Образовательная программа муниципального дошкольного образовательного учреждения во второй младшей группе
рабочая программа (младшая группа) по теме
Образовательная программа дошкольного образования – стратегия психолого-педагогической поддержки позитивной социализации и индивидуализации, развития личности детей дошкольного возраста. Программа разработана в соответствии с принципами и подходами, определенными Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования. Основной идеей программы является обогащенное развитие детей дошкольного возраста, обеспечивающее единый процесс социализации-индивидуализации личности через осознание ребенком своих потребностей, возможностей и способностей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obrazovatelnaya_programma_vo_2-y_mladshey_gruppe.docx | 125.2 КБ |
formy_raboty.docx | 26.78 КБ |
Предварительный просмотр:
Образовательная программа муниципального дошкольного образовательного учреждения
во второй младшей группе
СОДЕРЖАНИЕ
I | Целевой раздел программы (обязательная часть) | |
1 | Пояснительная записка. | |
1.1 | Цели и задачи образовательной программы. | |
1.1.2 | Принципы и подходы к формированию программы. | |
1.1.3 | Значимые характеристики для разработки и реализации Программы. Характеристика особенностей развития детей раннего возраста, воспитывающихся в ДОУ. | |
1.2 | Планируемые результаты освоения Программы (целевые ориентиры). | |
1.2.1 | Целевые ориентиры образования в раннем возрасте. | |
1.2.2 | Педагогическая диагностика. | |
II | Содержательный раздел программы (обязательная часть) | |
1 | Учебный план ООП ДО во 2 младшей группе МДОУ «Детский сад №122 комбинированного вида» г.Саранска . | |
2 | Перечень методических пособий, обеспечивающих реализацию образовательной деятельности в группе. | |
3 | Формы, способы, методы и средства реализации программы в группе. | |
4 | Взаимодействие с семьёй и социумом. | |
5 | Планирование работы с детьми в группе | |
6 | Модель организации совместной деятельности воспитателя с воспитанниками. | |
7 | Особенности организации совместной деятельности воспитателя с воспитанниками (климатическая, демографическая, национально-культурная). | |
III | Организационный раздел | |
1 | Оформление предметно-пространственной среды. | |
2 | Организация жизни и деятельности детей (режим дня) | |
2.1 | Расписание НОД на 2015- 2016 УЧЕБНЫЙ ГОД. | |
2.2 | Соблюдение двигательной активности в режиме дня. Организация двигательного режима в младшей группе детей 3 - 4 лет. | |
2.3 | Организация двигательной деятельности детей. | |
2.4 | Модель закаливания детей дошкольного возраста. | |
3 | Перечень методических пособий для реализации программы | |
I ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
- ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Образовательная программа дошкольного образования – стратегия психолого-педагогической поддержки позитивной социализации и индивидуализации, развития личности детей дошкольного возраста.
Программа разработана в соответствии с принципами и подходами, определенными Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования.
Основной идеей программы является обогащенное развитие детей дошкольного возраста, обеспечивающее единый процесс социализации-индивидуализации личности через осознание ребенком своих потребностей, возможностей и способностей.
Цель и задачи реализации программы
Цель
- создать каждому ребенку в детском саду возможность для развития способностей, широкого взаимодействия с миром, активного практикования в разных видах деятельности, творческой самореализации.
Задачи
- укрепление физического и психического здоровья ребенка, формирование основ его двигательной и гигиенической культуры;
- целостное развитие ребенка как субъекта посильных дошкольнику видов деятельности;
- обогащенное развитие ребенка, обеспечивающее единый процесс социализации-индивидуализации с учетом детских потребностей, возможностей и способностей;
- развитие на основе разного образовательного содержания эмоциональной отзывчивости, способности к сопереживанию, готовности к проявлению гуманного отношения в детской деятельности, поведении, поступках;
- развитие познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению, развитие умственных способностей и речи ребенка;
- пробуждение творческой активности и воображения ребенка, желания включаться в творческую деятельность;
- органичное вхождение ребенка в современный мир, разнообразное взаимодействие дошкольников с различными сферами культуры: с изобразительным искусством и музыкой, детской литературой и родным языком, экологией, математикой, игрой;
- приобщение ребенка к культуре своей страны и воспитание уважения к другим народам и культурам;
- приобщение ребенка к красоте, добру, не насилию, ибо важно, чтобы дошкольный возраст стал временем, когда у ребенка пробуждается чувство своей сопричастности к миру, желание совершать добрые поступки.
Принципы и подходы к реализации программы
Программа разработана на основе Конституции, законодательства РФ, Конвенции о правах ребенка, в основе которых заложены следующие международные принципы:
- поддержка разнообразия детства; сохранение уникальности и самоценности детства как важного этапа в общем развитии человека, самоценность детства – понимание (рассмотрение) детства как периода жизни значимого самого по себе без всяких условий; значимого тем, что происходит с ребенком сейчас, а не с тем, что этот период подготовки к следующему периоду;
- личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых (родителей (законных представителей) педагогических и иных работников Организации) и детей;
- уважение личности ребенка;
- Реализация Программы в формах, специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности, в форме творческой активности, обеспечивающей художественно-эстетическое развитие ребенка.
При формировании образовательного пространства и реализации образовательной деятельности в соответствии с ФГОС ДО Программа реализует принципы дошкольного образования:
- полноценное проживание ребенком всех этапов детства (младенческого, раннего и дошкольного возраста), обогащение (амплификация) детского развития;
- построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования (далее - индивидуализация дошкольного образования);
- содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;
- поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;
- сотрудничество Организации с семьей;
- приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;
- формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;
- возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития);
- учет этнокультурной ситуации развития детей.
Дошкольный возраст
Младший дошкольный возраст (3-4 года).
Эмоциональное развитие ребенка этого возраста характеризуется проявлениями таких чувств и эмоций, как любовь к близким, привязанность к воспитателю, доброжелательное отношение к окружающим, сверстникам. Ребенок способен к эмоциональной отзывчивости — он может сопереживать другому ребенку.
В младшем дошкольном возрасте поведение ребенка непроизвольно, действия и поступки ситуативные, их последствия ребенок чаще всего не представляет, нормативно развивающемуся ребенку свойственно ощущение безопасности, доверчиво-активное отношение к окружающему.
Дети 3-4-х лет усваивают элементарные нормы и правила поведения, связанные с определенными разрешениями и запретами («можно», «нужно», «нельзя»).
В 3 года ребенок идентифицирует себя с представителями своего пола. В этом возрасте дети дифференцируют других людей по полу, возрасту; распознают детей, взрослых, пожилых людей, как в реальной жизни, так и на иллюстрациях.
У развивающегося трехлетнего человека есть все возможности овладения навыками самообслуживания (становление предпосылок трудовой деятельности) - самостоятельно есть, одеваться, раздеваться, умываться, пользоваться носовым платком, расческой, полотенцем, отправлять свои естественные нужды. К концу четвертого года жизни младший дошкольник овладевает элементарной культурой поведения во время еды за столом и умывания в туалетной комнате. Подобные навыки основываются на определенном уровне развития двигательной сферы ребенка, одним из основных компонентов которого является уровень развития моторной координации.
В этот период высока потребность ребенка в движении (его двигательная активность составляет не менее половины времени бодрствования). Ребенок начинает осваивать основные движения, обнаруживая при выполнении физических упражнений стремление к целеполаганию (быстро пробежать, дальше прыгнуть, точно воспроизвести движение и др.).
Накапливается определенный запас представлений о разнообразных свойствах предметов, явлениях окружающей действительности и о себе самом. В этом возрасте у ребенка при правильно организованном развитии уже должны быть сформированы основные сенсорные эталоны. Он знаком с основными цветами (красный, желтый, синий, зеленый). Трехлетний ребенок способен выбрать основные формы предметов. (круг, овал, квадрат, прямоугольник, треугольник) по образцу, допуская иногда незначительные ошибки. Ему известны слова «больше», «меньше», и из двух предметов (палочек, кубиков, мячей и т. п.) он успешно выбирает больший или меньший.
В 3 года дети практически осваивают пространство своей комнаты (квартиры), групповой комнаты в детском саду, двора, где гуляют и т. п. На основании опыта у них складываются некоторые пространственные представления (рядом, перед, на, под).
Освоение пространства происходит одновременно с развитием речи: ребенок учится пользоваться словами, обозначающими пространственные отношения (предлоги и наречия).
Малыш знаком с предметами ближайшего окружения, их назначением (на стуле сидят, из чашки пьют и т. п.), с назначением некоторых общественно-бытовых зданий (в магазине, супермаркете покупают игрушки, хлеб, молоко, одежду, обувь); имеет представления о знакомых средствах передвижения (легковая машина, грузовая машина, троллейбус, самолет, велосипед и т. п.), о некоторых профессиях (врач, шофер, дворник), праздниках (Новый год, день своего рождения), свойствах воды, снега, песка (снег белый, холодный, вода теплая и вода холодная, лед скользкий, твердый; из влажного песка можно лепить, делать куличики, а сухой песок рассыпается); различает и называет состояния погоды (холодно, тепло, дует ветер, идет дождь). На четвертом году жизни ребенок различает по форме, окраске, вкусу некоторые фрукты и овощи, знает два-три вида птиц, некоторых домашних животных, наиболее часто встречающихся насекомых.
