Итоговое занятие в старшей группе «Путешествие в старину»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Никитина Екатерина Вячеславовна

Авторы: Буслаева Юлия Михайловна, Никитина Екатерина Вячеславовна

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kospekt_itogovogo_zanyatiya_.doc47 КБ

Предварительный просмотр:

Итоговое занятие в рамках проекта

«Богатыри земли русской» в старшей группе

«Путешествие в старину»

Воспитатели: Буслаева Юлия Михайловна, Никитина Екатерина Вячеславовна.

Цель:

Приобщать  детей к русской народной культуре средствами фольклора.

Задачи:

- формировать  у старших дошкольников знаний о былинных богатырях – защитниках земли русской;

- формировать представления о героическом прошлом русского народа Древней Руси;

- развивать детского творчества  в продуктивных видах  деятельности;

- закреплять умения работать в парах, определяя продукт своей

деятельности;

- воспитать эстетические чувства при знакомстве дошкольников с произведениями устного  народного творчества, творчества русских художников;

Материалы и оборудование: презентация «Богатыри земли русской», лук, стрела, путеводный камень, стрелки с заданиями, основа для создания коллективной композиции (формат А3), заготовки богатырского снаряжения для индивидуальных работ, клей, клееночки, салфетки.

Ход занятия

Воспитатель: Дорогие ребята!  Вы, наверно, знаете, что у каждого народа есть свои герои. Славятся они не только своей силой, решительностью  и  смелостью. Свои подвиги они совершают с чистым сердцем, на благо своего народа и  Отечества.

Давным - давно на месте городов и деревень, где мы сейчас живём, были непроходимые леса, полные зверей и птиц. Издревне на этой земле жили славяне. Их соседи хазары и монголо-татары - часто нападали на славян, опустошали земли, разоряли дома, уводили в плен людей. Более 1000 лет тому назад основали славяне своё государство, названное Русью. Русь защищалась от врагов. Жить в таких условиях могли только очень сильные, выносливые и храбрые люди. Называли таких людей русичами. Жили среди русичей и богатыри.  Они славились необыкновенной силой, об их подвигах слагались сказки и былины. А кто же рассказывал эти былины (дети отвечают)?

Воспитатель: Правильно, гусляры! А не хотите ли вы отправиться в Древнюю Русь и еще раз взглянуть на жизнь богатырей русских? Мы вас  приглашаем в старину.  Закройте глаза и произнесите слова «раз, два, три –повернись! В старине окажись!» (звучи т музыка, дети открывают глаза и видят перед собой гусляра).

Гусляр: Расскажу я вам про дела старые,

               Что про старые, про бывалые,

               Чтобы  море синее успокоилось,

               Чтобы добрые люди послушались,

               Чтобы молодцы призадумались,

               Что века не меркнет слава  русская!

Так  значит, вы собрались в  дорогу  дальнюю. Не  страшно вам, не

забоитесь? Ведь в пути вас ожидает много трудностей (дети отвечают, что им поможет дружба, поддержка, взаимовыручка)! Но, перед тем как отправиться в дальний путь, что предстояло сделать русскому богатырю?

Дети: Взять родительское благословение и пойти на распутье к камню.

Гусляр:   Камень перед вами! Кто прочтет, что на нем написано?

Дети с воспитателем читают надпись:

Налево пойдешь – далеко не уйдешь.

Прямо пойдешь – в чужую страну попадешь.

Направо пойдешь – много интересного  найдешь.

Дети делаю вывод, что пойдут направо.

Гусляр берет в руки рук и стрелу и имитирует движение выстрела.

Гусляр: Полетела моя стрела, в дорогу вас повела! Коль след стрелы найдете,  когда в дороженьку пойдете, думайте, гадайте и задания выполняйте!

            Воспитатель предлагает детям оглядеться вокруг и  найти первую стрелу. Дети подходят к стреле, размещенной на стене,  на шкафу, на столе  поднимают ее, на ней написано задание.  

            Первое задание: Взгляните на волшебный экран. Знаете ли вы этих богатырей? Кто такие богатыри? А каких еще русских богатырей вы  знаете?

На экране появляется картина В. М. Васнецова «Три богатыря».                                                             

Дети называют имена богатырей.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                  

Дети: Богатыри - это люди, которые защищали нашу Родину от врагов.

Воспитатель: Богатыри – это защитники нашей Родины в древности. Дети, а как вы считаете, какие были богатыри?

Дети: Сильные, смелые, отважные, храбрые, мужественные, бесстрашные.                 

Воспитатель: Правильно, богатыри - это люди безмерной силы, стойкости и отваги, совершающие воинские подвиги. Богатыри охраняли нашу Родину от врагов - стояли на заставе (крепости).

