План-программа по воспитанию гуманных чувств детей 5 – 7 лет на основе проблемных ситуаций
рабочая программа (старшая, подготовительная группа) на тему
План-программа по воспитанию гуманных чувств детей 5 – 7 лет на основе проблемных ситуаций
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
perspekt_plan_po_formir._guman.chuvstv.doc | 100 КБ |
Предварительный просмотр:
План-программа по воспитанию гуманных чувств детей 5 – 7 лет на основе проблемных ситуаций
Цель: воспитание гуманных чувств детей на основе проблемных ситуаций.
месяц | 1 неделя | 2 неделя | 3 неделя | 4 неделя |
Старшая группа | ||||
Сентябрь | Занятие «Наша группа» Программное содержание. Формировать чувство товарищества, доброжелательности, причастности к общим делам, привязанности к детскому саду, сверстникам. | Рассказывание произведения В.Катаева «Цветик-семицветик». Цель: формирование интереса детей старшего дошкольного возраста к решению нравственных проблем. Игра «Вежливые слова» Цель: обогащать и активизировать словарь детей за счет слов приветствия, прощания, выражения просьбы. | Занятие «Дружба» Цель: уточнить представления детей о том, что значит «уметь дружить»; научить осмысливать и оценивать ситуацию, самостоятельно понимать мотивы поведения и соотносить эти мотивы существующим нормам поведения; познакомить с пословицами и поговорками о дружбе. | Этюд «Встреча с другом» Цель: формирование навыков общения в различных жизненных ситуациях, обогащение эмоциональной сферы. Игра «Школа улыбок» Цель: развитие эмпатии навыков культурного общения. |
Октябрь | «Что такое доброта?» Задачи: формирование представлений детей о добре, нравственных качествах, которые его характеризуют; развивать эмпатию, сочувствие и содействие; Учить делать правильный моральный выбор в проблемной ситуации Разыгрывание ситуаций (по произведению В.Осеевой «Просто старушка»): а) как поступила бы девочка, если бы она была одна и увидела упавшую старушку; б) мальчик помогает старушке (ситуация, данная в рассказе); в) мальчик и девочка помогают вместе. | Обсуждение и формулирование правил доброты Задачи: обобщение полученных знаний о гуманных качествах; актуализация нравственно-мыслительной, аналитической работы ума | Ролевое проигрывание ситуаций Цель: конкретная проработка, применение средств понимания, развитие эмпатии, сочувствия, сострадания. | Игра «Кто больше?» Цель: обогащать и активизировать словарь детей за счет слов, обозначающих различные черты характера. Игра «Угадай, кто это» Цель: познакомить с нравственными качествами проявляющимися в отношении к другим людям. |
Ноябрь | «Заюшкина избушка» Задачи: дать детям представление о полярности моральных качеств; формировать отрицательное отношение к проявлению негативных качеств характера; учить делать правильный моральный выбор в проблемной ситуации. Игра «Напиши письмо» (на материале сказки «Заюшкина избущка») | Этюд «Как бы ты поступил?» Цель: учить детей делать правильный моральный выбор в проблемной ситуации. | Игра «Скажи наоборот» Цель: закрепление представлений о полярности нравственных качеств. | Игра «Раскрась рисунок» Цель: учить детей передавать в рисунке эмоции героев сказок. |
Декабрь | Правила дружбы Задачи: вызвать положительно-эмоциональные переживания общения; развитие анализа и самоанализа 1. Обсуждение пословицы «Друга ищи, а найдешь – береги». 2. Формулирование правил дружбы | «Мои друзья» (Рисование и рассказы о друзьях) Задачи: показать детям, какие интересные сверстники их окружают; вызвать положительно-эмоциональные переживания общения. | Игра «Пожелание» Цель: вызвать положительно-эмоциональные переживания общения. | Игра «Мое настроение» Цель: развитие умения описывать свое настроение, распознавать настроения других, развитие эмпатии. |
