Что стоит за жалобой дошкольника
статья на тему
Предварительный просмотр:
Что стоит за жалобой дошкольника
Педагоги дошкольных учреждений знают, что дети часто жалуются.
Справедливости ради оговоримся: это наблюдается не у всех детей, но у многих.
Почему же дети жалуются? На этот вопрос психологи, педагоги отвечают по-разному.
Одни этот факт связывают с отклонениями в развитии личности; другие видят проявление слабости ребенка и полагают, что запрет способствует развитию их самостоятельности. Однако многие педагоги и психологи, как Корчак, Макаренко,
Болдуин, Горбачева, считают, что жалобы раскрывают характер детей,
что нежалующиеся ребята часто отстают в нравственно-эстетическом развитии, что,
наконец, в этом проявляется процесс освоения ими социальных норм и правил.
Чтобы педагогу правильно отнестись к детской жалобе, адекватно оценить ее, необходимо прежде всего понять психологическую суть этого явления.
Иными словами, найти ответ на вопрос: что же стоит за жалобой ребенка, что ее порождает, что хочет малыш от взрослого, обращаясь к нему?
Ведь жалоба – инициативное обращение ребенка к старшему, стремление рассказать
о себе, о своих невзгодах. Собственно, уже одно это позволяет рассматривать
жалобу как своеобразное проявление потребности ребенка в общении со взрослым.
Но жалоба не обычный процесс общения младшего со старшим. Она сигнализирует
о некотором неблагополучии малыша, о его дискомфортном состоянии. Кроме того,
жалоба, как правило, более эмоционально окрашена, нежели обычное общение.
Поэтому можно предложить, что в ней выражается переживание ребенка, его как стремление поделиться со старшим. Из этого предположения вытекает второе:
жалоба – потребность ребенка в контакте со взрослым, но в контакте эмоционально
окрашенном.
Жалоба – сложное психологическое образование, разнообразное по характеру
выражаемых в ней переживаний (обида, гнев, возмущение, тревожность), по характеру
поводов для переживаний (физическая боль, стремление обладать предметом,
недоброжелательность сверстника, сложность во взаимоотношениях
с близкими взрослыми), по целям обращения ребенка к взрослому (стремление
к тому, чтобы взрослый приласкал его, положительно оценил деятельность).
Это с одной стороны. А с другой – в ней проявляются и общие моменты:
отрицательные переживания и стремление разделить их со старшими.
Всего выделяют четыре типа жалоб.
Первый тип называют конкретно-эмоциональным. Содержание такого рода
жалобы – огорчение, обида, вызванные физической болью, причиненной
сверстником, душевный дискомфорт. Внешне обида сопровождается яркими
аффектами (плачем, криком) и разрешается в конкретных, эмоционально
окрашенных ситуациях. Ребенок ищет у педагога в одних случаях ласки и
внимания, в других – сочувствия к себе. Поясним, подтвердим эту мысль примером.
Вторая младшая группа. Один из мальчиков рисует, другой сталкивает его со стула.
Первый падает, громко плачет, кричит, застыв в позе, в которой оказался после
падения, причем кричит, обратив лицо к взрослому. На предложенную ему помощь
со стороны товарищей не обращает внимания. Когда же педагог привлекает к ответу
обидчика, мальчик, умолкнув, встает и спокойно продолжает прерванное занятие.
Вывод можно сделать один: дошкольники удовлетворяются тогда, когда педагог
наказывает обидчика и этим доказывает, что он сочувствует жалующемуся
и порицает обидчика.
Примечательно, что для некоторых ребят вовсе не обязательно,
чтобы наказания действительно реализовались. Важно одно: взрослый сочувствует.
Второй тип жалоб называю практически действительными. Они возникают
в ситуациях предметных действий и взаимодействий детей, как результат
столкновения интересов сверстников. Наиболее распространенное эмоциональное
оформление – возбуждение, возмущение. Плач и мление – возбуждение, возмущение.
Плач и крик используются как средства «нажима» на педагога, как средство
поиска реальной помощи. С такого рода жалобами дошкольники обычно обращаются
к взрослому, когда испытывают острую заинтересованность в предмете, когда
сопереживают товарищу , терпящему какое -либо бедствие, т.е. тогда, когда им
самим нужна помощь, нужно содействие ( «Пусть Алеша отдаст мой танк!»,
«А Нина мне мешает!», На основе данных примеров можно сделать вывод:
дети побуждают взрослого к реальным и конкретным действиям по отношению
к сверстнику, который обеспечивает им некоторый практический и материальный
результат.
Третий тип жалоб называю познавательно - эстетическим. Возникают они в ситуациях нарушения сверстниками различного рода правил и окрашены сравнительно спокойным тоном. От взрослого ребенок ничего не требует.
Косвенные данные свидетельствуют о том, что ему нужна поддержка старшего
для утверждения себя в понимании правила. К этой же категории относятся
и жалобы информации о товарищах, когда дети сообщают педагогу о поступках
и проступках сверстников, не обнаруживая, на первый взгляд, в этом никакой личной
заинтересованности. Наблюдения показали: наиболее часто с подобными жалобами
дети обращаются к тем педагогам, к которым больше расположены, кто для них является авторитетом.
Четвертый тип жалоб называют личностным. Они возникают во взаимоотношениях дошкольников со взрослыми и сверстниками и связаны с
Аффективно - оценочным аспектом этих отношений. Жалуясь на сверстника, дети
стремятся показать себя педагогу с лучшей стороны, получить его одобрение как
в познавательном, так и в нравственном плане, стремятся добиться его расположения,
выражения положительного отношения к себе.
Потребность дошкольников в сопереживании взрослого требует действительного участия со стороны педагога. Но различное содержание потребности обуславливает
неодинаковое отношение к жалующимся. В одних случаях достаточно приласкать
ребенка, в других – удовлетворить потребность в положительной оценке, предварительно дав образцы соответствующего адекватного поведения;
в третьих- помочь организовать взаимодействие со сверстниками.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Что стоит за жалобой дошкольника"
Жалоба – инициативное обращение ребенка к старшему, стремление рассказать о себе, о своих невзгодах. Своеобразное проявление потребности в общении со взрослым....
Особенности формирования грамматического стоя речи у дошкольников.
Особенности формирования грамматического строя речи у дошкольников....
Мини - исследование как средство патриотического воспитания дошкольников. Паспорт улицы, на которой стоит наш детский сад.
Одной из задач работы по патриотическому воспитанию дошкольников является — воспитание у ребенка любви и привязанности к семье, родному дому, детском саду, родной улице, горо...
Консультация для педагогов и родителей "Что стоит за жалобой дошкольника"
В консультации говорится о том, что такое жалоба и как на нее правильно реагировать....
Консультация для родителей. Книги, которые стоит прочесть родителям дошкольников.
Существуют книги, которые нужны всем родителям. Предлагаю Вам ознакомиться с одними из самых полезных, которые могут помочь Вам лучше понимать и воспитывать ребенка....
Стоит ли ребенка дошкольника учить читать?
Рассматриваются вопросы:Стоит ли ребенка дошкольника учить читать? И как правильно это делать? Как привить "любовь" к чтению и к книгам?...
Что стоит за жалобой ребенка
Жалоба - инициативное обращение ребенка к старшему, стремление рассказать о себе, о своих невзгодах. Жалоба сигнализирует о некотором неблагополучии ребенка, о его дискомфортном состоянии....