Воспитание гуманных чувств детей 5-7 лет на основе проблемных ситуаций
рабочая программа по окружающему миру по теме

 

                Совершенствование процесса нравственного воспитания детей – важная задача дошкольной педагогики на современном этапе развития общества.

                Целью моей работы являлся поиск эффективных педагогических условий воспитания гуманных чувств детей старшего дошкольного возраста, где объектом являлся педагогический процесс, направленный на воспитание этих чувств. Я считаю, что воспитание будет эффективным, если: содержание проблемных ситуаций будет доступно освоению дошкольниками, и ребенок будет выступать как активный субъект  общения и деятельности, проявляющий гуманные качества к окружающим.

Разработанная мною План-программа воспитания гуманных чувств детей старшего дошкольного возраста на основе проблемных ситуаций апробировалась в течение двух лет – 2009/2010 уч.гг. (старшая группа) – 2010/2011 уч.гг. (подготовительная к школе группа) в нашем дошкольном учреждении (МАДОУ «ЦРР-детский сад № 116» г. Сыктывкара), где я продолжаю работать и в настоящее время.

            После проведенной работы с детьми, я сделала вывод, что воспитание гуманных чувств на основе проблемных ситуаций имеет смысл, и поэтому ее необходимо проводить в группах старшего дошкольного возраста, так как такая работа позволяет оптимизировать учебно-воспитательный процесс, сделать его увлекательным, интересным и содержательным.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vse_dlya_ds.docx45.71 КБ

Предварительный просмотр:

                Совершенствование процесса нравственного воспитания детей – важная задача дошкольной педагогики на современном этапе развития общества.

                 Исследования отечественных ученых (Р.С.Буре, М.В.Воробьева, В.Н.Давидович, Смирнова Е.О., Холмогорова и др.) показывают, что дошкольный возраст характеризуется большими возможностями для нравственного воспитания детей: в разных видах деятельности успешно формируются некоторые способы сознательного управления своим поведением, интерес к общественному окружению, самостоятельность и активность.

                 Целью моей работы являлся поиск эффективных педагогических условий воспитания гуманных чувств детей старшего дошкольного возраста, где объектом являлся педагогический процесс, направленный на воспитание этих чувств. И я считаю, что воспитание будет эффективным, если: содержание проблемных ситуаций будет доступно освоению дошкольниками, и ребенок будет выступать как активный субъект  общения и деятельности, проявляющий гуманные качества к окружающим.

Воспитание гуманных чувств детей 5-7 лет на основе проблемных ситуаций

              Современный детский сад – это место, где ребенок получает опыт широкого эмоционально-практического взаимодействия со взрослыми и сверстниками в наиболее значимых для его развития сферах жизни.

      Избирательное отношение к сверстникам ребенок начинает проявлять уже в младшем дошкольном возрасте: с определенными детьми чаще играет, разговаривает, делится игрушками и т.д. Однако дружеских объединений в этом возрасте нет, объект дружбы еще часто меняется. Дети пятого года жизни уже не только имеют друзей, но и могут мотивировать свой выбор друга ( «Мы вместе с ним играем», «Он мне всегда дает игрушки»). Подобные объяснения у детей этого возраста носят не глубинный, а поверхностный характер; ребенок отмечает не личные качества друга, а какие-то внешние проявления – это можно объяснить скорее неумением ребенка анализировать свои отношения и чувства.

       В конце среднего, начале старшего дошкольного возраста происходит значительная перестройка дружеских взаимоотношений. Дети старшего дошкольного возраста придают большое значение нравственным качествам сверстников, начинают оценивать друг друга по поступкам, пытаются разобраться в мотивах дружбы.

       Я считаю, что детей необходимо не только знакомить с правилами поведения (надо делать так, поступать так), но и учить конкретным способам проявления гуманных чувств, которые были бы направлены на формирование гуманного отношения к сверстнику. Хорошую помощь здесь окажет воспитателю и метод создания проблемных ситуаций, в которых ребенок встает перед необходимостью решать их на основе имеющихся представлений.