Январь | Настольная игра «Оцени поступок» Цель: развивать умение видеть проблему, находить приемлемые формы выхода из сложившейся ситуации, формирование культуры общения. | Рассказы детей «Что бы стало, если …» Задачи: закрепление представлений о нравственных качествах; развитие социальной компетентности; развитие монологической речи. | «Честность» Задачи: учить делать правильный моральный выбор в проблемной ситуации; закрепление представлений о нравственных качествах; развитие социальной компетентности. Чтение: Н. Носов «Фантазеры». Формулирование «правил честности». | Этюды «Провинившийся», «Стыдно» Цель: обогащение эмоциональной сферы, коррекция нежелательных черт характера. |
Февраль | «Наши добрые дела» Задача: воспитание гуманных чувств, обогащение эмоциональной сферы. Рассказывание произведения К.Д.Ушинского «Играющие собаки», обсуждение качеств Полкана и Володи. Обсуждение ситуации: Как бы поступил Володя на месте Полкана? Обсуждение смысла пословицы | Этюд «Все когда-то мечтают стать птицей» Цель: формировать негативное отношение к антигуманным поступкам, развитие эмпатии. | Игра «Цветик – семицветик» Цель: Развитие чувства коллектива, умения дружить, делать правильный выбор, сотрудничать со сверстниками, умение видеть нравственные проблемы | Игра «Коллективное сочинение сказки» Цель:формирование умения распределять задание между участниками, согласовывать свои действия с действиями сверстников. Ролевое проигрывании ситуаций. |
«Помогай другу везде, не оставляй его в беде». | ||||
Март | Игра «Потерянная варежка» Цель: развивать эмпатию, желание и готовность помогать друг другу. | Игра «Жадный поросенок» Цель: развивать чувство эмпатии, стремления помочь слабому». | Занятие «Мои друзья» Программное содержание. Помочь детям увидеть, какие интересные сверстники их окружают. Вызвать положительно-эмоциональные переживания общения, организовать опыт содержательного общения, эмоционального и нравственного обогащения друг друга. Разнообразить мир духовных интересов детей, сообщить сведения о коллекционировании, собаководстве, первых шагах в спорте, хореографии, художественном чтении, фотографии и т. п. | Игра «Как ты себя чувствуешь?» Цель: развитие внимательности, эмпатии, умения чувствовать настроение другого. |
Апрель | Игра «Волшебный стул» Цель: расширять запас вежливых слов и учить их использовать в определенных ситуациях. | «Магазин ценностей» Цель: помочь участникам осознать собственные ценности, выстроить их иерархию, понять, что разные люди могут иметь разные ценности. | Игра «Волшебный сундучок» Задачи: расширять и закреплять знание детьми вежливых слов; закрепление нравственных норм взаимоотношений. | Игра «Добрые волшебники» Цель: преодоление отчужденной позиции в отношении к сверстникам, разрушение защитных барьеров, отгораживающих ребенка от других. |
Май | Игра «Закончи предложение» Цель: Повышение уверенности в себе, в своих силах. Рисование «Наш детский сад» (по подгруппам) Цель: формировать у дошкольников умение распределять задание между | Этюд «Лягушкой даже была царевна» Цель: развитие эмпатии; сочувствия, сострадания, учить детей видеть нравственные проблемы, требующие решения. | Этюд «По муравьиной тропе» Цель: развитие эмпатии; сочувствия, сострадания, учить детей видеть нравственные проблемы, требующие решения. | Этюд «Пчела защищается вынужденно» Цель: развитие эмпатии; сочувствия, сострадания, учить детей видеть нравственные проблемы, требующие решения |
участниками, согласовывать свои интересы с интересами сверстников, использовать в общении тактичные формы обращений к сверстникам. | ||||
Подготовительная группа | ||||
Сентябрь | Занятие «Доставляй людям радость добрыми делами» Программное содержание. Воспитывать не только желание, но и потребность проявлять доброту и предупредительность к окружающим и другие гуманные чувства без напоминаний, по собственному побуждению. Систематизировать и обобщать правила доброго, вежливого поведения. Развивать способность понимать действия, изображенные на картинке, и соотносить их с действительностью. | Мастерская «Художественный салон» Задача: формировать опыт доброжелательных взаимоотношений в условиях совместной деятельности, объединяя детей на основе, общих интересов: проявлять активность при выборе сюжета игр, общей