Применение театрализованной деятельности как средства развития творчества детей
статья на тему

Используя театрализованную деятельность способствует тому, чтобы сделать жизнь детей в ДОУ увлекательнее и разнообразнее. При соблюдении некоторых правил, дети ждут каждой репетиции с нетерпением, оработают с желанием и радостью. Участие взрослого в играх и спектаклях, заинтересованность родителей: совместное изготовление костюмов, декораций сплачивают детский коллектив и делают работу творческой, а значит - интересной

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Применение театрализованной деятельности

как средства развития творчества детей»

 

В педагогике и психологии активно обсуждается проблема взаимосвязи личности и творчества. Дошкольная педагогика ищет сегодня пути развития детей в сугубо детских видах деятельности в противовес обучению школьного типа. Именно игра и должна преимущественно использоваться педагогами. Л.С. Выготский определил игру как ведущую деятельность в дошкольном возрасте. Л.И. Божович считает необходимым, чтобы ведущая деятельность составляла основное содержание жизни самих детей. Таким образом, игра является своеобразным центром, вокруг которого сосредоточиваются главные интересы и переживания детей. Театрализованная деятельность является разновидностью игры.

Театрализованная деятельность в детском саду организационно может пронизывать все режимные моменты: включаться во все занятия, в совместную деятельность детей и взрослых в свободное время, осуществляться в самостоятельной деятельности детей. Театрализованная деятельность может быть органично включена в работу различных студий и кружков; продукты театрализованной деятельности (инсценировки, драматизации, спектакли, концерты и др.) могут вноситься в содержание праздников, развлечений.

Театрализованная игра на занятиях: во время занятий педагог включает театрализованную игру как игровой прием и форму обучения детей. В занятие вводятся персонажи, которые помогают детям усвоить те или иные знания, умения и навыки. Игровая форма проведения занятия способствует раскрепощению ребенка, созданию атмосферы свободы и игре.

Свободная совместная деятельность детей и взрослых: это совместная деятельность детей на прогулке, вне занятий. Сюда включаются игровые ситуации прогулок, организация игр в игровых комнатах, чтение художественной литературы с последующим обыгрыванием сюжетных эпизодов вне занятий в течение дня, игры-рисования на свободную тему, строительные игры с драматизацией.

Театрализованная игра в самостоятельной деятельности детей: в самостоятельных детских играх отражаются персонажи и сюжеты, взволновавшие детей.  Яркие сюжеты, игры, хороводы, усвоенные в совместной свободной деятельности детей и взрослых, в играх-занятиях, также способствуют возникновению самостоятельной театрализованной игры детей.

Театрализованная деятельность способствует тому, чтобы сделать жизнь детей в группе увлекательнее, разнообразнее.

Используя театрализованную деятельность в системе обучения детей в ДОУ, педагоги могут решать комплекс взаимосвязанных задач:

Познавательное развитие

- развитие разносторонних представлений о действительности (разные виды театра, профессии людей, создающих спектакль);

- наблюдение за явлениями природы, поведением животных (для передачи символическими средствами в игре–драматизации);

- обеспечение взаимосвязи конструирования с театрализованной игрой для развития динамических пространственных представлений;

- развитие памяти, обучение умению планировать свои действия для достижения результата.

Социальное развитие

- формирование положительных взаимоотношений между детьми в процессе совместной деятельности;

- воспитание культуры познания взрослых и детей (эмоциональные состояния, личностные качества, оценка поступков и пр.);

- воспитание у ребенка уважения к себе, сознательного отношения к своей деятельности;

- развитие эмоций;

- воспитание этически ценных способов общения в соответствии с нормами и правилами жизни в обществе.

Речевое развитие

- содействие развитию монологической и диалогической речи;

- обогащение словаря: образных выражений, сравнений, эпитетов, синонимов, антонимов и пр.;

- овладение выразительными средствами общения: словесными (регулированием темпа, громкости, произнесения, интонации и др.) и невербальными (мимикой, пантомимикой, позами, жестами).

Эстетическое развитие

- приобщение к высокохудожественной литературе;

- развитие воображения;

- приобщение к совместной дизайн-деятельности по моделированию элементов костюма, декораций, атрибутов;

- создание выразительного художественного образа;

Организация коллективной работы при создании многофигурных сюжетных композиций;

- обучение самостоятельному нахождению приемов изображения, материалов.

Развитие движений

- согласование действий и сопровождающей

их речи;

- умение воплощать в творческом движении настроение, характер и процесс развития образа;

- выразительность исполнения основных видов движений.

Особое значение уделяется театрализованной деятельности, всем видам детского театра, которые помогают сформировать правильную модель поведения в современно мире, повысить общую культуру ребенка, познакомить его с детской литературой, музыкой, изобразительным искусством, правилами этикета, обрядами, традициями.

Дети, которые принимают активное участие в театрализованной деятельности, знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии через образы, краски, звуки и умело, поставленные вопросы заставляют их думать, анализировать, делать выводы и обобщения.

