Психологические пятиминутки
статья по теме
Предварительный просмотр:
Консультация для педагогов
«Психологические пятиминутки»
По определению ВОЗ здоровье – это состояние полного физического, психического и социального благополучия.
Составляющие здоровья: социальное здоровье, психическое здоровье и физическое здоровье.
Термин «психическое здоровье» был введен Всемирной Организацией Здравоохранения в 1979 году.
Психическое здоровье – такое состояние индивида, которое характеризуется цельностью всех психических функций организма, обеспечивающих чувство субъективной психической комфортности, способность к целенаправленной осмысленной деятельности и адекватные формы поведения.
Термин «психическое здоровье» имеет отношение к отдельным психическим процессам и механизмам.
Понятие «психологическое здоровье» введено в научный лексикон И.В. Дубровиной.
Психологическое здоровье – интегральная характеристика личностного благополучия, включающая в себя несколько компонентов: социальный, эмоциональный и интеллектуальный аспекты развития личности; динамическая гармония человека внутренняя (физического тела, его мыслей и чувств) и внешняя (между человеком и окружающими его людьми, природой, космосом).
Критерии оценки психического здоровья:
- Адекватность восприятия объектов действительности и характера реакций – внешним раздражителям, значению жизненных событий
- Адекватный возрасту уровень зрелости эмоционально-волевой и познавательной сфер
- Адаптивность в микросоциальных отношениях, способность разумного планирования жизненных целей и поддержания активности в их достижении
Психологическое здоровье (как психологическая составляющая) может включать следующие характеристики:
- общая гармонизация личности
- принятие себя и всего окружающего мира
- оптимизм, жизнелюбие, жизнерадостность, жизнеутверждающее миропонимание
- позитивное мышление: устойчивый позитивный образ собственного «Я» (Я - концепция), вера в конечный успех
- социально-психологическая адаптированность
- эмоционально-психологическая устойчивость, стрессоустойчивость
- личностная зрелость: развитый самоконтроль и саморегуляция
- ориентация на здоровый образ жизни, отсутствие вредных привычек и зависимостей, способность к их осмысленному преодолению (самоперепрограммированию)
- способность к саморазвитию и самоактуализации
- ориентация на духовное осознанное саморазвитие, осмысленность ценностных ориентаций, доминирующая ориентация на созидание, творение, на дело как миссию человеческой жизни на Земле и др.
Портрет психологически здорового человека.
- спонтанный, творческий, жизнерадостный, веселый, открытый;
- познающий окружающий мир и себя не только разумом, но и чувствами, интуицией;
- принимающий самого себя и признающий ценность и уникальность окружающих его людей;
- умеющий брать ответственность за свою жизнь, самого себя и извлекать уроки из неблагоприятных ситуаций;
- его жизнь наполнена смыслом (осознанным или неосознанным).
Содержание деятельности педагога – психолога по формированию культуры здорового образа жизни у дошкольников: содействие развитию личности, сохранение и укрепление психологического здоровья, развитие навыков общения, формирование основ социального и эмоционального интеллекта, повышение психоэмоциональной устойчивости.
Методы и приемы: игры на эмоциональное развитие, элементы психогимнастики, игры драматизации, упражнения на обучение простейшим способам саморегуляции, релаксация, минутки психологической разгрузки.
В коррекционной работе с детьми наиболее перспективным является анализ своих ощущений, эмоционального состояния и поведения в настоящий момент времени в данной ситуации («здесь и теперь»), что поможет овладеть саморегуляцией, научиться самостоятельно принимать решения и нести за них ответственность. Такие навыки дети приобретают путем освоения упражнений по следующим направлениям:
- освобождение от мышечных зажимов;
- общение и взаимодействие с использованием невербальных средств коммуникации;
- развитие внимания, чувственного восприятия.
- Данные игры направленные на сплочение и организацию группы, на подготовку детей к более серьёзным комбинированным играм, можно выполнять в начале занятий.
