педсовет
методическая разработка на тему
Педсовет с элементами деловой игры " По обогащению словаря.......
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pedsovet.docx | 32.93 КБ |
Предварительный просмотр:
МБДОУ «Детский сад №25»
СЦЕНАРИЙ
ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОВЕТА
по теме: «Обогащение словаря детей
средствами театрализованной деятельности»
Составила воспитатель: Насырова С.Ш
Педсовет с элементами деловой игры
«Обогащение словаря детей средствами театрализованной деятельности»
ЦЕЛЬ педсовета:
Проанализировать состояние работы в ДОУ по обогащению словаря детей средствами театрализованной деятельности, выявить систему знаний педагогов по проблеме.
Программные задачи:
- Совершенствовать педагогическое мастерство воспитателей ДОУ.
- Повышать методический уровень педагогов.
- Активизация творческих способностей педагогов,
- Представление современных подходов в работе с детьми по обогащению словаря детей.
- Способствовать сплочению педагогического коллектива через работу в команде.
Ожидаемый результат: высокая активность и повышение интереса педагогов к проведению педсовета, к проблеме обогащения словаря детей; выявление творческих способностей педагогов, умения работать в команде.
Подготовка к педсовету:
- Ознакомление педагогов с проблемой педсовета, подготовка педагогов к обсуждению темы:
- методы и приемы по обогащению словаря детей;
- анализ программных задач по обогащению словаря детей по возрастным группам;
- повторение пословиц, поговорок, народных праздников, скороговорок;
- обогащение предметно-развивающей среды в зоне театрализованной деятельности.
- Проведение тематической проверки по развитию речи: просмотр занятий, анализ документации, результатов диагностики, проведение коррекционной работы.
- Проведение обследования предметно-развивающей речевой среды в группах ДОУ для проведения конкурса (членами жюри).
- Посещение уроков в начальной школе, беседы с учителями. Анализ адаптации выпускников ДОУ к обучению в школе.
План педсовета:
- Вступительное слово заведующей.
- Выбор членов жюри, распределение команд.
- Деловая игра.
- Подведение итогов соревнования команд.
- Состояние работы по обогащению словаря детей ДОУ (справка по итогам тематической проверки).
- Итоги конкурса предметно-развивающей среды в группах.
- Информация по адаптации выпускников ДОУ к обучению в школе.
- Подведение итогов педсовета, принятие решения педсовета.
Ход педсовета:
- Вступительное слово заведующей ДОУ.
Кукольный театр – искусство синтетическое, он воздействует на маленьких зрителей целым комплексом художественных средств. При показе спектаклей кукольного театра применяется и художественное слово, и наглядный образ – кукла, петрушка, и живописное оформление, и музыка – песня, музыкальное сопровождение. Умелое использование кукольного театра оказывает большую помощь в повседневной работе детского сада по умственному, нравственному, художественному, эмоционально-эстетическому воспитанию дошкольников.
Условность кукольного театра близка дошкольникам, они привыкли к ней в своих играх. Вот почему дети так быстро включаются в спектакль: отвечают на вопросы кукол, выполняют их поручения, дают советы, предупреждают об опасности и оказывают помощь героям спектакля. Необычность зрелища захватывает их и переносит в сказочный, увлекательный мир. Кукольный театр доставляет дошкольникам большую радость.
Дошкольники очень любят смотреть спектакли кукольного театра. Он им близок и понятен, доступен. Дети видят на ширме знакомых персонажей, которые вдруг ожили, задвигались и заговорили, стали еще привлекательнее и интереснее. Однако нельзя рассматривать кукольный театр только как развлечение. Очень важно его развивающее значение. В дошкольный период у детей начинают формироваться отношение к окружающему, характер, интересы, развивается речь. Именно в этом возрасте очень полезно показывать детям примеры дружбы, доброты, справедливости, правдивости, трудолюбия. Участвуя в этой деятельности, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии – через образы, краски, звуки, музыку, а умело поставленные воспитателем вопросы побуждают думать, анализировать, делать выводы и обобщения. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура речи.
