КАК РАЗВИТЬ ЛОГИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ ДОШКОЛЬНИКА
статья на тему
Обучение развитию логического мышления имеет немаловажное значение для будущего школьника и очень актуально в наши дни. Хорошее логическое мышление, развитая способность рассуждать, необходимы каждому ребенку. Ведь логическое мышление лежит в основе задач по математике, физике, химии, грамматике и многих других, с которыми дети сталкиваются в школе. Таким образом, раннее овладение ребенком элементарными логическими приёмами повысит его уровень успеваемости в школе. Но, не только в учении, но и в жизни устойчивый успех имеет тот, кто делает точные выводы, действует разумно, мыслит последовательно и непротиворечиво.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
habibullina_z.r._kak_razvit_logicheskoe_myshlenie_doshkolnika.docx | 22.46 КБ |
Предварительный просмотр:
КАК РАЗВИТЬ ЛОГИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ ДОШКОЛЬНИКА
Хабибуллина З.Р.
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 184 комбинированного вида с татарским языком воспитания и обучения»
Дошкольное детство – это период интеллектуального развития всех психических процессов, которые обеспечивают ребенку возможность ознакомления с окружающей действительностью.
Для успешного освоения программы школьного обучения ребенку необходимо не только много знать, но и последовательно и доказательно мыслить, логически мыслить.
Обучение развитию логического мышления имеет немаловажное значение для будущего школьника и очень актуально в наши дни. Хорошее логическое мышление, развитая способность рассуждать, необходимы каждому ребенку. Ведь логическое мышление лежит в основе задач по математике, физике, химии, грамматике и многих других, с которыми дети сталкиваются в школе. Таким образом, раннее овладение ребенком элементарными логическими приёмами повысит его уровень успеваемости в школе. Но, не только в учении, но и в жизни устойчивый успех имеет тот, кто делает точные выводы, действует разумно, мыслит последовательно и непротиворечиво.
Под логическим мышлением понимается способность и умение ребёнка самостоятельно производить простые логические действия (анализ, синтез, сравнение, обобщение, абстрагирование, конкретизация, классификация, умозаключение), а также составные логические операции (построение отрицания, утверждения и опровержение как построение рассуждения с использованием различных логических схем).
Логическое мышление дошкольника не может формироваться стихийно. Для его развития необходима целенаправленная систематическая работа педагогов, родителей и детей. И чем раньше начинать развивать логическое мышление (в виде игр и увлекательных заданий), тем больше успехов он сможет добиться в будущем.
Развивать логическое мышление можно начиная с 2-3 лет, когда малыш все воспринимает через действия. Поэтому любые логические задания должны быть наглядно-действенными. Трехлеткам (думающим с помощью ручек и глазок) предлагать задания, в которых они сами должны произвести какое-то действие. Например, разложить предметы или игрушки по категориям, убрать лишнюю фигурку, добавить следующую картинку, продолжая ряд. Важно разнообразить задания, чтобы ребенок не сидел на месте, а бегал, раскладывая по стульям предложенные в задании фигурки или предметы.
Примеры игровых заданий:
- Разделить предметы по группам – общая классификация (начинать с двух групп, например, фрукты и посуда, добавляйте овощи, игрушки, одежду и так далее).
- Рассортировать предметы или игрушки по признаку (по цвету, по размеру, по материалу, из которого они сделаны).
- Составить целое из частей. Можно разрезать картонный квадрат на части и предложите ребенку собрать его. Также очень полезно выкладывать из геометрических фигурок животных и различные предметы (елочку, домик). Пазлы – тоже хорошие помощники в развитии логического мышления.
Дети в возрасте 4-5 лет способны мыслить при помощи образов. Соответственно, игры для развития логики должны носить наглядно-образной характер. Дети после четырех лет могут переходить к образному восприятию, а значить, логические игры должны в виде картинок или схем-рисунков. Разнообразив игры-задания, стремиться, чтобы ребенок решал задания, самостоятельно подбирая возможные варианты решения. Когда ответ готов, попросить малыша объяснить, почему он именно так решил задание.
Примеры игровых заданий:
- Поиск лишнего предмета или картинки, который не соответствует остальной группе (среди овощей – фрукт, среди мебели – игрушка и так далее).
- Изучение чередования или ритма. Сначала предложить малышу продолжить рисовать или выкладывать ряд (круг, квадрат, круг, квадрат или дерево, цветок, домик, дерево, цветок, домик). Когда ребенок уловит идею этих заданий, переходить к более сложному варианту игры. Найти фигуру, которая не достает в ряду (начинать с чередования двух фигур, постепенно усложняя задание).
- Разложить картинки по порядку (например: семя, росточек, цветок в бутоне, раскрывшийся цветок).