темы в изобразительной деятельности, одновременно оценивать предложения партнеров, признавая их право на удовлетворение их интересов. Поддерживать интересные предложения сверстников, уступать их желанию, сочетать эти предложения с удовлетворением своих интересов | Игра «Автопортреты» Цель: развитие позиции безусловного принятия себя и другого человека как личности, что предполагает заинтересованное внимание, сопереживание, отсутствие осуждения. Игра может быть предложена в начале занятий для создания групповой атмосферы. | Игра «Напиши письмо» Цель: формировать отрицательное отношение к проявлению негативных качеств, учить находить пути их преодоления; обогащать и активизировать словарь детей за счет слов, обозначающих различные черты характера. |
Октябрь | Занятие « Машина шутка» Задачи: учить детей изображать и анализировать поведение; развивать чувство эмпатии; развивать воображение, волевые процессы. | Игра «Комплименты» Цель: преодоление отчужденной позиции в отношении к сверстникам, разрушение защитных барьеров, отгораживающих ребенка от других. | Игра «Хороший – плохой» Цель: актуализация нравственно-мыслительной, аналитической работы ума. | Игра «Кто сказал "прости"?» Цель: преодоление отчужденной позиции в отношении к сверстникам, разрушение защитных барьеров, отгораживающих ребенка от других. |
«Спасибо тебе за…» Цель: воспитывать благодарное | «Извини меня…» Цель: воспитывать умение более объективно оценивать свои недостатки; | Игра «Снимается кино» Цель: формирование представления о регуляции поведения на | Игра «Снимается кино-2» Цель: формирование представления о регуляции |
Ноябрь | отношение к сверстникам, проявляющим доброжелательность, сочувствие | формировать у детей самоконтроль за своим поведением, ориентируясь на моральные правила, способствовать яркому выражению этих чувств детьми в складывающихся ситуациях в повседневной жизни группы, во взаимодействии со сверстниками. | основе самоконтроля, предвидения последствий предполагаемого поступка; актуализация нравственно-мыслительной, аналитической работы ума. | поведения на основе самоконтроля, предвидения последствий предполагаемого поступка; актуализация нравственно-мыслительной, аналитической работы ума. |
Декабрь | Игра «Давай помиримся!» Цель: выработать привычку примирения, понять его смысл; актуализация нравственно-мыслительной, аналитической работы ума, | Мастерская «Скульптор» Задача: формировать опыт доброжелательных взаимоотношений в условиях совместной деятельности, объединяя детей на основе, общих интересов: проявлять активность при выборе сюжета игр, общей темы в изобразительной деятельности, одновременно оценивать предложения партнеров, признавая их право на удовлетворение их интересов. Поддерживать интересные предложения сверстников, уступать их желанию, сочетать эти предложения с удовлетворением своих интересов. | «Скоро Новый год» Задачи: развитие навыков групповой работы; развитие творческого воображения. | Игра «Угадайка» Цель: помочь детям увидеть, какие интересные сверстники их окружают. Вызвать положительно-эмоциональные переживания общения. |
Январь | «Не буду просить прощения!» (Работа со сказкой «Принц Эдгар») Задачи: обобщение полученных знаний о гуманных качествах; актуализация нравственно-мыслительной, аналитической работы ума. | «Неоконченные предложения» Цель: формировать справедливое отношение к сверстникам при решении спорных вопросов, объективизм в оценках их поступков, предложений. | Игра «Конкурс хвастунов» Цель: умение анализировать нравственные поступки, видеть в них негативные и позитивные стороны. | Игра «Снежная королева» Цель: преодоление отчужденной позиции в отношении к сверстникам, разрушение защитных барьеров, отгараживающих ребенка от других |
