Что стоит за жалобой дошкольника
статья на тему

Что стоит за жалобой дошкольника

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Что стоит за жалобой дошкольника23.09 КБ

Предварительный просмотр:

                                         Что стоит за жалобой дошкольника

   

 Педагоги дошкольных учреждений знают, что дети часто жалуются.

    Справедливости ради оговоримся: это наблюдается не у всех детей, но у многих.

Почему же дети жалуются? На этот вопрос психологи, педагоги отвечают по-разному.

Одни этот факт связывают с отклонениями в развитии личности; другие видят проявление слабости ребенка и полагают,  что запрет способствует развитию их самостоятельности. Однако многие педагоги и психологи, как   Корчак,  Макаренко,

Болдуин, Горбачева, считают, что жалобы раскрывают характер детей,

 что нежалующиеся  ребята часто отстают в нравственно-эстетическом развитии, что,

наконец, в этом проявляется процесс освоения ими социальных норм и правил.

Чтобы педагогу правильно отнестись к детской жалобе, адекватно оценить ее, необходимо  прежде всего понять психологическую суть этого явления.

Иными словами, найти ответ на вопрос: что же стоит за жалобой ребенка, что ее порождает, что хочет малыш от взрослого, обращаясь к нему?

Ведь жалоба – инициативное обращение ребенка к старшему,  стремление рассказать

о себе, о своих невзгодах. Собственно, уже одно это позволяет  рассматривать

жалобу как своеобразное проявление потребности ребенка в общении со взрослым.

Но жалоба не обычный процесс общения младшего со старшим. Она сигнализирует

о некотором неблагополучии малыша, о его дискомфортном состоянии. Кроме того,

жалоба, как правило, более эмоционально окрашена, нежели обычное общение.

Поэтому можно предложить, что в ней выражается переживание ребенка, его как стремление поделиться со старшим. Из этого предположения вытекает второе:

жалоба – потребность ребенка в контакте со взрослым, но в контакте эмоционально

окрашенном.

Жалоба – сложное психологическое образование, разнообразное по характеру  

выражаемых в ней переживаний (обида, гнев, возмущение, тревожность), по характеру

поводов для переживаний (физическая боль, стремление обладать предметом,

недоброжелательность сверстника, сложность во взаимоотношениях

с близкими взрослыми), по целям обращения  ребенка к взрослому (стремление

к тому, чтобы взрослый приласкал его, положительно оценил деятельность).

Это с одной стороны.  А с другой  –  в ней проявляются и общие моменты:

отрицательные  переживания и стремление разделить их со старшими.

                               

     Всего выделяют четыре типа жалоб.

Первый тип называют  конкретно-эмоциональным. Содержание такого  рода

жалобы – огорчение, обида, вызванные физической болью, причиненной

сверстником, душевный дискомфорт. Внешне обида сопровождается яркими

аффектами (плачем, криком) и разрешается в конкретных, эмоционально

окрашенных  ситуациях. Ребенок ищет у педагога в одних случаях ласки и

внимания, в других – сочувствия к себе. Поясним, подтвердим эту мысль примером.

Вторая младшая группа. Один из мальчиков рисует, другой сталкивает его со стула.

Первый падает, громко плачет, кричит, застыв в позе, в которой оказался  после

падения, причем кричит, обратив лицо к взрослому. На предложенную ему помощь

со стороны товарищей не обращает внимания. Когда же педагог привлекает к ответу

обидчика, мальчик, умолкнув, встает и спокойно продолжает прерванное занятие.

Вывод можно сделать один: дошкольники удовлетворяются тогда, когда педагог

наказывает обидчика и этим доказывает, что он сочувствует жалующемуся

 и порицает обидчика.

Примечательно, что для некоторых ребят вовсе не обязательно,

чтобы наказания действительно реализовались. Важно одно: взрослый сочувствует.

Второй тип жалоб называю практически действительными. Они возникают 

в ситуациях предметных  действий и взаимодействий детей, как результат

столкновения интересов сверстников. Наиболее распространенное  эмоциональное

оформление – возбуждение, возмущение. Плач и мление – возбуждение, возмущение.

Плач и крик используются как средства «нажима» на педагога, как средство

поиска реальной  помощи. С такого рода жалобами дошкольники обычно обращаются

к взрослому, когда испытывают острую заинтересованность в предмете, когда

сопереживают товарищу , терпящему какое -либо бедствие, т.е. тогда, когда им

самим нужна помощь, нужно содействие ( «Пусть Алеша отдаст мой танк!»,

«А Нина мне мешает!»,  На основе данных примеров можно сделать вывод:

дети побуждают взрослого  к реальным и конкретным действиям по отношению

к сверстнику, который обеспечивает  им некоторый практический и материальный

результат.

Третий тип жалоб называю познавательно - эстетическим. Возникают они в ситуациях нарушения сверстниками различного рода правил и окрашены сравнительно спокойным тоном. От взрослого ребенок ничего не требует.

Косвенные данные свидетельствуют о том, что ему нужна поддержка старшего

для утверждения себя в понимании правила. К этой же категории относятся

и жалобы информации о товарищах, когда дети сообщают педагогу о поступках

 и проступках сверстников, не обнаруживая, на первый взгляд, в этом никакой личной

заинтересованности.  Наблюдения показали: наиболее часто с подобными жалобами

дети обращаются к тем педагогам, к которым больше расположены, кто для них является авторитетом.

Четвертый тип жалоб называют личностным.  Они возникают во взаимоотношениях дошкольников со взрослыми и сверстниками и связаны с

Аффективно - оценочным аспектом этих отношений. Жалуясь на сверстника, дети

стремятся показать себя педагогу с лучшей стороны, получить его одобрение как

в познавательном, так и в нравственном плане, стремятся добиться его расположения,

выражения положительного отношения к себе.

Потребность дошкольников в сопереживании взрослого требует действительного участия со стороны педагога. Но различное содержание потребности обуславливает

неодинаковое  отношение к жалующимся. В одних случаях достаточно  приласкать

ребенка, в других – удовлетворить потребность в положительной оценке, предварительно дав образцы соответствующего адекватного поведения;

в третьих- помочь организовать взаимодействие со сверстниками.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Что стоит за жалобой дошкольника"

Жалоба – инициативное обращение ребенка к старшему, стремление рассказать о себе, о своих невзгодах. Своеобразное проявление потребности в общении со взрослым....

Особенности формирования грамматического стоя речи у дошкольников.

Особенности формирования грамматического строя речи у дошкольников....

Мини - исследование как средство патриотического воспитания дошкольников. Паспорт улицы, на которой стоит наш детский сад.

   Одной из задач работы по патриотическому воспитанию дошкольников является  — воспитание у ребенка любви и привязанности к семье, родному дому, детском саду, родной улице, горо...

Консультация для педагогов и родителей "Что стоит за жалобой дошкольника"

В консультации говорится о том, что такое жалоба и как на нее правильно реагировать....

Консультация для родителей. Книги, которые стоит прочесть родителям дошкольников.

Существуют книги, которые нужны всем родителям. Предлагаю Вам ознакомиться с одними из самых полезных, которые могут помочь Вам лучше понимать и воспитывать ребенка....

Стоит ли ребенка дошкольника учить читать?

Рассматриваются вопросы:Стоит ли ребенка дошкольника учить читать? И как правильно это делать? Как привить "любовь" к чтению и к книгам?...

Что стоит за жалобой ребенка

Жалоба - инициативное обращение ребенка к старшему, стремление рассказать о себе, о своих невзгодах. Жалоба сигнализирует о некотором неблагополучии ребенка, о его дискомфортном состоянии....