Конспект НОД по познавательнуму развитию для детей старшего дошкольного возраста "Волшебные свойства магнита"
план-конспект занятия (подготовительная группа) по теме

Вихлянцева Елена Викторовна

Развитие познавательной активности детей в процессе знакомства со свойствами магнита

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл magnit.docx44.99 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

 "Детский сад № 26 "Маячок" г. Воркуты

КОНСПЕКТ

СОВМЕСТНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 ПО ПОЗНАВАТЕЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ

С ВОСПИТАННИКАМИ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЫ «ЖЕМЧУЖИНКА»

ТЕМА: «Волшебник магнит»

Воспитатель:

Вихлянцева Е.В.

г.Воркута

2015 г.

Цель занятия: развитие познавательной активности ребенка в процессе знакомства со свойствами магнитов.

Задачи:

  • познакомить детей с понятием "магнит";
  • сформировать представление о свойствах магнита;
  • актуализировать знаний об использовании свойств магнита человеком;
  • пополнять пассивный и развивать активный словарь детей;
  • способствовать развитию связной речи;
  • формировать умение приобретать знания посредством проведения практических опытов, делать выводы, обобщения;
  • воспитывать навыки сотрудничества, взаимопомощи.

Предварительная работа:

  • рассматривание предметов из различных материалов, и обсуждение их свойств;
  • рассматривание иллюстраций с изображением птиц и прослушивание аудиозаписи с их голосами.

Словарная работа.

Обогащение: эксперимент, притяжение, гипотеза, стерильные.

Активизация: вывод, магнит, предмет, свойства.


Воспитатель:

- Ребята, у нас сегодня необычная гостья. Посмотрите на экран. Как вы думаете, кто это?

Дети обращают внимание на монитор компьютера, где идёт видеозапись сороки, издающей звуки.

Дети:

- Сорока.

Воспитатель:

- А как вы определили, что это за птица?

Дети:

- По окраске, размеру, повадкам, звуку, который она издаёт.

Воспитатель:

- Утром я получила необычную посылку, а сейчас сорока вызвала меня по компьютеру, скайпу. Вам интересно, что она говорит?

Дети вместе с воспитателем смотрят на птицу и слушают её голос.

Воспитатель:

- Совсем недавно я изучала «сорочий язык» и прекрасно понимаю, о чём идёт речь. Гостья предлагает нам открыть посылку, посмотреть и рассказать о предметах, которые она нашла. В детский сад она не ходит и в школу тоже, поэтому она и прилетела к нам. Птица просит помочь ей узнать как можно больше об этих предметах. Ребята, вы готовы помочь нашей сороке?

- Да.

- Тогда открываем посылку.

Воспитатель достаёт из посылки шкатулку, в которой находятся: булавка, скрепка, иголка, ручка, магнит. Предлагает детям, используя схему, прикреплённую на мольберте, последовательно рассказать о каждой вещи.

Схема включает в себя: название предмета, цвет, форму, составные части, материал, из которого изготовлен предмет, использование предмета в повседневной жизни.

- Соня, что у меня в руке?

- Булавка.

- Расскажи, пожалуйста, об этом предмете, пользуясь схемой.

Дети рассказывают о предметах. Последним из шкатулки воспитатель достаёт магнит.

- Ребята, а это что за предмет? (воспитатель показывает магнит)

- Магнит.

- "Вот перед вами обычный магнит,

    Много секретов в себе он хранит".

Кто из вас сможет рассказать о нём?

Воспитатель выслушивает ответы детей, при необходимости задаёт наводящие вопросы.

- А хотите, поближе познакомиться с удивительными свойствами магнита?

- Да.

- Тогда я вас приглашаю в лабораторию.

Обследование предмета.

Воспитатель:

-Ребята, давайте возьмём в руки магнит. На что похож этот предмет? Какого он цвета? Какой он на ощупь? А по весу? Холодный или тёплый? Как вы думаете из чего он?

Дети обследуют предмет и отвечают на вопросы.

- Катя, к какому выводу ты пришла? Что такое магнит?

Вывод: Магнит – это кусок железа или стали.

- Ребята, а вы знаете, каким важным свойством обладает магнит?

- Притягивает предметы.

