Постоянно-действующий семинар «Брейн-ринг» на знание основ положений ФГОС Дошкольного образования
методическая разработка на тему
Цель: повышение профессиональной ком
петентности педагогов, обеспечивающих их готовность к работе по федеральным государственным образовательным стандартам дошкольного образования (ФГОС ДО).
Задачи:
- изучить с педагогами ФГОС ДО;
- активизировать деятельность воспитателей и специалистов в рамках внедрения ФГОС ДО;
- содействовать развитию их педагогического кругозора по данной тематике.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
seminar_znanie_osnov_fgos_1.doc.docx | 35.86 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида № 117
муниципального образования города Братска
Постоянно-действующий семинар № 2
«Брейн-ринг»
на знание основ положений ФГОС Дошкольного образования
СОСТАВИТЕЛЬ:
Федорова Ольга Васильевна –
старший воспитатель.
Братск, 2015г.
Цель: повышение профессиональной ком
петентности педагогов, обеспечивающих их готовность к работе по федеральным государственным образовательным стандартам дошкольного образования (ФГОС ДО).
Задачи:
- изучить с педагогами ФГОС ДО;
- активизировать деятельность воспитателей и специалистов в рамках внедрения ФГОС ДО;
- содействовать развитию их педагогического кругозора по данной тематике.
Предварительная работа.
- Сформировать пакет нормативно-правовых документов по реализации ФГОС ДО.
- Оформить стенд «Изучаем ФГОС».
- Оформить методическую папку «Федеральные государственные образовательные стандарты дошкольного образования».
- Участие педагогов в вебинарах по изучению и внедрению ФГОС ДО.
- Оформление памяток для педагогов
Оснащение:
Возможно использование информационных ресурсов для проведения игры – компьютер, мультимедийный проектор, создание мультимедийной презентации; конверты с ответами на вопросы, молоточки, жетоны для участников, аудиозапись песни «Поворот».
Организационный момент:
При входе в зал воспитателям предлагается взять кружочки, по такому же принципу, как таблички на столах, таким образом, получается 2 подгруппы воспитателей.
Вступительное слово.
1 слайд Здравствуйте, уважаемые коллеги! Сегодня мы проведем «Брейн-ринг» на знание основ положений ФГОС Дошкольного образования.
Для начала, я предлагаю вам вспомнить песню в исполнении легендарной группы «Машина времени» - «Поворот».
2 слайд «Вот, новый поворот… что он нам несет, пропасть или взлет, омут или брод…». Слова этой песни как никогда актуальны сегодня, потому что в обществе идет становление новой системы образования. Особый интерес в этом плане представляет дошкольное детство, как первая ступень непрерывного образования.
Перемены… Наверно большинство из нас боится перемен. Конечно, многие не готовы менять что-то в своей жизни добровольно, предпочитают за благо устоявшиеся крепкие жизненные позиции.
3 слайд Какие же нормативно-правовые документы стали отправной точкой перемен в нашей системе?
- Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" (от 29.12.2012 № 273-ФЗ);
- Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций (ДОО) (СанПиН 2.4.1.3049-13) № 26 от 15.05.2013
- Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования № 1014 от 30.08.2013;
- Федеральный Государственный Образовательный Стандарт Дошкольного образования (от 17.10.2013 №1155)
Все эти документы требуют от педагогов ДОУ высокого профессионализма.
Современному воспитателю необходимо научиться адекватно, реагировать на происходящие изменения в образовании, уметь работать в команде единомышленников – всех участников образовательного процесса, грамотно и качественно работать с детьми и родителями в современных условиях, самому осуществлять отбор содержания образования и адаптировать его на возрастную группу своих детей, сверяя с требованиями ФГОС ДО.
4-11 слайды А сейчас я предлагаю вам выполнить один тест, который касается непосредственно проекта Фгос ДО. Он поможет нам освежить все имеющиеся знания о проекте.
А теперь мы продолжимт выполнять задания, которые помогут выявить ваши знания о ФГОС Дошкольного образования. Для этого мы с вами разделимся на две команды. При входе в зал вы взяли кружочки определенного цвета. Сейчас я поставлю на столы цветные таблички, и попрошу вас пересесть таким образом, чтобы цвет таблички совпал с цветом кружочка. И так, у нас получилось две команды.
Правила игры:
Вам будет задан один и тот же вопрос, ваша задача ответить на него быстрее своих соперников. Обратите внимание у вас на столах лежат:
- молоточки, удар молоточка будет означать, что команда готова к ответу;
- пронумерованные конверты в соответствии с порядковым номером вопроса, нужно будет достать ответы и выбрать правильные.
