Психологические пятиминутки
статья по теме

Волчек Галина Францевна

Рекомендации для педагогов

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon psihologicheskie_pyatiminutki.doc72 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для педагогов

«Психологические пятиминутки»

По определению ВОЗ здоровье – это состояние полного физического, психического и социального благополучия.

Составляющие здоровья: социальное здоровье, психическое здоровье и физическое здоровье.

Термин «психическое здоровье» был введен Всемирной Организацией Здравоохранения в 1979 году.

Психическое здоровье – такое состояние индивида, которое характеризуется цельностью всех психических функций организма, обеспечивающих чувство субъективной психической комфортности, способность к целенаправленной осмысленной деятельности и адекватные формы поведения.

Термин «психическое здоровье» имеет отношение к отдельным психическим процессам и механизмам.

Понятие «психологическое здоровье» введено в научный лексикон И.В. Дубровиной.

Психологическое здоровье – интегральная характеристика личностного благополучия, включающая в себя несколько компонентов: социальный, эмоциональный и интеллектуальный аспекты развития личности; динамическая гармония человека внутренняя (физического тела, его мыслей и чувств) и внешняя (между человеком и окружающими его людьми, природой, космосом).

        

Критерии оценки психического здоровья:

  • Адекватность восприятия объектов действительности и характера реакций – внешним раздражителям, значению жизненных событий
  • Адекватный возрасту уровень зрелости эмоционально-волевой и познавательной сфер
  • Адаптивность в микросоциальных отношениях, способность разумного планирования жизненных целей и поддержания активности в их достижении

Психологическое здоровье (как психологическая составляющая)     может включать следующие характеристики:

  • общая гармонизация личности
  • принятие себя и всего окружающего мира
  • оптимизм, жизнелюбие, жизнерадостность, жизнеутверждающее миропонимание
  • позитивное мышление: устойчивый позитивный образ собственного «Я» (Я - концепция), вера в конечный успех
  • социально-психологическая адаптированность
  • эмоционально-психологическая устойчивость, стрессоустойчивость
  • личностная зрелость: развитый самоконтроль и саморегуляция
  • ориентация на здоровый образ жизни, отсутствие вредных привычек и зависимостей, способность к их осмысленному преодолению (самоперепрограммированию)
  • способность к саморазвитию и самоактуализации
  • ориентация на духовное осознанное саморазвитие, осмысленность ценностных ориентаций, доминирующая ориентация на созидание, творение, на дело как миссию человеческой жизни на Земле и др.

              Портрет психологически здорового человека.

  • спонтанный, творческий, жизнерадостный, веселый, открытый;
  • познающий окружающий мир и себя не только разумом, но и чувствами, интуицией;
  • принимающий самого себя и признающий ценность и уникальность окружающих его людей;  
  • умеющий брать ответственность за свою жизнь, самого себя и извлекать уроки из неблагоприятных ситуаций;
  • его жизнь наполнена смыслом (осознанным или неосознанным).

Содержание деятельности педагога – психолога по формированию культуры здорового образа жизни у дошкольников: содействие развитию личности, сохранение и укрепление психологического здоровья, развитие навыков общения, формирование основ социального и эмоционального интеллекта, повышение психоэмоциональной устойчивости.

Методы и приемы: игры  на эмоциональное развитие, элементы психогимнастики, игры драматизации, упражнения на обучение простейшим способам саморегуляции, релаксация, минутки психологической разгрузки.

В коррекционной работе с детьми наиболее перспективным является анализ своих ощущений, эмоционального состояния и поведения в настоящий момент времени в данной ситуации («здесь и теперь»), что поможет овладеть саморегуляцией, научиться самостоятельно принимать решения и нести за них ответственность. Такие навыки дети приобретают путем освоения упражнений по следующим направлениям:

- освобождение от мышечных зажимов;

- общение и взаимодействие с использованием невербальных средств коммуникации;

- развитие внимания, чувственного восприятия.