Внимание детей четвертого года жизни непроизвольно, однако его устойчивость зависит от интереса к деятельности. Обычно ребенок этого возраста может сосредоточиться в течение 10-15 минут, но привлекательное для него дело может длиться достаточно долго. Память детей непосредственна, непроизвольна и имеет яркую эмоциональную окраску. Дети сохраняют и воспроизводят только ту информацию, которая остается в их памяти без всяких внутренних усилий (понравившиеся стихи и песенки, 2-3 новых слова, рассмешивших или огорчивших его). Мышление трехлетнего ребенка является наглядно-действенным: малыш решает задачу путем непосредственного действия с предметами (складывание матрешки, пирамидки, мисочек, конструирование по образцу и т. п.). В 3 года воображение только начинает развиваться, и прежде всего это происходит в игре. Малыш действует с одним предметом и при этом воображает на его месте другой: палочка вместо ложечки, камешек вместо мыла, стул - машина для путешествий и т. д.
В младшем дошкольном возрасте ярко выражено стремление к деятельности. Взрослый для ребенка - носитель определенной общественной функции. Желание ребенка выполнять такую же функцию приводит к развитию игры. Дети овладевают игровыми действиями с игрушками и предметами-заместителями, приобретают первичные умения ролевого поведения. Игра ребенка первой половины четвертого года жизни - это скорее игра рядом, чем вместе. В играх, возникающих по инициативе детей, отражаются умения, приобретенные в совместных с взрослым играх. Сюжеты игр простые, неразвернутые, содержащие одну-две роли.
Неумение объяснить свои действия партнеру по игре, договориться с ним приводит к конфликтам, которые дети не в силах самостоятельно разрешить.
Конфликты чаще всего возникают по поводу игрушек. Постепенно к четырем годам ребенок начинает согласовывать свои действия, договариваться в процессе совместных игр, использовать речевые формы вежливого общения.
В 3-4 года ребенок начинает чаще и охотнее вступать в общение со сверстниками ради участия в общей игре или продуктивной деятельности. Однако ему все еще нужны поддержка и внимание взрослого.
Главным средством общения с взрослыми и сверстниками является речь. Словарь младшего дошкольника состоит в основном из слов, обозначающих предметы обихода, игрушки, близких ему людей. Ребенок овладевает грамматическим строем речи, начинает использовать сложные предложения. Девочки по многим показателям развития (артикуляция, словарный запас, беглость речи, понимание прочитанного, запоминание увиденного и услышанного) превосходят мальчиков.
В 3-4 года в ситуации взаимодействия с взрослым продолжает формироваться интерес к книге и литературным персонажам. Круг чтения ребенка пополняется новыми произведениями, но уже известные тексты по-прежнему вызывают интерес.
Интерес к продуктивной деятельности неустойчив. Замысел управляется изображением и меняется по ходу работы, происходит овладение изображением формы предметов. Работы чаще всего схематичны, поэтому трудно догадаться, что изобразил ребенок. Конструирование носит процессуальный характер. Ребенок может конструировать по образцу лишь элементарные предметные конструкции из двух-трех частей.
Музыкально-художественная деятельность детей носит непосредственный и синкретический характер. Восприятие музыкальных образов происходит при организации практической деятельности (проиграть сюжет, рассмотреть иллюстрацию и др.). Совершенствуется звукоразличение, слух: ребенок дифференцирует звуковые свойства предметов, осваивает звуковые предэталоны (громко - тихо, высоко – низко и пр.). Начинает проявлять интерес и избирательность по отношению к различным видам музыкально-художественной деятельности (пению, слушанию, музыкально-ритмическим движениям).
1.2. Планируемые результаты освоения Программы (целевые ориентиры)
Ценностно-целевые ориентиры образовательной программы
ценности | цели |
образовательного процесса. |
|
Результатами освоения Программы являются целевые ориентиры дошкольного образования, которые представляют собой социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка.
К целевым ориентирам дошкольного образования относятся следующие социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка:
- Целевые ориентиры образования в раннем детстве
Социально-коммуникативное развитие
- наблюдается динамика непосредственного эмоционального общения со взрослым, эмоциональное благополучие детей;
- ребенок интересуется окружающими предметами и активно действует с ними; эмоционально вовлечен в действия с игрушками и другими предметами, стремится проявлять настойчивость в достижении результата своих действий;
- использует специфические, культурно фиксированные предметные действия, знает назначение бытовых предметов (ложки, расчески, карандаша и пр.) и умеет пользоваться ими; владеет простейшими навыками самообслуживании; стремится проявлять самостоятельность в бытовом и игровом поведении;
- развитие готовности и способности к обобщению со взрослыми и совместным играм со сверстниками под руководством взрослого.
Физическое развитие
- развиты крупная (общая) моторика, стремление осваивать различные виды движения (бег, лазанье, перешагивание и пр.); интерес к тактильно-двигательным играм.
Познавательное развитие
- от владения основными культурными способами деятельности, подражания речевым и предметно-практическим действиям взрослого, проявления инициативы и самостоятельности в познавательно-исследовательской деятельности.
Речевое развитие
- владеет активной речью, включенной в общение; может обращаться с вопросами и просьбами, понимает речь взрослых; знает названия окружающих предметов и игрушек;
- стремится обращаться ко взрослым с вопросами, просьбами;
- проявляет интерес к стихам, песням и сказкам, рассматриванию картин.
Музыкальное развитие
- интересуется звучащими предметами и активно действует с ними; эмоционально вовлечен в действия с музыкальными игрушками и в музыкально-дидактические игры, стремится проявлять настойчивость в достижении результата;
- проявляет интерес к танцевальным движениям и песням, стремится двигаться под музыку;
- эмоционально откликается на различные произведения культуры и искусства.
Художественное развитие
- ребенок манипулирует с предметами и выполняет познавательно-исследовательские действия с инструментами и материалами, способствующими интересу к изобразительной деятельности;
- формируются готовность к экспериментированию с материалами и веществами (песок, вода, тесто), создание продукта изобразительной и конструктивной деятельности;
- ребенок проявляет интерес к рассматриванию картинки, эмоционально откликается на различные произведения искусства.
1.2.2. Педагогическая диагностика
В ходе организации педагогического мониторинга воспитателю младшей группы важно изучить своеобразие семей, особенности семейного воспитания, педагогические проблемы, которые возникают в разных семьях. Для этого воспитатель использует методы первичной диагностики: анкетирование родителей на тему «Мой ребенок», беседу с родителями «Наша семья и ребенок», наблюдение за общением родителей и детей в утренний и вечерний отрезки времени.
Так, в ходе наблюдений за общением родителей с ребенком в утренний и вечерний отрезки времени воспитатель может обратить внимание на следующие показатели.
Эмоциональный настрой ребенка на общение со взрослым: ребенок встречается с близкими радостно, спокойно, равнодушно, с нежеланием, раздраженно.
Эмоциональный настрой взрослого на общение с ребенком: взрослый вступает в общение с удовольствием, спокойно, с нежеланием раздраженно.
Особенности взаимодействия взрослого и ребенка в общении: сотрудничают, умеют договориться; не взаимодействуют, каждый занимается «своим делом»; конфликтуют, не могут прийти к общему решению.
Особенности воспитательной тактики родителя: при затруднениях взрослый настаивает, угрожает наказанием, уговаривает, убеждает, принимает позицию ребенка, ищет компромиссы.
Типичная позиция, которую занимает каждый в общении: Лидер (указывает, направляет, заставляет, оценивает), Партнер (советуется, сочувствует, напоминает, интересуется, согласовывает), Отстраненный (выслушивает, отвлекается, молчит, задает формальные вопросы) или другие.возникающие трудности общения, конфликты, их причины, пути выхода из затруднительных ситуаций.
Эти проявления родителя и ребенка могут дать воспитателю общую картину их взаимоотношений, помогут понять родительскую тактику воспитания ребенка в семье, типичные трудности и проблемы.
Данная методика позволит воспитателю определить проблемы и особенности воспитания и развития ребенка «глазами родителя», что позволит в дальнейшем наладить более тесный контакт с семьей воспитателя.
II СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ ПРОГРАММЫ
(ОБЯЗАТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ)
- Учебный план ООП ДО во 2 младшей группе
МДОУ «Детский сад №122 комбинированного вида» г. Саранска
Согласно действующему СанПиН 2.4.1.3049-13:
- длительность непосредственно-образовательной деятельности – не более 15 мин;
- перерывы между непосредственно образовательной деятельностью - не менее 10 мин;
- максимальный объем непрерывной непосредственно образовательной деятельности в I половине дня- не более 30 минут, во вторую половину дня НОД не проводится;
обязательное проведение физ. минутки.
