Давайте учить детей музыке
статья на тему
Как научить ребёнка понимать и любить музыку.Что необходимо современному педагогу-музыканту знать и уметь, чтобы его работа давала качественно новый результат.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
muzyka_statya.docx | 15.49 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Давайте учить детей музыке!
В дошкольном возрасте ребёнок активно познаёт окружающий мир, мир людей и предметов. Одним из объектов познания являются звуки, том числе музыкальные. Каждому педагогу хорошо известно, что независимо от темперамента и характера ребёнка, развития его способностей, он активно реагирует на музыку, проявляя интерес к ней с раннего возраста. Ребёнок неравнодушен к музыке, любит музыку и с её помощью великолепно самовыражается. Учитывая, что музыкальное развитие ребёнка осуществляется в процессе накопления и обогащения его музыкального опыта, первоочередной задачей для педагога становится введение ребёнка в мир звуков. Чем младше ребёнок, тем более он восприимчив к звучащему миру. Решать эту задачу необходимо не только специалистам в области музыкального воспитания и развития дошкольников, но и воспитателей, развивающих ребёнка каждодневно. Средством решения важнейшей задачи музыкального воспитания дошкольника должны стать не только непосредственно музыкальные занятия, но и любые другие занятия, которые включаются воспитателями в педагогический процесс детского сада. Важнейшим условием становится организация в группах музыкальной (звучащей) среды, побуждающей ребёнка к активной звуковой деятельности, сначала под руководством педагога, а потом самостоятельно.Ребёнку необходимо создать условия для экспериментирования и практики со звуками с целью накопления музыкального опыта. Манипулирования и игра со звуками позволяют ребёнку в дальнейшем ориентироваться в мире музыки.
Естественное желание самого ребёнка организовать собственную жизнедеятельность в познании музыки выражается в попытках зарифмовать слова, в стремлении проговорить-пропеть фразы, в импровизировании каких-то танцевальных движений. Ребёнка нужно научить слушать, петь, музицировать на простейших инструментах, выполнять танцевальные движения.
Возможности эмоционального развития позволяют детям в этом возрасте различать элементарный характер музыки,понимать, создавать и импровизировать простейшие музыкальные образы. Задача педагога акцентировать внимание детей на том, что собственное эмоциональное состояние и характер игрового персонажа можно выразить особыми звуковыми средствами во время пения, танца, музицирования.
В дошкольном возрасте создаются предпосылки для развития певческого голосообразования. Педагог готовит голосовой апппарат ребёнка к естественному звукоизвлечению. Для этого используются упражнения артикуляционной гимнастики, интонационные упражнения, приёмы звукоподражания и т.д.
Основным видом детского певческого исполнительства становится игра. Игра на фонацию звуков и их мелодику строятся по принципу «вопрос-ответ», с учётом анатомно-психологических особенностей строения детского голосового аппарата. При этом учитывается амплитуда диапазона голоса ребёнка.
Двигательные импровизации позволяют ребёнку прочувствовать ритмический рисунок музыки, активно откликнуться на характер музыки, выраженный в метрической организации. В музыкально-ритмических движениях нужно использовать различные предметы (мячи, ленты, цветы и т.д.)с помощью которых простые движения становятся более выразительными и зрелищными.
Особое значение в музыкальном развитии ребёнка имеет место накопление опыта элементарного музицирования. С помощью инструмента ребёнок создаёт музыкально-художественный образ, становится создателем метроритма музыкальной пьесы. Звучание инструмента создаёт характер и настроение музыки.
Основы метроритмического чувства закладываются во время сопровождения малых форм народного поэтического творчества игрой на простейших народных инструментах (погремушках, свистульках, ложках, барабанчиках). В дальнейшем дошкольники ориентируются в игре на металлофонах, ксилафонах и простейших клавишных инструментах. Учатся записывать простые ритмические рисунки. Сопровождают игрой на ударных музыкальные произведения. В соответствии с характером музыкального образа, дети могут подобрать соответствующие средства его создания, а для его интерпретации используют подходящий музыкальный инструмент. Воспитывается важнейшее умение - переноса, свидетельствующее о высоком уровне освоения музыкальной культуры: полученный на занятиях музыкальный опыт ребёнок использует как в самостоятельной деятельности, так и при домашнем музицировании.
Условия организации музыкальной деятельности дошкольников должны обеспечить единство эмоционального и художественного компонентов развития. Работа педагога в этом направлении заключается в правильном подборе музыкального репертуара, музыкальных игр, организации музыкального восприятия.
Нужно показать ребёнку, что окружающий его мир людей, вещей и природы может быть выражен музыкальными звуками, что чувства и переживания может передавать музыка. Важно научить детей понимать услышанное музыкальное произведение, дискутировать о настроении музыки. Дошкольник учится понимать, что музыка может выражать характер и настроение человека (резвый, злой, плаксивый, грустный) и различать музыку, изображающую что-либо (какое-то движение : скачущую лошадь, текущую реку, морской прибой, и т.д.)
Постепенно ребёнок приобщается к «общественной технике чувств» (Л.С.Выготский), понимая, что музыка позволяет общаться и быть понятым любому человеку. Эмоции, переживаемые при восприятии музыкального произведения, вызывают эмоциональный подъём, активизируют творческий потенциал дошкольника. Глубина эмоционального переживания выражается в способности интерпретировать не столько изобразительный музыкальный ряд, сколько нюансы настроений и характеров, выраженных в музыке.
Путь, который совершает ребёнок, открывая для себя мир музыки и, с её помощью, свой собственный и окружающий мир, чрезвычайно важен для него, для счастливой и богатой впечатлениями жизни. Это очень интересный и необыкновенный маршрут, требующий участия взрослого, который помогает ребёнку в его музыкальных достижениях и художественном поиске, в совершении многочисленных и разнообразных открытий. Педагог – музыкант, это тот самый проводник в мир музыки для дошкольника, кто понимает её безграничное и великое значение для ребёнка, кто стремится сделать общение детей с музыкальным искусством процессом удовольствия, радости и творчества. Педагог должен помнить, что привычная профессиональная деятельность, если не подходить к ней стереотипно, может засверкать новыми гранями. Гранями творчества, интереса, нешаблонного решения казалось бы давно решённых задач.
Вариативное и искреннее отношение педагога к своей работе – это самый искусный педагогический метод или приём, приобщающий детей к любому занятию. Если творчески взглянуть на мир вокруг, можно увидеть, что этот мир уникален и удивителен и в нём живут уникальные дети –ваши воспитанники.
Давайте учить детей музыке и получать самое лучшее вознаграждение от результатов своего труда – счастье и улыбки детей от общения с музыкой!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья «Давайте учить детей общаться»
Рекомендации для родителей по развитию речи у детей....
Учите детей музыке!
Подробная и интресная консультация для родителей о пользе обучения детей музыке...
8 причин учить детей музыке
Благотворное влияние музыки на ребенка....
"Давайте учить детей отгадывать загадки!".
Статья для педагогов о загадках, о её роли в воспитании детей. Как правильно выбрать загадку по возрасту, как обучить детей отгадывать загадку....
Консультация для родителей. Зачем учить детей музыке?
Консультация для родителей...
Нужно учить детей музыки.
Уважаемые коллеги .Предлагаю вашему вниманию статью профессора Санкт-Петербургского университета, психолингвиста, специалисат в области нейронауки ТатьяныЧерниговской...
Консультация для родителей "Зачем учить детей музыке?"
laquo;Зачем учить детей музыке?» - самый распространенный вопрос, который задают себе родители, но никогда не сомневаются в том, что ребенка надо научить читать, писать и считать...