Роль музыкальной игры в процессе оптимизации двигательной активности детей дошкольного возраста
статья на тему
Игра является ведущим видом деятельности дошкольников, а игра с музыкальным сопровождением - активным средством музыкального воспитания дошкольников.
Скачать:
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
РОЛЬ МУЗЫКАЛЬНОЙ ИГРЫ В ПРОЦЕССЕ ОПТИМИЗАЦИИ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.
Игра является ведущим видом деятельности дошкольников, а игра с музыкальным сопровождением - активным средством музыкального воспитания дошкольников. В программах по дошкольному воспитанию музыкальные игры занимают значительное место, так как являются ценным средством музыкального развития детей, воспитывают волю, выдержку, тренируют память. Через игру ребенок овладевает определенными знаниями, умениями, навыками, необходимыми для двигательной активности детей. Музыкальное сопровождение игр активизирует детей, организует коллектив.
Яркая художественная форма, которая выражается в музыкальной теме, игровая ситуация, необходимость следовать определенным правилам вызывают у детей повышенный интерес, эмоциональный отклик, что способствует активному восприятию музыки, быстрому запоминанию и воспроизведению игры.
Музыкальная игра - одно из активнейших средств для развития ладового и музыкально-ритмического чувства в их взаимосвязи, что образует основу эмоциональной отзывчивости на музыку.
Свою музыкальную деятельность я строю с использованием различных игр, которые включают в себя воспитательные, обучающие и развивающие задачи. Среди них подвижные, хороводные, игры под инструментальную музыку, игры-драматизации, игры с пением, ритмические игры со словом, игры на развитие техники игры на музыкальных инструментах, игры музыкально-дидактические, логоритмические разминки.
В процессе образовательной деятельности я организую игровое пространство, объясняю правила игры, отбираю нужное количество участников и создаю условия для их самовыражения, чтобы детям в игре было легко и комфортно.
В своей деятельности использую следующие виды игр:
Игры под инструментальную музыку.
Сюжетные игры определяются наличием несложного сюжета, конкретных персонажей, музыки к ним (чаще всего изобразительного характера). Дети передают в этих играх образы, согласуя свои движения с музыкой, реагируя на особенности ее характера, используя характерные имитационные движения для персонажей. Примеры сюжетных игр: «Зайцы и лиса», «Кот и мыши», муз. Т.Ломовой, «Поездка», муз. В.Герчик, «Пастух и козлята», русская народная песня в обработке В.Трутовского.
Несюжетные игры – наиболее привлекательный тип игры для детей за счёт элемента соревнования. Вначале такие игры построены на зафиксированной последовательности движений, затем проводятся соревнования в ловкости, быстроте, которые уже предполагают свободную непринужденную игру. С особой точностью дети должны реагировать на начало и окончание музыки, смену частей, чередование музыкальных фраз, сильные и слабые доли, особенности ритмического рисунка. Примеры несюжетных игр: «Будь ловким!», муз. Н.Ладухина, «Игра с бубном», муз. М.Красева, «Игра с цветными флажками», муз. Ю.Чичкова, «Кто скорее», муз. М.Шварца.
Инсценировки под инструментальную музыку построены на основе конкретного сюжета. Сначала педагог знакомит детей с сюжетом, они прослушивают музыкальные характеристики всех персонажей, а затем им предлагается поиграть в сопровождении музыки (без пения), используя пластику, характерные движения персонажей, передавая их действия и развитие сюжета. Педагог ограничивается небольшими репликами или текстовыми связками. Примеры таких игр: «Козлята и волк», муз. Т.Ломовой, «Зимняя сказка», муз Е.Туманян.
Игры с пением.
Хороводы построены на основе игровых песен, в которых игровые действия детей соответствуют тексту песен, характеру мелодии. В хороводах используются плясовые и имитационные движения для передачи игровых образов. Примеры хороводных игр: «Каравай», «В сыром бору тропина», «Со вьюном я хожу», русские народные песни; «Кот Васька», муз. Г.Лобачева, сл. Н.Френкель.
Инсценирование песен. Используются песни с развернутым сюжетом, наличием нескольких образов. Действия детей определяются содержанием песни и конкретным характером персонажа. Воображение, детская фантазия, установки педагога помогают ребёнку в передаче образа, выборе нужных выразительных движений. Для инсценировки песен могут использоваться как народные, так и авторские песни («Теремок», «Пошла млада за водой», «Где был, Иванушка?», русские народные песни, «Тень – тень», муз. Вик. Калинникова, сл. народные).
