статья "Организация изобразительной деятельности в дошкольном возрасте"
статья на тему

Особенности организации изобразительной деятельности с детьми дошкольного возраста, использование нетрадиционных форм рисования.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Организация изобразительной деятельности  детей среднего дошкольного возраста  

                            на занятиях по изобразительному искусству.

Искусство-это не только инструмент развития определенных навыков, но и мощное средство самовыражения. Изобразительная деятельность для ребенка является одной из основных и интересных. Она позволяет передать свои впечатления окружающего мира, выразить их на бумаге, в других материалах. Известные отечественные и зарубежные педагоги( Саккулина Н.П., Комарова Т.С., Мухина В.С., Дьяченко О.,М .и др.) отмечали, что детская изобразительная деятельность несет в себе как общие черты дошкольного детства, так и функции, общее для всех видов деятельности. Поэтому изобразительная деятельность влияет на развитие личности ребенка.

 Детская изобразительная деятельность по своим объективным возможностям носит творческий характер. А развитие творчества детей есть одна из основных задач детского сада.

Я сама увлекаюсь творчеством художников, люблю рисовать. Свою любовь,свои знания я стараюсь передать детям своей группы.

В младшей группе мы в основном знакомили детей с цветом, способами рисования кистью. Использовали также технику рисования пальцами.

К четырем годам дети нашей группы уже познакомились со многими изобразительными материалами, получили навыки пользования ими - владеют карандашом, кистью, ориентируются на листе бумаги, проявляют устойчивое желание изобразить то, что видят в окружающей действительности.

Но вместе с тем нельзя было не заметить, что дети стали менее охотно посещать уголок искусства, при посещении рисовали, в основном, фломастерами. Сюжеты рисунков были однообразны; детей не интересовал результат деятельность, хотя в средней группе уже должны проявляться интерес не только к процессу, но и к результату.

При анализе причин эти недостатки, мы сделали вывод, что необходимо пересмотреть организацию работы в уголке рисования

Прежде всего мы поставили перед собой следующие задачи:

  1. Создать условия для поддержания у детей интереса к изобразительной деятельности в уголке рисования.
  2. Вызвать и поддержать интерес детей к изображению с помощью различных материалов и средств.
  3. Поддерживать стремление ребенка отражать в рисунке волнующие ребенка события, предметы.

Для решения первой задачи необходимо было переоснащение уголка искусства.Этот уголок перенесла в хорошо освещенную часть группы, рядом с окном. В нем разместила стеллажи, столы, мольберты. Предоставила детям большой выбор изобразительных материалов. В уголке искусства поместила:

  1. Листы белой бумаги.
  2.  Листы цветной бумаги.
  3.  Цветной картон.
  4. Клей.
  5. Кисточки для клея.
  6. Подставка для кисточек.
  7. Ножницы.
  8. Акварельные краски.
  9. Цветная гуашь.
  10. Кисточки для красок.
  11. Цветные карандаши.
  12. Цветные мелки.
  13. Губки поролоновые.
  14. Зубные щетки.
  15. Пуговицы.
  16. Цветные нитки.
  17. Разноцветные лоскутки тканей разных видов.
  18. Пластилин.
  19. Разную бумагу (фантики от конфет, обрезки оберточной бумаги, фольги, оберточной бумаги и т.д)
  20. Дидактические игры.
  21. Репродукции картин художников ( в соответствии с темой)
  22. Портреты художников.

Постепенно начала знакомить детей с материалами и пособиями в уголке искусства. На занятиях старалась заинтересовать детей тем или иным матариалом, пособием: показывала, какие интересные работы можно сделать с помощью этих материалов, использовала игровые приемы (приглашения от лиц игрушки), сюрпризные моменты.

Для успешного решения поставленных задач необходимо было учитывать особенности психического развития детей. Известно, что интересы мальчиков и девочек начинают различаться рано. Девочек привлекает красота, эстетизм,  мальчиков- движение и борьба. Мальчика привлекает в рисунке действие, девочек- качества. Мальчики обращают внимание на траекторию движения карандаша, девочки- на красоту следа. Поэтому я старалась подбирать разные задания для мальчиков и девочек. Например, девочки рисуют замок для принцессы, а мальчики- замок, которые охраняют солдаты ( тема «Жилье»)

Учитывая также темпераментные особенности детей. Так, для детей сангвиников самое важное-интерес. Таких детей старалась заинтересовать рисунком. Холериков необходимо особое внимание к результату его деятельности. Работы таких детей обязательно демонстрируют на занятиях. Флегматичным детям даю больше времени на рисунок, предоставляю возможность дорисовать на следующем занятии. Для таких детей организуют игры на развитие воображения, их хвалю больше и чаще, чем других; также как можно чаще хвалю меланхоликов.

У детей до 4-5 лет сензитивный период для развития чувств линии. Так как линия способна выразить  эмоциональное состояние, даю детям задания на развитие чувства линии: нарисовать цветок Бабы-Яги и цветок Машеньки и т. д. Дошкольный возраст также является сензитивным для развития формы, которая для ребенка более значима, чем цвет. Для развития чувства формы даю детям следующие задания: нарисовать чашку для Вини –Пуха и чашку для Буратино.

