Методические принципы развития речи, игра и игрушка как средства их реализации
статья (младшая группа) на тему

Политова Елена Валентиновна

Консультация для родителей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya1.docx24 КБ

Предварительный просмотр:

1.2.Методические принципы развития речи, игра и игрушка как средства их реализации

Начнем характеристику методических принципов развития речи детей с младшего дошкольного возраста.

Один из доступных для малыша способов развития речи - приобщение к волшебству звуков. Ещё с младенческого возраста дети реагируют на звук: поворачивают голову, следят глазами за источником звука. Для концентрации и привлечения внимания малышей существует множество погремушек. Есть две большие группы музыкальных игрушек, которые отличаются по степени активности ребёнка, а вследствие этого и развивающего потенциала. Первая группа – это игрушки, которые начинают звучать после нажатия кнопки или натягивания пружины, и дальше звук запрограммирован производителем, и его изменить никак нельзя – ни длительность, ни громкость. Вторая группа игрушек отличается тем, что в них ребёнок сам извлекает звук из игрушки: гремит погремушкой, стучит в барабан, бьёт в бубен, дудит в дудочку, играет на металлофоне. Здесь можно самому регулировать громкость звука, характер, мелодию и т.д. Чем старше ребёнок, тем больше активности он должен проявлять. Такие игрушки не только привлекают внимание ребёнка, но и развивают познавательную активность и самосознание. Экспериментируя со звуком, малыш начинает понимать, что он является источником звука, он его производит и от него зависит, какой будет звук.

Речь самых младших детсадовцев ещё слабо развита, словарный состав небольшой. Поэтому  в детских садах воспитатели с самого начала учебного года привлекают детей к театрализованным играм. Для этого педагоги  выразительно читают детям произведения, беседуют о прочитанном произведении, чтобы понять, насколько дети поняли содержание; просматривают совместно с ребенком иллюстрации, учат детей мимикой и жестами передавать характеры героев, проговаривают отдельные эпизоды текста, изготавливают билеты на представление[1].

Участие в театрализованных играх благоприятно влияет на обогащение словаря, на развитие речевых способностей, у детей улучшается настроение, уверенность в себе, они чувствуют себя свободнее, раскованнее, становятся доверчивее. Для более эффективного запоминания содержания педагоги детских садов используют мнемодорожки (схематичное изображение сказки).

Например, в группе можно создать уголок театрализации таким образом, чтобы в одном месте уместить все виды театров.

Перейдем к описанию роли игрушки в педагогическом процессе. Когда игрушка воплощает образ знакомого литературного персонажа, она обладает безусловными преимуществами, поскольку ассоциируется с конкретной историей, которая может стать, и часто становится, сюжетом детских игр. Однако чтобы игрушка стала героем игры, необходимо выполнение нескольких важных условий.

Во-первых, литературное произведение, из которого пришёл герой, должно отвечать интересам и уровню понимания дошкольников, что бывает не так уж часто. Это должна быть понятная детям, узнаваемая, и в то же время новая, неожиданная история, которую легко представить и самостоятельно обыграть. И главное - в этой книжке должен быть привлекательный для дошкольника, чем-то похожий на него герой, с которым можно идентифицировать себя.

Во-вторых, игрушка-персонаж должна точно отражать не только внешний образ, но и характер этого героя, чтобы ребёнок безошибочно узнал своего друга из книжки и захотел с ним играть.

И, в-третьих, игрушка обязана быть удобной для игры. В понятие удобства входит оптимальный для игры размер, не слишком большой, но и не совсем маленький, чтобы можно было держать игрушку в руках, а также лёгкость и прочность, удобство при её раздевании и одевании, возможность придавать ей разные позы и состояния.

Эти условия одновременно встречаются не так уж часто. Такое счастливое сочетание нужных качеств представляет собой котёнок Финдус, пришедший к нам из серии книг шведского писателя Свена Нурдквиста.

Книги рассказывают об увлекательных приключениях котёнка Финдуса и его хозяина старика Петсона. Приключения вполне знакомые, бытовые: то у них что-то ломается, а потом чинится, то они вместе пекут именинный пирог, проходя ряд настоящих испытаний, то вместе ловят рыбу, то пытаются поймать лису, которая охотится на их кур. Котёнок Финдус воплощает типичный образ ребёнка-дошкольника. Он очень озорной, шустрый и любопытный, всё ему интересно, он всюду суёт свой нос и хочет во всём участвовать. Из- за этого с ним постоянно что-то случается, он всё время попадает в затруднительные ситуации — теряется, проваливается в подпол, сажает тефтельку в огороде, и его собственные куры съедают её. Но ему на помощь всегда приходит его хозяин Петсон.

Петсона и Финдуса связывают тёплые родственные отношения, которые напоминают отношения ребёнка и взрослого. Они постоянно заботятся друг о друге, волнуются один за другого, стремятся сделать для другого что-то хорошее, избавить от неприятностей и легко прощают друг другу оплошности. И главное — они очень нужны друг другу и буквально не могут жить один без другого. Словом, это трогательная модель настоящей любви ребёнка и взрослого, большого и маленького. Поэтому игрушка, воплощающая образ Финдуса, тянет за собой не только массу забавных историй, но и дарит яркий позитивный заряд заботы и преданности.

