы, не игнорируя чувства и эмоции.
- Уважительное отношение семьи и образовательного учреждения.
Формы работы с родителями:
- родительские собрания;
- лекторий для родителей;
- день открытых дверей;
- организация работы детско-родительского клуба «Казачьи посиделки»
- проведение совместных мероприятий (выставки, конкурсы)
- анкетирование и тестирование родителей
- индивидуальные консультации специалистов;
- наглядные виды работы: информационные стенды для родителей, папки-передвижки, выставки детских работ, дидактических игр, литературы;
- экскурсии;
- совместные с родителями праздники, спектакли, именины детей.
34
3.Организационный раздел.
- Проектирование воспитательно - образовательного процесса.
3.1.1. Расписание образовательной деятельности по приобщению детей к истории казачьей культуры.
День недели | Время | Группа |
Понедельник | 9.00 – 10.00 10.20 – 10.40 11.50 – 12.20 | Старшая «Б» Старшая «В» (1под) Подготовительная (1под) |
Вторник | 9.00 – 10.00 10.00 – 10.25 10.30 – 11.00 11.00 – 11.50 | Старшая «А» Старшая «Б» (1под) Подготовительная (2под) Средняя «А» |
Среда | 10.10 – 10.35 10.35 – 11.05 | Старшая «А» (1под) Подготовительная (1под) |
Четверг | 9.00 – 9.50 10.10 – 10.35 10.35 – 11.05 11.10 – 11.35 12.00 – 12.25 | Средняя «Б» Старшая «А» (2под) Подготовительная (2под) Старшая «В» (2под) Старшая «Б» (2под) |
Пятница | 9.00 – 10.00 | Старшая «В» |
Комплексно-тематическое планирование образовательного процесса разработано в соответствии с возрастными особенностями и с учетом интеграции образовательных областей: «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие»
35
3.1.2. Комплексно-тематическое планирование.
Младшие, средние группы.
№ п/п | Разделы | Содержание | |||||
Познавательное | Социально-коммуникативное | Речевое | Художественно- эстетическое | Физическое | Работа с родителями | ||
1 | Казаки и казачата. | - « Милости просим, гости дорогие! » (Знакомство с тетушкой Аксиньей и обитателем избы котом Васькой) Познав. беседа «Казачья горница» - «Самое главное в жизни человека -семья.» - «Ходит сон близ окон»(знакомство с колыбельными песнями) - «Здесь мы живем» (экскурсия по детскому саду) - «Город, в котором я живу» - «Моя Родина-Россия. Москва-столица нашей Родины» - «Как жили в старину» (знакомство с казаками) - «Одежда каза- ков.» Д/и «Одень казака и казачку» - «Верный друг казака – конь» | Д/и « Давайте познакомимся » С/игра «Семья. » С/игра «Семья.» ( укладываем куклу спать ) Д/и «Давайте познакомимся.» (знакомство с дет./садом и его сотрудниками ) Д/игра «Кто, что делает?» Интерактивная экскурсия по улицам родного города Интерактивная экскурсия по России. Электронная презентация «Казаки. Как жили в старину» Д/и «Встреча с другом» Электронная презентация «Кони-перезво ны» | Разучивание потешки «Как у нашего кота.» Чтение потешки «Катя, Катя маленькая, Катенька удаленькая....» Разучивание пальчиковой гимнастики «Наша дружная семья » Чтение «Репка» Разучивание колыбельной песни «Баю-баюшки- баю.» Чтение стихотворения «Детский сад -наш дом второй» Чтение: Н. Костарев «Мы играем в детский сад.» Загадки о профессиях. Разучивание утреннего приветствия «Здравствуй солнце золотое» Чтение стихов о России, о Москве Беседа: «Кто такие казаки?» Пословицы о казаках. Чтение: Н.Костарев «А у нас на Дону.» «Казак и лиса» (сказка) Пополнение копилки казачьих слов. Чтение стихотворения: Чтение: «Подкова» С.Черного «Жеребенок» Разучивание пословиц: «Казак с пеленок на лошади», «Казаку конь всего дороже» | Пение песенки потешки «Как у нашего кота » « Моя семья » (рисование) Прослушивание и пение колыбельных песен. Слушание казачьей колыбельной М.Ю. Лермонто-ва Рассматривание альбома : «Все работы хороши» Рассматривание иллюстраций «Мой город» Прослушивание песен о России, о Москве. Прослушивание: В.Красноскулов «Донские песни» Рассматривание фотографий: «Как жили в старину?» ; иллюстраций А.Мовчана«Казаки.» Разучивание с детьми казачьих песен. Рисование ладошками «Шаль для тетушки Аксиньи.» Прослушивание: «Ой при лужку, при лужке…» Раскрашивание шаблонов: «Мой друг-конь.» Рассматривание альбома «Кони – перезвоны» | П/и «Колечко» П/и «Ручеек» П/и «Голубка» П/и «Цепи» П/и «Разрывные цепи» «Платочек.» П/и «Папаха» П/и «Папаха» П/и «Лошадки» | Беседа-интервью «Нужно ли детям знать историю Донского края?» Создание коллажа из фотографий «Мама, папа, я – дружная семья»
