«Вокально-двигательные разминки»
консультация на тему

Лесных Татьяна Анатольевна

Консультация для педагогов

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vokalno-dvigatelnye_razminki.doc30 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для педагогов

«Вокально-двигательные разминки»

Музыка - искусство, которое существует лишь исключительно во время своего звучания. Кончилась музыка - а педагог задает детям вопросы о её характере, настроении и т.д. Конечно, детям порой бывает нелегко оценить охарактеризовать мелодию, которая уже завершилась, перестала звучат. Поэтому для наилучшего запоминания основных лейтмотиве инструментальных пьес надо воспользоваться специальными приемам, которые способствовали бы сосредоточенности и вниманию детей во время восприятия сочинения.

Например, можно придумать подходящий текст, который подходит г смыслу и ритму основному музыкальному лейтмотиву. Обычно для детей запоминание мелодии с текстом бывает более успешным, чем ее исполнение лишь в варианте вокализа. Этот прием всегда дает положительные результаты. Этот прием всегда оказывается результативным хотя бы потому, что продевая (даже приблизительно) слова на нужный мотив, дети могут припомнить его музыкальные характеристики.

Принцип приема можно прокомментировать при знакомстве учащихся пьесой Д.Б. Кабалевского «Кавалерийская». Начало пьесы - аккорд; вступления - имитируют моменты скачек на конях, но последующая основная мелодия, которая появляется в левой руке (пунктирный звукоряд: пяти нот) может запомниться детям, если педагог предложит ее несколько раз исполнить вокально. Например, в данном случае могут бы подходящими слова: «У меня есть конь, этот конь - огонь».

Даже просто повторяя эти слова несколько раз, дети улавливают  энергетику, упругий ритм и художественный образ, предваряя характ самой пьесы - бурный, с пунктирным «скачущим» ритмом.

Аналогично можно рассмотреть лейтмотив в пьесе П.И. Чайковского «Болезнь куклы». Первые четыре такта произведения, где основная, мелодия из трех нот («соль» - «фа. - диез» - «си- си») проведенная в партии правой рукой можно напеть на октаву ниже со словами: «Я бо -ле -ю».

Кроме того, мелодии музыки удобны для их исполнения детскими голосами; лейтмотивы построены с использованием тесного звуковедения, в небольшом    диапазоне,  с    несложными    ритмическими    группировками.

Поэтому педагог по желанию сможет предложить детям для работы на уроке музыки помимо инструментального варианта еще собственную вокальную обработку этого марша. В вокальной обработке следует бережно сохранить основную мелодию  пьесы   первоисточника, только сделать ее  перенос в средний певческий регистр (изменить тональность из ре мажор в соль мажор) и добавить стихотворный текст. Думается, что текст, приведенный ниже, достаточно точно отражает темы оригинальной музыки П.И. Чайковского. Ее пунктирный маршевый ритм, контраст двух крайних мажорно - ярких частей с минорной средней, более приглушенной, игровое содержание П.И. Чайковский «Марш деревянных солдатиков» (Слова И.А. Агаповой)

1.Раз - два! Аты - баты!  

Весело солдаты Сабли деревянные несут.

Пусть живут в коробке, но они не робки,

Увидали - кот ворует суп?

2.Пять - шесть! Аты - баты!

Выполнить команду,

"Чтоб из кухни выгнать нам кота!

Брысь, кот: С нами ружья, воровать не нужно.

Будь, кот, честным, сдружимся тогда.

З.Раз - два! Аты - баты!

Весело солдаты

По ковру вдоль комнаты идут!

Пусть живут в коробке, но они не робки.

Службу честно здесь они несут.

Как показала практика авторов данной книги, дети вокализировали «Марш деревянных солдатиков» П.И. Чайковского с большим желанием. В данном случае текст, с помощью  которого осуществлялся    воспроизводящий музыкальный эффект, оказался незаменимым педагогическим подспорьем.

 Попробуйте поразмышлять - каким музыкальным инструментом можно дополнить исполнение «Марша деревянных солдатиков»? Конечно, это барабан. Тогда те дети, которым досталось подыгрывать исполнению на настоящем барабане, играют на нем, а остальные дети просто имитирую движение «рук барабанщиков» (пальцами держат воображаемые палочки : выполняют кистевые движения, словно ударят в барабан), делая вид, чт тоже являются военными музыкантами.

Еще один пример вокализирования инструментальной мелодии - хорош всем известная пьеса «Полька» М.И. Глинки. Выполняя под не танцевальные движения, дети могут напевать ее мелодию со следующим! словами (автор слов - М.А.Давыдов).

1.Мы танцуем польку, не устав нисколько.

Мы танцуем вместе, не стоим на месте.

2. Ах, этот танец такой заводной;

Дружно его мы танцуем с тобой,

Ах, этот танец такой заводной.

Дружно танцуем с тобой.

Если исходить из  перечня  произведений,  рекомендуемых  общепринятой Программой по музыке для детских садов, то можно выделить еще целый ряд инструментальных пьес   доступной для вокализирования мелодией и на их примерах реализовать применение данного педагогического приема.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект логопедического занятия "Логопедическая разминка"

«Логопедическая разминка» - ежедневное утреннее коррекционно-развивающее занятие, проводимое логопедами отделения. Эти занятия состоят из тематических комплексов, включающих в себя: артикуляционные уп...

Музыкально-ритмическая разминка с использованием ИКТ "Зажигательный танцпол"

К сожалению, из- за ограничения размера файла  ( 3 мб) я не могу загрузить  в презентацию  медиа   файл , файл  "Barbie girl"   есть в разделе "аудио" попробу...

Музыкально-ритмическая разминка с использованием ИКТ "Веселимся на лугу"

К сожалению, из- за ограничения размера файла  (3 мб) я не могу загрузить  в презентацию    медиа файл «Что такое доброта» группы «Барбарики»,   его можно скачать из инт...

Вокально-двигательные разминки

Дидактические материалы....

Физминутки - разминки. Примерное планирование разучивания физминуток - разминок для детей старшего дошкольного возраста

Двигательно-речевые физминутки дают отдых различным группам мышц, активизируют деятельность мозга, сердечно-сосудистой и дыхательной системы, улучшают кровоснабжение внутренних органов. Кроме то...

Фонопедические и вокально-двигательные упражнения как здоровье сберегающий метод в работе с дошкольниками.

Блок упражнений, основанных на методе В.В.Емельянова, используемых на занятиях с дошкольниками...