ребёнок идет в школу
консультация (подготовительная группа) на тему

Рязанцева Ирина Юрьевна

Консультация для родителей подготовительной группы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rebenok_idet_v_shkolu.docx104.12 КБ

Предварительный просмотр:

Советы для родителей первоклассников

 

Подготовка к школе – процесс многоплановый. И следует отметить, что начинать заниматься с детьми следует не только непосредственно перед поступлением в школу, а далеко до этого, с младшего дошкольного возраста. И не только на специальных занятиях, но и в самостоятельной деятельности ребят – в играх, в труде, общении со взрослыми и сверстниками.

 

Выделяются несколько видов готовности к ребёнка к школе.

 Прежде всего, важна психологическая готовность. Она заключается в том, что у ребёнка к моменту поступления в школу должны сформироваться психологические черты, присущие школьнику. У ребёнка должно быть желание стать школьником, выполнять серьёзную деятельность, учиться. Но это появляется у детей лишь к концу дошкольного возраста и связано с очередным кризисом психического развития. Ребёнок психологически перерастает игру, и положение школьника выступает для него, как ступенька к взрослости, а учёба – как ответственное дело, к которому все относятся с уважением.

 А на сегодняшнем этапе важно, чтобы вы, родители, которые являетесь авторитетом для своего ребёнка во всём и в действиях, и в словах, не допускали негативных разговоров в присутствии ребёнка о школе, о школьном обучении, о том, как детям сейчас тяжело учиться. Такие разговоры могут отрицательно сказаться в дальнейшем.

 

Но если мы будем описывать школу только в радужных тонах, то столкновение с реальностью может вызвать настолько сильное разочарование, что у него может возникнуть резко отрицательное отношение к школе. Поэтому важно найти ту грань, которая будет во благо ребёнку.

 

Важной стороной готовности к школе является и эмоционально-волевая готовность – это способность управлять своим поведением, умение организовывать рабочее место и поддерживать порядок, стремление преодолевать трудности, стремление к достижению результата своей деятельности.Конечно же, от этих качеств будет зависеть, будет ли ребёнок учиться с удовольствием или учёба превратиться для него в тяжкое бремя.

 Важная задача перед родителями – научить ребёнка доводить начатое дело до конца, пусть это будет занятие трудом или рисование, значение не имеет. Для этого нужны определённые условия: ничто не должно его отвлекать. Многое зависит и от того, как дети подготовили своё рабочее место. Например, если ребёнок сел рисовать, но не приготовил заранее всё необходимое, то он будет постоянно отвлекаться: надо заточить карандаши, подобрать соответствующий листок… В результате, ребёнок теряет интерес к замыслу, затрачивает время впустую, а то и оставляет дело незавершённым.

 Большое значение имеет отношение взрослых к делам детей. Если ребёнок видит внимательное, доброжелательное, но вместе с тем требовательное отношение к результатам его деятельности, то он сам с ответственностью относится к ней.

Как слушать ребёнка

 

Как слушать ребёнкаПричины многих проблем у детей часто «спрятаны» в сфере чувств, эмоций. Научить ребёнка как справиться с этим, бывает просто невозможно.

В таких случаях лучше всего … его выслушать. Правда, иначе, чем мы привыкли. Психологи нашли способ «помогающего слушания».

Попробуйте активно выслушать своего ребёнка, если у него эмоциональная проблема.

Во-первых, повернитесь к нему лицом, чтобы его и ваши глаза находились на одном уровне. Помните: ваше положение и поза по отношению к ребёнку первые и самые сильные сигналы о том, насколько вы готовы его слушать и услышать.

Во-вторых, если вы беседуете с расстроенным или огорчённым ребёнком, не следует задавать ему вопросы. Ваши ответы должны звучать в утвердительной форме.

В-третьих, важно в беседе «держать паузу». Пауза помогает ребёнку разобраться в своём переживании и одновременно полнее почувствовать, что вы рядом. Если глаза ребёнка смотрят не на вас, а «внутрь» или вдаль, продолжайте молчать.

В-четвёртых, в вашем ответе полезно повторить что, как вы поняли, случилось с ребёнком, а потом обозначить его чувство.

 

Положительные результаты активного слушания:

  • Исчезает или сильно ослабевает отрицательное переживание ребёнка, разделённое горе уменьшается вдвойне.
  • Ребёнок начинает рассказывать о себе всё больше.
  • Ребёнок сам продвигается в решении своей проблемы.
  • Дети начинают активно слушать вас.

