Беседа третья: «Драматизация сказок с детьми дошкольного возраста»
статья (старшая группа) по теме
Умственное развитие детей от трех до шести лет характеризуется формированием образного мышления, которое позволяет ребенку думать о предметах, сравнивать их в уме даже тогда, когда он их не видит. Ребенок начинает формировать модели той действительности, с которой имеет дело, строить ее описание. Делает он это с помощью сказки. Четыре-пять лет – апогей сказочного мышления. Сказка – это такая знаковая система, с помощью которой ребенок интерпретирует окружающую действительность.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
beseda_tretya._dramatizaciya_skazok_s_detmi_doshkolnogo_vozr.doc | 37 КБ |
Предварительный просмотр:
Беседа третья: «Драматизация сказок с детьми дошкольного возраста»
Умственное развитие детей от трех до шести лет характеризуется формированием образного мышления, которое позволяет ребенку думать о предметах, сравнивать их в уме даже тогда, когда он их не видит. Ребенок начинает формировать модели той действительности, с которой имеет дело, строить ее описание. Делает он это с помощью сказки. Четыре-пять лет – апогей сказочного мышления. Сказка – это такая знаковая система, с помощью которой ребенок интерпретирует окружающую действительность.
Рассказы, игры, сказки и внутренний мир ребенка неотделимы друг от друга. В любом обществе, независимо от степени цивилизованности и образа жизни, детские рассказы и показы собирают большую аудиторию маленьких слушателей. Для этого есть веские причины.
Если мы, взрослые, хотим приобрести какие-то знания, у нас для этого существует много путей и каналов. Мы можем пойти в библиотеку или в книжный магазин и прочесть то, что нас интересует. Можно проконсультироваться у специалиста в данной области, получить нужные сведения из газетных и журнальных статей, послушать лекции, принять участие в семинарах. Наконец, поговорить с друзьями и обменяться информацией и мыслями. Все это требует определенных профессиональных навыков – умения читать и исследовать материал, способности излагать свои
мысли. Эти навыки не даются человеку изначально, они приобретаются с опытом. Дети же не могут вести разговор на взрослом уровне, а между тем проблемы, занимающие их, не менее важны.
Драматизация сказок весьма удачно помогает ребенку пробрести знания посредством игр и воображения. Занятия театром знакомят детей со многими жизненными законами. Они учат перевоплощению и позволяют детям почувствовать себя мамой, папой или свирепым диким зверем. Воображаемые двойники дают возможность прозондировать чувства и исследовать различные возможные варианты.
Для ребенка мир предстает новым и непознанным. Его нужно исследовать, открыть, изучить, овладеть им. К счастью, дети появляются на свет с непреодолимым стремлением к познанию. Детские театрализованные игры, по существу, могут быть приравнены к работе и учебе.
Сильное желание ребенка кому-то подражать помогает ему познать тонкости и сложности поведения взрослого человека. Исследования показали, что когда детям предлагаются два примера для подражания – один «успешный», с положительным результатом, другой неудачный – они предпочитают первый.
Сказки, всегда были самым эффективным средством общения взрослых с детьми. Сказки передавались и передаются из поколения в поколение на протяжении веков и находят отражение в культурах разных народов. В сказках поднимаются важные для детского мировосприятия проблемы. В сказках противопоставляются добро и зло, альтруизм и жадность, смелость и трусость, милосердие и жестокость, упорство и малодушие. Они говорят ребенку, что мир – очень сложная штука, что в нем есть немало несправедливостей, что страх, сожаление и отчаяние – в такой же степени часть нашего бытия, как радость, оптимизм и уверенность. Но самое главное – они говорят ребенку, что если человек не сдается, даже когда положение кажется безвыходным, если он не изменит своим нравственным принципам, хотя искушение и манит его на каждом шагу, он в конце концов обязательно победит.
По мере расширения сферы общения дети испытывают действие разнообразных социальных факторов, значительно активизирующих их эмоциональный мир. Ребенок учится преодолевать ситуативные эмоции, культурно управлять чувствами. Театральное разыгрывание сказок оказывает ему в этом неоценимую поддержку.
