Консультация для родителей на тему «Роль игр-эстафет в развитии и оздоровлении детей с ОВЗ»
консультация (старшая группа)
Подвижные игры и игры-эстафеты оказывают существенное влияние на развитие психических процессов: внимания, воли, памяти, подвижности и гибкости мыслительных операций, творческого воображения, фантазии и физических качеств: ловкости, быстроты, силы, выносливости, крупной или общей моторики.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_dlya_roditeley_na_temu.docx | 26.74 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей на тему
«Роль игр-эстафет в развитии и оздоровлении детей с ОВЗ»
Важной составляющей гармоничного развития подрастающего поколения является физическое состояние ребёнка: крепкое здоровье, закалённость, сила, ловкость. Воспитание любви к физическому совершенству должно начинаться с детства. Поэтому одним из приоритетов в педагогической деятельности дошкольных образовательных учреждений является физическое воспитание детей.
В последнее время в дошкольных учреждениях все чаще стали применять нетрадиционные средства физического воспитания детей. Наиболее популярными являются физические упражнения и подвижные игры с нестандартным оборудованием. Подвижные игры и игры-эстафеты оказывают существенное влияние на развитие психических процессов: внимания, воли, памяти, подвижности и гибкости мыслительных операций, творческого воображения, фантазии и физических качеств: ловкости, быстроты, силы, выносливости, крупной или общей моторики- это основные движения нашего тела, рук, ног, туловища, шеи. Чтобы развиваться ребенок должен двигаться.
Что же такое игры-эстафеты?
Это одна из разновидностей подвижных игр командного характера с правилами. В играх-эстафетах команды детей состязаются между собой в преодолении различных препятствий, в быстром и рациональном решении двигательных задач.Эти игры характеризуются совместной деятельностью команд, направленной на достижение общих целей, подчинением личных интересов интересам всей команды, а также тем, что от действий каждого игрока зависит победа всей команды. Игры-эстафеты приучают детей согласовывать свои действия с действиями своих товарищей.Для координации действий и общего руководства играми-эстафетами появляется необходимость выделить из членов команды капитанов команд, подчинение которым является обязательным для всех игроков команды.
В каждой игре-эстафете одновременно решается ряд задач:
-закрепление и совершенствование двигательных навыков;
-развитие умения ориентироваться в пространстве;
-развитие физических качеств (ловкости, быстроты, выносливости, координации движений, точности, быстроты реакции на сигнал);
- воспитание смелости, самостоятельности, решительности, дисциплинированности.
Планируемые результаты, соотнесенные с требованиями федерального
государственного образовательного стандарта дошкольного образования:
- улучшение физических качеств таких как, сила, ловкость, равновесие, гибкость, общейвыносливости;
- улучшение умственных способностей таких как, память, внимание, сообразительность,воображение, быстрота реакции;
- улучшение техники выполнения различных видов основных движений;
- развитие творческих способностей в двигательной сфере;
- развитие нравственно-волевых черт и коммуникативных способностей;
- формирование стойкого интереса к физическим упражнениям, желания играть в спортивные и подвижные игры.
Специфика игр-эстафет заключается в том, что короткие по времени периоды повышенной двигательной активности чередуются с отдыхом, когда
физическая нагрузка сведена к минимуму. Но эмоциональная насыщенность остается высокой, т. к. внимание детей к дальнейшему выполнению заданий не ослабевает.
Игры-эстафеты относятся к командным подвижным играм с правилами.
Все игры-эстафеты составляются из движений, предусмотренных «Программой воспитания в детском саду», т. е. выполнение их вполне доступно и интересно детям.
При подборе игр – эстафет ставлю перед собой следующие задачи:
- обеспечить разностороннее развитие моторной сферы;
- формировать умение действовать в коллективе;
- ориентироваться в пространстве;
- выполнять действия в соответствии с правилами и ходом игры.
Для решения этих задач необходимо использовать игры – эстафеты не только с разнообразным содержанием, но и различной организацией детей, различными вариантами построения команд, более сложными сочетаниями упражнений, непривычной последовательностью выполнения заданий, нетрадиционным делением зала и с использованием нестандартного оборудования.
Игры-эстафеты со старшими дошкольниками проводятся в конце основной
части физкультурного занятия вместо подвижной игры, на физкультурных
развлечениях, на спортивных праздниках, на прогулках. В зависимости
от задач подбираются упражнения, игровые задания, физкультурный инвентарь.
Игровые действия и правила должны соответствовать возрастным особенностями уровню подготовленности детей, их умениям, навыкам, возможностям.
В начале учебного года провожу более простые игры – эстафеты с несложными движениями, привычным построением команд в колонну по одному, со знакомым направлением движением в зале. Далее двигательные задания постепенно усложняю. Такая система работы подводит детей к правильному выполнению движений, обеспечивает повторение и закрепление приобретенных ранее навыков и умений, учит передавать эстафету.
При выборе игр – эстафет учитываю также время года. Желательно, чтобы они соответствовали сезону. В прохладную погоду проводятся игры – эстафеты, в которых дети по несколько человек одновременно выполняют движения, что позволяет предупредить переохлаждение и уменьшить время ожидания очереди. В жаркую погоду проводятся спокойные игры – эстафеты малой и средней подвижности, исключающие возможность перегрева.
Существуют разные способы построения детей в команды. Можно построить
их в колонну по одному, но за детьми более низкого роста. Можно построить
полукругом, уступами и просто в шеренгу по одному (если мало участников).
Объяснения эстафет должно быть очень кратким, четким и понятным.
Если не все дети усвоили последовательность выполнения игровых заданий, то им предлагается действовать по принципу – «смотри, как делают другие и делай также».