Оценивать выступления команд будет жюри (представляются члены жюри).
Метляева Л.А. – заведующий МБДОУ №117
Зингаева Е.Д. – музыкальный руководитель МБДОУ №117
Слайд 12 Практическая часть.
Итак, начинаем наш брейн -ринг.
1. Какие нормативно-правовые документы заложили основные принципы ФГОС дошкольного образования? (раздел I., пункт 1.2)
- Концепция дошкольного воспитания;
- Национальная образовательная инициатива «Наша Новая школа»;
- Конституция Российской Федерации;
- Приоритетный национальный проект «Образование»;
- Конвенция о правах ребенка;
- Устав дошкольной образовательной организации.
Слайд 13 2. К основным принципам дошкольного образования относятся: (раздел I., пункт 1.4)
- Полноценное проживание ребенком всех этапов детства (младенческого, раннего и дошкольного возраста), обогащение (амплификация) детского развития;
- Обеспечение равных стартовых возможностей для подготовки детей к школе;
- Построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования (далее – индивидуализация дошкольного образования);
- Взаимодействие Организации с социумом;
- Содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;
- Поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;
- Сотрудничество организации с семьей;
- Формирование навыков самостоятельности дисциплинированности;
- Приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;
- Формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;
- Возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития);
- Развивающий характер обучения;
- Учет этнокультурной ситуации развития детей.
Слайд 14 3. Стандарт направлен на решение следующих задач: (раздел I., пункт 1.6)
- Охраны и укрепления физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия;
- Обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства независимо от места проживания, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья);
- Обеспечение ребенку такой защиты и заботы, которые необходимы для его благополучия, принимая во внимание права и обязанности его родителей, опекунов или других лиц, несущих за него ответственность по закону;
- Обеспечение преемственности целей, задач и содержания образования, реализуемых в рамках образовательных программ различных уровней (далее – преемственность основных образовательных программ дошкольного и начального общего образования);
- Создание благоприятных условий развития детей в соответствии с его возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром;
- Создание условий для обеспечения того, чтобы дети, родители которых работают, имели право пользоваться предназначенными для них службами и учреждениями по уходу за детьми;
- Развитие личности, талантов и умственных и физических способностей ребенка в их самом полном объеме;
- Объединения обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества;
- Формирования общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, формирования предпосылок учебной деятельности;
- Обеспечения вариативности и разнообразия содержания Программ и организационных форм дошкольного образования, возможности формирования Программ различной направленности с учетом образовательных потребностей, способностей и состояния здоровья детей;
- Формирования социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей;
- Воспитание уважения к родителям ребенка, его культурной самобытности, языку и ценностям, к национальным ценностям страны, в которой ребенок проживает, страны его происхождения и к цивилизациям, отличным от его собственной;
- Подготовка ребенка к сознательной жизни в свободном обществе в духе понимания мира, терпимости, равноправия мужчин и женщин и дружбы между всеми народами;
- Обеспечения психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.
Слайд 15 4. Стандарт устанавливает требования: (раздел I., пункт 1.8)
- К структуре Программы и ее объему;
- К разработке нормативов финансового обеспечения реализации Программы;
- К формированию учредителем государственного (муниципального) задания в отношении Организаций;
- К объективной оценке соответствия образовательной деятельности Организации требованиям Стандарта к условиям реализации и структуре Программы;
- К условиям реализации Программы;
- К подготовке, профессиональной переподготовке, повышению квалификации и аттестации педагогических работников, административно-управленческого персонала Организаций и индивидуальных предпринимателей, помощи родителям (законным представителям) в воспитании детей, охране и укреплении их физического и психического здоровья, развитии индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений их развития;
- К результатам освоения Программы.
Слайд 16 5. Амплификация – это: (раздел I., пункт 1.4)
- Обогащение развития ребенка, максимальная реализация его возрастных возможностей;
- Всемерное ускорение психического и физического развития ребенка;
- Замедление, отставание психического и физического развития ребенка.
Слайд 17 6. Какие направления развития и образования детей обеспечивают развитие личности ребенка, согласно Стандарта? (раздел II., пункт 2.6)
- Социально-личностное;
- Социально-коммуникативное;
- Познавательно-речевое;
- Познавательное;
- Речевое;
- Художественно-эстетическое;
- Физическое;
- Коммуникативное.
Слайд 18 7. Художественно-эстетическое развитие дошкольников предполагает: (раздел II., пункт 2.6)
- Развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства, мира природы;
- Становление эстетического отношения к окружающему миру;
- Формирование элементарных представлений о видах искусства;
- Формирование основ оценочной компетентности в области искусства;
- Восприятие музыки, художественной литературы, фольклора;
- Стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений;
- Реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.)
