Музейная педагогика в образовательном процессе дошкольного учреждения.
консультация (младшая группа) на тему
В данной теме описывается, как музейная педагогика применяется в группах детей младшего дошкольного возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
muzeynaya_pedagogika_v_obrazovatelnom_protsesse_doshkolnogo_uchrezhdeniya.docx | 19.56 КБ |
Предварительный просмотр:
Пижина Лариса Сергеевна,
воспитатель МАДОУ ЦРР-детский сад
Музейная педагогика в образовательном процессе
дошкольного учреждения
Музей – это смесь искусства и истории,
документа и романа, который посылает нам
через многие годы луч света и доносит
уникальные по ценности опыт и знания.
Ф. Дзери.
В дошкольном возрасте маленький человек начинает открывать для себя окружающий мир, делает первые шаги на пути познания себя и другого, близкого и далекого. Интерес к окружающей действительности пробуждается у ребенка в раннем возрасте, когда рамки этой действительности ограничиваются стенами дома, самыми близкими людьми, привычными предметами, установившимися правилами и нормами поведения в семье. Особых усилий в период дошкольного детства требует процесс активного воспитания путем действенного познания.
Создать такие условия, в которых ребенок смог бы максимально самореализоваться, то есть установить собственные отношения с обществом, историей, культурой человечества - является одной из основных задач воспитательного процесса. И на помощь нам приходит музейная педагогика. Основной целью музейной педагогики является приобщение к музеям подрастающего поколения, творческое развитие личности. Поэтому на сегодняшний день музейную педагогику рассматривают как инновационную педагогическую технологию. Конечно, в условиях детского сада невозможно создать экспозиции соответствующие требованиям музейного дела. Поэтому и называются эти экспозиции мини-музеями.
Использование музейной педагогики в ДОУ заключается в том, что ее средства позволяют эффективно реализовывать ФГОС ДО, способствует овладению основными культурными способами деятельности, проявления инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности, учит ребенка проявлять любознательность, задавать вопросы взрослым и сверстникам.
Фундаментом педагогики музея является погружение ребенка в специально организованную среду, которая может включать в себя элементы искусства, старины, памятники природы и многое другое. Именно музей становится источником формирования интереса детей к своему народу, культуре, природе родного края.
Проведя анкетирование «Использование музейной педагогики в ДОУ» среди родителей, выяснили, что большинство ни разу не было в музеях. Причиной в том, что родители считают своих детей еще маленькими, другая проблема, что в нашем небольшом городе существует всего один музей.
Так как, для детей младшего дошкольного возраста более доступен фольклор, первым мини-музеем назвали «Сказки для малышей». Сказки дети воспринимают буквально. Даже если они не верят в существование тех или иных персонажей, они напрямую усваивают ту картину мира, которую нашептывает сказка как бы между строк.
Сказка как феномен культуры этноса исторически отражает в себе хозяйственно-бытовой уклад народа, его язык, особенности его менталитета, его традиции и обычаи, предметно-вещную атрибутику. Поэтому через сказку любой слушатель, особенно ребенок, усваивает все богатство этнической культуры, приобщаясь к историческому опыту своего народа.
Например, при знакомстве со сказкой «Заюшкина избушка», после художественного восприятия сказки, знакомим детей с внутренним устройством стариной избы. Для этого создали совместно с родителями мини-музей «Русская изба», где проходит знакомство детей с устройством избы: обстановкой, утварью, одеждой крестьян. Дети узнают о правилах проживания в крестьянской семье, о том, как вели домашнее хозяйство, работали в поле, на лугу, ухаживали за домашними животными. Хорошим подспорьем для закрепления служит подборка загадок и пословиц, иллюстративного материала посвященных обиходу дома и труду крестьян. На занятиях по изодеятельности дети выполняли совместную работу по аппликации на тему “Русская изба”.
Благодаря наглядному материалу можно увидеть связь культуры родного края и сказки. Русские народные сказки мы непросто читаем и драматизируем, а создаем детям ситуации, в которых дети знакомятся с русским костюмом. В сказке «Репка», обращаем внимание на одежду героев сказки (деда, бабки и внучки), обращаем внимание на лапти, сарафаны, кокошники. В старшем возрасте переходим на национальные костюмы. Был создан мини-музей, где представлены иллюстрации с элементами одежды, а также куклы в народных костюмах. Закрепляя материал, дети зарисовывали элементы народного костюма.
Материальная база мини-музея используется в дидактическом обеспечении занятий, как дидактические игры, задания, демонстрационный материал и т. д. Материалы экспозиции практически можно использовать в содержании всех занятиях: по сенсорике, по развитию речи, по ознакомлению с окружающим миром, изодеятельности.
Музей приобщает ребенка к миру общечеловеческих ценностей, к истории, формирует художественный вкус. Введение ребенка в мир искусства, формирование у него художественной культуры, понимание языка в искусстве – эти и другие задачи должны решать воспитатели и педагоги уже с дошкольного возраста.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование музейной педагогики в образовательном процессе ДОУ
Музейная педагогика –одно из направлений работы ДОУ. Приобщать детей к музейной культуре, развивать их эстетическое восприятие и...
Методические рекомендации по использованию музейной педагогики в образовательном процессе
Из опыта работы по использованию музейной педагогики в образовательном процессе....
Использование музейной педагогики в образовательном процессе ДОУ
В материале представлен опыт работы с детьми, который позволил определить наиболее эффективные методы и формы работы по использованию музейной педагогике в образовательном процессе ДОУ.Тем...
Музейная педагогика в образовательном процессе ДОО
Консультация посвящена музейной педагогике, которая рассматривается как интегративная и качественно новая сфера образовательной деятельности и как инновационная педагогическая технология. Даются реком...
Музейная педагогика в образовательном процессе дошкольного учреждения.
В презентации коротко описывается тема: "Музейная педагогика в образовательном процессе дошкольного учреждения"...
Проектная работа на тему: «Внедрение музейной педагогики в образовательный процесс ДОУ»
Построение образовательного процесса в ДОУ на основе использования средств музейной педагогики....
Использование средств музейной педагогики в образовательном процессе дошкольной организации
Термин "музейная педагогика" появился впервые в связи с обсуждением проблем взаимодействия музея и школы. И первоначально трактовался как направление музейной деятельност...