Истоки сохранения культурного и природного наследия человека начинаются с детского сада
статья (старшая группа) на тему
Я вспоминаю не страну большую,
которую увидел и узнал.
Я вспоминаю Родину такую,
какой её я в детстве увидал.
К. Симонов
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.docx | 25.88 КБ |
Предварительный просмотр:
Истоки сохранения культурного и природного наследия человека
начинаются с детского сада
Я вспоминаю не страну большую,
которую увидел и узнал.
Я вспоминаю Родину такую,
какой её я в детстве увидал.
К. Симонов
Наследие - это достояние прошлого, с которым мы живем сегодня и которое передадим будущим поколениям. И культурное, и природное наследие - незаменимые источники жизни и вдохновения.
Разрешите представиться, я - воспитатель старшей группы муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения детский сад № 32 «Золушка» (далее - Детский сад).
Приобщение к культурному и природному наследию детей дошкольного возраста - одна из приоритетных задач воспитателя детского сада. Приобщение детей к истокам народной культуры - одна из важнейших задач современной дошкольной педагогики, которая в свою очередь решает ряд комплексных задач, таких как: художественно-эстетическое, патриотическое, нравственное, музыкальное, физическое развитие детей.
В настоящее время возникает необходимость в том, чтобы ребенок почувствовал уникальность своего народа, узнал историю своей семьи, страны, мира как можно раньше.
Для того, чтобы культура оказывала эффективное воздействие на духовное, нравственное развитие ребенка, а ребенок испытывал потребность в истинной культуре, в овладении ее ценностями, необходимо сформировать основу, фундамент для воссоздания культуры, что предполагает глубокое знание традиций и обычаев, активную педагогическую деятельность среди подрастающего поколения с позиций возрождения национальных устоев, т. е. прежде всего в сфере культуры и образования.
Республика Башкортостан, в которой я проживаю, является частью Российской Федерации, представляет собой уникальную ценность для всего многонационального народа Российской Федерации и являются неотъемлемой частью Всемирного культурного наследия.
На территории Республики Башкортостан насчитывается 5581 памятник архитектуры, истории, искусства, археологии, в том числе 2328 выявленных.
Объекты культурного наследия Башкирии вошли в единый Госреестр России. В штаб-квартире ЮНЕСКО 1 октября 2013 года в Париже прошел круглый стол по сохранению уникального эпоса «Урал-батыр» и включению природного объекта «Башкирский Урал» в список Всемирного наследия.
Мне посчастливилось жить в городе, который стал победителем Всероссийского конкурса на звание «Самое благоустроенное городское (сельское) поселение России».
По итогам 2013 года в доме Правительства Российской Федерации 19 февраля 2015 года Дмитрий Медведев вручил награды победителям трех городов из Башкортостана.
Город Октябрьский стал победителем во II категории (городские поселения (городские округа) с населением от 100 тысяч человек и более).
В городе Октябрьский - 7 учреждений культурного направления, 11 памятников.
В работе воспитателя важно планировать свою деятельность так, чтобы мои воспитанники увидели объекты культурного наследия своего города, могли гордиться ими и узнавать много нового в этом направлении.
Изучение родной культуры в детском саду должно стать неотъемлемой частью воспитания ребенка, началом порождающей личность.
В нашем детском саду многое делается для того, чтобы дети бережно относились к своей истории и традициям. План нашего детского сада содержит раздел «Введение в традиционную культуру республики Башкортостан», предполагающий привитие детям любви и уважения к родному краю.
Только через народную педагогику возможно приобщение к культурным ценностям, наследию народа. Возродить народные игры, воспитать и развить детей средствами народной культуры, национальных традиций; а так же системное развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста посредством приобщения к истокам народных игр, воспитание любви и интереса к истории своего народа - вот задача современного педагога, в основу которой должны быть заложены традиции культурного и природного наследия.
Мои воспитанники знают памятные, исторические, достопримечательные места города. Они приобщаются к народной культуре с детства, проявляют большой интерес к своему городу.
За учебный 2014-2015 год нам удалось посетить 3 памятника архитектуры:
- бюст Герою Советского Союза Нуркаеву Талипу Латыповичу;
- мемориальный ансамбль «Думы солдата»;
- бюст Герою Советского Союза Гатиатуллину Шакирьяну Юсуповичу.
