Консультация для воспитателей "Роль эстафет в развитии и оздоровлении детей".
материал по теме
Основы здоровья человека закладываются в детстве, поэтому существенность физкультурно-оздоровительной работы состоит в том, чтобы для каждого ребёнка дошкольного возраста выбрать подходящую форму двигательной активности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rol_estafety.doc | 37 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для воспитателей.
Роль эстафет в развитии и оздоровлении детей.
Основы здоровья человека закладываются в детстве, поэтому существенность физкультурно-оздоровительной работы состоит в том, чтобы для каждого ребёнка дошкольного возраста выбрать подходящую форму двигательной активности.
Двигательная активность – главный фактор, определяющий уровень обменных процессов в организме и, соответственно, состояние мышечной и сердечно-сосудистой систем. Для нормального роста и гармоничного развития ребёнка необходим оптимальный двигательный режим. Среди целей физического воспитания в ДОУ основными являются удовлетворение естественной биологической потребности детей в движении, достижение хорошего уровня здоровья и всестороннего двигательного развития с использованием для этого разнообразных форм физкультурно-оздоровительной работы. Главная задача физического воспитания в дошкольном учреждении – обеспечить всестороннюю физическую подготовку каждого ребёнка, помочь приобрести запас умений и навыков, необходимых человеку на протяжении всей его жизни для труда и активного отдыха. При этом особое значение имеет своевременное усвоение тех видов двигательных действий, формирование которых обуславливается возрастным и индивидуальным развитием.
Играя, двигаясь, ребёнок становится более крепким, ловким, выносливым, уверенным в своих силах, возрастает его самостоятельность. Достигнутый уровень развития физических качеств, психологическая готовность к большей концентрации волевых усилий обеспечивают новый виток физического развития, дальнейший рост физических возможностей детей, усвоение более сложных двигательных действий, овладение их техникой. Так постепенно достигается уровень физического совершенства, необходимый для определённого возрастного этапа. И значительная роль в этом принадлежит эстафетам.
Эстафета – это игра, в которой каждый участник выполняет последовательно одно за другим различные движения, передавая другому игроку своей команды предмет (палочку, мяч, обруч), и стараясь сделать это быстрее участников команды-противника. Эстафеты как вид двигательной деятельности детей используется, начиная со старшего возраста.
В 6-летнем возрасте происходят существенные изменения в развитии двигательных качеств. Последующее обучение в школе потребует от ребёнка большой физической нагрузки, способности управлять своими движениями, телом.
Развитие у дошкольников физических качеств (ловкости, гибкости, силы).
Ловкость – это комплексная способность человека быстро осваивать новые движения, а также перестраивать их в соответствии с требованиями внезапно меняющейся обстановки. Ловкость также можно охарактеризовать, как способность человека целесообразно координировать свои движения и рационально решать двигательные задачи. Поэтому координационная сложность двигательных действий рассматривается как одна из составляющих качеств ловкости. В то же время для эффективного решения двигательной задачи необходимы точные действия. Точные действия – ещё одна составляющая качества ловкости.
К развитию ловкости приводят не только систематическое разучивание с детьми новых упражнений, но и выполнение упражнений в изменяющихся условиях. Так, в подвижных играх, игровых упражнениях и эстафетных заданиях детям приходится непрерывно переключаться от одних движений к другим, заранее не обусловленным; быстро, без всякого промедления решать сложные двигательные задачи, сообразуясь с действиями своих сверстников.
Ловкость развивается при выполнении упражнений, проводимых в усложненных условиях, требующих внезапного изменения техники движения (бег с обеганием препятствий, бег с поворотами (челночный бег), подъёмы на лыжах в горку и спуске с неё и др.), с использованием различного оборудования, с дополнительными заданиями и т. д.
Гибкость – это способность достигать наибольшей величины размаха (амплитуды) движений отдельных частей тела в определённом направлении.
Гибкость зависит от состояния позвоночника, суставов, связок, а также эластичности мышц. Данное физическое качество характеризуется степенью подвижности, а разных звеньях опорно-двигательного аппарата. Гибкость развивается при выполнении физических упражнений с большой амплитудой, в частности упражнений для туловища.
У детей дошкольного возраста опорно-двигательный аппарат обладает большой гибкостью. Вместе с тем следует стремиться к сохранению его естественной гибкости, не злоупотребляя упражнениями на растягивание, которые могут привести к необратимым деформациям отдельных суставов (например, коленного).