«Техника» активного слушания, «применённая» к детям, преображает родителей: они становятся более чувствительными к нуждам и горестям ребёнка, легче принимают его «отрицательные» чувства, меньше раздражаются на ребёнка, лучше видят, как и от чего, ему бывает плохо.

 

Ребёнок нуждается в вашей любви больше именно тогда, когда он меньше всего её заслуживает.                                                                                      Э Бомбек.

Беспокойный первый класс:

семилетний кризис

  кризис семи лет у ребенкаС трех лет до семи у родителей все-таки была передышка и пара-тройка относительно «спокойных» лет, и вот на горизонте замаячила школа. Поступки вашего ребенка снова заставляют задуматься: почему он так себя ведет?! Кризис семи лет, говоря научным языком, называют «кризисом саморегуляции». Все противоречия этого периода вполне объяснимы: ваше чадо пытается самостоятельно контролировать свою жизнь и поведение «как большой». Ведь, хотите-не хотите, а именно в семь лет меняется социальный статус ребенка.

 После детского садика он впервые отправляется в школу, а это уже совсем другая, «взрослая» жизнь, с которой он еще не знаком. Малыш вынужден отказаться от прежних форм поведения, а новые им еще не наработаны. Естественно, в такой ситуации очередного кризиса взросления не избежать.

 Специалисты кризис семи лет не рассматривают настолько подробно, как подростковый и трехлетний. Традиционно его соотносят с поступлением ребенка в школу, с началом новой, абсолютно незнакомой для него жизни. Конечно, эти перемены существенны и заметны для окружающих, но, в то же время, кризис семи лет куда спокойнее, на мой взгляд, чем те, о которых мы говорили ранее. Кризис семилеток – относительно тихий, проходящий, как правило, без особых потрясений для взрослеющего человечка и его родителей. Тем не менее он есть и несет в себе определенные изменения, к которым мама и папа должны отнестись с должным вниманием.

 Что происходит с ребенком?

 В это время созревает произвольная сфера: маленький человек впервые в жизни начинает контролировать свое поведение в соответствии с набором социально принятых правил, то есть он стремится быть во всем похожим на взрослых. Именно поэтому крайне важно, чтобы родители в этот период (как, впрочем, и во все остальные тоже!) были достойным примером для подражания. Происходят весомые изменения социального плана: у ребенка формируется внутренняя личностная позиция. Он приобретает собственное мнение по отношению к миру, к другим людям и самому себе. В семь лет ребенок впервые начинает осознавать, что, возможно, его точка зрения – не самая верная, и способен с пониманием отнестись к мнению чужому.

 Как вести себя родителям?

 Во-первых, очень важно не переборщить в запретах, особенно в тех случаях, когда сын или дочь проявляет инициативу. В противном случае, если родители воспитывают ребенка по принципу «красного карандаша» – одними замечаниями, то у последнего может сформироваться чувство собственной неполноценности и даже вины. Как следствие, страх отстаивать собственную точку зрения и проявлять инициативу в дальнейшем. Именно сейчас ребенок учится воспринимать себя как успешного человека, то есть он начинает понимать разницу между «я – реальный» и «я – идеальный», такой, каким хочу быть.

 Еще один важный момент: в семилетнем возрасте у детей формируются критерии успешности. Наши детки начинают «важно» рассуждать, что «успешный – значит взрослый». Родители, будьте осторожны! В этот момент ваших «взрослых» малышей начинают раздражать истории с показом их детских фотографий. В тот момент, когда ребенок начинает ощущать себя самостоятельным, он уже не может мириться с тем, что его хвалят за естественные для взрослых поступки, например, сам почистил зубы или убрал свою постель, так что не нужно удивляться, когда ваш семилетний малыш сердится в ответ на такие похвалы.

 «Ложь во спасение»

 Пожалуй, это самый непонятный для взрослых «пунктик». Успешный в глазах семилетнего ребенка значит правильный. Отсюда неосознанно возникает желание скрыть все свои промахи и недостатки, угодить и не разочаровать взрослых и, конечно же, желание соответствовать мнению старших о себе. Как следствие, обман и ложь во имя «сохранения своего лица» в глазах родителей и учителей, так сказать, «статуса кво». В этот период ребенку проще соврать, чем сказать правду и потерять собственную «взрослость» в глазах родителей. Нужно отметить, что особенно часто с детской ложью психологи сталкиваются в семьях с завышенными требованиями к ребенку.