Драматизация сказок в определенной степени удовлетворяет три естественные психологические потребности ребенка дошкольного возраста:
1. потребность в автономности. В каждой сказке герой действует самостоятельно на протяжении всего пути, делает выбор, принимает решения, полагаясь только на самого себя, на свои собственные силы;
2. потребность в компетентности. Герой оказывается способным преодолеть самые невероятные препятствия и, как правило, оказывается победителем, достигает успеха, хотя может терпеть временные неудачи;
3. потребность в активности. Герой всегда активен, находится в действии: куда-то идет, кого-то встречает, кому-то помогает, что-то добывает, с кем-то борется, от кого-то убегает и т. д. Иногда в начале поведение героя не является активным, толчок к активности провоцируется извне другими персонажами.
Результатом удовлетворения этих потребностей является формирование таких качеств личности, как:
- автономность, которая выражается в стремлении проявить свое личное мнение, позицию или взгляды;
- активность, которая предполагает способность владеть инициативой в общении, умение организовать внимание партнеров, стимулировать их коммуникативность, управлять процессом общения, эмоционально откликнуться на состояние партнеров;
- социальная компетентность, которая состоит из нескольких компонентов: мотивационного, включающего отношение к другому человеку (проявление доброты, внимания, сочувствия, сопереживания и содействия); познавательного, связанного со способностью понять его особенности, интересы, потребности, заметить изменения настроения, эмоционального состояния и др.; поведенческого, который связан с выбором адекватных ситуаций, способов общения.
Сказка в ее театральной интерпретации заставляет ребенка не только сопереживать персонажам, роли которых исполняют его друзья, но и самому участвовать в сложной сказочной ситуации, в результате чего у него появляются новые представления о людях, предметах и явлениях окружающего мира, новый эмоциональный опыт. Таким образом, проигрывая ситуацию «в шкуре» сказочного героя, ребенок получает неоценимый жизненный опыт.
Слушая и проигрывая сказки, дети невольно находят в них отголоски своей собственной жизни. Они стремятся воспользоваться примером положительного героя в борьбе со своими проблемами. Кроме того, сказки вселяют в ребенка надежду, что чрезвычайно важно. Ребенок, лишенный надежды или утративший ее, отказывается от борьбы и никогда не добьется успеха.
Нам, взрослым, следует помнить, что если мы хотим научить ребенка чему-либо или передать ему какую-то важную мысль, нужно делать так, чтобы это было узнаваемо, удобоваримо и понятно. Если мы хотим объяснить что-то сложное французу, то, разумеется, преуспеем в этом больше, если будем говорить на французском языке.
Общаясь с детьми, старайтесь говорить с ними на одном языке – на языке детской фантазии и воображения!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ЭТИЧЕСКИЕ БЕСЕДЫ ПО НРАВСТВЕННОМУ ВОСПИТАНИЮ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Этические беседы по нравственному воспитанию с дошкольниками в разных возрастных группахЦель: воспитывать в детях любовь к ближнему, отзывчивость, вежливость, доброжелательность....
Картотека бесед по профилактике травматизма с детьми дошкольного возраста
Номера и темы бесед: №1 - «Гололед»№2 - «Осторожно! Сосульки (снег с крыш)»№3 - «Как песок может стать опасным»№4 - «Кошка и собака- наши соседи»№5 – «Как был наказан любопытный язычок»№6 –...
Примерные беседы о Древней Руси с детьми дошкольного возраста.
Статья посвященная особенностям строительства Древней Руси, своеобразии Храмовой архитектуры. А также, раскрываются представления о русской бане....
Картотека "Беседы по профилактике травматизма с детьми дошкольного возраста"
Для детей дошкольного возраста (4–6 лет) характерно расширение круга деятельности, активность, самостоятельность, «фрагментированное» внимание. Основное содержание этого во...
Беседы о произведениях искусства с детьми дошкольного возраста
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"15397071","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"397","style":"width: 200px; height: 165px;","width":"480"}}]]Данная статья предназна...
Беседы по нравственному воспитанию с детьми дошкольного возраста.
Практическое пособие...
Важность изучения художественной литературы и сказок с детьми дошкольного возраста
Одной из приоритетных проблем нашего общества является приобщение ребенка к чтению. К сожалению, в наш век информатизации отношение детей к книге изменилось, интерес к чтению стал падать. Уже в дошкол...