- Овладение навыками различных видов декоративно-прикладного искусства (вышивка, вязание и др.)
Слайд 19 8. В рамках образовательной области «познавательное развитие», согласно Стандарту, необходимо развивать… (раздел II., пункт 2.6)
- Навыки чтения и письма;
- Познавательную мотивацию, познавательные действия;
- Связную диалогическую и монологическую речь, речевое творчество.
Слайд 20 9. Конкретное содержание образовательных областей, указанных в Стандарте, зависит от … (раздел II., пункт 2.7)
- Компетентности воспитателя;
- Наполняемости группы;
- Возрастных и индивидуальных особенностей детей.
Слайд 21 10. Коррекционная работа и/или инклюзивное образование должны быть направлены на: (раздел II., пункт 2.11.2)
- Воспитание ребенка;
- Содержание ребенка;
- Обеспечение коррекции нарушений развития различных категорий детей с ограниченными возможностями здоровья, оказания им квалифицированной помощи в освоении Программы;
- Освоение детьми с ограниченными возможностями здоровья Программы, их разностороннее развитие с учетом возрастных и индивидуальных особенностей и особых образовательных потребностей, социальной адаптации.
Слайд 22 11. Наполняемость Группы определяется с учетом (раздел III., пункт 3.2.4)
- Возможностей дошкольной организации;
- Возраста детей;
- Состояния здоровья;
- Пожеланий родителей;
- Специфики Программы.
Слайд 23 12. Участие ребенка в психологической диагностике допускается: (раздел III., пункт 3.2.3)
- Только с согласия его родителей (законных представителей);
- С согласия ребенка;
- По просьбе воспитателя.
Подведение итогов.
Заключение.
Я хочу вам рассказать Притчу «О переменах».
Пришел Ученик к Учителю и начал жаловаться на свою тяжелую жизнь. Он попросил у Учителя совета, что делать, когда и то навалилось, и другое, и третье не пошло, и вообще — просто руки опускаются!
Учитель поднялся и поставил перед собой четыре котелка с водой. В один он бросил деревянную чурку, в другой — морковку, в третий — яйцо, в четвертый — раздавленные зерна кофе. Через некоторое время он вынул всё это из воды.
«Что изменилось?» — спросил Учитель.
«Ничего...» — ответил Ученик.
Тогда Учитель поставил эти четыре котелка с водой на огонь. Когда вода закипела, он снова бросил в один — деревянную чурку, в другой — морковку, в третий — яйцо, в четвертый — раздавленные зерна кофе. Через некоторое время он вынул деревяшку, морковь, яйцо и налил в чашку ароматный кофе. Ученик, естественно, снова ничего не понял.
«Что изменилось?» — опять спросил Учитель.
«То, что должно было случиться. Морковка и яйцо сварились, деревяшка не изменилась, а зерна кофе растворились в кипятке», — ответил Ученик.
«Это лишь поверхностный взгляд на вещи», — сказал Учитель.
— Посмотри внимательнее. Морковка разварилась в воде и из твердой стала мягкой, легко разрушающейся. Даже внешне она стала выглядеть по-другому. Деревяшка ничуть не изменилась. Яйцо, не изменившись внешне, внутри стало твердым, и ему уже стали не страшны удары, от которых раньше оно вытекало из своей скорлупы. Кофе окрасило воду, придало ей новый вкус и аромат».
«Вода — это наша жизнь. Огонь — это перемены и неблагоприятные обстоятельства. Морковка, дерево, яйцо и кофе — это типы людей. Они все в тяжелые моменты жизни меняются по-разному.
ЧЕЛОВЕК-МОРКОВЬ — таких большинство. Эти люди только в обычной жизни кажутся твердыми. В моменты жизненных передряг они становится мягкими и скользкими. Опускают руки, винят во всем либо других, либо «непреодолимые внешние обстоятельства». Чуть «придавило»… и они уже в панике, психологически раздавлены.
ЧЕЛОВЕК-ДЕРЕВО — таких мало. Эти люди не меняются, остаются самими собой в любых жизненных ситуациях. Они, как правило, хладнокровны, внутренне спокойны и цельны. Именно «деревья» показывают всем, что тяжелые жизненные обстоятельства — всего лишь жизнь, и за черной полосой всегда наступает белая.
ЧЕЛОВЕК-ЯЙЦО — это те, кого жизненные невзгоды закаляют, делают крепче! Их очень-очень мало. Именно такие люди в обычной жизни незаметны, а в тяжелые времена они вдруг «твердеют» и упорно преодолевают «внешние обстоятельства».
