Статья :Сюжетно-ролевая игра в жизни дошкольника.
статья на тему

Корельская Викторина Вениаминовна

«Игра – это огромное светлое окно,

         через которое в духовный мир ребенка

вливается живительный поток представлений,

понятий об окружающем мире».

В.А. Сухомлинский

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_word_7.docx17.44 КБ

Предварительный просмотр:

Сюжетно-ролевая игра в жизни дошкольника.

Составила воспитатель: Корельская Викторина

ГБОУ СОШ №371 Московского района Санкт-Петербурга

«Игра – это огромное светлое окно,

         через которое в духовный мир ребенка

вливается живительный поток представлений,

понятий об окружающем мире».

В.А. Сухомлинский

         Игра занимает очень важное место в жизни дошкольника, являясь преобладающим видом его самостоятельной деятельности.  Недаром её называют "ведущей" - именно благодаря игре ребенок познает окружающий мир предметов и людей, входит в мир социальных отношений, в сообщество взрослых людей.

Любимой игрой дошкольников является сюжетно-ролевая игра, в которой отражается содержание окружающего ребенка социального мира, существующих в нем нравственных норм и правил.  Отличительной особенностью сюжетно-ролевой игры является то, что ее создают сами дети, а их игровая деятельность носит ясно выраженный самодеятельный и творческий характер.. Сюжетно-ролевая игра — это основной вид игры ребенка дошкольного возраста,  это самостоятельная игровая деятельность, но при этом для ее развития нужно руководство. Непосредственное руководство сюжетно-ролевой игрой  осуществляет воспитатель, который организовывает эффективное начало (педагогу важно уметь начать игру, заинтересовать, направить в нужное русло). При этом важна эмоциональность самого воспитателя, образность его речи, уважительное отношение к участниками игры. Прекрасно, если воспитатель выступает в роли участника, и совсем не обязательно в «главной» роли. Но при этом он авторитетно «ведет» и контролирует игру, дав детям максимальную степень свободы. И ни в коем случае не подавляя фантазию детей! В процессе игры уточняются и углубляются знания и представления детей не только о вещах, предметах и явлениях, но и правилах и нормах поведения и общения. Дети учатся строить свои взаимоотношения, познают азы общения с окружающей действительностью. Чтобы выполнить в игре ту или иную роль, ребенок должен свое представление перевести в игровые действия. Иногда знания и представления о труде людей, о конкретных действиях, взаимоотношениях оказываются недостаточными, и возникает необходимость их пополнения. Потребность в новых знаниях выражается в вопросах детей. Воспитатель отвечает на них, прислушивается к разговорам во время игры, помогает играющим устанавливать взаимопонимание, договоренность.

В сюжетно-ролевой игре дети вступают в реальные организационные отношения (договариваются о сюжете игры, распределяют роли и т. д.). В то же время между ними одновременно устанавливаются сложные ролевые отношения (например, мамы и дочки, врача и пациента и т. д.).

Игра – средство «проработки» знаний и должна носить коллективный характер, т.е. необходимо каждого ребенка включить в общую игру. Но здесь надо помнить, что коллективная игра – это не когда каждый из детей должен подчиняться коллективу, а коллектив – плану воспитателя, – это творческий процесс, в котором каждый играющий воссоздает интересующие его сферы жизни с помощью условных действий: принимая на себя в игре различные роли, воссоздавая поступки людей, ребенок проникается их чувствами и целями, сопереживает им, начинает ориентироваться в отношениях между людьми.

        Сюжетно–ролевые игры являются источником формирования социального сознания ребенка и возможности развития коммуникативных умений. Ребенок может развить не только речевые умения, но и научиться играть не рядом с другими детьми, а вместе с ними. В игре, созданной под руководством воспитателя, создается новая жизненная ситуация, в которой ребенок стремится полнее реализовать формирующуюся с возрастом потребность в общении с другими детьми. В игре эффективно воспитывается умение жить и действовать сообща, оказывать помощь друг другу, развивается чувство коллективизма, ответственности за свои действия. Игра служит и средством воздействия на тех детей, у кого проявляются эгоизм, агрессивность, замкнутость.

        Неоценимо значение игры (сюжетно - ролевой в частности) для нравственного формирования личности дошкольника, ведь ребенок формируется при выполнении правил в сюжетно – ролевых отношениях и при общении со сверстниками в реальных отношениях по поводу игры.

        Для того чтобы реализовать потенциал заложенный в сюжетных играх дошкольников и осуществлять адекватные педагогические воздействия по отношению к сюжетной игре детей, необходимо хорошо понимать ее специфику, иметь представления о ее развивающем значении, о том, какой она должна быть на каждом возрастном этапе, и самое важное, уметь играть соответствующим образом с детьми разных дошкольных возрастов.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Сюжетно-ролевая игра в жизни дошкольника"

Познакомить родителей и педагогов с видами с/р игр, рассмотреть их виды, понять зачем они необходимы детям....

статья на тему игра в жизни дошкольника

Игра представляет собой особую деятельность, которая расцветает в детские годы и сопровождает человека на протяжении всей жизни. В настоящее время общепризнано, что игра является ведущей деятельностью...

Статья: "Значение и роль сюжетно-ролевой игры в жизни дошкольников"

Значение и роль сюжетно-ролевой игры в жизни дошкольников                 Личностные качества ребенка формируются в активной деятельно...

Статья – Консультация для родителей «Значение и роль сюжетно-ролевой игры в жизни дошкольников»

В данной статье рассказывается о том, что личностные качества ребенка формируются в активной деятельности, и прежде всего в той, которая на каждом возрастном этапе является ведущей. Ведущей деятельнос...

Статья на тему «Игры в жизни дошкольников»

В игровой деятельности формируются многие положительные качества ребенка, интерес и готовность к предстоящему учению, развиваются его познавательные способности. Игра важна и для подготовки ребенка к ...

Статья. СЮЖЕТНО - РОЛЕВАЯ ИГРА В ЖИЗНИ ДОШКОЛЬНИКА.

СЮЖЕТНО - РОЛЕВАЯ ИГРА В ЖИЗНИ ДОШКОЛЬНИКА. «Игра – это творческая переработка пережитых впечатлений, комбинирование их и построение из них новой действительности, отвечающей запросам и вл...

Статья РОЛЬ СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЫ В ЖИЗНИ ДОШКОЛЬНИКА

Игра занимает очень важное место в жизни дошкольника, являясь преобладающим видом его самостоятельной деятельности.  Недаром её называют "ведущей" - именно игра ведет ребенка в мир люде...