Графический диктант.
учебно-методическое пособие по теме
Графические диктанты для дошкольников хорошо помогают родителям и педагогам планомерно подготовить ребенка к школе и предотвратить такие типичные трудности в обучении, как неразвитость орфографической зоркости, неусидчивость и рассеянность. Регулярные занятия с данными графическими диктантами развивают у ребенка произвольное внимание, пространственное воображение, мелкую моторику пальцев рук, координацию движений, усидчивость.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 21.29 КБ |
Предварительный просмотр:
Поступление в школу – важный момент в жизни ребенка и его родителей. Чем лучше ребенок будет подготовлен к школе психологически, эмоционально и интеллектуально, тем увереннее он будет себя чувствовать, тем легче у него пройдет адаптационный период в начальной школе.
Графические диктанты для дошкольников хорошо помогают родителям и педагогам планомерно подготовить ребенка к школе и предотвратить такие типичные трудности в обучении, как неразвитость орфографической зоркости, неусидчивость и рассеянность. Регулярные занятия с данными графическими диктантами развивают у ребенка произвольное внимание, пространственное воображение, мелкую моторику пальцев рук, координацию движений, усидчивость.
Рисование по клеточкам – очень увлекательное и полезное занятие для детей. Это игровой способ развития у малыша пространственного воображения, мелкой моторики пальцев рук, координации движений, усидчивости. Графические диктанты могут с успехом применяться для детей от 5 до 10 лет.
Выполняя предложенные в выложенных ниже заданиях - графических диктантах, ребенок расширит кругозор, увеличит словарный запас, научится ориентироваться в тетради, познакомится с разными способами изображения предметов.
Как работать с данными графическими диктантами:
В каждом диктанте даны задания для детей 5-ти – 7-ми лет.
Графический диктант можно выполнять в двух вариантах:
1. Ребенку предлагают образец геометрического рисунка и просят его повторить точно такой же рисунок в тетради в клетку.
2. Взрослый диктует последовательность действий с указанием числа клеточек и их направлений (влево, вправо, вверх, вниз), ребенок выполняет работу на слух, а затем сравнивает методом наложения свое изображение орнамента или фигуры с образцом в пособии.
Графические диктанты дополнены загадками, скороговорками, чистоговорками и пальчиковой гимнастикой. В процессе занятия ребенок отрабатывает правильную, чёткую и грамотную речь, развивает мелкую моторику рук, учится выделять отличительные особенности предметов, пополняет свой словарный запас.
Задания подобраны по принципу «от простого к сложному». Если вы начинаете заниматься с ребенком по этим графическим диктантам, выполняйте с ним задания по порядку: начинайте с самых первых простых диктантов и постепенно переходите к более сложным.
Для занятий необходима тетрадь в клетку, простой карандаш и ластик, чтобы ребенок мог всегда исправить неправильную линию. Для детей 5 – 6-ти лет лучше использовать тетрадь в крупную клетку (0,8 мм), чтобы не перенапрягать зрение. Начиная с графического диктанта №40 все рисунки расчитаны на обычную школьную тетрадь (в тетради в крупную клетку они не поместятся).
В заданиях используются следующие обозначения: количество отсчитываемых клеток обозначается цифрой, а направление обозначается стрелкой. Например, запись:
следует читать: 1 клетка вправо, 3 клетки вверх, 2 клетки влево, 4 клетки вниз, 1 клетка вправо.
Во время занятий очень важен настрой ребенка и доброжелательное отношение взрослого. Помните, что занятия для ребенка – не экзамен, а игра. Помогайте малышу, следите за тем, чтобы он не ошибался. Результат работы всегда должен удовлетворять ребенка, чтобы ему вновь и вновь хотелось рисовать по клеткам.
Ваша задача – помочь ребенку в игровой форме овладеть необходимыми для хорошей учебы навыками. Поэтому никогда не ругайте его. Если у него что-то не получается, просто объясните, как надо делать правильно. Чаще хвалите малыша, и никогда ни с кем не сравнивайте.
Продолжительность одного занятия с графическими диктантами не должна превышать 10 – 15 минут для детей 5-ти лет, 15 – 20 минут для детей 5 – 6-ти лет и 20 – 25-ти минут для детей 6 – 7-ми лет. Но если ребенок увлекся, не стоит останавливать его и прерывать занятие.
Обратите внимание на посадку ребенка во время выполнения диктанта, на то, как он держит карандаш. Покажите малышу, как надо удерживать карандаш между фалангами указательного, большого и среднего пальцев. Если ребенок плохо считает, помогайте ему отсчитывать клетки в тетради.
