Сто музыкальных игр для дошкольников
учебно-методическое пособие на тему
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
За подснежниками Цель. Развивать сосредоточенность внима- Ход игры. Перед игрой дети повторяют слова и запоминают установку на выполне-ние действий. За подснежниками в лес Мы сейчас пойдём. Как кукушечку услышим- Подснежник мы сорвём. Под спокойную музыку напевного характера русской народной песни дети гуляют свободно по залу. Услышав сигнал «Ку-ку!» - наклоняются, чтоб сорвать подснежник. Сигнал может быть неожиданным для активизации слухового восприятия и ритмичным для развития ощущения фразировки, метроритма В дальнейшей работе речевой сигнал может заменяться звуковым – ударом в бубен, треугольник, барабан. «100 музыкальных игр для развития дошкольников» | Весёлые лягушки Цель. Развивать быстроту реакции, двигательно – слуховую координацию. Оборудование: мячик. Ход игры. Стоя в кругу и проговаривая рифмованный текст, дети вспоминают характер выполняемых действий. У болота на опушке Мы, лягушки – хохотушки, Будем с мячиком играть – Бегать, прыгать и скакать. На музыку «Польки» (по выбору педагога) ребёнок с мячом, стоящий в центре круга, двигается внутри, в противодвижении. Он должен закончить бег с окончанием первого предложения и отдать мяч другому участнику, который стоит напротив него. Этот игрок начинает прыгать с мячом по кругу на второе предложение и остановившись на окончание музыкальной фразы, передать мяч третьему ребёнку. Тот двигается поскоками на третье предло-жение внутри круга и окончанием его кладёт мяч посредине круга на пол. | |
Змейка Цель. Развивать наблюдательность и ориентировку в пространстве. Ход игры. Ведущий ребёнок под плясовую музыку бежит на носках по залу между свободно стоящими детьми. На сильный акцент он берёт за руку того, кто стоит к нему ближе всех, и игроки уже бегут вместе. Затем второй бегущий на следующий акцент берёт третьего, третий – четвёртого и т.д. игра продолжается до тех пор, пока все дети не будут двигаться змейкой, взявшись за руки. «100 музыкальных игр для развития дошкольников» У Маланьи. Цель игры: Развивать творческие способности и координацию движений. Ход игры. Дети идут по кругу. У Маланьи у старушки, жили в маленькой избушке. Семь сыновей да семь дочерей.(стоп) Вот с такими вот ушами. ( показываем большие уши ) Вот с такими вот бровями. ( ладошки сложены дугой над бровями) Вот с такой бородой, ( показываем длинную бороду до пола ) Вот с такой головой. ( Руки над головой сцеплены полукругом ) Ничего не ели, ( пальчик в щёчку и полочка) целый день сидели,(поменять руку) На неё глядели ( ещё раз поменять руку ) И делали вот так: Взрослый указывает на любого ребенка, и он выполняет любое танцевальное движение, а все остальные за ним повторяют. Затем игра продолжается. | Сделай наоборот Цель. Развивать наблюдательность и ориентировку в пространстве. Ход игры. Дети строятся в две – три колонны. Взрослый приглашает ребят на игру: Кто со мной начнёт играть, Чтобы ловкость показать, И сноровку и уменье, И вниманье, и терпенье? Педагог показывает движения, а дети выполняют противоположные действия. Каждый двигательный элемент соответствует четырёхдольному такту ритмичного сопровождения песни А.Журбина «Смешной человечек». Движения педагога: 1 т. – поднять руки вверх 2 т. – руки вытянуть вперёд 3 т. – руки вдоль тела 4 т. – руки отвести назад 5 т.– развести руки в стороны с поворотом направо 6 т. – развести руки в стороны с поворотом налево 7 т. – отвести обе руки вправо. | |
. На четвёртое предложение все дети хлопают в ладоши. Кто первым возьмёт мяч с окончанием четвёртого предложения, тот снова продолжает игру.