Направление развития | Виды детской деятельности | Формы образовательной деятельности | Продолжительность и количество в неделю |
Физическое развитие
| -«Физическая культура» Двигательная, коммуникативная, познавательно-исследовательская, игровая, музыкально-художественная. - «Здоровье» Двигательная, игровая, продуктивная, коммуникативная, трудовая, музыкально-художественная, чтение художественной литературы. | Утренняя гимнастика, подвижные игры с правилами, народные подвижные игры, игровые упражнения, двигательные паузы, праздники, физкультминутки, дни здоровья, групповая непосредственно образовательная деятельность в зале. Игровые упражнения, упражнения на развитие мелкой моторики, дидактические игры, гимнастика после сна, закаливающие процедуры, двигательная активность на прогулке, беседы, игровые проблемные ситуации, викторины, реализация проектов. | 15 минут, 3 раза в неделю Интегрируется в разные виды совместной деятельности детей и взрослых, в образовательной деятельности в ходе режимных моментов и в самостоятельной деятельности детей. |
Социально-коммуникативное развитие | - «Безопасность» Познавательно-исследовательская, игровая, чтение художественной литературы, коммуникативная, продуктивная, музыкально-художественная, двигательная. -«Социализация» Игровая, двигательная, коммуникативная, трудовая, познавательно-исследовательская, музыкально-художественная, чтение художественной литературы, продуктивная. -«Труд» Трудовая, продуктивная, коммуникативная, познавательно-исследовательская, игровая, чтение художественной литературы, двигательная. | Игровые проблемные ситуации, образовательные ситуации, беседы, дидактические и подвижные игры, рассматривание картин и иллюстраций, слушание художественных произведений. Игры с правилами, творческие игры, беседы, досуги, праздники и развлечения, игровые проблемные ситуации, образовательные ситуации, заучивание стихов, слушание и обсуждение художественных произведений, обсуждение мультфильмов и телепередач, изготовление сувениров и подарков. Индивидуальные , дежурство, игровые и бытовые проблемные ситуации, дидактические игры, беседы, рассматривание картин и иллюстраций, слушание и обсуждение художественных произведений, изготовление поделок. | Интегрируется в разные виды совместной деятельности детей и взрослых, в образовательной деятельности в ходе режимных моментов и в самостоятельной деятельности детей. Интегрируется в разные виды совместной деятельности детей и взрослых, в образовательной деятельности в ходе режимных моментов и в самостоятельной деятельности детей. Интегрируется в разные виды совместной деятельности детей и взрослых, в образовательной деятельности в ходе режимных моментов и в самостоятельной деятельности детей. |
Познавательное развитие | -«Познание» Природный мир. Познавательно-исследовательская, игровая, чтение художественной литературы, двигательная, коммуникативная, продуктивная (конструктивная), трудовая, музыкально-художественная. Математическое развитие. | Наблюдения, экскурсии, эксперименты и опыты, решение проблемных ситуаций, образовательные ситуации, беседы, коллекционирование, дидактические и развивающие игры, рассматривание картин и иллюстраций. Развитие математических представлений. | 15 мин, 1 раз в 2 недели 15 мин, 1 раз в неделю |
Речевое развитие | «Коммуникация» Развитие речи Коммуникативная, познавательно-исследовательская, игровая, чтение художественной литературы, музыкально-художественная, продуктивная, трудовая, двигательная. -«Чтение художественной литературы» Коммуникативная, познавательно-исследовательская, музыкально-художественная. | Беседы, игровые проблемные ситуации, образовательные ситуации, викторины, дидактические и подвижные игры, рассматривание картин и иллюстраций, слушание художественных произведений, театрализация, составление и отгадывание загадок, досуги, праздники и развлечения. Беседы, слушание художественных произведений, игровые проблемные ситуации, образовательные ситуации, чтение, разучивание стихов, драматизация, театрализация. | 15 мин, 1 раз в неделю 15 мин, 1 раз в 2 недели |
Художественно-эстетическое | -«Художественное творчество» Рисование Лепка Аппликация /Конструирование Продуктивная деятельность, познавательно-исследовательская, музыкально-художественная, коммуникативная. -«Музыка» Музыкально-художественная, двигательная, коммуникативная, познавательно – исследовательская, игровая. | Продуктивная деятельность, познавательно-исследовательская
Слушание, импровизация, исполнение, музыкально-дидактические, подвижные игры, досуги, праздники и развлечения. | 15 минут, 1раз в неделю 15 минут, 1раз в 2 недели 15 минут, 1раз в 2 недели 15 минут, 2 раза в неделю |
2. Перечень методических пособий, обеспечивающих реализацию
образовательной деятельности в группе.
Направление развития | Методическое пособие | Наглядно-дидактическое пособие | Рабочие тетради |
«Физическое развитие» Тематический модуль «Физическая культура» Тематический модуль «Здоровье» | Глазырина Л.Д. «Физическая культура – дошкольникам» Владос 2004; Галицына Н.С. «Нетрадиционные занятия физкультурой в дошкольном образовательном учреждении» Скрепторий 2004; Глазырина Л.Д. «Физическая культура в младшей группе детского сада» Владос 2005; Лисина Т.В. «Подвижные тематические игры для дошкольников» М.:ТЦ Сфера 2015; Зайцев Г. «Уроки Мойдодыра» Детство- Пресс 2001; НасонкинаС.А. «Уроки этикета» Детство- Пресс 2003; Под ред. Т.С. Яковлевой «Здоровьесберегающие технологии воспитания в детском саду» Школьная пресса 2006; Доскин В.А., Голубева Л.Г. «Растем здоровыми» Просвещение 2002 | ||
«Речевое развитие» Тематический модуль «Развитие речи» Тематический модуль «Чтение художественной литературы» | Ушакова О.С. «Развитие речи детей 3-5 лет: Метод. рекомендации» М.: ТЦ Сфера 2012; Ушакова О.С. «Развитие речи и творчества дошкольников. Игры, упражнения, конспекты занятий» М.: ТЦ Сфера 2015; Ушакова О.С. «Придумай слово. Речевые игры и упражнения для дошкольников» М.: ТЦ Сфера 2015; Ушакова О.С. «Знакомим дошкольников 3-5 лет с литературой» М. 2015; Ушакова О.С«Ознакомление дошкольников с литературой и развитие речи. Занятия, игры, метод. рекомендации, мониторинг» М.: ТЦ Сфера 2015 Гуськова А.А. «Речевое развитие детей средствами загадки» М.: ТЦ Сфера 2014 | Ушакова О.С. «Демонстрационный материал по развитию речи в картинках» М.: ТЦ Сфера 2012 | |
«Социально-коммуникативное развитие» Тематический модуль «Социализация» Тематический модуль «Труд» Тематический модуль «Безопасность» | Громова О.Е. и др. «Ознакомление дошкольников с социальным миром» ТЦ Сфера 2012; Чебан А.Я., Бурлакова Л.Л. «Знакомим дошкольников с народной культурой» ТЦ Сфера 2012; Кукушкина Е.Ю., Самсонова Л.В. «Играем и учимся дружить. Социализация в детском саду. Методические рекомендации» ТЦ Сфера 2012; Комарова Т.С., КуцаковаЛ.В., Павлова Л.Ю. «Трудовое воспитание в детском саду. Программа и методические рекомендации для работы с детьми 2-7 лет» Мозаика-Синтез 2005; Куцакова Л.В. «Нравственно-трудовое воспитание ребёнка - дошкольника» Владос 2003; Маханева М.Д., Скворцова О.В. «Учим детей трудиться» ТЦ Сфера 2013; Бревнова Ю.А. «Художественный труд в детском саду» ТЦ Сфера 2013. Авдеева Н.Н., КнязеваО.Л., Стеркина Р.Б. «Основы безопасности детей дошкольного возраста» Просвещение 2007 ; Романова Е.А. «Занятия по правилам дорожного движения» ТЦ Сфера 2013; | ||
«Познавательное развитие» Модуль «Формирование целостной картины мира» Тематический модуль «Исследования и эксперименты» Тематический модуль «Математическое развитие» | Вострухина Т.Н. «Знакомим с окружающим миром детей 3-5 лет» ТЦ Сфера 2015; Петрова И.В. «Сенсорное развитие детей раннего и дошкольного возраста: Методическое пособие» ТЦ Сфера 2012; Федотова А.М. «Познаём окружающий мир играя: Сюжетно-дидактические игры для дошкольников» ТЦ Сфера 2014; Дыбина О.В. «Из чего сделаны предметы. Игры-занятия для дошкольников» ТЦ Сфера 2014; Одинцова Л.И. «Экспериментальна деятельность в ДОУ» ТЦ Сфера 2013; Колесникова Е.В. «Математика для детей 3-4 лет» ТЦ Сфера 2015; Воронина Л.В., Суворова Н.Д. «Знакомим дошкольников с математикой» ТЦ Сфера 2014. | Колесникова Е.В. «Демонстрационный материал по математике для детей 3-4 лет» ТЦ Сфера 2015; | Колесникова Е.В. Рабочая тетрадь «Я начинаю считать»ТЦ Сфера 2015;
|
Художественно-эстетическое разви тие» Тематический модуль «Художественное творчество» Тематический модуль «Музыка» | Лыкова И.А. «Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет «Цветные ладошки» Карапуз-дидактика 2007; Лыкова И.А. «Изобразительная деятельность в детском саду. Младшая группа.» ИД Цветной мир 2013; «Лепка в детском саду. Конспекты занятий для детей 2-7 лет» ТЦ Сфера 2015. Мерзлякова С.И. «Учим петь детей: В 4ч.» ТЦ Сфера 2014; Радынова О.П. «Музыкальные шедевры. Музыка о животный и птицах» ТЦ Сфера 2010; Радынова О.П. «Музыкальные шедевры. Песня, танец, марш» ТЦ Сфера 2010; Радынова О.П. «Музыкальные шедевры. Природа и музыка» ТЦ Сфера 2010. |
4 Взаимодействие с семьёй и социумом.
