конспекты занятий о воде как источнике жизни
план-конспект занятия (подготовительная группа) на тему
Предварительный просмотр:
Ознакомление с окружающим миром «Путешествие Каплюши»
Программное содержание:
1. Расширять знания детей о воде, ее значении в жизни живых существ.
2.Развивать мыслительную деятельность, воображение, познавательные процессы, умения экономичного использования водных ресурсов.
3.Воспитывать бережливое отношение к воде.
Оборудование: мягкая игрушка Каплюши, стаканы с водой, глобус, капельки, вырезанные из бумаги.
Ход непосредственной образовательной деятельности:
В.: Сегодня я хочу поговорить с вами о воде, потому что она занимает большую часть нашей планеты. Вода – это источник жизни. Без нее не могут прожить ни люди, ни животные, ни растения.
В.: Посмотрите, ребята, какая сегодня Каплюша? (Грустная)
В.: Как вы думаете, по каким причинам она может быть грустная?
В.: Чему нас учит Каплюша? (Бережно относится к воде, экономно расходовать ее).
В.: Как вы думаете, о чем говорят капли, которые капают из незакрытого крана?
Родник иссяк, ручей ослаб, а мы из крана – кап, кап, кап…
Мелеют реки и моря, не тратьте воду вы зазря.
А то пройдет немного лет, и нет водицы – нет, нет, нет…
В.: Почему в стихотворении говорится о том, что водицы не станет?
В.: Посмотрите на глобус, видите, как много на нем голубого цвета. Это вода - океаны, моря, реки, озера. Можно ли использовать воду морей, океанов для питья. Почему?
В.: Каким образом в наши дома попадает вода?
В.: вы обращали внимание, какая вода в реке, озере? Можно ли ее пить? Почему?
В.: Из крана пить воду можно? Как сделать ее пригодной для питья и приготовления еды?
В.: Я предлагаю провести опыт. Возьмем два стакана с чистой водой. В один из них добавим земли (помыли овощи), мыльной пены (постирали бельё), шампуня (помыли голову). Сравним стакана с водой.
В.: Можно ли пить воду из второго стакана? Почему?
В.: Такой грязной вода возвращается в природу. Природа не может сама очистить большое количество грязной воды. Что придумал человек, чтобы вода в дома поступала чистая?
В.: Прежде чем попасть в дом, вода проходит долгий путь очистки.
В.: Для чего человеку нужна вода?
Рассмотрев иллюстрации, дети рассказывают о значимости воды.
В.: У меня в руке много капелек. Посмотрите вокруг и наклейте капельки там, где мы используем воду.
Физкультминутка:
Раз, два, три, четыре, пять
Вышел дождик погулять.
Шел неспешно, по привычке,
А куда ему спешить?
Вдруг читает на табличке:
«По газону не ходить!»
Дождь вздохнул тихонько: - Ох! И ушел.
Газон засох.
В.: Почему газон засох? Кому еще нужна вода? Для чего?
В.: Сейчас я расскажу вам историю про веселую капельку.
Жила-была в кране веселая Капелька с подружками. Люди всегда экономно и бережно относились к каждой капельке воды, поэтому они всегда возвращались к ним. Но однажды мальчик Гриша забыл закрыть кран. Капелька обиделась на Гришу и решила вместе с подружками уйти от него и больше не возвращаться. Когда Гриша пришел домой и хотел помыть руки, то обнаружил, что в кране нет воды. Прошло несколько дней.
В.: Как вы думаете, как Грише жилось без воды? Каким он стал? Как надо поступить Грише, чтобы вернуть капельки?
Скоро Капелька вернулась к Грише. Он решил нарисовать портрет Капельки и повесить его над краном с водой. В том случае, если Гриша правильно использует воду – Капелька улыбается, если же нет – расстраивается.
В.: Как мы можем бережно и экономно использовать воду?
В.: В заключение нашего занятия, я предлагаю вам нарисовать свою Капельку, которая будет напоминать каждому из вас об экономном и бережном отношении к воде.
Пересказ сказки «Как капелька снежинкой стала»
Программное содержание:
1. Учить детей передавать содержание текста, связывая в единое целое отдельные части сказки, передавать текст точно, последовательно и выразительно.
2. Способствовать формированию грамматического строя речи, развитию конструктивных навыков.
3.Воспитывать бережное отношение к природе.
Ход непосредственной образовательной деятельности:
В.: Мы с вами уже много знаем о круговороте воды в природе, о ее свойствах. Однако сегодня я хочу предложить понаблюдать еще за одним свойством, а для этого мы проведем небольшой эксперимент. Я наливаю воду в чайник и включаю его. Что происходит с водой? (нагревается). Что произойдёт, когда вода закипит? (появится пар). Почему?