«100 музыкальных игр для развития дошкольников» А ну-ка повтори! Цель игры: Развитие ритмического и звукового восприятия музыкальных инструментов. Оборудование: Набор любых музыкальных инструментов, попарно. Ход игры: Участвуют двое детей. Один придумывает ритмический рисунок, и исполняет его на одном из инструментов, а другой должен правильно его повторить. Если справился, то право придумывать свой ритм переходит к нему. Можно усложнить задачу, и отгадывание может проходить из-за ширмы. | Раз – два! Цель. Развивать устойчивость внимания при воспроизведении ритмических рисунков. Ход игры. Ритмическая игра проводится под музыку «Летка–енка» Р.Лихтенене. На первую и третью четверти нечётных тактов дети выполняют пружинки, считая вслух «Раз-два!». На чётные такты – действия по тексту. 1 т. – Раз, два! 5 т. – Раз, два! 2 т. – Хлоп-хлоп-хлоп. 6 т. – Шлёп-шлёп-шлёп! 3 т. – Раз, два! 7 т. – Раз, два! 4 т. – Топ-топ-топ! 8 т. – По-во-рот! Первый раз дети выполняют игру, стоя лицом в круг, на повторении – разворачива-ются спиной в круг. «100 музыкальных игр для развития дошкольников» Солнышко или дождик? Цель игры: Развитие мажорного и минорного лада. Оборудование: Карточки по количеству детей в группе, на которых с одной стороны нарисовано солнышко, а с другой- тучка, дождь. Ход игры: Музыкальный руководитель раздаёт карточки и вразбивку играет мажорные и минорные (трезвучия) песни, предлагая определить характер, настроение и показать карточку соответствующей стороной, заменяя тем самым словесный ответ. | |
Здравствуй Осень! Цель. Развивать творческие способности , чёткости произношения текста с движением. Материал: Венок Осени и накидка дождя. Ход игры. Дети встают вокруг Осени и делают движения по смыслу текста. Здравствуй Осень, здравствуй Осень, Хорошо, что ты пришла. У тебя мы Осень спросим Что в подарок принесла? --Принесла я вам муки Значит будут пироги.(пекут пирожки) --Принесла я гречки. Каша будет в печке.(гладят ладонью живот) --Принесла я овощей- И для супа и для щей.(разводят по очереди руками в разные стороны) --Принесла и мёду. Полную колоду.(перед собой округлённые руки. --А дождику вы рады? (в круг выскакивает «дождик») Не хотим, не надо. Кто под дождик попадёт, Тот сейчас домой пойдёт! Ребёнок-дождик пытается догнать детей, а они от него убегают на стульчики. | Заяц с барабаном Цель. Развивать зрительную и двигательную память. Ход игры. Педагог читает стихотворение, вызывающее у детей интерес к запоминанию текста и подражанию. Барабан зайчишка взял, Лапкой звуки издавал. Он по-разному играл, Зайчихе-маме подражал. Взрослый исполняет роль зайчихи-мамы. Под весёлую музыку «Польки» (по выбору педагога) он показывает порядок движений в соответствии с музык. предложениями: 1 пр. – имитируется игра на барабане одной рукой. 2 пр. – имитируется игра на барабане другой рукой. 3 пр. – имитируется игра на барабане поочерёдно каждой рукой. 4 пр. – имитируется игра на барабане одновременно двумя руками. При повторении игры порядок движений может меняться. «100 музыкальных игр для развития дошкольников» | |
Курочки и лиса Цель: Развивать речевой слух, слуховое вни-мание, учить реагировать на речевой сигнал. Ход игры. Дети, изображающие курочек, в первом куплете выполняют движения в соот-ветствии с текстом, а «лиса» сидит в стороне. На пение второго куплета «курочки» гуляют под пение «петушка». «Лиса» незаметно подкрадывается. На пение «петушка»: «Ку-ка-ре-ку!» - «курочки» убегают от «лисы». Курочки: Зёрна, зёрнышки клюём, Воду из ручья мы пьём, Петушок, не отставай, К нам сюда скорей шагай. Петушок: Я на страже здесь стою, Во все стороны гляжу. Как увижу я лису, Закричу: «Ку-ка-ре-ку!» Движения: Дети, стоя свободно, наклоняются 4 раза. Дети жестами зовут петушка. Ребёнок поднимает и опускает руки через стороны. Ребёнок смотрит из-под ладошки. Сильно машет руками и убегает. «100 муз. игр для развития дошкольников» | Часы.
