Давайте учить детей музыке
статья на тему

Как научить ребёнка понимать и любить музыку.Что необходимо современному педагогу-музыканту знать и уметь, чтобы его работа давала качественно новый результат.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл muzyka_statya.docx15.49 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Давайте учить детей музыке!

            В дошкольном возрасте ребёнок активно познаёт окружающий мир, мир людей и предметов. Одним из объектов познания являются звуки, том числе музыкальные. Каждому педагогу хорошо известно, что независимо от темперамента и характера ребёнка, развития его способностей, он активно реагирует на музыку, проявляя интерес к ней с раннего возраста. Ребёнок неравнодушен к музыке, любит музыку и с её помощью великолепно самовыражается. Учитывая, что музыкальное развитие ребёнка осуществляется в процессе накопления и обогащения его музыкального опыта, первоочередной задачей для педагога становится введение ребёнка в мир звуков. Чем младше ребёнок, тем более он восприимчив к звучащему миру. Решать эту задачу необходимо не только специалистам в области музыкального воспитания и развития дошкольников, но и воспитателей, развивающих ребёнка каждодневно. Средством решения важнейшей задачи музыкального воспитания дошкольника должны стать не только непосредственно  музыкальные занятия, но и любые другие занятия, которые включаются воспитателями в педагогический процесс детского сада. Важнейшим условием становится организация в группах музыкальной (звучащей) среды, побуждающей ребёнка к активной звуковой деятельности, сначала под руководством педагога, а потом самостоятельно.Ребёнку необходимо создать условия для экспериментирования и практики со звуками с целью накопления музыкального опыта. Манипулирования и игра со звуками позволяют ребёнку в дальнейшем ориентироваться в  мире музыки.

       Естественное желание самого ребёнка организовать собственную жизнедеятельность в познании музыки выражается в попытках зарифмовать слова, в стремлении проговорить-пропеть фразы, в импровизировании каких-то танцевальных движений. Ребёнка нужно научить слушать, петь, музицировать на простейших инструментах, выполнять танцевальные движения.

       Возможности эмоционального развития позволяют детям в этом возрасте различать элементарный характер музыки,понимать, создавать и импровизировать простейшие музыкальные образы. Задача педагога акцентировать внимание детей на том, что собственное эмоциональное состояние и характер игрового персонажа можно выразить особыми звуковыми средствами во время пения, танца, музицирования.

       В дошкольном возрасте создаются предпосылки для развития певческого голосообразования. Педагог готовит голосовой апппарат ребёнка к естественному звукоизвлечению. Для этого используются упражнения артикуляционной гимнастики, интонационные упражнения, приёмы звукоподражания и т.д.

      Основным видом детского певческого исполнительства становится игра. Игра на фонацию звуков и их мелодику строятся по принципу «вопрос-ответ», с учётом анатомно-психологических особенностей строения детского голосового аппарата. При этом учитывается амплитуда диапазона голоса ребёнка.

       Двигательные импровизации позволяют ребёнку прочувствовать ритмический рисунок музыки, активно откликнуться на характер музыки, выраженный в метрической организации. В музыкально-ритмических движениях нужно использовать различные предметы (мячи, ленты, цветы и т.д.)с помощью которых простые движения становятся более выразительными и зрелищными.

       Особое значение в музыкальном развитии ребёнка имеет место накопление опыта элементарного музицирования. С помощью инструмента ребёнок создаёт музыкально-художественный образ, становится создателем метроритма музыкальной пьесы. Звучание инструмента создаёт характер и настроение музыки.

Основы метроритмического чувства закладываются во время сопровождения малых форм народного поэтического творчества игрой на простейших народных инструментах (погремушках, свистульках, ложках, барабанчиках). В дальнейшем дошкольники ориентируются в игре на металлофонах, ксилафонах и простейших клавишных инструментах. Учатся записывать простые ритмические рисунки. Сопровождают игрой на ударных музыкальные произведения. В соответствии с характером музыкального образа, дети могут подобрать соответствующие средства его создания, а для его интерпретации используют подходящий музыкальный инструмент. Воспитывается важнейшее умение - переноса, свидетельствующее о высоком уровне освоения музыкальной культуры: полученный на занятиях музыкальный опыт ребёнок использует как в самостоятельной деятельности, так и при домашнем музицировании.

      Условия организации музыкальной деятельности дошкольников должны обеспечить единство эмоционального и художественного компонентов развития. Работа педагога в этом направлении заключается в правильном подборе музыкального репертуара, музыкальных игр, организации музыкального восприятия.

Нужно показать ребёнку, что окружающий его мир людей, вещей и природы может быть выражен музыкальными звуками, что чувства и переживания может передавать музыка. Важно научить детей понимать услышанное музыкальное произведение, дискутировать о настроении музыки. Дошкольник учится понимать, что музыка может выражать характер и настроение человека (резвый, злой, плаксивый, грустный) и различать музыку, изображающую что-либо (какое-то движение : скачущую лошадь, текущую реку, морской прибой, и т.д.)

       Постепенно ребёнок приобщается к «общественной технике чувств» (Л.С.Выготский), понимая, что музыка позволяет общаться и быть понятым любому человеку. Эмоции, переживаемые при восприятии музыкального произведения, вызывают эмоциональный подъём, активизируют творческий потенциал дошкольника. Глубина эмоционального переживания выражается в способности интерпретировать не столько изобразительный музыкальный ряд, сколько нюансы настроений и характеров, выраженных в музыке.

     Путь, который совершает ребёнок, открывая для себя мир музыки и, с её помощью, свой собственный и окружающий мир, чрезвычайно важен для него, для счастливой и богатой впечатлениями жизни. Это очень интересный и необыкновенный маршрут, требующий участия взрослого, который помогает ребёнку в его музыкальных достижениях и художественном поиске, в совершении многочисленных и разнообразных открытий. Педагог – музыкант, это тот самый проводник в мир музыки для дошкольника, кто понимает её безграничное и великое значение для ребёнка, кто стремится сделать общение детей с музыкальным искусством процессом удовольствия, радости и творчества. Педагог должен помнить, что привычная профессиональная деятельность, если не подходить к ней стереотипно, может засверкать новыми гранями. Гранями творчества, интереса, нешаблонного решения казалось бы давно решённых задач.

Вариативное и искреннее отношение педагога к своей работе – это самый искусный педагогический метод или приём, приобщающий детей к любому занятию. Если творчески взглянуть на мир вокруг, можно увидеть, что этот мир уникален и удивителен и в нём живут уникальные дети –ваши воспитанники.

Давайте учить детей музыке и получать самое лучшее вознаграждение от результатов своего труда – счастье и улыбки детей от общения с музыкой!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья «Давайте учить детей общаться»

Рекомендации для родителей по развитию речи у детей....

Учите детей музыке!

Подробная и интресная консультация для родителей о пользе обучения детей музыке...

8 причин учить детей музыке

Благотворное влияние музыки на ребенка....

"Давайте учить детей отгадывать загадки!".

Статья для педагогов о загадках, о её роли в воспитании детей. Как правильно выбрать загадку по возрасту, как обучить детей отгадывать загадку....

Нужно учить детей музыки.

Уважаемые коллеги .Предлагаю вашему вниманию статью профессора Санкт-Петербургского университета, психолингвиста, специалисат в области нейронауки ТатьяныЧерниговской...

Консультация для родителей "Зачем учить детей музыке?"

laquo;Зачем учить детей музыке?» - самый распространенный вопрос, который задают себе родители, но никогда не сомневаются в том, что ребенка надо научить читать, писать и считать...