- А все ли предметы притягиваются магнитом? Как это узнать?

- Проверить, попробовать.

- Тогда приглашаю вас провести эксперимент.

1 опыт.

Оборудование на каждого ребёнка или на пару: ткань, деревянный карандаш, пластмассовая и металлическая пуговицы, булавка, гвоздь, игла, металлическая и алюминиевая ложка, монеты, бумажный кораблик, маленький магнит.

Ход опыта:

У каждого из вас на столе стоит коробка с различными предметами. Вам необходимо поднести магнит по очереди ко всем предметам. Предметы, которые притягиваются к магниту, отложите в правую сторону, а те, которые не притягиваются, — в левую.

В «Листе наблюдений» обведите карандашом те предметы, которые притягиваются магнитом.

- Ребята, что мы с вами провели? (эксперимент) Соня, к какому выводу ты пришла? Каким качеством обладает магнит?

Вывод. Магнит притягивает металлические предметы.

- Значит, о каком важном свойстве магнита мы можем сказать?

- Притяжении.

- Какие предметы притягиваются магнитом? А все ли металлические предметы притянул магнит? А почему?

Оказывается, магнит притягивает только некоторые металлы, например железо, сталь и никель. Другие металлы, например, алюминий, магнит не притягивает. Дерево, пластмасса, бумага, ткань не реагируют на магнит.

Воспитатель:

Ребята, очень хочется познакомить вас с одной старинной легендой. В давние времена на горе Ида пастух по имени Магнис пас овец. Он заметил, что его сандалии, подбитые железом, и деревянная палка с железным наконечником липнут к черным камням, которые в изобилии валялись под ногами. Пастух перевернул палку наконечником вверх и убедился, что дерево не притягивается странными камнями. Снял сандалии и увидел, что босые ноги тоже не притягиваются. Магнис понял, что эти странные черные камни не признают никаких других материалов, кроме железа. Пастух захватил несколько таких камней домой и поразил этим своих соседей. От имени пастуха и появилось название "магнит".

- Может кто-то из вас знает другую историю возникновения магнита?

Дети:

- Существует и другое объяснение слова "магнит" — по названию древнего города Магнесия, где эти камни нашли древние греки. Сейчас эта местность называется Маниса, и там до сих пор встречаются магнитные камни. Кусочки найденных камней называют магнитами или природными магнитами.

- И так, какое важное свойство у магнита?

-Притяжение.

-Ребята, а как вы думаете, сможет ли магнит притягивать предметы через стакан, воду, картон, бумагу? Какие у вас будут предположения? Мне бы очень хотелось выслушать ваши гипотезы.

Дети высказывают свои предположения.

- Пришло время проверить правильность ваших гипотез. А чтобы это сделать, что нам надо провести? Правильно, следующие эксперименты.

2 опыт.

Ребята, приглашаю вас на «Необычную рыбалку». Перед вами стоит интересная задача - надо выловить рыб, не замочив рук.  

Игра-опыт "Рыбалка"

Оборудование (на каждого ребенка или на пару): стакан с водой, рыбки из цветной клеенки с глазиком-кнопкой, магнит.

Ход опыта:

В стакан с водой опустить рыбок. Прислонить магнит к внешней стороне стакана на уровне рыбки. После того как она «клюнет», медленно двигать магнит по стенке стакана вверх. Так надо выловить всех рыбок.

Результат опыта. Рыбки следуют за движением магнита и поднимаются вверх до тех пор, пока не приблизятся к поверхности воды. Таким образом, их можно легко достать, не замочив рук.

Воспитатель:

- Алина, удалось тебе справиться с заданием? Трудно ли тебе пришлось?

- Серёжа, а ты как это сделал? Какой предмет тебе помог?

- Саша, проделав такой эксперимент, какой вывод можно сделать?

- Помешала ли вода магниту притянуть металлический предмет? А стакан?

-Значит, о каком свойстве магнита мы можем говорить?

Вывод. Сила магнита действует и сквозь пластмассовый стакан, и сквозь воду.

Дети фиксируют это свойство магнита в своих листах наблюдения.

Педагог:

Благодаря своей способности притягивать предметы под водой магниты используются при строительстве и ремонте подводных сооружений: с их помощью очень удобно закреплять и прокладывать кабель или держать под рукой инструмент.