Цель. Развивать распределение внимания. ощущение метроритма. Ход игры. Дети стоят в кругу и в умеренном темпе проговаривают текст, выделяя хлопками ударные слоги. Вот часы идут – «Тик-так». Вот часы бегут – «Тик-так». Будем дружно мы играть И часы изображать. Под размеренную музыку, дети последовательно друг за другом хлопают в ладоши и произносят слова: первый – «Тик!», второй – «Так!». Слог, звук, хлопок соответствует метрической доле. Игра продолжается до тех пор, пока все дети не изобразят тиканье часов. . «100 музыкальных игр для развития дошкольников» | |
По водицу Цель. Развивать слуховое внимание и ощущение соотношений четвертных и половинных длительностей. Ход игры. Под русскую народную песню «Соловьём залётным» дети двигаются по кругу хороводным шагом, неся на коромыслах вёдра с водой. Перед движением проговаривают текст: Воду в вёдрах мы несём И не капли не прольём. По дорожке мы шагаем, Как устанем – отдыхаем. На четверти дети шагают, на половинные длительности в конце фраз приседают.
«100 музыкальных игр для развития дошкольников» | Фотоаппарат Цель. Развивать зрительную память, быстроту запоминания. Ход игры. Дети делятся на две подгруппы: одна сидит у стены на стульях, другая – получает задание запомнить порядок сидящих. Под музыку спокойного характера дети второй подгруппы начинают ходить по залу. В это время дети первой подгруппы меняются местами. По окончании музыки каждый ребёнок второй подгруппы назы-вает на ушко педагогу тех детей, которые пересели. При повторении игры состав подгрупп меняется. «100 музыкальных игр для развития дошкольников» | |
Запрещённое движение Цель. Развитие концентрации и переключа- емости внимания. Ход игры. Дети стоят лицом к педагогу в три или четыре ряда, в шахматном порядке под счёт или под музыку на начало каждого такта повторяют различные движения, кото-рые показывает ведущий. Затем задаётся одно движение, которое повторять запрещено, например, движение рук в сторону. Тот, кто делает запрещённое движение, выходит из ряда. Т.С.Овчинникова «Подвижные игры, физминутки и общеразвивающие упражнения с речью и музыкой | Слушай команду Цель. Развитие переключаемости и тренировка основных движений. Ход игры. Дети маршируют по кругу. Взрослый говорит: «зайчики» - дети прыгают на месте на двух ногах, как зайчики;«лошадки» - дети скачут галопом по кругу; «раки» - дети идут спиной назад; «птицы» - дети, стоя на месте, активно выполняют маховые движения руками; «цапля» -останавливаются, поднимают одну ногу и замирают, отведя напряжённые руки в стороны. Все команды подаются детям в произ-вольном порядке. В дальнейшем задания могут варьироваться и усложняться. Так, вместо команды могут быть использованы различные условные сигналы, такие, как цвет, звук, рисунок. Например, два хлопка в ладоши – «раки», если три – «цапля».. Т.С.Овчинникова «Подвижные игры, физминутки и общеразвивающие упражнения с речью и музыкой»
| |
Бедная свинка Цель. Развитие объёма и распределения внимания. Ход игры. Под тихую музыку дети перекатывают мячик («свинку») по кругу. У кого на конец музыки «свинка» в руках, тот хрюкает и получает приз из корзинки «сюрпризов». Как усложнение – дети стоят по кругу и перебрасывают через круг в любом направ-лении мяч под музыку. Одновременно с этим быстро в правую или левую сторону (по часовой или против часовой стрелки) из рук в руки передаётся какая-либо мягкая игрушка или маленький мяч. Этот вариант игры, как правило, предлагается только в старшей возрастной группе.