Именно средствами кукольного театра у детей можно развивать речь, обогащать ее. Это и фольклорные произведения, сказки с характерными оборотами речи (лисичка-сестричка, рыжая плутовка, долго ли, коротко ли, близко ли, далеко ли, в некотором царстве, в некотором государстве…), которые обогащают речь ребенка, органично вплетаясь в нее. Воспитатель не только произносит авторский текст от лица персонажей, но и является посредником между детьми и персонажами.
Среди задач программы «Театр-творчество-дети» Н.Ф.Сорокиной мы выделили те, которые решают речевое развитие детей:
- Расширять словарный запас, обозначающий названия предметов, явлений, признаков;
- Совершенствовать умение использовать различные части речи точно по смыслу;
- Закреплять правильное произношение всех звуков, отрабатывать дикцию, продолжать работать над интонационной выразительностью речи;
- Совершенствовать диалогическую и монологическую формы речи, культуру общения в пересказывании содержания литературного текста, сохраняя выразительные средства, характерные для данного произведения;
- Учить составлять небольшие рассказы, сказки из личного опыта, используя кукольных персонажей;
- Побуждать сочинять сказки, используя персонажей известных сказок, изменив характеры героев на противоположные;
- Поддерживать стремление самостоятельно искать выразительные средства для создания образа персонажа, используя движение, позу, жест, речевую интонацию.
Сегодня мы с вами постараемся определить степень использования театрализованной деятельности в речевом развитии ребенка, уровень Ваших знаний и представлений о театрализованной деятельности, а также уровень творческих способностей каждого из Вас, умение работать в команде. Наш педсовет сегодня мы проводим с элементами деловой игры.
- Выбор членов жюри на основе предложений педагогов. Распределение команд производится с помощью цветных карточек-фишек (2 цвета), которые вручаются педагогам в начале педсовета, чтобы равномерно распределить педагогов.
- Деловая игра.
- БЛИЦТУРНИР:
Задание 1: «Расположи задачи в порядке возрастания».
Правила игры: команды должны по содержанию программных задач (на карточках) определить возрастную группу и доказать правильность своего решения.
- Целенаправленно обогащать словарь детей (называть реальные предметы, объекты, явления, их изображения на иллюстрациях; обозначать словами некоторые признаки знакомых объектов (мягкий, белый, звонкий); обозначать словами свои и чужие действия, характеризовать состояние и настроение реальных людей и литературных персонажей (болеет, плачет, смеется); отмечать особенности действий и взаимоотношений окружающих взрослых и сверстников, литературных героев (помогает, жалеет, отнимает); поощрять любые попытки повторять за воспитателем отдельные слова - 1 мл.гр.
- Обогащать словарь детей. Развивать пассивный и активный словарь на основе знакомства и углубления представлений детей об окружающей действительности. Знакомить со словами-обобщениями, обозначающими родовые понятия (игрушки, посуда, овощи, фрукты и т.п.). Расширять словарь, обозначающий действия (деятельность людей, действия и движения животных). Упражнять детей в использовании определений (характеристика предметов и явлений, внешний вид людей и животных) – 2 мл.гр.
- Расширять и активизировать словарный запас во всех видах детской деятельности. Продолжать работу по расширению словаря детей названиями предметов и объектов; обобщающими понятиями. Упражнять в умении пользоваться простейшими обобщениями в самостоятельной речи. Учить детей подбирать и активно использовать в речи определения к предметам и объектам, явлениям (качества, свойства) и глаголы, обозначающие их действия и действия с ними. Вводить в словарь детей и поощрять самостоятельное использование в речи наречий (холодно, горячо, тепло, весело, красиво и др.). Привлекать внимание детей к новым словам и помогать подбирать слова, наиболее точно и выразительно передающие особенности предмета или своеобразие ситуации. Обращать внимание детей на слова, близкие и противоположные по смыслу (синонимы и антонимы) – ср. гр.
