«Комплексное сочетание художественно - речевой, изобразительной и музыкальной деятельности при ознакомлении с художественной литературой в детском саду».
методическая разработка на тему
Взаимосвязь между восприятием художественной литературы и словесным творчеством, а также изобразительной и музыкальной деятельности в детском саду.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vystuplenie.docx | 18.8 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное учреждение
«Детский сад №121 комбинированного вида»
«Комплексное сочетание художественно - речевой, изобразительной и музыкальной деятельности при ознакомлении с художественной литературой в детском саду».
Выступила: воспитатель
Прохорова Т.А.
Саранск – 2015
Художественная литература открывает и объясняет ребёнку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Она развивает мышление и воображение ребёнка, обогащает его эмоции, дает прекрасные образцы русского литературного языка. Огромно её воспитательное, познавательное и эстетическое значение, так как, расширяя знание ребёнка об окружающем мире, она воздействует на его личность, развивает умение тонко чувствовать образность и ритм родной речи.
Взаимосвязь между восприятием художественной литературы и словесным творчеством существует на основе развития поэтического слуха. В это понятие включается способность чувствовать выразительные средства художественной речи и в какой – то мере осознавать их, различать жанры, понимать их особенности, осознавать связь компонентов художественной формы с содержанием литературного произведения.
В настоящее время в педагогике для определения речевой деятельности, имеющей ярко выраженную эстетическую направленность, принят термин «художественно-речевая деятельность детей». По своему содержанию это деятельность, связанная с восприятием литературных произведений и их исполнением, включающая развитие начальных форм словесного творчества (придумывание рассказов и сказок, загадок, рифмованных строк), а также образности и выразительности речи. Объединение литературы и художественно-речевой деятельности преследует цель формирования у детей интереса и потребности в чтении (восприятии) книг. Для ее воплощения следует приобщать воспитанников к художественной литературе, формировать запас художественных впечатлений, развивать литературную речь, учить эмоционально и выразительно передавать содержание произведений. Посредством художественной литературы можно развивать морально-нравственные качества, первичные ценностные представления. Интересным опытом для дошкольников станет создание рукописных книг.
В соответствии с «Программой» педагоги должны знакомить детей в каждой возрастной группе с большим количеством произведений детской художественной литературы. Обеспечить усвоение ребенком содержания произведений, правильное их понимание — важная задача.
Воспитатель формирует у детей умение воспринимать литературное произведение. Слушая рассказ (стихотворение и др.), ребенок должен не только усвоить его содержание, но и пережить те чувства, настроения, которые хотел передать автор. Важно также учить детей сопоставлять прочитанное (услышанное) с фактами жизни.
В детском саду у ребенка формируют также некоторые элементарные умения анализировать произведение (его содержание и форму).
Сочетание изобразительной деятельности при ознакомлении с художественной литературой воспитывает эмоционально-эстетические чувства и ориентацию на проявление прекрасного в разнообразных предметах и явлениях природного и социального характера. Именно при чтении книг ребёнок может изобразить симпатию или антипатию к героям, правильное отношение к доброму и злому, правдивому, спокойному, доброжелательному и хитрому, нечестному, веселому и грустному и к другие общечеловеческие проявления. Постепенно малыш учится рассказывать об увиденном и поразившем его явлении языком красок, линий, словами. Ответная положительная эмоциональная реакция взрослых поддерживает у ребёнка стремление больше видеть, узнавать, искать ещё более понятный и выразительный язык линий, красок, форм. Так стимулируется развитие творчества ребёнка.
Объединение художественной литературы и театрализованной деятельности способствует формированию у детей устойчивого интереса к этому виду искусства, разнообразным формам сценических действий.. Для этого важно развивать исполнительские умения дошкольников, учить их через интонацию, мимику, движения и жесты передавать состояние художественных образов. Чтобы заинтересовать детей театром, можно приобщать их к изготовлению атрибутов, декораций, костюмов для игр-драматизаций, а также стимулировать активность, содействующую организации самостоятельной театрализованной деятельности.
