Рабочая программа совместной деятельности воспитателя с детьми 5-6 лет
материал на тему
Рабочая программа совместной деятельности воспитателя с детьми 5-6 лет
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Рабочая программа совместной деятельности воспитателя с детьми 5-6 лет | 986 КБ |
Предварительный просмотр:
Содержание
1.Целевой раздел
Пояснительная записка………………………………………………………………стр.2-5
Характеристика особенностей развития детей……………………………………..стр.6
Планируемые результаты освоения Программы…………………………………...стр.7-8
2.Содержательный раздел
Описание образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития
ребёнка, представленными в пяти образовательных областях……………………стр.9-13
Описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации
Программы…………………………………………………………………………....стр.13-15
Особенности образовательной деятельности разных видов и культурных
практик ………………………………………………………………………………..стр. 15
Способы и направления поддержки детской инициативы…………………………стр.15-16
Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями
воспитанников………………………………………………………………………...стр. 16-17
Иные характеристики содержания программы……………………………………..стр.17-20
3.Организационный раздел
Материально-техническое обеспечение Программы………………………………стр.21
Организация режима пребывания, обучения и воспитания детей………………...стр.21-22
Особенности традиционных событий, праздников, мероприятий…………………стр.22-23
Организация развивающей предметно-пространственной среды………………….стр.23
Список литературы…………………………………………………………………….стр.24
Приложение 1. к Содержательному разделу Программы
Комплексно-тематическое планирование…………………………………………....стр.25-33
План физкультурных праздников и досугов………………………………………...стр.33
Здоровьесберегающие технологии…………………………………………………...стр.34-35
Приложение 2. к Организационному разделу Программы
Режим пребывания воспитанников старшей группы в ДОУ………………………..стр. 36
Расписание НОД………………………………………………………………………..стр.37
Двигательный режим…………………………………………………………………..стр.38
Организация развивающей среды…………………………………………………….стр. 39-40
I. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
Пояснительная записка
Рабочая программа старшей группы МДОУ «Детский сад № 144» (далее Программа) является составным компонентом Образовательной программы ДОУ, характеризует систему организации образовательной деятельности педагогов, определяет ценностно-целевые ориентиры, образовательную модель и содержание образования для старшей группы.
Программа разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (далее ФГОС ДО), утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013г. № 1155 и с учетом примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы», под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой, по которой работает учреждение (в отсутствии федерального реестра примерных образовательных программ дошкольного образования).
Разработка Программы регламентирована нормативно-правовой и документальной основой, куда входят:
- Федеральный закон 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» и приложение к нему;
- Конституция РФ, ст. 43, 72;
- Конвенция о правах ребенка (1989 г.);
- Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 г. № 26 г. Москва от «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» (Зарегистрировано в Минюсте России 29 мая 2013 г. № 28564);
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013 г. № 1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 26.09.2013 № 30038);
- Устав Муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детский сад №144».
В Программе отражена обязательная часть и часть, формируемая участниками образовательных отношений. Обе части являются взаимодополняющими и необходимыми с точки зрения реализации требований ФГОС ДО.
Обязательная часть Программы составлена с учётом Примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. - 3-е изд., испр. и доп. - М.: Мозаика-синтез, 2012 (далее – Программа «От рождения до школы»).
Цели обязательной части Программы: (ФГОС ДО п. 2.1., 2.4.) определение содержания и организации образовательной деятельности в старшей группе МДОУ «Детский сад № 144» и создание: 1) условий развития ребенка, открывающих возможности для его позитивной социализации, личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками в соответствующих возрасту видах деятельности; 2) развивающей образовательной среды для позитивной социализации и индивидуализации детей.
Задачи обязательной части Программы: (ФГОС ДО п. 1.6.)
1) охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия;
2) обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребёнка в период дошкольного детства независимо от места жительства, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических и других особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья);
3) обеспечения преемственности целей, задач и содержания образования, реализуемых в рамках образовательных программ различных уровней (преемственность основных образовательных программ дошкольного и начального общего образования);
4) создания благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребёнка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром;
5) объединения обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества;
6) формирования общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребёнка, формирования предпосылок учебной деятельности;
7) обеспечения вариативности и разнообразия содержания Программ и организационных форм дошкольного образования, возможности формирования Программ различной направленности с учётом образовательных потребностей, способностей и состояния здоровья детей;
8) формирования социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей;
9) обеспечения психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.
Часть Программы, формируемая участниками образовательных отношений учитывает потребности, интересы и мотивы детей, членов их семей и педагогов и ориентирована на:
- выбор тех парциальных программ, которые соответствуют потребностям и интересам детей, а также возможностям педагогов;
- сложившиеся традиции дошкольного учреждения и группы.
Часть Программы, формируемая участниками образовательных отношений, учитывает современные тенденции развития общества:
Необходимость введения в курс дошкольного образования программы Орловой М.М. «Основы здорового образа жизни» продиктована ухудшением здоровья нации: как физического, так и психологического. Вследствие истощения душевных и физических сил людей повышается уровень конфликтности во взаимоотношениях, рост отчуждения и равнодушия в обществе, агрессивность и жестокость как детей, так и взрослых. В этих условиях особое место принадлежит системе образования, вынужденной брать на себя значительную часть усилий общества по подготовке молодёжи к взрослой жизни.
Региональная программа Орловой М.М. «Основы здорового образа жизни» призвана позитивно изменить сложившуюся ситуацию, так как позволит сформировать новое отношение к здоровью на уровне установок, навыков и умений.
Парциальные программы | 1.Николаева С.Н. Программа экологического воспитания детей «Юный эколог». Москва, «Мозаика-Синтез», 2002. 2. Князева О.Л., Маханева М.Д. Программа «Приобщение детей к истокам русской народной культуры». Санкт-Петербург «Детство-Пресс», 2001. |
Цели | -воспитывать экологическую культуру дошкольников. В её основе лежат «адаптированные на дошкольный возраст ведущие идеи экологии: организм и среда, сообщество живых организмов и среда, человек и среда». -формировать у детей сознательное и ответственное отношение к личной безопасности и безопасности окружающих, приобретение ими способности сохранять жизнь и здоровье в неблагоприятных, угрожающих жизни условиях, оказание помощи пострадавшим |
Основные задачи | - Формирование личности, способной реализовать себя в современном мире максимально эффективно и безопасно; творчески относящейся к возникающим проблемам, владеющей навыками саморегуляции. - Формирование навыков безопасного поведения, эффективного взаимодействия с людьми. - Получение знаний и навыков, необходимых для создания семейных отношений и воспитания детей. - Формирование потребности в здоровом образе жизни, навыков гигиены и профилактики заболеваний, рационального питания, закаливания, физической культуры и других способов самосовершенствования собственного здоровья. |
Вид деятельности | Совместная деятельность детей и взрослых, досуги |
Реализуемая Программа строится на принципах ФГОС ДО:
1) поддержка разнообразия детства; сохранение уникальности и самоценности детства как важного этапа в общем развитии человека, самоценность детства - понимание (рассмотрение) детства как периода жизни значимого самого по себе, без всяких условий; значимого тем, что происходит с ребенком сейчас, а не тем, что этот период есть период подготовки к следующему периоду;
2) личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых (родителей (законных представителей), педагогических и иных работников Организации) и детей;
3) уважение личности ребенка;
4) реализация Программы в формах, специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности, в форме творческой активности, обеспечивающей художественно-эстетическое развитие ребенка.
Реализуемая Программа учитывает основные принципы дошкольного образования, указанные в ФГОС ДО: (ФГОС ДО п. 1.4.)
1) полноценное проживание ребёнком всех этапов детства (младенческого, раннего и дошкольного возраста), обогащение (амплификация) детского развития;
2) построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования (индивидуализация дошкольного образования);
3) содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;
4) поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;
5) сотрудничество детского сада с семьёй;
6) приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;
7) формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;
8) возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития);
9) учёт этнокультурной ситуации развития детей.
Структура Программы:
- Целевой раздел
- Содержательный раздел
- Организационный раздел
Целевой раздел включает в себя:
- Пояснительную записку (цели и задачи реализации Программы, принципы и подходы к формированию Программы, значимые для разработки и реализации Программы характеристики, в т.ч. характеристики особенностей развития детей 5-6 лет);
- Планируемые результаты освоения программы с учётом возрастных возможностей и индивидуальных различий (индивидуальная траектория развития) детей.