- Загадки хорошо развивают образное и логическое мышление (читать их ребенку и просить их придумывать загадки самим).
Дети в возрасте 6 лет и старше способны мыслить в уме, то есть воспринимать словесно-логические задания. Старшим дошкольникам нужно постепенно предлагать решать устные задания, развивая способность решать задачи «в уме», отрываясь от изображений и образов.
Примеры игровых заданий:
- Добавить нужное слово. Есть множество вариантов таких заданий. Подбирать антонимы: сухой – мокрый, высокий – ... (низкий). Предлагать указать место жительства (собака – будка, птичка – гнездо, медведь – ... (берлога)) или род деятельности (учитель – учит, врач – лечит, повар – ... (готовит)).
- Заполнение различных таблиц также является хорошей тренировкой. Таблицы должны быть вначале не более чем на 9 ячеек, заполнять их можно фигурами в определенном порядке, ставя перед ребенком различные задачи. Например: что должно быть в свободной ячейке вертикального ряда, если в предыдущих был квадрат? Какого цвета должен быть квадрат, если все фигуры его горизонтального ряда красные?
- Учить ребенка играть в шашки, шахматы и другие настольные игры, это отлично развивает логическое мышление.
- Обсуждение увиденного или прочтенного, предоставляя ему возможность самому сделать выводы. Например: зачем мальчик так поступает, к чему это может привести?
- Делать логические выводы, опираясь на свойства окружающих предметов и явлений. Например: что случится, если поднести спичку к пламени?
Играя с удовольствием в эти игры, ребенок не подозревает, что в этот момент занимается очень важным для себя накоплением опыта в развитии внимания, памяти, логики и воображения. Обучая детей в процессе игры, идет стремление, чтобы радость от игровой деятельности постепенно перешла в радость учения. Учение должно быть радостным.
Литература
- Беженова М. Математическая азбука. Формирование элементарных математических представлений. – М.: Эксмо, СКИФ, 2005.
- Белошистая А.В. Готовимся к математике. Методические рекомендации для организации занятий с детьми 5-6 лет. – М.: Ювента, 2006.
- Волчкова В.Н., Степанова Н.В. Конспекты занятий в старшей группе детского сада. Математика. Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. – М.: ТЦ "Учитель", 2007.
- Денисова Д., Дорожин Ю. Математика для дошкольников. Старшая группа 5+. – М.: Мозаика-Синтез, 2007.
- Занимательная математика. Материалы для занятий и уроков с дошкольниками и младшими школьниками. – М.: Учитель, 2007.
- Звонкин А.К. Малыши и математика. Домашний кружок для дошкольников. – М.: МЦНМО, МИОО, 2006.
- Кузнецова В.Г. Математика для дошкольников. Популярная методика игровых уроков. – СПб.: Оникс, Оникс-СПб, 2006.
- Носова Е.А., Непомнящая Р.Л. Логика и математика для дошкольников. – М.: Детство-Пресс, 2007.
- Петерсон Л.Г., Кочемасова Е.Е. Игралочка. Практический курс математики для дошкольников. Методические рекомендации. – М.: Ювента, 2006.
- Сычева Г.Е. Формирование элементарных математических представлений у дошкольников. – М.: Книголюб, 2007.
- Шалаева Г. Математика для маленьких гениев дома и в детском саду. – М.: АСТ, Слово, 2009.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Загадки, помогающие развить логическое мышление у дошкольников
Загадки помогают развить у дошкольников логическое мышление....
Презентация "Учимся мыслить логично". Цель работы - развить логическое мышление дошкольников. Данные логические задачи доступны детям 4-7 лет.
В основу данной презентации положено пособие «Учимся мыслить логично» автора Зак А.З., психолога, который много лет изучает мышление детей....
Консультация для родителей «Как развить логическое мышление у детей дошкольного возраста?"
Рабоа подготовлена для родителей чьи дети посещают 2 младшую группу....
Методические рекомендации для педагогов: «Как помочь ребенку развить логическое мышление»
Мыслительная деятельность — это способность устанавливать связи и отношения между явлениями и предметами и делать умозаключения - выводы. И она не существует отдельно от психики в целом, а связа...
Рекомендации учителя - дефектолога для педагогов «Как помочь ребенку развить логическое мышления».
Развитие психических процессов - главная задача в развитии ребенка с ЗПР....
Как развить логическое мышление ребенку?
Логическое мышление - процесс сложный и крайне необходимый для нормального психического,физического и социального развития ребенка....
Памятка для родителей и педагогов "Как развить логическое мышление у ребенка?" Игры-пятиминутки.
Как думаете? Сложно или просто развить логическое мышление у ребенка? Отвечаем -сложно! Но, если вы сможете увлечь ребенка, то это невероятно просто и увлекательно! Ведь детям больше всего нрави...