Педагогический проект «Творчество Г. Тукая»
проект на тему

ВАЛЕЕВА ИЛЬЗИРА НУРИАХМЕТОВНА

Очень важно, чтобы у детей с самого раннего возраста накапливались любовь и уважение к личности великого поэта. Габдулла Тукай - не просто великий поэт, а символ истории и судьбы всего татарского народа. Он и сегодня учит нас и наших детей понимать этот сложный мир со всеми его хлопотами и заботами.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pedagogicheskiy_proekt_tukay.docx122.87 КБ

Предварительный просмотр:

Педагогический проект «Творчество Г. Тукая»

     Актуальность проекта: Сегодня особенно актуален вопрос, что читать детям. Круг чтения ребенка должен быть правильно сформирован.

     Именно творчество Габдуллы Тукая поможет решить эту проблему. Тукай оставил огромное творческое наследие и самое большое и важное место в нем занимает поэзия.

     26 апреля 2016 года исполняется 130 лет великому татарскому поэту Г. Тукаю.

     Неиссякаемый интерес детей, воспитателей и лично меня к его поэтическому и сказочному творчеству, побудил меня создать проект «Творчество Г. Тукая». Проект “Творчество Г. Тукая” направлен на приобщение дошкольников к творчеству Г. Тукая, повышение читательской культуры детей, родителей и воспитателей. Он рассматривает доступ к культурному наследию татарского поэта Г. Тукая. В его произведениях можно найти ответы на многие вопросы сегодняшнего дня.

     Ценно то, что произведения Тукая пронизаны глубокой любовью к родному краю, его природе, его творческое наследие из поколения в поколение воспитывает в детях любовь и бережное отношение к родному дому, родной земле, учит ценить упорный труд, терпение, закладывает основы эстетического восприятия мира. Нельзя не отметить и педагогически воспитательную мотивацию в поэзии Г. Тукая, связанную с детской литературой.

     Важно, что через его произведения дети изучают традиции татарского народа, его устои: почтительность, уважение к старшим, доброту и отзывчивость. Они способствуют формированию у детей таких ценных качеств характера, как трудолюбие, честность, смелость, скромность, ответственность, прививается интерес к школе и знаниям.

     Также важно пропагандировать творчество поэта, воспитывать бережное и трепетное отношение к родному языку.

Организация и планирование проектной деятельности ведется по 3 направлениям:

1. работа с детьми,

2. работа с воспитателями,

3. работа с родителями.

Участники проекта: дети среднего и старшего дошкольного возраста (от 4 до 7 лет), педагоги (воспитатели, музыкальные руководители, воспитатель по обучению детей татарскому языку), родители воспитанников.

Срок реализации: апрель месяц.

Вид проекта: познавательный, творческий.

Цель: Повышение эффективности работы по приобщению детей к творчеству Габдуллы Тукая.

Задачи:

  • познакомить детей с жизнью и творчеством Габдуллы Тукая;
  • воспитывать любовь и бережное отношение к произведениям Габдуллы Тукая;
  • формировать у детей честность, правдивость, доброту и отзывчивость, любовь к Родине посредством произведений Габдуллы Тукая;
  • учить понимать и чувствовать образный язык стихотворений и сказок Габдуллы Тукая;
  • расширять представления родителей о татарской детской литературе и приобщать их к семейному чтению литературных произведений.

Ожидаемые результаты:

  • создание необходимых условий в детском саду, группе, семье по ознакомлению дошкольников с произведениями Габдуллы Тукая;
  • развитие у детей любознательности, творческих способностей, познавательной активности, коммуникативных навыков;
  • активное участие родителей;
  • понимание родителей важности семейного чтения.

Этапы реализации проекта:

1 этап подготовительный

  • обсуждение целей, задач проекта; поиск литературы;
  • создание необходимых условий для реализации проекта;
  • подходы к взаимодействию с педагогами и родителями.

2 этап основной

  • совершенствование предметно-развивающей среды в ДОУ (книжные уголки, информационные стенды);
  • проведение с детьми образовательной деятельности с детьми по ознакомлению с жизнью и творчеством Тукая;
  • проводить работу с родителями;
  • создание условий для реализации;
  • накопление и разработка методических материалов.

3 этап заключительный

  • праздник, посвященный творчеству Г. Тукая.

План работы с детьми

Мероприятие

Цели

Сроки

Ответственные

1

Организовать в группе библиотеку «Г. Тукай, все о нем»

Развивать интерес к книгам Габдуллы Тукая.

1 неделя

воспитатели

2

Вечерние чтения «Путешествие по книгам Тукая»

Приобщать детей к книгам Г. Тукая

1-4 неделя

воспитатели

3

Чтение произведений Тукая

«Родной язык», «Малыш и мотылек», «Забавный ученик», «Бедняга заяц».

Побуждать интерес детей к художественной литературе. Учить понимать идею произведения.

