Из опыта работы
методическая разработка (подготовительная группа) на тему
Опыт работы по детскому экспериментированию
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
opyt_raboty_po_eksperimentirovaniyu.doc | 42 КБ |
Предварительный просмотр:
«Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать», — гласит народная мудрость. «Лучше один раз испытать, попробовать, сделать своими руками», — утверждают педагоги-практики.
Моей любимой темой уже 3 года является экспериментирование, потому что я очень хочу видеть своих детей любознательными, общительными, умеющими ориентироваться в окружающей обстановке, решать возникшие проблемы, самостоятельно. Чем разнообразнее и интереснее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается.
Актуальность этой проблемы подчеркивают и исследователи, и практические работники. Но в реальной деятельности дошкольных учреждений он применяется неоправданно редко. Несмотря на многие позитивные стороны, он пока не получил широкого распространения. Этим и обосновывается актуальность выбранной темы.
Приступая к работе с детьми в этом направлении, я поставила перед собой следующую цель: практическое внедрение детского экспериментирования как средства развития познавательной активности.
Ис ходя из цели, поставила задачи.
Задачи:
- сформировать у детей представления об окружающей среде;
- развивать способность видеть многообразие мира в системе взаимосвязей и взаимозависимостей;
- развивать собственный познавательный опыт при использовании наглядных средств (символов, моделей) ;
- поддержать у детей самостоятельность при проведении опытов.
Моя работа строилась поэтапно.
На 1-м этапе – изучила литературу по теме, сделала обзор в интернете по теме.
На2-м изучала личностные качества детей, их индивидуальные возможности.
На 3-м этапе - организовала с помощью родителей предметно – развивающую среду -это создание уголка для экспериментирования. Разработала план работы с семьёй
4-й этап - основной, это вся моя работа с детьми по развитию познавательной активности средствами экспериментирования .
А для отслеживания результатов овладения детьми экспериментальной деятельностью использую диагностики, уже существующие в дошкольной педагогике.
Для развития познавательной активности детей и поддержания интереса к экспериментальной деятельности мы с помощью родителей оборудовали и оснастили уголок экспериментирования.
В уголке экспериментирования у нас есть стол, вода-песок, приборы - увеличительные стекла, весы, песочные часы, компас, магниты, разнообразные сосуды из различных материалов (пластмасса, стекло, металл) разного объема и формы, природный материал, различные виды бумаги, медицинские материалы, утилизированный материал, прочие материалы.
Мини-лаборатория пополняется новыми материалами, что способствует поддержанию интереса детей. Здесь же находятся дневники наблюдений, схемы, алгоритмы для проведения опытов, познавательная литература. Постоянным руководителем нашей мини-лаборатории является персонаж Знайка. Введение сказочного персонажа превращает занятие в увлекательную игру, способствует пробуждению интереса к экспериментированию.
Реализацию поставленных перед собой задач я осуществляю в трех основных формах:
-экспериментальную деятельность, организованную педагогом;
-познавательные занятия с элементами экспериментирования;
- демонстрационные опыты, реализуемые педагогом совместно с детьми;
- долгосрочные наблюдения-эксперименты
Познавательные занятия с элементами экспериментирования провожу, раз в неделю по 30 минут, но если у детей интерес к работе велик, то мы продолжаем сверх запланированного времени.
Одно из направлений детской экспериментальной деятельности, которое я активно использую — это опыты. Они проводятся как на занятиях, так и в свободной деятельности. А опыты напоминают детям «Фокусы», они необычны, а главное – дети все проделывают сами и испытывают от своих маленьких и больших «открытий» чувство радости.
Опыты я подбираю простые для выполнения, но некоторые из них требуют специального оборудования и материалов.
В организации и проведении опытов выделяю несколько этапов: 1. Постановка проблемы (задачи). 2. Поиск путей решения проблемы. 3. Проведение. 4. Фиксация наблюдений. 5. Обсуждение результатов и формулировка выводов.
