ТЕХНОЛОГИЯ ПРОВЕДЕНИЯ ДИСКУССИИ У ДОШКОЛЬНИКОВ.
консультация на тему

Бунятова Юлия Владимировна

Дискуссию можно рассматривать как метод интерактивного обучения и как особую технологию.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologiya_provedeniya_diskussii.docx665.46 КБ

Предварительный просмотр:

             ТЕХНОЛОГИЯ ПРОВЕДЕНИЯ ДИСКУССИИ

                                 У  ДОШКОЛЬНИКОВ.

Одной из основных методических инноваций являются интерактивные методы обучения. Слово «интерактив» пришло к нам из английского языка «interаct». «Inter» - это «взаимный», «act» - действовать. Интерактивное обучение - диалоговое обучение, в ходе которого осуществляется взаимодействие воспитателя и дошкольника.

Применение интерактивного обучения осуществляется путем использования фронтальных и кооперативных форм организации учебной деятельности, интерактивных игр и методов, способствующих обучению умения дискутировать. Наиболее употребляемыми стали: дискуссии.

В традиционной отечественной категориальной дидактике дискуссия рассматривалась как одна из возможных форм обучения, но специально не разрабатывалась как педагогический инструментарий педагогических работников дошкольных учреждений. Несмотря на глубокий психологический анализ возможностей диалогового взаимодействия в обучении, в российской педагогике дискуссия как способ построения образовательного процесса, способ работы воспитателя разработана пока недостаточно. В отечественной литературе наиболее полно основы образовательного процесса в форме дискуссии изложены М. В. Клариным.

Дискуссия (от лат.discussio – рассмотрение, исследование) – способ организации совместной деятельности с целью интенсификации процесса принятия решений в группе посредством обсуждения какого-либо вопроса или проблемы.

Дискуссия обеспечивает активное включение дошкольников в поиск истины; создает условия для открытого выражения ими своих мыслей, позиций, отношений к обсуждаемой теме и обладает особой возможностью воздействия на установки ее участников в процессе группового взаимодействия.

Дискуссия является одной из наиболее эффективных технологий группового взаимодействия, обладающей особыми возможностями в обучении, развитии и воспитании дошкольников.

Дискуссию можно рассматривать как метод интерактивного обучения и как особую технологию. В качестве метода дискуссия активно используется для организации интенсивной мыслительной и ценностно-ориентирующей деятельности дошкольников . В качестве своеобразной технологии дискуссия сама включает в себя другие методы и приемы обучения: “мозговой штурм”, “синектика”, “анализ ситуаций” и т.д.

Обучающий эффект дискуссии определяется предоставляемой участнику возможностью получить разнообразную информацию от собеседников, продемонстрировать и повысить свою компетентность, проверить и уточнить свои представления и взгляды на обсуждаемую тему, применить имеющиеся знания в процессе совместного обсуждения .

Развивающая функция дискуссии связана со стимулированием творчества дошкольников, развитием их способности к анализу информации и аргументированному, логически выстроенному доказательству своих идей и взглядов, с повышением коммуникативной активности дошкольников, их эмоциональной включенности в обучающий процесс.

Влияние дискуссии на личностное становление дошкольников обусловлено ее ценностно-ориентируюшей направленностью, созданием благоприятных условий для проявления индивидуальности, самоопределения в существующих точках зрения на определенную проблему, выбора своей позиции; для формирования умения взаимодействовать с другими, слушать и слышать окружающих, уважать чужие убеждения, принимать оппонента, находить точки соприкосновения, соотносить и согласовывать свою позицию с позициями других участников обсуждения.

Дискуссия с коммуникативной точки зрения всегда полилогична. Но характер этого полилога может быть разным:

Полилог – разноголосие – разногласие, защита каждым своей позиции, своей точки зрения – спор;

Полилог – многоголосие – согласие, взаимодополнение, совместное решение проблемы – диалог.

Технологии проведения обучающих дискуссий направлены на развитие критического мышления дошкольников, формирование у них ключевых компетентностей: социальной, коммуникативной и предметной. Наряду с этим дошкольники  овладевают умениями формулировать, высказывать собственное мнение, вести диалог, в целом – дискуссионной культурой.

Цель технологии проведения дискуссий с дошкольниками: развитие критического мышления дошкольников, формирование их коммуникативной и дискуссионной культуры.