Февраль | Игра «Волшебные имена» Цель: актуализация нравственно-мыслительной, аналитической работы ума. | «Загадка» Задачи: обобщение полученных знаний о гуманных качествах; актуализация нравственно-мыслительной, аналитической работы ума. | «Как быть, что делать?» Задача: актуализация нравственно-мыслительной, аналитической работы ума. | Ситуация «Не надо грустить»; сценка «Успокой друга» (с использованием кукол-перчаток) Задача: развивать чувство эмпатии; формировать опыт доброжелательных взаимоотношений в условиях совместной деятельности. |
Март | «Загадай загадки» Задачи: обобщение полученных знаний о гуманных качествах; актуализация нравственно-мыслительной, аналитической работы ума. | Игра «Темные и светлые мешочки» Задачи: обобщение полученных знаний о гуманных качествах; актуализация нравственно-мыслительной, аналитической работы ума. | Игра «Телевизор» Цель: развитие умения передавать в мимике, жестах настроение, распознавать настроения других, развитие эмпатии. | Игра «Концерт по заявкам» Цель: формирование умения распределять задание между участниками, согласовывать свои действия с действия сверстников. |
Апрель | «Я хороший - я плохой» Цель: развитие рефлексии и самоанализа; воспитывать умение более объективно оценивать свои достижения, успехи, недостатки. | Сделаем по кругу друг другу подарок Цель: развитие у детей чувствования друг друга, понимания настроения другого; развитие эмпатии. | Игра «Событийная цепочка» Цель: актуализация нравственно-мыслительной, аналитической работы ума, активизации детского экспериментирования. | Занятие «Закончи сказку» Задачи: актуализация нравственно-мыслительной, аналитической работы ума; учить детей эмоционально воспринимать образное содержание сказки, понимать характеры сказочных героев. |
Май | Игра «Анализ ситуаций и ресурсов» Цель: актуализация нравственно-мыслительной, аналитической работы ума, активизации детского экспериментирования. | Игра «Кто на свете злее всех?» Цель: актуализация нравственно-мыслительной, аналитической работы ума. | Игра «Сказка на новый лад» Цель: актуализация нравственно-мыслительной, аналитической работы ума, способствовать полноценному развитию личности ребенка через самовыражение и творчество. | Игра-путешествие «Страна Добра» Задачи: обобщение полученных знаний о гуманных качествах; актуализация нравственно-мыслительной, аналитической работы ума; развитие самостоятельности и творчества. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Воспитание гуманных чувств детей 5-7 лет на основе проблемных ситуаций
Совершенствование процесса нравственного воспитания детей – важная задача дошкольной педагогики на современном этапе развития общества....
Консультация для воспитателей "Художественная литература, как средство воспитания гуманных чувств у детей старшего дошкольного возраста"
Большое преимущество искусства как средства воспитания гуманных чувств – в его эмоциональной оценке действительности. Художественная литература активно воздействует на чувства и разум ребенка, развива...
Творческая работа "Сказка как средство воспитания гуманных чувств у детей 4-5 лет"
В современных исследованиях все чаще подчеркивается, что из-за излишней интеллектуализации, увлечения компьютерными играми и прагматизма сокращается мир детства. При этом доверчивое, открытое де...
Консультация для педагогов «Воспитание гуманных чувств у младших дошкольников в процессе приобщения детей к природе» (из опыта работы)
Консультация для педагогов «Воспитание гуманных чувств у младших дошкольников в процессе приобщения детей к природе» (из опыта работы)...
Презентация на тему: «Воспитание гуманных чувств у младших дошкольников в процессе приобщения детей к природе»
«Воспитание гуманных чувств у младших дошкольников в процессе приобщения детей к природе»...
Семинар практикум "Воспитание гуманных чувств и отношений у детей дошкольного возраста"
Проблема воспитания гуманных чувств и отношений изучалась в отечественной дошкольной педагогике довольно подробно и с разных позиций. Рассматривалось отношение ребенка к взрослым, к сверстникам, к дет...
«Воспитание гуманных чувств детей 5-7 лет на основе проблемных ситуаций»
Совершенствование процесса нравственного воспитания детей – важная задача дошкольной педагогики на современном этапе развития общества....