В.: Что происходит, если над паром подержать тарелку?
В.: Пар оседает на тарелку и она запотевает. На тарелке появляются капельки и капают обратно в чайник.
В.: Точно так же происходит и круговорот воды в природе. Под воздействием солнца вода испаряется с поверхности Земли, пары поднимаются в воздух и собираются в небе в облака, а затем в тучи. Потом из туч выпадают осадки: дождь, снег, град. И вода снова попадает на поверхность Земли.
В.: Этот эксперимент я показала вам не случайно. Послушайте почему.
Воспитатель рассказывает сказку.
На листике лилии лежала капелька. Наступало утро, и солнце только начинало пригревать нежно и жарко. Капелька подставляла солнцу то один, то другой бочок. Она и не знала, какое оно коварное. Солнце припекало всё сильнее и сильнее, пока капелька не почувствовала, что начинает испаряться. Она поднялась над листком лилии и превратилась в крошечное облачко. Капелька-облако поднялась над рекой и медленно поплыла в горячем воздухе. Ей хорошо были видны леса, поля и реки.
Вечером капелька встретилась с такими же капельками. Они стали собираться вместе и превратились в лёгкие белые облака. Впереди капельку ждало много приключений. Она проливалась на землю тёплым дождём, снова поднималась в небо, становилась белым облаком или грозовой тучей.
Но однажды капелька проснулась и от неожиданности ахнула. Она была уже вовсе не капелькой и даже не облачком. Она превратилась в кружевную белоснежную снежинку.
В.: Понравилась вам сказка? Почему? Как начинается сказка? Опишите, как начиналось утро? Что делала в это время капелька?
Чего надо было остерегаться капельке? Что произошло с ней? Что произошло с капелькой-облачком? Кого встретила капелька-облачко?
Какие приключения ждали капельку? Чему удивилась капелька, однажды, проснувшись?
Физкультминутка
Стою и снежинки в ладошку ловлю.
И снег, и снежинки, и зиму люблю!
Но где же снежинка? В ладошке вода?
Куда же исчезла снежинка моя?
Растаяли хрупкие льдинки-лучи…
Как видно ладошки мои горячи.
Воспитатель рассказывает сказку повторно. Далее с опорой на картинке предлагает пересказать сказку детям (3-4 пересказа).
В.: Чей пересказ вам понравился больше? Почему? Кто наиболее правильно передал содержание рассказа?
Конспект занятия «Волшебница вода»
ЦЕЛЬ: познакомить детей с некоторыми свойствами воды, обратить их внимание на то, что даже такой привычный объект, как вода, таит в себе много неизвестного; дать детям представление о роли воды в жизни человека, растений и животных; научить детей экономно использовать воду и беречь ее.
МАТЕРИАЛ: стаканчики с водой, с молоком, апельсиновый сок, кусочки льда, чайные ложки, салфетки, аудио запись «шум воды».
СЛОВАРЬ: обогатить словарный запас детей.
ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА: чтение книги М. Д. Перина «Живая вода»; знакомство с учителем здоровья «КАПЕЛИЯ» (программа Здравствуй); загадывание загадок о воде; прослушивание аудио записи «шум дождя».
ХОД ЗАНЯТИЯ: чтение стихотворения
Вы слыхали о воде?
Говорят, она везде!
В луже, море, океане
И водопроводном кране.
Как сосулька – замерзает,
В лес туманом заползает,
Ледником в горах зовется,
Лентой серебристой вьется
Средь высоких, стройных елей
Рушится потоком селей,
На плите у вас кипит,
Паром чайника шипит,
Растворяет сахар в чае.
Мы ее не замечаем
Мы привыкли, что вода –
Наша спутница всегда!
Без воды нам не умыться,
Не наесться, не напиться!
Смею вам я доложить:
Без воды нам не прожить!
В. Всегда ли вода в природе бывает одинаковой?
Скажите ребята «Что такое вода?» Может вода, как волшебница умеет превращаться. А в этом нам поможет разобраться наша гостья, учитель здоровья «КАПЕЛИЯ».
К. Здравствуйте ребята, вы меня узнали?
Д. Да, узнали, вы учитель здоровья «КАПЕЛИЯ»
К. Вода, ребята, не всегда бывает одинаковой она умеет превращаться и быть разной. Вот отгадайте мои загадки.
Скатерть бела
Всю землю одела (снег)
Меня ждут – не дождутся,
А как завидят – разбегутся. (дождь)
Растет она вниз головою
Не летом растет – а зимою
Чуть солнце ее припечет –
Растает она и умрет. (сосулька)
К. Вот видите, ребята, вода бывает разной.