3 опыт.

- Ребята, после такой «Необычной рыбалки», самое время поиграть на солнечной полянке.

Игра-опыт "Весёлая полянка"

Оборудование (на каждого ребёнка): Лист картона с нарисованной поляной, с красивыми крупными цветами, заготовки бабочек, скрепки для каждой бабочки, магнит.

Ход опыта:

Прикрепить к бабочкам скрепку. Посадить её на цветок, а с другой стороны картона прикрепить к этому же месту магнит.

Результат опыта. Бабочка двигается от одного цветка к другому, повторяя движения магнита, который дети двигают с другой стороны картона. Сила магнита, проходя через картон, притягивает металлические пластинки, прикрепленные к бабочкам, вынуждая их следовать за магнитом.

Воспитатель:

- Ребята, что вы заметили в ходе этого эксперимента.

- Катя, как двигается твоя бабочка? Притягивает ли магнит бабочку? Может ли бабочка полететь в другую сторону? А когда?

- Какой вывод можно сделать? Притягивает ли магнит металлический предмет через картон?

Вывод. Сила магнита действует через картон и бумагу (отметка в листе наблюдения).

Воспитать:

-Ребята, как вы думаете, данное свойство магнита человек может использовать? А как?

-Магниты могут действовать через бумагу, поэтому их используют, например, для того, чтобы прикреплять записки к металлической дверце холодильника.

-Ребята, существует ещё одна гипотеза: сила магнита действует на расстоянии.

А вы как считаете, верна ли эта гипотеза?

Дети высказывают свои предположения.

4 опыт.

Воспитатель:

-Чтобы проверить достоверность ваших предположений, я приглашаю вас на морскую прогулку. Но для этого нам необходимо смастерить кораблики. У вас на подносе есть весь необходимый материал.

Воспитатель даёт инструкцию по изготовлению кораблика из пенопласта или пробки.

Игра-опыт "Магнитная регата"

Оборудование (на каждого ребенка или на пару): кусочек пенопласта в виде лодочки, зубочистка для мачты, цветная бумага для паруса (можно сразу прикрепить парус к мачте), большая скрепка, кнопки и маленький магнитик, миска или таз с водой.

Ход опыта:

Построить лодочки из пенопласта или пробки, прикрепить к дну лодки скрепку с помощью кнопок. Использовать зубочистку для изготовления мачты с парусами.

Пустить лодочки плавать в таз с водой. Управлять лодочками, двигая магнит не касаясь их.

Результат опыта. Магнит приводит лодки в движение, даже если не касается их.

Воспитатель:

- Скажите, ребята, у всех готовы кораблики?

Дети:

- Готовы.

Воспитатель:

- Катя, какие предметы ты использовала, чтобы смастерить кораблик. Из чего они сделаны?

Замечательно, Катя. Ты в точности владеешь знаниями кораблестроения. Как ты считаешь, справишься с ролью капитана? Запускаем наши кораблики в воду, и слушаем команду капитана. Куда нам держать курс?

Ребёнок:

- Вперёд, направо, налево, возвращаемся назад.

Воспитатель:

- Итак, наши корабли после кругосветного путешествия приплыли обратно в порт.

-Алиса, как ты управляла своим корабликом? Какой предмет тебе помог? К какому выводу ты пришла? Касался ли твой кораблик магнита, когда ты им управляла? Значит, как действует магнит?

Вывод. Сила магнита действует даже на расстоянии (отметка в листе наблюдения).

Воспитатель:

- Значит, гипотеза оказалась верной.

Благодаря свойству магнитов воздействовать на расстоянии и через растворы их используют в химических и медицинских лабораториях, где нужно перемешивать стерильные (очень чистые) вещества. Чтобы не соприкасаться с недостаточно стерильным инструментом, в пробирку с веществом, которое будут перемешивать, опускают маленькую стальную пластинку, покрытую стерильным материалом. Под пробиркой располагается магнит, который, вращаясь, приводит в движение пластинку в пробирке. Таким образом, вещество перемешивается.

