Использование мультимедийных технологий в ознакомлении с окружающим миром младших дошкольников
методическая разработка по теме

Наверное, невозможно себе представить современное развитие общества и производства без информационно – коммуникационных технологий. Бесспорно, что владеть компьютером должен каждый образованный человек. ПК быстро входит в жизнь нашего ребенка. Практически все родители, развивая и обучая малыша, приобретают компьютерные программы. Сначала – это милые «клавиатурные барабанилки» для самых маленьких, которые любят барабанить по клавиатуре , но еще не умеют пользоваться мышкой, затем- огромное многообразие компьютерных игр. Компьютер - мощное средство обучения и саморазвития малыша. Способность компьютера воспроизводить информацию одновременно в виде текста, графического изображения, звука, речи, видео, запоминать и с огромной скоростью обрабатывать данные позволяет специалистам создавать для детей мультимедийные презентации, электронные детские книги и энцеклопедии.   

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ikt_v_det_sadu.docx18.19 КБ

Предварительный просмотр:

 «Использование мультимедийных технологий в ознакомлении

с окружающим миром младших дошкольников»

Выполнил(а): Меркулова  Алёна Николаевна

Наверное, невозможно себе представить современное развитие общества и производства без информационно – коммуникационных технологий. Бесспорно, что владеть компьютером должен каждый образованный человек. ПК быстро входит в жизнь нашего ребенка. Практически все родители, развивая и обучая малыша, приобретают компьютерные программы. Сначала – это милые «клавиатурные барабанилки» для самых маленьких, которые любят барабанить по клавиатуре , но еще не умеют пользоваться мышкой, затем- огромное многообразие компьютерных игр. Компьютер - мощное средство обучения и саморазвития малыша. Способность компьютера воспроизводить информацию одновременно в виде текста, графического изображения, звука, речи, видео, запоминать и с огромной скоростью обрабатывать данные позволяет специалистам создавать для детей мультимедийные презентации, электронные детские книги и энцеклопедии.        

В отличии от обычных средств обучения медиатехнологии значительно расширяют возможности педагога в сфере раннего развития дошкольников младшего возраста.  В ознакомлении детей с окружающим миром воспитатель использует мультемидийные пособия и интерактивные игры, что способствует успешной реализации интеллектуальных и творческих способностей ребёнка. Компьютер позволяет не только насытить его большим количеством готовых, строго отобранных , соответствующим образом, организованных знаний, но и, что очень актуально в раннем детстве – учат самостоятельно приобретать новые знания.                                                                  

 По сравнению с традиционными формами обучения дошкольников презентации обладают рядом преимушеств:

- Презентация несёт в себе образный тип информации, понятный дошкольникам ; формирует у малышей систему мыслеобразов. Маленького почемучку интересует масса вещей, с утра до вечера вопросы словно сыплются из него. Как объяснить, понятно рассказать и не оттолкнуть , не погасить детскую любознательность и пытливость ума? Взрослый человек принципиально отличается от малыша: чтобы что - то понять, ему достаточно прослушать устное объяснение, и развитое словесно – логическое мышление сделает свое дело. Поговорка «лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать», прежде всего, о маленьком ребенке. Именно ему, с его наглядно - образным мышлением понятно лишь то, что можно одновременно рассмотреть, услышать, подействовать или оценить действие объекта. Потому - то так важно при обучении дошкольника обращаться к тем каналам получения информации, которые открыты.

Мультимедийные презентации позволяют представить обучающий и развивающий материал как систему ярких опорных образов, наполненных исчерпывающей структурированной информацией в алгоритмическом порядке. В этом случае задействуются различные каналы восприятия, что позволяет заложить информацию не только в фактографическом, но и в ассоциативном виде в память детей.

- Компьютер позволяет моделировать такие жизненные ситуации, которые нельзя или сложно увидеть в повседневной жизни. Например, как показать ребенку процесс запуска ракеты или технологию производства бумаги?

- Возможности компьютера позволяют увеличить объём предлагаемого для ознакомления материала. Многие мамы отмечают, что при этом значительно возрастает интерес детей к знаниям, повышается уровень познавательных возможностей.

- Все родители замечают, как нравится детям многократно спрашивать об одном и том же, читать «по сто раз» одну и ту же сказку. Но не надо раздражаться: у дошкольников один и тот же программный материал должен повторяться многократно! Любимую презентацию ребенок может запускать сам, столько раз, сколько ему захочется, может повторять вслед за автором слова, выучивая их наизусть; удивлять взрослых объемом знаний, полученных самостоятельно.