 Вот случай из практики: мальчик-первоклашка стал обманывать близких. Когда начали выяснять причины такого поведения, стало известно, что ребенок получил изрядное количество двоек и просто побоялся сказать об этом дома. Родители успели создать в семье культ оценок, потому что оба в свое время учились очень хорошо. Естественно, ребенку было сложно признаться маме в возникших у него проблемах.

 Родители должны быть очень аккуратными в своих суждениях: не стоит навязывать детям стереотипы своего поведения. Лучше изначально поддержать ребенка, создать теплую атмосферу доверия в семье, чтобы ваш первоклассник сам захотел учиться так же хорошо, как и вы когда-то. И уж, конечно, не боялся прийти к вам за помощью со своими проблемами, опасаясь вас разочаровать.

 Второй вариант поведения семилеток: сверхпослушание. Поверьте, дорогие родители, этот вариант тоже не слишком хорош. Когда ребенок «отвечает всем заявленным требованиям», он со временем теряет свое собственное я. Как правило, «идеальные» дети приносят в жертву своему успеху, а значит, и вашему мнению о нем, ребенке, собственные увлечения и интересы, а по сути – свое будущее.

 «Взрослый», но еще ребенок

 Странно, но факт: очень многие родители попросту забывают, что семилетний ребенок – это все-таки ребенок, а не взрослый человек! Родителям важно понять, что ребенку и так сейчас не легко: весь первый класс он «учится дружить со школой». И то, что родителю понятно и предельно ясно – «пойти и сделать домашнее задание», и это требование ему кажется простым и почти примитивным, то у ребенка такого навыка еще нет. Он пока не знает, как делать домашнее задание самостоятельно. Ему нужна ваша помощь. Вспомните, как сами учились писать буквы в прописях, соединяя точки и палочки, когда пальчики не слушались, а ручка норовила выскочить и промахнуться мимо строчки, и тогда вам все станет ясно.

 В ситуации, когда ребенок еще не «научился учиться» и очень самокритичен – ведь в семь лет дети начинают сравнивать себя с другими детьми, – завышенные требования родителей становятся серьезной психологической нагрузкой, которая неуместна. Помогите ребенку, и у него обязательно все получится! Будьте ему другом.

 Строгий судья или вторая мама?

 Учитель для первоклассников – своеобразная истина в последней инстанции. Порой родители, сами того не замечая, негативно высказываются о школе и учителях. В присутствии ребенка. Сами понимаете, делать этого не следует. Всем взрослым из окружения ребенка важно понять, что в этот период сравнивать его нужно только с ним самим, его собственными достижениями и успехами. А не с Федей или Машей, которые и учится лучше, и родителей слушаются. Иначе говоря, важной задачей как для родителей, так и для учителей сейчас является сохранение самооценки ребенка «в первозданном виде».

 А второй момент, который тоже следует учесть, – необходимо научить первоклашку оценивать себя объективно. Вот о чем речь: у ребенка, даже если его поругали или даже наказали за какую-то конкретную провинность, должно сохраниться чувство «я – хороший», «я смогу». Необходимо очень детально указывать на достоинства и недостатки. Не просто «хорошо» или «плохо» – в этих понятиях не содержится информации о том, что именно нужно исправить и как это сделать. Наберитесь терпения и растолкуйте своему дорогому человечку, почему его поступок вас огорчил, в чем была ошибка, и научите, как можно все исправить или сделать по-другому.

 Семилетие – сложный период. Именно тогда многие дети перестают верить в чудеса и Деда Мороза именно потому, что они учатся принимать мир таким, каким его видят взрослые. Наверное, сверхзадача родителей как раз в том, чтобы любимые чада не слишком быстро повзрослели.

 Вкус к учебе: не хочу или не могу

 Несмотря на то что кризис «тихий», определенные трудности все-таки могут возникнуть. Связаны они в первую очередь с учебой. И первая из них – это то, что ребенок не усваивает школьную программу. Причины могут быть самыми разными. Например, несформированность у ребенка различных психических функций, таких как память, внимание, мышление, речь. Но в современной системе образования подобное сложно представить: таких детей, как правило, быстро замечают и «корректируют». Речь идет не только о детях из неблагополучных семей. Ребенок из вполне благополучной семьи может оказаться абсолютно неподготовленным к школьным будням, потому что родители постоянно заняты и не уделяют должного внимания его развитию.

 Второй возможной причиной плохой учебы можно считать психологическую неподготовленность, несформированность «внутренней позиции школьника» у ребенка.

