"Добро и зло"
план-конспект занятия (старшая группа) на тему
Конспект образовательной деятельности по духовно-нравственному воспитанию
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dobro_i_zlo.doc | 44 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: «Добро и зло»
Цель: формирование представлений дошкольников о многогранности и сложности бытия, о существовании в жизни добра и зла и нравственной ответственности человека за поступки.
Задачи:
-дать понятие добра и зла;
-развивать умение анализировать собственные поступки и соотносить их с общечеловеческими ценностями;
-воспитывать стремление к добру, желание избегать зла и бороться с ним.
Основные понятия: добро, зло, аморальный поступок.
Ход ОД
Загадка:
Плачет Митя у витрины:
- Мама, я хочу машину!
Таня подошла:
-Не плачь,
Вот возьми мой новый мяч!
Глаз чарует красота,
А поступки…(Доброта)
Работа со сказкой «Доброе слово». (Название сказки сразу не озвучивается. Детям предлагается придумать его самим. Текст сказки дан в приложении)
Вопросы для обсуждения:
- Какая цель была у Гадюки?
- Достигла ли она своей цели?
- Каким правилом пользовалась в жизни Пеночка?
- Что можно о нем сказать?
«Из всех наук, которые человек должен знать, главная наука есть наука о том, как жить, делая как можно больше добра, как можно меньше зла» (Л.Н.Толстой)
4. Беседа.
-Понятны ли вам эти слова?
- Каких людей вы называете добрыми, каких – злыми?
- Какое отношение они вызывают? Почему?
- В сказках все просто. Один герой добрый, другой злой. Назовите их.
- Можно ли людей однозначно назвать добрыми или злыми?
- А что скажете вы про себя?
- Зависит ли доброе отношение к людям от возраста человека? От благосостояния человека?
Может ли больной, бедный человек быть добрым?
- Где основа добра и зла? В нас самих.
- Как мы решаем: добрый или злой поступок совершен?
Такими нас делают отношение к миру, окружающим людям.
Добрый поступок помогает улучшить отношения людей, помогает развиваться. Это проявление человеколюбия.
Зло – это унижение людей, неуважение, нетерпимость, обман, насилие, подавление свободы, в результате действий зла возникает вражда между людьми.
- Легко ли быть добрым? Почему?
Жизнь часто ставит нас перед нравственным выбором добра или зла.
В одной песне поется:
Добрым быть совсем непросто.
Не зависит доброта от роста.
Есть еще такие поэтические строки:
Добро и зло творить всегда
Во власти всех людей.
Но зло творится без труда,
Добро творить трудней.
Рождает птица птицу,
От доброго добро,
От злого зло родится.
- Добрыми бывают люди или их поступки?
Ассоциации с картинками.
Подобрать ассоциации к словам «добро» и «зло».
- Что нового узнали о добре и зле?
- Подтвердились ли ваши представления о том, что такое добро и зло?
- Приведите примеры добрых поступков.
- Можно ли считать добрым поступок, совершенный ради награды? А из страха перед наказанием?
Притча «Почему нужно делать добро»
Однажды учитель сказал своим ученикам: «Мы с вами говорили о том, что нужно поступать по-доброму. Теперь идите и докажите, что вы умеете делать людям добро».
Ученики разошлись в разные стороны, вернулись через неделю.
- Я помогал старикам. Они немощны, и им нужно помогать,- сказал один.
-Я ухаживал за больным. Потому что он нуждался в сострадании, - объяснил другой.
- Я накормил бедного, чтобы поддержать его, - рассказал третий.
- Я защитил ребенка. Детям нужна защита взрослых, - сказал четвертый.
-Я старался делать добро всем. Наверное, я был неправ, - признался последний ученик.
-Выполнили ли ученики наказ учителя?
-Почему последний ученик признался, что был неправ?
- Как бы вы выполнили наказ?
Игра «Купон на добрую услугу»
Я приготовила для вас купон (талон) на одно доброе дело.
Когда вы захотите, чтобы вам помогли или сделали что-то хорошее для вас, вы можете достать купон и положить его на стол. Остальные, увидев сигнал, могут спросить, чем помочь. Тот, кто выполнит вашу просьбу, получит ваш купон. А вы останетесь без купона до тех пор, пока не поможете кому-нибудь, кто будет нуждаться уже в вашей помощи. Храните их! (Вручаю купоны)
Итог – проверим себя, что поняли и запомнили по теме (тест- тренажер)
Доброта – вещь удивительная.
Быть легче добрым или злым?
Наверно, легче злым.
Быть добрым – значит, отдавать тепло своё другим.
Быть добрым – значит, понимать и близких и чужих,
И радости порой не знать,
Заботясь о других,
Конечно, доброму трудней,
И всё же посмотри:
Как много у него друзей!
