Игровой проект «Игры адаптационного периода»
проект на тему
Через цикл игр помочь детям раннего возраста в адаптации к условиям дошкольного образовательного учреждения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_-adaptatsiya.docx | 856.2 КБ |
Предварительный просмотр:
Краснодарский край
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
центр развития ребёнка – детский сад №6
муниципального образования Щербиновский район
станица Старощербиновская.
Автор проекта:
Дембендер Наталья Геннадьевна-
воспитатель МБДОУ ЦРР - детский сад №6
ст.Старощербиновская
Воспитанники первой младшей группы
ст. Старощербиновская
Информационная карта проекта
Проект «Игры адаптационного периода».
Продолжительность проекта: 5 месяцев, по мере поступления детей.
Тип проекта: игровой.
Участники проекта:
дети, родители, педагоги, администрация ОУ.
Возраст детей: 1 год 6 месяцев- 2года 2месяца.
Проблема, значимая для детей, на решение которой направлен проект: «Преодоление стрессовых состояний у детей раннего возраста в период адаптации к детскому саду; снятие эмоционального и мышечного напряжения».
Цель проекта:
Через цикл игр помочь детям в адаптации к условиям дошкольного образовательного учреждения.
Задачи проекта
Для педагога:
1.Развивать свою профессиональную компетентность в проектной деятельности и личный потенциал.
2.Знакомство с индивидуальными особенностями каждого ребёнка с целью быстрой адаптации к условиям д/сада.
3.Наладить доверительные взаимоотношения с детьми.
Для детей:
1.Наладить доверительные отношения с воспитателем.
2.Создать эмоционально положительную спокойную атмосферу в группе.
3.Развитие игровых навыков, произвольного поведения.
4.Развитие навыков взаимодействия детей друг с другом.
Для родителей:
1.Принять участие в проекте. Ознакомиться со структурой проекта, его образовательными задачами для безболезненной адаптации к детскому саду.
2.Принять участие в создании игровой и предметной деятельности в группе.
Этапы проектной деятельности
1.Подготовительнный этап.
- Предварительное знакомство с родителями на собрании через беседу об особенностях их ребёнка.
- Выбор темы, постановка целей и задач.
- Разработка информационной карты, написание перспективного плана, форм и методов реализации проекта.
- Обсуждение с родителями содержания проекта, определение содержания деятельности всех участников проекта.
- Подборка литературы, информации из интернета, фотоматериалов.
- Анкетирование родителей.
2.Основной этап.
- Создание предметно - развивающей среды в группе.
- Игры адаптационного периода с детьми:
- «Я иду к вам в гости с подарками»
- «Загляни ко мне в окошко»
- «Шли, шли, что-то нашли»
- «Приходите ко мне в гости, я вас буду ждать»
- Ведение адаптационных листов.
- Изготовление сувениров для каждого ребёнка.
3.Заключительный этап.
- Оформление фотоматериалов.
- Обобщение результатов адаптационных листов.
- Сделать вывод по теме проектной деятельности «Адаптационные игры»: адаптационные игры помогают преодолеть стрессовые состояния у детей раннего возраста в период адаптации к д/саду.
4.Презентация проекта.
- Презентация проекта на педсовете.
- Презентация проекта для родителей.
Ожидаемый результат по проекту.
Для детей:
1.Снижение импульсивности, излишней двигательной активности, тревоги, агрессии.
2.Развитие внимания, восприятия, речи, воображения.
3.Развитие игровых навыков, произвольного поведения.
4.Развитие чувства ритма, общей мелкой моторики, координации движений.
5.Наладить доверительные отношения с воспитателем.
Для педагогов:
1.Удачное сотрудничество с родителями.
2.Высокий содержательный и организационный уровень проекта.
3.Новая предметно-развивающая среда.
4.Высокая мотивация сотрудничества родителей.
Для родителей:
1.Возможность активного участия в образовательном процессе.