Усвоение игры и поведение игроков в значительной степени зависят от
правильного руководства ею. Необходимо приучать детей сознательно выполнять правила игры. Если большинство игроков допускают одинаковые ошибки, то по окончании эстафеты надо указать на них и внести поправки.
Не следует останавливать игру свистком, криком, резкой командой, надо
приучать детей к условному сигналу (словесный – «Внимание!» или зрительный –поднятый вверх флажок или рука).
Нагрузку в играх – эстафетах можно дозировать. Для этого существуют
различные методические приемы: увеличение перерыва между эстафетами,
сокращение количества игровых заданий, замена уставших на запасных игроков.
Игры-эстафеты с нестандартным оборудованием оказывают значительное влияние на освоение дошкольниками движений, развитие сенсорики, двигательных качеств и способностей.
Вместе с тем активные действия с предметами в процессе игр способствовали познанию дошкольниками цвета, веса, формы, качества материала и других свойств предметов. А посредством зрительного восприятия у детей дошкольного возраста создается образ движения в его динамике, выразительности и пространственном отношении.
Использование нестандартного оборудования позволяет поддерживать у
детей интерес к занятиям физкультурой, а также придает играм-эстафетам
характер конкретных заданий (положить, поднять, достать, перенести,
добросить и т.д.), делает понятным поставленную двигательною задачу,
помогает детям контролировать свои действия.
Выполнение разнообразных упражнений с нестандартным оборудованием
детьми старшего дошкольного возраста помогает преодолеть стереотип
действий с ним. Создаются условия для творчества, усиливается интерес к
физическим упражнениям – дети сами начали придумывать игры и упражнения с нестандартным оборудованием. Игры-эстафеты с нестандартным оборудованием воспитывают у детей смелость. Самостоятельность, решительность, дисциплинированность и др.
Происходит комплексное развитие физических и моральных качеств детей.
Деление на команды мальчиков и девочек нежелательно.
Существуют разные способы построения детей в команды. Можно построить
их в колонну по одному, но за детьми более низкого роста. Можно построить
полукругом, уступами и просто в шеренгу по одному (если мало участников).
Объяснения эстафет должно быть очень кратким, четким и понятным. Сообщается название и цель эстафеты, ее содержание (перечень заданий в запланированной последовательности их выполнения), основные правила, условные сигналы.Если не все дети усвоили последовательность выполнения игровых заданий, то им предлагается действовать по принципу – «смотри, как делают другие и делай также».Усвоение игры и поведение игроков в значительной степени зависят от правильного руководства ею. Необходимо приучать детей сознательно выполнять правила игры. Если большинство игроков допускают одинаковые ошибки, то по окончании эстафеты надо указать на них и внести поправки.Не следует останавливать игру свистком, криком, резкой командой, надоприучать детей к условному сигналу (словесный – «Внимание!» или зрительный –поднятый вверх флажок или рука).Нагрузку в играх – эстафетах можно дозировать. Продолжительность игры зависит от количества участников, их возраста,содержания игры, места проведения, темпа.
Заканчивать игры – эстафета нужно общей ходьбой на месте, упражнениями на восстановление дыхания, пальчиковой гимнастикой, спокойными заданиями (загадки, головоломки, игры малой подвижности). Их задача – постепенно снизитьфизическую нагрузку и эмоциональное напряжение.
Разработанное и изготовленное нестандартное оборудование несложное в изготовлении, универсальное, малогабаритное. Оно вносит в каждое мероприятие с детьми элемент новизны. Эти пособия многофункциональны, что дает возможность применять их в различных видах деятельности. Детей привлекают необычные формы и размеры, а также красочность такого оборудования. Все это способствует более высокому эмоциональному тонусу во время проведения непосредственно образовательной деятельности и интересу детей к занятиям физкультурой и спортом, формирует потребность к движению.
Кроме того, нестандартное оборудование позволяет расширить реальную
материально-техническую базу в детском образовательном учреждении и семье независимо от их финансового положения.
Важно, чтобы нестандартное оборудование и инвентарь были безопасны в
применении, эстетически привлекательны и способствовали самостоятельной
творческой деятельности дошкольников.
Дорогие родители, не забывайте, что двигательные навыки нужны Вашему ребенку для полноценного физического и умственного развития! Проводите время активно!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей на тему " Роль художественной литературы в развитии детей дошкольного возраста"
Консультация для родителей на тему " Роль художественной литературы в развитии детей дошкольного возраста"...
Консультация для родителей на тему "Роль подвижных игр в развитии детей дошкольного возраста"
Многие родители считают, что подвижная игра - это просто развлечение для детей, и мало представляют, какую важную роль они играют не только в физическом, но и в интеллектуальном развитии д...
Консультация для родителей на тему: «Роль детского фольклора в развитии речи детей раннего возраста»
КОНСУЛЬТАЦИЯ...
Консультация для родителей на тему: «Роль детского фольклора в развитии речи детей 2-3 лет»
Детский фольклор – это особая часть народной культуры, которая играет огромную роль в жизни каждого народа. Произведения детского фольклора, имеют важное значение в становлении и развитии личнос...
Консультация для родителей по теме: «Роль отца в психическом развитии детей раннего возраста»
laquo;Роль отца в психическом развитии детей раннего возраста»...
Консультация для родителей на тему: «Роль детского фольклора в развитии речи детей 2-3 лет»
Детский фольклор – это особая часть народной культуры, которая играет огромную роль в жизни каждого народа. Произведения детского фольклора, имеют важное значение в становлении и развитии личнос...
Консультация для родителей на тему: «Роль театрализованной деятельности в развитии речи детей дошкольного возраста».
Театрализованная деятельность это один из самых эффективных способов воздействия на детей, в котором наиболее полно и ярко проявляется принцип обучения: учить играя. Изучая психолого-педагогическую и ...