 Основа технологии – наличие противоречия, проблемы в изучаемом материале. Именно на этом противоречии и выстраивается столкновение мнений, отбираются аргументы для их обоснования.

 Структура дискуссии: Выявление и формулирование противоречия, проблемы. Актуализация усвоенных знаний, способов образовательных действий, перенесение их в новую образовательную ситуацию. Обмен мнениями, поиск общего и отличий в позициях; отбор информации по предложенной теме, анализ информации, обсуждение возможных решений  обсуждаемой темы, формулирование мнения группы и его коррекция воспитателем по необходимости. Коллективное обсуждение проблемы. Экспертиза. Подведение итогов дискуссии. Рефлексия.


Организация дискуссии предполагает деление группы дошкольников  на  подгруппы и взаимодействие внутри подгрупп и между подгруппами.

Правила проведения дискуссии:

  • ведущий – воспитатель группы
  • участие родителей в дискуссии,как участников или капитанов подгрупп
  • роли распределяются при обсуждении в подгруппах;
  • каждый участник имеет право высказать свое мнение;
  • точка зрения должна быть подкреплена убедительными аргументами;
  • высказывания только по теме;
  • диалог строится на этических нормах;
  • не повторять формулировок;
  • не прикрываться за мнение других;
  • стремиться к разностороннему исследованию  темы дискуссии

Формы организации:  игра – дискуссия:

«Круглый стол» - обсуждение вопроса (темы, проблемы) на условиях партнерства небольшой группой дошкольников (обычно около пяти человек). В процессе обмена мнениями акцентируются позиции, подходы между участниками и с остальной частью группы.


Игра-дискуссия «Микрофон».

 В рамках согласованной помощи воспитатель активизирует слабоактивных детей в группе тем, что передает им микрофон: «Говорит тот, у кого микрофон.»


Игра – дискуссия «Вертушка».

Вовлечение дошкольников  всей группы  в обсуждение темы. Дошкольники рассаживаются в два круга. Внутренний круг – спиной к центру, неподвижный; внешний круг – подвижный. По сигналу воспитателя дошкольники, находящиеся во внешнем круге, пересаживаются на стул вправо и работают с новым партнером, обсуждая ту же тему. Дискуссия идет в парах, к концу круга у дошкольников  постепенно накапливается система аргументов «за» или «против». Они глубже погружаются в тему, выстраивают четкую систему аргументов, самостоятельно формируют собственную позицию.

Игра – дискуссия «Карусель».

 Все дошкольники  высказывают свои точки зрения по кругу, как сидят.

Обучающая  дискуссия диалогична по самой своей сути — и как форма организации обучения, и как способ работы с содержанием обучающего  материала.

Среди наиболее актуальных остается проблема правового воспитания детей дошкольного возраста.

Правовому воспитанию дошкольников стали уделять большое внимание, так как дошкольное детство - наиболее благоприятный период для становления личности ребенка.

Большую роль в правовом образовании играют дискуссионные методы. Дискуссия позволяет развивать самостоятельность дошкольников, которые высказывают свою точку зрения на проблему, повышает интерес к правовым знаниям, формирует правовую культуру и правосознание.

Основные задачи воспитателя в ходе проведения дискуссии:

  • Привить и закрепить  уважение и терпимость к людям независимо от их социального происхождения, расовой и национальной принадлежности, языка, вероисповедания, пола, возраста, личностного и поведенческого своеобразия (в том числе внешнего облика, физических недостатков и пр.).
  • Способствовать формированию чувства собственного достоинства, осознания своих прав и свобод, чувства ответственности (за другого человека, за начатое дело, за данное слово и др.).
  • Развивать уважение к достоинству и личным правам другого человека.
  • Разъяснять общественные нормы и правила поведения.

  Дискуссия является одной из важнейших форм образовательной деятельности, стимулирующей инициативность дошкольников, развитие рефлексивного мышления.

Применение дискуссии рекомендуется в том случае, когда дошкольники

обладают значительной степенью зрелости и самостоятельности в приобретении знаний, в подборе и четком представлении собственных аргументов, в предметной подготовке к теме дискуссии. Именно зрелость игры определяет, может ли ребенок перейти к более сложной деятельности. Зрелый дошкольник уже не играет игрушками, просто ими манипулируя, как младенец. Ему для игры нужны другие люди, которые играют определенные роли, причем обязательно в игре детей присутствуют определенные правила. Зрелый дошкольник любит игры с правилами. И, хотя ему еще трудно смиряться с проигрышами, он уже готов осознать то, что иногда у него что-то не получается.