2.Возможность увидеть результат игр на лёгкую адаптацию детей к ДОУ.
Продукты проекта.
- Разработка методической рекомендации по проектно-исследовательской деятельности.
- Подготовка презентации по данному проекту и показ её на педсовете и для родителей.
- Оформление брошюры, включающей в себя фотоматериалы, информационную карту, перспективный план, формы и методы реализации проекта , результаты анкетирования ,подведение итогов по адаптационным листам.
Перспективный план проектной деятельности
для детей первой младшей группы
«Игры адаптационного периода»
Июль | -Собрание с родителями «На пороге д/сада» -Создание предметно-развивающей среды -Анкетирование родителей -Оформление адаптационных листов |
Август | -Продолжать вести адаптационные листы. -Анкетирование родителей вновь принятых детей. -Игра «Загляни ко мне в окошко». -Фотоматериалы по игре. |
Сентябрь | -Продолжать вести адаптационные листы. -Анкетирование родителей вновь принятых детей. -Игра «Загляни ко мне в окошко». -Игра « Шли, шли, что-то нашли». -Фотоматериалы по игре. -Итоги адаптации. |
Октябрь | -Продолжать вести адаптационные листы. -Анкетирование родителей вновь принятых детей. -Игра «Загляни ко мне в окошко». -Игра «Шли, шли, что-то нашли». -Игра «Я иду к вам в гости с подарками». -Фотоматериалы по игре. -Итоги адаптации. |
Ноябрь | -Продолжать вести адаптационные листы. -Анкетирование родителей вновь принятых детей. -Игра «Загляни ко мне в окошко». -Игра «Шли, шли, что-то нашли». -Игра «Я иду к вам в гости с подарками». -Игра «Приходите ко мне в гости , я вас буду ждать». -Фотоматериалы по игре. -Итоги адаптации. |
Раздел программы | Виды детской деятельности |
Речь и речевое развитие | 1.Речь ответная о предмете: - игрушки ( зайчик, медведь, воробышек, бабочка, бычок, слон, котик, лисичка, поезд, самолёт, машина…) -книги, карандаши, посуда и т.д. 2. Чтение и заучивание стихотворений и потешек: -«Лошадка» -«Мишка» -«Грузовик» -«Кораблик» -«Вот и люди спят…» -«Пошёл котик на торжок.» -«Киска, киска, киска брысь» |
Игровая деятель-ть | 1.Адаптационные игры: -«Загляни ко мне в окошко». -«Шли, шли мишку нашли» -«Я иду к вам в гости с подарками» -«Приходите ко мне в гости, я вас буду ждать» 2. Подвижные игры: -«Бабочка на лужайке». -«Зайка беленький сидит». -«Воробышки и автомобиль». -«У медведя во бору». -«Самолёт». -«Поезд». -«Грибок» и др. 3. Речевые игры: -«Мы капусту рубим ….», -«Очки». -«Вышла курочка гулять..» -«Мальчик пальчик» и т.д. |
Здоровье и физическое развитие | 1.Организация двигательного режима детей в подвижных играх. 2.Через адаптационные игры упражнять детей в ходьбе стайкой, ходить и бегать не наталкиваясь друг на друга, ходить по кругу. |
Социальное развитие | 1.Экскурсии по групповой комнате, раздевалке . 2.Праздники в музыкальном зале. 3. Экскурсии по участку, территории д/сада. |
Музыкальная деятельность | 1.Пение песенок об игрушках. 2.Логоритмические этюды |
Взаимодействие с родителями | 1.Оформление фотоматериалов 2.Оформление родительского уголка, консультации 3.Анкетирование родителей, создание п/и среды. |
Содержание
- Анкеты для родителей
- Адаптационные игры
- Стихи и потешки об игрушках
- Пальчиковая гимнастика
- Подвижные игры
- Фотоотчёт о работе над проектом
Анкеты для родителей.
Анкета-знакомство.
