«Использование дидактических игр при ознакомлении с окружающим миром детей младшего возраста».
презентация к уроку (младшая группа)
Дюсекина У.Н.
Всем известен всем что игра – ведущий вид деятельности дошкольника. Через игровую деятельность происходит развитие ребёнка. Существуют различные виды игр. Одним из таких видов является дидактическая игра.
Дети дошкольного возраста познают окружающий мир в игре, в труде, на прогулке, занятиях, в общении с взрослыми и сверстниками. Методы и приемы, применяемые педагогом для ознакомления детей с окружающим миром, для развития речи, мышления, навыков самообслуживания должны дополнять друг друга. Различные занятия я сочетаю с трудом и дидактической игрой.
В дидактической игре ребенок должен самостоятельно решать разнообразные мыслительные задачи: описывать предметы, группировать по различным свойствам и признакам, отгадывать предметы и действия по описанию, придумывать рассказы. Дети должны уметь найти ответ, догадаться, сравнить, сравнить, сделать правильный вывод, используя имеющиеся знания и опыт. При этом проявляют сообразительность, умение самостоятельно решать задачи, способность к волевому усилию при достижении поставленной цели. Мастерство воспитателя ярче всего проявляется в организации игровой деятельности детей. От умения быстро решить эти вопросы: как чередовать игры и распределять детей в групповой комнате, на участке, чтобы им было удобно играть, как устранять возникающие в игре недоразумения и конфликты, зависит воспитание и развитие каждого ребенка. Дидактическая игра выявляет отношение детей к изображаемому и в то же время содействует закреплению и развитию такого отношения. Детям нравится вновь и вновь переживать восхищение, радость, восторг, удивление, которые они испытали при знакомстве с явлением, объектом, событием. Этим объясняется их устойчивый интерес к играм.
Дидактическая игра выступает как один из основных факторов развития ребенка. Дидактическая игра представляет собой многословное, сложное, педагогическое явление:
- она является игровым методом обучения детей дошкольного возраста
- формой обучения детей
-самостоятельной игровой деятельностью
-средством всестороннего воспитания ребенка.
1.Дидактическая игра как игровой метод обучения рассматривается в двух видах: игры – НОД и дидактические игры.
В первом случае ведущая роль принадлежит воспитателю, который для повышения у детей интереса к образовательной деятельности использует разнообразные игровые приемы, создает игровую ситуацию, вносит элементы соревнования и др. Использование разнообразных компонентов игровой деятельности сочетается с вопросами, указаниями, объяснениями, показом.
2.Дидактическая игра как форма обучения детей содержит два начала: учебное (познавательное) и игровое (занимательное). Воспитатель одновременно является и учителем, и участником игры. Он учит и играет, а дети, играя, учатся. Если в непосредственной образовательной деятельности расширяются и углубляются знания об окружающем мире, то в дидактической игре детям предлагаются задания в виде загадок, предложений, вопросов.
3.Дидактическая игра как самостоятельная игровая деятельность основана на осознании этого процесса. Самостоятельная игровая деятельность осуществляется лишь в том случае, если дети проявляют интерес к игре, ее правилам и действиям, если ее правила ими усвоены.
Дидактические игры способствуют:
- развитию познавательных и умственных способностей: получению новых знаний, их обобщению и закреплению, расширению имеющиеся у них представления о предметах и явлениях природы, растениях, животных; развитию памяти, внимания, наблюдательности; развитию умению высказывать свои суждения, делать умозаключения.
- развитию речи детей: пополнению и активизации словаря.
- социально-нравственному развитию ребенка-дошкольника: в игре происходит познание взаимоотношений между детьми, взрослыми, объектами живой и неживой природы, в ней ребенок проявляет чуткое отношение к сверстникам, учится быть справедливым, уступать в случае необходимости, учится сочувствовать и т.д.
Дидактические игры включают в себя основные компоненты:
1.Ознакомление детей с содержанием игры, использование в ней дидактического материала (показ предметов, картинок, краткая беседа, в ходе которой уточняются знания и представления детей)
2.Объяснение хода и правил игры, при этом четкое выполнение этих правил. 3.Показ игровых действий 4.Определение роли взрослого в игре, его участие в качестве играющего, болельщика или арбитра (педагог направляет действия играющих советом, вопросом, напоминанием) 5.Подведение итогов игры – ответственный момент в руководстве ею.
Например игра: «Рассказы о животных»
Дидактическая задача – закрепить знания детей о домашних животных, об образе жизни животных.
Игровые правила: нужно правильно подобрать картинки к каждому животному
Игровые действия: подбирать картинки , отвечать на вопросы
Результат – дети правильно подобрали соответствующие картинки
По результатам игры можно судить об ее эффективности, о том, будет ли она использована детьми в самостоятельной игровой деятельности. Анализ игры позволяет выявить индивидуальные способности в поведении и характере детей. А значит правильно организовать индивидуальную работу с ними.
Дидактические игры – различаются по обучающему содержанию, познавательной деятельности детей, игровым действиям и правилам, организации и взаимоотношениям детей, роли воспитателя.