№ | Содержание работы | Срок | Ответственные |
1. | Родительское собрание: «Возрастные особенности детей 3-4 лет», «Адаптация детей раннего возраста к условиям дошкольного учреждения». Праздник: «День знаний». Выставка детского рисунка « Твой приятель – Светофор» Папка передвижка «Правила дорожные знать каждому положено» Консультация: «Режим дня и его значение в жизни ребенка». Посещение на дому с целью: «Знакомство с бытовыми условиями». | сентябрь | Воспитатели |
2. | Консультация для родителей: «Одежда детей осенью». Беседа: «Профилактика детских болезней» (Ст. медсестра) . Книга: «Бабушкины советы». Консультации психолога: «Тревожный ребенок». Тематический праздник: «Дорогие мои старики». Папка-передвижка: «Здравствуй, осень». Консультация медсестры: «ОРВИ». | октябрь | Воспитатели Ст. медсестра |
3. | Родительское собрание: «Знаем ли права своих детей». Фотовыставка: «Жизнь ребенка в детском саду». Информация для родителей: «О нормативных основных правил детей и обязанностях родителей». Осенний утренник «В гости к гномику». День Матери, выставка газет: «Моя мамочка». Папка-передвижка: «День Матери». | ноябрь | Воспитатели Муз. руководитель |
4. | Консультация для родителей: «Народные ремесла и промыслы». Памятка для родителей: «За что надо наказывать детей». Консультация: «Одежда детей зимой». Папка-передвижка: «Новый год в детском саду и дома». Советы логопеда: «Говорите с ребенком правильно». Новогодний утренник | декабрь | Воспитатели Логопед Муз. руководитель |
5. | Консультация: «Развитие речи через театрализованную деятельность». Памятка: «Искусство быть родителем! ». Советы родителям: «Играйте вместе с ребенком», «Игры и упражнения по развитию речи». Советы воспитателя: «Для чего нужна пальчиковая гимнастика? ». | январь | Воспитатели |
6. | Родительское собрание: «Игра и игрушка в жизни дошкольника». Консультация: «Агрессивный ребенок». Фотовыставка: «Мой папа самый лучший». Консультация: «Организация совместной трудовой деятельности». Посещение на дому. Цель: «Приобщение к культурно гигиеническим навыкам». | февраль | Воспитатели |
7. | Консультация: «Умеем ли мы общаться с детьми». Утренник, посвященный дню 8 марта: «Веселые цыплята». Выставка детских работ: «Моя мамочка». Советы: «Берегите зубы». Фотовернисаж: «Признание в любви». Памятки для родителей: «Игры с песком и водой», «Игры с прищепками».
| март | Воспитатели Муз. руководитель |
8. | Папка-передвижка: «День смеха». Папка-передвижка: «Детские страхи - советы психолога». Консультация физ. – инструктора: «Роль дыхательных упражнений в укреплении здоровья ребенка». Консультация: «Индивидуальные особенности детей». Советы родителям: «Как провести выходные с ребенком». Памятки для родителей: «Игры с песком и водой», «Игры с прищепками». | апрель | Воспитатели Инструктор по физ. культуре |
9. | Родительское собрание: «Результаты нашего сотрудничества». Папка-передвижка: «Эхо войны». Выпуск газеты: «День победы». Папка-передвижка: «15 мая - День Семьи». Консультация: «Профилактика детского травматизма». | май | Воспитатели |
10. | Консультация: «Прогулки и их значение для укрепления здоровья ребёнка! » Спортивный праздник: «Папа, мама, я – дружная семья». Папка-передвижка: «День защиты детей». Консультация: «Летний отдых детей». | июнь | Воспитатели Инструктор по физ. культуре |
11. | Папка-передвижка: «Профилактика кишечных заболеваний». Консультация для родителей: «Лето красное – для здоровья время прекрасное». Консультация для родителей: «Польза плавания». Папка передвижка: «Солнечный удар!». | июль | Воспитатели |
12. | Подготовка к празднику: «Яблоневый спас». Фото вернисаж: «Незабываемые дни лета». | август | Воспитатели |
5 Планирование работы с детьми в группе.
Годовое комплексно-тематическое планирование ( см. приложение 1)
Перспективное планирование (см. приложение 2)
Календарное планирование (см. приложение 3)
6 Модель организации совместной деятельности воспитателя с воспитанниками.
7. Особенности организации совместной деятельности воспитателя с воспитанниками ( климатическая, демографическая, национально-культурная).
Региональный компонент.
Существующие традиционные и вариативные образовательные программы не могут отразить всего разнообразия национальных культур и предусмотреть возможность их использования в работе дошкольных учреждений. С этой целью используем примерный региональный модуль программы «Мы в Мордовии живем», подготовленный с учетом новейших достижений науки и практики отечественного дошкольного образования, и учитывающий современные требования к содержанию общеобразовательной программы для ДОУ и пути её реализации в педагогическом процессе в условиях Республики Мордовия.
Целью примерного регионального модуля программы является приобщение дошкольников к культуре мордовского народа в процессе социально-личностного, познавательно-речевого, художественно-эстетического, физического развития.
Основные задачи:
-формирование у детей чувства любви к родине на основе ознакомления с природным окружением, культурой и традициями народов, издавна проживающих на территории региона;
- формирование представлений о России как о родной стране и о Мордовии как своей малой родине;
-воспитание патриотизма, уважения к культурному прошлому России и Мордовии;
- формирование познавательного интереса к окружающей природе; языку, литературе, истории, музыке, изобразительному искусству народов проживающих в Мордовии;
- формирование чувства сопричастности к достижениям земляков в области культуры, науки и спорта;
- воспитание гражданско-патриотических чувств.
Внедрение в образовательный процесс дошкольного учреждения регионального компонента дает детям дошкольного возраста первоначальные представления основ региональной культуры на основе краеведения. Развивает у дошкольников интерес к малой родине, ее культурно-историческим и природным особенностям.
Реализация регионального содержания образования осуществляется в четырех направлениях:
-природно-климатические особенности родного края,
-национально-культурные и исторические особенности края,
-ценностно - смысловая взаимосвязь поколений и символика края.
Условия реализации регионального компонента предусматривают ознакомление дошкольников с родным краем через естественное вхождение в целостный образовательный процесс, который выстраивается на основе определения доминирующих целей базовой программы, решаемых на фоне краеведческого материала. Установление связи поколений и познание ближайшего окружения обязательно связывается с культурными традициями прошлого.
В основу реализации регионального компонента положены следующие принципы:
- Принцип развивающего обучения.
Правильно организованное обучение «ведет» за собой развитие.
- Принцип взаимодействия с социальными институтами.
Реализуется в сотрудничестве с семьёй, библиотекой, музеями и т. п.; в естественном включении краеведческого материала в программу дошкольного образования. Ознакомление с родным краем стало стержнем, вокруг него интегрируются все виды детской деятельности.
- Принцип личностно-ориентированного общения;
Партнерство, соучастие и взаимодействие — приоритетные формы общения педагога с детьми;
- Принцип тематического планирования материала предполагает подачу изучаемого материала по тематическим блокам или направлениям;
- Принцип наглядности — широкое представление соответствующей изучаемому материалу наглядности: иллюстрации, слайды, фотографии родных пейзажей, памятников, достопримечательностей и т. д.;
- Принцип последовательности - предполагает планирование изучаемого познавательного материала последовательно (от простого к сложному);
- Принцип занимательности - изучаемый материал должен быть интересным, увлекательным для детей, этот принцип формирует у детей желание выполнять предлагаемые виды непосредственно образовательной деятельности, стремиться к достижению результата.