       Каждый педагог стремится найти наиболее эффективные методы воспитания, которые ведут к высокому качеству усваиваемых знаний и способствуют развитию детей. Однако, как показывает практика, не всегда это стремление приводит к желаемому результату. Иногда, стремясь облегчить процесс воспитания, воспитатель самостоятельно решает многие ситуации, стремясь добиться только быстрого результата: успокоить ребенка, разрешить спор, чтобы в группе стало тихо и спокойно, но, оказавшись в другой раз в подобной ситуации, ребенок снова будет испытывать эмоциональное неблагополучие, снова будет беспомощен, не попытается сам найти выход из нее.

        Хочется отметить, что условия детского сада позволяют не только научить ребенка справляться с ситуацией эмоционального неблагополучия, но и обращать внимание сверстников на его состояние, проявлять отзывчивость. Ведь вокруг него всегда находятся дети. Как они будут реагировать на ситуацию, во многом зависит от действий воспитателя. Не обучая ребенка, как можно самому справиться с переживаниями в возникшей ситуации, не привлекая сверстников и не обращаясь к чувствам детей, педагог невольно способствует тому, что дошкольники не приобретают опыта самостоятельного выхода из всякого рода затруднений, ни умения проявить отзывчивое отношение к сверстнику. В таких условиях может расти безучастное отношение к состоянию окружающих, что очень часто я вижу у детей, а в дальнейшем у детей-школьников, подростков в окружающей жизни.

         Обучение детей способам выхода из затруднительных ситуаций активизирует их поведение и в случаях затруднений сверстников. Однако действуют они при этом по-разному: в знакомых по собственному опыту ситуациях они активны, в незнакомых – пассивны.

         В процессе работы с детьми небесполезно представить им значение овладения какими-либо умениями, чтобы, используя их, можно было оказать помощь окружающим. Такой мотив обуславливает значимость наличия каких-либо умений и побуждает детей научиться им.

        Развитие познавательной активности не происходит спонтанно, само по себе. Поэтому наиболее важной задачей в моей работе является  разработка такого содержания воспитания и обучения, их методов, которые обеспечивали бы формирование полноценного процесса мышления, когда каждый акт мыслительной деятельности обеспечивает рост определенных знаний и умений и вместе с тем ведет к возникновению новых, неясных образов, предположений и т.д.

         Проблемная ситуация – это начальный момент мыслительного процесса детей, когда у них появляется потребность что-то понять, осмыслить.

         Главный момент проблемной ситуации – неизвестное, новое, то, что должно быть открыто для правильного выполнения задания, для выполнения нужного действия.

         Педагог должен создать такие условия, чтобы ребенок мог самостоятельно проявить доброту, отзывчивость, чуткость по отношению к другим людям. Однако, установление в группе определенных правил, регулирующих поведение детей, является лишь внешне организующим средством. Формальное навязывание необходимых правил и действий может приводить лишь к пассивному подчинению требованиям взрослого, а не к осознанию их нравственной ценности, значимости для ребенка. Кроме того, как показывает опыт моей работы, есть множество причин, объясняющих невыполнение ребенком правил: непонимание смысла возникшей ситуации, неумение соотнести известные правила с конкретной ситуацией или свой поступок с известным правилом в силу недостаточного самоконтроля и самооценки, несформированности мотивов, побуждающих к желательным поступкам, а в целом – недостаточный социальный опыт.

          Поэтому большое значение в воспитании гуманных отношений детей дошкольного возраста играет метод проблемных ситуаций, который предполагает умение выделить проблему, найти возможные варианты решения. Воспитание гуманных чувств и отношений у дошкольников методом проблемных ситуаций позволяет осознать ребенку свои возможности и реализовать свои интересы в общении со сверстниками, сформировать представление о себе как о значимом субъекте для детского сообщества, которое он обогащает своими интересами, знаниями, умениями, и ощутить поддержку со стороны окружающих.

          Таким образом, я сочла необходимостью проведения специальной работы, направленной на воспитание гуманного отношения детей старшего дошкольного возраста.

Педагогические условия использования проблемных ситуаций в воспитании гуманных чувств детей старшего дошкольного возраста.