- Использование новых непривычных приёмов объяснения и закрепления, тем более в игровой форме, повышает непроизвольное внимание детей, помогает развить произвольное.

-Осваивая детские электронные энциклопедии, дошколята активны. За счёт высокой динамики эффективно проходит усвоение материала, тренируется память, активно пополняется словарный запас, развивается воображение и творческие способности.

Дошкольный образовательный стандарт - это требование времени. Важно, чтобы каждый ребенок с поступлением в школу имел равные стартовые возможности. Вот, что должен знать ребенок в отдельных образовательных областях на всех ступеньках дошкольного детства. Это так называемый минимум. Программа по ознакомлению дошкольника с окружающим миром. Подобранные электронные книги и энциклопедии позволяют решать поставленные программой задачи, а значит, систематически и целенаправленно готовить ребенка к школе.

Обучающие игры – презентации

Отдельно хотелось бы рассказать о компьютерных обучающих играх, которые выполнены в виде презентаций в программе Microsoft PowerPoint.

- Предъявление информации на экране компьютера в игровой форме вызывает у детей огромный интерес; движения, звук, анимация надолго привлекает внимание ребенка;

- Проблемные задачи, поощрение ребенка при их правильном решении самим компьютером являются стимулом познавательной активности детей;

- Ребенок сам регулирует темп и количество решаемых игровых обучающих задач;

- В процессе своей деятельности за компьютером дошкольник приобретает уверенность в себе, в том, что он многое может;

- Компьютер очень "терпелив", никогда не ругает ребенка за ошибки, а ждет, пока он сам исправит их.

- Игровые обучающие программы приучают дошкольника к самостоятельности, развивают навык самоконтроля.

- Маленькие дети требуют большой помощи родителей при выполнении заданий и пошагового подтверждения своих действий, а автоматизированный контроль берет эту функцию на себя, освобождает маму.

Здоровьесбережение детей при работе с компьютером

Говоря об использовании компьютера детьми дошкольного возраста, встает вопрос о сохранении здоровья и зрения. Вопрос о "засиживании" за компьютером актуален. Разумно сделать ограничения занятий с ПК по времени - 10-15 минут. Нормально развивающийся ребенок в этом возрасте должен двигаться 70-80% времени бодрствования! Помните об этом!

В заключении отмечу, использование компьютера – еще одна сфера, где можно успешно сочетать получение полезных знаний с развитием интеллектуальных и творческих способностей.

Применение обучающих мультимедийных презентаций позволяет повысить эффективность процесса обучения и развития ребенка, открывает новые возможности образования, постоянно поддерживает родителей в состоянии творческого поиска.

Тема: «Сравнительное наблюдение за рыбами»

Цели: 1. Знакомство с  аквариумной рыбкой (золотая рыбка).

2. Закрепление знаний о том, что рыбы бывают разные по величине, окраске, форме тела, строению плавников.

Задачи: 1. Учить выделять признаки различия и сходства между рыбками.

2. Подвести детей, путем сравнения, к выводу о том, чем похожи все рыбы: местом обитания, кожным покровом, наличием плавников, способом передвижения.

3. Закрепить знания детей об аквариуме и создаваемых в нем условиях для жизни рыб.

4. Продолжать воспитывать интерес к аквариумным рыбкам и желание заботиться о них.

5. Развивать мелкую моторику пальцев рук.

Ход занятия:

-Ребята, нам пришло письмо.

-Письмо пришло из далеких теплых  морей.                             Слайд (море)

-А вот от кого оно не написано. Чтобы понять это, мы должны отгадать загадку.

1. У родителей и деток

   Вся одежда из монеток.

2. Под мостиком

                    Виляет хвостиком.

Смотрим правильный ответ.                                                          Слайд (Рыба.)

- Интересно, какая рыбка прислала нам письмо?

-Давайте же прочтем его.

«Здравствуйте, ребята.