1.Фамилия, имя ребёнка, дата рождения __________________________________
2.Домашний адрес, телефон (дом, раб.)____________________________________
3.__________________________________________________________________________
мама (ФИО, профессия, образование)
4.__________________________________________________________________________
папа (профессия, образование)
5.Кто участвует в воспитании ребёнка?__________________________________________________________________
6.Проживающие в семье бабушка, дедушка, (место работы, национальность, язык_______________________________________________________________________
7.Есть ли у ребёнка братик или сестричка__________________________________________________________________
8.Подвержен ли ребёнок простудным заболеваниям?_____________________________________________________________
9.А что должны знать воспитатели о здоровье вашего ребёнка____________________________________________________________________
10Как засыпает?____________________________________________________________
11.Как вы называете своего ребёнка дома?__________________________________
12Навыки самообслуживания_________________________________________________________
13.Умеет ли ребёнок играть сам?________________________________________________________________________
14Его любимые игры и игрушки____________________________________________________________________
15С желанием ли играет с другими детьми?____________________________________________________________________
16.Делится ли своими игрушками?________________________________________________________________
17.Каковы любимые занятия дома? Вне дома?_______________________________________________________________________
18.О чём бы вы хотели узнать, поговорить при встречах?___________________________________________________________________
19.С какими трудностями сталкиваетесь в воспитании?________________________________________________________________
20.Что бы вы хотели получить от пребывания ребёнка в детском саду?_______________________________________________________________________
21. Чем больше всего Вы любите заниматься в свободное время: рукоделием, чтением, коллекционированием, рисованием, садоводством, кулинарией, спортом, игрой на музыкальных инструментах)____________________________
22.Какую помощь вы можете оказать группе: сшить, связать одежду кукле, отремонтировать игрушки, нарисовать что-либо, отпечатать на компьютере, снять ксерокопию_____________________________________________________
СПАСИБО!
Анкета-опрос.
Уважаемые родители, отвечая на следующие вопросы, вы окажете помощь в правильной организации воспитательного процесса.
1.У моего ребёнка есть отдельная комната (уголок), где он может играть и хранить свои игрушки_________________________________________________
2.В игровом уголке моего ребёнка есть стол и стул, соответствующие для его возраста______________________________________________________________
3.На полке моего ребёнка больше машинок, кукол, мягких игрушек, чем кубиков, конструкторов, пирамидок____________________________________________________________
4.У моего ребёнка есть любимая игрушка (укажите, какая)___________________
5.У нас дома есть спортивное оборудование, спортивный комплекс_____________________________________________________________
6. Моему ребёнку всегда доступны бумага, карандаши, пластилин, краски_______________________________________________________________
7.Я каждый день читаю книги, пою песни моему ребёнку______________________________________________________________
8.У моего ребёнка есть любимая сказка, песенка, которые он готов слушать много раз (какие?)______________________________________________________________
9. Моего ребёнка мало интересуют игрушки, он любит играть с другими предметами___________________________________________________________
АДАПТАЦИОННЫЕ ИГРЫ
«Загляни ко мне в окошко»
Воспитатель делает окошко на глазах детей или берёт ширму . И говорит , о том , что сядет у окошка , откроет шторку .
Возьмёт яблоки и будет детей угощать. Обращает внимание на то, что яблоко наливное, румяное, душистое сладкое, красное и т.д. Предлагает детям угоститься. В следующей игре предлагает детям : книжку, игрушку, игрушку-забаву (юла, металлофон, заводную собачку и т.д.), «секретик»-камушки, ракушки, листик,карандаш
«Шли, шли зайку нашли».
Воспитатель предлагает детям , пойти с ним погулять. Дети стайкой идут за педагогом , он им говорит о том , что они шли , шли и зонтик нашли (вос-ль заранее прячет зонтик). Воспитатель с детьми рассматривает зонтик ,читает потешки «Солнышко ,сол-нышко», «Солнышко-вёдрышко». Предлагает детям поиграть в подвижную игру «Солнышко и дождик».