| «Стоп, хлоп, раз» Цель. Игра на концентрацию внимания. Ход игры. Дети маршируют по кругу. На сигнал «стоп» останавливаются и стоят в течение 3 сек., затем 5 сек., 10 сек. На сигнал «хлоп» двигаются поскоком. А когда звучит «раз», поворачиваются вокруг себя и продолжают движение в первоначальном направлении. Из игры выходит тот, кто ошибается и кто шевелится при сигнале «стоп».
| |
Воробьишко и комары
Цель игры. Развитие произвольности внимания детей младшего дошк. возраста, умения действовать по сигналу. Ход игры. Стулья по числу детей стоят по кругу. Все дети-«комарики» присели на корточки и спрятались за свои стульчики. Ведущий-«воробей» летает и спрашивает: «Жив-жив-жив! А где мне присесть?» Комары, высовывая головки из-за стульев, отвечают: «З-з-з-з-з». Воробей: «А что же мне съесть?» Комары: «З-з-з-з». Воробей: «Слышу голос комара, съесть его пришла пора». Все «комарики» разлетаются и бегают по всему залу. «Воробей» ловит «комаров». Если «комарик» присел за свой домик, то «воробей» его поймать не может»
» | Зайцы и волк Цель игры. Развитие произвольности внимания детей младшего и среднего возраста, умения действовать по сигналу. Ход игры. Стулья произвольно расставлены по залу. Дети-«зайцы» скачут на двух ногах по залу. Ведущий при этом приговаривает следующие слова: Зайцы скачут: скок, скок, скок- На зелёный на лужок, Травку щиплют, кушают, Осторожно слушают: не идёт ли волк? Ведущий кричит: «Волк!». Все «зайцы» должны быстро спрятаться за свой домик - стульчик.
| |
Комары и лягушки Цель игры. Развитие произвольности внимания детей младшего дошк. возраста, умения действовать по сигналу. Ход игры. Стулья произвольно стоят в зале. Дети - «комары» летают по залу, а ведущий при этом приговаривает: Сел комарик под кусточек На еловый на пенёчек, Свесил ножки под листочек. Спрятался! На эти слова все «комарики» должны сесть на свои стулья. Ребёнок-«лягушка» выскакивает из-за своей «кочки» и пытается поймать «комариков». |
Зайцы и медведь Цель игры. Развитие произвольности внимания детей младшего дошк. возраста, умения действовать по сигналу. Ход игры. Ребёнок-«медведь» сидит и дремлет в своей «берлоге». Дети-«зайцы» прыгают вокруг медведя и дразнят его: «Мишка бурый, мишка бурый, отчего такой ты хмурый?» «Медведь», вылезая из берлоги, отвечает: «Я медком не угостился, Вот на всех и рассердился. 1,2,3,4,5, Начинаю всех гонять!» На последнем слове «медведь» ловит «зайцев» | |
Утки и собачка Цель игры. Развитие произвольности внимания детей младшего дошк. возраста, умения действовать по сигналу. Ход игры. Игра проводится как и преды-дущая. Дети, имитируя уток, подходят к «собаке», которая лежит у себя в конуре. Ты собачка, не лай, Наших уток не пугай. Утки наши белые Без того не смелые. При этом непослушная «собачка» выскакивает и догоняет уток, которые убегают и садятся на свои стулья.
| Тучи и солнышко Цель игры. Развитие произвольности внимания детей младшего дошк. возраста, умения действовать по сигналу. Ход игры. Один ребёнок - «солнышко», а все остальные - «тучки». Игра средней подвижности, проходит в спокойном темпе. Все дети врассыпную спокойно ходят по залу. Взрослый говорит следующие слова: Тучи по небу ходили, Красно солнышко ловили. Дети отвечают: А мы солнышко догоним, А мы красное поймаем. Солнышко останавливается и говорит: А я тучек не боюсь! Я от серых увернусь! После этих слов «солнышко» пытается «укатиться за горизонт». «Тучки» должны поймать «солнышко» и не дать ему спрятаться.
| |
Пингвины на льдине. Цель игры. Развитие двигательной координации, ловкости, быстроты реакции. Ход игры. Дети-«пингвины» бегают сво-бодно по залу. Стулья - «льдины» в произ-вольном порядке расставлены на полу. Водящий ребёнок- «охотник» пытается поймать «пингвинов» и запятнать их. Если «пингвин» забрался на «льдину», то есть сел на стул, не касаясь при этом пола ногами, ловить его не разрешается.