Содержательный раздел представляет общее содержание Программы, обеспечивающее полноценное развитие личности детей и включает в себя:
- Описание образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребёнка, представленными в пяти образовательных областях;
- Описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации Программы;
В содержательном разделе представлены:
- Описание особенностей образовательной деятельности разных видов и культурных практик (парциальные программы);
- Описание способов и направлений поддержки детской инициативы;
- Описание особенностей взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников;
- Иные характеристики содержания Программы, наиболее существенные для реализации программы в старшей группе.
Организационный раздел содержит:
- Описание материально-технического обеспечение Программы;
- Описание обеспеченности методическими материалами и средствами обучения и воспитания;
- Режим дня;
- Описание особенностей традиционных событий, праздников, мероприятий;
- Описание организации развивающей предметно-пространственной среды.
Структура и содержание Программы определены сроком на 1 год и корректируется педагогами в соответствии с реальными условиями, дополняется комплексно-тематическим, перспективным и календарным планированием работы.
Характеристика особенностей развития
детей старшей группы
Старшую группу посещают 30 детей в возрасте от 5 до 6 лет. В группе 13 девочек и 17 мальчиков.
В целом, детский коллектив дружный, эмоционально отзывчивый. В группе ровная, спокойная атмосфера. Все дети владеют навыками самообслуживания. Ребята любознательны, проявляют высокую познавательную активность. Поведение дошкольников всё чаще выстраивается с учётом интересов и потребностей своих сверстников и наставников. Дети много общаются со взрослыми, которые для них являются авторитетом.
Большую значимость для детей старшей группы приобретает общение между собой. Их избирательные отношения становятся устойчивыми, зарождается детская дружба. Дети продолжают активно сотрудничать, играть то с одним, то с другим партнёром. Иногда у них наблюдаются и конкурентные отношения. Они уже могут распределять роли до начала игры и строить свое поведение, придерживаясь роли. Игровое взаимодействие сопровождается речью, соответствующей и по содержанию, и интонационно взятой роли.
Активно развивается изобразительная деятельность. Изображение человека становится более детализированным и пропорциональным. Рисунки приобретают сюжетный характер.
В старшем дошкольном возрасте продолжает развиваться образное мышление. Дети способны не только решить задачу в наглядном плане, но и совершить преобразования объекта. У детей продолжает совершенствоваться обобщение, что является основой словесно-логического мышления.
Развитие воображения в этом возрасте позволяет детям сочинять достаточно оригинальные и последовательно разворачивающиеся истории. Продолжают развиваться устойчивость, распределение, переключаемость внимания. У детей совершенствуется грамматический строй речи. Они используют практически все части речи, активно занимаются словотворчеством.
Дети уже способны осознавать себя как личность, как самостоятельный субъект деятельности и поведения. Они могут давать определения некоторым моральным понятиям (доброта, жадность и т.д.), эмоционально оценивают свои поступки в соответствии с правилами и нормами («что такое хорошо и что такое плохо»).
Ребенок 5-6 лет может регулировать поведение на основе усвоенных норм и правил, своих этических представлений, а не в ответ на требования других людей. Эмоционально переживает несоблюдение норм и правил и несоответствие поведения своим этическим представлениям. Без контроля со стороны взрослого, не отвлекаясь, может выполнять трудовые обязанности, доводить до конца малопривлекательную работу, наводить порядок в комнате. Поведение становится более сдержанным.
Планируемые результаты освоения Программы детьми.
Планируемые результаты освоения Программы представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования, которые отражают социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребёнка на этапе завершения уровня дошкольного образования.
К целевым ориентирам для детей старшей группы следует отнести социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребёнка на этапе завершения дошкольного образования, указанные в ФГОС ДО:
- ребёнок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности - игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др.; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности;
- ребёнок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты;
- ребёнок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в игре; ребёнок владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации, умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам;
- ребёнок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах, у ребёнка складываются предпосылки грамотности;
- у ребёнка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими;
- ребёнок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены;
- ребёнок проявляет любознательность, задаёт вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живёт; знаком с произведениями детской литературы, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т.п.; ребёнок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.
Целевые ориентиры используются педагогами для:
а) построения образовательной политики на соответствующих уровнях с учётом целей дошкольного образования, общих для всего образовательного пространства Российской Федерации;
б) решения задач:
- формирования Программы;
- анализа профессиональной деятельности;
- взаимодействия с семьями;
в) изучения характеристик образования детей 5 - 6 лет;
г) информирования родителей и общественности относительно целей дошкольного образования, общих для всего образовательного пространства Российской Федерации.
Планируемые результаты освоения Программы детьми, указанные в ФГОС ДО конкретизируются планируемыми результатами примерной и парциальных программ.
Программы | Планируемые результаты |
Программа «От рождения до школы» | см. раздел программы «От рождения до школы»: «Итоговые результаты освоения Программы» |
Орлова М.М. Программа Основы здорового образа жизни. - Саратов, Научная книга, 2000. | - Сформированы представления о том, что все люди разные, и необходимо ко всем относиться терпимо и доброжелательно. - Ребёнок осознанно относится к своим поступкам и к общепринятым нормам поведения, способен охарактеризовать человека с позиции норм морали; - характеризует понятия «насилие» и «жестокость»; - знает элементарные правила безопасности (в быту, на улице, в экстренных ситуациях). - имеет элементарные представления о дыхательной, пищеварительной и выделительной системе человека, о правильном питании. - осознанно относится к своему здоровью. |
II. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
Описание образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребёнка, представленными в пяти образовательных областях
Содержание Программы обеспечивает развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывает следующие структурные единицы, представляющие определённые направления развития и образования детей (далее – образовательные области):
- социально-коммуникативное развитие;
- познавательное развитие;
- речевое развитие;
- художественно-эстетическое развитие;
- физическое развитие.
В связи с этим, реализуемые ранее 10 образовательных областей (по ФГТ) вложены в 5 направлений развития и образования (взаимодополняющие образовательные области) ФГОС ДО следующим образом:
«Социализация», «Коммуникация», «Труд» - социально-коммуникативное развитие;
«Познание» - познавательное развитие;
«Коммуникация» «Чтение художественной литературы» - речевое развитие; «Художественное творчество», «Музыка», «Познание. Развитие конструктивной деятельности», «Чтение художественной литературы» - художественно-эстетическое развитие;
«Физическая культура», «Здоровье» - физическое развитие.
Образовательные области «Коммуникация» и «Безопасность» (по ФГТ) взаимодействуют со всеми направлениями развития и образования по ФГОС ДО.
Задачи психолого-педагогической работы по формированию физических, интеллектуальных и личностных качеств детей решаются интегрировано в ходе освоения всех образовательных областей наряду с задачами, отражающими специфику каждой образовательной области, с обязательным психологическим сопровождением со стороны педагога-психолога.
СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЕ РАЗВИТИЕ
Цели и задачи:
- усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности;
- развитие общения и взаимодействия ребёнка со взрослыми и сверстниками;
- становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий;
- развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в образовательном учреждении;
- формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества;
- формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.
Работа по реализации задач социально-коммуникативного развития планируется календарно в соответствии с требованиями Программы «От рождения до школы» и с опорой на методическое пособие:
- Н.В.Лободина «Комплексные занятия по программе «От рождения до школы» пол редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой. Старшая группа. г. Волгоград, изд-во «Учитель» 2012г.
Непосредственно образовательная деятельность по социально-коммуникативному развитию не проводится. Задачи социально-коммуникативного развития реализуются интегрировано со всеми образовательными областями в непосредственно образовательной деятельности, режимных моментах, совместной со взрослыми и самостоятельной деятельности детей.
Направления образовательной области «Социально-коммуникативное развитие»:
- игровая деятельность;
- развитие свободного общения со взрослыми и детьми;
- культурно-нравственное и этическое воспитание;
- гендерное, семейное, гражданское воспитание;
- трудовое воспитание;
- основы безопасной жизнедеятельности.
Содержание образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» отражено в Программе «От рождения до школы» в разделе «Содержание психолого-педагогической работы», а также в комплексно-тематическом плане (см. Приложение 1 к Содержательному разделу Программы).
К социально-коммуникативному направлению следует относить представленные в Программе «От рождения до школы» образовательные области «Социализация», «Труд», «Безопасность», «Коммуникация» (подраздел «Развитие свободного общения со взрослыми и детьми»).
ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ
Цели и задачи:
- развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации;
- формирование познавательных действий, становление сознания;
- развитие воображения и творческой активности;
- формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.), о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях её природы, многообразии стран и народов мира.
