Музейная педагогика в образовательном процессе дошкольного учреждения.
консультация (младшая группа) на тему

Пижина Лариса Сергеевна

В данной теме описывается, как музейная педагогика применяется в группах детей младшего дошкольного возраста.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Пижина Лариса Сергеевна,

воспитатель МАДОУ ЦРР-детский сад

Музейная педагогика в образовательном процессе

дошкольного учреждения

Музей – это смесь искусства и истории,

документа и романа, который посылает нам

через многие годы луч света и доносит

уникальные по ценности опыт и знания.

Ф. Дзери.

В дошкольном возрасте маленький человек начинает открывать для себя окружающий мир, делает первые шаги на пути познания себя и другого, близкого и далекого. Интерес к окружающей действительности пробуждается у ребенка в раннем возрасте, когда рамки этой действительности ограничиваются стенами дома, самыми близкими людьми, привычными предметами, установившимися правилами и нормами поведения в семье. Особых усилий в период дошкольного детства требует процесс активного воспитания путем действенного познания.

Создать такие условия, в которых ребенок смог бы максимально самореализоваться, то есть установить собственные отношения с обществом, историей, культурой человечества - является одной из основных задач воспитательного процесса. И на помощь нам приходит музейная педагогика. Основной целью музейной педагогики является приобщение к музеям подрастающего поколения, творческое развитие личности. Поэтому на сегодняшний день музейную педагогику рассматривают как инновационную педагогическую технологию. Конечно, в условиях детского сада невозможно создать экспозиции соответствующие требованиям музейного дела. Поэтому и называются эти экспозиции мини-музеями.

Использование музейной педагогики в ДОУ заключается в том, что ее средства позволяют эффективно реализовывать ФГОС ДО, способствует овладению основными культурными способами деятельности, проявления инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности, учит ребенка проявлять любознательность, задавать вопросы взрослым и сверстникам.

Фундаментом педагогики музея является погружение ребенка в специально организованную среду, которая может включать в себя элементы искусства, старины, памятники природы и многое другое. Именно музей становится источником формирования интереса детей к своему народу, культуре, природе родного края.

  Проведя анкетирование «Использование музейной педагогики в ДОУ» среди родителей, выяснили, что большинство ни разу не было в музеях. Причиной   в том, что родители считают своих детей еще маленькими, другая проблема, что в нашем небольшом городе существует всего один музей.  

Так как, для детей младшего дошкольного возраста более доступен фольклор, первым мини-музеем назвали «Сказки для малышей». Сказки дети воспринимают буквально. Даже если они не верят в существование тех или иных персонажей, они напрямую усваивают ту картину мира, которую нашептывает сказка как бы между строк.

Сказка как феномен культуры этноса исторически отражает в себе хозяйственно-бытовой уклад народа, его язык, особенности его менталитета, его традиции и обычаи, предметно-вещную атрибутику. Поэтому через сказку любой слушатель, особенно ребенок, усваивает все богатство этнической культуры, приобщаясь к историческому опыту своего народа.

Например, при знакомстве со сказкой «Заюшкина избушка», после художественного восприятия сказки, знакомим детей с внутренним устройством стариной избы.  Для этого создали совместно с родителями мини-музей «Русская изба», где проходит    знакомство детей с устройством избы: обстановкой, утварью, одеждой крестьян. Дети узнают о правилах проживания в крестьянской семье, о том, как вели домашнее хозяйство, работали в поле, на лугу, ухаживали за домашними животными.  Хорошим подспорьем для закрепления служит подборка загадок и пословиц, иллюстративного материала посвященных обиходу дома и труду крестьян.  На занятиях по изодеятельности дети выполняли совместную работу по аппликации на тему “Русская изба”.

Благодаря наглядному материалу можно увидеть связь культуры родного края и сказки. Русские народные сказки   мы непросто читаем и драматизируем, а создаем детям  ситуации,  в которых дети знакомятся с русским костюмом.  В сказке «Репка», обращаем внимание на одежду героев сказки (деда, бабки и внучки), обращаем внимание на лапти, сарафаны, кокошники. В старшем возрасте переходим на национальные костюмы. Был создан мини-музей, где представлены иллюстрации с элементами одежды, а также куклы в народных костюмах. Закрепляя материал, дети зарисовывали элементы народного костюма.

 Материальная база мини-музея используется в дидактическом обеспечении занятий, как дидактические игры, задания, демонстрационный материал и т. д. Материалы экспозиции  практически можно использовать в содержании всех занятиях: по сенсорике, по развитию речи, по ознакомлению с окружающим миром, изодеятельности.

Музей приобщает ребенка к миру общечеловеческих ценностей, к истории, формирует художественный вкус. Введение ребенка в мир искусства, формирование у него художественной культуры, понимание языка в искусстве – эти и другие задачи должны решать воспитатели и педагоги     уже с дошкольного возраста.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование музейной педагогики в образовательном процессе ДОУ

Музейная педагогика –одно из направлений работы ДОУ. Приобщать детей к музейной культуре, развивать их эстетическое восприятие и...

Методические рекомендации по использованию музейной педагогики в образовательном процессе

Из опыта работы по использованию музейной педагогики в образовательном процессе....

Использование музейной педагогики в образовательном процессе ДОУ

В  материале представлен опыт работы с детьми, который позволил определить наиболее эффективные методы и формы работы по использованию музейной педагогике в образовательном процессе ДОУ.Тем...

Музейная педагогика в образовательном процессе ДОО

Консультация посвящена музейной педагогике, которая рассматривается как интегративная и качественно новая сфера образовательной деятельности и как инновационная педагогическая технология. Даются реком...

Музейная педагогика в образовательном процессе дошкольного учреждения.

В презентации коротко описывается тема: "Музейная педагогика в образовательном процессе дошкольного учреждения"...

Проектная работа на тему: «Внедрение музейной педагогики в образовательный процесс ДОУ»

Построение образовательного процесса в ДОУ на основе использования средств музейной педагогики....

Использование средств музейной педагогики в образовательном процессе дошкольной организации

   Термин "музейная педагогика" появился впервые в связи с обсуждением проблем взаимодействия музея и школы. И первоначально трактовался как направление музейной деятельност...