Консультация для родителей на тему «Роль игр-эстафет в развитии и оздоровлении детей с ОВЗ»
консультация (старшая группа)

Курицына Марина Геннадьевна

Подвижные игры и игры-эстафеты оказывают существенное влияние на развитие психических процессов: внимания, воли, памяти, подвижности и гибкости мыслительных операций, творческого воображения, фантазии и физических качеств: ловкости, быстроты, силы, выносливости, крупной или общей моторики.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_roditeley_na_temu.docx26.74 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей на тему

«Роль игр-эстафет в развитии и оздоровлении детей с ОВЗ»

Важной составляющей гармоничного развития подрастающего поколения является физическое состояние ребёнка: крепкое здоровье, закалённость, сила, ловкость. Воспитание любви к физическому совершенству должно начинаться с детства. Поэтому одним из приоритетов в педагогической деятельности дошкольных образовательных учреждений является физическое воспитание детей.

В последнее время в дошкольных учреждениях все чаще стали применять нетрадиционные средства физического воспитания детей. Наиболее популярными являются физические упражнения и подвижные игры с нестандартным оборудованием. Подвижные игры и игры-эстафеты оказывают существенное влияние на развитие психических процессов: внимания, воли, памяти, подвижности и гибкости мыслительных операций, творческого воображения, фантазии и физических качеств: ловкости, быстроты, силы, выносливости, крупной или общей моторики- это основные движения нашего тела, рук, ног, туловища, шеи. Чтобы развиваться ребенок должен двигаться.

Что же такое игры-эстафеты?

Это одна из разновидностей подвижных игр командного характера с правилами. В играх-эстафетах команды детей состязаются между собой в преодолении различных препятствий, в быстром и рациональном решении двигательных задач.Эти игры характеризуются совместной деятельностью команд, направленной на достижение общих целей, подчинением личных интересов интересам всей команды, а также тем, что от действий каждого игрока зависит победа всей команды. Игры-эстафеты приучают детей согласовывать свои действия с действиями своих товарищей.Для координации действий и общего руководства играми-эстафетами появляется необходимость выделить из членов команды капитанов команд, подчинение которым является обязательным для всех игроков команды.

В каждой игре-эстафете одновременно решается ряд задач:

-закрепление и совершенствование двигательных навыков;

-развитие умения ориентироваться в пространстве;

-развитие физических качеств (ловкости, быстроты, выносливости, координации движений, точности, быстроты реакции на сигнал);

- воспитание смелости, самостоятельности, решительности, дисциплинированности.

Планируемые результаты, соотнесенные с требованиями федерального

государственного образовательного стандарта дошкольного образования:

- улучшение физических качеств таких как, сила, ловкость, равновесие, гибкость, общейвыносливости;

- улучшение умственных способностей таких как, память, внимание, сообразительность,воображение, быстрота реакции;

- улучшение техники выполнения различных видов основных движений;

- развитие творческих способностей в двигательной сфере;

- развитие нравственно-волевых черт и коммуникативных способностей;

- формирование стойкого интереса к физическим упражнениям, желания играть в спортивные и подвижные игры.

Специфика игр-эстафет заключается в том, что короткие по времени периоды повышенной двигательной активности чередуются с отдыхом, когда

физическая нагрузка сведена к минимуму. Но эмоциональная насыщенность остается высокой, т. к. внимание детей к дальнейшему выполнению заданий не ослабевает.

Игры-эстафеты относятся к командным подвижным играм с правилами.

Все игры-эстафеты составляются из движений, предусмотренных «Программой воспитания в детском саду», т. е. выполнение их вполне доступно и интересно детям.

При подборе игр – эстафет ставлю перед собой следующие задачи:

- обеспечить разностороннее развитие моторной сферы;

- формировать умение действовать в коллективе;

- ориентироваться в пространстве;

- выполнять действия в соответствии с правилами и ходом игры.

Для решения этих задач необходимо использовать игры – эстафеты не только с разнообразным содержанием, но и различной организацией детей, различными вариантами построения команд, более сложными сочетаниями упражнений, непривычной последовательностью выполнения заданий, нетрадиционным делением зала и с использованием нестандартного оборудования.

Игры-эстафеты со старшими дошкольниками проводятся в конце основной

части физкультурного занятия вместо подвижной игры, на физкультурных

развлечениях, на спортивных праздниках, на прогулках. В зависимости

от задач подбираются упражнения, игровые задания, физкультурный инвентарь.

Игровые действия и правила должны соответствовать возрастным особенностями уровню подготовленности детей, их умениям, навыкам, возможностям.

В начале учебного года провожу более простые игры – эстафеты с несложными движениями, привычным построением команд в колонну по одному, со знакомым направлением движением в зале. Далее двигательные задания постепенно усложняю. Такая система работы подводит детей к правильному выполнению движений, обеспечивает повторение и закрепление приобретенных ранее навыков и умений, учит передавать эстафету.

При выборе игр – эстафет учитываю также время года. Желательно, чтобы они соответствовали сезону. В прохладную погоду проводятся игры – эстафеты, в которых дети по несколько человек одновременно выполняют движения, что позволяет предупредить переохлаждение и уменьшить время ожидания очереди. В жаркую погоду проводятся спокойные игры – эстафеты малой и средней подвижности, исключающие возможность перегрева.

Существуют разные способы построения детей в команды. Можно построить

их в колонну по одному, но за детьми более низкого роста. Можно построить

полукругом, уступами и просто в шеренгу по одному (если мало участников).

Объяснения эстафет должно быть очень кратким, четким и понятным.