- Расширять словарный запас детей на основе формирующихся у них богатых представлений о мире; активизировать его в самостоятельных высказываниях. Расширять запас слов с противоположным значением (антонимов) и слов, близких по значению (синонимов). Поощрять стремление детей подбирать синонимы для более точного выражения смысла и эмоциональной окраски высказывания. Учить понимать обобщенное значение слов и пользоваться обобщениями в самостоятельной речи. Познакомить с многозначными словами и словами-омонимами. Работать над лексическим значением слов – гр. ст.дошк.возраста.
- Блицтурнир.
Задание 2: «Методы и приемы по обогащению словаря»:
Команды выбирают виды методов и подбирают к ним приемы работы с детьми, рассказывают, как выбранные ими приемы можно использовать в работе с детьми.
- Словесный: 1. Чтение произведений.
2. Вопросы к детям по содержанию произведений.
3. пересказ произведения.
4. Заучивание наизусть.
5. Выразительное чтение.
6. Беседа по произведению.
7. Прослушивание грамзаписи.
8. Рассказывание сказок, литературных произведений.
- Практический: 1. Элементы инсценировки.
2. Игры-драматизации.
3. Дидактические игры.
4. Театрализованные игры.
5. Использование разных видов театра.
6. Игровая деятельность.
- Наглядный: 1. Показ иллюстраций, картинок, игрушек.
2. Элементы инсценировки.
3. Движение пальцами, руками.
4. Схемы.
5. Алгоритмы.
6. Просмотр видеофильмов, диафильмов.
7. Оформление выставки кукольных театров.
- СЛОВЕСНЫЙ ТУРНИР:
Задание 3: «Пословица неспроста молвится»:
Назвать пословицы, в которых есть число «семь».
Возможные ответы:
- Беда семь бед приводит.
- Лук от семи недуг.
- Семь пятниц на неделе.
- Один пашет, семеро руками машут.
- Один с сошкой, семеро с ложкой.
- Прожил семь лет – нажил семь бед.
- Семеро одного не ждут.
- За семь верст киселя хлебать.
- Умники и умницы.
Задание 4: Решение педагогического кроссворда.
Каждая из команд на скорость отгадывает педагогический кроссворд, вписывая их в клетки. Выигрывает та команда, которая быстрее решит кроссворд.
По горизонтали:
- Основной вид устного народного творчества, художественное повествование фантастического, приключенческого или бытового характера (ответ: сказка).
- Образное, краткое изречение, метко определяющее какое-либо явление. (ответ: поговорка).
- Устное народное творчество, народная мудрость. (Ответ: фольклор).
- Место изготовления игрушек с преобладанием в рисунке геометрических форм. (Ответ: Дымково).
- Короткая, из двух или четырех строчек, припевка в быстром темпе, часто сопровождающая приплясом. (Ответ: частушка).
По вертикали:
1. инструмент для проработки мелких деталей, нанесения на поверхность изделия украшений при лепке: штрихов, точек, волнистых линий. (Ответ: стека).
2. Устное народное творчество, песня-сказание, основанное на реальных событиях. (Ответ: былина).
3. Вид устного народного творчества, вопрос или задание, которые требуют решения. (Ответ: загадка).
4. Система цветовых сочетаний изделия. (Ответ: колорит).
5. «Золотая роспись по дереву из Нижнего Новгорода. (Ответ: Хохлома).
6. Чередование элементов росписи в определенном порядке. (Ответ: узор).