Изготовление книжек-малышек о профессиях родителей Создание коллажа «Город, в котором я живу» Тематическая выставка к дню города. Разучивание совместно с детьми казачьих игр и песен. Конкурс на лучший казачий костюм Книжки-малышки: «Верный мой душечка-конь.» |
2. | Краски и литература Тихого Дона. | - «Донская природа. Птицы» - «Дары природы» - «Донская природа. Животный мир» (Домашние животные ,животные леса и степей ) Д/и «Зоологическое лото» Д/игры: «Верни детей мамам», «Кто как кричит?» - Произведения Тихого Дона. | Электронная презентация «Птицы Донского края» С/р игра «Мои друзья.» | Чтение: Д.Долинский «Птички-странички.» Заучивание считалки «Сорока» Д/и «Отгадай загадку, нарисуй отгадку» Загадки о животных. Чтение: «Толстопятые друзья» Чтение сказки «Три медведя» Чтение сказки «Кот и лиса» Пословицы, зак-лички, поговор-ки | Игра-драматизация: «Птичка маленькая» Рисование: «Воробышек» Лепка: «Жаворонок» Лепка: «Фрукты» «Овощи» Коллаж: «Урожай родной земли» Рисование по трафаретам «Животные» Рассматривание картины С.Н.Николаева «Из жизни животных: «Семья волков» «Белки строят гнезда» Слушание народных, донских песен. Пение песенок – потешек. | П/и «Воробышки и авто- мобиль. » « Жаворо- нок» « Летят не летят» П/и: «Чай, чай выручай» П/и «Черный кот» «Кот на квашне» Игры – заклички. | Изготовление книжек-малышек : «Птицы Донского края» Выставка поделок: «Дары природы» Конкурс «Лучшая пословица Дона» |
3. | Архитектура моего дома. | - Деревянная архитектура Д/игра: «Четвертый лишний» - Каменная архитектура Д/игра: «Сколько в доме этажей» - Архитектура города и села Д/игры: «Разрезные картинки.» «Узнай поверхность.» - « Мой дом – моя крепость» | Электронная презентация «От шалашей и хижин до современных домов» С/р игра «Мой город.» | Чтение: Н. Костарев «Чудо – чудеса » Беседа: «Дом, в котором я живу.» Разучивание пословиц и поговорок. | Конструиро-вание: «Сложи из палочек и геометрических фигур» «Веселый, грустный дом» Конструирова- ние: «Что нам стоит дом построить.» Рисование «Дом в котором я живу» | П/и: «Фантики.» «Уточка» «Платочек.» «Цепи» | Макет: «От шалашей и хижин до современных домов» Экскурсия по улицам города. |
4. | Народные праздники и традиции Донского края. | - «Живет в народе песня» - «Звуки народных инструментов» - «Пришла коляда, отворяй ворота» - «Масленица дорогая – наша гостьюшка годовая» - Традиции Донских казаков (Покров на Дону.) | С/ игра «Народные праздники.» Интерактивная игра «Угадай музыкальный инструмент» Досуг «Пришла коляда, отворяй ворота» Досуг «Масленица дорогая – наша гостьюшка годовая» Развлечение: «Покров на Дону.» С/и «Покровская ярмарка» | Разучивание слов народных песен. Д/игра: «Скажи красиво о народных инструментах» Загадки об инструментах. Разучивание колядок. Разучивание пословиц о масленице. Д/и «Продолжи потешку» Разучивание стихов, закличек, пословиц о труде | Слушание и пение казачьих песен Рассматриваниеиллюстраций «Русские народные инструменты» Прослушивание записи звучания народных инструментов. Изготовление масок для колядок. Хоровод «Масленица» Изготовление атрибутов к с/р игре «Покровская ярмарка» | П/игра «Платочек» «Ремень» «Кулючки.» «Мешочек» «Кот на квашне» «Коридор» «Молчанка» «День, ночь.» «Заря – зареница.» | Конкурс на лучшую народную песню. Посиделки: «Казачьи напевы» Привлечение родителей к участию в празднике «Масленица.» Спорт.эстафе- ты : «Мы Донские казаки.» |
Старшие, подготовительные группы.