Если не все дети усвоили последовательность выполнения игровых заданий, то им предлагается действовать по принципу – «смотри, как делают другие и делай также».

Усвоение игры и поведение игроков в значительной степени зависят от

правильного руководства ею. Необходимо приучать детей сознательно выполнять правила игры. Если большинство игроков допускают одинаковые ошибки, то по окончании эстафеты надо указать на них и внести поправки.

Не следует останавливать игру свистком, криком, резкой командой, надо

приучать детей к условному сигналу (словесный – «Внимание!» или зрительный –поднятый вверх флажок или рука).

Нагрузку в играх – эстафетах можно дозировать. Для этого существуют

различные методические приемы: увеличение перерыва между эстафетами,

сокращение количества игровых заданий, замена уставших на запасных игроков.

Игры-эстафеты с нестандартным оборудованием оказывают значительное влияние на освоение дошкольниками движений, развитие сенсорики, двигательных качеств и способностей.

Вместе с тем активные действия с предметами в процессе игр способствовали познанию дошкольниками цвета, веса, формы, качества материала и других свойств предметов. А посредством зрительного восприятия у детей дошкольного возраста создается образ движения в его динамике, выразительности и пространственном отношении.

Использование нестандартного оборудования позволяет поддерживать у

детей интерес к занятиям физкультурой, а также придает играм-эстафетам

характер конкретных заданий (положить, поднять, достать, перенести,

добросить и т.д.), делает понятным поставленную двигательною задачу,

помогает детям контролировать свои действия.

Выполнение разнообразных упражнений с нестандартным оборудованием

детьми старшего дошкольного возраста помогает преодолеть стереотип

действий с ним. Создаются условия для творчества, усиливается интерес к

физическим упражнениям – дети сами начали придумывать игры и упражнения с нестандартным оборудованием. Игры-эстафеты с нестандартным оборудованием воспитывают у детей смелость. Самостоятельность, решительность, дисциплинированность и др.

Происходит комплексное развитие физических и моральных качеств детей.

Деление на команды мальчиков и девочек нежелательно.

Существуют разные способы построения детей в команды. Можно построить

их в колонну по одному, но за детьми более низкого роста. Можно построить

полукругом, уступами и просто в шеренгу по одному (если мало участников).

Объяснения эстафет должно быть очень кратким, четким и понятным. Сообщается название и цель эстафеты, ее содержание (перечень заданий в запланированной последовательности их выполнения), основные правила, условные сигналы.Если не все дети усвоили последовательность выполнения игровых заданий, то им предлагается действовать по принципу – «смотри, как делают другие и делай также».Усвоение игры и поведение игроков в значительной степени зависят от правильного руководства ею. Необходимо приучать детей сознательно выполнять правила игры. Если большинство игроков допускают одинаковые ошибки, то по окончании эстафеты надо указать на них и внести поправки.Не следует останавливать игру свистком, криком, резкой командой, надоприучать детей к условному сигналу (словесный – «Внимание!» или зрительный –поднятый вверх флажок или рука).Нагрузку в играх – эстафетах можно дозировать. Продолжительность игры зависит от количества участников, их возраста,содержания игры, места проведения, темпа.

Заканчивать игры – эстафета нужно общей ходьбой на месте, упражнениями на восстановление дыхания, пальчиковой гимнастикой, спокойными заданиями (загадки, головоломки, игры малой подвижности). Их задача – постепенно снизитьфизическую нагрузку и эмоциональное напряжение.

Разработанное и изготовленное  нестандартное оборудование несложное в изготовлении, универсальное, малогабаритное. Оно вносит в каждое мероприятие с детьми элемент новизны. Эти пособия многофункциональны, что дает возможность применять их в различных видах деятельности. Детей привлекают необычные формы и размеры, а также красочность такого оборудования. Все это способствует более высокому эмоциональному тонусу во время проведения непосредственно образовательной деятельности и интересу детей к занятиям физкультурой и спортом, формирует потребность к движению.

Кроме того, нестандартное оборудование позволяет расширить реальную

материально-техническую базу в детском образовательном учреждении и семье независимо от их финансового положения.

Важно, чтобы нестандартное оборудование и инвентарь были безопасны в

применении, эстетически привлекательны и способствовали самостоятельной

творческой деятельности дошкольников.

Дорогие родители, не забывайте, что двигательные навыки нужны Вашему ребенку для полноценного физического и умственного развития! Проводите время активно!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей на тему " Роль художественной литературы в развитии детей дошкольного возраста"

Консультация для родителей на тему " Роль художественной литературы в развитии детей дошкольного возраста"...

Консультация для родителей на тему "Роль подвижных игр в развитии детей дошкольного возраста"

Многие родители считают, что подвижная игра - это просто развлечение для детей, и мало представляют,  какую важную роль они играют  не только в физическом, но и в интеллектуальном развитии д...

Консультация для родителей на тему: «Роль детского фольклора в развитии речи детей 2-3 лет»

Детский фольклор – это особая часть народной культуры, которая играет огромную роль в жизни каждого народа. Произведения детского фольклора, имеют важное значение в становлении и развитии личнос...

Консультация для родителей на тему: «Роль детского фольклора в развитии речи детей 2-3 лет»

Детский фольклор – это особая часть народной культуры, которая играет огромную роль в жизни каждого народа. Произведения детского фольклора, имеют важное значение в становлении и развитии личнос...

Консультация для родителей на тему: «Роль театрализованной деятельности в развитии речи детей дошкольного возраста».

Театрализованная деятельность это один из самых эффективных способов воздействия на детей, в котором наиболее полно и ярко проявляется принцип обучения: учить играя. Изучая психолого-педагогическую и ...