Педагог:  Откуда вы так много знаете о богатырях? Высказывания детей.

Гусляр:  Ну что же, с первом заданием вы справились, ищите след второй стрелы!

Дети двигают по группе и отыскивают второе задание.

Второе задание: Взгляните на волшебный  экран и вспомните как называлось снаряжение богатырей. А помогут вам загадки:

  • Рубашку такую не вяжут, не шьют, ее из колечек железных плетут. (Кольчуга)
  • Железная шапка с острым концом, а спереди клюв навис над лицом. (Шлем)
  • Что за полотно, которым укрывался от ветра богатырь? (Плащ)
  •  Оружие это не просто поднять, не просто поднять и в руке удержать. Снести им легко было голову с плеч… Ну, что, догадались? Конечно же… (Меч)
  • Чтоб грудь защитить от ударов врага, уж вы это знаете наверняка, на левой руке у героя висит тяжелый, блестящий и кругленький… (Щит)

Дети находят третью стрелу и выполняют задание

Третье задание: Какое оружие было у богатырей?

Дети: Меч, копье, щит, булава, дубина, лук, стрелы

Гусляр:  Посмотрите на волшебный  экран и вы  увидите,   что еще помогало богатырям в трудных битвах

Демонстрируется иное оружие богатырей. Дети рассматривают. Воспитатель называет оружие, дети проговаривают новые слова.

Гусляр: Четвертое задание вы увидите на волшебном экране.

Появляется изображение богатырского коня. Дети рассказывают, какую роль играл конь в жизни богатыря.

Гусляр: Ребята, а теперь   покажите с вою удаль  молодецкую!

Под песню  «Силушка богатырская» дети выполняю ритмические упражнения.

Гусляр: Показали вы свою удаль молодецкую, а теперь умом похвастайтесь.  Какие вы знаете пословицы, которые сложил русский народ о богатырях.

Дети называют пословицы:

Лучше  богатырское сердце, чем  золоченный меч.

Не  родом богатырь славен, а подвигом.

Один - сам богатырь, у  другого  -  слово богатырь.

В пути нужны отважные, на поле брани – богатыри.

Стрелок познается на охоте, богатырь – в бою.

Щедрый не хвастается подарком, богатырь  не отказывается от сказанного.

Не тот богатырь, что гири поднимает, а тот,  что врага одолевает.            

Гусляр: Ай – да, молодцы! Ай – да, девицы! Вижу знания ваши глубок и, любовь к Отечеству велика! А сможете ли вы оставить мне на память о себе картину чудесную?

Воспитатель предлагает детям разбиться на пары и создать образ русского богатыря, выполняя аппликацию.

Дети проходят на рабочие места, договариваются между собой о последовательности этапов выполнения работы, создают образ богатыря из разрезных частей. Готовые образы ребята несут к общему столу и создают коллективную композицию «На страже земли Русской» и дарят гусляру.

Гусляр благодарит детей за картину и преподносит ребятам в дар книгу о русских богатырях.

Гусляр: А и сильные, могучие богатыри на славной Руси!

               Не скакать врагам по нашей земле!

               Не топтать их коням землю Русскую!

               Не затмить им солнце наше красное!

               Век стоит Русь - не шатается,

               И века простоит – не шелохнется!

Воспитатель: Пора ребята нам возвращаться в детских сад. В гостях хорошо, а дома лучше!

Дети произносят заклинание и «возвращаются в детский сад».

                             


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Итоговое занятие в старшей группе "Путешествие по сказке "Цветик-семицветик"

Интерессное занятие для детей старшей группы. Сама проводила,детям очень понравилось....

Конспект итогового занятия в старшей группе "Путешествие в леса Мордовии".

Программное содержание:  1. Уточнить и расширить представление детей о разнообразии растительного и животного мира мордовского края 2. Развивать разговорную речь. 3. Воспитывать бережно...

презентация к итоговому занятию в старшей группе: "Путешествие с Красной Шапочкой"

презентация к итоговому занятию в старшей группе: "Путешествие с Красной Шапочкой"...

Конспект открытого итогового занятия в старшей группе «Путешествие по сказкам»

Цель: обобщить и систематизировать знания, полученные ранее на занятиях и в процессе повседневной деятельности.  Задачи:...

Итоговое занятие в старшей группе "Путешествие в Китай" 2017 год.

В 2016-17 учебном году (старшая группа) мы знакомили детей с древним Китаем, используя программу "Ребенок XXI века. Воспитание культурой". Итогом этой работы и стал праздник....

Интегрированное итоговое занятие в старшей группе "Путешествие в сказочную страну"

Интегрированное итоговое занятие в старшей группе "Путешествие в сказочную страну"...