Особенно сложно в дошкольном возрасте развития чувство композиции. Здесь развитие идет по двум линиям:

1.Обогащение содержательной стороны( я использую метод графической речи, например, говорю детям: « Над морем взошло солнце. Под ним летают птицы. В море плещутся рыбки». Поощряю стремление детей заполнить весь лист.)

2. Структурная композиция (расположение предметов на листе). Даю следующие задания: лист бумаги, посередине- солнышко. Задание ребенку: нарисуй птичек так, чтобы они летели к солнцу. В птичек попал камешек - разлетелись в разные стороны. Нарисуй в одном аквариуме спокойных, а в другом – рыбки ссорятся.

В своей деятельности используют все три вида занятий:

1. Занятия технической направленности – обучение ребенка технике рисования. В средней группе обучения детей следующим техникам: рисование методом тычка, рисование щетинной кистью, рисование пальцами. Во второй половине средней группы начинаю учить детей технике акварели по - мокрому. Это происходит в игровой форие6

«Лист – это снег. Он тает (намочить лист водой). На нем появляются цветы и распускаются (концом кисти с краской поставить случайные разноцветные точки и наблюдать, как они распускаются).  Мы видим цветочную поляну с высоты ( с самолета, или мы эльфы), опускаются и видим цветы (после высыхания тонкой кисточкой прорисовываем цветы)

2, занятия изобразительной направленности- развитие творческого воображения, самостоятельное  придумывание композиции (рисование по замыслу).

3. Занятия развивающей направленности- развитие внутреннего изобразительного языка: придумай и нарисуй дом ( платье, чашку…) для какого-то сказочного героя ( Буратино, Снежной Королевы, злой волшебник и т . д.)

Обязательно предоставляю  детям  возможность выбора  темы  рисунка и материалов.

Например, при  прохождении  темы  «Дары  осени»  в Центре  Искусства  можно  было  нарисовать  разные  овощи  и фрукты  (с натуры, был представлен  большой  выбор  овощей  и фруктов), осенние  листья, осенние  деревья. Рисовать  можно  было  пальцами,  кисточками  разных  размеров, разной жесткости;  красками  акварельными  или  гуашью. Можно  было  рисовать  губкой, зубной  щеткой  или  ватным  тампоном.

На   вторых  групповых  сборах  старались  привлечь  внимание  детей  к  рисункам  их  товарищей,  которые  работали  в  Центре  искусства,  особенно  к  тем, кто  пользовался  необычными  материалами  («Ребята,  посмотрите,  какой  интересный  рисунок  у  Вити.  Витя,  расскажи,  как  ты его  рисовал.»)  Для  развития  воображения,  чувства  композиции  использую  прием  рассматривание  иллюстраций  художников.  Для  этого  вношу  разные  иллюстрации  в зависимости  от  темы (см. Тематические  планы).

Известно,  что  семья  является  главным  воспитателем  ребенка.  Поэтому  я  постаралась  привлечь  родителей  к своей  работе. На  групповых  родительских  собраниях  рассказываю  родителям  о  развитии  изобразительной  деятельности  детей;  провожу  консультации  по  данной  теме (например, как организовать самостоятельную художественную деятельность  детей  дома). Родители  много  помогают  в  оснащении  Центра  искусства.

Результаты  проведенной  работы  в  средней  группе  я подведу  в  конце  года.  А  промежуточная  диагностика,  проведенная  в  декабре,  показала, что задачи  решаются  успешно. Дети  стали  чаще  посещать  Центр  искусства,  пользуются  всеми  представленными  там  материалами,  придумывают  интересные  сюжеты  рисунков. Ребята  с  удовольствием  изучают  свойства  различных  изобразительных  средств,  экспериментируя  с  ними,  могут  выразить  свое  эмоциональное  состояние  через  рисование.

В дальнейшем  я  планирую  продолжить  эту  работу. Научить  детей  новым  техникам  рисования, развить  воображение,  привить интерес  к  живописи.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая учебная программа по разделу «Изобразительная деятельность» (старший дошкольный возраст с ЗПР)

Коррекционные возможности изодеятельности по отношению к ребенку с нарушениями связаны, прежде всего, с тем, что она является источником новых позитивных переживаний ребенка, рождает новые креат...

Характерные особенности изобразительной деятельности детей дошкольного возраста

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"3566365","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"480","width":"339"}}]][[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"3566369","at...

Методика руководства нетрадиционными приемами изобразительной деятельности детей дошкольного возраста

Изобразительную деятельность  детей в детском саду, я считаю, ведущей деятельностью для полноценного развития фантазии, воображения и креативного мышления. Выбрав данную тему, я на св...

Становление изобразительной деятельности в дошкольном возрасте

В данной статье описаны  этапы развития изобразительной деятельности в дошкольном возрасте и даны рекомендации для развития изобразительных навыков у дошкольников....

Изобразительная деятельность детей дошкольного возраста: связь с игрой.

Статья из опыта работы.Огромные возможности для обогащения детского творчествак таят в себе различные игры - сюжетно-ролевые, игры-драматизации, дидактические, подвижные....

«Влияние нетрадиционных методов рисования на изобразительную деятельность детей дошкольного возраста»

«Влияние нетрадиционных методов рисования на изобразительную деятельность детей дошкольного возраста»...