В следующих играх предлагает: игрушки
( зайчик, медвежонок, бычок, котёнок , мячик, поезд, самолёт и т.д.), книгу , угощение.
Воспитатель приносит детям в коробочке снежинки. Говорит что принесла им подарки , раздаёт снежинки .Рассматривают их ( ажурные, прозрачные, лёгкие, белые), познают качество и свойства, беседуют, играют с ними, а затем относят себе в шкафчик, играют с ними дома.
Родителям предложить сделать коробочку для подарков воспитателя. В следующей игре используют: листочки с изображением солнышка, камушки, шишки, бабочки из фантиков, оригами (зайчики, курочки, кораблики и т.д. ).
Воспитатель создаёт игровую обстановку и приглашает к себе в гости детей. Ставит конкретную игровую цель и реализовывает её: « Сейчас я буду печь детям булочки. Я возьми миску ,в неё насыплю муки , добавлю сахар, яичко, масло , молочка и замешу тесто . Слеплю булочки для ребят , разложу их на сковороду , смажу взбитым яичком, и поставлю в духовку выпекать. Какие красивые, пышные булочки у меня получились!
Угощайтесь ребята!» В следующих играх можно предложить:
-Сварю грибной суп.
-Напеку пирожков.
Покажу вам театр.
-Покажу концерт и т.д.
Пальчиковая гимнастика
Дом Дом стоит с трубой и крышей, На балкон гулять я вышел. | Очки Бабушка очки надела И внучонка разглядела |
Наш малыш Этот пальчик – дедушка. Этот пальчик – бабушка. Этот пальчик – папочка. Этот пальчик – мамочка. Этот пальчик – это я. Вот и вся моя семья | Встали пальчики Этот пальчик хочет спать, Этот пальчик- прыг в кровать, Этот пальчик прикорнул, Этот пальчик уж заснул. Встали пальчики –« Ура!» В детский сад идти пора ! |
Дождик Дождик-дождик, Полно лить, Малых детушек Мочить ! | Коза рогатая Идёт коза рогатая За малыми ребятами. -Кто кашку не ест, Молоко не пьёт, Забодаю, забодаю!... |
Пальчик – мальчик - Пальчик-мальчик ,где ты был ? - С этим братцем в лес ходил. - С этим братцем щи варил. - С этим братцем кашу ел. - С этим братцем песни пел! | Сорока Сорока-сорока, сорока-белобока Кашку варила, деток кормила. |
Засолка капусты -Что за скрип? Что за хруст? Это что ещё за куст? - Как же быть без хруста, Если я капуста !
| Солнце Солнце утром рано встало, Всех детишек приласкало. |
Задачи.
Закреплять у детей умение становиться в круг, постепенно расширять и сужать его.
Описание игры.
Дети вместе с воспитателем берутся за руки и образуют небольшой круг, становясь близко друг к другу, затем говорят:
Раздувайся, пузырь, Раздувайся, большой, Оставайся такой, Да не лопайся.
Одновременно с этим все постепенно расширяют круг и держатся за руки до тех пор, пока воспитатель не скажет: «Лопнул пузырь!» Дети опускают руки и приседают на корточки, говоря: «Хлоп». Можно после слов «лопнул пузырь» предложить детям, по-прежнему держась за руки, двигаться к центру круга, произнося: «ш-ш-ш».
Малыши вновь надувают пузырь, отходят назад, образуя большой круг. Произносить текст надо медленно, четко, привлекая детей к повторению слов за воспитателем. Вместо четверостишия можно произносить звуки, имитирующие надувание шара: «пф-пф-пф». Когда шар лопнет, хлопнуть в ладоши и присесть.
Задачи.
Упражнять детей в умении бегать, не наталкиваясь друг на друга, выполнять движения по сигналу.
Описание игры.
Дети сидят на стульях, расположенных на одной стороне комнаты, площадки. Воспитатель делает вращательные движения рук перед грудью и произносит: «р-р-р», показывает, как завести мотор у самолета.
