Нужен ли психолог в современном детском саду
статья ( группа) по теме
Статья посвящена проблеме психологического сопровождения воспитательно-образовательного процесса в детском саду.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 25.24 КБ |
Предварительный просмотр:
Нужен ли психолог в современном детском саду?
За последние годы значительно увеличилось количество детей дошкольного возраста, у которых отмечаются отклонения в развитии. По данным Института коррекционной педагогики РАО (1997), количество таких детей составило 59% от популяции. Из них у 21% наблюдается устойчивая патология, у 38% дошкольников функциональные нарушения [3, C. 6]. Обе категории детей отличаются от нормально развивающихся сверстников тем, что испытывают стойкие и выраженные нарушения в социально-психологической адаптации. Особенно часто встречаются нарушения в эмоционально-волевой сфере ребенка. Именно эмоциональное выпадение ребенка из коллектива ровесников является одним из первых признаков «социального вывиха» (Л. С. Выготский) [2] и может привести к отклонениям в формировании личности (Г. М. Бреслав) [1] даже при незначительных нарушениях в развитии. Как показывает опыт работы с родителями, только около 80% из них относительно объективно оценивают возможности и проблемы своих детей, что существенно затрудняет формирование у них позиции сотрудничества с персоналом детского сада, а у их детей – устойчивой самооценки и мотивации к преодолению трудностей. Все это приводит к увеличению числа так называемых «трудных» детей в современном ДОУ. В этих условиях особую значимость приобретает работа психолога, позволяющая создать оптимальные условия для адаптации и адекватного самоутверждения «проблемного» ребенка в семье и группе детского сада.
По нашему мнению психологическое сопровождение воспитательно-образовательного процесса должно охватывать работу с детьми, родителями и педагогами.
На протяжении многих лет в детском саду все самые необходимые функции (воспитание, диагностика умственного развития, социализация и обучающие игры) были возложены на воспитателей. Сегодня, с развитием педагогического и психологического знания, разделение функций воспитателя и психолога стало очевидным – ребенок нуждается в грамотном психологическом сопровождении с первых дней жизни. Тем более, в новой среде – в непривычном коллективе! Это ответственный момент в жизни каждого ребёнка: ведь в этом возрасте формируются навыки социализации, которые определяют дальнейшее развитие человека и степень комфорта его жизни среди других.
Чем же конкретно может помочь психолог детям? В этом отношении функции психолога очень многообразны. С детьми психолог:
- проводит дифференциальную психологическую диагностику с целью выявления уровня психологического здоровья детей и психологической структуры нарушения (у воспитателя на эту работу практически нет времени, к тому же она должна проводиться высококвалифицированным специалистом);
- проводит диагностику индивидуальных особенностей детей с отклонениями в развитии с целью обеспечения индивидуального подхода и разработки оптимальной стратегии корректирующего воздействия (для выполнения этой функции у воспитателя ДОУ не хватает специальных знаний);
- проводит диагностику уровня достижений детей в учебной деятельности и на основе ее строит систему помощи ребенку, что также станет значительным подспорьем воспитателю;
- проводит развивающие групповые и индивидуальные занятия по просьбе воспитателя, затрудняющегося самостоятельно решить какую-либо обучающую проблему;
- оказывает помощь детям в овладении учебными навыками и умениями, в развитии их саморегуляции и самоконтроля на занятиях воспитателя, логопеда, дефектолога;
- проводит диагностику динамики изменений в психофизическом сенсорном и личностно-социальном развитии ребенка при реализации целостного коррекционно -развивающего процесса;
- обеспечивает контроль за соблюдением прав ребенка в полноценном, эмоционально комфортном обучающем воздействии, создает в коллективе сотрудников детского сада нетерпимость по отношению к насилию и принуждению детей в процессе их обучения;
- оказывает своевременную психологическую помощь, как детям, так и их родителям, воспитателям;
- развивает индивидуальные особенности ребенка, т.е. внимание специалиста должны привлекать интересы, способности, склонности, чувства, увлечения, отношения ребенка и прочее;
- создает благоприятный для развития ребенка климат в детском саду.
Выполнять все эти функции воспитателю, даже имеющему психологическую подготовку, не по силам, так как у него есть свои должностные обязанности.
Психолог необходим не только детям, но и воспитателям, а также специалистам ДОУ:
- он разрабатывает совместно с воспитателями и специалистами по изобразительной, музыкальной, физической и другим видам деятельности развивающую программу обучения детей;
- обсуждает и формулирует психологические требования к развивающей предметной, игровой и учебной среде;
- обеспечивает воспитателей необходимым простейшим диагностическим инструментарием для изучения умственного и эмоционального развития детей, их личностного роста в процессе обучения;
- по заказу администрации проводит контроль за общением педагогов с детьми в процессе обучения, разрабатывает индивидуальные модели развивающего взаимодействия с детьми и обучает педагогов;
- формирует у педагогов мотивационную основу творческой работы с детьми, с помощью тренингов профессионального и личностного роста у воспитателей формирует высокий уровень их компетентности в осуществлении образовательного процесса в детском саду;
- разрабатывает психологические основы оптимальной стратегии действий педагогов в целях развития, воспитания и обучения детей с различными отклонениями в развитии, взаимодействия детей и воспитателей;
- осуществляет координацию усилий всех участников развивающего процесса для обеспечения системного и комплексного подхода к развитию, воспитанию и обучению детей.
