«Сюжетно-ролевая игра как воспитание нравственных качеств и личности детей 4-5 лет»
консультация (средняя группа) на тему

Гузель  Городовая

Сюжетно-ролеваяигра как  воспитание нравственных качеств личности детей 4-5 лет

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Сюжетно-ролевая игра как воспитание нравственных качеств и личности детей 4-5 лет»

Средняя группа

Ребёнок не рождается злым или добрым, нравственные качества ему предстоит приобрести. В возрасте от 3 до 7 лет у ребёнка начинают формироваться первые понятия и представления о том, «что такое хорошо» и «что такое плохо». У него возникают первые нравственные чувства – симпатия и сочувствие к окружающим людям: матери и отцу. На протяжении дошкольного возраста в него закладываются основы самых глубоких, сложных и важных человеческих чувств: чести, правдивости, чувства дома, любви и уважения к труду. Воспитание нравственных привычек можно начать очень рано, когда ребёнку ещё не исполнилось года, и когда он ещё не в состоянии понять объяснения взрослых. В таком возрасте его просто приучают быть добрым. Когда ребёнок совершает в определённой ситуации поступки, ставшие привычными, то он испытывает радостные чувства. Когда же что-либо препятствует выполнению этих поступков, ребёнок переживает беспокойство, которое в дальнейшем развивается в чувство стыда. Нравственные привычки, приобретённые ребёнком, лежат в основе нравственного поведения.

Дошкольный возраст является самой лучшей почвой для формирования нравственных качеств, так как в этот период в ребёнке те значимые изменения, на которые можно повлиять с положительной позиции. Именно в этом возрасте у ребёнка начинают закладываться: нравственное поведение, нравственное сознание и нравственное переживание, которые могут повлиять на характер человека и на его дальнейшую жизнь.

Нужно научить понимать смысл и значение тех или иных правил этического поведения человека и в доступной форме рассказывать их.

Содержанием нравственного воспитания является формирование таких нравственных качеств как: уважение к старшим, дружеские отношения со сверстниками, умение соответственно отзываться на горе и радость других людей, добиваться действенного проявления гуманных чувств и отношений, их общественной нравственности, воспитание начал ответственности.

К методам, обеспечивающим создание у детей практического опыта общественного поведения, относятся:

  1. Воспитание нравственных привычек;
  2. Пример взрослого или других детей;
  3. Целенаправленное наблюдение за трудом взрослых;
  4. Организация совместной деятельности;
  5. Совместная игра.

Нравственное восприятие детей предлагается осуществлять в самых разных условиях: в бытовой и повседневной деятельности, в игре и на специально организованных занятиях.

Мы работаем по программе «От рождения до школы» – это комплексная программа воспитания, образования и развития детей. Она направлена на решение трёх основных задач: укрепление здоровья, полноценное психическое развитие каждого ребёнка и обеспечение радостной и содержательной жизни в детском саду. Среди целей воспитания выделяю, в частности, развитии дружелюбия и терпимости по отношению к сверстникам. Достигаю этого путём формирования моральных норм: ритуалов приветствия и прощания, обычаев празднования дней рождений, помощи детям в конфликтных ситуациях, нейтрализации агрессивных проявлений, а также демонстрации детям норм справедливости и их равных прав. Другой важной целью ставлю формирование эмоциональной отзывчивости к переживаниям и проблемам других детей. Решать эту задачу предлагаю путём побуждения детей окликаться на боль и переживания взрослых и сверстников, демонстрирую примеры чуткого отношения к живым существам, а  также на сходство чувств всех людей (боль, страх).

В возрасте 4-5 лет навыки нравственного поведения детей постепенно переходят в привычку, становятся естественной потребностью, потому что дети овладели элементарными представлениями о нравственности и гуманном отношении к людям. Поэтому, наряду с показом образцов поведения детей в различных ситуациях, следует специально упражнять их в нравственных поступках. Я, например, не только забочусь о чёткой организации уклада жизни своей группы, поддерживании привычек для детей условий быта, игр, взаимоотношений, но и приучаю их поступать должным образом в новой для них или частично изменённой обстановке.