2 неделя

воспитатели

4

Музыкальная деятельность: разучивание песен «Туган тел», «Карлыгач».

Развивать песенное творчество, слушать друг друга;

1-4 неделя

Муз. руководитель, воспитатель татарского языка

5

Художественное творчество (рисование ) по произведениям Г. Тукая «Мой любимый сказочный герой»

Закрепить произведение Г. Тукая. Вызвать чувство радости и желания сделать композицию красочной. Развивать умение работать дружно.

3 неделя

Воспитатели, родители

6

Акция «Мы читаем стихи Габдуллы Тукая»- конкурс чтецов.

Воспитывать у детей такие качества как: трудолюбие, отзывчивость, уважение через познавательные стихи и сказки Г. Тукая.

3 неделя

Воспитатели, воспитатель тат.языка

7

Просмотр мультфильмов по произведениям Г. Тукая.

Побуждать интерес у детей к татарским мультфильмам.

1-4 неделя

Воспитатели

8

Прослушивание аудиозаписи сказок Г. Тукая.

Воспитывать у детей интерес к творчеству Г. Тукая. Учить воспринимать образное содержание произведений.

1-4 неделя

воспитатели

9

Праздник, посвященный к творчеству Г. Тукая

Обобщать знания детей по творчеству Габдуллы Тукая.

4 неделя

Воспитатели, муз. руководитель, воспитатель тат.языка

План работы с воспитателями.

Мероприятия

Цели

Сроки

Ответственные

1

Обсуждение с воспитателями

Обсудить цели и задачи проекта. Формировать интерес по созданию условий для реализации проекта.

1 неделя

Воспитатели, родители

2

Методическая копилка

Разработка и накопление методических материалов, разработок, рекомендаций по приобщению детей к творчеству Г. Тукая

1-4 неделя

Воспитатели, воспитатель тат.языка

3

Подбор книг по творчеству Тукая.

Развивать интерес детей к произведениям Тукая.

1 неделя

Воспитатели, библиотекари

4

Консультация для воспитателей « Как знакомить детей с жизнью и творчеством Г. Тукая»

Приобщение детей к творчеству Тукая

1 неделя

Воспитатель тат.языка

5

Акция «Мы читаем книги

Тукая»

Привлечь внимание детей к книгам Габдуллы Тукая и к чтению.

2 неделя

воспитатели

6

Выставка «Все о Габдулле Тукае»

Обобщить и продемонстрировать материал, накопленный в работе.

3 неделя

воспитатели

Работа с родителями

Мероприятия

Цели

Сроки

Ответственные

1

Анкетирование родителей по изучению чтения книг Габдуллы Тукая

Пояснить, читают ли родители книги детям книги. Что любят дети слушать.

1 неделя

воспитатели

2

Консультации: «Чему учат татарские мультфильмы?» «Советуем прочитать книги Г. Тукая»

Просвещение родителей.

3 неделя

Воспитатели

3

Акция «Читаем книги Тукая»

Привлечь родителей к книгам Г. Тукая и к чтению.

2 неделя

Воспитатели, родители

4

Памятка «Как мы дружим с книгами»

Поддерживать у родителей интерес.

4 неделя

Воспитатели, библиотекари

Итоговое мероприятие:

Праздник, посвященный творчеству Габдуллы Тукая.

Цель: Повышение эффективности работы по приобщению детей к творчеству Габдуллы Тукая.

Задачи: Познакомить детей с жизнью и творчеством Г. Тукая. Формировать у детей честность, правдивость, доброту и отзывчивость посредством произведений Г. Тукая. Учить понимать и чувствовать образный язык стихотворений и сказок Г. Тукая. Воспитывать любовь и бережное отношение к произведениям Г. Тукая и способность наслаждаться художественным словом, умением употреблять его в собственной речи.

Оформление зала: портрет Г. Тукая, цветы.

Цитаты на татарском и русском языке:

«О, язык, родной, певучий! О родительская речь!»

Под музыку дети входят в зал.

Ведущий : Много-много лет назад , в один весенних солнечных дней , 26 апреля 1886 года родился великий татарский поэт Г. Тукай. Мы сегодня с вами собрались вспомнить и почтить память татарского поэта Г. Тукая.

1 ребенок : О, язык, родной, певучий! О, родительская речь!

Что еще на свете знал я, что сумел я уберечь.

2 ребенок : О, язык мой, мы навечно неразлучные друзья.

С детства стала мне понятна радость и печаль твоя!

Ведущий : Песня «Туган тел» - это народный гимн всего татарского народа.

Дети исполняют песню «Туган тел» на татарском языке.

Ведущий: Сложной была судьба Тукая. Он очень рано осиротел , скитался от родного человека к другому. Детство у него было очень трудным. Но Тукай рос смышленым старательным ребенком, рано научился писать , читать и сочинять стихи.