Народные игры с пением – игры, которые передаются из поколения в поколение, имеют глубокие исторические корни и с годами не изменяются («Бояре», «Гори-гори ясно», «Колпачок», «Арина»). Чаще всего их используют на фольклорных праздниках и на прогулках.
Музыкально-дидактические игры.
Игры на развитие сенсорных способностей. Одна часть таких игр используется на фронтальных занятиях с детьми, другая предполагает индивидуальную работу и работу с небольшими подгруппами детей. Музыкально-дидактические игры – спокойные по характеру, требуют от детей устойчивого произвольного внимания, способствуют различению свойств музыкальных звуков (высота, длительность, динамика, тембр), упражняют в узнавании музыкальных инструментов, знакомых мелодий, песен («Музыкальное лото», «Сколько нас поёт?», «Тихие и громкие звоночки», «Узнай по голосу»).
Ритмические игры со словом.
Эти игры способствуют развитию важной способности, как чувство ритма. Благодаря своему эмоционально-образному содержанию они упражняют детей в основных и танцевальных движениях, помогают им лучше ориентироваться в пространстве («Трух-тух, трух-тух-тух, ходит по двору петух», «Барашеньки – крутороженьки», «Как на горке снег», «Мыши водят хоровод»). Включаются в любые занятия в качестве динамичного и эмоционального материала, а также могут использоваться в качестве пятиминуток между занятиями и на прогулках.
Для решения своих творческих целевых установок на занятиях использую эффективные методы обучения музыкально-ритмическим движениям, среди них:
· наглядный метод – используется как взаимодействие слухового и наглядно-зрительного анализатора;
· метод показа – эффективен при разучивании новых движений;
· словесный метод – должен быть кратким, точным, конкретным;
· практический метод – предполагает многократное повторение музыкально-ритмических движений, что помогает детям запомнить последовательность движений и их творческое видоизменение;
· игровой метод – является основным при подборе игр, отвечающих задачам занятия, возрастным особенностям и творческому самовыражению;
· импровизационный метод – самый эффективный метод, позволяющий успешно развивать фантазию, импровизационные навыки, вариативность композиций и творческое мышление.
Использование музыкальных игр предполагает систему игровых упражнений, назначение которых – развитие основных и танцевальных движений, отработка их ритмичности и пластичности. На этих элементах впоследствии будут построены игры, танцы, хороводы, инсценировки.
Музыкальная игра - ведущая деятельность у детей до семи лет, поэтому я использую её для решения комплекса взаимосвязанных задач развития детей. В познавательном развитии для формирования разносторонних представлений о действительности, явлениях природы, поведения животных, для развития динамических пространственных представлений творчества, интеллектуальной инициативы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Оптимизация двигательной активности детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями на коррекционных занятиях учителя-логопеда ДОУ.
В современных условиях развития общества проблема сохранения и укрепления здоровья детей приобретает глобальный характер и является как никогда ранее актуальной, т.к. достичь необходимого уровня интел...
Использование сенсорных тренажеров для оптимизации двигательной активности детей дошкольного возраста
Сенсорная комната является мощным инструментом для расширения и развития мировоззрения, сенсорного и познавательного развития, проведения психологических консультаций.Обстановка Сенсорной комнаты спос...
Игра как фактор развития двигательной активности детей дошкольного возраста
Семинар - практикум для воспитателей...
Фитбол, как средство оптимизации двигательной активности детей дошкольного возраста.
Исследования двигательной активности детей и подростков ведутся во многих странах мира. Интерес к различным аспектам этой проблемы обусловлен взаимосвязью двигательной активности и здоровья человека, ...
Оптимизация двигательной активности детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями на коррекционных занятиях учителя-логопеда ДОУ
В современных условиях развития общества проблема сохранения и укрепления здоровья детей приобретает глобальный характер и является как никогда ранее актуальной, т.к. достичь необходимого уровня интел...
Консультация для педагогов на тему: «Музыкально подвижные игры как средство повышения двигательной активности детей дошкольного возраста»
Цель: Повысить профессиональную компетентность коллег в вопросах внедрения спортивных игр как средства повышения двигательной активности детей , направленной на сохранение и укрепления здоровья детей....
Игровой стретчинг как средство оптимизации двигательной активности детей дошкольного возраста
В презентации раскрываются цели изадачи игрового стретчинга, особенности развития гибкости у дошкольников.Представлены авторы современных фитнес технологий для детей. Описана методика игрового фитнеса...