Пишет вам золотая рыбка. Я очень хочу с вами познакомиться и побывать у вас в гостях. Но для этого мне необходимы определенные условия. Я слышала, что у вас есть стеклянный сосуд, в котором могут жить  рыбки. А знаете ли вы, что нам рыбкам для дыхания нужен кислород? Есть ли он в вашем сосуде? А еще мне интересно, как рыбки питаются?  Расскажите мне, пожалуйста, об этом. Да, вот еще, скажите, какие рыбки могут жить в вашем ящичке, похожа ли я на них или нет? Ведь, если я не такая как все, то надо мной будут смеяться. А мне бы этого очень не хотелось.

Извините, что много задаю вопросов, но я очень любопытная, и хочу обо все знать. Так что напишите, смогу ли я приехать к вам в гости или нет?

Кстати, чуть не забыла. Высылаю вам свою фотографию, чтобы вы смогли сравнить меня с рыбами.

До свидания. Буду очень ждать вашего письма и надеюсь на скорую встречу».

Слайд (золотая рыбка)

-Ребята, от кого мы получили письмо? (от золотой рыбки.)

-Рыбка хочет приехать в гости и познакомиться с нами.

-А как вы думаете, сможем ли мы ее принять? (Да.)

- А вот чтобы понять это, мы должны ответить на вопросы, которые задала нам рыбка.

Стеклянный домик на подставке

С прозрачною водой,

С камнями и песком на дне.

Слайд  (Аквариум.)

- Давайте, вспомним что значит слово аквариум.

- «аква» - в переводе с латинского языка озн. «вода».

-Что же такое аквариум?

-Аквариум – это модель водоема, океана, моря.

-Золотая рыбка переживает, достаточно ли кислорода в аквариуме.

- Откуда берется кислород в воде? (В аквариуме сажают растения, которые насыщают воду кислородом они называются - водоросли. А еще ставят специальное устройство - компрессор, который очищает воду и обогащает ее кислородом.)

ДЫХАТЕЛЬНАЯ ГИМНАСТИКА

-Давайте станем компрессорами и  покажем, как работает устройство для подачи воздуха.

- Слушайте, внимательно, правила.

-Один конец соломинки опустите в воду, а другой возьмите в рот и осторожно подуйте от себя. Набираем воздух через нос в легкие и дуем от себя.

-Что наблюдаете? (пузырьки).

- Откуда взялись пузырьки?

-Вы выдохнули воздух, и он в воде виден в виде пузырьков.

-По этому принципу работает устройство подачи кислорода в аквариуме.

-Значит, за кислород рыбка может не переживать, его хватит.

-Ребята, а мне интересно, чем рыбка дышит? (Жабрами.)

-Рыбка заглатывает ртом поток воды, в котором находиться воздух. Она вдыхает воздух жабрами, а вода выходит с двух сторон, ее пропускают жабры.

- Ответили еще на один вопрос.

- Следующий вопрос, на который рыбка хотела бы  получить ответ.

 -Чем аквариумные рыбки питаются?

-Все знают, что рыбки любят сухой корм. Это очень мелкие рачки, которых специально ловят, а затем высушивают. Корм из них выгляди как порошок.

-А чтобы рыбки были всегда сыты, их нужно кормить каждый день.

 -Мы с вами об этом помним, поэтому, думаю, золотой рыбке за корм тоже не стоит переживать.

- За аквариумными  рыбами ухаживает кто?  

- Человек.

- Значит они какие? (Домашние)

ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА  - Давайте представим, что  это корм. Покажите, как вы будете кормить рыбок? Как надо растирать корм? (Дети берут пальчиками крупу, которая находится в коробке, и растирая, сыплют его, имитируя кормление рыбок).

-В нашем аквариуме созданы отличные условия для жизни экзотических рыбок.

Музыка Слайд (море)

РЕЛАКСАЦИЯ С РЕЧЕВЫМ СОПРОВОЖДЕНИЕМ «РЫБКИ»                -

Давайте и мы с вами немного побудем рыбками.

В голубой водице

Плывет рыбок вереница.

Чешуей златой сверкая,

Кружится, играет стая.

Тишина их манит вниз,

Рыбки, рыбки вниз пошли,

Рыбки, рыбки все легли,

Глазки все закрыли,

Плавнички расслаблены,

Все мы успокаиваемся,

Тихо расслабляемся.

-Каких аквариумных рыбок вы знаете? (Вуалехвост, гуппи, меченосец, скалярия.)

Слайд (Рыбы) – 4

- Чем рыбки отличаются друг от друга?

-Рыбы отличаются формой и величиной тела, окраской чешуи, формой плавников.