Ребенок исполняет песню «Элли-бэлли бэу» (на слова Г. Тукая)

Ведущий: Г. Тукай призывал нас любить Родину, родной язык, свой народ. Он говорил, что татарский народ найдет свое счастье только на земле своих отцов, в единстве с русским народом.

Ребенок: С народом мы песни певали

Есть общее в нашем быту и морали.

Вовеки нельзя нашу дружбу разбить

Нанизаны мы на единую быть.

Русский танец

Звучит музыка, в зал входит Шурале.

Шурале: Пальцам больно

Прищемил их год назад.

Ай, умру – беда такая

Жизни я своей не рад.

Ведущий: Шурале, ты хотел творить зло, поэтому был наказан.

Шурале: Никого теперь не трону - поклянусь тебе душой.

Ведущий: Поиграй с нами, и твоя боль пройдет.

Шурале: А вы, дети действительно со мной хотите играть?

Игра «Шурале» (пойманные дети рассказывают стихи: «Забавный ученик», «Гали и коза»)

Шурале: Спасибо вам! В моем лесу сказали , что помочь мне смогут только дети. И это оказалось правдой. Я больше никого никогда не буду обижать. А сейчас мне пора возвращаться в лес, там меня ждут мои друзья.

Ведущий: В одной деревне жила-была одна женщина. Было у нее большое хозяйство. Было в нем много кур и цыплят.

«Танец цыплят»

Ведущий: Был у этой женщины сын. Сын очень любил ходить на рыбалку. Однажды он взял удочку и отправился на рыбалку.

Мальчик: Будет ли улов, или нет?

Песня «Бала белэн кубэлэк»

Мальчик: Уф, жара! Надо искупаться.

Ведущий: Мальчик начинает раздеваться, в это время, на мостике появляется Водяная. Она сидит и расчесывает свои волосы золотым гребнем. Мальчик прячется за кусты, со страхом выглядывает оттуда. Водяная песню поет и запрыгнула в воду. Мальчик озираясь, подходит к мостику и хватает гребень и убегает.

Водяная: Стой, стой! Отдай мой золотой гребень. Зачем ты взял его? Ведь он же не твой!

Мальчик добегает до деревни, а водяная убегает.

Мальчик: Мама , мама! Смотри , я нашел золотой гребень, красивый.

Мама: Зачем ты взял? Он ведь не твой!

Ведущий: Солнце закатилось. Ладно, спать ложатся, день потух. Стук-стук!

Стучится кто-то к нам в окно.

Мама: Кто там? Кто ночью спать не дает?

Водяная: Это я! Днем твой сын-воришка украл мой золотой гребень.

Мама бросает гребень в окно.

Мама: Ох, сынок, что ты наделал?

Мальчик: Прости меня мама, я больше так не буду.

Водяная: Нельзя брать чужие вещи без разрешения. А как это в сказке звучит?

Мальчик: Есть хозяин или нет, век чужого не возьму.

Татарский танец.

Ведущий: На этом праздник посвященный Г. Тукаю подошел к концу. Любите свою Родину, читайте стихи и сказки Тукая.

Песня «Солнечный край»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект " Творчество в семье"- 2 мл.группа

Предлагаю вашему вниманию долгосрочный проект по работе с родителями "Творчество в семье", проведенный во 2 младшей группе. К  проекту прилагается перспективный план, по которому осуществлялась ...

Педагогический проект "Творчество Николая Носова".

Педагогический проект. Старшая группа. Краткосрочный. Групповой....

Презентация к педагогическому проекту "Творчество Агнии Барто"

Цель: знакомство детей с творчеством А.Барто, расширение знаний и привитие интереса к её творчеству.Задачи: познакомить детей с творчеством А. Барто; привить любовь к её творчеству;  ра...

Научно-практическая конференция детских исследовательских проектов «Творчество народов России» Тема исследовательского проекта: «Кукла-оберег»

Краткая аннотацияТряпичная кукла считается одним из самых загадочных символов России. Это не просто детская игрушка, это неотъемлемый атрибут древних обрядов. Считалось, что куклы, сделанные своими ру...

Педагогический проект "Творчество П.И.Чайковского - детям"

laquo;Я желал бы всеми силами моей души, чтобы музыка моя распространилась, чтобы увеличилось число людей, любящих ее, находящих в ней утешение и подпору»...

Педагогический совет "ПРОЕКТ – ТВОРЧЕСТВО, МАСТЕРСТВО, СОТРУДНИЧЕСТВО"

Проектная деятельность на сегодняшний день одна из самых актуальных,  поскольку в соответствии с требованиями, которые диктует нам современная жизнь и которые заложены в законе РФ «Об образ...

Проект "Калейдоскоп проектов творчество М.М. Пришвина"

Проект "Калейдоскоп проектов творчество М.М. Пришвина"...