Предметно-развивающая среда
учебно-методический материал (старшая группа) на тему


Мой материал поможет всем воспитателям, которые готовятся к аттестации.
 К сожалению, из-за большого веса материала, я не смогла поместить фотографии. Вы можете использовать свои:)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл predmetno-razvivayushchaya_sreda.docx990.92 КБ

Предварительный просмотр:

Предметно-развивающая среда

I Значение предметно-развивающей среды.

Предметно-развивающая среда играет большую роль в дошкольном образовании, она нужна для того чтобы воспитывать активного, инициативного, творческого ребенка. В своей группе я организовала развивающие пространство так, чтобы каждый ребенок имел возможность упражняться, наблюдать, добиваться поставленной цели. Создавая развивающую среду,  стремлюсь к тому чтобы окружающая обстановка была комфортной, эстетичной, интересной, подвижной, вызывала стремление и к самостоятельной деятельности, и к коллективной.

1.Возрастные особенности.

В старшей группе 23 человека: 15 девочек и 8 мальчиков. Именно в этом возрасте ребята начинают чувствовать себя старшими среди других  детей детского сада. Я начала  привлекать их в процесс обновления и совершенствования предметно-развивающей среды, создавая новые пособия, выставки, придумывая игры.

Ребята импульсивны и в этом возрасте у них совершенствуются нервные процессы: возбуждение и торможение, стараются поступать правильно не совершая плохих поступков. Это говорит о готовности детей к школе. На шестом году жизни дети способны понять и принять другую точку зрения и это тоже говорит о готовности к школе.

В этом возрасте у ребят появляется интерес к проблемам, которые выходят за рамки их личного опыта. Читая им книги, показывая иллюстрации, делая выставки, я знакомлю их с жизнью, обычаями, внешним видом людей,

животных, растений других стран. Более глубже знакомится с литературными жанрами : былина, басни, поэмы, музыкальными жанрами : оперой, пьесой симфонией и т.д.

2.Гендерные особенности.

Создавая предметно-развивающую среду, я учитывала не только возрастные особенности, но и гендерное . Мальчиков и девочек ни в коем случаи нельзя воспитывать одинаково. Они по-разному смотрят, слушают, видят, по-разному говорят, молчат, чувствуют и переживают. В группе есть уголок для девочек и для мальчиков. В моей группе мальчиков-8, а девочек- 15, поэтому среда в основном “девичья”. Ребята осознают свою принадлежность к тому или иному полу. Основное различие у детей происходит по внешнем признакам. Для девочек большое значение имеет внешний вид и личностные качества, такие как: доброта, ум, а для мальчиков: сила, смелость, умение защищать девочек или более слабого.  В старшей группе следует предусмотреть раздельные туалетные комнаты, для мальчиков и девочек. В играх дети в основном отдают предпочтения детям своего пола. Но есть некоторые девочки показывающие более высокий процент участия в играх с мальчиками. В моей группе это Филлиппова Диана, Понтилеева Тамара, Александрова Нина.

3.Особенности физического развития.

В старшей группе за год ребенок может вырасти на 7-12 сантиметров, поэтому я внимательно подбирала мебель по росту детей и регулировала ее 2-3 раза в течение года. В этом возрасте позвоночник ребенка очень чувствителен и может деформироваться, поэтому особое внимание уделяю укреплению мышц спины. Я продумываю комплексы упражнений и ребята выполняют их сидя и лежа на мягких модулях. В шесть лет у детей повышается координированность и ловкость движений.

4.Особенности речевого развития.

Речевое развитие – является одним из главных критериев при диагностики подготовленности  ребенка к обучению в школе. В старшей группе я учитываю возрастные и психологические особенности детей.

Л. С. Выгодский отмечал, что в этом возрасте происходит соединение речи с мышлением. Речь становится инструментом мышления. В своей группе я делаю упор на:

  • развитие словаря
  • усвоение понятий фразеологизмов
  • представлений лексических тем
  • воспитание звуковой стороны речи и грамматического строя речи
  • активизацию самостоятельного участия в диалоге, пересказывании текста
  • составление рассказа-описания или сочинения
  • составление слогов и слов, делать звуковой анализ слов и составление звуковых схем
  • придумывать начало, конец рассказа.