Направления образовательной области «Познавательное развитие»:
- сенсорное развитие;
- познавательно-исследовательская деятельность;
- формирование элементарных математических представлений;
- формирование целостной картины мира, расширение кругозора (предметное окружение, социальное окружение, ознакомление с природой).
Содержание образовательной области «Познавательное развитие» отражено в Программе «От рождения до школы» в разделе «Содержание психолого-педагогической работы», а также в комплексно-тематическом плане.
К познавательному направлению следует относить представленную в Программе «От рождения до школы» образовательную область «Познание» (за исключением конструктивной деятельности).
Непосредственно образовательная деятельность по познавательному развитию планируется по методическим пособиям:
- Комплексное перспективное планирование. Старшая группа. / под ред. Т.С.Комаровой. – М.: Мозаика-Синтез, 2011.
- Помораева И.А., Позина В.А. Занятия по формированию математических представлений в старшей группе детского сада. Планы занятий. – М.: Мозаика-Синтез, 2012.
- Дыбина О.Б. Занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе детского сада. Конспекты занятий. - М.: Мозаика-Синтез, 2011.
Задачи познавательного развития реализуются также интегрировано с другими образовательными областями в непосредственно образовательной деятельности, режимных моментах, совместной со взрослыми и самостоятельной деятельности детей. Работа в данном направлении планируется календарно.
РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ
Цели и задачи:
- владение речью как средством общения и культуры;
- обогащение активного словаря;
- развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи;
- развитие речевого творчества;
- развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха;
- знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы;
Направления образовательной области «Речевое развитие»:
- формирование словаря;
- звуковая культура речи;
- грамматический строй речи;
- связная речь;
- знакомство с детской литературой.
Содержание образовательной области «Речевое развитие» отражено в Программе «От рождения до школы» в разделе «Содержание психолого-педагогической работы», а также в комплексно-тематическом плане.
К речевому направлению следует относить представленные в Программе «От рождения до школы» образовательные области «Коммуникация» и «Чтение художественной литературы».
Непосредственно образовательная деятельность по речевому развитию планируется перспективно по методическим пособиям:
- Лободина Н.В. Комплексные занятия по программе «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой. (Волгоград, изд-во «Учитель») 2012г.
- Гербова В.В. Коммуникация. Развитие речи и общения детей в старшей группе детского сада. – М.: Мозаика-Синтез, 2013.
Задачи речевого развития реализуются также интегрировано со всеми образовательными областями в непосредственно образовательной деятельности, режимных моментах, совместной со взрослыми и самостоятельной деятельности детей. Работа в данном направлении планируется календарно.
ХУДОЖЕСТВЕННО – ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ
Цели и задачи:
- развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы;
- становление эстетического отношения к окружающему миру;
- формирование элементарных представлений о видах искусства;
- восприятие музыки, художественной литературы, фольклора;
- стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений;
- реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.)
Направления образовательной области «Художественно-эстетическое развитие»:
- продуктивная деятельность (рисование, аппликация, лепка, конструирование);
- приобщение к искусству;
- музыкально-художественная деятельность (слушание, пение, песенное творчество, музыкально-ритмические движения, музыкально-игровое и танцевальное творчество, игра на музыкальных инструментах).
Содержание образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» отражено в Программе «От рождения до школы» в разделе «Содержание психолого-педагогической работы».
К художественно-эстетическому направлению следует относить представленные в Программе «От рождения до школы» образовательные области «Художественное творчество» и «Музыка», «Чтение художественной литературы», «Познание» (подраздел «Конструктивная деятельность»), «Труд» (подраздел «Ручной труд»).
Непосредственно образовательная деятельность по продуктивной деятельности планируется по методическим пособиям:
- Т.С.Комарова «Изодеятельность в детском саду. Система работы в старшей группе детского сада.(М. Мозаика-Синтез), 2011г.»
- Куцакова Л.В. Конструирование и художественный труд в детском саду: Программа и конспекты занятий. - М.: ТЦ Сфера, 2005.
- И.А.Лыкова.»Изобразительная деятельность в детском саду». Планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Старшая группа.(М.ТЦ «СФЕРА»)
Непосредственно образовательную деятельность по музыке планирует и осуществляет музыкальный руководитель в музыкальном зале ДОУ. Воспитатели присутствуют на занятии, оказывают помощь музыкальному руководителю в проведении музыкально-дидактических игр, разучивании танцевальных движений и песенного репертуара, инсценировках.
Задачи художественно-эстетического развития реализуются также интегрировано со всеми образовательными областями в непосредственно образовательной деятельности, режимных моментах, совместной со взрослыми и самостоятельной деятельности детей, культурно-досуговой деятельности. Работа в данном направлении планируется календарно.
Совместная со взрослыми и самостоятельная музыкальная деятельность планируется воспитателями календарно.
ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ
Цели и задачи:
- способствовать приобретению детьми опыта в двигательной деятельности, в том числе связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость;
- способствовать правильному формированию опорно-двигательной системы организма, развитию равновесия, координации движений, крупной и мелкой моторики обеих рук, а также правильному, не наносящему ущерба организму, выполнению основных движений (ходьба, бег, мягкие прыжки, повороты в обе стороны);
- формировать начальные представления о некоторых видах спорта;
- способствовать овладению подвижными играми с правилами;
- способствовать становлению целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере;
- способствовать становлению ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.).
Направления образовательной области «Физическое развитие»:
- двигательная активность (основные движения, общеразвивающие упражнения, спортивные упражнения, спортивные игры, подвижные игры);
- воспитание культурно-гигиенических навыков (питание, одевание-раздевание, умывание, содержание в порядке одежды и обуви, заправка кровати);
- формирование основ культуры здоровья.
Непосредственно образовательную деятельность по физическому развитию планирует и организует инструктор по физической культуре во взаимосвязи с воспитателями, которые оказывают помощь, осуществляют страховку, следят за самочувствием детей, проводят индивидуальную работу.
Непосредственно образовательную деятельность по физическому развитию планируется в соответствии с требованиями Программы «От рождения до школы» и с опорой на методические пособия:
- Пензулаева Л.И. Физические занятия в детском саду. Старшая группа: Конспекты занятий. – М.: Мозаика-Синтез, 2012.
Задачи физического развития реализуются также интегрировано со всеми образовательными областями в непосредственно образовательной деятельности, режимных моментах, совместной со взрослыми и самостоятельной деятельности детей, досуговой деятельности. Работа в данном направлении планируется календарно. План физкультурных досугов и праздников представлен в Приложении 1 к Содержательному разделу Программы.
Воспитание культурно-гигиенических навыков планируется перспективно на каждый месяц в соответствии с требованиями программы «От рождения до школы».
Содержание образовательной области «Физическое развитие» отражено в Программе «От рождения до школы» в разделе «Содержание психолого -педагогической работы».
К физическому направлению следует относить представленные в Программе «От рождения до школы» образовательные области «Физическая культура» и «Здоровье».
Для реализации задач физического развития детей воспитатели старшей группы используют в воспитательно-образовательном процессе современные здоровьесберегающие технологии (см. Таблицу здоровьесберегающих технологий в Приложении 1 к Содержательному разделу Программы).
Описание вариативных форм, способов, методов и средств
реализации Программы
Вариативные формы, способы, методы и средства реализации задач образовательных областей в рамках непосредственно образовательной деятельности представлены в Приложении 1 к Содержательному разделу Программы в технологической карте планирования НОД.
Образовательная деятельность при проведении режимных моментов
- физическое развитие: комплексы закаливающих процедур (оздоровительные прогулки, мытье рук прохладной водой перед каждым приемом пищи, полоскание рта и горла после еды, воздушные ванны, ходьба босиком по ребристым дорожкам до и после сна), утренняя гимнастика, упражнения и подвижные игры во второй половине дня;
- социально-коммуникативное развитие: ситуативные беседы при проведении режимных моментов, подчеркивание их пользы; развитие трудовых навыков через поручения, дежурства, навыки самообслуживания; посильная помощь взрослым; формирование навыков безопасного поведения при проведении режимных моментов;
- познавательное развитие: наблюдение, ситуативные разговоры с детьми; называние трудовых действий и гигиенических процедур, обсуждения близких детям тем (пользы закаливания, занятий физической культурой, гигиенических процедур), элементарная опытно-исследовательская деятельность;
- речевое развитие: создание речевой развивающей среды; свободные диалоги с детьми в играх, наблюдениях, при восприятии картин, иллюстраций; поощрение речевой активности детей;
- художественно эстетическое развитие: использование музыки в повседневной жизни детей, в игре, в досуговой деятельности, на прогулке, в изобразительной деятельности, при проведении утренней гимнастики, привлечение внимания детей к разнообразным звукам в окружающем мире, к оформлению помещения, привлекательности оборудования, красоте и чистоте окружающих помещений, предметов, игрушек.