Все игры делятся:
1.Игры с предметами - основаны на непосредственном восприятии детей , соответствуют стремлению ребенка действовать с предметами и таким образом знакомиться с ними. В играх с предметами дети учатся сравнивать, устанавливать сходство и различия предметов.
2. Настольно - печатные игры – это интересное занятие для детей при ознакомлении с окружающим миром, миром животных и растений, явлениями живой и неживой природы. Они разнообразны по видам: "лото", "домино", парные картинки
3.Словесные игры – это эффективный метод воспитания самостоятельности мышления и развития речи у детей. Они построены на словах и действиях играющих, дети самостоятельно решают разнообразные мыслительные задачи: описывают предметы, выделяя характерные их признаки, отгадывают их по описанию, находят сходства и различия этих предметов и явлений природы. В процессе игр дети уточняют, закрепляют, расширяют представления об объектах природы и ее сезонных изменениях.
В течение 2 лет работаю над темой «Использование дидактических игр при ознакомлении с окружающим миром детей младшего дошкольного возраста». В результате своей практической деятельности выяснила, что не каждого ребенка легко побудить к активной деятельности на занятии или в игре. У некоторых детей пропадает интерес и, естественно, появляется отставание от сверстников. Преодолеть такое положение стало возможным в результате поиска более интересных форм воспитания и обучения, создания атмосферы сотрудничества в группе, дающей каждому веру в возможность движения вперед.
В моей группе есть игровая зона где дети самостоятельно могут играть с дидактическими играми. Дидактические игры хранятся на полке, на столах. Четкое распределение дидактических игрушек и пособий в групповой комнате их размещение, художественное оформление создают порядок и уют. После завершения игры дети вместе со мной убирают все игрушки в отведенные места.
При выборе дидактической игры я учитываю уровень подготовленности воспитанников, так как в игре они должны оперировать уже имеющимися знаниями, представлениями и умениями. Для развития у детей знаний об окружающем мире, их систематизации, воспитания гуманного отношения к природе использую следующие дидактические игры:
Игры с предметами
1. Дидактическая игра «Чудесный мешочек» с предметами дети знакомятся с фруктами, овощами. В этой игре уточняются и обогащаются представления ребенка о свойствах и качествах овощей и фруктов , у них формируется умение обследовать предметы, накапливаются представления о явлениях действительности.
2.«Найди, что покажу»
Дидактическая задача. Найти предмет по сходству.
Оборудование. На двух подносах разложить одинаковые наборы овощей и фруктов. Один (для воспитателя) накрыть салфеткой.
Ход игры. Воспитатель показывает на короткое время один из предметов, спрятанных под салфеткой, и снова убирает его, затем предлагает детям: "Найдите на другом подносе такой же и вспомните, как он называется". Дети по очереди выполняют задание, пока все фрукты и овощи, спрятанные под салфеткой, не будут названы.
Настольно – печатные игры
«Кто где живёт» - формировать представление об образе жизни диких животных зимой (медведь спит в берлоге). Учить находить на картинках знакомых животных. Активизировать в речи детей названия диких животных, названия жилища животных (медведь - берлога, лиса – нора, белка – дупло, заяц – куст). Учить отвечать на вопросы предложением. Дети отгадывают загадки о животных.
Найди парную картинку»- учить находить одинаковые картинки . «Времена года» закрепить характерные признаки для каждого времени года
Словесные игры: игры занятия «Уложим куклу спать», «Покормим Машеньку» и др. Своеобразие этих игр в том, что программное содержание преподносится детям в виде ряда последовательных игровых действий, связанных между собой единой ситуацией. Активно действуя с куклой и другими игрушками, ребенок упражняется в употреблении слов, обозначающих предметы домашнего обихода, трудовые операции, в запоминании последовательности тех или иных действий.
На занятиях типа «Отгадай и назови» детей знакомят с назначением предметов. Для этого воспитатель подбирает различные игрушки и предметы, показывает и спрашивает: «Что это? Для чего нужно?» Если дети затрудняются ответить, воспитатель называет сам, объясняет и просит ребенка повторить. После этого задание усложняется. Детям предлагается принести и назвать предмет определенного назначения («Принеси то, в чем мама варит суп, кашу»).
Дидактическая . игра «Кто в домике живет?»
Цель: Закреплять правильное произношение звуков. Развивать речевое дыхание детей.
Ход: (Воспитатель показывает картинку с изображением собаки). Кто это? Собака лает громко: «гав-гав». А это кто? (ответы детей) Щенок лает тихо (дети повторяют звукосочетание 3-4 раза). (Воспитатель показывает картинку с изображением кошки). Кто это? Кошка мяукает громко: «Мяу-мяу». А это кто? (ответы детей) котенок мяукает тихонечко.
Дидактическая игра «Кто как кричит?»
Цель: Развивать речевое внимание детей.
Заканчивая игру, я стараюсь вызвать у детей интерес к её продолжению, создать радостную перспективу. Обычно я говорю, что в следующий раз будем играть ещё лучше. Я разрабатываю варианты знакомых детям игр и создаю новые - полезные и увлекательные.