Реализация содержания идет в следующих направлениях:
1. Природно-климатические особенности родного края.
В этом блоке дети знакомятся с природно-экологическим своеобразием края, где рассматривается флора и фауна региона, экологические проблемы и природные богатства, дошкольники получают сведения о географических и климатических особенностях своей местности, лекарственными травами, животным миром. Воспитывается умение эстетически воспринимать красоту окружающего мира, относиться к природе поэтически, эмоционально, бережно. Формируется желание больше узнать о родной природе, стать ее защитником. Приоритетными формами в реализации данного направления являются: беседы, экскурсии, акции, целевые прогулки, изготовление гербария, труд в природе, наблюдения, эксперименты и опыты, связанные с объектами природы.
2. Национально-культурные и исторические особенности края. Это направление предусматривает получение детьми краеведческих сведений о родном крае. В старших дошкольных группах дети получают представления о том, кто такие предки, что означают их фамилии, в семьях изготавливаются альбомы генеалогической направленности. Дети посещают достопримечательные места в республике. Знакомятся с памятниками культуры, архитектуры и искусства региона на основе слайдов и фотографий с видами города Саранска. Большое значение имеет взаимодействие с социумом (Мордовский республиканский краеведческий музей им.И.Воронина, музей изобразительных искусств им. С.Эрзи), где на основе экспонатов, выставок ведется ознакомительная работа с родным краем. У детей формируются представления о том, что в родном крае проживают люди разных национальностей, с самобытными, равноправными культурами, закладываются основы гражданско-патриотических чувств: любовь, гордость и уважение к своему региону, народу, его культуре. Реализация данного направления в работе с детьми осуществляется в форме наблюдений, экскурсий, бесед, видеопросмотров, посещения музеев, рассматривания макетов, оформления стендов, выставок, организации конкурсов.
3. Ценностно-смысловая взаимосвязь поколений. Этот блок рассматривается в трех проекциях.
- Защитники Отечества: Дети получают сведения о современных солдатах-земляках, проходящих срочную службу в Российской армии, о почетной обязанности молодых парней служить Отечеству, защищать Родину. Используются слайды и фотографии о солдатах-земляках героически воевавших в Чечне.
-Ветераны и труженики края. Реализация работы в данном направлении осуществляется в форме экскурсий старших дошкольников в музеи. Дети, знакомятся с материалами экспозиций «Боевой славы» и «Трудовой славы» в разные временные отрезки эпох. Имеют возможность рассмотреть некоторые виды боевого оружия и предметы обмундирования солдат времен Великой Отечественной войны, боевые и трудовые награды, некоторые виды сельскохозяйственных орудий труда и техники, стенды с портретами героев войны и труда, с которыми дети знакомятся в детском саду.
- Знаменитые люди края: Дошкольники получают краткие сведения о людях края известных в настоящее время.
4. Символика края. Реализация регионального компонента в данном направлении предусматривает знакомство дошкольников с гербом, флагом, гимном Ивановской области. Дети получают сведения о цветах герба и флага, о значении изображаемых на них символов. Воспитываются нравственно- патриотические чувства: гордость за свою малую родину, желание сделать ее лучше, формируется осознание личной причастности к жизни края.
Реализация регионального компонента предъявляет особые требования к организации предметно-развивающей среды в групповых комнатах. Поэтому расположение предметов и организация развивающей среды в различных возрастных группах имеют некоторые отличительные признаки.
В группах младшего и среднего возраста – уголки социально- нравственного воспитания (фотоальбомы семьи, фотографии детского сада и ближайших к нему объектов).
У старшего дошкольного возраста – уголки нравственно-патриотического воспитания и уголки регионального содержания (образцы символики края, альбомы: родословные семей воспитанников, профессии местности, родные фотопейзажи и выставки детских работ, дидактический материал. Создана фонотека с записями звуков природы: шелеста листьев, плеска воды, пения местных птиц, крика диких животных края. Пополнены дидактические материалы по ознакомлению дошкольников с живой природой родного края (птицы, животные, растения, деревья и т. п.). В группах имеются полочки красоты, для выставления изделий и предметов декоративно-прикладного искусства: вышивка, посуда, народные игрушки, подборки иллюстративного материала региональной тематики и т. д. Осуществляется работа с родителями: в группах имеется информация о реализации регионального компонента, проводятся тематические родительские собрания, родители привлекаются к участию в творческих выставках региональной направленности, участвуют в экологических акциях.
В рамках ФГОС образовательный процесс в ДОУ строится по двум основным направлениям деятельности взрослых и детей:
- непосредственно образовательная деятельность;
- совместная деятельность.
Расписание непосредственно образовательной деятельности составляется на основе, реализуемой в ДОУ Образовательной программы. Непосредственно образовательная деятельность регионального содержания реализуется через организацию различных видов детской деятельности или их интеграцию с использованием разнообразных форм и методов работы, выбор которых осуществляется педагогами самостоятельно в зависимости от контингента детей и решения конкретных образовательных задач в соответствии с перспективным планом. В течение дня должны реализовываться все образовательные области, как в непосредственно образовательной, так и в повседневной деятельности. Региональный компонент по своей природе многогранен, он объединяет все стороны личности: нравственную, умственную, эстетическое и физическое развитие. Предполагает воздействие на каждую из сторон для получения единого результата. Этому способствует совместная деятельность, интегрируемая в разных сочетаниях образовательных областей, включая фольклорные праздники и развлечения.
№п/п | Методическое обеспечение программы |
1. | Богатеева З.А. Аппликация по мотивам народного орнамента в детском саду. Пособие для воспитателя детского сада. М., 1982. |
2. | Мордовская народна вышивка /Сост.В.Н.Мартьянов. Саранск, 1991. |
3. | мордовский национальный костюм: Аль .~OM. Саранск, 1990. |
4. | Калмыков В.И. Коняшки - глиняшки. Саранск, 1993. |
5. | Устно-поэтическое творчество мордовского народа. - Саранск, 1979, т.8. |
6. | Мы в Мордовии живем : примерный регион. модуль программы дошк. образования / [О. В. Бурляева и др.].-Саранск: Мордов.кн.изд-во, 2011. |
7. | Карпушина Л.П.,Абудеева И.Б.Освоение музыкального искусства Мордовии в дошкольных образовательных учреждениях.: Учебное пособие /МО РМ, МРИО. - Саранск,2009. |
8. | Мордовские народные игры. Методические рекомендации для воспитателей детских дошкольных учреждений /Сост. А.И.Исайкина. Саранск, 1993. |
III. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ ПРОГРАММЫ
1. Оформление предметно - пространственной среды.
Развивающая предметно - пространственная среда обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала пространства дошкольного учреждения, группы, а также территории, прилегающей к дошкольному учреждению, материалов, оборудования и инвентаря для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учета особенностей и коррекции недостатков их развития.
Развивающая предметно - пространственная среда обеспечивает:
-возможность общения и совместной деятельности детей (в том числе детей разного возраста) и взрослых, двигательной активности детей, а также возможности для уединения;
- реализацию различных образовательных программ; в случае организации инклюзивного образования - необходимые для него условия;
- учет национально-культурных, климатических условий, в которых осуществляется образовательная деятельность; учет возрастных особенностей детей.
Развивающая предметно-пространственная среда должна быть содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной.
Насыщенность среды соответствует возрастным возможностям детей и содержанию Программы. Образовательное пространство оснащено средствами обучения и воспитания (в том числе техническими), соответствующими материалами, в том числе расходным игровым, спортивным, оздоровительным оборудованием, инвентарем (в соответствии со спецификой Программы).
Организация образовательного пространства и разнообразие материалов, оборудования и инвентаря (в здании и на участке) обеспечивают:
- игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников, экспериментирование с доступными детям материалами (в том числе с песком и водой);
- двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики, участие в подвижных играх и соревнованиях;
- эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением;
- возможность самовыражения детей.
Для детей младенческого и раннего возраста образовательное пространство предоставляет необходимые и достаточные возможности для движения, предметной и игровой деятельности с разными материалами.
Трансформируемость пространства предполагает возможность изменений предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей.
Полифункциональность материалов предполагает:
- возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды, например, детской мебели, матов, мягких модулей, ширм и т.д.;
- наличие в детской саду или группе полифункциональных (не обладающих жестко закрепленным способом употребления) предметов, в том числе природных материалов, пригодных для использования в разных видах детской активности (в том числе в качестве предметов-заместителей в детской игре).
Вариативность среды предполагает:
- наличие в детском саду или группе различных пространств (для игры, конструирования, уединения и пр.), а также разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей;
- периодическую сменяемость игрового материала, появление новых предметов, стимулирующих игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей.
Доступность среды предполагает:
- доступность для воспитанников, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, всех помещений, где осуществляется образовательная деятельность;
- свободный доступ детей, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья, к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности;
- исправность и сохранность материалов и оборудования.
