Сюжетно-ролевая игра как воспитание нравственных качеств и личности детей 4-5 лет
статья (средняя группа) на тему
Сюжетно-ролевая игра имеет чрезвычайно большое значение для умственного и нравственного развития ребёнка, для формирования его способностей и становления личности в целом.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.doc | 88 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное общеобразовательное учреждение
«Детский сад» №116
г. Тверь
Статья
«Сюжетно-ролевая игра как воспитание нравственных качеств и личности детей 4-5 лет»
Средняя группа
Тимакова Елена Юрьевна
Воспитатель д/с №116
г. Тверь 2012 г.
Ребёнок не рождается злым или добрым, нравственные качества ему предстоит приобрести. В возрасте от 3 до 7 лет у ребёнка начинают формироваться первые понятия и представления о том, «что такое хорошо» и «что такое плохо». У него возникают первые нравственные чувства – симпатия и сочувствие к окружающим людям: матери и отцу. На протяжении дошкольного возраста в него закладываются основы самых глубоких, сложных и важных человеческих чувств: чести, правдивости, чувства дома, любви и уважения к труду. Воспитание нравственных привычек можно начать очень рано, когда ребёнку ещё не исполнилось года, и когда он ещё не в состоянии понять объяснения взрослых. В таком возрасте его просто приучают быть добрым. Когда ребёнок совершает в определённой ситуации поступки, ставшие привычными, то он испытывает радостные чувства. Когда же что-либо препятствует выполнению этих поступков, ребёнок переживает беспокойство, которое в дальнейшем развивается в чувство стыда. Нравственные привычки, приобретённые ребёнком, лежат в основе нравственного поведения.
Дошкольный возраст является самой лучшей почвой для формирования нравственных качеств, так как в этот период в ребёнке те значимые изменения, на которые можно повлиять с положительной позиции. Именно в этом возрасте у ребёнка начинают закладываться: нравственное поведение, нравственное сознание и нравственное переживание, которые могут повлиять на характер человека и на его дальнейшую жизнь.
Нужно научить понимать смысл и значение тех или иных правил этического поведения человека и в доступной форме рассказывать их.
Содержанием нравственного воспитания является формирование таких нравственных качеств как: уважение к старшим, дружеские отношения со сверстниками, умение соответственно отзываться на горе и радость других людей, добиваться действенного проявления гуманных чувств и отношений, их общественной нравственности, воспитание начал ответственности.
К методам, обеспечивающим создание у детей практического опыта общественного поведения, относятся:
- Воспитание нравственных привычек;
- Пример взрослого или других детей;
- Целенаправленное наблюдение за трудом взрослых;
- Организация совместной деятельности;
- Совместная игра.
Нравственное восприятие детей предлагается осуществлять в самых разных условиях: в бытовой и повседневной деятельности, в игре и на специально организованных занятиях.
Я работаю по программе «Радуга» – это комплексная программа воспитания, образования и развития детей. Она направлена на решение трёх основных задач: укрепление здоровья, полноценное психическое развитие каждого ребёнка и обеспечение радостной и содержательной жизни в детском саду. Среди целей воспитания выделяю, в частности, развитии дружелюбия и терпимости по отношению к сверстникам. Достигаю этого путём формирования моральных норм: ритуалов приветствия и прощания, обычаев празднования дней рождений, помощи детям в конфликтных ситуациях, нейтрализации агрессивных проявлений, а также демонстрации детям норм справедливости и их равных прав. Другой важной целью ставлю формирование эмоциональной отзывчивости к переживаниям и проблемам других детей. Решать эту задачу предлагаю путём побуждения детей окликаться на боль и переживания взрослых и сверстников, демонстрирую примеры чуткого отношения к живым существам, а также на сходство чувств всех людей (боль, страх).
В возрасте 4-5 лет навыки нравственного поведения детей постепенно переходят в привычку, становятся естественной потребностью, потому что дети овладели элементарными представлениями о нравственности и гуманном отношении к людям. Поэтому, наряду с показом образцов поведения детей в различных ситуациях, следует специально упражнять их в нравственных поступках. Я, например, не только забочусь о чёткой организации уклада жизни своей группы, поддерживании привычек для детей условий быта, игр, взаимоотношений, но и приучаю их поступать должным образом в новой для них или частично изменённой обстановке.