№ п/п | Разделы | Содержание | |||||
Познавательное | Социально- коммуникативное | Речевое | Художественно- эстетическое | Физическое | Работа с родителями | ||
1. | Человек в истории Донского края. | - Как у нас на Тихом Дону. Д/и «Раньше и теперь» - Казачьи символы и знаки. - Казачий курень. Донские казачьи станицы. - Как жили казаки в старину. Казачья семья. - Труд людей родной земли. - Старинная казачья кухня - Казак рождается воином. - Атаманы (М.И.Красноще-ков, И.М.Платов) – легендар- ные личности | Экскурсия в краеведческий музей города Белая Калитва Интерактивная экскурсия в музей «Флаг ВВД, другие казачьи символы» Электронная презентация «Донские станицы» С/р игра «Строители» С/р игра «Семья» С/игра «Семья» (накрываем стол) С/р игра «На казачьем круге» Экскурсия в казачий кадетский корпус имени Матвея Платова | Разучивание пословиц о казаках, «У нас на Дону ветер весны» Д/и «Кто больше назовет пословиц и поговорок о Донском крае.» Чтение и разучивание «Заповеди казаков.» Чтение сказки «Казак и лиса» Чтение сказки «Игнатка» Д/и «Подбери картинку» Чтение Н.С.Костарев «Волшебники труда.» Разучивание пословиц о труде. Д/и «Назови блюдо.», «Опиши рецепт казачьей кухни» Чт.сказки «Бисеринка» Т.И.Тумилевич Чт.сказки «Про сына купца и дочь сапожника», «Про царскую дочь и козленка» П.Н.Краснов «Далекое прошлое земли Войска Донского» Д/и «Кто живет в твоем сердце» | Прослушивание В.Красноскулов «Донские песни.» Д/и «Определи характер музыки.» Слушание казачьей песни «Родимая моя сторонушка» Прослушивание казачьего гимна. Рассматривание казачьих символов и знаков. Заучивание песни «Эх, Донские казаки» Рассматривание Б.Спорыхин «Синий курень.» Конструир-ие: «Казачий курень» (бросовый материал) Лепка по мотивам сказки «Казак и лиса.» Прослушивание казачьих песен. Рассматривание иллюстраций «Как жили казаки в старину» Прослушивание М.Клиничев «Донская урожайная.» «Степная симфония.» Аппликация «Заготовки на зиму.» Тестопластика «Казачий пирог.» Заучивание песни «Семечки» Прослушивание С.Кац «Казачья кавалерийская» Рассматривание Картины «Трубочи Первой конной армии» Пение: «Конь боевой» Рассматривание Иллюстраций «Памятники герою-атаману.» ПрослушиваниеБ.Богусловский, И.Шишов «Песни Донских казаков» Пение: «Про Платова-Казака» | «Длинная лоза» «Дон Иванович» «Золотые ворота» «Колечко» «Качели» П/и «Черный кот» «Кот на квашне» «Разрывные цепи» «Чью душу желаете ?» «Цепи» «День и ночь» «Битый горшок» «Ручеек» «Знамя» «Знамя» «Коридор» | Развлечение «Как у нас на Тихом Дону.» Аппликация. Коллаж из круппы , природного материала: «Казачий герб»(коллект.работа) Макет «Казачий курень.» Изготовление книже-малышек «Моя семья-моя крепость» Изготовление книже-малышек о труде Оформление книжек «Стар.казачья кухня» Конкурс на лучшее казач. блюдо. Спорт.эстафе- ты : «Мы Донские казаки.» |
2. | Краски и литература Тихого Дона. | - «Родные просторы.» Растительный мир Донского края. Познават.беседа: «Ой ты степь широкая.» Работа с макетом Д/и «Высокий – низкий.» Опыт: «Всем нужна вода.» Д/и «Угадай дерево.» Д/и «Угадай цветок.» - «Донская природа. Птицы.» - «Дары природы.» - «Донская природа. Животный мир.» (Домашние животные и животные леса ) Д/и «Зоологическое лото» Д/игры: «Верни детей мамам.», «Кто как кричит?» - «Дон Иванович» - Произведения Тихого Дона. | Д/и : «Подари другому радость.» Интерактивная экскурсия «Растения Донского края» Электронная презентация «Птицы Донского края.» С/р игра «Мои друзья.» Интерактивная экскурсия по рекам Донского края (знакомство с реками и речными обитателями) | Чтение: «Волшебный цветок» Загадки о цветах; деревьях. Чтение: Д.