Я использую в своей работе дидактические игры, пособие направленное на формирование умений составлять рассказы:

  • с опорой на серию картин (2-3). Например: «Здравствуй, Зимушка-зима»

  • по серии сюжетных картин (4)

II Насыщенность.

Развивающая предметно-пространственная среда старшей группы содержательно насыщена и соответствует возрастным возможностям детей группы. Образовательное пространство группы оснащено магнитной доской, фланелеграфами, постоянно меняющимися игровыми пособиями, атрибутами, игрушками для сюжетно-ролевых игр, разными обновляющими книгами, музыкальными инструментами, спортивным инвентарем, музыкальным проигрывателем и дисками.

III Безопасность.

Все пространство предметно-развивающей среды группы безопасно, соответствует санитарно-гигиеническим требованиям, правилам пожарной безопасности. Мебель в группе соответствует возрасту ребят. Шкафы, магнитная доска, стенды, фланелеграфы крепко прикреплены к стенам. На окнах имеются сетки безопасности. В группе используются игрушки и оборудование безопасные для здоровья детей. Все они исправны и подвергаются влажной обработки и дезинфекции, а мягконабивные, ворсованные игрушки, используются только в качестве дидактических пособий. Я слежу, чтобы в группе не было колющих и режущих предметов. Все столы должны быть с круглыми углами.

В группе я большое внимание уделяю формированию у детей основ безопасности:

  • в дорожно - транспортной среде.

Ребята еще не умеют управлять своим поведением и не могут предвидеть опасность на дороге и улицах города, поэтому всю свою работу я строю с учетом индивидуальных и возрастных особенностей детей. Стараюсь выработать у детей навыки сознательного отношения к соблюдению правил безопасности движения.

 Формы работы:

- беседы на тему: «Дорожные знаки», «истории в картинках»;

- загадки о транспорте, чтение стихов о машинах, светофоре;

- театрализованная сценка: «Сказка про Буратино, который не знал правил дорожного движения»;

- настольные игры;

  • пожарной безопасности.

В группе провожу беседы на тему: «Пожарная безопасность», где знакомлю детей с правилами безопасного поведения при пожаре.

Формы работы:

- читаю книги о пожарах;

- устраиваю сюжетно-роевые игры;

 - организовываю выставку рисунков: «Отчего бывает пожар».

 В группе имеется свободный выход, двери не заставлены никакими предметами, свободно открываются. Имеются схемы выходов из помещений детского сада.

Создавая предметно-развивающую среду, я  обеспечиваю психологическую безопасность ребенка:

  • Среда развивает положительные эмоции, уверенность в себе;
  • Не провоцирует на появления страха и беспокойства.

Я стараюсь радоваться любой подделке, сделанной ребенком, и сочувствую неудачам. Стараюсь всеми силами вселить уверенность, что в следующий раз у него все получится. И ребенок готов действовать, преодолевая препятствие.

Перед выходом на прогулку,  осматриваю территорию детской площадки на наличие травмоопасных предметов: стекла, палок, проволоки, наличие посторонних подозрительных предметов, пакетов, сумок.

IV Трансформируемость.

Пространство группы трансформируется в зависимости:

1. от образовательной   ситуации.

В первом случае, главной задачей является творческое развитие:

  • например, в группе есть центр «искусств». Одним из основных предметов которого является: стол полукруг, стулья. На нем на уроках труда, рисования, ребята режут, клеят, лепят, рисуют, т.е. создают что-то свое новое. В этой образовательной ситуации на первый план выходит творческое начало.

Во втором случае, главной задачей является развитие математических представлений:

  • На  занятиях, связанных с  математическими  представлениями, центр искусств (стол со стульями) «превращался» в площадь Равенства, куда приходили мириться поссорившиеся цифры, знаки : +,-, <,>, т.е. в этой образовательной ситуации, это центр становится пространством для математических игр.

2. от меняющих интересов, замыслов и возможностей детей.