В работе использую беседы с детьми, в том числе этические, просмотр инсценировок, где участвуют любимые детьми персонажи с обязательной оценкой их поступков, чтение произведений детской художественной литературы, рассматривание и обсуждение репродукций картин, рисунков, художественных фотографий. Эти приёмы помогают осознанию детьми правил нравственного поведения с позиций общепринятых норм и, воздействуя на эмоциональный и волевой действенно-практический компоненты личности ребёнка, поддерживают у него желание поступать правильно, содействуют формированию привычек нравственного поведения. Для формирования привычек нравственного поведения у детей среднего дошкольного возраста использую следующие методы:
- Беседа. Беседуя с детьми, я побуждаю их думать и говорить. Задавая им два-три вопроса, даю ребятам высказаться. Это позволяет мне понять, о чём дети думают, что знают из личного опыта. С моей помощью дети учатся справедливо оценивать поступки своих сверстников, а подчас и взрослых, учатся понимать, что можно, а что нельзя, что хорошо, а что плохо.
Примерные темы бесед: «Будь всегда вежливым», «Что хорошо, что плохо и почему», «Ваши добрые поступки», «Чем можно порадовать маму» и так далее.
- Чтение и анализ художественных произведений, например, В.А. Сухомлинского «Почему Олечка не сорвала цветок?», А.Кузнецовой «Мы поссорились», К.Д. Ушинского «Умей обождать», А. Барто «Помощница».
Эстетический фон занятиям придают стихи, загадки, песни, включенные как в основную часть, так и в дополнительную работу с детьми. Литературный материал незаменим в нравственном воспитании ребёнка, поскольку детям легче оценивать поведение и поступки другх, чем свои собственные. Для всестороннего развития личности я включаю детей в различную деятельность, связанную с художественной литературой. Например, ребята создают свои рисунки по мотивам сказок, рассказов, организую выставки работ.
- Игра. Известно, что в дошкольном возрасте наиболее близкой и понятной для ребёнка деятельностью является игра. В работе с детьми я использую коллективные игры-занятия, игры-упражнения, игры-инсценировки, игры-сказки, сюжетно-ролевые игры. При помощи игры можно решать самые разные коррекционные задачи: одна и та же игра для одного ребёнка может быть средством преодоления страха, повышения самооценки; для другого – средством оказания тонизирующего эффекта, для третьего - школой развития нравственных чувств, формирования привычек нравственного поведения и развития гуманных отношений со сверстниками в целом.
Можно порекомендовать использование таких игр и упражнений:
- направленные на развитие способностей детей познавать себя и других людей («Волшебные камешки», «Ласковые дети», «Ладошки», «Назови себя», «Волшебный стул», «Подарок другу»).
- направленные на развитие эмоциональной осведомлённости («Цветовое настроение», «Маски», «Мы артисты»)
- направленные на овладение правилами пользования речью в различных социальных ситуациях («Разговор по телефону», «Как нам быть», «Как с тобой разговаривают» и др.).
Улыбка воспитателя, кивание или покачивание головой, контакт взглядом, мимикой, совместные с ребёнком действия при выполнении задания, выслушивание, смех над шутками ребёнка – всё это оказывает влияние на формирование нравственных качеств личности ребёнка.
Крайне важно, чтобы ребенок, познакомившись с тем или иным поведенческим требованием, отличал хорошее от плохого. Пройдя этот цикл, необходимо снова вернуться к изучаемому правилу, но на более высоком уровне. Для воспитания привычек нравственного поведения необходимы следующие условия:
1. Позитивный настрой. Нельзя забыть или обидеть никого из воспитанников, для чего используются обращение по имени, похвала, призы и прочие способы обучения, увлекающие детей
2. Личный пример воспитателя. Ребенок наблюдает и оценивает взрослых. Желательно всегда оценив свое поведение с позиций доказательности разумности, необходимости соблюдения этикета, соответствия его собственным поучительным словам, действия воспитателя должны быть направлены на достижение главной цели – создания развития личности ребенка в творческой, доброжелательной, дружеской обстановке.