           Для реализации поставленной цели мною было разработано перспективное планирование (План-программа), включающее систему мероприятий, направленных на воспитание гуманных чувств детей старшего дошкольного возраста (см.Приложение)

            При организации работы я опиралась на следующие принципы:

- принцип систематичности: воспитание гуманных чувств детей старшего дошкольного возраста будет успешно проходить только при систематическом усвоении знаний и умений;

- принцип активности: воспитание гуманных чувств детей старшего дошкольного возраста будет эффективно только при познавательной активности детей;

- принцип доступности: при организации педагогического процесса, направленного на воспитание гуманных чувств детей старшего дошкольного возраста необходимо учитывать возрастные и индивидуальные особенности развития детей;

- принцип рациональности: сочетание коллективных и индивидуальных форм в работе по воспитанию гуманных чувств детей старшего дошкольного возраста необходимо использовать разнообразные формы работы воспитания и обучения (коллективные, групповые, индивидуальные);

-  принцип прочности: для углубления и закрепления полученных знаний и умений необходимо организовывать повторение, но так, чтобы уже в известном материале ребенок мог находить что-то новое.

             Также были созданы следующие условия:

  1. Создание предметно-развивающей среды за счет:

- использование метода решения проблемных ситуаций (реально-практических, имитационно-игровых и условно-вербальных);

-  чтения и анализа литературных произведений: выделение героев с различными качествами и чертами характера;

-     проигрывание этюдов, игр-упражнений, передающих различные гуманные качества.

      2.  Личностно-ориентированное взаимодействие педагога с детьми, гибкая линия руководства:  

            от демонстрации и обучения действиям к активизации детей для самостоятельного выбора

           действий.

            Мною был введен персонаж произведения В.Катаева «Цветик-семицветик» - девочка Женя. По моему мнению, в этом персонаже автору удалось собрать типичные черты детей и показать изменение нравственной стороны личности ребенка (была наивной, безответственной, не задумывалась о будущем; стала отзывчивой, переживать за другого).

           Таким образом, разработанная система мероприятий помогали детям задуматься о нравственных и безнравственных поступках, отличать хорошее от плохого, прочувствовать на себе высокомерие и доброту, заботу и эгоизм и т.д. решая проблемные ситуации, дети учились анализировать действия, предвидеть последствия безнравственных поступков, делать правильный моральный выбор. В процессе постоянно организуемой совместной деятельности при решении проблемных ситуаций у детей старшего дошкольного возраста успешно формировались способы активного взаимодействия, отношения равноправного партнерства: умения проявлять инициативу, убеждать сверстников в справедливости своих предложений и в то же время принимать во внимание их интересы, поддерживать мнения участников совместной деятельности, стремиться к получению качественного результата всей группой, оказывая необходимую помощь или обращаться за советом к партнерам.

             Опыт работы показал, что процесс воспитания гуманных чувств детей идет успешно при условии активной позиции ребенка в отражении освоенного содержания нравственного воспитания. Активная субъектная позиция ребенка обеспечивается включением детей в целостный процесс освоения его содержания, наличием анализа и поиска путей преодоления негативных качеств.

              В качестве условия передачи содержания является объединение детей с персонажем произведения В.Катаева – девочкой Женей, образ которой становится транслятором нравственной культуры. Все содержание предстает перед детьми через систему игр и занятий с интересным для них собеседником.

            После проведенной работы с детьми, я сделала вывод, что воспитание гуманных чувств на основе проблемных ситуаций имеет смысл, и поэтому ее необходимо проводить в группах старшего дошкольного возраста, так как такая работа позволяет оптимизировать учебно-воспитательный процесс, сделать его увлекательным, интересным и содержательным.

          Разработанная мною План-программа воспитания гуманных чувств детей старшего дошкольного возраста на основе проблемных ситуаций апробировалась в течение двух лет – 2009/2010 уч.гг. (старшая группа) – 2010/2011 уч.гг. (подготовительная к школе группа) в моем дошкольном учреждении (МАДОУ «ЦРР-детский сад № 116» г. Сыктывкара), где я продолжаю работать и в настоящее время.

                                                                                                                                                                                         Приложение                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                      

План-программа по воспитанию гуманных чувств детей 5 – 7 лет на основе проблемных ситуаций

Цель: воспитание  гуманных чувств детей  на основе  проблемных ситуаций.

месяц

1 неделя

2 неделя

3 неделя

4 неделя

        Старшая  группа        

Сентябрь

Занятие  «Наша группа»

Программное содержание. Формировать чувство товарищества, доброжелательности, причастности к общим делам, привязанности к детскому саду, сверстникам.