     Взаимодействие в дискуссии с дошкольниками  строится не просто на поочередных высказываниях, вопросах и ответах, но на содержательно направленной самоорганизации участников — то есть обращении дошкольников  друг к другу для углубленного и разностороннего обсуждения самих идей, точек зрения.

     Сущностной чертой дискуссии дошкольников является диалогическая позиция воспитателя, которая реализуется в предпринимаемых им специальных организационных усилиях, задает тон обсуждению, соблюдению его правил всеми участниками.

         На первых порах использования  дискуссии усилия воспитателя сосредоточены на формировании дискуссионных процедур. Впоследствии в центре внимания  воспитателя оказывается не только выявление различных точек зрения, позиций, способов аргументации, их соотнесение и составление более объемного и многопланового видения явлений, но также сопоставление интерпретаций сложных явлений, выход за пределы непосредственно данной ситуации, поиск личностных смыслов. Чем больше дошкольники  приучаются мыслить, исходя из контрастных сопоставлений, тем значительнее становится их творческий потенциал.

Игра - Дискуссия уступает изложению по эффективности передачи информации, но высокоэффективна для закрепления сведений, творческого осмысления изученного материала и формирования ценностных ориентаций.



Дискуссия-диалог с дошкольниками на тему : « Я ИМЕЮ ПРАВО»

Разработана воспитателем МДОУ д/с № 28 « Родничок» г.Воскресенска Московской области Бунятовой Юлией Владимировной

Цель: в процесссе дискуссии сформировать у детей первоначальные правовые знания

Задачи:

1) В интересной и занимательной форме дать знания детям о том, что у каждого человека есть права; познакомить детей в соответствующей их возрасту форме с правами ребёнка.

2) развивать мыслительную активность, понимание того, что соблюдение прав ребёнка очень важно, а человеческое достоинство присуще всем людям; активизировать познавательный процесс, пополнять словарный запас у детей, развивать творческие способности детей.

3) воспитывать самоуважение и уважение к окружающим людям, доброжелательность и контактность в отношениях со сверстниками, умение строить человеческие взаимоотношения на основе дружелюбия и национального согласия.

Оборудование и материалы:

  • Буквы(заглавные буквы имён детей,принимающих участие в игре –дискуссии)
  • микрофон
  • ноутбук, мультипликационные фильмы «Азбука права.Смешарики »;аудиозапись песни « Дружат дети всей Земли»
  • для аппликации:
  • изображение детей разных национальностей
  • лист ватмана с изображением в центре его нашей планеты

Ход дискуссии :

Воспитатель :

В своих правах мы все равны:
И взрослые и дети.
Все расы, веры, языки – 
Все люди на планете.

На любовь имеют право
Все ребята на Земле,
На заботу и на ласку,
Право жить в своей семье.

     В дом без спроса к вам никто
Заходить не может.
Ваши вещи и добро
Брать не может тоже.

     Сохранить своё здоровье – 
Право есть у нас такое.
Заболеть, когда случиться – 
Каждый вправе полечиться.

Никто не может вас пытать,
Делать больно, обижать.
Вы запомните одно –
Бить людей запрещено.

О правах своих послушал
И запомни крепко их.
Только знай, что очень нужно
Уважать права других.

Этих прав лишить не может
Вас никто и никогда.
Право каждое поможет
Быть счастливым вам всегда!

Я сейчас произнесла слово «право». А что это значит?

(ответы детей).

Воспитатель:  Право – это то, без чего человек не может жить достойно. Права не нужно покупать, зарабатывать, они принадлежат вам просто потому, что вы люди. На нашей планете живут взрослые и дети. Взрослые пользуются правами, которые у них есть: право на жизнь, право на  работу, право получать зарплату, право на отдых, на медицинскую помощь и много других прав.

Просмотр мультфильма « Азбука прав ребёнка» Выпуск 1.

Воспитатель: «Как вы думаете, а у детей есть права?»

 (ответы детей) .

Воспитатель сажает детей вокруг стола  и предлагает поиграть.Детям раздаются буквы – первая буква имени ребёнка( буквы готовятся заранее).