В работе использую беседы с детьми, в том числе этические, просмотр инсценировок, где участвуют любимые детьми персонажи с обязательной оценкой их поступков, чтение произведений детской художественной литературы, рассматривание и обсуждение репродукций картин, рисунков, художественных фотографий. Эти приёмы помогают осознанию детьми правил нравственного поведения с позиций общепринятых норм и, воздействуя на эмоциональный и волевой действенно-практический компоненты личности ребёнка, поддерживают у него желание поступать правильно, содействуют формированию привычек нравственного поведения. Для формирования привычек нравственного поведения у детей среднего дошкольного возраста использую следующие методы:

  1. Беседа. Беседуя с детьми, я побуждаю их думать и говорить. Задавая им два-три вопроса, даю ребятам высказаться. Это позволяет мне понять, о чём дети думают, что знают из личного опыта. С моей помощью дети учатся справедливо оценивать поступки своих сверстников, а подчас и взрослых, учатся понимать, что можно, а что нельзя, что хорошо, а что плохо.

Примерные темы бесед: «Будь всегда вежливым», «Что хорошо, что плохо и почему», «Ваши добрые поступки», «Чем можно порадовать маму» и так далее.

  1. Чтение и анализ художественных произведений, например, В.А. Сухомлинского «Почему Олечка не сорвала цветок?», А.Кузнецовой «Мы поссорились», К.Д. Ушинского «Умей обождать», А. Барто «Помощница».

Эстетический фон занятиям придают стихи, загадки, песни, включенные как в основную часть, так и в дополнительную работу с детьми. Литературный материал незаменим в нравственном воспитании ребёнка, поскольку детям легче оценивать поведение и поступки другх, чем свои собственные. Для всестороннего развития личности я включаю детей в различную деятельность, связанную с художественной литературой. Например, ребята создают свои рисунки по мотивам сказок, рассказов, организую выставки работ.

3.Игра. Известно, что в дошкольном возрасте наиболее близкой и понятной для ребёнка деятельностью является игра. Игра, являясь ведущей деятельностью дошкольника, обуславливает главнейшие изменения в психологических особенностях личности ребенка.

 В работе с детьми я использую коллективные игры-занятия, игры-упражнения, игры-инсценировки, игры-сказки, сюжетно-ролевые игры. При помощи игры можно решать самые разные коррекционные задачи: одна и та же игра для одного ребёнка может быть средством преодоления страха, повышения самооценки; для другого – средством оказания тонизирующего эффекта, для третьего - школой развития нравственных чувств, формирования привычек нравственного поведения и развития гуманных отношений со сверстниками в целом.

Можно порекомендовать использование таких игр и упражнений:

- направленные на развитие способностей детей познавать себя и других людей («Волшебные камешки», «Ласковые дети», «Ладошки», «Назови себя», «Волшебный стул», «Подарок другу»).

- направленные на развитие эмоциональной осведомлённости («Цветовое настроение», «Маски», «Мы артисты»)

- направленные на овладение правилами пользования речью в различных социальных ситуациях («Разговор по телефону», «Как нам быть», «Как с тобой разговаривают» и др.).

Улыбка воспитателя, кивание или покачивание головой, контакт взглядом, мимикой, совместные с ребёнком действия при выполнении задания, выслушивание, смех над шутками ребёнка – всё это оказывает влияние на формирование нравственных качеств личности ребёнка.