Самостоятельная деятельность детей
- физическое развитие: самостоятельные подвижные игры, игры на свежем воздухе, спортивные игры и занятия;
- социально-коммуникативное развитие: индивидуальные игры, совместные игры, все виды самостоятельной деятельности, предполагающие общение со сверстниками;
- познавательное развитие: наблюдение, рассматривание книг и картинок; самостоятельное раскрашивание «умных раскрасок», развивающие настольно-печатные игры, игры на прогулке, автодидактические игры (развивающие пазлы, рамки-вкладыши, парные картинки);
- речевое развитие: самостоятельные игры по мотивам художественных произведений, самостоятельная работа в уголке книги, в уголке театра, сюжетно-ролевые игры;
- художественно эстетическое развитие: создание условий для самостоятельной продуктивной и художественной деятельности детей: рисование, лепка, конструирование, рассматривание репродукций картин, иллюстраций, музыцирование (пение, танцы, игра на детских музыкальных инструментах), слушание музыки.
Работа проводится по календарно-перспективному плану.
(ФГОС ДО п. 2.7.)
Реализация целей и задач образовательных областей осуществляется в процессе разнообразных видов детской деятельности (формах активности детей), таких как:
- игровая, включая сюжетно-ролевую игру, игру с правилами и другие виды игры;
- коммуникативная (общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками);
- познавательно-исследовательская (исследования объектов окружающего мира и экспериментирования с ними);
- восприятие художественной литературы и фольклора;
- самообслуживание и элементарный бытовой труд (в помещении и на улице);
- конструирование из разного материала, включая конструкторы, модули, бумагу, природный и иной материал;
- изобразительная (рисование, лепка, аппликация);
- музыкальная (восприятие и понимание смысла музыкальных произведений, пение, музыкально-ритмические движения, игры на детских музыкальных инструментах);
- двигательная (овладение основными движениями).
Особенности образовательной деятельности разных видов
и культурных практик (парциальные программы)
Осуществление образовательного процесса с учетом специфики климатических, национально-культурных условий среднего Поволжья направлено на развитие личности ребенка в контексте детской субкультуры, сохранение и развитие индивидуальности, достижение ребенком уровня психического и социального развития, обеспечивающего успешность познания мира ближайшего (социального, природного) окружения через разнообразные виды детских деятельностей, интегрированные формы совместной и самостоятельной деятельности.
Часть Программы, формируемая участниками образовательных отношений, включает образовательную деятельность разных видов:
Совместная деятельность детей со взрослыми по реализации региональной программы Орловой М.М. «Основы здорового образа жизни» (см. приложение к разделу).
Содержание программы предусматривает изучение вопросов этики, морали, психологии, социологии, экологии, правоведения, семьеведения, физиологии, анатомии, гигиены в аспекте пропаганды и воспитания здорового образа жизни; направлено на физическое развитие детей старшей группы.
Реализуется в форме тематических бесед, развлечений 1 раз в неделю во второй половине дня.
Способы и направления поддержки детской инициативы:
- Вводить адекватную оценку результата деятельности ребенка с одновременным признанием его усилий и указанием возможных путей и способов совершенствования продукта.
- Спокойно реагировать на неуспех ребенка и предлагать несколько вариантов исправления работы: повторное исполнение спустя некоторое время, доделывание, совершенствование деталей и т.п.
- Рассказывать детям о трудностях, которые вы сами испытывали при обучении новым видам деятельности.
- Создавать ситуации, позволяющие ребенку реализовать свою компетентность, обретая уважение и признание взрослых и сверстников
- Обращаться к детям с просьбой показать воспитателю и научить его тем индивидуальным достижениям, которые есть у каждого.
- Поддерживать чувство гордости за свой труд и удовлетворения его результатами.
- Создавать условия для разнообразной самостоятельной творческой деятельности детей.
- При необходимости помогать детям в решении проблем при организации игры.
- Привлекать детей к планированию жизни группы на день. Учитывать и реализовать их пожелания и предложения.
- Создавать условия и выделять время для самостоятельной творческой или познавательной деятельности детей по интересам.
Особенности взаимодействия педагогического коллектива
с семьями воспитанников
Для успешной реализации Программы должны быть обеспечены поддержка родителей в воспитании детей и укреплении их здоровья, вовлечение семей в образовательную деятельность.
При планировании работы с семьями воспитанников группы учитывается социальный статус родителей, уровень материального состояния, образование, социальное положение.
Основные направления работы с семьёй
Важнейшим условием необходимым для создания социальной ситуации развития детей является взаимодействие с родителями по вопросам образования ребёнка, непосредственного вовлечения их в образовательную деятельность.
Цель взаимодействия детского сада с семьёй: создание в детском саду необходимых условий для развития ответственных и взаимозависимых отношений с семьями воспитанников, обеспечивающих целостное развитие личности ребёнка, компетентности его родителей, заключающейся в способности разрешать разные типы социально-педагогических ситуаций, связанных с воспитанием ребёнка.
Взаимодействие с семьёй должно быть построено на основе гуманно-личностного подхода, согласно которому признаётся право родителей на уважение, понимание, участие в жизни детского сада.
Задачи взаимодействия детского сада с семьёй:
- Изучение отношения педагогов и родителей к различным вопросам воспитания, обучения, развития детей, условий организации разнообразной деятельности в детском саду и семье;
- Знакомство педагогов и родителей с лучшим опытом воспитания детей дошкольного возраста в детском саду и семье, раскрывающим средства, формы и методы развития интегративных качеств ребёнка, а также знакомство с трудностями, возникающими в семейном и общественном воспитании дошкольников;
- Информирование друг друга об актуальных задачах воспитания и обучения детей на разных возрастных этапах их развития и о возможностях детского сада и семьи в решении данных задач;
- Создание в детском саду условий для разнообразного по содержанию и формам сотрудничества, способствующего развитию конструктивного взаимодействия педагогов и родителей с детьми, возникновению чувства единения, радости, гордости за полученные результаты;
- Привлечение семей воспитанников к участию в совместных с педагогами мероприятиях, организуемых в районе (городе, области);
- Поощрение родителей за внимательное отношений к разнообразным стремлениям и потребностям ребёнка и создание необходимых условий для их удовлетворения в семье.
В дошкольном учреждении созданы условия:
1) для предоставления информации о Программе семье и всем заинтересованным лицам, вовлечённым в образовательную деятельность, а также широкой общественности;
2) для взрослых по поиску, использованию материалов, обеспечивающих реализацию Программы, в том числе в информационной среде;
3) для обсуждения с родителями детей вопросов, связанных с реализацией Программы.
Иные характеристики содержания Программы
Система мониторинга развития детей позволяет осуществлять оценку динамики достижений и включает описание объекта, форм, периодичности и содержания мониторинга.
Оценка индивидуального развития детей производится воспитателями в рамках педагогической диагностики (оценки индивидуального развития детей дошкольного возраста, связанной с оценкой эффективности педагогических действий и лежащей в основе их дальнейшего планирования).
Результаты педагогической диагностики (мониторинга) используются исключительно для решения следующих образовательных задач:
1) индивидуализации образования (в том числе поддержки ребёнка, построения его образовательной траектории или профессиональной коррекции особенностей его развития);
2) оптимизации работы с группой детей.
Целевые ориентиры используются педагогами для:
а) построения образовательной политики на соответствующих уровнях с учётом целей дошкольного образования, общих для всего образовательного пространства Российской Федерации;
б) решения задач:
- формирования Программы;
- анализа профессиональной деятельности;
- взаимодействия с семьями;
в) изучения характеристик образования детей;
г) информирования родителей и общественности относительно целей дошкольного образования, общих для всего образовательного пространства Российской Федерации.
В процессе мониторинга исследуются физические, интеллектуальные и личностные качества ребенка путем наблюдений за ребенком, бесед, экспертных оценок, критериально-ориентированных методик нетестового типа, скрининг-тестов, анализа продуктов детских видов деятельности.
В проведении мониторинга участвуют воспитатели, медицинский работник, педагог-психолог и другие специалисты ДОУ.
Данные о результатах мониторинга заносятся в диагностические карты (специальную карту развития ребенка) в рамках образовательной программы.
Содержание мониторинга тесно связано с реализуемыми примерной основной общеобразовательной программой дошкольного образования «От рождения до школы», под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой и выбранными парциальными программами.