«А КАК ЖЕ КОФЕ?» — воскликнул Ученик.
«О, это самое интересное! Зерна кофе под воздействием неблагоприятных жизненных обстоятельств растворяются в окружающей среде, превращая безвкусную воду во вкусный, ароматный и бодрящий напиток!» — ответил Учитель, с удовольствием прихлебывая ароматный кофе из чашки.
Есть особые люди. Их — единицы. Они не столько меняются под влиянием неблагоприятных обстоятельств, сколько трансформируют сами жизненные обстоятельства, превращая их в нечто прекрасное, извлекая пользу из каждой неблагоприятной ситуации и изменяя в лучшую сторону жизнь окружающих».
- Все мы разные, и у всех разное отношение к переменам. Мы хотим сказать только одно: перемены - это всегда к лучшему.
Тест по ФГОС ДО
- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования определяет:
- Требования к структуре основной общеобразовательной программе дошкольного образования;
- Требования к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования;
- Требования к структуре примерной общеобразовательной программе дошкольного образования;
- Требования к результатам освоения основной общеобразовательной программе дошкольного образования;
- Обязательный минимум освоения основной общеобразовательной программе дошкольного образования;
- В ФГОС ДО прописаны принципы:
- Принципы с учетом Конвенции ООН о правах ребенка;
- Основные принципы дошкольного образования;
- Принципы образовательной программы ДО
- В ФГОС ДО для детей дошкольного возраста выделены виды детской деятельности:
- Игровая
- Коммуникативная
- Позновательно-исследовательская
- Музыкально-художественная
- Театрализованная
- Познавательная
- Продуктивная
- Восприятие художественной литературы и фольклора
- Трудовая
- Самообслуживание и элементарный бытовой труд
- Конструирование
- Изобразительная
- Музыкальная
- Двигательная
- Из каких частей состоит ОП ДО
- Обязательная часть
- Вариативная часть
- Часть, формируемая участниками образовательных отношений
- Часть, формируемая участниками образовательного процесса
- Требования к условиям реализации Программы включают:
- психолого-педагогические условия
- учебно-материальное обеспечение
- информационно0методическое обеспечение
- кадровые условия
- материально-технические условия
- финансовые условия
- развивающая предметно-пространственная среда
- медико-социальное обеспечение
- Требования Стандарта к результатам освоения Программы представлены в виде:
- Социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка на этапе завершения уровня дошкольного образования
- Психолого-педагогические характеристики развития детей
- Интегративные качества
- Требования примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования.
- Образовательная программа включает основные разделы:
- Целевой
- Содержательный
- Содержание психолого-педагогической работы по освоению детьми образовательных областей
- Организация режима пребывания детей в образовательном учреждении
- Организационный
- Образовательная программа ДО формируется как программа:
- Психолого-педагогической поддержки позитивной социализации и индивидуализации, развития личности детей дошкольного возраста
- Обучения детей дошкольного возраста
- Формирования общей культуры, развития физических, интеллектуальных и личностных качеств, формирования предпосылок учебной деятельности, обеспечивающих социальную успешность, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Брейн-ринг» на знание основ положений ФГОС Дошкольного образования
повышение профессиональной компетентности педагогов, обеспечивающих их готовность к работе по федеральным государственным образовательным стандартам дошкольного образования (ФГОС ДО)....
«Брейн-ринг» на знание основ положений ФГОС ДО
«Брейн-ринг» на знание основ положений ФГОС ДО ...
План работы «Круглого стола» на семинаре «Реализация ФГОС дошкольного образования» МБДОУ «Центр развития ребенка - детский сад №90» в рамках преемственности дошкольного и начального общего образования, мастер класс по обмену опытом, 2017 год
Проведение мастер-класса в подготовительной группе детского сада "Подсолнушек"...
Сборник материалов Межрегионального экспертного семинара по апробации учебно-методического обеспечения введения ФГОС дошкольного образования
laquo;Великая цель образования –это не знания, а действия»Г. Спенсер Это высказывание чётко определяет важнейшую задачу современной системы образования: формирование совокупнос...
Основные положения ФГОС дошкольного образования
основные положения ФГОС дощкольного образования...
"Педагогическая находка" Брейн - ринг «Путешествие по Экономике» для детей старшего дошкольного возраста
Брейн - ринг «Путешествие по Экономике»для детей старшего дошкольного возрастаЦель: формировать начальные представления о финансовой грамотности, рациональное использование бюджета....
Брейн-ринг " Экономический цветик-семицветик" для детей старшего дошкольного возраста
Брейн-ринг " Экономический цветик-семицветик" для детей старшего дошкольного возраста...