Общая цель семьи и детского сада - хорошо воспитанный культурный и образованный человек. Всю эту работу по формированию у дошкольников средней группы привычек нравственного поведения необходимо проводить вместе с родителями: сообщать им о достижениях и проблемах детей, консультироваться с ними об индивидуальных особенностях каждого ребенка, выявлять происхождение тормозных развивающих факторов, обучать самих родителей приемам и методам нравственного воспитания в семье.
С целью установления тесных контактов с семьей, для обеспечения единства в воспитании нравственной культуры я
- провожу групповые родительские собрания;
- консультации;
- посещаю семьи своих воспитанников;
- провожу дни открытых дверей;
- делаю папки-передвижки, стенды в родительских уголках групповых помещений.
- вечера вопросов и ответов.
«Программа воспитания и обучения в детском саду» предусматривает ознакомления детей средней группы с трудом почтальона, продавца, со службой воинов в Армии. Наряду с сообщением новых знаний о профессиях, углубляются представления дошкольников об уже известной им деятельности шофёра, врача, работников детского сада, закрепляется знание правил уличного движения. Дети получают новые сведения о домашних животных в природных условиях. Показываю и рассказываю детям о таких расположенных вблизи детского сада предприятиях общественно-бытового назначения, как аптека, киоск Союзпечати, школа и так далее.
Знания пополняются прежде всего в процессе организованных непосредственных наблюдений, экскурсий, бесед, показа диафильмов, чтение литературы и тому подобное.
Дети получают информацию не только в детском саду. В этом возрасте все они довольно любознательны, наблюдательны, их многое интересует. Дети запоминают и усваивают большой объём сведений от взрослых, от старших братьев и сестёр, из телепередач, из того, что видят на улице. Всё стремятся перенести в игру.
Однако особое влияние на игру всё-таки оказывают знания, приобретённые на занятиях. При ознакомлении с трудом взрослых предпочтение отдаётся экскурсиям, то есть непосредственному активному наблюдению. Детям не только показывают действия, которые люди выполняют, но и объясняют значимость их труда для окружающих. Обращаю внимание на личные качества человека-труженика. Например, объясняю, что продавец – вежливый, внимательный, он выслушивает покупателей, предлагает им нужную вещь, советует; когда знакомлю с трудом врача, подчёркиваю, что он заботливый, и в дождь и в холодную погоду приходит к заболевшим детям.
Я стремлюсь вызвать симпатию к человеку, с профессией которого знакомлю, желание включиться в его труд, помочь ему.
Так, во время экскурсии в прачечную при детском саде я спрашиваю: – «Как вы думаете, чем вы можете помочь прачке? Как облегчить её труд?». И наводящими вопросами подвожу детей к мысли о том, что если они будут чисто мыть руки, полотенца не очень загрязнятся, и их легче будет стирать. Дети начинают осознавать, что могут чем-то помочь взрослому.
Не только на занятиях, но и в повседневной жизни нужно обращать внимание детей на постоянное взаимодействие взрослых друг с другом (воспитатель просит об услуге няню, музыкального руководителя, медсестру, а они, в свою очередь, обращаются с просьбой к воспитателю). Дети наблюдают, что их родители вступают в контакты с другими людьми в магазине, в транспорте, дома и так далее.
Перед началом игры я спрашиваю: – «Во что будете играть?», «Что построите?», «Куда поедете на поезде?», «Ты кем будешь?», «Какие игрушки вам нужны?»
Эти вопросы заставляют детей задуматься и наметить основной сюжет, который в дальнейшем может измениться.
Организация игрового коллектива и становление в этом коллективе личности каждого ребенка – один из важнейших и очень сложных вопросов педагогики детского возраста.
При организации игры встают трудные вопросы: каждому ребёнку хочется быть главным, но не все умеют считаться с мнением товарищей, справедливо разрешать споры. Например, Ира и Полина играют в детский сад. Одна из них уложила кукол спать, другая поднимает их, сажает в машину. Возникает ссора. Я выясняю, что у Полины появилась интересная идея – везти кукол на дачу. Предлагаю детям договориться, что куклы сначала поспят, а затем поедут на дачу.
Внимательное, чуткое руководство воспитателя помогает справедливо разрешать конфликты. Иногда я сама становлюсь участником игры, чтобы своим примером влиять на детей, прививать им навыки совместной игры, навыки обращения с игрушками, воспитываю культуру поведения.