Быстрая гусеница. Цель игры. Сплочение группы, развитие координации, ловкости. Ход игры. Играют две команды детей. Каждая команда - это «гусеница», где все участники соединяются друг с другом, удерживаясь между собой разными частями тела (корпусом, ладонями, плечами пр.) По команде: «Кто быстрее доберётся до финиша?» - дети начинают движение «гусеницы». Выигрывает самая быстрая команда, не разорвавшая «гусеницу». | Угадай, кто сидит на мяче. Цель игры. Развитие двигательной координации, ловкости, слухового восприятия. Ход игры. Дети стоят по кругу. Ведущий с закрытыми глазами находится в центре круга. Играющие передают мяч за спинами, при этом считая до десяти. Ребёнок, который получил мяч на счёт «десять», быстро садится на него. Ведущий пытается отгадать по форме рук и голосу, кто сидит на мяче. Ведущий: «Ну-ка, руки покажи, мячик у тебя, скажи?». Играющий ребёнок, по возможности изменив голос, отвечает: «Ты глаза не открывай, а по слуху отгадай. Кто я?»
Танцевальный марафон. Цель игры. Развитие навыков сотрудничества в парах, снятие эмоционального и нервного напряжения. Оборудование. Мячи по количеству пар. Ход игры. Участвует несколько пар детей. Задача каждой пары - удерживать мяч любыми частями тела, только не руками, танцуя различные весёлые танцы. Оценивается оригинальность и продолжительность танца.
| |
Космонавты. Цель игры. Учить сочетать речь с движением, развитие двигательной коорди-нации, сплочение группы. Ход игры. Играют две команды. Дети строят две «ракеты». Для этого все стулья располагаются в двух равных колонках. Все дети свободно маршируют, проговаривая слова: Ждут нас быстрые ракеты Для прогулок по планетам. На какую захотим, На такую полетим. Но в игре один секрет- Опоздавшим места нет. После этих слов все дети разбегаются по своим «ракетам». Выигрывает та команда, которая дольше «пробудет в полёте». Дети должны сесть на стулья, взяться за руки и поднять ноги, «сцепившись в невесомости». | Бездомный заяц. Цель игры. Развитие ловкости, быстроты реакции, умения действовать по сигналу. Ход игры. Обручи врассыпную лежат по залу на один меньше, чем количество игроков в зале. Все дети-«зайцы» бегают по залу. По команде: «Все в дом!» - дети занимают обручи. «Бездомным зайцем» является тот ребёнок, который не занял обруч. Он выбывает из игры. В каждой последующей игре количество обручей сокращается на один.
| |
Сова и зайцы Цель игры. Развитие произвольности внимания, статической координации. Ход игры. Выбирается один ребёнок-«сова», задача которого переловить других детей-«зайцев». Ведущий объявляет: «День!» и тогда все «зайцы» прыгают по всему залу, кто куда хочет. Как только звучит команда: «Ночь!» - все «зайцы» замирают, приняв ту позу, в которой их застала команда. «Сова» может «съесть» любого, кто шевелится. | Бармалей и куклы Цель игры. Развитие ловкости, быстроты реакции. Ход игры. Злодей Бармалей хочет поймать множество кукол для своего театра. Все дети-«куклы» живут в своих домиках (сидят в обручах). Между домиками ходит Бармалей. Куклы дразнят Бармалея, перебегают из домика в домик со словами: Мы весёлые ребята, Любим бегать и играть. Ну, попробуй нас поймать. Задача Бармалея поймать озорных «кукол». | |
Ёжики и лиса. Цель игры: Способствовать развитию слухового внимания и перевоплощения. Материал: шапочка лисы. Ход игры. Под лёгкую музыку дети на четвереньках передвигаются по ковру. На акцентах в музыке- переворачиваются через спинку (накалывают яблочки и грибочки) и продолжают движение. Затем звучит музыка для выхода лисы, а ежики, сворачиваясь в комочек, замирают. Лиса ходит между ними, смотрит, кто шевелится и того «съедает». Кто лучше всех замер-тот и будет лиса. |
Дракон кусает свой хвост Цель игры. Игра на объединение группы. Ход игры. Дети становятся друг за другом и крепко держатся за впереди стоящего ребёнка. Первый ребёнок - «голова дракона», а последний - «хвост». «Голова» должна поймать свой хвост, дотронувшись до него. Важно, чтобы «тело дракона» при этом не разорвалось. Игра проходит гораздо интереснее, если в ней участвуют две команды, то есть два «дракона». | Весёлый мяч Цель игры. Учить выполнять движения под речевое сопровождение, подчиняться определённому темпу. Ход игры. Ребята сидят по-турецки по кругу. Говорят стихи про шарик и перекатывают его от одного к другому в произвольном направлении. На ком закончится стихотворение, тот из детей выполняет какое-то задание. Ты катись, весёлый шарик, Быстро-быстро по рукам. У кого весёлый шарик, Тот исполнит песню (танец) нам.