З | ||||||||||||||||||||
С | К | А | З | К | А | К | Х | |||||||||||||
Г | П | О | Г | О | В | О | Р | К | А | |||||||||||
²Б | А | Л | Х | |||||||||||||||||
¹С | Ы | Д | О | Л | У | |||||||||||||||
Т | ³Ф | О | Л | Ь | К | Л | О | Р | О | З | ||||||||||
Е | И | А | И | Д | Ы | М | К | О | В | О | ||||||||||
К | Н | Т | А | Р | ||||||||||||||||
5.Ч | А | С | Т | У | Ш | К | А |
- ВИКТОРИНА:
Задание 5: «Пословица – цветочек, поговорка – ягодка».
Правильно угадать форму устного фольклорного произведения:
- Катилася торба с высокого горба. В этой торбе – хлеб, соль, вода, пшеница. С кем хочешь поделиться? Говори поскорей, не задерживай добрых людей.
- Дождик, дождик, пуще! Дам тебе я гущи,
Хлеба – каравай, хоть весь день поливай!
- Жил-был царь. У царя был кол, на колу – мочало, его ветром качало. Не начать ли сказочку сначала?
- Что возьмешь? Ниточку или иголочку? Сахару кусочек или красненький платочек?
- Смелость города берет
- На всякое хотенье есть терпенье.
- Упрямого исправит дубина, а горбатого – могила.
- В брюхе – баня, в носу – решето, всего одна рука, да и та на спине.
- ВИКТОРИНА:
Задание 6: «Ветры горы разрушают, слова народы поднимают».
Угадать современное значение старославянских слов:
- Кружлявый (прыщявый, кудрявый – правильный ответ, веснушчатый).
- Уварахтаться (испачкаться – правильный ответ, укутаться, заблудиться).
- Остолопиться (сердиться, упрямиться, растеряться – правильный ответ).
- Встреснуться (влюбиться, спохватиться – правильный ответ, встряхнуться).
- Елдаечки (пшеничные лепешки – правильный ответ, старинные женские украшения, качели).
- ЭКСПРЕСС-ОПРОС:
Задание 7: «Назови (виды театров для обогащения словаря детей, известных артистов театра, автора и основателя кукольного театра и др.)».
- Назови виды театра:
- Кукольный театр: - настольный, плоскостной, конусный, на фланелеграфе, театр пяти пальчиков, на гапите, театр с «живой рукой», театр перчаток, театр резиновой игрушки, театр мягкой игрушки, театр марионеток, театр теневой, театр верховых кукол.
- Драматический театр, театр юного зрителя.
- Оперный театр, театр оперетты.
- Балет, театр эстрадного танца, народного танца, танца разных народов и др.
- Театр музыкальной комедии, театр варьете, театр пантомимы,;
- Народный балаганный театр, цирк, шапито..
2. Назови автора и основателя детского кукольного театра (Сергей Образцов).
3. Назови известных артистов театра.
- Аукцион методических находок:
Покажите использование кукольного театра для обогащения словаря детей.
Воспитатели, используя виды кукольного театра, размещенные на столах, должны проиллюстрировать приемы обогащения словаря детей разных возрастных групп (ранний возраст, младший, средний и старший дошкольный возраст).
Театры: театр би-ба-бо, на гапите, верховой театр, перчаточный и др.
- Аукцион методических находок:
Использование дидактической игры для обогащения словаря детей.
Цель: активизировать деятельность педагогов; способствовать приобретению ими опыта коллективной работы; повышать их теоретические знания, совершенствовать практические навыки профессиональной деятельности; закреплять умение отбирать нужную информацию из разных источников
Все присутствующие на педагогическом совете педагоги представляют использование одной из дидактических игр по познавательному развитию (например, д/и «Накорми зверят») для обогащения словаря (какие программные задачи по речевому развитию она может решать):
- Лексические темы: дикие животные, домашние животные, насекомые, птицы…
- Формирование лексико-грамматического строя:
- Употребление относительных прилагательных,
- Согласование числительных с существительными (1 морковка, 2 морковки, 5 морковок…),
- Употребление притяжательных прилагательных (чей хвост?),
- Употребление уменьшительных ласкательных,
- Образование детенышей животных,
- Употребление существительных ед. и мн.числа,
- Употребление существительных в Р.п. (не стало кого?),
- Употребление падежей …
2. Познавательные задачи: узнай и назови, где живет, чем питается, детеныши, как передвигается, как кричит, внешний вид, какого цвета, какой формы туловище, может ли жить в других климатических зонах, почему не может…
3. Развитие логики, умение находить причинно-следственные связи (например, заяц прыгает потому, что у него задние лапы длиннее).