Долинский «Птички-странички.» Заучивание считалки «Сорока.» Д/и «Отгадай загадку, нарисуй отгадку» Загадки о животных. Чтение: «Толстопятые друзья.» Чтение сказки «Три медведя.» Чтение легенды «Дон Иванович» Чтение стихотворений о реках Д/и «Скажи красиво» Чтение сказки «Кот и лиса.» Пословицы, зак-лички, поговор-ки | Рассматривание гербария «Растения Донского края.» Просмотр сказки: «Волшебный цветок.» Рисование: «Родные просторы.» Рисование: «Береза.» Прослушивание: И.Шишов «Степная симфония.» Аппликация: «Букет цветов.» Игра-драматизация: «Птичка маленькая.» Рисование: «Воробышек.» Лепка: «Жаворонок.» Лепка: «Фрукты.» «Овощи.» Коллаж: «Урожай родной земли.» Рисование по трафаретам «Животные» Рассматривание картины С.Н.Николаева «Из жизни животных: «Семья волков» «Белки строят Рисование Аппликация Слуш-е «,Ой ты Дон широкий.» Слушание народных, донских песен. Пение песенок – потешек. | П/и «Солнышко» «От мяча» П/и «Воробышки и автомобиль» « Жаворо- нок. » « Летят не летят. » П/и: «Чай, чай выручай» П/и «Черный кот» «Кот на квашне» П/и «Сети», «Дон Иванович» Игры – заклички. | Изготовление Гербария: «Растения Дона.» Изготовление макета: «Донские первоцветы.» Изготовление книжек-малышек : «Птицы Донского края.» Выставка поделок: «Дары природы.» Изготовление книжек-малышек «Блюда из рыбы» Конкурс «Лучшая пословица Дона.» |
3. | Человек – созидатель культуры. | - Преданья старины глубокой. (знакомство с фольклором ) - Сундучок тетушки Аксиньи. Д/и «Сложи картинку» - Семикаракор-ская керамика. -Певцы Донского края. (Знакомство с М.Б.Грековым, И.И.Крылова, Н.Н.Дубовского) - Гордость Донской земли: А.П.Чехов, М.А.Шолохов - Донские композиторы (Л.П.Клиничев, В.С.Ходоша, А.И.Кусяков, Г.Н.Гонтаренко, В.Ф.Красноску-лов) -Народные, кукольные театры на Дону. | Интерактивная экскурсия на семикаракорский завод керамики Интерактивная экскурсия в Новочерсский музей Донского казачества и музей Дубовского, Крылова С/р игра «Библиотека» Интерактивная экскурсия в дом – музей М.А.Шолохова в станице Вешенская И дом – музей А.П.Чехова в г. Таганроге Развлечение «Играй и пой казачий Дон. » Д/игра «Мое настроение.» | Донские пословицы о казачьей жизни. Чтение П.Лебеденко «Сказки Тихого Дона.» Т.И.Тумило-вич «Народные сказки.Черная коровушка и Аннушка.Черный кот.» Чтение: Т.И. Тумилович «Народные казачьи сказки.» Д/и «Одень казака и казачку.», «Назови вещи по описанию» Чтение: «Волшебники труда.» Н.Костарев. Чтение стихотворения о Семикаракорской посуде. Д/и «Диалог с художником Д/и «Кто больше назовет слов, перед-х настроение в картинах Донского края.» Чтение М.А.Шолохов «Жеребенок», «Нахаленок» А.П.Чехов «Каштанка» Составление кроссвордов «Гордость Донской земли.» Н.Скребов «Толстопятые друзья» Д/и «Кто подберет больше слов» Разучивание ролей к спектаклю «Доброе сердце дороже красоты.» | Слушание казачьих песен. Пение: «Ой, ты батюшка наш славный Тихий Дон.» Рисование по мотивам сказок «Тихого Дона.» Рассматривание казачьих костюмов. Раскрашивание по шаблонам. Рассматривание альбома «Семикаракорская роспись.» Д/и «Сказочное путешествие.» «Подсолнух» (роспись на блюдце) Д/и «Декоративное домино.» Лепка посуды. Роспись посуды. Рассматривание Г.Запечнов «Донские букеты.» Д/и «Художественный салон.» Рассматр.карти-ны И.И.Крылова «Степь ков-я»; М.Б.Греков «Тачанка.» Дубовской Н.Н.«Радуга» Рисование по мотивам творчества дон-х художников. Рисование «Ой ты степь широкая» Рисование и лепка «Жеребенок» (трафарет) Рассматр-е иллюстраций к произведениям. ПрослушиваниеИ.Шапошников «Казачья рапсодия.Сюита «Дон» ». Д/и «Разноцветная музыка.» Д/и «Покажи мимикой» Спектакль «Доброе сердце дороже красоты.» | «Коршун» «Чехарда» Игры-заклички. «Чижик» «Собери палочки» «Платок» «Галка» «Салки» «Чок-чей попади» «Камешки» «Чет и нечет» «Разрывные цепи» «Лапта» «Жмурки» «День и ночь» «Лапта» «Кулючки» «Отзовись» «Чай, чай выручай» «Коршун» | Конкурс на лучший казачий костюм Выставка ярмарка «Солнечная керамика» Вернисаж «По произведениям донских авторов» Изготовление книжек-малышек «Композиторы Дона» Выставка театральных казачьих кукол |