Рассказывание произведения В.Катаева  «Цветик-семицветик».

Цель: формирование  интереса детей старшего дошкольного возраста к  решению нравственных проблем.

Игра «Вежливые слова» 

Цель: обогащать и активизировать словарь детей за счет слов приветствия, прощания, выражения просьбы.

Занятие  «Дружба»

Цель: уточнить представления детей о том, что значит «уметь дружить»; научить осмысливать и оценивать ситуацию, само стоятельно понимать мотивы поведения и соотносить эти мо тивы существующим нормам поведения; познакомить с по словицами и поговорками о дружбе.

Этюд «Встреча с другом» 

Цель: формирование навыков общения в различных жизненных ситуациях, обогащение эмоциональной сферы.

Игра «Школа улыбок»

Цель: развитие эмпатии навыков культурного общения.

  Октябрь

«Что такое доброта?»

Задачи: формирование   представлений детей о добре, нравственных качествах, которые его характеризуют; развивать эмпатию, сочувствие и содействие; Учить делать правильный моральный выбор в проблемной ситуации

Разыгрывание  ситуаций (по произведению В.Осеевой «Просто старушка»): а) как поступила бы девочка, если бы она была одна и увидела упавшую старушку; б) мальчик помогает старушке (ситуация, данная в рассказе); в) мальчик и девочка помогают вместе.

Обсуждение и формулирование правил доброты 

Задачи: обобщение полученных знаний о гуманных качествах; актуализация нравственно-мыслительной, аналитической работы ума 

Ролевое проигрывание ситуаций

Цель: конкретная проработка, применение средств понимания, развитие эмпатии, сочувствия, сострадания.

Игра «Кто больше?»

Цель: обогащать и активизировать словарь детей за счет слов, обозначающих различные черты характера.

Игра «Угадай, кто это»

Цель: познакомить с нравственными качествами проявляющимися  в отношении к другим людям.

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                   

Ноябрь

«Заюшкина избушка»

Задачи: дать детям представление о полярности моральных качеств; формировать отрицательное отношение к проявлению  негативных качеств характера; учить делать правильный моральный выбор в проблемной ситуации.

Игра «Напиши письмо» (на материале сказки «Заюшкина избущка»)

Этюд «Как бы ты поступил?»

Цель: учить детей делать правильный моральный выбор в проблемной ситуации.

Игра «Скажи наоборот»

Цель: закрепление представлений о полярности нравственных качеств.

Игра «Раскрась рисунок»

Цель: учить детей передавать в рисунке эмоции героев сказок.

      Декабрь

Правила дружбы

Задачи: вызвать по ложительно-эмоциональные переживания общения; развитие анализа и самоанализа

1. Обсуждение пословицы «Друга  ищи, а найдешь – береги».

2. Формулирование правил дружбы

«Мои друзья» (Рисование и рассказы о друзьях)

Задачи: показать детям, какие интересные сверстники их окружают; вызвать по ложительно-эмоциональные переживания общения.

Игра «Пожелание»

Цель: вызвать по ложительно-эмоциональные переживания общения.

Игра «Мое настроение»

Цель:  развитие умения описывать свое настроение, рас познавать настроения других, развитие эмпатии.

Январь

Настольная игра «Оцени поступок»

Цель: развивать умение видеть проблему, находить приемлемые формы выхода из сложившейся ситуации, формирование культуры общения.

Рассказы детей «Что бы стало, если …»

Задачи: закрепление представлений о нравственных качествах; развитие социальной компетентности; развитие монологической речи.

«Честность»

Задачи: учить делать правильный моральный выбор в проблемной ситуации; закрепление представлений о нравственных качествах; развитие социальной компетентности.

Чтение:  Н. Носов «Фантазеры».

Формулирование «правил честности».

Этюды «Провинившийся», «Стыдно»

Цель: обогащение эмоциональной сферы, коррекция нежелательных черт характера.

Февраль

«Наши добрые дела»

Задача: воспитание гуманных чувств, обогащение эмоциональной сферы. 

Рассказывание произведения К.Д.Ушинского «Играющие собаки», обсуждение качеств Полкана и Володи. Обсуждение ситуации: Как бы поступил Володя на месте Полкана?

Обсуждение смысла пословицы

«Помогай другу везде, не оставляй его в беде».