Театрализованная деятельность позволяет всесторонне развивать ребенка. Поэтому в современных требованиях к содержанию и методам работы в ДОУ выделен специальный раздел «Развитие ребенка в театрализованной   деятельности», в критериях которого подчеркивается, что воспитатель обязан:

 - создать условия для развития творческой активности детей в театрализованной деятельности;

 - приобщать детей   к театрально культуре;

 - обеспечить взаимосвязь театральной игры с другими видами деятельности в едином педагогическом процессе;

 - создавать условия для совместной театральной деятельности детей и взрослых.

Для осуществления театрализованной деятельности в ДОУ необходимы различные виды театров, которые способны, с одной стороны, удивить ребенка интересной игрушкой, привлечь его внимание игрой, занимательным сюжетом, выразительной интонацией, движениями. С другой стороны, для ребенка главное – получить радость от общения со взрослыми, сверстниками.

Виды театров для всех возрастных групп

1 младшая

 

2 младшая

 

Средняя группа

Старшая группа

Подготовительная к школе группа

Пальчиковый театр – способствует лучшему управлению движениями собственных пальцев.

Театр кукол на столе – способствует владению техникой управления куклами настольного театра (куклы из бумажных конусов, цилиндров, коробочек, игрушки из ткани, меха, поролона и т.д.

Театр ложек, верховые куклы (бибабо, куклы на гапите*) – знакомство детей с театральной ширмой, основами кукловождения.

Знакомство с куклами-марионетками, куклами с «живой рукой», обучение технике управления этими куклами.

Знакомство с куклами с «живой рукой», людьми-куклами и тростевыми куклами; обучение технике работы с этими куклами.

        Этапы работы над театральным представлением

I. Выбор сказки или театральной сценки, обсуждение её  детьми:

- чтение с детьми сказки или стихотворений;

- беседа по сказке;

 - предварительное прослушивание песен и музыкальных произведений к сказке;

 - просмотр иллюстраций по сюжету.

II. Деление пьесы на эпизоды и пересказ их детьми.

(Дети пересказывают каждый эпизод, дополняя друг друга, и придумывают их название).

III.  Работа над отдельными эпизодами в форме этюдов с импровизированным текстом.

Сначала участниками этюдов становятся более активные дети, но постепенно надо привлекать  всех членов коллектива.

IV. Знакомство детей с музыкальными произведениями, которые целиком или в отрывках будут звучать в спектакле, а на занятиях по ИЗО деятельности  - учатся создавать эскизы декораций и костюмов.

V. Работа над ролью. Ребенок в силу возрастных психологических особенностей всегда играет самого себя, он еще не способен перевоплощаться, играть чувства другого человека.

VI. Репетиция отдельных сцен. Надо следить за тем, чтобы дети не повторяли поз, жестов, интонаций других исполнителей, а искали свои собственные варианты. Необходимо учить детей размещаться по сцене: не поворачиваться к зрителям спиной, не загораживать друг друга и др.

VII. Репетиция театральной постановки целиком. Репетиция идет с музыкальным сопровождением, с использованием костюмов, декораций. Общих репетиций может быть от одной до трёх.

VIII. Презентация театрализованного представления. Работа над постановкой спектакля должна быть зафиксированной.(Стенды с фотографиями, выставки детских рисунков, видеозаписи).

 Также в ходе работы над театральным представлением следует соблюдать следующие правила:

 - не перегружать детей;

 - не навязывать своего мнения;

 - не позволять одним детям вмешиваться в действия других;

 - предоставлять всем детям возможность попробовать себя в разных ролях, не распределяя их среди наиболее способных.

При соблюдении этих основных правил, дети ждут каждой репетиции с нетерпением, работают с желанием и радостью.

Педагог, увлеченный театральной деятельностью сам, увлечет и заинтересует детей.

Участие взрослого в играх и спектаклях, заинтересованность родителей, совместное изготовление костюмов, декораций, атрибутов сплачивают дошкольный коллектив и делают работу творческой,  а  - значит интересной.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Театрализованная деятельность как средство развития речи детей с ОНР"

Театрализованная деятельность это прекрасное средство для развития речи и обогащения словаря детей с ОНР....

Театрализованная деятельность - как средство развития речи детей раннего возраста

Дети-прирожденные артисты, и надо всячески поощрять и развивать в них стремление к театрально-игровой деятельности...

Театрализованная деятельность как средство развития речи детей дошкольного возраста.

В этой статье я описываю как театрализованная деятельность влияет на развитие речи детей и описываю некоторые виды театра, так же кратко описаны мои наблюдения и результаты работы с детьми в своей гру...

Презентация опыт работы по теме «Театрализованная деятельность как средство развития речи детей дошкольного возраста»

"Театрализованная деятельность как средство развития речи детей дошкольного возраста»...

Консультация для родителей-законных представителей детей группы раннего возраста ДОУ "Театрализованная деятельность как средство развития речи детей дошкольного возраста "

Сегодня нам предстоит разговор о развитии одного из важнейших познавательных процессов человека – речи. Речь как исторически сложившаяся форма общения развивается в дошкольном возрасте по двум н...

«Художественно – эстетическое развитие и театрализованная деятельность как средство развития речи детей»

laquo;Художественно – эстетическое развитие и театрализованная деятельность как средство развития речи детей»АктуальностьДетство–это совсем немаленькая страна, а огромная планета, г...