4. | Человек в пространстве Донского края. | - «Белая жемчужина Дона» Д/и «Лото. История родного города» Знакомство с картой Ростовской обл. - Жемчужина оборонительного зодчества-город Танаис. Д/и «Следопыты» - Древний город Донского края – крепость Азов. Д/и «Знатоки Азова» - Город- крепость Старочеркасск. Д/и «Прошлое и настоящее города» - Город Таганрог-родина А.П.Чехова. - Столица области Войска Донского- город Новочеркасск. | С/игра «Экскурсия по городу» Досуг «С днем рождения, любимый город» Досуг «Гулянье в казачьей станице» Интерактивная экскурсия в город-музей «Танаис» Интерактивная экскурсия в музей г. Азов Интерактивная экскурсия в город-музей «Старочер-касск» Интерактивная экскурсия по г. Таганрогу Интерактивная экскурсия в Новочерсский музей Донского казачества | Чтение стихов о Белой Калитве Д/и «Узнай по описанию» Чтение легенды о названии города Чтение легенды «город Танаис» Диалоги об архитектуре. Д/и «Составь рассказ по картинкам.» Д/и «Разрезные картинки» Чтение А.П.Чехов «Каштанка» Д/и «Угадай, про что скажу» Чт.сказки П.Лебеденко «Сказка о чуде чудище заморском, девице-красавице и серой волчице» | Слушай песен о Белой Калитве Конкурс построек из песка «Город будущего» Рисование «Любимый уголок города» «Вот эта улица, вот этот дом» Рассматрив-е Памятников г. Танаиса. Лепка из глины «Древние амфоры» Рассматрив-е иллюстраций «Древний город Азов» Конструирование «Крепость» Слушание песен О Донских городах. Составление крта «Достопримечательности Старочеркасска» Рассматр-е иллюстраций «Достопримечательности г.Таганрога» Конструир-е из природного материала «Старинный казачий дом» Слушание песен о городах Рисование «Герб города» Слушание гимна Войска Донского | «Заря-зарница» «Невод» «Чехарда» «Мешочек» «Сапожник» «Камень, ножницы, бумага» «Платочек» «Папаха» «Цепи» «Лапта» «Салки» «Горшки» | Изготовление композиций из цветов «Мой любимый город» Изготовление коллажа «Самое интересное в жизни города» Игра «Что? Где? Когда» «Путешествие по городам Донской земли» |
5. | «С чего начинается Родина? » | - Моя Родина –Россия. Игра-викторина «Знатоки нашей Родины» - Символы государства (герб, флаг и гимн РФ). Игра-викторина «Символика России» - Россия-многонациональная страна. Народы России. Русский нар-ый костюм. - Москва столица России. | Электронная презентация «Родина-Россия» Электронная презентация «Народы России» С/игра «Экскурсия по г.Москве» Интерактив-ная экскурсия по г. Москве Досуг: «Я люблю тебя Россия» | Беседа «Праздники России» Чтение и заучивание стих-ий «Родина»(Прокофьев); «Наша страна» (Е.И.Соколов) Пересказ «Наше Отечество» (К.Ушинский) Д/и «Разрезные картинки» Чтение и заучивание стихов о Москве. | Слушание песен о России. Рассматривание иллюстраций «Россия-Родина моя» Рассматривание стягов, флагов, гербов. Лепка «Российский флаг» Расс-е иллюст-ий русских народных костюмов. Раскрашивание шаблонов: «Русский народный костюм» Рисование «Барыня» Аппликация «Укрась сарафан для куклы» Прослушивание песен о Москве. | «Разрывные цепи» «Чью душу желаете ?» «Чижик» «Собери палочки» «Платок» Игры – заклички «Знамя» «Коридор» | Оформление стенда-«Наш дом-Россия» Конкурс рисунков «Москва-столица нашей Родины» |