При необходимости используется психологическая диагностика развития детей (выявление и изучение индивидуально-психологических особенностей детей), которую проводит педагог-психолог. Участие ребенка в психологической диагностике допускается только с согласия его родителей (законных представителей).
Рабочая программа предусматривает комплексное диагностическое обследование детей по всем образовательным областям в начале учебного года (сентябрь) и в конце учебного года (май).
Программа диагностических исследований
№ п/п | Направление мониторинга в соответствии с образовательными программами | Ответственные за проведение диагностики | График проведения диагностики | Методы мониторинга | |
I | Оценка уровня развития детей (по образовательным областям) | ||||
1. Физическое развитие | Воспитатель, инструктор по физической культуре, медсестра ДОУ | С 1 по 15 сентября; 15 по 30 мая учебного года. | Наблюдения за ребенком в процессе жизнедеятельности и занятий по физической культуре; контрольные упражнения и двигательные задания, беседы, опрос, диагностические игровые задания, проблемные ситуации, наблюдение | ||
2. Социально-коммуникативное развитие | Воспитатель | С 1 по 15 сентября; 15 по 30 мая учебного года. | Создание ситуаций, беседа, опрос, рассматривание иллюстраций, экскурсии на территорию детского сада. Наблюдение за предметно-игровой деятельностью детей; экспериментальные ситуации; сюжетные картинки с полярными характеристиками нравственных норм; анализ детских рисунков, игровые задания; создание проблемных ситуаций; изготовление игрушки из бумаги; наблюдение за процессом труда | ||
3. Познавательное развитие | Воспитатель | С 1 по 15 сентября; 15 по 30 мая учебного года. | Беседа, опрос, задания проблемные ситуации, дидактические игры, анализ продуктов детской деятельности | ||
4. Речевое развитие | Воспитатель | С 1 по 15 сентября; 15 по 30 мая учебного года. | Индивидуальные беседа; опрос, беседа по картинкам; беседа с практическим заданием, дидактические, словесные игры, настольно-печатная игра «Сказки»; анкетирование родителей | ||
5. Художественно-эстетическое развитие | Воспитатель, Музыкальный руководитель | С 1 по 15 сентября; 15 по 30 мая учебного года. | Индивидуальные беседы; наблюдение за процессом художественного творчества, свободной деятельностью детей; диагностические ситуации, диагностические задания, игровые диагностические задания | ||
II | Уровень освоения региональной программы «Основы здорового образа жизни» | Воспитатель | С 1 по 15 сентября; 15 по 30 мая учебного года. | Беседа; создание проблемной ситуации; наблюдение за свободной деятельностью детей | |
II | Уровень освоения парциальных программ, реализуемых в вариативной части: 1. С.Н.Николаева: «Система экологического воспитания дошкольников» 2. О.Л.Князева, М.Д.Маханева «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» | Воспитатель Воспитатель | С 1 по 15 сентября; 15 по 30 мая учебного года. С 1 по 15 сентября; с 15 по 30 мая учебного года. | Игровые задания, д/ игры, беседы, наблюдения за трудовой деятельностью детей в природе (дежрство, выращивание и уход за объектом), поручения, наблюдения на прогулке, создание проблемной ситуации. Беседы, наблюдения за процессом художественного творчества, свободной деятельностью детей, игровые диагностические игры, изготовление и роспись предметов декоративного искусства. |
III. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
Материально-техническое обеспечение Программы (ФГОС ДО п.3.5.)
Материально-технические условия реализации Программы соответствует:
- санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам, описанным в СанПиН 2.4.1.3049-13;
- правилам пожарной безопасности;
- требованиям к средствам обучения и воспитания в соответствии с возрастом и индивидуальными особенностями развития детей;
- требованиям ФГОС ДО к предметно-пространственной среде;
- требованиям к материально-техническому обеспечению программы (учебно-методический комплект, оборудование, оснащение (предметы)).
Материально-техническое оснащение: Кроме группового помещения для успешной реализации Программы используются: кабинет заведующего, методический кабинет, медицинский кабинет, музыкального руководителя; музыкальный зал.
На прогулках максимально используется территория ДОУ: площадка для прогулок, участки для наблюдений, экспериментальной деятельности и трудовых действий детей.
ДОУ оснащено компьютерной техникой, которая используется для реализации Программы.
Учебно-методический комплект:
Основная программа: Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» / под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой. – 3-е изд., испр. И доп. – М.: Мозаика-Синтез, 2012.
Методическое обеспечение и оснащение педагогического процесса соответствует Примерной основной общеобразовательной программе дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой М., 2012 г.
Региональная программа: Орлова М.М. Программа Основы здорового образа жизни. Часть 1. Методические рекомендации для дошкольных учреждений. / Под ред. Н.П. Смирновой. – Саратов, Научная книга, 2000.
Парциальные программы:
С.Н. Николаева «Система экологического воспитания дошкольников» Москва, Мозаика — Синтез, 2011г.,
О.Л.Князева, М.Д. Маханева «Приобщение детей к истокам русского народного искусства» . Москва, «Детство — Пресс» 1999г.
Организация режима пребывания, обучения и воспитания детей
(из примерной программы и СанПиН)
Ведущим фактором укрепления здоровья является выполнение режима дня. Физиологически правильно построенный режим имеет важнейшее значение для предупреждения утомления и охраны нервной системы детей; создаёт предпосылки для нормального протекания всех жизненно-значимых процессов в организме.
Режим дня в группе соответствует возрастным психофизиологическим особенностям ребёнка, представляет собой оптимальное сочетание режимов бодрствования и сна в течение дня при реализации принципа рационального чередования различных видов деятельности и активного отдыха.
Основные физиологические принципы построения режима дня соблюдаются в рамках медико-педагогических требований, определяющих регламентацию умственных и физических нагрузок, своевременный отдых, сон, пребывание детей на воздухе, регулярный приём пищи, достаточный объём двигательной активности.
В построении ежедневной организации жизни и деятельности детей учитываются возрастные и индивидуальные особенностей дошкольников и социальный заказ родителей (законных представителей), предусматриваются личностно-ориентированные подходы к организации всех видов детской деятельности.
Режим дня составлен с расчетом на 12-часовое (7.00-19.00) пребывание ребенка в детском саду при пятидневной рабочей неделе.
В режиме учитываются климатические условия (в течение года режим дня меняется дважды). Продолжительность ежедневных прогулок в холодный период составляет 3 часа 30 минут в день. В холодный период прогулки организовываются 2 раза в день: в первую половину дня – после НОД и до обеда, во вторую половину дня - после ужина и до наступления тёмного времени суток или ухода детей домой.
В отличие от зимнего в летний оздоровительный период увеличивается время пребывания детей на прогулке. Приём детей осуществляется на улице, там же проводится утренняя зарядка, после завтрака и до обеда дети находятся на улице. Летне-оздоровительные мероприятия проводятся там же. Вторая прогулка организована после ужина и до ухода детей домой. При благоприятных погодных условиях прогулка в летний период составляет 7 часов 10 минут.
Во время прогулки с детьми проводятся игры и физические упражнения. Подвижные игры проводят в конце прогулки перед возвращением детей в помещение ДОУ.
Дневному сну в режиме дня отводится 2 часа в холодный период, 2 часа 15 минут – в тёплый период.
Самостоятельная деятельность детей (игры, подготовка к непосредственно образовательной деятельности, личная гигиена и др.) занимает в режиме дня в холодный период 3-4 часа, в тёплый период - 5-6 часов.
Непосредственно образовательная деятельность
Объем недельной образовательной нагрузки в старшей группе, включая реализацию дополнительных образовательных программ, составляет 6 часов 15 минут. Продолжительность непрерывной непосредственно образовательной деятельности – 25 минут. Непосредственно образовательная деятельность проводится в первой половине дня и не превышает 1,5 часа. Перерывы между периодами непрерывной образовательной деятельности – не менее 10 минут. Обязательным элементом каждого НОД является физкультминутка, которая позволяет отдохнуть, снять мышечное и умственное напряжение.
Непосредственно образовательная деятельность физкультурно-оздоровительного и эстетического цикла занимает не менее 50% общего времени, отведенного на непосредственно образовательную деятельность.
Деятельность, требующая повышенной познавательной активности и умственного напряжения детей, проводятся в первую половину дня и в дни наиболее высокой работоспособности детей (вторник, среда, четверг).
Во второй половине дня проводятся занятия по дополнительным образовательным программам и развлечения (см. Приложение 1. к Содержательному разделу Программы).