Организовали экскурсию в Октябрьский историко-краеведческий музей имени Анисима Павловича Шокурова, к 70 - летию Великой Победы возложили цветы к памятнику Героя Советского Союза Нуркаеву Талипу Латыповичу, посетили централизованную библиотеку городского округа город Октябрьский.
На занятиях по развитию речи дети смогли ознакомиться со сказками народов мира: «Агзам», «Девичья уловка», «Догадливые братья», «Дочь, любившая отца, как любят соль».
Во время прогулок изучили и возродили народные игры народов Башкирии: «Юрта», «Медный пень», «Стрелок», «Палка-кидалка», «Жмурки в кругах».
Многое сделано, многое предстоит сделать, но мои воспитанники с раннего детства знают, что важно охранять, ценить и беречь культурное наследие своего народа.
Приобщение родителей воспитанников к культурному наследию - ещё одно приоритетное направление моей деятельности.
Важным условием является взаимодействие детского сада и родителей. Культурные эталоны, духовные ценности, которых придерживается семья, как правило, лучше усваиваются детьми. Родители должны иметь определенный объем знаний о Башкирской культуре, ее литературном и изобразительном наследии.
Для вовлечения родителей в процесс воспитания и приобщения к духовным и культурным ценностям их детей организованы совместные экскурсии по памятным местам города, выставки, приобретается художественная литература, изготавливаются атрибуты для народных игр.
За текущий учебный год прослеживается положительная динамика в данном направлении деятельности. Определенно можно сделать соответствующие выводы:
- обобщен и систематизирован педагогический опыт по ознакомлению детей с культурным наследием родного края, подобран методический инструментарий;
- повысился интерес детей к региональной культуре, желание выражать свои чувства в продуктивной творческой деятельности;
- организована работа с родителями по воспитанию у детей чувства сопричастности к культурному наследию и поддержанию традиций башкирского народа.
В перспективе с детьми подготовительной группы данное направление воспитательной деятельности будет продолжено.
Планируется посетить все достопримечательные места города волонтеров, организовать в детском саду фотовыставку «Мой город», конкурс рисунков «Мир прекрасного глазами детей», конкурс поделок, посвященный Дню города и другие мероприятия.
Культурные традиции, заложенные с детства, имеют самую крепкую основу, становятся фундаментом гармоничного развития личности в дальнейшем.
Несомненно, истоки сохранения культурного и природного наследия человека начинаются с детского сада.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Работа по укреплению и сохранению здоровья детей подготовительной группы в условиях детского сада
Кто не знает, что движение полезно для нашего здоровья!? Тот, кто занимается спортом и много двигается, дейятвительно заботится о своем здоровье. Одной из задач нашего детского сада является : охрана ...
Применение здоровьесберегающих технологий для сохранения психического и физического здоровья детей в детском саду.
Применение здоровьесберегающих технологий для сохранения психического и физического здоровья детей в детском саду....
Условия сохранения психического здоровья детей в семье и детском саду
Данный материал может быть использован для доклада на педагогических часах или какматериал в уголок для родителей....
Формы работы по сохранению и укреплениюпсихологического здоровья детей в детском саду
Родители и педагоги дошкольного образования – люди, окружающие ребенка с первых его шагов. Через нас, взрослых, ребенок постигает мир, от нас зависит, насколько легко войдет ребенок в сложный вз...
Сценарий проведения РМО. Обобщение опыта работы по сохранению и укреплению здоровья «День здоровья в детском саду»
Одной из первостепенных задач дошкольного учреждения является органичное сочетание воспитательно-образовательного процесса с сохранением и укреплением здоровья детей. Средствам...
Краеведческое образование детей дошкольного возраста как основа нравственно-патриотического воспитания на основе ознакомления детей с историческим, культурным и природным наследием своего района, города Новосибирска, Новосибирской области в соответствии с
Основой новой Концепции образования является федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС). В нем определены основные принципы дошкольного образования, сред...
Сохранение историко-культурного и природного наследия Кубани. Организация работы по созданию мини-музея туризма в ДОУ
В статье описывается организация работы по созданию мини - музея туризма в ДОУ. Музейная педагогика является инновационной технологией в сфере личностного воспитания детей, создающая условия погружени...