 В идеале к школе, для успешной учебы, у первоклассника должно быть сформировано два основных мотива: познания и достижения.

 Если преобладает только мотив достижения, то активность ребенка, как правило, направляется не на учебу, а в другое русло, в любую сферу увлечений ребенка, будь то спорт, творчество и тому подобное.

 Если хорошо развит мотив общения, то ребенок для этого соответственно в школу и приходит: пообщаться. Все остальное – второстепенно. Учиться – неинтересно. Несмотря на то что в классе такой ребенок становится негласным «заводилой», его школьные «достижения» оставляют желать лучшего. «Ругать и наказывать нельзя ни в коем случае! Нужно найти тот предмет, ту сферу знаний, которая окажется увлекательной. Есть такая интересная и простая методика определения того, насколько сильно замотивирован ребенок на учебу.

 Еще раз о причинах плохой учебы

 К моменту поступления в первый класс у гиперответственных родителей ребенок уже утомлен занятиями: его чрезмерно активно готовили к школе, прибегая к услугам различных образовательных учреждений. И процесс обучения будущему первокласснику уже успел наскучить. Еще до начала занятий. Так что, товарищи родители, не переусердствуйте.

 Ребенок может плохо учиться, потому что «не вписался» в школьный коллектив. Предпосылок для этого довольно много. Некоторые относятся к личностным особенностям самого ребенка. Агрессивность, застенчивость, тревожность, чрезмерная возбудимость – качества, которые мешают ребенку полноценно общаться.

 Еще одна помеха на пути к успешному обучению – низкие коммуникативные навыки семилетнего ученика. Ребенок не знает, как вести себя в конфликтной ситуации, не умеет знакомиться с другими детьми, не способен конструктивно отстаивать свою точку зрения.

 Существенным фактором, влияющим на учебу, являются также физические недостатки и инвалидность. Насмешки со стороны других детей значительно ухудшают и без того довольно сложную ситуацию. Если поддержки взрослых нет, то такой ребенок может замкнуться в себе с раннего детства. Лучше этого не допускать. Взрослым необходимо повысить самооценку ребенка, важно помочь найти ту нишу, где он будет успешен. Нужно развивать у ребенка коммуникативные навыки, которые помогут ему создать свой круг общения.

 Золотые правила «первоклассного» родителя

 Базовой потребностью у семилеток все-таки является потребность в уважении, поэтому важно соблюдать баланс между критикой и похвалой. Есть золотое правило: «на два замечания – пять похвал». Воспользуйтесь им! Но хвалить нужно только за реальные достижения. Постарайтесь в этот период спрашивать малыша не только о его школьных достижениях, но и о том, что он чувствует и о чем переживает. Это поможет вам остаться близкими друзьями и в более сложный подростковый период.

 Еще одно простое правило: не забывайте о том, что ребенок – это все-таки ребенок. Требования, которые вы ему предъявляете, должны быть соизмеримы с его возрастом, а также силами и способностями. Помогите ему правильно распределить время, чтобы у первоклассника была возможность продуктивно учиться и отдыхать. Даже если в учебе пришлось столкнуться с трудностями, не стоит учить уроки до часу ночи!

 Спортивные секции, музыкальная школа, иностранные языки… Возможностей развивать свое чадо сейчас более чем предостаточно. Тем не менее постарайтесь не перегружать ребенка, иначе, постоянно уставая, он может утратить интерес ко всему на свете.

Психологическая готовность к школе

готовность к школе. поступление в школу Поступление в школу – чрезвычайно ответственный момент, как для самого ребёнка, так и для его родителей.

Практический опыт психологического обследования детей показывает, что не все дети всесторонне подготовлены к безболезненному и успешному вхождению в учебную деятельность в школе.

 Понимая важность подготовки детей к школе, даже за несколько месяцев до начала учебного года можно организовать целенаправленные развивающие занятия с детьми, которые помогут им на этом новом этапе жизни.

Многое могут сделать для ребёнка в этом отношении родители – первые и самые важные его воспитатели.