6. | Праздники-события в жизни людей | - Народные праздники на Дону. Покрова - «Рождество, Старый Новый год.» - «Масленица» - Пасха - Троица | Досуг «Покровская ярмарка» Досуг «Коляда, коляда» Поздравление сотрудников с праздником Д/и «Расскажи о празднике» Досуг «Здравствуй масленица» С/игра «Праздники в нашей семье» Электроннаая презентация «Святая Троица» | Разучивание закличек, потешек Разучивание колядок и щедровок Разучивание пословиц , поговорок , закличек и стихов о масленице. Разучивание стихов о Пасхе. Чт. «История возникнов-я праздника» Разучивание стихов о березе | Разучивание песен, попевок, переплясов Изготоление атрибутов к ярмарке Рисование «Веселая ярмарка» Рисование «Осень на Дону» Рассматр-е картины М.С.Сарьяна «Зима» Поздравительная открытка «С Рождеством Христовым» Лепка «Вареники с сюрпризом» Рисование «Святки»(маски для колядок) Пение песен о масленице. Рисование «Как на масленой недели» Конструир-е «Масленички в подарок» Декоративное рисование «Пасхальные яйца» Рисование «Писанки»(восковые мелки) Рисован-е нетрад. Способом «Белая береза под моим окном» Аппликация «Люблю березу русскую» Пение веселых казачьих распевок. | «Сети» «Гончары» «Папаха» «Зима-зимушка была» Игра «Снежки» Катание на карусели «Заплетайся плетень» Пасхальные игры с яйцами. «Качели» «Веночек» «Ручеек» Игры-заклички | Выставка-ярмарка «Мир увлечений наших родителей» Тематическая выставка «Зимние забавы» Совместное чаепитие с блинами Оформление выставки «Праздник Пасхи в дом пришел» Высадка саженцев березки |
57
3.1.3. Культурно-досуговая деятельность.
№ | дата | Культурно-досуговая деятельность |
1. | Сентябрь | Тематическая выставка к дню города. Развлечение «Как у нас на Тихом Дону». |
2. | Октябрь | Развлечение «Покрова на Дону». |
3. | Ноябрь | Конкурс на лучший казачий костюм. Спортивная эстафета «Мы донские казаки». |
4. | Декабрь | Мастерская Деда Мороза. |
5. | Январь | Досуг «Пришла коляда, отворяй ворота». |
6. | Февраль | Конкурс на лучшую народную песню. Посиделки «Казачьи напевы». Конкурс на лучшую пословицу Дона. |
7. | Март | Досуг «Масленица дорогая – наша гостьюшка годовая». Выставка-ярмарка «Солнечная керамика». Вернисаж «По произведениям донских авторов». |
8. | Апрель | Развлечение «Играй и пой казачий Дон». Спектакль «Доброе сердце дороже красоты». Досуг «Праздник Пасхи в дом пришел». |
9. | Май | Развлечение «Троица». |
58
3.2. Условия реализации программы.
3.2.1. Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды.
Для реализации историко-культурного казачьего компонента в ДОУ создана развивающая предметно-пространственная среда.
59
В групповых уголках «Мой край родной» подобран и систематизирован богатый дидактический материал по знакомству детей с Россией:
- Глобус, политическая, географическая карты России, Ростовской области;
- Иллюстрации государственной символики России (флаг, герб);
- Подбор фотографий с достопримечательностями г. Москвы, С. Петербурга;
- Д/и «Флаги мира»;
- Музыкальная фонотека: гимн России, песни о Родине;
- Д/и «Государственные символы России»;
- Д/и «Домино» (флаги разных стран);
- Календарь праздничных дней;
- Многообразие методической литературы по данной проблеме.
По знакомству детей с малой Родиной и Донским краем:
- Подбор фотографий с достопримечательностями г. Белая Калитва;
- Музыкальная фонотека: песни о Белой Калитве, казачьи песни;
- Геральдика Ростовской области, г. Белая Калитва, Великого Войска Донского;
- Художественная литература о Донском крае, о ВОВ, стихи местных авторов;
- Подбор журналов, газет о родном городе, трудовых подвигов белокалитвинцев;
- Материал о местных художниках;
- Д/и «Наши добрые дела»;
- Фотоальбомы: «Моя семья», «Все работы хороши»;
- С/р игры: «Военные», «Семья» и др.
- Сундучок казачьих слов;
- Картотека казачьих игр;
- Многообразие методической литературы по данной проблеме.