Наблюдая за ребятами я заметила, что спортивный уголок, где ребята выполняют на мягких модулях упражнения, играют мячами , превращается в игровой центр с сюжетно-ролевыми играми. Ребята представляют себя путешественниками, которые отправляются в плавание, мягкий модуль – это корабль, скакалки-веревки и т.д.

Итак, в зависимости от замыслов, интересов и возможностей ребят, спортивный уголок способствует, с одной стороны, физическому развитию детей, а с другой - «превращается» в пространство, где разворачиваются сюжетно-ролевые игры.

V Полифункциональность.

В группе имеются игры, игрушки, игровые пособия, мебель, которые обладают возможностью широкого использования,  в соответствии с замыслом ребенка и сюжетом игры и способствуют  развитию воображения, творческих способностей.  Они полифункциональны и используются в различных видах детской активности. Например:

  • Использование пособия и игры, стимулирующую   двигательную  активность на занятиях математических представлениях:

-игровое пособие «Волшебная  дорожка» 

-игры « По дорожке быстро ты пройди и геометрическую фигуру назови».

  • Использование того же пособия, стимулирующую игровую активность на занятиях по речевому развитию:

-«Волшебная дорожка»для театрализованной сценки: «Путешествие Элли и её друзей в Изумрудный город» по сказочным повестям А. М. Волкова.

  • Использование пособия: «Определи песенку по ритму», которое, с одной стороны, стимулирует ритмическое развитие, а с другой - развитие математических представлений: соотношения количества длинных, коротких звуков и цифры.

  • Использование мебели, которая стимулирует познавательную  деятельность (фланелеграф):

          -с одной стороны фланелеграф я использую для развития математических представлений:

-с другой стороны, -  для знакомства с окружающим:

  • Использование мягких модулей, для двигательной активности:

-горы, которые надо преодолеть. 

  • Мягкие модули для игровой активности:

-домик для принца и принцессы.

В игровой деятельности я использую сразу в одной игре различные составляющие предметной развивающей среды.

Например, игра «Путешествие в сказочный лес». С ребятами берем с собой канат из спортивного уголка, скакалки. В лесу попадается «Волшебная дорожка» , горы (мягкие модули), которые надо преодолеть. Когда нужно перекусить готовим еду из крупы (взятую из центра экспериментирования).

VI Организация различных пространств.

В группе педагог Давыденко Н. А. организовала различные пространство : для спортивных игр:

для сюжетно-ролевых игр:

 

 

для конструирования:

 есть уголок уединения:

книжный уголок:

учебная зона:

VII Вариативность.

Вариативность среды предполагает:

  • Наличие,  с одной стороны, в группе различных пространств (см. VI)
  •  с другой стороны, разнообразие игр, игрушек, оборудования и их периодическую сменяемость ( в зависимости от сезона). Появления новых предметов стимулирует игровую, двигательную, познавательную, исследовательскую активность детей.

Например: появление нового инструментов: металлофонов, мелодической гармоники, способствует развитию музыкальному слуху.

Появление каната способствует развитию двигательной активности ребят. (игра «Перетягивание каната»). 

VIII Проэктирование предметно-развивающей среды.

Развивающая предметно-пространственная среда в группе построена согласно образовательной программе ДОУ. Созданы все условия для реализации пяти образовательных областей:

- социально-коммуникативное развитие;

- познавательное развитие;

- художественно-эстетическое развитие;

- речевое развитие;

- физическое развитие;

Социально-коммуникативное развитие

«Социализация»:

- сюжетно-ролевые игры;

  • «Парикмахерская» (трюмо, набор расчесок, парикмахерский набор)
  • «Магазин» (касса, баночки, бутылочки маленьких размеров из пластика, наборы овощей, фруктов из пластмассы, крупы, сумочки, хлебобулочные изделия)
  • «Больницы» (набор «Больничка» с необходимыми предметами)
  • «Мастерская» (набор инструментов: молоток, отвертки, пассатижи)
  • «Кухня» (шкафчик для посуды, плита, чайная и столовая посуда, кастрюльки, сковородки)

  • «Спальня» (кроватка с постельными принадлежностями)

- театрализованные игры;

- настольно-печатные игры;

- развивающие игры;

- дидактические игры;

 

G:\DCIM\103_PANA\P1030406.JPG G:\DCIM\103_PANA\P1030481.JPG

G:\DCIM\103_PANA\P1030392.JPG        G:\DCIM\103_PANA\P1030389.JPG       

G:\DCIM\103_PANA\P1030366.JPG

G:\DCIM\103_PANA\P1030375.JPG

       

Мой любимый город

- пособие на фланелеграфе;

- настольные игры.