Дидактические игры иногда предшествуют занятиям; в таких случаях целью их является привлечение интереса детей к тому, что будет содержанием занятия. Игра может чередоваться с занятиями, когда необходимо усилить самостоятельную деятельность детей, организовать применение усвоенного в игровой деятельности, подвести итог, обобщить изученный на занятиях материал.
Дети очень любят, когда с ними играет педагог. Воспитатель должен помнить, что очень важный момент в игре – преодоление препятствий, достижение целей, самостоятельный поиск. Все эти элементы игры развивает умственные способности дошкольника.
Исходя из этого, можно считать, что дидактическая игра является ценным средством воспитания умственной активности детей. В ней дети охотно преодолевают значительные трудности, развивают способности и умения. Она помогает сделать любой учебный материал увлекательным, вызывает у учеников глубокое удовлетворение, создает радостное рабочее настроение, облегчает процесс усвоения знаний.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
использование дидактических игр при ознакомлении с окружающим миром | 1.94 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
-Является игровым методом обучения детей дошкольного возраста -Формой обучения детей -Самостоятельной игровой деятельностью -Средством всестороннего воспитания личности ребёнка Функции дидактической игры
- развитию познавательных и умственных способностей: получению новых знаний, их обобщению и закреплению, расширению имеющиеся у них представления о предметах и явлениях природы, растениях, животных; развитию памяти, внимания, наблюдательности; развитию умению высказывать свои суждения, делать умозаключения. - развитию речи детей: пополнению и активизации словаря. - социально-нравственному развитию ребенка-дошкольника: в игре происходит познание взаимоотношений между детьми, взрослыми, объектами живой и неживой природы, в ней ребенок проявляет чуткое отношение к сверстникам, учится быть справедливым, уступать в случае необходимости, учится сочувствовать и т.д. Дидактические игры способствуют
Структура дидактической игры Основные компоненты -Дидактическая задача -Игровая задача -Игровые правила -Игровые действия -Результат Дополнительные компоненты Сюжет Роль
имеется в виду, какие знания, представления детей должны усваиваться, закрепляться, какие умственные операции в связи с этим должны развиваться, какие качества личности детей можно сформировать средствами игры, какие стороны речи развить. В каждой дидактической игре своя обучающая задача, что отличает одну игру от другой. Дидактическая задача
Основная цель правил игры - организовать действия, поведение детей. Правила могут запрещать, разрешать , предписывать что-либо детям в игре, делать игру занимательной и напряженной. Правила игры
. Развитие игровых действий зависит от выдумки педагога. Игровые действия могут быть самыми разнообразными: спрятать, искать, закрывать фишкой картинки, подбирать картинки, отвечать на вопросы, выбирать водящего, награждать победителя Игровые действия
По результатам игры можно судить об ее эффективности, о том, будет ли она использована детьми в самостоятельной игровой деятельности. Анализ игры позволяет выявить индивидуальные способности в поведении и характере детей. А значит правильно организовать индивидуальную работу с ними Результат игры
1..Ознакомление детей с содержанием игры, использование в ней дидактического материала 2.Объяснение хода и правил игры. 3.Показ игровых действий. 4.Определение роли взрослого в игре. 5.Подведение итогов игры . Дидактические игры включают
1.Игры с предметами (игрушками). 2.Настольно-печатные игры. 3.Словесные игры Виды игр
Игры с предметами
Настольно – печатные
Словесные игры
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Возможности использования дидактических игр в экологическом воспитании детей младшего дошкольного возраста
Данный материал может использоваться в качестве консультации для воспитателей. В нём представлены методические рекомендации воспитателям по организации и проведению дидактических игр экологического ха...
Использование дидактических игр в системе воспитания детей младшего и старшего дошкольного возраста.
Самообразование "Использование дидактических игр в системе воспитания детей младшего и старшего дошкольного возраста."...
Использование дидактических игр в развитии словаря детей младшего дошкольного возраста
Особым видом игровой деятельности является дидактическая игра. Она создается взрослым специально в обучающих целях, когда обучение протекает на основе игровой и дидактической задачи. В дидактической и...
Использование дидактических игр в развитии словаря детей младшего дошкольного возраста
Особым видом игровой деятельности является дидактическая игра. Она создается взрослым специально в обучающих целях, когда обучение протекает на основе игровой и дидактической задачи. В дидактической и...
Специфика использования дидактических игр для сенсомоторного развития детей младшего дошкольного возраста.
Данный буклет будет полезен для воспитателей дошкольных учреждений и родителей, которые смогут познакомиться с играми для сенсорного развития своих детей. И что самое важное изготовить данные игры сво...
Методические рекомендации по использованию дидактического пособия «Веселые Матрешки» для детей младшего дошкольного возраста
Дидактическое пособие предназначено для осуществления познавательного развития детей младшего дошкольного возраста. Пособие реализует принципы развивающего обучения и воспитания и соответствует требов...
«Использование дидактических игр для сенсорного развития детей младшего возраста»
Актуальность данной темы заключается в том, что познание человеком окружающего мира начинается с «живого созерцания», с ощущения (отражения отдельных свойств, предметов и явлений действите...