Перед каждым занятием обязательно поговорите с ребенком о том, что есть разные направления и стороны. Покажите ему, где право, где лево, где верх, где низ. Обратите внимания малыша, что у каждого человека есть правая и левая сторона. Объясните, что та рука, которой он ест, рисует и пишет – это правая рука, а другая рука – левая. Для левшей наоборот, левшам надо обязательно объяснять, что есть люди, для которых рабочая рука – правая, а есть люди, для которых рабочая рука – левая.
После этого можно открывать тетрадь и учить ребенка ориентироваться на листе бумаги. Покажите ребенку, где у тетради левый край, где правый, где верх, где низ. Можно объяснить, что раньше в школе были наклонные парты, поэтому верхний край тетради и назвали верхним, а нижний нижним. Объясните малышу, что если вы говорите «вправо», то надо вести карандашом «туда» (вправо). А если говорите «влево», то надо вести карандашом «туда» (влево) и так далее. Покажите малышу, как надо считать клеточки.
Вам самим тоже понадобится карандаш и ластик для того, чтобы отмечать прочитанные строчки. Диктанты бывают довольно объемные, и чтобы вам не запутаться, ставьте точки карандашом напротив строчек, которые читаете. Это вам поможет не сбиться. После диктанта все точки вы сможете стереть.
Каждое занятие включает в себя графический диктант, обсуждение изображений, скороговорки, чистоговорки, загадки и пальчиковую гимнастику. Каждый этап занятия несет смысловую нагрузку. Занятия с ребенком можно выстраивать в разной последовательности. Можно вначале сделать пальчиковую гимнастику, прочитать скороговорки и чистоговорки, а затем сделать графический диктант. Можно наоборот, сначала сделать графический диктант, о потом скороговорки и пальчиковая гимнастика. Загадки лучше загадывать в конце занятия.
Когда ребенок нарисует рисунок, поговорите о том, что есть предметы и есть их изображения. Изображения бывают разные: фотографии, рисунки, схематичное изображение. Графический диктант – это схематичное изображение предмета.
Поговорите о том, что каждое животное имеет свои отличительные особенности. Схематичное изображение показывает отличительные особенности, по которым мы можем узнать животное или предмет. Спросите у ребенка, какие отличительные особенности у животного, которое он нарисовал. Например, у зайца – длинные уши и маленький хвостик, у слона – длинный хобот, у страуса длинная шея, маленькая голова и длинные ноги, и так далее.
Поработайте со скороговорками и чистоговорками разными способами:
1. Пусть ребенок возьмет в руки мяч и, ритмично подбрасывая и ловя его руками, проговорит скороговорку или чистоговорку. Подбрасывать и ловить мяч можно на каждое слово или на слог.
2. Пусть ребенок проговорит скороговорку (чистоговорку), перебрасывая мячик из одной руки в другую.
3. Проговорить скороговорку можно, прохлопывая ритм ладошками.
4. Предложите проговорить скороговорку 3 раза подряд и не сбиться.
Пальчиковую гимнастику делайте вместе, чтобы ребёнок видел и повторял движения за вами.
А теперь, когда вы познакомились с основными правилами проведения графического диктанта, можно приступать к занятиям.
Каждый диктант открывается в новом окне. Чтобы его распечатать, нажмите на рисунок правой кнопкой мыши и выберете строчку "Печать".
![](https://nsportal.ru/sites/default/files/2015/12/26/grdiktant1.jpg)
![](https://nsportal.ru/sites/default/files/2015/12/26/grdiktant2.jpg)
![](https://nsportal.ru/sites/default/files/2015/12/26/grdiktant3.jpg)
![](https://nsportal.ru/sites/default/files/2015/12/26/grdiktant4.jpg)
![](https://nsportal.ru/sites/default/files/2015/12/26/grdiktant5.jpg)
![](https://nsportal.ru/sites/default/files/2015/12/26/grdiktant6.jpg)
![](https://nsportal.ru/sites/default/files/2015/12/26/grdiktant7.jpg)
![](https://nsportal.ru/sites/default/files/2015/12/26/grdiktant8.jpg)
![](https://nsportal.ru/sites/default/files/2015/12/26/grdiktant9.jpg)
![](https://nsportal.ru/sites/default/files/2015/12/26/grdiktant10.jpg)
![](https://nsportal.ru/sites/default/files/2015/12/26/grdiktant11.jpg)
![](https://nsportal.ru/sites/default/files/2015/12/26/grdiktant12.jpg)