- Герб, флаг, гимн России, герб Белой Калитвы;
- Схема п. Заречного;
- Буклет о Кадетском корпусе;
- Фотоальбомы: «Родной город», «Семейный альбом», «Дом в котором ты живешь»;
- Книги о родном крае;
60
- С/р игры: «Моя семья», «Богатыри», «Ты морячка, я моряк», «Профессии», «Мы военные»;
- Тематические стенгазеты: «Мой родной край», «Символы моей семьи», «Вспомним их поименно», «Любимый город», «Хлеб – всему голова», «Освобождение города», «Природа родного края», «Казачьи символы и знаки», «Оружие казака», «Труд людей родной земли», «Легендарные личности Донского края», «Памятники Донского края», «Города Донского края», «Герои-защитники Земли Донской», «Конь – верный друг казака», «Мой дом – моя крепость»;
- Различные фотовыставки, выставки рисунков на различные темы;
- Карты животного и растительного мира Донского края, полезные ископаемые;
- Книжки-самоделки с народными рецептами «Бабушкины секреты»;
- Многообразие методической литературы по данной проблеме;
- Мини-библиотека «Донская сторона»;
- Красная книга Донского края;
- Картотеки: «Игры донских казаков», «Донской фольклор» (колыбельные, заклички, пословицы, сказки, небылицы, скороговорки, потешки);
- Куклы – казак, казачка;
- Уголки ряженья;
- Макет казачьего куреня;
- Фотоальбомы: «Мой родной край», «Моя семья», «Пейзажи родного края»;
61
В комнате краеведения накоплен методический и наглядный материал для:
- знакомства детей с жилищем казака - куренем, летней кухней, базом;
- знакомства детей с историей образования Донского края, началом жизни на Донской земле, дается понятие о том, кто такие казаки;
-знакомства детей с казачьими символами и знаками, с гербом, флагом, гимном Ростовской области, Войска Донского, заповедями казаков;
-знакомства детей с трудом людей родной земли, у детей формируются ценности: казаки – трудолюбивые, они обрабатывают землю, выращивают скот, овощи, перерабатывают рыбу.
- знакомства детей с легендарными личностями Дона (атаманами);
-знакомства детей с неповторимостью казачьей сказки, самобытностью языка;
- знакомства детей с Семикаракорской керамикой, с технологией изготовления семикаракорского фаянса, элементами росписи и техникой рисования семикаракорских узоров.
- знакомства детей с художниками Донской земли: Дубовским, Грековым, Крыловым, Сарьяном.
- знакомства детей с гордостью Донской Земли – Чеховым, Шолоховым;
- знакомства детей с городами Ростовской области, их расположением, помогает им в этом карта Ростовской области;
- знакомства детей с «Памятниками героям – защитникам Донской Земли»;
- знакомства детей с архитектурой родного города;
Дети с удовольствием занимаются в комнате краеведения, познают ценности истории и культуры родного края, реализуют свой творческий потенциал в различных видах деятельности.
62
Усилиями педагогов, при активном участии родителей в нашем детском саду создана “Казачья горница”. В ней собран богатый материал по знакомству детей:
- с историей Донского края;
- с укладом жизни казаков, с их родом занятий;
- с особенностями взаимоотношений в семье казаков;
- с обычаями и традициями Донского края;
- с бытом казаков в старину, предметами казачьего быта (рубель, скалка, керосиновая лампа, рушник и. т.д.), их назначении;
- с традиционной одеждой казаков и казачек;
- с казачьей кухней;
- с убранством казачьей горницы (печь, сундук, постав, прялка);
- с народными инструментами на Дону, с их звучанием, историей их возникновения;
- с развлечениями и забавами казаков;
- с казачьим фольклором, разнообразием его жанров, многообразием жанров казачьей песни.
63
3.2.2. Программно-методическое обеспечение образовательного процесса по реализации историко-культурного казачьего компонента.
1.Агуреева Т. И., Баландина Л. А. «Казачий костюм» (учебно-методическое пособие), Издательский дом «Цветной мир», М: 2011.
2.Александрова Е. Ю., Гордеева Е. П., Постникова М. П., Попова Г. П. «Система патриотического воспитания в ДОУ: планирование, патриотические проекты, разработки тематических занятий и сценарии мероприятий», Волгоград: Учитель, 2007 -203 с.
3.Алмазова Б. А. «Казаки», Санк-Петербург «Золотой век», 1999.- 88 с.
4.Астапенко М.П. «Атаман Платов». Историко – научное повествование. Ростов-на-Дону. ЗАО «Книга», 2011.- 320с.
5.Астапенко Г., «Быт, обычаи, обряды и праздники донских казаков 18-20 вв.» - Ростов-на – Дону, «Артель», 2011. – 256с.
6.Астапенко М.П., Сухаревская Е.Ю., «Природа и история родного края» учебное пособие для учащихся начальной школы, Ростов-на-Дону, Изд-во БАРО-ПРЕСС, 2007.-170 с.
7.Князева О. Л., Маханева М. Д. «Приобщение детей к истокам русской народной культуры». Учебно-методическое пособие, СПб: Детство-Пресс, 2000.- 304 с.