Крайне важно, чтобы ребенок, познакомившись с тем или иным поведенческим требованием, отличал хорошее от плохого. Пройдя этот цикл, необходимо снова вернуться к изучаемому правилу, но на более высоком уровне. Для воспитания привычек нравственного поведения необходимы следующие условия:

 

1. Позитивный настрой. Нельзя забыть или обидеть никого из воспитанников, для чего используются обращение по имени, похвала, призы и прочие способы обучения, увлекающие детей

 2. Личный пример воспитателя. Ребенок наблюдает и оценивает взрослых. Желательно всегда оценив свое поведение с позиций доказательности разумности, необходимости соблюдения этикета, соответствия его собственным поучительным словам, действия воспитателя должны быть направлены на достижение главной цели – создания развития личности ребенка в творческой, доброжелательной, дружеской обстановке.

 «Программа от рождения до школы» предусматривает ознакомления детей средней группы с трудом почтальона, продавца, со службой воинов в Армии. Наряду с сообщением новых знаний о профессиях, углубляются представления дошкольников об уже известной им деятельности шофёра, врача, работников детского сада, закрепляется знание правил уличного движения.

 Перед началом игры я спрашиваю: – «Во что будете играть?», «Что построите?», «Куда поедете на поезде?», «Ты кем будешь?», «Какие игрушки вам нужны?»

Эти вопросы заставляют детей задуматься и наметить основной сюжет, который в дальнейшем может измениться.

Организация игрового коллектива и становление в этом коллективе личности каждого ребенка – один из важнейших и очень сложных вопросов педагогики детского возраста.

При организации игры встают трудные вопросы: каждому ребёнку хочется быть главным, но не все умеют считаться с мнением товарищей, справедливо разрешать споры. Например, Ира и Полина играют в детский сад. Одна из них уложила кукол спать, другая поднимает их, сажает в машину. Возникает ссора. Я выясняю, что у Полины появилась интересная идея – везти кукол на дачу. Предлагаю детям договориться, что куклы сначала поспят, а затем поедут на дачу.

Внимательное, чуткое руководство воспитателя помогает справедливо разрешать конфликты. Иногда я сама становлюсь участником игры, чтобы своим примером влиять на детей, прививать им навыки совместной игры, навыки обращения с игрушками, воспитываю культуру поведения.

В средней группе возможна конкретизация понятия «строители» путём ознакомления детей с наиболее типичными профессиями – каменщика, монтажника. Представления об отношениях ответственной зависимости закрепляются в связи с новыми образами – монтажник и крановщик, водитель и строители. Конкретизация типичных трудовых действий необходима для обогащения знаний детей и переноса их в игру. Действия, отражающие опыт ребёнка, способствуют возникновению нравственных отношений.

Прежде чем организовать игру мы с детьми с большим интересом наблюдали, как каменщики строят стены из кирпичей: смазывают их раствором, укладывают друг на друга, следят, чтобы стены были ровными, прочными. Крановщик поднимает кирпичи с помощью подъёмного крана. Водители привозят на грузовых машинах кирпичи, песок. Обращаю внимание на то, что труд строителей облегчают машины. Люди работают старательно, помогают друг другу, и поэтому могут построить много красивых, больших, удобных домов.

Чтобы раскрыть детям новое содержание игры, показываю на занятие по конструированию, как лучше построить дом, на рисовании рисуем постройки, читаю детям стихотворение М. Гогашвили «Маленькие строители», показываю картину «На стройке», беседую о труде строителей, показываю кукольный спектакль «Кто быстрее построит дом».

Дети согласованно играют большими группами, однако каждый хочет выполнять интересную роль. Удовлетворить желание ребёнка, расширить его игровые возможности позволяет ознакомление с новыми образами строителей. Обеспечить усвоение норм, регулирующих нравственные отношения, и одновременно сохранить творческий, самодеятельный характер игры возможно лишь при правильном руководстве воспитателя.

Детям предоставляется полная свобода отображения и творческого комбинирования в игре знаний, освоенных при помощи взрослых и самостоятельно. Если же они исчерпали свои замыслы, следует подвести их к новому эпизоду с глубоким нравственным содержанием.