Безопасность предметно-пространственной среды предполагает соответствие всех ее элементов требованиям по обеспечению надежности и безопасности их использования.
Дошкольное учреждение самостоятельно определяет средства обучения, в том числе технические, соответствующие материалы (в том числе расходные), игровое, спортивное, оздоровительное оборудование, инвентарь, необходимые для реализации Программы.
Предметно - пространственная среда в МДОУ соответствует ФГОС ДО и построена в каждой возрастной группе, учитывая образовательные области ОП и детские виды деятельности согласно следующих принципов:
Общие принципы размещения материалов в групповом помещении (вторая младшая группа)
Материалы и оборудование | Общие принципы размещения материалов в групповом помещении |
Игровая деятельность | Используются игрушки, отражающие реальную жизнь(например, машина «скорой помощи», грузовая, легковая машины, кукла-доктор и т.п.). Ряд игровых атрибутов нужно заменить предметами-заместителями для развития воображения ребенка, расширения творческих возможностей игры. Маленькие дети предпочитают крупное игровое оборудование. Размещены материалы на открытых полках. Разнообразные конструктивные и строительные наборы (напольные, настольные), легкий модульный материал (специальные поролоновые и обтянутые клеенкой блоки разных форм, цветов и размеров), а также разнообразные большие коробки, оклеенные бумагой или покрашенные в разные цвета, — материал, обладающий бесконечной привлекательностью для ребенка, предоставляющий малышам возможность изменять и выстраивать пространство для себя. |
Продуктивная деятельность | специальные самостирающиеся или восковые доски с палочкой для рисования и простые белые обои и восковые мелки (они не пачкают руки, не осыпаются). Рулоны обоев закрепляется на стене, покрытой пленкой, или на столе и перематывается по мере использования. Имеется голок ряженья |
Познавательно-исследовательская деятельность | Подбираются предметы чистых цветов, четких несложных форм, разных размеров, выполненные из разнообразных (но безопасных для здоровья ребенка)материалов. Хорошо, если из предметов можно извлекать звуки, чувствовать аромат, запах, познавать характер поверхности (гладкость, шероховатость), прозрачность, твердость-мягкость и другие разнообразные свойства. Для развития мелкой моторики кроме специальных дидактических игрушек — вкладышей, пирамидок, шнуровок — нужно включать в обстановку пластиковые контейнеры с крышками разных форм и размеров, коробки, другие хозяйственные предметы, вышедшие из употребления. Примеряя крышки к коробкам, ребенок накапливает опыт сравнения величин, форм, цветов. В коробке, контейнере или на полках находятся необходимые предметы: емкости для переливания воды, мелкие резиновые игрушки, игрушки-забавы для игр с водой и песком (плавающие игрушки, водяные мельницы, сита, шарики от пинг-понга, поролоновые губки, формочки, ведерки, штампы, воронки, камешки, мелкие пластмассовые игрушки для закапывания в песок и подобные предметы). Мозаика (крупная пластиковая, магнитная и крупная гвоздиковая), пазл из 3—15 частей, наборы кубиков из 4—12 штук, развивающие игры (например,«Сложи узор», «Сложи квадрат»), игры с элементами моделирования и замещения. Разнообразные мягкие конструкторы на ковролиновой основе. |
Оборудование целесообразно располагать по периметру группы, выделив игровую часть и место для хозяйственно-бытовых нужд, предусмотреть достаточно широкие, хорошо просматриваемые пути передвижения для ребенка. Не рекомендуется включать в обстановку много оборудования, примерно две трети пространства должны быть свободными. Для стимулирования двигательной активности необходимо включить в обстановку горку со ступеньками и пологим спуском; иметь оборудование для пролезания, подлезания, перелезания, например пластиковые кубы с отверстиями или лабиринты; подойдут и трапециевидные столы с круглыми отверстиями в боковинах. Можно использовать большой матрас или мат, на котором дети с удовольствием будут прыгать, лежать, ползать, слушать сказку. Внесение в группу 2—3-х очень крупных, разноцветных надувных мячей и нескольких мячей меньших размеров будет способствовать стимулированию ходьбы. |
2. Организация жизни и деятельности детей (режим дня)
Режим пребывания детей в МДОУ – 12 часов (с 7.00 до 19.00).
Правильно построенный режим дня предполагает оптимальное соотношение периодов бодрствования и сна в течение суток, целесообразно сочетание различных видов деятельности и отдыха в процессе бодрствования.
Режим способствует нормальному функционированию внутренних органов и физиологических систем организма, обеспечивает уравновешенное, бодрое состояние ребенка , предохраняет нервную системы от переутомления, создает благоприятные условия для своевременного развития, формирует способность к адаптации к новым условиям.
Вторая младшая группа работает по двум временным (сезонным) режимам: на теплый и холодный периоды года и режиму в каникулярный период (Рождественские каникулы).
Для воспитанников, вновь поступающих в детский сад, предполагаются индивидуальные адаптационны режимы.
На период карантинных мероприятий предполагаются карантинные режимы по показаниям.
В период летнее оздоровительной компании в МДОУ действует оздоровительный режим, предполагающий увеличение дневного сна и длительности пребывания детей на свежем воздухе.
Ежедневно в летний период и в остальное время года при позволяющих погодных условиях прием детей осуществляется на свежем воздухе.
Ежедневная организация жизни и деятельности детей
Ежедневная организация жизни и деятельности детей осуществляется с учетом:
- построения образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми. Основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности является игра.
- решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования.
Организация режима дня.
При проведении режимных процессов МДОУ придерживается следующих правил:
- Полное и своевременное удовлетворение всех органических потребностей детей (во сне, питании).
- Тщательный гигиенический уход, обеспечение чистоты тела, одежды, постели;
- Привлечение детей к посильному участию в режимных процессах; поощрение самостоятельности и активности;
- Формирование культурно-гигиенических навыков;
- Эмоциональное общение в ходе выполнения режимных процессов;
- Учет потребностей детей, индивидуальных особенностей каждого ребенка;
- Соблюдение двигательной активности детей с учетом их индивидуальных возрастных особенностей;
- Спокойный и доброжелательный тон обращения, бережное отношение к ребенку, устранение долгих ожиданий, так как аппетит и сон малышей напрямую зависят от состояния их нервной системы.
Основные принципы построения режима дня:
- Режим дня выполняется на протяжении всего периода воспитания детей в дошкольном учреждении, сохраняя последовательность, постоянство и постепенность
- Режим дня учитывает психофизиологические особенности дошкольника. Поэтому в МДОУ для каждой возрастной группы определен свой режим дня.
- Организация режима дня проводится с учетом теплого и холодного периодов года. Контроль выполнения режима дня в МДОУ осуществляют: заведующая, медицинская сестра, заместитель заведующей по ВМР.
Организация сна
Общая продолжительность суточного сна для детей дошкольного возраста 12 - 12,5 часа, из которых 2,0 - 2,5 отводится дневному сну. Перед сном проведение подвижных эмоциональных игр не рекомендуется.
При организации сна учитываются следующие правила:
- В момент подготовки детей ко сну обстановка должна быть спокойной, шумные игры исключаются за 30 минут до сна;
- Первыми за обеденный стол садятся дети с ослабленным здоровьем, чтобы за тем они первыми ложились в постель;
- Спальню перед сном проветривают со снижением температуры воздуха в помещении на 3-5 градусов;
- Во время сна детей присутствие воспитателя (помощника воспитателя) в спальне обязательно;
- Не допускается хранение в спальне лекарства и дезинфицирующих растворов;
- Необходимо правильно разбудить детей; дать возможность 5-10 минут полежать, но не задерживать детей в постелях.
Организация в прогулке
В соответствии с требованиями СанПиН от 15 мая 2013года № 26 2.4.1.3049-13 продолжительность ежедневной прогулки составляет не менее 4 - 4,5 часа. Прогулку организуют 2 раза в день: в первую половину - до обеда и во вторую половину дня - после дневного сна или перед уходом детей домой. При температуре воздуха ниже минус 15 °C и скорости ветра более 7 м/с продолжительность прогулки сокращается.
Прогулка не проводится при температуре воздуха ниже минус 15 °C и скорости ветра более 15 м/с для детей до 4 лет. Во время прогулки с детьми проводятся игры и физические упражнения. Подвижные игры проводятся в конце прогулки перед возвращением детей в помещения ДО.