  1. Данные игры направленные на сплочение и организацию группы, на подготовку детей к более серьёзным комбинированным играм, можно выполнять в начале занятий.
  1. Игры для сплочения группы, создания положительного эмоционального настроя («Утреннее приветствие», «Давайте поздороваемся», «Я такой», «Хлопок по спине», «Доброе животное», «Гусеница»)

                               «Утреннее приветствие»                                                                     Все дети встают в круг и поднимают руки вверх (пальцы соединены вместе). Психолог говорит: «С добрым утром солнце! Мы тебе рады. Мы проснулись, за руки взялись». Участники медленно опускают руки, затем берутся за руки. Педагог, поочередно глядя на каждого ребенка, продолжает: «И (Таня) здесь….И (Саша) здесь». Дети вслед за ним повторяют: «И (Таня) здесь…». Затем психолог говорит: «Все здесь!». Участники встают на носочки, не разъединяя рук, поднимают их вверх и хором говорят: «Все здесь».

              «Давайте поздороваемся»                                                                      Дети стоят  по кругу в парах. Психолог: «Давайте поздороваемся друг с другом без слов (киваем головой, возьмемся под руки, поздороваемся лбами, плечиками, ладошками, спинками). Как было приятнее общаться, приветствовать друг друга? С кем понравилось общаться?».

  1. Подвижные игры, которые пробуждают активность детей, организуют и сплачивают детей («Иголка и нитка», «Дракон кусает свой хвост», «Сова»).

                                  «Дракон кусает свой хвост»                                                        Дети становятся в линию, держась за плечи друг друга. Первый участник – «голова», последний – «хвост» дракона. «Голова» должна дотянуться до «хвоста» и дотронуться до него. «Тело» дракона при этом не должно разорваться.

  1. Дыхательные упражнения улучшают ритмирование организма, развивают самоконтроль и произвольность.  Очень эффективны в работе с гиперактивными детьми.

                                       «Воздушный шарик»

Дети встают в круг. Психолог говорит: «Представьте себе, что сейчас мы будем надувать шарики. Вдохните воздух, надуйте щеки. Поднесите воображаемый шарик к губам и медленно через приоткрытые губы надувайте его. Следите глазами за тем, как ваш шарик  становится все больше и больше, как на нем увеличиваются, растут узоры. Дуйте осторожно, чтобы шарик не лопнул. А теперь покажите свой шарик друг другу.

  1. Коррекционые движения тела и пальцев обеспечивают развитие межполушарного взаимодействия, снятие мышечных зажимов.            

Выразительные движения являются неотъемлемым компонентом эмоциональной, чувственной сферы человека, так как нет такой эмоции, которые бы не выражались в телесном движении.

         «Мы охотимся на льва»

Мы охотимся на льва, не боимся мы его. (Маршируют)

У нас длинное ружье  (кладут воображаемое ружье на плечо)

И подзорная труба (смотрят в трубу).

Ой! А что это? (смотрят в подзорную трубу).

А это – поле: топ, топ, топ (маршируют, повторяя фразу).

Ой! А что это? (смотрят в подзорную трубу).

А это – болото: чав, чав, чав (медленно переступают,

вытаскивают «увязшие в болоте» ноги, повторяя фразу).

Ой! А что это? (смотрят в подзорную трубу).

А это – море: буль, буль, буль (плывут, повторяя фразу).

Ой! А что это? (смотрят в подзорную трубу).

А это – тропинка: шур – шур – шур  (крадутся на носочках, повторяя фразу).

Кто это здесь лежит? (смотрят в подзорную трубу).

Давайте его потрогаем!  (дети трогают воображаемого льва).

Да это же лев! Ой, мамочки! (испугались, побежали, в быстром темпе)

По  тропинке: шур – шур – шур  (крадутся).

По морю: буль, буль, буль (плывут)

По болоту: чав, чав, чав ( вытаскивают «увязшие в болоте» ноги).

По полю: топ, топ, топ (маршируют).

Прибежали домой. Дверь закрыли (обхватили себя руками).

Ух! Устали. Молодцы!  (На выдохе).

                    «Мышки в лесу»

Один, два, три, четыре, пять (сгибают и разгибают пальцы рук).

Вышли мышки погулять (указательным и большим пальцами изображают перешагивание).

Эта мышка в лес пошла (сгибают и разгибают мизинцы обеих рук).

Эта мышка гриб нашла (сгибают, разгибают безымянные пальцы обеих рук).

Эта мышка чистить стала (сгибают и разгибают средние пальцы обеих рук).

Эта мышка жарить стала(сгибают и разгибают указательные пальцы рук).