В средней группе возможна конкретизация понятия «строители» путём ознакомления детей с наиболее типичными профессиями – каменщика, монтажника. Представления об отношениях ответственной зависимости закрепляются в связи с новыми образами – монтажник и крановщик, водитель и строители. Конкретизация типичных трудовых действий необходима для обогащения знаний детей и переноса их в игру. Действия, отражающие опыт ребёнка, способствуют возникновению нравственных отношений.
Прежде чем организовать игру мы с детьми с большим интересом наблюдали, как каменщики строят стены из кирпичей: смазывают их раствором, укладывают друг на друга, следят, чтобы стены были ровными, прочными. Крановщик поднимает кирпичи с помощью подъёмного крана. Водители привозят на грузовых машинах кирпичи, песок. Обращаю внимание на то, что труд строителей облегчают машины. Люди работают старательно, помогают друг другу, и поэтому могут построить много красивых, больших, удобных домов.
Чтобы раскрыть детям новое содержание игры, показываю на занятие по конструированию, как лучше построить дом, на рисовании рисуем постройки, читаю детям стихотворение М. Гогашвили «Маленькие строители», показываю картину «На стройке», беседую о труде строителей, показываю кукольный спектакль «Кто быстрее построит дом».
Дети согласованно играют большими группами, однако каждый хочет выполнять интересную роль. Удовлетворить желание ребёнка, расширить его игровые возможности позволяет ознакомление с новыми образами строителей. Обеспечить усвоение норм, регулирующих нравственные отношения, и одновременно сохранить творческий, самодеятельный характер игры возможно лишь при правильном руководстве воспитателя.
Детям предоставляется полная свобода отображения и творческого комбинирования в игре знаний, освоенных при помощи взрослых и самостоятельно. Если же они исчерпали свои замыслы, следует подвести их к новому эпизоду с глубоким нравственным содержанием.
Например, я поспешно укладываю кукол спать, преднамеренно небрежно укладываю их. Дети должны заметить и позаботиться о «дочках». Необходимо всегда вызывать заботливое отношение к куклам. Иначе игра лишится воспитательного значения. Если ребята не внимательны, следует естественно переключить их на разыгрывание нового эпизода, например, при помощи игрового обращения: кукла жалуется, что ей холодно, неуютно. Такой приём побуждает ребёнка укрыть её потеплее, заботливо подвернуть одеяло. Использование приёма игрового обращения налаживает деловое взаимодействие между играющими.
В игре «Моряки» капитан и рулевой действуют независимо друг от друга. Я говорю: – «Впереди большие камни!» Капитан отдаёт команду рулевому: – «Обойти камни, лево руля!» В игре появляется новый эпизод. Отношения детей приобретают нравственную направленность – капитан беспокоится о безопасности судна и пассажиров, рулевой дисциплинированно выполняет приказ и, таким образом, тоже выражает свою заботу о людях.
С помощью игровых обращений можно активизировать формируемые у детей нравственные отношения и пополнить развиваемый сюжет многочисленными эпизодами.
В игре нет прямой зависимости ребёнка от взрослого, в ней он получает большую самостоятельность. Однако формы игровой деятельности усваиваются детьми под руководством воспитателя.
Наблюдая за игровой деятельностью детей, я заметила, что каждый играл со своей игрушкой, для совместной игры ребята не объединялись, некоторые из них вообще не играли, а только наблюдали. Часто возникали конфликты из-за игрушек: многим хотелось, например, поиграть с маленькими мишками или большим самосвалом. Я решила объединить детей в совместную игру, выработать доброжелательное отношение друг к другу, умение договариваться, во что и как они будут играть. Для этого я использовала различные приёмы. Например, Антон возит грузовую машину, а Женя начал что-то строить, беря детали со стеллажа. Предлагаю Антону подвозить детали, а чтобы постройка была закончена быстрее, подключаю к нему Сашу. Игра обретает новый характер, в ней участвует уже группа детей. В конце игры обращаю внимание ребят на то, какую хорошую дорогу для машин построили мальчики. И потом, когда дети начинали что-то строить, они уже объединялись.