Затем обращается к детям: «Встали, приготовились к полету, завести моторы!» Все повторяют движения рук. По сигналу «полетели» дети разводят прямые руки в стороны (крылья у самолета) и бегают в разных направлениях по комнате, площадке. По сигналу «на посадку» все направляются к своим стульям и садятся на них. Игра повторяется.
Воспитатель сначала показывает движения, а затем все игровое задание выполняет вместе с детьми.
Задачи.
Упражнять детей идти вперед небольшими группами. Сначала держась друг за друга, затем свободно двигая руками, согнутыми в локтях, начинать и заканчивать движение точно по сигналу воспитателя.
Описание игры.
Воспитатель помогает нескольким детям стать друг за другом и говорит: «Поиграем в поезд. Я буду паровоз, а вы — вагончики», затем встает впереди детей. Паровоз дает гудок, и поезд начинает двигаться сначала медленно, потом быстрее. Воспитатель ведет колонну детей в одном направлении, затем в другом, наконец, останавливается и говорит: «Остановка». Через некоторое время паровоз вновь дает гудок, и поезд отправляется в путь.
Роль паровоза вначале выполняет воспитатель, лишь после нескольких повторений он привлекает к роли ведущего наиболее активного ребенка. Паровоз двигается медленно, чтобы вагончики-дети не отставали друг от друга. Первое время каждый ребенок держится за одежду впередистоящего, а затем дети свободно идут друг за другом и двигают руками, подражая движению колес паровоза, в такт произносимых слов «чу-чу-чу-чу».
Дети могут строиться друг за другом произвольно. При неоднократном повторении игры малышам предлагают выйти на Остановке: собрать ягоды, грибы, попрыгать, погулять. Услышав гудок, дети должны быстро построиться в колонну за паровозом.
Задачи.
Развивать у детей умение бегать врассыпную, не
наталкиваясь друг на друга, быстро реагировать на сигнал.
Описание игры.
Вначале при ознакомлении с игрой дается упрощенный вариант. Дети сидят на стульях или гимнастической скамейке. По сигналу воспитателя «солнышко» все идут гулять, , бегают, играют и т. д. По сигналу «дождик» быстро возвращаются на свои места.
В игре можно использовать зонт, воспитатель раскрывает его на втором сигнале — «дождик». Дети бегут к воспитателю прятаться под зонт.
После неоднократного повторения игру можно усложнить: на некотором расстоянии от края площадки или стены комнаты расставляют стулья, дети присаживаются на корточки сзади и смотрят в окошко (в отверстие спинки}, воспитатель говорит: «На небе'солнышко! Можно идти гулять».
Малыши бегают по всей площадке. На сигнал «дождик, скорей домой» бегут на свои места и присаживаются сзади стульев. Воспитатель снова говорит: «Солнышко! Идите гулять!» Игра повторяется.
Задачи.
Приучать детей подпрыгивать на двух ногах, внимательно слушать четверостишие и убегать только тогда, когда будет произнесено последнее слово.
Описание игры.
Дети сидят на стульях с одной стороны комнаты или площадки. На некотором расстоянии перед ними — воспитатель, у него мяч. Он показывает, как легко и высоко прыгает мяч, если отбивать его рукой, и приговаривает:
Мой веселый звонкий мяч, Ты куда пустился вскачь? Красный, желтый, голубой, Не угнаться за тобой!
Затем воспитатель вызывает 2—3 детей, предлагает им попрыгать одновременно с ударом мяча об пол и снова повторяет упражнение, сопровождая его чтением четверостишия. После этого педагог быстро говорит: «Сейчас догоню!» Малыши убегают, а воспитатель делает вид, что пытается догнать. При повторении игры воспитатель вызывает других детей. Постепенно в игру включаются все дети. Они — мячики.