Ну а эта, только ела, от того и потолстела (сгибают и разгибают большие пальцы обеих рук)

Многие упражнения связаны с приемами телесной психокоррекции и направлены на развитие тактильных и эмоциональных контактов у дошкольников. Известно, что более 80% информации в процессе общения передается невербальным  способом. У ребенка «живой язык» спонтанных движений и жестов гораздо в большей степени отражает характер его коммуникации. Он учится доверять своему телу, собственным впечатлениям, различать эмоции, усваивает приемы самоконтроля. У человека есть врожденная потребность в гармонии, балансе, поэтому его нервная система зависит от состояния тела в целом. Если тело находится в напряжении, нервная система работает с перегрузками. Большое значение имеют техники непосредственного телесного контакта, потребность в котором у детей очень велика. Техники регрессии помогают создать у ребенка ощущение защищенности, безопасности. Проживая это состояние, ребенок учится строить свои отношения с миром.

               

                «Слепой и поводырь»

Один из детей играет  роль «слепого», закрывая глаза и доверяя своему партнеру – поводырю, который должен провести «незрячего» по комнате как можно безопаснее.

По окончании игры идет обсуждение: что помогало или мешало «слепому» довериться партнеру? Обсуждается и роль поводыря: насколько он был внимателен и обеспечивал безопасность для партнера?

  1. Релаксация может проводиться как в начале занятия с целью настройки, так и в конце с целью интеграции приобретенного в ходе занятия опыта.

Цель релаксации  снятие мышечных зажимов, снижение психоэмоционального напряжения, тревожности, развитие воображения, чувственного восприятия.

  • упражнения на развитие пластики тела («Росток», «Потянулись – сломались»);
  • игры, этюды на расслабление («Штанга», «Шалтай – болтай», «Качели», «Конкурс лентяев»).

                      «Водопад».

Психолог включает спокойную расслабляющую музыку.

Дети стоят. Психолог: «Закройте глаза и представьте себе, что вы находитесь под небольшим водопадом. Небо светло голубое. Воздух свеж. Вода чистая и прохладная. Она мягко струится по спине, стекает с ног и продолжает свой бег дальше. Постойте немного под водопадом, позволяя воде омывать вас и уноситься прочь».

                 «Путешествие в волшебный лес».

Психолог включает спокойную расслабляющую музыку.

Дети удобно устраиваются на ковре, закрывают глаза.

Психолог: «Лягте в удобное положение и закройте глаза. Представьте себе, что вы в лесу, где много деревьев, кустарников и всевозможных цветов. В самой чаще стоит белая каменная скамейка, присядем на нее. Прислушайтесь к звукам. Вы слышите пение птиц, шорохи трав. Почувствуйте запахи: пахнет влажная земля, ветер доносит запах сосен. Запомните свои ощущения, чувства, захватите их с собой, возвращаясь из путешествия. Пусть они будут с вами весь день. А теперь открываем глаза. Мы снова в детском саду, мы хорошо отдохнули, у нас бодрое настроение, и приятные ощущения не покинут нас в течение всего дня».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс с использованием ИКТ «Профилактика речевых нарушений. Логопедические пятиминутки»

Автор:Кузнецова Светлана Александровна, учитель – логопед высшей категории.Место работы:МДОУ детский сад № 1 «Родничок» п. Горный Краснопартизанского района, Саратовской области.Мастер-класс с использ...

речевые пятиминутки

Речевые пятиминутки способствуют развитию всех компонентов речевой системы, а также неречевых психических функций. В играх и упражнениях развивается импрессивная и экспрессивная речь: формируетс...

"Логопедические пятиминутки"

Картотека игр и упражнений по развитию речи детей дошкольного возраста по лексическим темам....

Логопедическая пятиминутка

Примерное содержание работы по коррекции артикуляционной мотории, мелкой и дыхательная гимнастика...

Логопедические пятиминутки

Представленный материал может использоваться учителем - логопедом на подгрупповых занятиях по лексическим темам, а также  применяться в работе воспитателей в качестве логопедических пятиминуток....

ЛОГОПЕДИЧЕСКИЕ ПЯТИМИНУТКИ

Прекрасна речь, когда она, как ручеек,Бежит среди камней чиста, нетороплива.И ты готов внимать ее потокИ восклицать: О! Как же ты красива!  Хорошая речь — важное условие всестороннего ...

Психологические пятиминутки

Психологические пятиминутки...