Особенности традиционных событий, праздников, мероприятий
В старшей группе сложились традиции празднования определённых событий, праздников, мероприятий:
Сентябрь – День знаний, День города, День воспитателя.
Октябрь – Международный день пожилых людей, Осенний праздник.
Ноябрь – День народного единства, День матери.
Декабрь – День Конституции РФ, Новогодний праздник.
Февраль – День защитника Отечества, Масленица.
Март – Международный женский день.
Апрель – День авиации и космонавтики, Пасха.
Май – День Победы, Выпускной бал.
Июнь – День защиты детей, День Отца.
Июль – День семьи.
На основе выше перечисленных традиционных событий, праздников, мероприятий построены комплексно-тематический план, план культурно-досуговой деятельности, план летнее-оздоровительной работы.
Организация развивающей предметно-пространственной среды
Развивающая среда старшей группы соответствует требованиям СанПиН 2.4.1.3049-13, ФГОС ДО и программы «От рождения до школы», и обеспечивает возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых, двигательной активности детей, а также возможности для уединения.
Развивающая предметно-пространственная среда содержательно-насыщенна, трансформируема, полифункциональна, вариативна, доступна и безопасна.
( по ФГОС ДО п. 3.3.4.)
Насыщенность: Образовательное пространство группы оснащено средствами обучения и воспитания, соответствующими материалами: игровым, спортивным, оздоровительным оборудованием и инвентарем (в соответствии со спецификой Программы). Организация образовательного пространства, оборудование и инвентарь обеспечивают игровую, познавательную,творческую активность воспитанников; двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики, участие в подвижных играх и соревнованиях; эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно- пространственной средой; возможность самовыражения детей.
Трансформируемость пространства предполагает возможность изменений предметно — пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, от меняющихся интересов и возможностей детей.
Полифункциональ ность материалов: предполагает возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды: мебели, ширм и т.д.
Вариативность : предполагает наличие различных пространств (для игры, конструирования, уединения) разообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей; периодическую сменяемость игрового материала, появление новых предметов, стимулирующих игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую деятельность детей.
Доступность: предполагает для воспитанников, в т.ч., детей с ограниченными возможностями здоровья, всех помещений, где осуществляется образовательная деятельность; свободный доступ детей, в т.ч., детей с ограниченными возможностями здоровья, к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской деятельности; исправность и сохранность материалов и оборудования.
Безопасность : предметно-пространственной среды предполагает соответствие всех её элементов требованиям по обеспечению надежности и безопасности их использования.
Список литературы:
- Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
- ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой. - 3-е изд., испр. и доп. - М.: Мозаика-Синтез, 2012.
- Комплексное перспективное планирование. Старшая группа / Под ред. Т.С.Комаровой. – М.: Мозаика-Синтез, 2011.
- Н.В. Лободина . Комплексные занятия по программе «От рождения до школы». Под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой..Старшая группа. Г.Волгоград, изд-во «Учитель» 2012г.
- Пензулаева Л.И. Физические занятия в детском саду. Старшая группа: Конспекты занятий. – М.: Мозаика-Синтез, 2011.
- Куцакова Л.В. Конструирование и художественный труд в детском саду: Программа и конспекты занятий. - М.: ТЦ Сфера, 2005.
- Куцакова Л.В. Занятия по конструированию из строительного материала в старшей группе детского сада: Конспекты занятий. - М.: Мозаика-Синтез, 2010.
- Помораева И.А., Позина В.А. Занятия по формированию математических представлений в старшей группе детского сада. Планы занятий. – М.: Мозаика-Синтез, 2012.
- Дыбина О.Б. Занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе детского сада. Конспекты занятий. - М.: Мозаика-Синтез, 2011.
- Гербова В.В. Коммуникация. Развитие речи и общения детей в старшей группе детского сада. – М.: Мозаика-Синтез, 2013.
- Комарова Т.С. Художественное творчество. Система работы в старшей группе детского сада. – М.: Мозаика-Синтез, 2012.
- Орлова М.М. Программа Основы здорового образа жизни. Часть 1. Методические рекомендации для дошкольных учреждений. / Под ред. Н.П. Смирновой. - Саратов, Научная книга, 2000.
- Ребенок в мире поиска: Программа по организации поисковой деятельности детей дошкольного возраста/ Под ред. О.В.Дыбиной, - М.: ТЦ Сфера, 2005.
- Дыбина О.В., Рахманова Н.П. и др. Неизведанное рядом: Опыты и эксперименты для дошкольников. – М.: ТЦ Сфера, 2010.
- Чиркова С.В., «Родительские собрания в детском саду. Старшая группа». ООО «ВАКО» г. Москва, 2013г.
Приложение 1
к Содержательному разделу Программы
(материалы, разработанные ДОУ)
- Комплексно-тематическое планирование
- План физкультурных праздников и досугов
3.Здоровьесберегающие технологии.
Комплексно-тематическое планирование
Дети | Родители | Педагоги | ||
СЕНТЯБРЬ | Праздник «День Знаний» | Экскурсия в школу, участие в празднике первого звонка в школе (в том числе выступление на торжественной линейке, вручение подарков) | Анкетирование родителей по уточнению социального заказа на образовательные услуги | Презентация подарка в виде коллективной работы |
Тематический день «Что нам осень принесла?» | Украшение групповой комнаты осенними букетами, детскими рисунками | Разучивание с детьми стихов о красоте природы | Организация выставки «Краски осени» | |
Реализация проекта «Безопасная дорога» | Изготовление макета дороги, дорожных знаков, просмотр презентации | Анкета «Знаете ли вы правила движения?» | Оформление «Уголков безопасности» | |
Традиция «День воспитателя и всех дошкольных работников» | Сюжетно-ролевая игра «Детский сад», обзорная экскурсия по детскому саду, наблюдения за трудом работников детского сада | День открытых дверей | Деловая игра «Обычные люди» | |
ОКТЯБРЬ | Тематическая неделя «Я в ответе за тех, кого приучил» | Сюжетно-ролевая игра «Зоопарк», рассматривание энциклопедий, составление рассказов на тему «Мой любимый питомец», изготовление коллажа на тему «Домашние животные и птицы, Разучивание стихов, песенок про животных и птиц разыгрывание речевых ситуаций: «Не накормил рыбок», «Позабыли полить цветок в живом уголке», «Не насыпал корм для птиц» и т.п | Организация выставки рисунков «Мои любимые животные» | Беседы, ситуативные разговоры и рассказы педагогов по теме, в том числе о видовом разнообразии животных, местах их обитания и питании, их значении в жизни человека и всего живого, последствиях уничтожения животных, защите животных со стороны людей и государства, посильной помощи детей в деле защиты животных. |
Реализация проекта «Вода» | Знакомство со свойствами воды, проведение опытов, экспериментов по данной теме, разучивание стишков, наблюдения | Опытническая деятельность дома | Проведение специальных занятий. Беседы с детьми Оборудование центра экспериментиро-вания Развлечение | |
«Праздник осени» | Разучивание стихов, песен, сценок | Изготовление атрибутов | Индивидуальная работа с детьми по подготовке праздника | |
Традиция «Осенняя ярмарка» | Изготовление поделок из овощей и природного материала | Помощь в изготовлении поделки | Конкурс: «Дары осени» | |
НОЯБРЬ | Тематическая неделя «Мой любимый детский сад» | Сюжетные игры, театрализованные игры, игры – инсценировки, отгадывание загадок про профессии д/с, экскурсии, наблюдения, чтение рассказов «Правила поведения в д/с», решение проблемных задач | Изготовление атрибутов и костюмов к играм и инсценировкам, помощь в составлении рассказов о сотрудниках детского сода | Систематизация имеющего материала, организация экскурсий по рабочим местам |
Реализация проекта «Хлеб – всему голова» | Рисование рисунков, помощь в оформлении, чтение украинской сказки «Колосок» | Помощь в сборе зерновых культур, в оформлении дидактического материала | Оформление уголка с разнообразными видами зерен | |
Праздник «День народного единства» | Рисование, аппликация удмуртского орнамента, слушание, разучивание и исполнение песен удмуртских композиторов | Развлечение о нашем родном крае | Открытое занятие: «Наш герб», цикл бесед и рассказы воспитателя по теме «Моя малая Родина», знакомство детей с государственной символикой России, Удмуртии | |