8.Кондрыкинская Л. А. «С чего начинается родина? (опыт работы по патриотическому воспитанию в ДОУ)», М: ТЦ Сфера, 2003.- 192 с.
9.Махненко С. Г., Филипов К. С. «Былинно-песенное творчество Дона» Ростов-на-Дону: ЗАО «Книга», 2011.- 320 с.
10.Мовчан А. С. «Казаки (быт и традиции)», Ростов-на-Дону: НПК «Гефест», 2004.-160с.
11.Новицкая М. Ю. «Наследие. Патриотическое воспитание в детском саду», М.: Линка-Пресс, 2003.- 200 с.
12.Скрылов А. И.. Губарев Г. В. «Казачий словарь-справочник» - том 1 – Репринт, воспроизведение изд. 1966 г. Ростов-на-Дону, ЗАО «Книга», 2002.- 304 с.
13.Скрылов А. И.. Губарев Г. В. «Казачий словарь-справочник» - том 2 – Репринт, воспроизведение изд. 1966 г. Ростов-на-Дону, ЗАО «Книга», 2002.- 352 с.
14.Скрылов А. И.. Губарев Г. В. «Казачий словарь-справочник» - том 3 – Репринт, воспроизведение изд. 1966 г. Ростов-на-Дону, ЗАО «Книга», 2002.- 368 с.
64
15.Сухоруков В.Д., «Историческое описание Земли Войска Донского; Общежитие донских казаков в 17-18 столетиях» - Ростов-на-Дону, ООО «Терра Принт», 2005. – 168с.
16.Сухоруков В.Д., «Историческое описание Земли Войска Донского» - Ростов-на-Дону, ООО «Терра Принт», 2005. – 224с.
17.Филипов К. С., «Домоводство на Дону», Ростов-на-Дону: ООО «Издательство Артель», 2010. – 168с.
18.Черная А. В. «Традиционные игры Дона: этнопсихологический феномен», Ростов-на-Дону: Издательство Рост. Гос. Пед. Университета, 2003. – 118 с.
19.Чумичева Р.М., Ведмедь О.Л., Платохина Н.А — Методическое обеспечение к региональной программе «Родники Дона» Ростов-на-Дону, 2005 г.-234 с.
20.Чумичева Р.М., Ведмедь О.Л., Платохина Н.А - «Ценностно-смысловое развитие дошкольников» (на материале истории и культуры Донского края); Ростов -на- Дону, 2005 г.-311 с.
21.Шумов В.В., «Донская станица в старину» Краеведческие очерки - Ростов-на-Дону
ООО «КСС», 2011.- 160с.
22.Шумов В.В., «История казачества» (справочник казака), Ростов-на-Дону ООО «КСС», 2006.- 176 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа разработана на основе Примерной программы «Радуга» : программа воспитания, образования и развития детей от 2 до 7 лет в условиях дет. сада / [Т. И. Гризик, Т. Н. Доронова, Е. В.Соловьёва, С. Г. Якобсон; науч. рук. Е. В. Соловьёва
Рабочая программа разработана на основе Примерной программы «Радуга» : программа воспитания, образования и развития детей от 2 до 7 лет в условиях дет. сада / [Т. И...
Рабочая программа воспитателя. Ежедневное планирование по программе "От рождения до школы" под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. Старшая группа. Программа для установки через интернет
lt;div class="uchmag_main_162014"><div class="uchmag_table"><div class="uchmag_td_c" align="center"><a target="_blank" href="http://www.uchmag.ru/estore/e241522/?partner=507"><...
Рабочая программа дополнительной образовательной услуги "Занимательная математика" на основе комплексной программы "Общеобразовательная программа "Школа 2100 (Детский сад 2100)
Данная программа расчитана для детей 3-4 лет, в неё включена пояснительная записка, перспективное планирование, работа с родителями и многое другое....
Рабочая программа модуля «Познавательное развитие» основной общеобразовательной программы- образовательной программы дошкольного образования в группах общеразвивающей направленности с 2-го года по 7-й год жизни Срок реализации: 6 лет
В муниципальном казенном дошкольном образовательном учреждении «Детский сад села Манчаж» (далее МКДОУ «Детский сад села Манчаж») реализуется рабочая программа модуля «Познавательное развитие», (далее ...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВОСПИТАТЕЛЯ ДОУ подготовительная к школе группасоставлена на основе примерной основной общеобразовательной программы «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Веракса, М. А. Васильевой, Т. С. Комаровой срок реализации программы 2015-2016г
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВОСПИТАТЕЛЯ ДОУподготовительная к школе группа составлена на основе примерной основной общеобразовательной программы «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Веракса, М. А. Ва...