Музыкальная деятельность и художественная литература настолько тесно переплетены, их взаимопроникновение настолько велико, что, знакомя детей с художественной литературой, порой, невозможно не говорить о музыке. И художественная литература, и музыка воздействуют на человека через эмоции. Любое, даже самое сильное слово многократно усиливает свое влияние в сочетании с музыкой. Союз этих двух искусств - мощное средство для эстетического, нравственного воспитания, для развития фантазии, образного мышления. Музыкальная культура предоставляет богатейший материал для взаимодействия с литературой. Очень многие литературные произведения для детей имеют свои музыкальные прочтения.
Музыка, точно так же, как и литература, стремится показать детям реальный мир в ярких, выразительных образах. Проникновение ребенка в музыкальный образ литературного героя только усилит процесс его воссоздания в воображении, поможет понять его переживания, осмыслить факты происходящего с ним события. Музыка способна вызвать у детей соответствующие эстетические переживания и помочь увидеть и прочувствовать эти переживания у героев литературных произведений. Знакомство детей с художественной литературой посредством музыки предполагает использование музыкальных произведений как средства обогащения образовательного процесса, усиления эмоционального восприятия художественных произведений.
Многие народные сказки включают в себя пение персонажей (например, русские народные сказки «Колобок», «Кот, петух да лиса» и др., игру героев на разных музыкальных инструментах; дудочке, скрипке, гуслях. Здесь помогут музыкальные иллюстрации и пьесы о животных, звучание музыкальных инструментов, на которых герои играют в сказке.
Мы в свою очередь должны как можно чаще проводить концерты в форме литературно-музыкальных композиций, музыкально-литературные гостиные. Главная задача этого метода – развитие интереса к музыкальным и литературным произведениям.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование нравственных представлений дошкольников при ознакомлении с художественной литературой в детском саду
Сегодня духовно-нравственное воспитание - одно из самых востребованных понятий. Лишь через овладение наукой о нравственности человек может приобрести спокойствие души; духовность - ...
Конспект комплексной образовательной деятельности по ознакомлению с художественной литературой и подготовке к обучению грамоте для детей старшего дошкольного возраста на тему "Большие буквы" (игра-путешествие по сказкам К.И.Чуковского).
Программное содержание:Продолжать развивать у детей интерес к творчеству К.И. Чуковского.Продолжать учить детей называть слова с определенным звуком.Закрепить умение читать слоговую таблицу.Закрепить ...
Формирование нравственных представлений дошкольников при ознакомлении с художественной литературой в детском саду
В формировании нравственных представлений важную роль играет знакомство с родным языком, образцы которого представлены в художественной литературе, особенно в произведениях устного народного творчеств...
Интеграция образовательных областей Речевое развитие (приобщение к художественной литературе) - Художественно - эстетическое развитие (рисование, музыкальная деятельность) подготовительная к школе группа с ТНР (ОНР III) Тема: "Волшебные краски осени."
Актуальность проблемы определяется тем, что художественно- эстетическое развитие - важнейшая сторона воспитания ребенка. Оно способствует обогащению чувственного опыта, эмоциональной сферы лично...
Методическая разработка непрерывной образовательной деятельности по образовательной области «Художественно – эстетическое развитие» раздел «Музыкальная деятельность» «Кто живет в лесу?» для детей группы компенсирующей направленности
Музыкально занятие для детей с ОВЗ...
конспект непрерывной непосредственно - образовательной деятельности по образовательной области «Художественно – эстетическое развитие» раздел «Музыкальная деятельность» на тему «Музыкальный мир осени» для детей 6 – 7 лет группы компенсирующей направленно
непрерывная образовательная деятельност для детей компенсирующей группы https://cloud.mail.ru/public/qZGX/zMUwK456q - презентация к НОДhttps://cloud.mail.ru/public/r3FU/m31kfLjBX - ...
Интеграция образовательных областей Речевое развитие (приобщение к художественной литературе) - Художественно - эстетическое развитие (рисование, музыкальная деятельность) подготовительная к школе группа с ТНР (ОНР III) Тема: "Волшебные краски осени."
Актуальность проблемы определяется тем, что художественно- эстетическое развитие - важнейшая сторона воспитания ребенка. Оно способствует обогащению чувственного опыта, эмоциональной сферы лично...