В. Ребята, какая вода? Давайте ее рассмотрим.
- Опыт «ВОДА ПРОЗРАЧНАЯ».
Перед детьми стоят два стакана: один с водой, другой – с молоком. В оба стакана положить чайные ложечки. В каком из стаканов видно ложечку, а в каком –нет? Почему?
Д. Где налита вода там видно ложечку, потому что вода прозрачная, а в молоке - нет, потому что оно непрозрачное.
ВЫВОД: вода прозрачная, а молоко нет.
- ОПЫТ. РАССМОТРЕТЬ ВОДУ НА ТЕКУЧЕСТЬ.
- Посмотрите, ребята, я наклоняю стакан, вода выливается и переливается в другой стакан.
- Что делает вода?
Д. Льется, течет, переливается.
В. Почему?
Д. Потому что она жидкая.
В. А еще вода умеет шуметь, послушайте.
СЛУШАЕМ АУДИО ЗАПИСЬ «ШУМ ВОДЫ».
- ОПЫТ «У ВОДЫ НЕТ ЗАПАХА».
Предложить детям понюхать воду и сказать, чем она пахнет. А потом предложить понюхать стакан с соком(апельсиновый)
ВЫВОД: у воды нет запаха.
- ОПЫТ. «У ВОДЫ НЕТ ВКУСА».
Предложить детям попробовать воду. Есть ли у нее вкус?
Д. Нет.
Из другого стакана попробовать апельсиновый сок. Есть ли у него вкус?
Д. Да есть, сок сладкий, вкусный, полезный, много витаминов.
В. Когда человек очень хочет пить, то с удовольствием пьет воду и чтобы выразить свое удовольствие, говорит «Какая вкусная вода», хотя на самом деле ее вкуса не чувствует.
ВЫВОД: у воды нет вкуса.
ФИЗМИНУТКА «ДОЖДИК»
- ОПЫТ «ВОДА БЫВАЕТ ХОЛОДНОЙ, ТЕПЛОЙ, ГОРЯЧЕЙ».
Два стакана с водой. В одном холодная вода, в другом теплая. Попробовать пальчиком и сказать где какая вода. Горячая вода может нагревать предметы. Опустить ложку в стакан с горячей водой, а потом потрогать, ложка стала теплой.
- ОПЫТ «ЛЕД – ТВЕРДАЯ ВОДА».
В. Какой лед – теплый или холодный? Из чего образовался лед?
Д. Из воды.
В. А если взять лед в руку, то что с ним произойдет?
Д. Он начнет таять.
В. Почему.
Д. Потому что рука теплая, а лед холодный.
ВЫВОД: лед – тоже вода.
ВЫВОД: перечислить вместе с детьми все свойства воды, о которых они узнали в результате проведения опытов (вода – это жидкость, у которой нет цвета, запаха, вкуса, вода может быть твердой в виде льда, быть теплой и холодной).
К воде, которую мы используем в быту, нужно относиться бережно,
экономно, не оставлять без надобности открытым кран с водой.
К. Ребята, а еще вода может быть в виде пара, но об этом мы узнаем в следующий раз.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия "Где вода - там и жизнь"по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе.
Воспитывать у детей бережное отношение к воде, формировать опыт повседневнего природоохранного поведения в отношении водных запасов. Учить детей проводить несложные опыты с водой. Развивать мышление, ...
Вода-главный источник жизни!
Развлечение для детей старшей группы Цель: Cоздать у детей радостное настроение, показать огромное значение воды для всех живых существ, уточнить представления детей ...
Проект "Вода как источник жизни на земле"
Исследовательский проект «Вода- источник жизни на земле»«Никогда не лейте зря воды потому,что из – за её отсутствия в пустынепогибает человек».М. Цветаева Вид ...
Занятие "Вода – это источник жизни".
Сегодня мы начнем наше с вами занятие с разговора о воде.Вода – это источник жизни.Благодаря тому, что на нашей планете Земля есть вода, на ней существует жизнь. Вода необходима всему живому. По...
Вода, это источник жизни на земле.
Вода – это не просто основной источник жизни на Земле, это и есть сама жизнь. Эта универсальная жидкость является обязательной составляющей всех существ на планете, включая самого человека.Берег...
Конспект занятия №4 "Вода-источник жизни"
Четвертое занятие из цикла "Юный эколог". Дети продолжают свое путешествие по стране "Экология" и на этом занятии актуализируют свои знания про воду, вспоминают, как необходимо бер...
Разработка на тему « Вода -это источник жизни»
Ребенок по своей натуре исследователь.Дошкольники - прирожденные исследователи. И тому подтверждение их любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание самостоятельно находить решение ...