3.11. Подведение итогов деловой игры между командами. Участники игры подсчитывают количество фишек, полученных в ходе игры. Председатель жюри освещает итоги и команду-победителя деловой игры.
- Рефлексия: Оценка своего участия в педсовете.
- Этот педсовет принес пользу;
- получили удовлетворение от такого рода деятельности;
- почувствовали свой реальный вклад в общее дело;
- сумели посмотреть на себя со стороны, оценить свою деятельность, свои знания, соотнести ее с деятельностью и знаниями коллег;
- появилось желание и в дальнейшем активно участвовать в педсоветах;
- педсовет помог задуматься над поставленными вопросами.
- Состояние работы по обогащению словаря детей ДОУ (справка по итогам тематической проверки).
- Итоги конкурса предметно-развивающей речевой среды в группах.
- Подведение итогов педсовета.
Ведущий: Уважаемые коллеги, на этом наш педагогический совет завершен. Все педагоги показали себя с новой стороны, активными и творческими личностями, осведомленными в вопросах речевого развития детей и умеющие применять их на практике, умеющими работать коллективно и в то же время показать свою индивидуальность, креативность и творчество. По результатам проведенной работы принимаются следующие решения:
- Активизировать работу по обогащению словаря детей через использование театрализованной деятельности.
- Принять к исполнению рекомендации по результатам тематической проверки (…).
- Победителям конкурса на лучшее оформление предметно-речевой среды в группах ДОУ вручить свидетельства с их материальным поощрением (см. Положение о конкурсе).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педсовет "Игра как приоритетное развитие дошкольников" (фрагмент педсовета - игра "Что? Где? Когда?"
Педсовет "Игра как приоритетное развитие дошкольников" (фрагмент педсовета - игра "Что? Где? Когда?"...
Педсовет"Детское экспериментирование - средство интеллектуального развития дошкольников" (фрагмент педсовета- игра "Что? Где? Когда")
Педсовет"Детское экспериментирование - средство интеллектуального развития дошкольников" (фрагмент педсовета- игра "Что? Где? Когда")...
Выступление на педсовете. Тема педсовета: «Современный подход к обучению детей математике»
Тема выступления: «Формирование элементарных математических представлений у детей первой младшей группы. Представление своего опыта»...
Педсовет "Экологическое воспитание дошкольников" Сценарий педсовета
Педсовет №2"Экологическое воспитание дошкольников"Сценарий педсовета...
Педсовет на тему: « Дистанционные образовательные технологии в ДОУ» Выступление на педсовете по теме: « Копилка творческих идей по дистанционному обучению»
Педсовет на тему: « Дистанционные образовательные технологии в ДОУ»Выступление на педсовете по теме: « Копилка творческих идей по дистанционному обучению»...
Доклад на педсовет Тема педсовета: "Работа ДОУ по сохранению и укреплению здоровья воспитанников" Тема выступления: "Система оздоровительной работы в ДОУ с помощью нетрадиционного оборудования"
Доклад на педсоветТема педсовета: "Работа ДОУ по сохранению и укреплению здоровья воспитанников"Тема выступления: "Система оздоровительной работы в ДОУ с помощью нетрадиционного оборудо...
Выступление на педсовете МБДОУ Доклад. Педсовет №3 от 19.01.2023 года
Развитие познавательно-речевых способностей у детей это одна из главных задач дошкольного образования. На сегодняшний день образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у дете...