А злой всегда – один…
Спасибо за внимание! Желаю вам только добрых поступков!
Приложение
Сказочные герои.
Незнайка
Муми-тролль
Урфин Джюс
Алиса
Емеля
Дядя Федор
Карлсон
Старик Хоттабыч
Винни Пух
Золушка
Мальвина
Царевна - несмеяна
Тест – тренажер по теме «Добро и зло»
Как творят добрые дела?
- Бескорыстно и сознательно
- В надежде на вознаграждение
- В надежде на похвалу
- Чтобы избежать наказания
Что считается добрым поступком?
- Опоздать на неинтересную встречу
- Дать списать домашнее задание
- Забыть о неприятной просьбе
- Помочь соседу по парте разобрать задачу
Укажите поступки, которые относятся к понятию «добро»
- Взаимовыручка
- Насилие
- Обман
- Унижение
- Помощь
- Умение говорить правду
- Ограничение свободы другого человека
- Борьба за свободу
Что является последствием злых дел
- Дружба
- Радость
- Вражда
- Мирное сосуществование
Знания о добре зле помогают людям
- Дружить
- Проявлять заботу о близких
- Жить в мире
- Все ответы верны
Сказка «Доброе слово»
У Пеночки – веснички вывелись в гнездышке птенцы. Это были первые ее птенцы. Она радовалась им, всем показывала. Увидит Мухоловку, зовет ее:
-Мухоловушка, посмотри: у меня птенцы в гнездышке.
Не успеет Мухоловка улететь, она уж Дрозда кличет:
-Дрозд, ну что ты там все щелкаешь? Иди, посмотри, какие птенцы у меня в гнездышке лежат.
На старом березовом пне грелась Гадюка. Услышала она, как говорила Пеночка Зарянке:
-Это они у меня пока птенцы, а вырастут – птицами будут.
«А вот и не будут, - подумала Гадюка, сползая с пня. – Кольну сейчас каждого по разу, и нечему радоваться будет».
Ее не любили в лесу. Никто не дружил с ней, и она решила Пеночке – весничке отомстить сразу за всех.
А Пеночка увидела ее и крылышками всплеснула:
- Змеюшка, милая, посмотри, какие у меня птенцы в гнездышке… . Ну что ты остановилась? Иди сюда.
Но Гадюка не двигалась с места. Она не ожидала, что Пеночка так радостно встретит ее. Ее, Гадюку, все в лесу Гадюкой зовут, а Пеночка сказала «змеюшка», а Пеночка сказала «милая». И Гадюка не двигалась с места.
- Ну, что же ты, - погрустнела Пеночка. – Ты не хочешь посмотреть птенцов моих? Это они ведь пока только птенцы, а вырастут – птицами будут.
Гадюка приподняла над гнездом Пеночки голову. Увидела пять розовых комочков с открытыми ртами. Сказала:
- Они будут птицами.
И отодвинулась в сторону. С тонкой губы ее упала на лист воробьиного горошка тяжелая капля яда. И лист сразу стал черным.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей «О добре, по-доброму, для добра»
Мы часто говорим: надо быть добрым, делать добрые дела…А что же такое добро? Доброта – это хорошее отношение к себе, к ближнему, к окружающим. Доброта делает нас отзывчивыми к чужому горю,...
«Сей добро, посыпай добром, жни добро, осыпай добром»
С таких замечательных слов началась тематическая подготовка к Неделе добра в логопедической группе «Солнышко». В благотворительную деятельность были вовлечены все. (фото на сайт...
Буклет для родителей «О добре, по - доброму, для добра»
Если вы хотите, чтобы ребенок стал добрым и отзывчивым человеком, любыми способами показывайте ему, что такое доброта. И главное, относитесь к малышу с любовью и добром, тогда он как губка впитает в с...
Консультация для родителей "О добре, по - доброму, для добра"
Я здороваюсь везде, дома и на улице, даже здравствуй , говорю, я соседской курице. Учим детей быть вежливыми....
Консультация для родителей «О добре, по-доброму, для добра»
Данная консультация поможет родителям привить своему ребенку доброту....
Конспект по духовно - нравственному воспитанию по программе "Добрый мир" . «Добрая забота человека о лесных животных. Кто добрый, кто злой – медведь или человек?».
Конспект занятия по программе "Добрый мир". Хрестоматитя №3. Работа с текстом стихотворения "В медведя выстрелил лесник"...
Конспект занятия по духовно-нравственному воспитанию "Дорога Добра" Тема: «Дорога добра» (по учебно-методическому комплекту «Добрый мир»)
Тема: «Дорога добра»Цель: Воспитание духовно – нравственной культуры детей на основе этических норм поведения.Задачи:Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, уважительное ...