- Игры для сплочения группы, создания положительного эмоционального настроя («Утреннее приветствие», «Давайте поздороваемся», «Я такой», «Хлопок по спине», «Доброе животное», «Гусеница»)
«Утреннее приветствие» Все дети встают в круг и поднимают руки вверх (пальцы соединены вместе). Психолог говорит: «С добрым утром солнце! Мы тебе рады. Мы проснулись, за руки взялись». Участники медленно опускают руки, затем берутся за руки. Педагог, поочередно глядя на каждого ребенка, продолжает: «И (Таня) здесь….И (Саша) здесь». Дети вслед за ним повторяют: «И (Таня) здесь…». Затем психолог говорит: «Все здесь!». Участники встают на носочки, не разъединяя рук, поднимают их вверх и хором говорят: «Все здесь».
«Давайте поздороваемся» Дети стоят по кругу в парах. Психолог: «Давайте поздороваемся друг с другом без слов (киваем головой, возьмемся под руки, поздороваемся лбами, плечиками, ладошками, спинками). Как было приятнее общаться, приветствовать друг друга? С кем понравилось общаться?».
- Подвижные игры, которые пробуждают активность детей, организуют и сплачивают детей («Иголка и нитка», «Дракон кусает свой хвост», «Сова»).
«Дракон кусает свой хвост» Дети становятся в линию, держась за плечи друг друга. Первый участник – «голова», последний – «хвост» дракона. «Голова» должна дотянуться до «хвоста» и дотронуться до него. «Тело» дракона при этом не должно разорваться.
- Дыхательные упражнения улучшают ритмирование организма, развивают самоконтроль и произвольность. Очень эффективны в работе с гиперактивными детьми.
«Воздушный шарик»
Дети встают в круг. Психолог говорит: «Представьте себе, что сейчас мы будем надувать шарики. Вдохните воздух, надуйте щеки. Поднесите воображаемый шарик к губам и медленно через приоткрытые губы надувайте его. Следите глазами за тем, как ваш шарик становится все больше и больше, как на нем увеличиваются, растут узоры. Дуйте осторожно, чтобы шарик не лопнул. А теперь покажите свой шарик друг другу.
- Коррекционые движения тела и пальцев обеспечивают развитие межполушарного взаимодействия, снятие мышечных зажимов.
Выразительные движения являются неотъемлемым компонентом эмоциональной, чувственной сферы человека, так как нет такой эмоции, которые бы не выражались в телесном движении.
«Мы охотимся на льва»
Мы охотимся на льва, не боимся мы его. (Маршируют)
У нас длинное ружье (кладут воображаемое ружье на плечо)
И подзорная труба (смотрят в трубу).
Ой! А что это? (смотрят в подзорную трубу).
А это – поле: топ, топ, топ (маршируют, повторяя фразу).
Ой! А что это? (смотрят в подзорную трубу).
А это – болото: чав, чав, чав (медленно переступают,
вытаскивают «увязшие в болоте» ноги, повторяя фразу).
Ой! А что это? (смотрят в подзорную трубу).
А это – море: буль, буль, буль (плывут, повторяя фразу).
Ой! А что это? (смотрят в подзорную трубу).
А это – тропинка: шур – шур – шур (крадутся на носочках, повторяя фразу).
Кто это здесь лежит? (смотрят в подзорную трубу).
Давайте его потрогаем! (дети трогают воображаемого льва).
Да это же лев! Ой, мамочки! (испугались, побежали, в быстром темпе)
По тропинке: шур – шур – шур (крадутся).
По морю: буль, буль, буль (плывут)
По болоту: чав, чав, чав ( вытаскивают «увязшие в болоте» ноги).
По полю: топ, топ, топ (маршируют).
Прибежали домой. Дверь закрыли (обхватили себя руками).
Ух! Устали. Молодцы! (На выдохе).
«Мышки в лесу»
Один, два, три, четыре, пять (сгибают и разгибают пальцы рук).
Вышли мышки погулять (указательным и большим пальцами изображают перешагивание).
Эта мышка в лес пошла (сгибают и разгибают мизинцы обеих рук).
Эта мышка гриб нашла (сгибают, разгибают безымянные пальцы обеих рук).
Эта мышка чистить стала (сгибают и разгибают средние пальцы обеих рук).
Эта мышка жарить стала(сгибают и разгибают указательные пальцы рук).