Этюд «Все когда-то мечтают стать птицей»

Цель: формировать негативное отношение к антигуманным поступкам, развитие эмпатии.

Игра «Цветик – семицветик»

Цель: Развитие чувства коллектива, умения дружить, делать правильный выбор, сотрудничать со сверстниками, умение видеть нравственные проблемы

Игра «Коллективное сочинение сказки»

Цель:формирование умения распределять задание между участниками, согласовывать свои действия с действиями сверстников.

Ролевое проигрывании ситуаций.

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                         

    Март

Игра «Потерянная варежка»

Цель: развивать эмпатию, желание и готовность помогать друг другу.

Игра «Жадный поросенок»

Цель: развивать  чувство эмпатии, стремления помочь слабому».

Занятие  «Мои друзья»

Программное содержание. Помочь детям уви деть, какие интересные сверстники их окружают. Вызвать по ложительно-эмоциональные переживания общения, организо вать опыт содержательного общения, эмоционального и нрав ственного обогащения друг друга. Разнообразить мир духовных интересов детей, сообщить сведения о коллекционировании, со баководстве, первых шагах в спорте, хореографии, художест венном чтении, фотографии и т. п.

Игра «Как ты себя чувствуешь?»

Цель: развитие внимательности, эмпатии, умения чувствовать настроение другого.

Апрель

Игра «Волшебный стул»

Цель: расширять запас веж ливых слов и учить их использовать в определенных си туациях.

«Магазин ценностей»

Цель: помочь участникам осознать собственные ценности, выстроить их иерархию, понять, что разные люди могут иметь разные ценности.

Игра «Волшебный сундучок»

Задачи: расширять и закреплять знание детьми вежливых слов; закрепление нравственных норм взаимоотношений.

Игра «Добрые волшебники»

Цель: преодоление отчужден ной позиции в отношении к сверстникам, разрушение за щитных барьеров, отгораживающих ребенка от других.

Май

Игра «Закончи предложение»

Цель: Повышение уверенности в себе, в своих силах.

Рисование «Наш детский сад» (по подгруппам)

Цель: формировать у до школьников умение распределять задание между

участниками, согласовывать свои интересы с интересами сверстников, исполь зовать в общении тактичные формы обращений к сверстникам.

Этюд «Лягушкой даже была  царевна»

Цель: развитие эмпатии;  сочувствия, сострадания, учить детей видеть нравственные проблемы,

требующие решения.

Этюд «По муравьиной тропе»

Цель: развитие эмпатии;  сочувствия, сострадания, учить детей видеть нравственные проблемы, требующие решения.

Этюд  «Пчела защищается  вынужденно»

Цель: развитие эмпатии;  сочувствия, сострадания, учить детей видеть нравственные проблемы, требующие решения

                                                                                                                                                                                               

                                                                                                     Подготовительная группа                                                          

 Сентябрь  

Занятие «Доставляй людям радость добрыми делами»

Программное содержание. Воспитывать не только желание, но и потребность проявлять доброту и предупреди тельность к окружающим и другие гуманные чувства без на поминаний, по собственному побуждению. Систематизировать и обобщать правила доброго, вежливого поведения. Развивать способность понимать действия, изображенные на картинке, и соотносить их с действительностью.

Мастерская «Художественный салон»

Задача: формировать опыт доброжелательных взаимоотношений в условиях совместной деятельности, объединяя детей на осно ве, общих интересов: проявлять активность при выборе сюжета игр, общей темы в изобразительной деятельности, одновремен но оценивать предложения партнеров, признавая их право на удовлетворение их интересов. Поддерживать интересные пред ложения сверстников, уступать их желанию, сочетать эти пред ложения с удовлетворением своих интересов

Игра «Автопортреты»

Цель: развитие позиции безусловного принятия себя и другого человека как личности, что предполагает заинтересо ванное внимание, сопереживание, отсутствие осуждения. Игра может быть предложена в начале занятий для создания групповой атмосферы.

Игра «Напиши письмо»

Цель:  формировать отрицательное  отношение к проявлению негативных качеств, учить находить пути их преодоления; обогащать и активизировать словарь детей за счет слов, обозначающих различные черты характера.