Воспитатель должен четко отбивать мяч и произносить текст и соответствии с особенностями детского прыжка. Если дети не могут сразу усвоить ритм прыжков, им надо показать, как прыгать (на двух ногах). Вместо текста можно ритмично говорить: «Хоп-мш-хоп... стоп!» — и отбивать мяч. Затем поймать его и догонять детей. На занятия эта игра включается только после ее усвоения псеми детьми.
Задачи.
Приучать детей слушать текст и выполнять движения и соответствии с содержанием: хлопать в ладоши, подпрыгивать на месте.
Описание игры:
Дети сидят на стульях или скамейке на одной .стороне комнаты - (или площадки). Они — зайки. «Пойдем гулять»,— говорит воспитатель. Все выходят (вбегают) на середину комнаты. Воспитатель произносит стихи, а дети, наблюдая за воспитателем, выполняют вместе с ним движения в соответствии с текстом:
Зайка беленький сидит.
Он ушами шевелит.
Заике холодно сидеть (хлопают в ладоши).
Надо лапочки погреть.
Хлоп, хлоп, хлоп, хлоп!
Надо лапочки погреть.
Зайке холодно стоять,
Надо зайке поскакать.
(Скок-скок, скок-скок!
(Прыгают на двух ногах на месте).
Надо зайке поскакать.
Кто-то зайку испугал, воспитатель хлопает в ладоши?
Зайка прыг... и ускакал. (Дети убегают на свои места).
Мишка Уронили мишку на пол, Оторвали мишке лапу. Всё равно его не брошу, Потому что он хороший!
Мячик
Наша Таня громко плачет,
Уронила в речку мячик!
Тише Танечка не плачь,
Не утонет в речке мяч!
Бычок
Идёт бычок качается, Вздыхает на ходу. Ох доска кончается, Сейчас я упаду!
Спать пора
Спать пора – уснул бычок,
Лёг в коробку на бочок. Только слон не хочет спать. Головой кивает слон, Он слонихе шлёт поклон!
А.Л.Барто
Мяч
Мой весёлый, звонкий мяч, Ты куда помчался вскачь? Жёлтый, красный, голубой, Не угнаться за тобой!
С.Маршак
Птичка
Птичка, птичка, Вот тебе водичка. Вот тебе крошки На моей ладошке.
Голуби
Голуби , голуби, Раз, два, три. Прилетели голуби Сизари. Сели и нахохлились У дверей. Кто накормит крошками Сизарей ?
И.Токмакова
Приказ
Кран , откройся! Нос , умойся! Глаз , купайся! Грязь , сдавайся !
Э. Мошковская
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект "Игры и игровые ситуации в адаптационный период с детьми раннего возраста в соответствии с ФГОС"
Особым направлением педагогической работы с детьми раннего возраста является формирование игровой деятельности. И в большинстве случаев, именно игры помогают адаптировать детей к детскому саду.Основны...
Игровая деятельность в адаптационный период
Неотъемлемой частью адаптационного периода для детей раннего возраста является игровая деятельность....
"Организация игровой деятельности в адаптационный период"
Главным расслабляющим средством в период адаптации для дошкольника является игра.Игровую деятельность необходимо направлять на формирование эмоциональных контактов "ребенок - взрослый" и &qu...
Игровые упражнения в адаптационный период
Игровые упражнения способствуют снятию общего утомления, моторной напряженности мышц рук, гибкости и подвижности пальцев, координации движений рук и ног....
Организация игрового взаимодействия в адаптационный период детей раннего возраста с 2-3 лет.
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение детский сад № 34 «Рябинка» Организация игрового взаимодействия в адаптационный ...
Мастер-класс для воспитателей «Игровая деятельность в адаптационный период»
Для помощи детям в адаптации к условиям детского сада, налаживанию доверительного отношения педагога с каждым ребенком, формированию эмоционального контакта, доверия детей к воспитателю, обучению ребе...
Проект "Игры адаптационного периода"
Групповой проект игр, в период адаптации детей к детскому саду....