Были проведены такие занятий как , «Удивительный магнит», «Белые пятна Земли», «Волшебница - вода», «Почему стучит крышка у чайника», и многие другие. После экспериментов не упускаю воспитательные моменты - дети самостоятельно наводят порядок на рабочем месте (почисть и спрятать оборудование, протереть столы, убрать мусор и вымыть руки с мылом) .
Важным моментом для детей является то, что все предлагаемые материалы интересно обыгрываются. Так, например, в группу приходит веселый Петрушка и приносит волшебную коробку с запахами, предлагает детям определить каждый из них: запах весны, лета, фруктов, или трав и т. д. Для этого была сделана дидактическая игра «Запах, вкус, свет, звук». Игра содержи 4 секции: «Свет» «Запах», «Вкус», «Звук»Можно использовать сразу 4 секции при знакомстве детей сразу с несколькими органами чувств: глаза - зрение, уши - слух, язык - вкус, нос - обоняние. Также отдельные секции, по-разному их комбинируя.
Я стараюсь включать экспериментирование в различные виды деятельности: в игру, труд, прогулки, наблюдения, самостоятельную деятельность. Это способствует поддержанию познавательного интереса детей. Моя экспериментальная работа с детьми опирается на наблюдениях в природе в теплый и холодный период. Особое внимание я уделяю теплому периоду, когда дети много времени проводят на воздухе. Я стараюсь закрепить, уточнить уже усвоенные детьми знания, познакомить с новыми материалами в занимательной, игровой форме. Чтобы провести эксперимент самостоятельно и в полном объеме, ребенок должен уметь управлять своими органами чувств, анализировать полученные с их помощью сведения, выполнять определенные действия, использовать инструменты, проговаривать свои действия и формулировать выводы, объяснять результаты своей работы.
Опытно – экспериментальная деятельность детей соответствует возрасту и возможностям детей. Я знакомлю их со свойствами снега: снег в тепле тает и превращается в воду; на морозе вода замерзает и превращается в лед. Например, мы с детьми проводили опыт со снегом. Занесли снег в группу, через несколько минут снег начал таять. Сделали вывод: состояние снега зависит от температуры воздуха. Исследовали вкус и цвет воды, познакомились со свойством воды «прозрачность». Изучая свойства песка, дети сделали вывод, что сухой песок светлого цвета, сыпучий, из него нельзя слепить куличик. Мокрый песок темный, из него легко лепить. Знакомясь со свойствами бумаги и ткани, ребята замечают, что бумага рвется. В зависимости от толщины ее можно мять, она намокает в воде. Ткань состоит из ниток, мнется, ее легко стирать, гладить. На вопрос: «Чем можно рисовать? » - дети отвечают, что можно рисовать красками, мелом, карандашами, забывая, что в раннем возрасте пытались рисовать кашей и компотом. Важно отметить, что природа дает нам разные натуральные краски. Я предложила ребенку листы плотной бумаги, кусочки свеклы, зелень, несколько ягод. У ребенка появилась возможность оставить след на листе бумаги с помощью овощей, ягод и зелени, проверить, когда рисунки получаются более яркими, какого цвета эти натуральные краски. Из пластилина можно лепить не только фигурки, но и слепки. К примеру, кусочек пластилина, прижатый к коре дерева, передаст все изгибы и трещинки на его поверхности. Я предложила детям проделать это с разными породами деревьев. Такие игры-занятия знакомят детей с разнообразием фактур материалов.
Так, в процессе экспериментирования я обучала воспитанников своей группы:
• видеть и выделять проблему;
• принимать и ставить цель;
• решать проблемы: анализировать объект или явление, выделять существенные признаки и связи, сопоставлять различные факты, выдвигать гипотезы, предположения, отбирать средства и материалы для самостоятельной деятельности, осуществлять эксперимент;
• высказывать суждения, делать выводы и умозаключения.