Режим организации жизни детей 2-ой младшей группы
на холодный период года
Организация жизнедеятельности воспитанников в течение дня
(теплый период года)
6.30-7.30 | Подъём, утренний туалет. | |
7.00-8.10 | Приём детей в группе; утренняя гимнастика; беседы с детьми; наблюдение в природном уголке; свободные игры; индивидуальные и подгрупповые дидактические игры; чтение художественной литературы; самостоятельная деятельность в уголке художественного творчества. | |
8.10-8.40 | Подготовка к завтраку. Завтрак. | |
8.40-9.00 | Самостоятельная игровая деятельность детей. Подготовка к непосредственно образовательной деятельности. | |
9.00-9.40 | непосредственно образовательной деятельностиь.(по подгруппам) | |
9.40-11.00 | Подготовка к прогулке. Прогулка: наблюдение в природе, труд в природе и в быту, подвижные игры, ролевые игры , индивидуальная работа по развитию движений, дидактические игры по экологии, развитию речи, ознакомлению с окружающим, беседы с детьми, рисование. | |
11.00-11.20 | Возвращение с прогулки, игры, водные процедуры. | |
11.20-12.00 | Подготовка к обеду, обед. | |
12.00-15.00 | Подготовка ко сну. Сон. | |
15.00-15.30 | Постепенный подъём, гимнастика после сна, воздушные ванны, водные, гигиенические процедуры, профилактика плоскостопия. | |
15.30-16.00 | Подготовка к полднику. Полдник. | |
16.00-17.00 | Игры ролевые, дидактические; беседы, педагогические ситуации, индивидуальная работа с детьми по разным образовательным областям; самостоятельная игровая и художественная деятельность детей. | |
17.00-17.30 | Подготовка к ужину, ужин. | |
17.30-19.00 | Самостоятельная игровая и художественная деятельность детей. Подготовка к прогулке. Прогулка: наблюдение в природе, труд в природе и в быту, подвижные игры, ролевые игры , индивидуальная работа по развитию движений, дидактические игры по экологии, развитию речи, ознакомлению с окружающим, беседы с детьми, рисование. Уход детей домой. | |
Дома | ||
19.00-19.50 | Прогулка с родителями. | |
19.50-20.20 | Спокойные игры, гигиенические процедуры. | |
20.20-6.30(7.30) | Подготовка ко сну, ночной сон. |
2.1. Расписание НОД на 2015- 2016 УЧЕБНЫЙ ГОД.
Мир природы/Чтение Физическое развитие | 9.00-9.15 9.20-9.35 |
Вторник Речевое развитие Музыка | 8.55-9.10 9.20-9.35 |
Среда Математическое развитие Физическое развитие | 9.00-9.15 9.25-9.40 |
Четверг Рисование Музыка | 9.00-9.15 9.25-9.40 10.00-10.15 |
Пятница Лепка Конструирование/Аппликация Физическое развитие (на улице) | 9.00-9.15 9.20-9.35 |
2.2. Соблюдение двигательной активности в режиме дня.
Организация двигательного режима
в младшей группе детей 3 - 4 лет
Формы организации | Особенности организации | Длительность в минутах |
Физкультурно - оздоровительная работа | ||
Утренняя гимнастика | Ежедневно на открытом воздухе или в зале | 5-7 |
Физкультминутка | Ежедневно по мере необходимости | 2-3 |
Двигательная разминка в системе НОД с преобладанием статических поз | Ежедневно | 5-7 |
Подвижные игры и упражнения на прогулке | Ежедневно во время прогулки, подгруппами, подобранными с учетом уровня двигательной активности детей | 15-20 |
Индивидуальная работа по развитию движений на прогулке | Ежедневно во время прогулки | 8-10 мин. |
Гимнастика послед дневного сна с контрастными воздушными ваннами, хождение по массажным дорожкам | Ежедневно по мере пробуждения и подъема детей | 5-7 |
Корригирующая гимнастика | подгруппами, подобранными с учетом рекомендаций врача, 2 раза в неделю | 10 |
Непосредственно образовательная деятельность по физической культуре | 3 раза в неделю в игровой форме, подгруппами, подобранными с учетом физического развития детей, проводится в первой половине дня | 15 |
Самостоятельная двигательная деятельность | Ежедневно под руководством воспитателя в помещении и на воздухе, продолжительность зависит от индивидуальных особенностей двигательной активности детей | 10-12 |
Физкультурно - массовая работа | ||
Неделя здоровья | зимой и весной | 2 раза в год |
Физкультурные развлечения | 1 раз в месяц по второй половине дня | 15 минут |
Участие родителей в физкультурно-оздоровительных мероприятиях | во время подготовки и проведения физкультурных развлечений, праздников, недели здоровья и посещения открытых форм работы с детьми |
2.3. Организация двигательной деятельности детей
Вид двигательной деятельности | Физиологическая и воспитательная задача | Необходимые условия | Ответственный |
Утренняя гимнастика | Воспитывать потребность начинать день с движения. Формировать двигательные навыки. | Музыкальное сопровождение. Одежда, не стесняющая движений. Наличие атрибутов. Непосредственное руководство взрослыми | Воспитатели групп, воспитатель по физической культуре, медицинская сестра |
Движения во время бодрствования | Удовлетворение органической потребности в движении. Воспитание ловкости, смелости, выносливости, гибкости | Наличие в групповых помещениях на участке детского сада места для движения. Одежда не стесняющая движений. Игрушки и пособия, побуждающие ребенка к движению | Старший воспитатель, воспитатели групп, воспитатель по физической культуре |
Подвижные игры | Воспитание умении двигаться в соответствии с заданными условиями. Воспитывать волевое (произвольное) внимание через овладение умением выполнять правила игры | Знание правил игры | Воспитатели, групп, воспитатель по физической культуре |
Музыкально-ритмические движения | воспитание чувства ритма, умения выполнять движения под музыку | Музыкальное сопровождение. | Музыкальный руководитель |
Гимнастика пробуждения | Сделать более физиологичным переход от сна к бодрствованию. Воспитывать потребность перехода от сна к бодрствованию через движение | Знание воспитателем комплексов гимнастики пробуждения. Наличие в спальне места для проведения гимнастики | Воспитатели групп, воспитатель по физической культуре, медицинская сестра |
Гимнастика и массаж | Воспитание точного двигательного навыка. Качественное созревание мышц | Обязательное наличие гимнастических пособий. Непосредственное руководство взрослого | воспитатель по физической культуре, старшая медицинская сестра |
Корригирующая гимнастика | Укрепление мышц опорно-двигательного аппарата. Формирование навыка правильно осанки | Наличие места для проведения гимнастики и специального оборудования. Одежда, не стесняющая движений. Непосредственное руководство взрослого. | Воспитатели групп, воспитатель по физической культуре, медицинская сестра |
2.4. Модель закаливания детей дошкольного возраста
фактор | мероприятия | место в режиме дня | периодичность | дозировка | 3- 4 года |
вода | полоскание рта | после каждого приема пищи | ежедневно 3 раза в день | 50-70 мл воды t воды +20 | + |
полоскание горла с эвкалиптом | после обеда | ежедневно | 50-70 мл р-ранач.t воды+36до +20 | + | |
обливание ног | после дневной прогулки | июнь-август ежедневно | нач.t воды +18+20 20-30 сек. | + | |
умывание | после каждого приема пищи, после проулки | ежедневно | t воды +28+20 | + | |
воздух | облегченная одежда | в течении дня | ежедневно, в течение года | - | + |
одежда по сезону | на прогулках | ежедневно, в течение года | - | + | |
прогулка на свежем воздухе | после занятий, после сна | ежедневно, в течение года | от 1,5 до 3часов, в зависимости от сезона и погодныхусловий | + | |
утренняя гимнастика на воздухе | - | июнь-август | в зависимости от возраста | + | |
физкультурные занятия на воздухе | - | в течение года | 10-30 мин.,в зависимости от возраста | + | |
воздушные ванны | после сна | ежедневно, в течение года | 5-10 мин., в зависимости от возраста | + | |
на прогулке | июнь-август | - | |||
выполнение режима проветривания помещения | по графику | ежедневно, в течение года | 6 раз в день | + | |
дневной сон с открытой фрамугой | - | в теплый период | t возд.+15+16 |
| |
бодрящая гимнастика | после сна | ежедневно, в течение года |
| ||
дыхательная гимнастика | во время утренней зарядки, на физкультурном занятии, на прогулке, после сна | ежедневно, в течение года | 3-5 упражнений |
| |
дозированные солнечные ванны | на прогулке | июнь-август с учетом погодных условий | с 9.00 до 10.00 ч. по графику до 25 мин.до 30 мин. | + | |
рецепторы | босохождение в обычных условиях | в течение дня | ежедневно, в течение года | 3-5 мин | |
пальчиковая гимнастика | перед завтраком | ежедневно | 5-8 мин | + | |
контрастноебосохождение (песок-трава) | на прогулке | июнь-август с учетом погодных условий | от 10 до 15мин | + | |
самомассаж | после сна | в течение года | 2 раза в неделю | ||
массаж стоп | перед сном | в течение года | 1 раз в неделю |
3. Перечень методических пособий для реализации программы.