Традиция «День матери» | Сюжетно-ролевая игра «Дочки-матери», выставка рисунков «Моя мама», разучивание песенок и стихов о маме, чтение художественной литературы | Участие в празднике | Проведение праздника: «День матери» Мастерская по изготовлению подарков мамам | |
ДЕКАБРЬ | Тематическая неделя «Мир добра» | Дидактические игры, решение проблемных ситуаций, чтение рассказов: «Цветик - семицветик», сказок, беседы о мире добра и зла, игры и приготовление подарков для младших дошкольников | Подбор художественной литературы, совместное решение педагогических задач для родителей и ребёнка | Подбор методической литературы и пособий, рекомендации по решению педагогических задач |
Реализация проекта «Снежные постройки» | Беседы о зимних забавах, игра-экспериментирование «Свойства и качества снега», конкурс рисунков на снегу, посильная помощь | Помощь в постройке снежных фигур | Составление эскизов построек | |
Праздник «Новый год» | Новогодний утренник, разучивание стихов, песенок, танцев, игр, поделки для оформления праздничного зала, зимние букеты | Организация дежурства на утренниках, помощь в приобретении подарков для детей, участие на празднике, организация карнавальных костюмов | Работа с детьми по подготовке праздника | |
Традиция «Зимние игры с Дедом Морозом» | Викторины, подвижные, дидактические игры, сочинение сказок, изготовление поделок | Консультация «Закаливание в системе физического воспитания на прогулке» | Организация сюрпризных моментов | |
ЯНВАРЬ | Тематический день «День творчества» | Репродукции картин, художественные открытки, книги, раскраски, плакаты, карточек | Помощь в сборе наглядных пособий и оборудования | Подбор фильмов, слайдов, картин с целью обогащения художественных впечатлений детей; подбор материалов, инструментов, оборудования |
Реализация проекта «Азбука вежливости» | Рассматривание сюжетных картинок на тему «Хорошо-плохо», игры дидактические, сочиним сказку | Беседа с детьми «Кто и зачем придумал правила поведения» | Беседа «Что мы знаем о вежливости», чтение произведений по данной теме | |
Праздник «Рождество» | Разучивание колядок | Рождественские посиделки в музейной комнате в сельском культурном центре | ||
ФЕВРАЛЬ | Тематический день «Солнышко в гостях у ребят» | Разучивание стихов, закличек, игры - экспериментирование, опыты | Проведение опытов в домашних условиях | Пополнение материала в уголок экспериментирования |
Реализация проекта «В гостях у сказки» | Игры-драматизации, слушание сказок в записи, вечер загадок, изобразительная деятельность | Разучивание с детьми слов к играм-драматизациям | Беседа с детьми, пополнение оборудования в различных видах театра | |
Праздник «День защитников Отечества» | Подвижные и спортивные игры, эстафеты, конкурсы, Соревнования, КВН | Спортивный праздник, КВН (с участием пап) | Ситуативные разговоры с детьми, беседы по теме праздника; рассматривание изображений военной формы, сюжетных картинок, фотографий, иллюстраций к книгам по теме праздника | |
МАРТ | Тематическая неделя «Неделя детской книги» | Сюжетно-ролевая игра «Библиотека», «Книжный магазин»; рассматривание книг | Оформление и презентация книги | Организация экскурсии в библиотеку, оформление речевых уголков |
Реализация проекта «Совершаем добрые поступки» | Труд в уголке природы, дидактические игры, этюды, решение проблемных ситуаций | Совместная презентация родителя и ребёнка: «Мои добрые поступки» | Беседа с детьми, создание проблемных ситуаций | |
Праздник «Международный женский день» | Разучивание стихов, песен, изготовление подарков, пригласительных на праздник | Выставка поделок, изготовленных совместно с мамами | Подготовка утренников | |
Традиция «Масленица» | Русские народные подвижные игры, разучивание закличек | Изготовление чучела | Рассказ детям о каждом дне масленицы, организация праздника бульваре К.Л Мюфке | |
АПРЕЛЬ | Тематическая неделя «Неделя здоровья» | Решение проблемных ситуаций, чтение художественной литературы по теме праздника, спортивные и физкультурные досуги, познавательные занятия, беседы, день подвижных игр, выставка лучших детских работ: «Мы здоровыми быть хотим» | Оформление фотогазеты: «Мама, папа и я – дружная семья», родительские собрания по теме, консультации для родителей: «Как предупредить заболевания клещевым энцефалитом», «Правила прививок» и др. | Оформление папок – передвижек: «Выработка гигиенических навыков», «Дети с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью», проведение родительских собраний |
Реализация проекта «Огород на окне» | Посадка семян, уход за растениями, дидактические игры, наблюдения, опыты | Знакомство детей с разнообразием овощных растений, рассказ о пользе каждого из них | Подбор оборудования, организация трудовой деятельности детей | |
Праздник «День космонавтики» | Просмотр видеофильма (о космосе, космических явлениях), книг, иллюстраций, поздравление именинников, Спортивные мероприятия. | Сбор материала по теме праздника | Рассказ детям о дне космонавтики | |
Традиция «неделя экологических театров» | Подготовка к презентации, участию и выступление в недале экологических театров | Чтение детям рассказов, стихов на тему экологии | Показ инсценировок на экологическую тематику. | |
МАЙ | Тематическая неделя «Путешествие в мир насекомых» | Наблюдение за насекомыми на прогулке, чтение энциклопедий про животный мир, изобразительная деятельность, беседы о пользе насекомых | Организация экскурсии на лужайку | Беседа «Что дети знают о насекомых», организация занятий, просмотр презентаций «Живая природа» |
Реализация проекта «Зелёный май» | Беседы с детьми о цветущих растениях, рассматривание иллюстраций, составление рассказов на тему «Как мы работали на участке», проведение субботника, рисование – экспериментирование, коллективные работы: «Наш луг», «Радуга - дуга» | Помощь в посадке растений, изготовлении детских построек, косметический ремонт участка | Создание проекта благоустройства участка, тематической веранды | |
Праздник «День Победы» | Участие в празднечных мероприятиях, чтение художественной литературы, посещение участников войны с праздничным поздравлением | Беседы со своими детьми по теме праздника, совместное изготовление подарков для участников войны | Вахта памяти | |
Традиция «Экскурсия в парк Солнечный» | Двигательные игры, театрализованные игры, беседа: «безопасность в природе», сбор природного материала | Сопровождение детей, обыгрывание ролей | Составление плана экскурсии, подготовка оборудования. |
На летний период в ДОУ разработан план мероприятий на каждый день (см. образовательную программу).
План физкультурных праздников и досугов
Дата проведения | Мероприятие |
11 сентября | Спортивные соревнования «Разноцветные мячи», посвященные Дню города |
1 октября | Спортивный праздник «Крепыши» по легкоатлетическому троеборью |
1 ноября | Спортивные соревнования «Мы здоровью скажем да!», посвященные Дню народного единства |
13 декабря | День спорта «Пришла веселая зима» |
14 января | Соревнования по зимним видам спорта «Зимние старты с дедом Морозом» |
7-13 февраля | Зимние Олимпийские игры |
21 февраля | Спортивный праздник «День защитника Отечества» |
14 марта | Спортивный праздник «Быть спортивным всем по силам» |
11 апреля | Спортивные соревнования, посвященные Дню Космонавтики |
8 мая | Спортивные соревнования «Майский праздник-День Победы» |
10 июня | Спортивные соревнования «Навстречу лету» |
16 июля | День здоровья «Не проспи лето» |
7 августа | Спортивный праздник «Играй и двигайся», посвященный Дню физкультурника |
Профилактические мероприятия
Форма | Периодичность | Ответственные |
1. Витаминотерапия | 2 раза в год | Повар |
2. Профилактика гриппа и простудных заболеваний (режимы проветривания, утренние фильтры, работа с родителями) | В неблагоприятные периоды (осень-весна) возникновения инфекции | Воспитатели, младшие воспитатели |
Нетрадиционные формы оздоровления
Форма | Периодичность | Ответственные |
1. Музыкотерапия | Использование музыкального сопровождения в режимных моментах, физкультуре перед сном. | Воспитатели групп. |
2. Фитонцидотерапия (лук, чеснок) | Неблагоприятные периоды, эпидемии, инфекционные заболевания | Младшие воспитатели, повар |
Закаливание
Форма | Периодичность | Ответственные | |
1. Контрастные воздушные ванны | После дневного сна, на физкультурных занятиях | Воспитатели | |
2. Ходьба босиком, ходьба по массажным коврикам | После сна, на занятии физкультурой | Воспитатели, | |
3. Облегченная одежда детей | В течение дня | Воспитатели | |
4. Мытье рук, лица, шеи прохладной водой | В течение дня | Воспитатели, младшие воспитатели |
Приложение 2. к Организационному разделу Программы:
- Режим пребывания воспитанников старшей группы в ДОУ.