Сила – это способность человека преодолевать сопротивление (выполнять работу) за счёт мышечных напряжений.
Развитие силы мышц дошкольников может быть достигнуто благодаря увеличению веса предметов, применяемых в упражнениях с медболом, мешочками с песком, гантелями, а также использованию упражнений, включающих поднятие собственной массы (прыжки), преодоление сопротивления партнёра ( в парных упражнениях).
В старшем дошкольном возрасте дети могут выполнять движения в различном темпе, с разной амплитудой, демонстрируя хорошие скоростно-силовые способности, выносливость. И поэтому для тренировки двигательных качеств надо использовать свойственную детям активность, стремление действовать и особенно желание играть. Как показывает практика, робкие и малоинициативные дети в процессе эстафеты становятся смелыми и активными. Во время эстафет многие дети выполняют игровые действия значительно лучше, чем в ходе тренировочных занятий.
Эстафета – это соревнования спортивных команд.
Формы использования соревнований в эстафетах разнообразны. Соревнование используется как приём, который помогает вызвать у детей положительное отношение к усвоению техники нового движения, быстрее осмысливать двигательные задания, повышать двигательную, мыслительную, эмоциональную и творческую активность детей, развивать внимание, совершенствовать двигательную память.
Соревнование применяется и как способ совершенствования двигательных навыков и физических способностей, и как средство воспитания морально-волевых качеств (смелости, взаимовыручки).
В зависимости от поставленных педагогических задач, от умений детей, их двигательного опыта к понятию «эстафета» применимы такие виды соревнований, как коллективные и индивидуально-коллективные.
Коллективные соревнования, например «чья команда пробежит легче и тише», воспитывают чувство ответственности перед товарищами, создают общность радостных переживаний, вызывают уважение друг к другу, гордость за достигнутые успехи. Для проведения коллективного соревнования необходимо, чтобы все дети умели правильно выполнять элементы техники движения, включенные в задание. Успешное выполнение движения доставит детям удовольствие, вызовет чувство уверенности в своих силах, желание совершенствовать навыки.
Разнообразие двигательных заданий, направленных на правильное или быстрое выполнение движения, точную и быструю реакцию на сигнал, лучшее выполнение игровой роли, сознательное и ответственное соблюдение правил, требует разнообразия приёмов и форм проведения соревнования.
Вместе с тем соревнование как приём совершенствования двигательного навыка должно использоваться нечасто и применяться тогда, когда возникает необходимость совершенствования навыка или его элементов. А частое использование соревнования может привести к эмоциональному привыканию или вызвать излишнее эмоциональное возбуждение.
Используемая литература:
Е.Ф. Желобкович, 150 ЭСТАФЕТ для дошкольного возраста, М., И. «Скрипторий 2003», 2013 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для воспитателей "Игры с мячом, как средство физического развития и оздоровления детей дошкольного возраста"
Двигательная активность является мощным биологическим стимулятором жизненных функций растущего организма и выступают как оздоровительный фактор.Какой предмет может повысить двигательную активност...
Консультация для воспитателей «Игры с мячом как средство физического развития и оздоровления детей дошкольного возраста»
Консультация для воспитателей «Игры с мячом как средство физического развития и оздоровления детей дошкольного возраста»...
Конспект непосредственно образовательной деятельности . Образовательная область «Физическое развитие» по программе Н.Н. Ефименко «Театр физического развития и оздоровления детей дошкольного и младшего школьного возраста» «Путешествие в подводный мир» с ис
Создание оптимальных двигательно-игровых условий для эффективного освоения детьми базовой двигательной программы (от лежаче-горизонтированных положений к прямостоянию)....
Создание условий для физического развития и оздоровления детей в группе. Использование инновационных методик оздоровления.
Создание условий для физического развития и оздоровления детей в группе. Использование инновационных методик оздоровления....
Консультация для родителей на тему «Роль игр-эстафет в развитии и оздоровлении детей с ОВЗ»
Подвижные игры и игры-эстафеты оказывают существенное влияние на развитие психических процессов: внимания, воли, памяти, подвижности и гибкости мыслительных операций, творческого вообра...
Консультация для педагогов «Игры с мячом, как средство физического развития и оздоровления детей дошкольного возраста»
Дошкольный возраст - один из наиболее ответственных периодов в жизни каждого человека. Именно в этом возрастном периоде закладываются основы здоровья, правильного физического разви...