-Какой формы тело у гуппи?  золотой рыбки?

-У гуппи тело продолговатое,  у золотой рыбки округлое.

-Рыбки одинаковые по величине? Какая больше? Меньше?

-Гуппи маленькие, вуалехвост больше.

-Какие плавники у вуалехвоста? У меченосца? У золотой рыбки?

-Плавники у вуалехвоста свисающие, прозрачные, а у меченосца хвостовой плавник напоминает меч, у золотой рыбки плавники упругие, не прозрачные, хвостовой плавник разделен на две части.

-Какая окраска у золотой рыбки?

- Золотистая и красноватая.

-  Гуппи – черная, но бывают разноцветные,  меченосец – оранжевая.

Слайд (Сравнение)

- Чем все рыбы похожи друг на друга? (Жабрами, тело покрыто чешуей, плавники, хвост)

- Чем покрыто тело у рыб?

- Тело у рыб покрыто чешуей.

-Чем рыбы дышат?

- Рыбы дышат жабрами.

- Так с помощью чего дышат рыбы?

- С помощью жабр.

- Чем смотрят рыбы?

-Глазами.

-Как они расположены?

-У рыб два глаза с левой и с правой стороны.

- А у всех ли?

- У камбалы глаза расположены с одной стороны.

- Какой формы глаза у рыб?

- Круглой формы.

- Почему не закрываются? Потому что, нет чего?

- Век.

- А, мы смотрим чем? Глазами.

- А прикрываем глаза, чем?

- Веками.

-Где живут все рыбки?

- В воде.

- Как рыбы передвигаются?

-Рыбы плавают.

-Что рыбкам помогает хорошо плавать?

- Хвост, плавники.

- Что рыба делает хвостом?

- Виляет, рулит.

- Где находятся плавники?

-У рыб на спине, на брюшке, на грудке и на конце тела есть плавники.

- Сколько слогов в слове хвост?

- Один.

-Почему? (Одна гласная «О», а в слове столько слогов, сколько гласных)

- Измените слово, так чтобы в нем было два слога.

- Хвостик, хвосты.

- Итак, я буду задавать вопросы, а вы отвечаете.

1. Что это? (Аквариум)

2. Как переводится (означает) слово аквариум? Аква- вода.

3. Кто в нем живет? (Рыбы)

4. Назовите их.

5. Чем дышит рыбка?

6. Чем покрыто ее тело?

7. Что помогает ей плыть?

8.  Откуда в аквариуме кислород?

Ребята, все сегодня отлично поработали, потрудились.

Я для вас приготовила вот такие аквариумы. Вы дома нарисуете, тех рыбок, которые понравились. Напишем письмо золотой рыбке и пошлем ей свои рисунки. И, я думаю, ей захочется приехать к нам в гости.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Ознакомление с окружающим миром старших дошкольников посредством создания и использования тематических альбомов

Методическая разработка по ознакомлению старших дошкольников с окружающим миром Познание окружающего мира начинается с самого рождения человека и продолжается на всем протяжении его жизни. Огром...

Консультация на тему: «Использование проектной деятельности при ознакомлении с окружающим миром»

    Наиболее продуктивным и эффективным методом формирования экологического сознания у детей – дошкольников является проектная деятельность, являющаяся одной из инновационных пе...

Мастер-класс "Использование дидактических игр при ознакомлении с окружающим миром"

Дидакатические игры "Животные" и "Растения". Предназначена для детей старшего дошкольного возраста. Игра может быть использована  непосредственно в образовательной деятельност...

Методическая разработка «Использование мультимедийных технологий в ознакомлении с окружающим миром младших дошкольников»

Наверное, невозможно себе представить современное развитие общества и производства без информационно – коммуникационных технологий. Бесспорно, что владеть компьютером должен каждый образованный ...

Консультация "Использование ИКТ в процессе ознакомления с окружающим миром в художественно-эстетическом развитии дошкольников"

Слайд 1Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение "Национальный детский сад №16 "Бадм цецг"КОНСУЛЬТАЦИЯ"Использование ИКТ в процессе ознакомления с окружающим мир...

"Использование STEM оборудования для ознакомления с окружающим миром»

Инновационные продукты и прогрессивные технологии являются базовой составляющей современной образовательной системы. Они позволяют педагогам наилучшим образом подготовить подрастающее поколение к возм...