Физминутка:

На зарядку, на зарядку,
На зарядку становись!
Начинаем бег на месте,
Финиш – метров через двести!
Хватит, хватит, прибежали,
Потянулись, подышали.
Руки вверх, руки вниз,
на носочки потянись.
Руки ставим на бочок,
На носочках скок, скок, скок.
А затем вприсядку,
Чтоб не мерзли пятки.
Вот мы руки развели,
Словно удивились.
И друг другу до земли
В пояс поклонились.

Воспитатель:

- Ребята, с каким предметом мы сегодня с вами познакомились?

-Магнитом.

-Что такое магнит?

-Кусок железа или стали.

- Каким самым главным свойством обладает магнит?

-Притяжением.

-Все ли предметы притягивает магнит?

-Магнит притягивает металлические предметы, например железо, сталь. Другие металлы, например, алюминий, магнит не притягивает. Дерево, пластмасса, бумага, ткань не притягиваются магнитом.

-Через какие предметы и вещества действует сила магнита?

-Магнит действует через пластмассу, воду, картон, бумагу.

-А еще, о каком интересном свойстве магнита вы узнали?

-Магнит может притягивать предметы на расстоянии.

-Давайте спросим у нашей гостьи сороки, всё ли она поняла? Понравились ли ей наши эксперименты?

Воспитатель обращает внимание детей на монитор компьютера, где трещит сорока.

- Сороке всё очень понравилось, и она благодарит вас за помощь. Но пока мы с вами проводили эксперименты, птица решила побаловать своих малышей кашей. Помните, как говорится в потешке: «Сорока белобока, кашку варила, деток кормила…» Сорока отвлеклась, увидев опыт с корабликами, и уронила в крупу различные металлические предметы. Теперь она просит помочь ей очистить крупу, чтобы как можно быстрее накормить малышей.

Ребята, поможете сороке? Как вы будете очищать крупу? Какой предмет вам пригодится?

Дети очищают манную крупу от металлических предметов с помощью магнита.

-Молодцы, ребята, быстро справились с заданием и ещё раз закрепили главное свойство магнита. Какое?

-Притяжение.

- Ну что ж, отдадим чистую крупу и попрощаемся с нашей гостьей.

Воспитатель выключает компьютер.

-Ребята, сегодня мы с вами лишь слегка приоткрыли дверцу в мир удивительных свойств магнита. Оказывается, магниты могут не только притягивать предметы, но и отталкиваться друг от друга. Посмотрите…

Воспитатель демонстрирует отталкивающее свойство магнита.

- Но об этом свойстве, я предлагаю узнать дома, у родителей. Результаты своих экспериментов и вывод зарисуйте и принесите в детский сад.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по познавательному развитию для детей старшего дошкольного возраста по теме: "Из истории русских пряников"

В ходе занятия детей знакомят с традицией изготовления печатных пряников на Руси, с их разнообразием ( фигурные, штучные, городские, почетные; пряничные коврижки), с традициями использования пряников ...

Конспект НОД по математическому развитию для детей старшего дошкольного возраста " Веселая прогулка"

Конспект НОД по математическому развитию для детей подготовительной группы"Весёлая прогулка" Цель: развитие познавательной активности детей .Задачи:1. учить понимать отношения между числами в чис...

Конспект НОД по познавательному развитию для детей старшей группы Тема: «Магия магнита»

Развитие познавательной активности ребенка в процессе знакомства со свойствами магнитов....

Конспект НОД по познавательному развитию для детей старшего дошкольного возраста на тему: "Наша Родина – Россия. Флаг России"

Конспект занятия по познавательному развитию (социальный мир) для детей старшего дошкольного возраста о нашей Родине и о флаге России...

Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию (экспериментирование) детей старшего дошкольного возраста "Свойства снега".

Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию (экспериментирование) детей старшего дошкольного возраста "Свойства снега".Цель: уточнить и обобщить знания детей о свойства...

Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию (экспериментирование) детей старшего дошкольного возраста "Свойства снега".

Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию (экспериментирование) детей старшего дошкольного возраста.Цель: Уточнить и обобщить знания детей о свойствах снега....

Конспект занятия по опытно-исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста «Свойства соленой воды»

Цель: развитие познавательно-исследовательской деятельности детей, экспериментирование с солью, изучить особенности соли, ее свойства, качества и применение.Задачи: Расширять представления д...