Воспитатель : Имя играет большую роль в жизни людей. Без имени нельзя обойтись. Люди ценят свои имена, через всю жизнь проносят имя. Человека можно лишить всех богатств, всех прав, но нельзя лишить имени.У нас у всех есть своё имя.

Едва  рождаемся  на  свет,
Дают  родители  нам  имя,
Есть  в  каждом  имени  секрет,
И  важно  знать,  что  значит  имя!

На  свете  есть  имён  немало,
Нам  имя,  жизни  ключ  вручает,
Ведь  имя – как  реки  начало,
Оно  судьбу  определяет!

В  любом  году,  любого  века,
Не  забывайте  никогда:
Даётся  имя  человеку,
Один  лишь  раз,  и  навсегда!(
Сергей Кашлев)

Просмотр мультфильма « Азбука права» часть 3 «Право на имя»

Воспитатель: «Посмотрю на ваши лица, с кем бы мне здесь подружиться?» , поднимает вверх букву «Ю» и говорит в микрофон : « Я – Юлия, а вы кто?» и даёт микрофон ребёнку.

Дети поочереди отвечают на вопрос воспитателя ,поднимая заглавные буквы своего имени и называют его.

Воспитатель дискутирует с детьми,задавая вопросы:

Пример: Воспитатель: «Посмотрю на ваши лица, с кем бы мне здесь подружиться?» , поднимает вверх букву «Ю» и говорит в микрофон : « Я – Юлия, а ты кто?» и даёт микрофон ребёнку.

Ребёнок : поднимает букву А и говорит Я-Антон.

Воспитатель: « А кто же тебя так назвал?»

Ребёнок : « Так меня назвали мама и папа.»

Воспитатель: « Молодец!И сразу закрепляя фразу ребёнка и фиксируя внимание других детей говорит: Родители назвали вас разными именами. Каждый человек при рождении получает не только имя, но и фамилию, которую носят все члены семьи. Значит, без имени трудно общаться друг с другом и понимать о ком говорят.»

Игра –дискуссия продолжается . Микрофон передаётся по кругу.

Во втором этапе дискуссии воспитатель говорит: « Ребята, а вам интересно, какие права ещё есть у детей? Давайте посмотрим. Мультфильм «Азбука права 5 часть»

После просмотра воспитатель говорит :  Пину было плохо, когда Би-би шумел, скакал. У него даже голова заболела. Поэтому он отобрал весёлую игрушку и дал ему скучную книгу. Пин любит своего Би-би?

Дети: « Нет»

Воспитатель: « Конечно, любит, просто потому, что Би-би есть. Он не оставил Би-Би без игры,а лишь заменил её на более спокойную.  Пин любит Би-би и понимает. И дети всего мира имеют право на то, что бы их любили и понимали. Я знаю, что ваши папы и мамы тоже вас любят и понимают.Они играют с вами.

Воспитатель : « Дети имеют право на любовь и понимание» Каждому ребёнку предлагают высказаться в микрофон о том,как его любят и понимают родители,о том в какие игры они вместе играют.Неактивных детей воспитатель вовлекает в процесс дискуссии-диалога ,делая акцент на предыдущих ответах детей.Неактивному ребёнку предлагают озвучить ответ активного ребёнка ,похвалить и повтором фразы закрепить понятие определённого высказанного права.

После дискуссии воспитатель : « Ребята,каждый ребёнок имеет право расти и развиваться.Давайте об это посмотрим  мультфильм « Азбука права. Часть 2»

После просмотра воспитатель спрашивает детей: «Что такое «расти» вы знаете? А «развиваться»?

Дети дискутируют,воспитатель акцентирует на правильности высказываний : «Правильно, это значит, становиться умнее, сильнее, добрее.»

Воспитатель: «Давайте представим, что в одной семье родились дети, а никто с ними не занимается, не учит ходить, говорить, играть. Не водит их в больницу ставить прививки от болезней, не лечит их. Не читает им сказки, не учит играть с мячом. И вот им уже много лет, а они ничего не умеют. Смогут ли они стать взрослыми? Здоровыми, умными и сильными.»

Дети дискутирую, воспитатель активно участвует в дискуссии и направляет детей на правильное понимание.

Воспитатель: раздаёт детям заранее подготовленные изображения детей разных национальностей. На дискуссионный стол кладётся лист ватмана, в середине заранее приклеен земной шар.