Октябрь

Занятие « Машина шутка»

Задачи: учить детей изображать и анализировать по ведение; развивать чувство эмпатии; развивать воображение, волевые процессы.

Игра «Комплименты»

Цель: преодоление отчужден ной позиции в отношении к сверстникам, разрушение за щитных барьеров, отгораживающих ребенка от других.

Игра «Хороший – плохой»

Цель: актуализация нравственно-мыслительной, аналитической работы ума.

Игра «Кто сказал "прости"?»

Цель: преодоление отчужден ной позиции в отношении к сверстникам, разрушение за щитных барьеров, отгораживающих ребенка от других.

Ноябрь

«Спасибо тебе за…»

Цель: воспи тывать благодарное отношение к сверстникам, проявляющим доброжелательность, сочувствие

«Извини меня…»

Цель: воспитывать умение более объективно оценивать свои недостат ки; формировать у детей самоконтроль за своим поведением, ориентируясь на моральные правила, способствовать яркому выражению этих чувств детьми в складывающихся ситуациях в повседневной жизни группы, во взаимодействии со сверстниками.

Игра «Снимается кино»

Цель: формирование представления о ре гуляции поведения на основе самоконтроля, предвидения по следствий предполагаемого поступка; актуализация нравственно-мыслительной, аналитической работы ума.

Игра «Снимается кино-2»

Цель: формирование представления о ре гуляции поведения на основе самоконтроля, предвидения по следствий предполагаемого поступка; актуализация нравственно-мыслительной, аналитической работы ума.

Декабрь

Игра «Давай помиримся!»

Цель: выработать привычку примирения, понять его смысл; актуализация нравственно-мыслительной, аналитической работы ума,

Мастерская «Скульптор»

Задача: формировать опыт доброжелательных взаимоотношений в условиях совместной деятельности, объединяя детей на осно ве, общих интересов: проявлять активность при выборе сюжета игр, общей темы в изобразительной деятельности, одновремен но оценивать предложения партнеров, признавая их право на удовлетворение их интересов. Поддерживать интересные пред ложения сверстников, уступать их желанию, сочетать эти пред ложения с удовлетворением своих интересов

«Скоро Новый год»

Задачи: развитие навыков групповой работы; развитие творческого воображения.

Игра «Угадайка»

Цель: помочь детям уви деть, какие интересные сверстники их окружают. Вызвать по ложительно-эмоциональные переживания общения.

                                                                                                                                                                                                           

Январь

«Не буду просить прощения!» (Работа со сказкой «Принц Эдгар»)

Задачи: обобщение полученных знаний о гуманных качествах; актуализация нравственно-мыслительной, аналитической работы ума.

 «Неоконченные предложения»

Цель: формировать справедливое отношение к сверстникам при ре шении спорных вопросов,

объективизм в оценках  их поступков, предложений.

Игра «Конкурс хвастунов»

Цель: умение анализировать нравственные поступки, видеть в них негативные и позитивные стороны.

Игра «Снежная королева»

Цель: преодоление отчужден ной позиции в отношении к сверстникам, разрушение за щитных

барьеров, отгараживающих ребенка от других

Февраль

Игра «Волшебные имена»

Цель: актуализация нравственно-мыслительной, аналитической работы ума.

«Загадка»

Задачи: обобщение полученных знаний о гуманных качествах; актуализация нравственно-мыслительной, аналитической работы ума.

«Как быть, что делать?»

Задача: актуализация нравственно-мыслительной, аналитической работы ума.

Ситуация «Не надо грустить»; сценка «Ус покой друга» (с использованием кукол-перчаток)

Задача: развивать чувство эмпатии; формировать опыт доброжелательных взаимоотношений в условиях совместной деятельности.

Март

«Загадай загадки»

Задачи: обобщение полученных знаний о гуманных качествах; актуализация нравственно-мыслительной, аналитической работы ума.

Игра «Темные и светлые мешочки»

Задачи: обобщение полученных знаний о гуманных качествах; актуализация нравственно-мыслительной, аналитической работы ума.

Игра «Телевизор»

Цель:  развитие умения передавать в мимике, жестах настроение, рас познавать настроения других, развитие эмпатии.

Игра  «Концерт по заявкам»

Цель: формирование умения распределять задание между участниками, согласовывать свои действия с действия сверстников.

