Роль педагога в экологическом воспитании дошкольников
материал на тему
доклад к педсовету "Экологическое воспитание дошкольников в ДОУ".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_po_teme.docx | 15.63 КБ |
Предварительный просмотр:
Доклад по теме:
«Роль педагога в экологическом воспитании дошкольников»
Экологическое воспитание – это процесс, цель которого увеличить во всем мире количество населения, осознающего экологические и связанные с ним проблемы, имеющего знания, положительную мотивацию, профессионализм, нацеленного работать индивидуально и в коллективе в направлении решения существующих проблем и предотвращения будущих.
Содержание приведенной формулировки ясно указывает на длительность этого процесса. Следовательно, экологическое образование и воспитание должны начинаться как можно раньше – в дошкольном возрасте. в это время происходит формирование важнейших новообразований в интеллектуальном, нравственном, эмоциональном развитии ребенка – формирование личности. Возрастные особенности дошкольника определяют стиль его обучения: «погружение» в эколого – воспитательную среду, «поставляющую» по всем каналам восприятия эмоционально – окрашенную информацию, воздействующую на чувственную сферу и формирующую интерес к окружающему миру и любознательность. Накопление знаний является инструментом, а не целью экологического воспитания дошкольников, и три «кита» (знания, умения, навыки) объединяются в стройную формулировку, предложенную Т. В. Потаповой в «Концепции экологического воспитания дошкольника»: «Знать законы, по которым живет природа, уметь организовывать свой труд и отдых так, чтобы не нанести вреда природе, и иметь осознанное желание делать это».
Итак, экологическое воспитание дошкольников опирается на чувственное познание мира, опыт общения с природными объектами; на развитие эмоций, способности сочувствовать, сопереживать, заботиться, удивляться. ощущать красоту окружающего мира и выражать свои переживания.
В течение многих лет общество было нацелено на преобразование природы, на то, чтобы «взять у нее все богатство», а человек считал себя победителем, покорителем природы. Такова главная идея антропоцентризма, который распространен во многом у нас и в настоящее время, в том числе и в дошкольном воспитании. Это означает, что в отношениях «люди – природа» человек рассматривает как главное действующее лицо, которое может переделать свое окружение так, как ему нравится, для своего блага. У подрастающего поколения можно и должно сформировать новое – экологическое – сознание. Тогда это поколение будет строить свои отношения с природой с иных позиций биоцентризма, означающего: человек – особая, разумная, но все же только часть природы, а экология – это не просто наука, это мировоззрение! Кем бы ни стал ребенок в будущем, он должен хорошо понимать свою роль в окружающем мире, осознавать последствия своих действий, иметь представления о законах природы.
В своей работе по экологическому воспитанию детей использую различные формы и методы. Стараюсь внедрить интегрированный подход, предполагающий взаимосвязь исследовательской деятельности, музыки, изобразительной деятельности, игры, литературы, т. е. экологизацию различных видов деятельности ребенка.
Большое значение придаю ведущей форме – игре (сюжетно – ролевые, подвижные). Так, развить положительные эмоции по отношению к природе помогают игры превращения, направленные на возникновение у ребенка эмпатии у ребенка к животным, растениям, объектам неживой природы.
Огромное значение в экологическом воспитании имеет исследовательская деятельность – проведение опытов, наблюдений. В процессе обучения происходит воздействие на все органы чувств ребенка, а не только слух и зрение. Для этого ребенок должен иметь возможность потрогать, понюхать окружающие его объекты и даже попробовать их на вкус, если это безопасно.
Большое внимание уделяю общению детей с природой: с деревьями, птицами, насекомыми на лугу, на территории детского сада.
При таком комплексном подходе в работе у детей развивается кругозор, наблюдательность, сенсорика; дети учатся устанавливать взаимосвязи, взаимозависимости, обнаруживать причины и следствия; развивать различные формы общения: рассказ, описание, диалог.
В наше время проблема экологического воспитания вышли на первый план, и им уделяют все больше внимания. Почему эти проблемы стали актуальными? Причина – в деятельности человека в природе, часто безграмотная, неправильная с точки зрения экологии, расточительная, ведущая к нарушению экологического равновесия.
Каждый кто принес и приносит вред природе, когда –то был ребенком. Вот почему так велика роль педагогов и родителей в экологическом воспитании детей, начиная с раннего возраста. Есть такое понятие «экологическая культура». Что оно включает в себя? Экологическая культура – это знания, практические навыки, эстетические переживания – эмоциональное отношение и практические поступки и поведение детей (сопереживание, сочувствие, интерес и желание оказать помощь природе, умение любоваться ее красотой ит. д.) Одним словом, мы должны закладывать в сознание детей ощущение окружающего мира как дома. Поэтому предложите своим детям серию наблюдений: прислушаться к голосам птиц, полюбоваться красками заката, послушать шелест листьев, понаблюдать за насекомыми.
Чувство природы является основой экологического и эстетического сознания человека. Для этого детей необходимо не только просвещать, но и учить тому, как вести себя в природе. Нормы поведения в природе должны быть усвоены каждым ребенком как таблица умножения.
Особое внимание надо уделить искоренению в некоторых детях стремление мучить животных, убивать их. Для приобретения опыта поведения в природной среде давайте рассмотрим экологическую ситуацию. Например: ребенок нашел ежа и принес его домой. Хорошо ли это для ежа? Или вот ситуация: на ваших глазах малыш подбежал к стае голубей и разогнал их. Дайте оценку этому поступку.
В заключении доклада хочется сделать вывод: показателем эффективности экологического воспитания и образования является не только знание и поведение ребенка в природе, но и его участие в улучшении природного окружения своей местности. В этом велика роль взрослого, который своим отношением к природе оказывает сильное воздействие на личность ребенка.
Литература:
1. Журнал «Дошкольное воспитание» №7, 1998 г.
2. Журнал «Дошкольное воспитание»№10, 1998 г.
3. «Как знакомить дошкольников с природой» под редакц. П. Г. Саморуковой, 1983 г.
4. «Комплексные занятия в средней группе детского сада», под ред. Т. М. Бондаренко, 2003г
5. «Детям о природе», под ред. М. В. Лучич, 1989 г.
6. «Ознакомление дошкольников с окружающей и социальной действительностью», под ред.Н. В. Алешиной, 2004 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Роль педагога в экологическом воспитании дошкольников.
Роль педагога в экологическом воспитании дошкольников.(сообщение для педсовета)...
«Роль педагога в экологическом воспитании дошкольников"
Дерево, трава, цветок и птицаНе всегда сумеют защититься.Если будут уничтожены они,На планете мы останемся одни. Д. Родович...
Роль педагога в экологическомвоспитании дошкольников
Презентаци по экологическому воспитанию дошкольников....
Консультация для молодых педагогов "Роль воспитателя в экологическом воспитании дошкольника"
Как организовать работу по экологии в разных возрастных группах...
Консультация для воспитателей "Роль педагога в экологическом воспитании дошкольников"
В консультации представлен материал о роли воспитателя в экологическом воспитании дошкольников....
Роль педагога в экологическом воспитании дошкольников
Материал для воспитателей детсих дошкольных учреждений...
"Роль педагога в экологическом воспитании дошкольника"
Консультация для воспитателей: «Роль педагога в экологическом воспитании дошкольника»...