Или такой пример. Настя принесла двух кукол, сидит с ними в сторонке. «К нам пришли гости, давайте угостим их чаем!» – говорю я. Маша и Настя охотно откликнулись на это предложение. Настя усадила своих кукол за стол, Маша достала из шкафчика чашки с блюдцами, а Настя поставила чайник на плиту и приготовила угощение для гостей. После чаепития я обратилась к Насте с просьбой помочь девочкам собрать и помыть посуду. Возникла новая игра с новым сюжетом, в неё включилась и нерешительная Настя.
Сюжеты детских игр развивались как через самостоятельные, так и через дидактические игры во время занятий. Например, на одном из занятия я провела игру «Магазин игрушек», в процессе которой дети давали характеристику игрушкам, учились вежливо разговаривать с продавцом. У ребят появились новые знания, опыт, которые они успешно применяли в таких играх, как, например, «К нам гости пришли», «Магазин».
Остановлюсь на формировании сюжета игры в больницу. Сначала я познакомила детей с книгой К. Чуковского «Айболит», обратила внимание на обложку, на которой нарисован доктор; рассмотрела иллюстрации, изображающие то, как Айболит лечит зверушек (ставит градусник, даёт лекарства). Беседовала с детьми о том, кто из них был в поликлинике и что там делал. Затем мы коллективно посетили медицинский кабинет в детском саду: рассмотрели весы, ростомер, шкаф, где хранятся лекарства, бинты, вата и другое. Объяснила ребятам, что врач и сестра заботятся об их здоровье, делают прививки, чтобы никто не болел. В игровой комнате появился чемоданчик, в котором лежали градусник, трубка для врача (фонендоскоп), баночки с лекарствами, бинты. С атрибутами и игрушками-заместителями дети активнее включаются в игру.
Руководя играми, уделяю внимание воспитанию у детей дружбы, вежливости, умению считаться с коллективом. В нужную минуту я включаюсь в игру, разбираю конфликты. Семён исполняет роль врача. Он умеет организовывать игру, активен, но не всегда охотно уступает роль. Андрею тоже хочется быть врачом, но, ни его, ни мои просьбы на Семёна не действуют – не уступает. Тогда я говорю, что один врач может пойти к больному домой, а другой останется в поликлинике. Таким образом, конфликт был урегулирован, и все остались довольны.
В ходе игры слежу за речью детей, исправляю её. Игры помогают детям приобрести очень важное нравственное качество – умение считаться с интересами близких, чутко относиться к ним. Стремление выражать добрые чувства проявляются и в играх, и в разных видах деятельности, и в быту. В сюжетно-ролевой игре «Путешествие на корабле» сначала группа мальчиков дружно строила корабль. Когда корабль был готов, на роль капитана нашлось много желающих. Возникли разногласия. Каждый предлагал себя, не желая выслушать товарищей. Чтобы сохранить игру, провела беседу, выяснили, что на корабле есть не только капитан, но ещё и штурман, кок, матросы, пассажиры. Вместе наметили маршрут путешествия, выяснили, что нужно для игры (бинокль, рупор, штурвал, головные уборы, посуда). Во время беседы высказывали своё мнение все члены команды, а я отметила, что команда дружная, выбрала интересный путь для путешествия. У ребят появились такие качества, как активность, уверенность в себе, умение объединяться небольшими группами и, главное, дружить.
Дети с большим желанием передают в своих играх хорошо знакомые бытовые процессы, то есть те жизненные ситуации, в которых они сами участвуют. Поэтому я советовала родителям привлекать детей к посильному труду дома, рассказывала, какие поручения может выполнить ребёнок, какие требования следует предъявлять к оценке результатов его труда. Например, в магазине самообслуживания привлекать детей к осознанному выбору покупок, а после посещения парикмахерской поговорить с ребёнком о работе мастера, зачем нужна красивая стрижка. Дети часто обращаются к родителям с просьбой купить что-либо для игры. В таких случаях предлагаю родителям вместе подумать, чем можно заменить недостающий предмет (создание предметов-заместителей, развитие фантазии).
Я советую родителям не ломать и не разбирать постройки ребёнка, уважать его труд; возможно, это нужно для продолжения сюжетно-ролевой игры завтра и в последующие дни.