Например, я поспешно укладываю кукол спать, преднамеренно небрежно укладываю их. Дети должны заметить и позаботиться о «дочках». Необходимо всегда вызывать заботливое отношение к куклам. Иначе игра лишится воспитательного значения. Если ребята не внимательны, следует естественно переключить их на разыгрывание нового эпизода, например, при помощи игрового обращения: кукла жалуется, что ей холодно, неуютно. Такой приём побуждает ребёнка укрыть её потеплее, заботливо подвернуть одеяло. Использование приёма игрового обращения налаживает деловое взаимодействие между играющими.

В игре «Моряки» капитан и рулевой действуют независимо друг от друга. Я говорю: – «Впереди большие камни!» Капитан отдаёт команду рулевому: – «Обойти камни, лево руля!» В игре появляется новый эпизод. Отношения детей приобретают нравственную направленность – капитан беспокоится о безопасности судна и пассажиров, рулевой дисциплинированно выполняет приказ и, таким образом, тоже выражает свою заботу о людях.

С помощью игровых обращений можно активизировать формируемые у детей нравственные отношения и пополнить развиваемый сюжет многочисленными эпизодами.

В игре нет прямой зависимости ребёнка от взрослого, в ней он получает большую самостоятельность. Однако формы игровой деятельности усваиваются детьми под руководством воспитателя.

.Коллективные  игры  сплачивают  детей, способствуют  формированию  товарищеских  отношений  между  ними.  В  таких  играх  детям  необходимо  согласовывать  свои  действия  с  действиями  других  участников  игры, выполнять  общеустановленные  правила, быть  справедливым  к  своим  товарищам.

Таким образом, игре принадлежит большая роль в жизни и развитии детей. В игровой деятельности формируются многие положительные качества ребёнка, интерес и готовность к предстоящему учению, развиваются его познавательные способности. Игра важна и для подготовки ребёнка к будущему, и для того, чтобы сделать его настоящую жизнь полной и счастливой.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сюжетно-ролевая игра как воспитание нравственных качеств и личности детей 4-5 лет

Сюжетно-ролевая игра имеет чрезвычайно большое значение для умственного и нравственного развития ребёнка, для формирования его способностей и становления личности в целом....

"Воспитание нравственных качеств через знакомство детей с русскими народными сказками"

В статье представлен опыт работы  по проблеме: "Воспитание нравственных качеств через знакомство детей с русскими народными сказками". В своей работе с детьми по данной теме я опир...

Картотека дидактических, сюжетно-ролевых, подвижных игр по воспитанию правил пожарной безопасности у детей дошкольного возраста

Дидактические игры для детей младшего дошкольного возраста Настольная дидактическая игра «Школа юных пожарных»для детей 3-4 лет.Количество игроков: 1 – 5 и взрослый (ведущий)Игр...

Картотека дидактических, сюжетно-ролевых, подвижных игр по воспитанию правил пожарной безопасности у детей дошкольного возраста.

Цель: дать детям понятие о пользе и вреде огня. Закрепить правила пожарной безопасности и знание телефона службы спасения. Учить детей связно рассказывать правила пожарной безопасности....

Мастер – класс для педагогов «Игры в воспитания нравственных качеств личности»

Одно из самых сложных и ответственных направлений работы образовательного учреждения – духовно-нравственное воспитание детей. Еще более сложная задача – создание веры в душе ребенка растущ...

Мастер класс для педагогов "Игра в воспитании нравственных качеств дошкольников"

МАСТЕР – КЛАСС «Игра в воспитании нравственных качеств дошкольников» 1 слайд представляю вашему вниманию мастер класс на тему «Игра в воспитании нравственных качеств дошко...

Картотека дидактических, сюжетно-ролевых, подвижных игр по воспитанию правил пожарной безопасности у детей дошкольного возраста

Дидактические игры для детей младшего дошкольного возраста.Дидактические игры для детей старшего  дошкольного возраста.Сюжетно-ролевые игры для детей старшего  дошкольного возраста.Подвижные...