Воспитатель: «Представьте, что над вашими головами светит ласковое, тёплое солнышко, которое греет ваши плечи и нежно прикасается своими лучиками.Повернитесь парами друг к другу. Прикоснитесь к соседу и проведите ладошками по его плечам. А теперь повернитесь ко мне.»

Воспитатель задаёт вопрос детям , к которым прикасались  другие  дети  ладошками : « Что вы почувствовали?

Дети отвечают: « Любовь.Тепло.Заботу»

Воспитатель: « Правильно, а ведь это право на любовь и понимание»

Воспитатель: « У вас в руках  изображения детей разных национальностей.На листе бумаге изображена наша планета.Люди разных национальностей живут на нашей планете.И у нас в группе есть дети разных национальностей.»

Воспитатель приглашает подойти к себе детей ( называет фамилии,имена)

Воспитатель подходит к каждому из детей и называет их по имени и фамилии и называет национальность ребёнка:

Ани Амбарян, армянка

Рита Топчу,молдаванка

Абдурахим Раджабов,узбек

Ева Погодина,русская

Воспитатель: «  Все дети имеют равные права независимо от их расы, цвета кожи, пола, языка, религии»

Закрепляет свои слова просмотром мультфильма « Азбука права 1 часть»

После чего предлагает детям сделать коллективную аппликацию « Дети всей Земли».Дети приклеивают изображения детей разной национальности вокруг земного шара и звучит песня « Дружат дети всей Земли» Слова В.Викторова  Музыка Д.Львова

Шире круг, шире круг,
Музыка зовёт
Всех друзей, всех подруг
В шумный хоровод!
Шире круг, шире круг,
Музыка зовёт
Всех друзей, всех подруг
В шумный хоровод!

Дружат пчёлка и цветок,
Дружат лист и мотылёк,
Дружат реки и леса,
Дружат в хоре голоса.

Шире круг, шире круг,
Музыка зовёт
Всех друзей, всех подруг
В шумный хоровод!
Шире круг, шире круг,
Музыка зовёт
Всех друзей, всех подруг
В шумный хоровод!

Дружат птицы в вышине,
Дружат рыбы в глубине,
Дружит с небом океан,
Дружат люди разных стран.

Шире круг, шире круг,
Музыка зовёт
Всех друзей, всех подруг
В шумный хоровод!
Шире круг, шире круг,
Музыка зовёт
Всех друзей, всех подруг
В шумный хоровод!

Дружат солнце и весна,
Дружат звёзды и луна.
Дружат в море корабли,
Дружат дети всей земли!

Шире круг, шире круг,
Музыка зовёт
Всех друзей, всех подруг
В шумный хоровод!
Шире круг, шире круг,
Музыка зовёт
Всех друзей, всех подруг
В шумный хоровод!

Приложение 1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья на тему: «Технология проведения утренней гимнастики с музыкальным сопровождением в ДОУ».

Данная статья отражает методику проведения утренней гимнастики с музыкальным сопровождением в ДОУ....

Конспект деловой игры с воспитателями "Технология проведения пальчиковой гимнастики и гимнастики для глаз"

Ф.И.О. Ковшова Альбина ВладимировнаДолжность, образовательное учреждение Старший воспитатель Муниципального бюджетное дошкольного образовательного учреждения детского сада № 10 «Белочка» комбинированн...

"Здоровьесберегающие технологии в ДОУ. Пальчиковая гимнастика. Технология проведения". Педагог Ивановская Светлана Степановна

Любой дошкольник умеет пользоваться компьютером, телефоном, но не каждый сможет выложить узор из мозаики, застегнуть пуговицы, завязать шнурки. В результате, то, что облегчает жизнь и экономит в...

«Технология проведения и оценивания мастер-класса»

Одной из эффективных форм распространения собственного педагогического опыта, на наш взгляд, является мастер-класс....

Сценарий проведения дискуссии на городском семинаре «Преемственность дошкольного и начального общего образования в контексте ФГОС»

Дискуссионные качели «Логопедическое сопровождение детей дошкольного и школьного возраста. «Организация совместной деятельности  ребенка с ОВЗ  и с  детьми дошкольного возраста» (презен...

Технология проведения аттестации с применением дистанционных технологий

Алгоритм проведения аттестации.Алгоритм проведения промежуточной и итоговой аттестации едины.Теоретическая часть для 1 и 2 обучения состоит из 10 тестовых вопросов, представленных в форме картинок на ...