Воспитательное значение игры во многом зависит от профессионального мастерства воспитателя, от знания им психологии ребёнка, учёта его возрастных и индивидуальных особенностей, от правильного методического руководства взаимоотношениями детей, от чёткой организации и проведения всевозможных игр.
Таким образом, игре принадлежит большая роль в жизни и развитии детей. В игровой деятельности формируются многие положительные качества ребёнка, интерес и готовность к предстоящему учению, развиваются его познавательные способности. Игра важна и для подготовки ребёнка к будущему, и для того, чтобы сделать его настоящую жизнь полной и счастливой.
Список использованной литературы
- Карпова С.Н. Лысюк Л.Г. Игра и нравственное развитие дошкольников. М: Изд-во МГУ, 1986
- Свадковский И.Ф. Нравственное воспитание. М – 1972
- Купина Н.А., Богуславская Н.Е. Весёлый этикет. Нравственное воспитание, развитие коммуникативных способностей ребёнка, сюжетно-ролевые игры. – М., 1992
- Курочкина И.В. О культуре поведения и этике //Дошкольное воспитание. 2003. №11.
- Курочкина И.В. Современный этикет и воспитание культуры поведения у дошкольников. – М.: Владос, 2003. – 224 с.
- Мулько И.Ф. Социально-нравственное воспитание дошкольников 5-7 лет. – М., 2004. – 96 с.
- Петерина С.В. Воспитание культуры поведения у детей дошкольного возраста: Книга для воспитателя детского сада. – М.: Просвещение, 1986. – 96 с.
- Петрова В.И. Нравственное воспитание в детском саду. Программа и методические рекомендации. – М.: Мозаика-Синтез, 2005. – 72 с.
- Петрова В.И. Этические беседы с детьми 4-7 лет: Нравственное воспитание в детском саду. – М.: Мозаика-Синтез, 2007. – 80 с.
- Радуга. Программа воспитания, образования и развития детей дошкольного возраста в условиях детского сада / Т.Н. Доронова, С. Якобсон, Е. Соловьева, Т. Гризик, В. Гербова. – М.: Просвещение, 2003. – 80 с.
- Субботский Е.В. Нравственное развитие дошкольника // Вопросы психологии. 1983. №4. С.29-37.
- Харламов И.Ф. Педагогика: 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Высшая школа, 1990. – 576 с.
- Менджерицкая Д.В. Воспитателю о детской игре. – М.: Просвещение, 1982. – 84 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педагогический совет по теме: “Роль сюжетно-ролевой игры в воспитании нравственных качеств у детей».
В работе раскрыты приказ о проведении педагогического совета,план подготовки и повестка дня заседания педагогического совета, литература к педагогическому совету....
Тематический контроль к педагогическому совету на тему: «Роль сюжетно-ролевой игры в воспитании нравственных качеств у детей».
В работе ракрыты: план проведения тематического контроля,справка по итогам проведения тематического контроля,приказ о проведении тематического контроля....
«Сюжетно-ролевая игра как воспитание нравственных качеств и личности детей 4-5 лет»
Сюжетно-ролеваяигра как воспитание нравственных качеств личности детей 4-5 лет...
"Воспитание нравственных качеств через знакомство детей с русскими народными сказками"
В статье представлен опыт работы по проблеме: "Воспитание нравственных качеств через знакомство детей с русскими народными сказками". В своей работе с детьми по данной теме я опир...
Картотека дидактических, сюжетно-ролевых, подвижных игр по воспитанию правил пожарной безопасности у детей дошкольного возраста
Дидактические игры для детей младшего дошкольного возраста Настольная дидактическая игра «Школа юных пожарных»для детей 3-4 лет.Количество игроков: 1 – 5 и взрослый (ведущий)Игр...
Мастер – класс для педагогов «Игры в воспитания нравственных качеств личности»
Одно из самых сложных и ответственных направлений работы образовательного учреждения – духовно-нравственное воспитание детей. Еще более сложная задача – создание веры в душе ребенка растущ...
Мастер класс для педагогов "Игра в воспитании нравственных качеств дошкольников"
МАСТЕР – КЛАСС «Игра в воспитании нравственных качеств дошкольников» 1 слайд представляю вашему вниманию мастер класс на тему «Игра в воспитании нравственных качеств дошко...