|
К нам гости пришли. Цель игры: Развитие ритмического восприятия. Оборудование: игрушки (медведь, зайчик, лошадка, птичка. Инструменты: бубен, металлофон, колокольчик, бубенцы или кастаньеты. Ход игры.Из-за ширмы или из-за двери по очереди приходят игрушки и просят им подыграть на соответствующем инструменте. Медведь под медленные ударыбубна,заяц-под металлофон,лошадка -под бубенцы или кастаньеты, птичка- под колокольчик. Дети должны правильно выбрать инструмент. | Волшебная посылка. Цель игры: Развитие тембрового восприятия музыкальных инструментов. Оборудование: Большая коробка с различными музыкальными инструментами, Небольшая ширма. Ход игры: Муз.рук. говорит, что в дет.сад пришла посылка. но не простая, а волшебная. «Отгадайте, что в ней, и тогда она будет ваша». За ширмой педагог играет поочерёдно на каком-либо инструменте, а дети его должны угадать. Если угадали -инструмент переходит детям. В завершении игры можно сыграть в «Оркестр» под любую весёлую мелодию.
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Основные виды музыкально-дидактических пособий и игр в музыкально-сенсорном развитии дошкольников
Основные виды музыкально-дидактических пособий и игр в музыкально-сенсорном развитии дошкольниковА. С. Макаренко говорил: «Игра имеет важное значение в жизни ребенка, имеет то же значение, какое у взр...
Взаимодействие музыкального руководителя и воспитателя детского сада в осуществлении задач музыкально-художественного воспитания дошкольников
В работе с малышами очень важна слаженная работа музыкального руководителя с воспитателями каждой группы. Представлен мой опыт организации взаимодействия между педагогами....
Взаимодействие музыкального руководителя и воспитателя детского сада в осуществлении задач музыкально-художественного воспитания дошкольников.
Представлены материалы по взаимодействию музыкального руководителя и воспитателя ДОУ....
Методическая разработка. Музыкальные праздники в формировании музыкальной культуры старших дошкольников 2011 год
Если использовать все виды музыкально - праздничных мероприятий и проводить их на должном уровне, то музыкальная культура дошкольников будет развиваться более эмоционально и ярко....
Материл из опыта работы "Игра на детских музыкальных инструментах как средство развития музыкальных способностей старших дошкольников"
Материл о музыке, музыкальных инструментах, композиторах. Построенный на слушание музыки, на играх, загадках, рассказах....
"Роль музыкально-дидактических игр в воспитании музыкальной культуры современных дошкольников"
Важное значение игрового обучения;музыкальные способности в классификации Б. Теплова и Н. Ветлугиной;характеристика музыкальных способностей;структура музыкально-дидактической игры;классификации музык...
Опыт работы музыкального руководителя по теме: "Инновационные технологии развития музыкальной культуры старших дошкольников в воспитательном пространстве праздника"
Надеюсь мой опыт будет полезен не только музыкальным руководителям, а так же воспитателям и другим специалистам ДОУ....