Картинки динамичные, выразительные, и котёнок на них как будто живой. И кажется, что наш игрушечный Финдус выпрыгнул из книжки прямо в руки. Это абсолютная копия нарисованного на страницах книг: те же ярко зелёные глаза, хитрая весёлая мордочка, смешные полосатые штанишки. С ним так и хочется разыгрывать всевозможные приключения, его хочется держать в руках, разговаривать с ним и за него. С ним вместе можно спать, гулять, заботиться о нём. Ему может быть весело, холодно, больно или скучно. Словом, Финдус может стать не просто очередной игрушкой, но и настоящим верным другом.  

Совместная с ровесниками и взрослыми театрализованная деятельность, основанная на создании игровых ситуаций, побуждает ребенка к свободному речевому общению, отвлекает его внимание от дефекта, а педагогу дает богатые возможности для осуществления целенаправленной психотерапии. Умелое использование таких игр позволяет сформировать у детей разнообразные умения и навыки, значительно пополнить их словарный запас, сделать речь грамотной и выразительной.

Основной участник педагогического процесса - это воспитатель детского сада. Ведущей в процессе развития речи дошкольников является совместная деятельность взрослого и ребёнка. Нужно отметить, что для формирования у детей навыков коммуникативного общения, важно создавать условия для практического применения речевых навыков. Поэтому для дошкольников больше подходят игровые, продуктивные виды деятельности. Хорошо зарекомендовали себя ролевые, театрализованные игры. Ребёнок быстрее воспринимает материал, особенно речевой, если он дан в доступной форме, с использованием сказочных персонажей. Очень хорошо воспринимают дети стихи А. Барто, С. Михалкова, С. Маршака, рассказы В. Бианки, поэмы для детей Н.А. Некрасова, А.С. Пушкина[2].

Одной из наиболее доступных форм развития речи дошкольников  являются игры. В творческих играх с разрешением ситуаций, например «Что такое хорошо и что такое плохо», «Не поделили игрушку», «Рядом с тобой друг», вырабатывается умение ребёнка управлять своими эмоциями, выходить из конфликтов, вести себя конструктивно. Ребёнок в ходе ролевых, театрализованных игр, упражнений на развитие коммуникативных умений и навыков учится видеть себя со стороны, оценивать тот или иной поступок. Всё это вызывает определённые эмоции и чувства. Ребёнок постепенно «впитывает» в себя то, что необходимо для жизни.  

На речевых занятиях детей 3-4 лет воспитатели включают малышам аудиосказки и детские песенки. Прослушивание способствует развитию фонематического слуха и слухо-речевой памяти. Ребенок запоминает весь литературный арсенал и легко, с удовольствием может закончить строчку или четверостишие. Кроме аудио занятий воспитатели знакомят ребёнка с русскими народными сказками, просят показать на картинках любимых героев. Рассматривая иллюстрации в книгах, воспитатели обращаются к ребёнку с просьбой: «Покажи кошку (машинку, цветок)» и «Где Колобок (лиса, мишка)?» Просят ребёнка самостоятельно называть предметы на картинках, отвечать на следующие вопросы: «Кто это? Что это?», «Что делает?», «Какого цвета?», «Где большая машинка? А где маленькая?»[3]

На речевых занятиях в средней, старшей и подготовительной группах в детском саду ( продолжительность каждого речевого занятия - не более 30 минут) предпочтительные формы и методы работы с детьми следующие: комплексные занятия, викторины, тематические праздники, ролевые и  дидактические игры, беседы, театрализованные представления, упражнения, коллективные работы в продуктивных видах деятельности, наблюдения, фотовыставки, показ мультфильмов с пояснением педагога, составление и решение задач и загадок, игры на разрешение проблемных ситуаций.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА Тема: Развитие речи детей старшего дошкольного возраста средствами устного народного творчества.

Методическая разработка ориентирована на выявление возможностей развития речи детей старшего дошкольного возраста средствами устного народного творчества. В связи с поставленной целью рассмотрено сост...

Цели, задачи и методические принципы развития речи детей

Цели, задачи иметодические принципы развитияречи детей...

Методические принципы развития речи, игра и игрушка как средства их реализации

                     Уважаемые коллеги!Изучение возникновения и развития речи ребенка было и остается актуально не только с точки зрения п...

РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ МАЛЫХ ФОРМ ФОЛЬКЛОРА В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС

В течение десяти лет я углубленно работаю по проблеме «Развитие речи детей младшего дошкольного возраста средствами малых форм фольклора». Главная задача педагога в области развития речи д...

Консультация "Методические принципы развития речи, игра и игрушка как средство их реализации"

Методические принципы развития речи, игра и игрушка как  средство их реализации...

Методическая разработка развитию речи во второй младшей группе «Мои любимые игрушки»

laquo;Мои любимые игрушки»Программные задачи:Образовательные: расширять словарный запас детей, развивать связную речь. Закреплять умения описывать игрушку. Формировать умение находить пре...