Мой опыт показал, что экспериментальная деятельность вовлекает, «притягивает» к себе не только дошкольников, но и их родителей. Известно, что ни одну воспитательную или образовательную задачу нельзя успешно решить без плодотворного контакта с семьей. Свое общение с родителями я строю на основе сотрудничества. Использую различные методы взаимодействия с семьей: наглядные, словесные, практические. С этой целью я разработала консультации для родителей об исследовательской деятельности по следующим темам: «Развитие любознательности детей через детское экспериментирование»; «Организация детского экспериментирования дома»; выпустила папки-передвижки по данному вопросу.
Дети с удовольствием рассказывают о своих открытиях родителям, ставят такие же опыты дома, учатся ставить проблемы, выдвигать гипотезы и самостоятельно решать их.
В результате работы за 3 года:
Изучила теоретический материал по данной теме в педагогической и методической литературе.
Создала картотеку опытов и экспериментов.
Создала картотеку дидактических игр по экспериментальной деятельности.
Создала условия для организации экспериментальной деятельности детей в группе.
Разработала конспекты НОД по экспериментированию.
Провела консультации для родителей по данной теме.
Оформила папки-передвижки в родительский уголок..
Проанализировав результаты своей педагогической деятельности, я пришла к выводу, что опыт работы в данном направлении очень эффективен. Такой метод обучения как экспериментальная деятельность, достаточно мощно активизирует познавательный интерес у детей и способствует усвоению детьми новых знаний и умений.
В перспективе планирую продолжить работу по данной теме. А накопленным материалом предлагаю поделиться с коллегами.
Подводя итог, хочу сказать, что поощряя детскую любознательность, утоляя жажду познания маленьких почемучек и направляя их исследовательскую инициативу, мы смогли развить у детей изобретательность, творческую активность,
познавательный интерес; открыли перед детьми удивительный мир экспериментирования.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сообщение из опыта работы на тему: «Детское экспериментирование. Простейшие опыты, стимулирующие творчество детей».
Дети дошкольного возраста по своей природе – пытливые исследователи окружающего мира. В образовательном процессе дошкольного учреждения экспериментально игровая деятельность является тем методом обуче...
Внедрение элементов программы «Зелёный огонёк здоровья» (из опыта работы) Внедрение элементов программы «Зелёный огонёк здоровья» (из опыта работы)
Внедряя элементыпрограммы "Зелёный огонёк здоровья" формируем у маленького ребёнка интерес к своему личному здоровью, ответственность за себя....
Обобщение передового опыта работы .Тема педагогического опыта: «Использование игровых форм обучения детей по формированию элементарно-математических представлений».
Метод – игровые формы обучения элементарным математическим представлениям в образовательном процессе. В опыте отражена система специальных игровых заданий и упражнений, направ...
Сообщение из опыта работы: Сообщение из опыта работы «Взаимодействие музыкального руководителя и воспитателя ДОУ в условиях ФГОС»
Музыка и различные виды музыкальной деятельности обладают специфическими возможностями воздействия на формирование личности человека...
Использование краеведческого материала в работе с детьми дошкольного опыта. Из опыта работы..
Использование краеведческого материала в работе с детьми дошкольного опыта. Из опыта работы.....
Выступление из опыта работы на ГМО воспитателей «Презентация опыта работы «Проектирование и наполнение персонального сайта/блога педагога, отвечающего требованиям конкурсного отбора «Воспитатель года»»
laquo;Презентация опыта работы «Проектирование и наполнение персонального сайта/блога педагога, отвечающего требованиям конкурсного отбора «Воспитатель года»»...
Выступление из опыта работы круглый стол:«Ранняя профориентация в ДОУ» (делимся опытом работы) 13.10.2021г.
Выступление из опыта работы круглый стол:«Ранняя профориентация в ДОУ» (делимся опытом работы) 13.10.2021г....