![](https://nsportal.ru/sites/default/files/2015/12/26/grdiktant13.jpg)
![](https://nsportal.ru/sites/default/files/2015/12/26/grdiktant14.jpg)
![](https://nsportal.ru/sites/default/files/2015/12/26/grdiktant15.jpg)
![](https://nsportal.ru/sites/default/files/2015/12/26/grdiktant16.jpg)
![](https://nsportal.ru/sites/default/files/2015/12/26/grdiktant17.jpg)
![](https://nsportal.ru/sites/default/files/2015/12/26/grdiktant18.jpg)
![](https://nsportal.ru/sites/default/files/2015/12/26/grdiktant19.jpg)
![](https://nsportal.ru/sites/default/files/2015/12/26/grdiktant20.jpg)
![](https://nsportal.ru/sites/default/files/2015/12/26/grdiktant21.jpg)
![](https://nsportal.ru/sites/default/files/2015/12/26/grdiktant22.jpg)
![](https://nsportal.ru/sites/default/files/2015/12/26/grdiktant23.jpg)
![](https://nsportal.ru/sites/default/files/2015/12/26/grdiktant24.jpg)
![](https://nsportal.ru/sites/default/files/2015/12/26/grdiktant25.jpg)
![](https://nsportal.ru/sites/default/files/2015/12/26/grdiktant26.jpg)
![](https://nsportal.ru/sites/default/files/2015/12/26/grdiktant27.jpg)
![](https://nsportal.ru/sites/default/files/2015/12/26/grdiktant28.jpg)
![](https://nsportal.ru/sites/default/files/2015/12/26/grdiktant29.jpg)
![](https://nsportal.ru/sites/default/files/2015/12/26/grdiktant30.jpg)
![](https://nsportal.ru/sites/default/files/2015/12/26/grdiktant31.jpg)
![](https://nsportal.ru/sites/default/files/2015/12/26/grdiktant32_1.jpg)
![](https://nsportal.ru/sites/default/files/2015/12/26/grdiktant33.jpg)
![](https://nsportal.ru/sites/default/files/2015/12/26/grdiktant34.jpg)
![](https://nsportal.ru/sites/default/files/2015/12/26/grdiktant35.jpg)
![](https://nsportal.ru/sites/default/files/2015/12/26/grdiktant36.jpg)
![](https://nsportal.ru/sites/default/files/2015/12/26/grdiktant37.jpg)
![](https://nsportal.ru/sites/default/files/2015/12/26/grdiktant38.jpg)
![](https://nsportal.ru/sites/default/files/2015/12/26/grdiktant39.jpg)
![](https://nsportal.ru/sites/default/files/2015/12/26/grdiktant40.jpg)
![](https://nsportal.ru/sites/default/files/2015/12/26/grdiktant41.jpg)
![](https://nsportal.ru/sites/default/files/2015/12/26/grdiktant42.jpg)
![](https://nsportal.ru/sites/default/files/2015/12/26/grdiktant43.jpg)
![](https://nsportal.ru/sites/default/files/2015/12/26/grdiktant44.jpg)
![](https://nsportal.ru/sites/default/files/2015/12/26/grdiktant45.jpg)
![](https://nsportal.ru/sites/default/files/2015/12/26/grdiktant46.jpg)
![](https://nsportal.ru/sites/default/files/2015/12/26/grdiktant47.jpg)
![](https://nsportal.ru/sites/default/files/2015/12/26/grdiktant48.jpg)
![](https://nsportal.ru/sites/default/files/2015/12/26/grdiktant49.jpg)
![](https://nsportal.ru/sites/default/files/2015/12/26/grdiktant50.jpg)
![](https://nsportal.ru/sites/default/files/2015/12/26/grdiktant51.jpg)
![](https://nsportal.ru/sites/default/files/2015/12/26/grdiktant52.jpg)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тестовая методика "Графический диктант"
Предоставляется описание методики на определение школьной готовности дошкольников, бланк ответов, протокол, образец....
![](/sites/default/files/pictures/2022/01/17/picture-74038-1642438758.jpg)
графические диктанты
Графические диктантыНе отрывая руки, сделай рисунок по следующему описанию, начиная от поставленной точки. Убедившись, что фигуры выполнены правильно, можно предложить построить такие же фигуры в зерк...
![](/sites/default/files/pictures/2012/01/24/picture-51202.jpg)
Практическое пособие "Графические диктанты"
Пособие преднозначено для детей дошкольного возраста подготовительной группы...
![](/sites/default/files/pictures/2020/12/20/picture-298765-1608487168.jpg)
графический диктант (рисование по клеточкам) тема: "Корова"
графический диктант - рисование по клеточкам на тему : "Корова"...
![](/sites/default/files/pictures/2018/08/28/picture-100008-1535440453.jpg)
Графомоторные упражнения для детей дошкольного возраста. Графические диктанты.
Формирование глазомера, зрительной памяти; развитие воображения; развитие зрительного и кенестетического восприятия, зрительно-двигательной координации, произвольности, ритмичности и точности движений...