     

«Безопасность»

   

«Труд»

Сюжетно-ролевые игры:

- продолжаем закреплять знакомство с профессиями и трудом взрослых.

     

Познавательное развитие

«Познание»

Центр развития математических представлений

- раздаточный счетный материал: мелкие предметы, игрушки, елочки, грибочки, фрукты, овощи, предметные картинки, счетные палочки;

- два комплекта цифр, математических знаков, геометрических фигур, геометрическая дорожка, набор объемных геометрических форм, числовой луч;

- математические игры: блоки Дьениша, «Танграм», «Логическая мозаика», палочки Кьюзенера, математическое домино, игра «Составь число», игра «Составь целое из части»;

- геометрическая дорожка;

- схемы маршрутов: от садика к дому;

- рабочие тетради: Е.В. Колесникова: «Я считаю до десяти», Математические прописи для детей 5-7 лет;

       

Мир природы

- домашние животные и их детеныши на фланелеграфе;

- экологический календарь;

- «Дерево сезонные изменения»;

- муляжи фруктов и овощей;

- пособия и тетради по природе.

G:\DCIM\103_PANA\P1030404.JPG  G:\DCIM\103_PANA\P1030487.JPG

 

 

Экспериментирование

- коллекция разных видов бумаги;

- разные магниты, железные предметы;

- увеличительные стекла разных размеров;

- бросовый материал: коробочки, проволока, крышки, пробки, резина;

- баночки со скрепками, с горохом и т.д. для определения звуков;

- баночки с различными запахами;

- различные предметы из дерева.

Валеология

Развивающие игры:

                                     

                                               

Учимся понимать свое тело

                                                                                                   

 

     

Центр художественной деятельности

 - игрушки из дерева, корзинка из бересты, хохломская роспись, изделия из соломы, деревянные матрешки.

- альбомы, книги, открытки произведений декоративно – прикладного художества.

           

Центр творчества

- иллюстрации: предметы для рисования, лепки;

- восковые мелки, цветной мел;

- гуашевые и акварельные краски;

- фломастеры, цветные карандаши;

- пластилин, тесто;

- цветная и белая бумага, картон, наклейки, тетрадь – раскраска;

- трафареты;

- природный материал – сухие листья, цветы, солома, трава, семена растений, крупы, мелкие ракушки, камешки;

- ватман для коллективных аппликаций, рисунков;

- кисти, стеки, ножницы, трафареты;

- клей;

- доски для индивидуального рисования, лепки и клеенки.


Центр строения и конструирования

- мозаика и схемы выкладывания узоров из них;

- конструкторы типа «Lego» мелкого и крупного размеров;

- игрушки – трансформеры;

- конструирование из бумаги «Оригами»;

- строительный конструктор с блоками среднего и мелкого размеров;

- тематический строительный набор «Город»;

- игрушки для обыгрывания построек: фигурки людей, животных, макеты деревьев, кустарников, светофоры, дорожные знаки;

- транспорт. Машины: легковые, грузовые, специальный транспорт;

- схемы, планы построек.

«Речевое развитие»

Центр «Наша библиотека»

- стеллажи для книг;

- детские произведения русских и зарубежных писателей, любимые книги;

- народные произведения: былины, сказки, частушки, заклички, песенки, потешки, небылицы;

- произведения современных авторов: рассказы, истории, стихи;

- детские энциклопедии, словари;

- книги, знакомящие с культурой русского народа: сказки, загадки, игры;

- портреты писателей и поэтов (в наборе);

- книжки-раскраски по темам;

- проигрыватель, диски с записью литературных произведений для детей;

- дидактические игры по развитию речи: «Один и много», «Найди маму», «Кто у кого», «Собери семейку»;

- сюжетные картинки;

- лото, домино по изучаемым темам;

- серии демонстрационных картин «Мир природы», «Кем быть?» и др.;

- картотека словесных игр;

- разрезной и магнитный алфавит;

- раздаточные таблицы;

- дидактические игры для развития звукового анализа («Подбери схему к предмету», «Волшебные дорожки»);

- картотека пальчиковых  игр, скороговорок, чистоговорок;

- Е.В. Колесникова, Рабочая тетрадь для детей 5-6 лет. «От А до Я», Прописи для дошкольников 5-7 лет.