Для чего нужен психолог родителям воспитанников ДОУ?
Спору нет, родители знают все о своем ребенке! И лучше всего – то, что ему необходимо. Но часто в воспитании папы, мамы, бабушки и дедушки попадают под влияние модных тенденций в воспитании, либо наоборот, поддерживают некую семейную традицию воспитания детей, однако дети все разные. И если мы даем ребенку то, что не соответствует его потребностям, то это может иметь негативный эффект.
Достаточно часто обращаются к детскому психологу семьи с молодыми родителями. И это разумно! Вместо пути «проб и ошибок», такие родители выбирают уверенный путь знания. В этих случаях психолог занимается не только диагностикой-коррекцией, но и освещает для родителей многие закономерности детского развития. Эта деятельность может носить формат лекций, бесед, частных консультаций или рекомендаций.
Опыт работы с родителями показывает, что основными вопросами, которые возникают у них к психологу являются:
- психологические особенности ребенка в различные периоды детства;
- возрастные кризисы, в частности, особенности и пути преодоления;
- воспитание в семье детей с особенностями (отклонениями) в развитии;
- обеспечение социально-психологических условий интеграции семей, имеющих детей с отклонениями в развитии, в общество;
- проведение по просьбе родителей индивидуальную диагностику умственного развития ребенка, его специальных способностей (например, сенсомоторики, пространственного ориентирования, математических представлений и др.);
- особенности семейного воспитания ребенка, влияние внутрисемейных отношений на развитие ребенка.
Таким образом, подведем итог: психолог в детском саду необходим.
Основной целью работы психолога, работающего в детском саду, является обеспечение психологического здоровья детей. Психологическое здоровье предполагает здоровье психическое, в основе которого лежит полноценное психическое развитие ребенка на всех этапах детства. Поскольку воспитатель чаще всего ориентирован на работу в группе, где нет «особенных» детей, именно психолог помогает осуществлять индивидуальный подход к ним, давая рекомендации воспитателю по общению с такими детьми. Психолог же, помимо урегулирования конфликтных ситуаций и психологического сопровождения коллектива детского учреждения, помогает выработать индивидуальный подход к каждому ребенку и помочь ему адаптироваться в группе, а также составить программу обучения, максимально эффективную для воспитанников, которая учитывала бы не только групповые, но и индивидуальные потребности каждого ребенка!
Список литературы
- Бреслав Г. М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве: норма и отклонение. – М.: Педагогика, 1990.
- Выготский Л.С.К психологии и педагогике детской дефективности / /http://dugward.ru/library
/vygotskiy/
- Микляева Н. В., Микляева Ю. В. Работа педагога-психолога в ДОУ: Методическое пособие. — М.: Айрис-пресс, 2005.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья из опыта работы. Тема: Компьютерные технологии в коррекционно-развивающей работе современного детского сада. Составитель: И.И.Пашкова- воспитатель Логопедической группы №8 МБДОУ ЦРР- детского сада комбинированного вида №12.
Статья.Тема: Компьютерные технологиив коррекционно-развивающей работесовременного детского сада. Составитель: И.И.Пашкова- воспитательЛогопедической группы №8МБДОУ ЦРР- детского...
![](/sites/default/files/pictures/2014/10/07/picture-354275-1412699342.jpg)
НУЖЕН ЛИ ДЕТЯМ ОТПУСК ОТ ДЕТСКОГО САДА?
Лето традиционная пора отпуска для взрослых людей. Многие с нетерпением ждут его. Не всегда отпуск сопровождается поездкой в другие города или страны. Иногда он просто проходит в отдыхе от работы. Одн...
![](/sites/default/files/pictures/2022/04/06/picture-1249422-1649227908.jpg)
Консультация «Нужен ли детям отпуск от детского сада»
Консультация «Нужен ли детям отпуск от детского сада»...
![](/sites/default/files/pictures/2021/05/20/picture-1334509-1621526635.jpg)
Нужен ли детям отпуск от детского сада
Нужен ли детям отпуск от детского садаЛето традиционная пора отпуска для взрослых людей. Многие с нетерпением ждут его. Не всегда отпуск сопровождается поездкой в другие города или страны. Иногда он п...
![](/sites/default/files/pictures/2024/08/14/picture-453643-1723634342.jpg)
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С СЕМЬЁЙ И ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА, ВОСПИТАТЕЛЯ КАК УСЛОВИЯ СОЦИАЛИЗАЦИИ И РАЗВИТИЯ ОСОБЫХ ДЕТЕЙ В СОВРЕМЕННОМ ДЕТСКОМ САДУ
. В данной статье авторами рассматривается значение и содержание профессиональной компетентности, а также роль взаимодействия педагогов и психолога детского сада с семьями особых детей. Авторами раскр...