                                                                                                                                                                                             

                                                                                                                                                                                                                 

Апрель

«Я хороший - я плохой»

Цель: развитие рефлексии и самоанализа; воспитывать умение более объективно оценивать свои достижения, успехи, недостат ки.

Сделаем по кругу друг другу подарок

Цель: развитие у детей чувствования друг друга, пони мания настроения другого; развитие эмпатии.

Игра «Событийная цепочка»

Цель: актуализация нравственно-мыслительной, аналитической работы ума, активизации детского экс периментирования.

Занятие «Закончи сказку»

Задачи: актуализация нравственно-мыслительной, аналитической работы ума; учить детей эмоционально  воспринимать образное содержание сказки, понимать характеры сказочных героев.

Май

Игра «Анализ ситуаций и ресурсов»

Цель: актуализация нравственно-мыслительной, аналитической работы ума, активизации детского экс периментирования.

Игра «Кто на свете злее всех?»  

Цель: актуализация нравственно-мыслительной, аналитической работы ума.

Игра «Сказка на новый лад»

Цель: актуализация нравственно-мыслительной, аналитической работы ума, способствовать полноценному развитию личности ребенка через самовыражение и творчество

Игра-путешествие «Страна Добра»

Задачи: обобщение полученных знаний о гуманных качествах; актуализация нравственно-мыслительной, аналитической работы ума; развитие самостоятельности и творчества.

                                                                                                                                                                                                         

    Литература:

1. Бабанский Ю.К. Методы обучения в современной общеобразовательной школе.

2. Буре Р. Детский сад: некоторые проблемы гуманизации педагогического процесса // Д/в.-1994. -№3.

3. Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников/ Под ред. А.В.Виноградовой.

4. Дружные ребята: Воспитание гуманных чувств и отношений у дошкольников/Под ред. Р.С.Буре и др.

5. Калинина Р.Р. Тренинг развития личности дошкольника. Занятия, игры, упражнения.

6. Матюшкин А.М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении.

7. Менчинская Н.А. Проблемы обучения, воспитания и психического развития ребенка /Под ред. Е.Д.Божович.

8. Нравственное воспитание в детском саду / Под ред. В.Г.Нечаевой, Т.А.Марковой.

9. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии / Под ред. С.А.Смирнова.

10. Смирнова Е.О., Холмогорова Межличностные отношения дошкольников: Диагностика, проблемы, коррекция.      

11. Современные образовательные программы для дошкольных учреждений / Под ред.

12.  Яковлева Н.Г. Психологическая помощь дошкольнику.                        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей "Художественная литература, как средство воспитания гуманных чувств у детей старшего дошкольного возраста"

Большое преимущество искусства как средства воспитания гуманных чувств – в его эмоциональной оценке действительности. Художественная литература активно воздействует на чувства и разум ребенка, развива...

Творческая работа "Сказка как средство воспитания гуманных чувств у детей 4-5 лет"

В современных исследованиях все чаще подчеркивается, что из-за излишней интеллектуализации, увлечения компьютерными играми и прагматизма  сокращается мир детства. При этом доверчивое, открытое де...

Консультация для педагогов «Воспитание гуманных чувств у младших дошкольников в процессе приобщения детей к природе» (из опыта работы)

Консультация для педагогов «Воспитание гуманных чувств у младших дошкольников в процессе приобщения детей к природе»  (из опыта работы)...

Презентация на тему: «Воспитание гуманных чувств у младших дошкольников в процессе приобщения детей к природе»

«Воспитание гуманных чувств у младших дошкольников в процессе приобщения детей к природе»...

План-программа по воспитанию гуманных чувств детей 5 – 7 лет на основе проблемных ситуаций

План-программа по воспитанию гуманных чувств детей 5 – 7 лет на основе проблемных ситуаций...

Семинар практикум "Воспитание гуманных чувств и отношений у детей дошкольного возраста"

Проблема воспитания гуманных чувств и отношений изучалась в отечественной дошкольной педагогике довольно подробно и с разных позиций. Рассматривалось отношение ребенка к взрослым, к сверстникам, к дет...

«Воспитание гуманных чувств детей 5-7 лет на основе проблемных ситуаций»

Совершенствование процесса нравственного воспитания детей – важная задача дошкольной педагогики на современном этапе развития общества....