 

«Физическое развитие»

Уголок здоровья

- сожетно-ролевая игра «Больница;

- набор медикаментов (коробочки);

- ростомер;

- медицинские халаты;

- косынки для медсестры;

 - шапочки для врача;

- бинты, вата;

- шприц, шпатели;

- дидактические игры;

- иллюстрации.

Спортивный уголок

Материалы и оборудование для двигательной активности:

- флажки, кубики, мячи разных размеров;

- массажный коврик;

- кегли разных размеров;

- скакалки;

- боксерские перчатки.

IX Игровой  материал.  

Игры, игрушки, игровые  пособия, которые есть в группе ,постоянно  меняются. Я отбираю их по качеству количеству, возрастным особенностям,                                

детей  Условно весь игровой материал я разделила на три части:

  1. –первое знакомство;
  2. – весь исследованный игровой материал, который используется для приобретения новых знаний;
  3. – игровой материал, с которым ребенок познакомится в будущем, т.е. через некоторое время, например «Бондибон»- игра, которая способствует логическому мышлению (4 уровня сложности).

Так как у меня в группе среда «девичья»(15 девочек), поэтому игровые атрибуты, например, для кукол, пополняется шитьем платьев, халатов, косынок, расческами, фенами, кремами, угощениями из теста и т.д. Все атрибуты пополняет такие сюжетные игры, как «Парикмахерская» , «Магазин», «Ателье», «Семья».

Мальчики пополняют предметно-развивающие пространство разными машинами, трансфонрмирами, конструкторами типа «LEGO».

Ребята вместе любят создавать, игры, например, игра: «Волк и коза», совместное пособие: «Путешествуя по сказкам». Ребенок на долго запоминает то, что делал сам  своими руками: вырезал, строил, составлял.

Сделанные детскими руками пособия, я включаю в предметно-развивающую среду и дети воспринимают ее, как собственный мир, который можно изменить в зависимости от их желаний и интересов.

X Доступность.

В группе, где осуществляется любая активная деятельность, все помещения доступны.

В группе имеется свободный доступ детей к играм, игрушкам, материалам, пособием и каждый ребенок чувствует себя владельцем и хозяином их .

Каждый ребенок выбирает себе и игровые пособия по интересам и может менять их в течении дня

Все они расположены на уровне не выше вытянутой руки ребенка и дает возможность самостоятельно находить, подбирать, доставать нужные ему игры, игрушки и т.д. Это могут быть стеллажи, свободнооткрывающиеся ящики, коробки, столы. Важно, чтобы у ребенка была всегда возможность выбора игры и эти игры  были всегда разнообразным.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

предметно-развивающая игровая среда в дошкольном образовательном учреждении

Игра -это ведущий вид деятельности дошкольников и один из способов проявления и выражения себя, своих чувств, мыслей, отношения к окружающему миру....

Предметно-развивающая игровая среда самых маленьких

особености организации предметно-развивающей игровой среды для детей 2-3 лет...

Ранний возраст Предметно-развивающая, игровая среда в группах раннего возраста

Предметно-развивающая среда в группе раннего возраста...

Предметно-развивающая, игровая среда в группах раннего возраста.

Общеизвестно, какую неоценимую роль в развитии ребёнка играет предметно-развивающая среда. Ведь предметная среда – это не только набор тематических зон, самое главное – это «среда обитания» малыша, в ...

Предметно - развивающая, игровая среда в 1 младшей группе

В период детства маленький человек активно познает окружающий мир. И наша задача — сделать окружение для ребенка ярким, интересным, запоминающимся, эмоциональным, активным, мобильным. Правильно ...