Психологическая готовность к школьному обучению предполагает многокомпонентное образование:

  • Прежде всего, у ребёнка должно быть желание идти в школу, т.е. на языке психологии – мотивация к бучению.
  • У него должна быть сформирована социальная позиция школьника: он должен уметь взаимодействовать со сверстниками, выполнять требования учителя, контролировать своё поведение.
  • Важно, чтобы ребёнок был здоровым, выносливым, иначе ему будет трудно выдержать нагрузку в течение урока и всего учебного дня.
  • И, пожалуй, самое главное – у него должно быть хорошее умственное развитие, которое является основой для успешного овладения школьными знаниями, умениями и навыками, а также для поддержания оптимального темпа интеллектуальной деятельности, чтобы ребёнок успевал работать вместе с классом. Не только слабое интеллектуальное развитие ребёнка может затруднить процесс обучения в школе, но и, как это ни странно, очень хорошее развитие, даже одарённость ребёнка, могут вызвать значительные трудности, прежде всего относящиеся к области социального взаимодействия со сверстниками и взрослыми.

 Уважаемые родители!

Ребёнок дошкольного возраста обладает поистине огромными возможностями развития и способностями к познанию. В нём заложен инстинкт познания и исследования мира. Помогите ребёнку развить и реализовать свои возможности. Не жалейте затраченного времени. Оно многократно окупится. Ваш ребёнок переступит порог школы уверенным в своих силах, учение будет для него не тяжёлой обязанностью, а радостью, и у вас не будет оснований расстраиваться по поводу его успеваемости.

 

Чтобы Ваши усилия были эффективными, воспользуйтесь следующими советами:

  •  Не допускайте, чтобы ребёнок скучал во время занятий. Если ребёнку весело учиться, он учится лучше. Интерес – лучшая из мотиваций, он делает детей по-настоящему творческими личностями и даёт им возможность испытывать удовлетворение от интеллектуальных занятий.
  •  Повторяйте упражнения. Развитие умственных способностей ребёнка определяется временем и практикой. Если какое-то упражнение не получается, сделайте перерыв, вернитесь к нему позднее или предложите ребёнку более лёгкий вариант.
  • Не проявляйте лишней тревоги по поводу недостаточных успехов и малого продвижения вперёд или даже некоторого регресса.
  • Будьте терпеливы, не спешите, не давайте ребёнку задания, превышающие его интеллектуальные возможности.
  • В занятиях с ребёнком нужна мера. Не заставляйте ребёнка делать упражнение, если он без конца вертится, устал, расстроен. Постарайтесь определить пределы выносливости ребёнка и увеличивайте длительность занятий каждый раз на очень небольшой отрезок времени. Предоставьте ребёнку возможность иногда заниматься тем делом, которое ему нравится.
  • Дети дошкольного возраста плохо воспринимают строго регламентированные, повторяющиеся, монотонные занятия. Поэтому выбирать игровую форму занятий.
  • Развивайте в ребёнке навыки общения, дух сотрудничества и коллективизма, научите его дружить с другими детьми, делить с ними успехи и неудачи – всё это ему пригодится в социально сложной атмосфере общеобразовательной школы.
  • Избегайте неодобрительной оценки, находите слова поддержки, чаще хвалите ребёнка за его терпение, настойчивость и т.д. Никогда не подчёркивайте его слабости в сравнении с другими детьми. Формируйте у него уверенность в своих силах.

 

А самое главное, постарайтесь не воспринимать занятия с ребёнком как тяжёлый труд, радуйтесь и получайте удовольствие от процесса общения, никогда не теряйте чувство юмора. Помните, что у Вас появилась прекрасная возможность подружиться с ребёнком.

Итак, успехов Вам – больше веры в себя и возможности своего ребёнка!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие в подготовительной к школе группе "Маша идет в школу"

Цель: Показать родителям чему научились дети на занятиях.Задачи: Способствовать развитию речи, познавательных интересов, мыслительных операций (внимание, память, мышление), творческих способностей.Раз...

Ваш ребёнок идет в школу!

1. Психологический портрет хорошо успевающего в начальной школе ребёнка.2. Что такое "Готовность к школе".3. Что входит в понятия "Физиологическая и психологическая готовность к школе".4. Мотивы, опре...

Сценарий выпуска детей в школу "Золушка идет в школу" (подготовительная к школе группа)

Сценарий праздника выпуска детей подготовительной группы в школу включает в себя фрагменты сказки о Золушке, что вовлекает детей в ход праздника с его играми, разными заданиями. Прослеживается интегра...

Ваш ребёнок скоро идет в школу

Данная консультация помощь родителям...

Консультация. "Ваш ребенок идет в школу". Игры на определение уровня готовности дошкольника к школе.

Не стоит бояться, поступления в школу ребенка, главное создать прочный тандем между: ребенком – родителем– учителем, а для подготовки к школе Вам необходимо не упустить врем...