Ну а эта, только ела, от того и потолстела (сгибают и разгибают большие пальцы обеих рук)
Многие упражнения связаны с приемами телесной психокоррекции и направлены на развитие тактильных и эмоциональных контактов у дошкольников. Известно, что более 80% информации в процессе общения передается невербальным способом. У ребенка «живой язык» спонтанных движений и жестов гораздо в большей степени отражает характер его коммуникации. Он учится доверять своему телу, собственным впечатлениям, различать эмоции, усваивает приемы самоконтроля. У человека есть врожденная потребность в гармонии, балансе, поэтому его нервная система зависит от состояния тела в целом. Если тело находится в напряжении, нервная система работает с перегрузками. Большое значение имеют техники непосредственного телесного контакта, потребность в котором у детей очень велика. Техники регрессии помогают создать у ребенка ощущение защищенности, безопасности. Проживая это состояние, ребенок учится строить свои отношения с миром.
«Слепой и поводырь»
Один из детей играет роль «слепого», закрывая глаза и доверяя своему партнеру – поводырю, который должен провести «незрячего» по комнате как можно безопаснее.
По окончании игры идет обсуждение: что помогало или мешало «слепому» довериться партнеру? Обсуждается и роль поводыря: насколько он был внимателен и обеспечивал безопасность для партнера?
- Релаксация может проводиться как в начале занятия с целью настройки, так и в конце с целью интеграции приобретенного в ходе занятия опыта.
Цель релаксации снятие мышечных зажимов, снижение психоэмоционального напряжения, тревожности, развитие воображения, чувственного восприятия.
- упражнения на развитие пластики тела («Росток», «Потянулись – сломались»);
- игры, этюды на расслабление («Штанга», «Шалтай – болтай», «Качели», «Конкурс лентяев»).
«Водопад».
Психолог включает спокойную расслабляющую музыку.
Дети стоят. Психолог: «Закройте глаза и представьте себе, что вы находитесь под небольшим водопадом. Небо светло голубое. Воздух свеж. Вода чистая и прохладная. Она мягко струится по спине, стекает с ног и продолжает свой бег дальше. Постойте немного под водопадом, позволяя воде омывать вас и уноситься прочь».
«Путешествие в волшебный лес».
Психолог включает спокойную расслабляющую музыку.
Дети удобно устраиваются на ковре, закрывают глаза.
Психолог: «Лягте в удобное положение и закройте глаза. Представьте себе, что вы в лесу, где много деревьев, кустарников и всевозможных цветов. В самой чаще стоит белая каменная скамейка, присядем на нее. Прислушайтесь к звукам. Вы слышите пение птиц, шорохи трав. Почувствуйте запахи: пахнет влажная земля, ветер доносит запах сосен. Запомните свои ощущения, чувства, захватите их с собой, возвращаясь из путешествия. Пусть они будут с вами весь день. А теперь открываем глаза. Мы снова в детском саду, мы хорошо отдохнули, у нас бодрое настроение, и приятные ощущения не покинут нас в течение всего дня».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер-класс с использованием ИКТ «Профилактика речевых нарушений. Логопедические пятиминутки»
Автор:Кузнецова Светлана Александровна, учитель – логопед высшей категории.Место работы:МДОУ детский сад № 1 «Родничок» п. Горный Краснопартизанского района, Саратовской области.Мастер-класс с использ...
речевые пятиминутки
Речевые пятиминутки способствуют развитию всех компонентов речевой системы, а также неречевых психических функций. В играх и упражнениях развивается импрессивная и экспрессивная речь: формируетс...
"Логопедические пятиминутки"
Картотека игр и упражнений по развитию речи детей дошкольного возраста по лексическим темам....
Логопедическая пятиминутка
Примерное содержание работы по коррекции артикуляционной мотории, мелкой и дыхательная гимнастика...
Логопедические пятиминутки
Представленный материал может использоваться учителем - логопедом на подгрупповых занятиях по лексическим темам, а также применяться в работе воспитателей в качестве логопедических пятиминуток....
ЛОГОПЕДИЧЕСКИЕ ПЯТИМИНУТКИ
Прекрасна речь, когда она, как ручеек,Бежит среди камней чиста, нетороплива.И ты готов внимать ее потокИ восклицать: О! Как же ты красива! Хорошая речь — важное условие всестороннего ...
Психологические пятиминутки
Психологические пятиминутки...