- Расписание НОД.
- Двигательный режим.
- Организация развивающей предметно-пространственной среды для самостоятельной деятельности детей;
- Диагностические методики оценки уровня развития детей;
- Список методической литературы.
Распределение основных режимных моментов на холодный период
для воспитанников старшей группы
Элементы режима | Время |
Прием и осмотр, игры, дежурство, утренняя гимнастика | 7.00-8.30 |
Подготовка к завтраку, завтрак | 8.30-8.55 |
Игры, самостоятельная деятельность | 8.55-9.00 |
Организованная образовательная деятельность | 9.00-9.20 9.30-9.55 |
Игры, подготовка к прогулке, прогулка (игры, наблюдения, труд) | 10.35-12.25 |
Возвращение с прогулки, игры | 12.25-12.40 |
Подготовка к обеду, обед | 12.40-13.10 |
Подготовка ко сну, дневной сон | 13.10-15.00 |
Постепенный подъем, воздушные, водные процедуры | 15,00-15.25 |
Подготовка к полднику, полдник | 15.25-15.40 |
Игры, самостоятельная деятельность детей | 15.40-16.20 |
Подготовка к ужину, ужин | 16.20-16.45 |
Подготовка к прогулке, прогулка | 16.45-18.00 |
Возвращение с прогулки, игры | 18.00-18.20 |
Чтение художественной литературы | 18.30-18.45 |
Игры, уход детей домой | 18.45-19.00 |
Режим обучения
в старшей группе
Понедельник | |
1. Ребенок и окружающий мир / Предметное окружение. Явления общественной жизни-- 1, 3 неделя. Формирование элементарных экологических представлений - 2, 4 неделя/ («Познавательное развитие» «Социально-коммуникативное развитие») | 9.00 — 9.25 |
2. Физическая культура (в зале ) («Физическое развитие») | 10.20— 10.40 |
3. Рисование («Художественно-эстетическое развитие») | 15.40 – 16.05 |
Вторник | |
1. Музыка («Художественно-эстетическое развитие») | 9.00 — 9.25 |
2. Развитие речи. Художественная литература («Речевое, социально-коммуникативное, художественно-эстетическое развитие») | 9.40 — 10.00 |
Физкультурный досуг (3 неделя) | 15.40 — 16.05 |
Кружковая деятельность. «Юный эколог» («Познавательное развитие» «Социально-коммуникативное развитие») | 16.20 — 16.45 |
Среда | |
1. Формирование элементарных математических представлений («Познавательное развитие») | 9.00 — 9.25 |
2. Физическая культура на воздухе («Физическое развитие») | 10.30 — 10.50 |
3. Лепка (1, 3 неделя) /Аппликация (2, 4 неделя) («Художественно-эстетическое развитие») | 15.40 — 16.05 |
Развлечение: тематическое (1, 2 неделя) музыкальное (4 неделя) | 16.20 — 16.45 |
Четверг | |
1. Рисование («Художественно-эстетическое развитие») | 9.00 — 9.20 |
2. Музыка(«Художественно-эстетическое развитие») | 9.45 — 10.10 |
Кружковая деятельность. «С чего начинается Родина?» «Социально-коммуникативное развитие») | 15.40 — 16.05 |
Пятница | |
1. Физическая культура (в зале) («Физическое развитие») | 9.00 — 9.25 |
2. Развитие речи. Художественная литература («Речевое, социально-коммуникативное, художественно-эстетическое развитие») | 9.35 — 9.55 |
3.Конструирование («Худ.-эстетич. развитие.Познание») | 15.40 — 16.05 |
Двигательный режим
Формы образовательной деятельности ДОУ по физическому развитию детей | Совместная деятельность в режимные моменты | Совместная деятельность с педагогом - НОД | Самостоятельная деятельность детей | Совместная деятельность с семьей |
Утренняя гимнастика | Подвижные игры (в том числе на свежем воздухе) | Физические упражнения | Гимнастика после дневного сна | Игровые упражнения |
День здоровья | Спортивные упражнения | Двигательная НОД | «Мой веселый звонкий мяч» «Веселые старты» | Физкультурные досуги Физкультурные праздники |
Физкультминутки | Подвижные игры | Спортивные игры | Секции | Самостоятельные подвижные игры |
Реализация проектов. | Физкультурный досуг | Физкультурные праздники | Самостоятельная двигательная активность | Консультативные встречи |
Организация развивающей предметно-пространственной среды для самостоятельной деятельности детей
Старшая группа оснащена оборудованием для детской деятельности в помещении и на участке. В группе имеется игровой материал для познавательного развития детей дошкольного возраста, музыкального развития, для продуктивной и творческой деятельности, для сюжетно-ролевых игр; игрушки и оборудование для игр во время прогулок; оборудование для физического, речевого, интеллектуального развития; игры, способствующие развитию у детей психических процессов.
Состояние предметно – развивающей среды в группе соответствует санитарным нормам и правилам и проектируется на основе
- реализуемой в детском саду образовательной программы;
- требований нормативных документов;
- материальных и архитектурно-пространственных условий;
- предпочтений, субкультуры и уровня развития детей;
- общих принципах построения предметно-развивающей среды (гибкого зонирования, динамичности-статичности, сочетание привычных и неординарных элементов, индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия каждого ребенка и взрослого, учета гендерных и возрастных различий детей, уважение к потребностям и нуждам ребенка).
Все базисные компоненты развивающей предметной среды включают оптимальные условия для полноценного физического, эстетического, познавательного и социального развития детей. Пространство организовано так, чтобы проводить много вариативных игр.
Основные направления развития | Наличие специальных помещений | Имеющиеся пособия и оборудование |
Физическое развитие | групповое помещение | мячи, фитболы, палки гимнастические, традиционное и нетрадиционное оборудование, тренажер «беговая дорожка», массажный коврик. Бактерицидная лампа |
Социально-коммуникативное развитие Познавательное развитие Речевое развитие | Групповое помещение с предметно-развивающей средой, с центрами развития (игровой, художественно-речевой, исследовательский и др.). | Развивающие пособия и игры, атрибуты, игровые модули, сюжетно-игровое оборудование, Учебно-наглядные пособия |
Развивающие пособия детская художественная литература, числовые фризы, наглядный и раздаточный материал, числовая прямая | ||
Игры по развитию речи звукобуквенное панно, детская художественная литература. | ||
Художественно-эстетическое развитие | групповое помещение | магнитофон, диски, познавательные видеодиски, детские музыкальные инструменты, детская художественная литература, развивающие пособия, игры, альбомы, мольберты, конторки, материалы для традиционного и нетрадиционного изображения предметов и образов, лекала, трафареты, печатки. Учебно-наглядные пособия: «Времена года», «Знакомим с пейзажной живописью», «Знакомим с натюрмортом», «Знакомим с портретной живописью». |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа совместной деятельности воспитателя с детьми по обучению игре в шашки кружок "Русские шашки"
Программа направлена на обучение детей игре в русские шашки....
Рабочая Программа совместной деятельности воспитателя с детьми 5 – 7 лет по художественно-эстетическому направлению: «Волшебная бумага-Оригами»
Представляю вашему вниманию Рабочую Программу совместной деятельности воспитателя с детьми 5 – 7 лет по художественно-эстетическому направлению: «Волшебная бумага-Оригами»...
Рабочая Программа совместной деятельности воспитателя с детьми 5 – 7 лет по художественно-эстетическому направлению «В некотором царстве, в бумажном государстве»
Согласно ФГОС ДО, важнейшей задачей дошкольного образования является всестороннее личностное развитие детей, основанное на соответствующих дошкольному возрасту видах деятельности, таких как игра, изоб...
Рабочая программа совместной деятельности воспитателей с детьми 5-6 лет, якутская старшая группа «Кустук»
I ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛПояснительная записка Рабочая программа по развитию детей старшей группы разработана в соответствии с ООП МБДОУ «Д/с №8 «Родничок», в соответствии с введением в дейст...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВОСПИТАТЕЛЕЙ С ДЕТЬМИ (6-7 лет)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВОСПИТАТЕЛЕЙ С ДЕТЬМИ 6-7ЛЕТ (ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ К ШКОЛЕ ГРУППА «Конфетти»)...
Рабочая программа совместной деятельности воспитателя с детьми 1.6 – 4 лет Младшая разновозрастная группа на 2018-2019 учебный год
Обязательная часть Программы выстроена на основе Образовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» / Под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой.Соде...
Рабочая программа совместной деятельности воспитателя с детьми в средней группе 2017-2018 учебный год
Рабочая программа в средней группе...