Организация деятельности ДОО | Методические пособия
|
развитие детей раннего возраста | методические пособия |
психолого-педагогическое сопровождение | методические пособия
|
Программы, технологии и пособия по образовательной области «Физическое развитие» | методические пособия Д. «Физическая культура – дошкольникам» Владос 2004; Галицына Н.С. «Нетрадиционные занятия физкультурой в дошкольном образовательном учреждении» Скрепторий 2004; Глазырина Л.Д. «Физическая культура в младшей группе детского сада» Владос 2005; Лисина Т.В. «Подвижные тематические игры для дошкольников» М.:ТЦ Сфера 2015; |
Программы, технологии и пособия по игровой деятельности | методические пособия Губанова Н. Ф. Игровая деятельность в детском саду. — М.: Мозаика-Синтез 2010. Губанова Н. Ф. Развитие игровой деятельности. Система работы в первой младшей группе детского сада. — М.: Мозаика-Синтез, 2007 Губанова Н. Ф. Развитие игровой деятельности. Система работы во второй младшей группе детского сада. — М.: Мозаика-Синтез, 2008 Краснощекова Н.В. « Сюжетно-ролевые игры для детей дошкольного возраста» (Школа развития), Ростов н/Д: издательство «Феникс» 2007г |
Программы, технологии и пособия по образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» | методические пособия
|
Программы, технологии и пособия по образовательной области «Познавательное развитие» | методические пособия
Рабочие тетради для детей дошкольного возраста
Наглядно-дидактические пособия, альбомы, игры
|
Программы, технологии и пособия по образовательной области «Речевое развитие» | Наглядно-дидактические пособия, альбомы, игры
|
Программы, технологии и пособия по образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» | методические пособия
Наглядно-дидактические пособия, альбомы, игры
|
Программы, технологии и пособия по коррекционной работе |
|
Предварительный просмотр:
Направление развития | Формы реализации программы | Способы | Методы | Средства | ||
Совместная деятельность | Самостоятельная деятельность | Взаимодействие с семьёй | ||||
«Физическое развитие» | физкультурное занятие, индивидуальная работа, игровые упражнения, подвижные игры, гимнастика после дневного сна, утренняя гимнастика, корригирующие упражнения, физминутки, прогулки. | игровые упражнения, подвижные игры, гимнастика после дневного сна, утренняя гимнастика, | физкультурный досуг, физкультурный праздник, День здоровья, | игровая, практическая, соревновательная деятельность. | наглядные (показ физических упражнений, использование наглядных пособий, имитация, слуховые и зрительные ориентиры рассматривание физкультурных пособий, картин, фотографий, просмотр видеофильмов, компьютерных презентаций о физических упражнений, видах спорта, спортсменах); словесные (объяснения, пояснения, указания; анализ, оценка движений ребенка, команды, распоряжения, вопросы, обсуждение, беседа); практические(повторение упражнений, проведение упражнений в игровой и соревновательной форме). | стихи, песни, пословицы, физкультминутки, атрибуты, картины, схемы – символы, спортивное оборудование и др. |
«Речевое развитие» | экскурсии, целевые прогулки, непосредственная образовательная деятельность, игры-путешествия, литературные викторины, Инсценировки Драматизации по сказкам . | Речевые игры Игровые упражнения сюжетно-ролевые игры Дидактические игры | выставки рисунков по литературным произведениям. Конкурсы чтецов | исследовательская, проектная, игровая, информационная, практическая деятельность | Метод наглядного моделирования: по картинно-графическому плану (пересказ по предметным картинкам), использование пиктограмм, осмотр, рассматривание предметов; показ картин, фотографий, кинофильмов; описание картин, игрушек; составление сюжетных рассказов и др. | песенки, потешки, заклички, небылицы, сказки, литературные произведения; стихотворения, пословицы, поговорки, скороговорки, пальчиковые игры. чистоговорки, считалки, частушки, предания, легенды; сюжетные картины, презентации и слайд-шоу.
|
«Социально-коммуникативное развитие» | Занятия, педагогические гостиные, совместные проекты | Дидактическая игра, самообслуживание, рассматриваниеиллюстраций, продуктивная деятельность. | вечера «вопросов и ответов», родительские клубы по интересам, совместные праздники с родителями, дни открытых дверей, совместные проекты | Исследовательская, проектная, игровая, информационная, практическая деятельность | наглядные (наблюдения за действиями взрослых, за хозяйственно-бытовым трудом взрослых; рассматривание сюжетных картинок, предметов), словесные(чтение и разучивание стихов, литературных произведений, потешек; вопросы, указания, объяснения, беседы), практические (игровые развивающие ситуации, инсценировки, экспериментирование и игры с разными материалами, дидактические игры, игровые ситуации , использование развивающих кукол: Мойдодыр, девочка Чистюля, доктор Айболит; создание ситуаций по закреплению игровых действий «Я варю кашу», «Я кормлю дочку»). | стихи, литературные произведения с красочными иллюстрациями, пословицы, сюжетные игры и др. |
«Познавательное развитие» | экскурсии, целевые прогулки, непосредственная образовательная деятельность, игры-путешествия
| сюжетно-ролевая игра, наблюдение, экспериментирование, конструирование, развивающие игры | развлечения, досуги, совместные проекты | исследовательская, проектная, игровая, информационная, практическая деятельность.
| наглядные (наблюдения, опытническая и поисковая деятельность, показ и рассматривание демонстрационных материалов), словесные (вопросы, указания, объяснение, беседа), практические (опытническая и поисковая деятельность, дидактические игры). | дидактические игры, картины, стихи, пословицы, книги с иллюстрациями и др |
Художественно-эстетическое развитие» | непосредственная образовательная деятельность, художественная викторина - встречи с художниками, художественная мастерская | Наблюдение, рассматривание, сюжетно ролевые игры, самостоятельная деятельность с материалом | детские спектакли, развлечения, праздники. выставки | исследовательская, проектная, игровая, информационная, практическая деятельность. | наглядные (показ, рассматривание, наблюдение), словесные (объяснение, указания, анализ, убеждение, побуждение), практические (обследование, экспериментирование, упражнение в практических действиях, творческие игры, поисковые ситуации). метод сотворчества с педагогом, художником и сверстниками - метод поисковых ситуаций - метод сенсорного насыщения - метод нетривиальных творческих ситуаций - метод преднамеренных ошибок
| художественная литература, фольклор, музыкальные произведения, произведения искусства (живописи, графики, скульптуры, конструирования), сказки, все виды театров, игры. иллюстрации картин, натюрмортов, пейзажей, портретов и др. - изделия народного декоративно-прикладного искусства фольклор - различные виды бумаги, альбомы, рулоны обоев, картон, фольга, салфетки, картонные коробки, спичечные коробки - художественные материалы, инструменты и их «заместители» (глина, тесто, краски, тушь, фломастеры, гелевые ручки, ватные палочки и др.) - бытовой и бросовые материал (фантики, трубочки для коктейля, пуговицы, проволока мягкая и др.) - природный материал (соломка, семена, крылатки клена, скорлупа, ягоды, камешки, раковины и др.) |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА МУНИЦИПАЛЬНОГО ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ЗВЕНИГОВСКИЙ ДЕТСКОГО САДА « БУРАТИНО»
Общеобразовательная программа МДОУ Звениговский д./с «Буратино» детей дошкольного возраста представляет собой вариант стандартизации дошкольного образования. Она разработ...
Методические рекомендации по разработке рабочих программ педагогов дошкольных образовательных организаций, реализующих основную образовательную программу дошкольного образования
Методические рекомендации по разработке рабочих программ педагогов дошкольных образовательных организаций...
Рабочая программа учителя – логопеда по реализации адаптированной образовательной программы муниципального дошкольного образовательного учреждения «Центр развития ребенка – детский сад №8 «Золотая рыбка» г. Валуйки Белгородской области по реализации образ
Коррекционно - развивающая работа с детьми с ОНР подготовительной к школе группы компенсирующей направленности....
Рабочая программа учителя – логопеда по реализации адаптированной образовательной программы муниципального дошкольного образовательного учреждения «Центр развития ребенка – детский сад №8 «Золотая рыбка» г. Валуйки Белгородской области по реализации образ
Рабочая программа учителя - логопеда с детьми подготовительной группы с нарушениями речи....
План-конспект непосредственно образовательной деятельности детей дошкольного возраста во второй младшей группе. Тема: «Мой веселый звонкий мяч»
Интеграция образовательных областей: «Физическая культура», «Здоровье», «Социализация». Задачи: «Физическая культура»:·...
Программа по дополнительной образовательной деятельности «Весёлые ручки» для детей второй младшей группы
Программа по дополнительной образовательной деятельности «Весёлые ручки» для детей второй младшей группы...
Конспект непрерывной образовательной деятельности по реализации образовательной области речевому развитию для детей второй младшей группы. Игра инсценировка «Чаепитие»
Целью данного конспекта является развитие инициативной речи, стимулирование освоения диалогической формы речи.Задачами: 1. Расширять пассивный словарь детей за счет слов, обозначающих названия по...