Консультация для воспитателей «Пальчиковые игры и упражнения»
консультация на тему
Сегодня широко известно, что развитие мелкой моторики пальцев рук через определенные зоны в коре головного мозга положительно сказывается на становлении детской речи, повышает работоспособность ребенка, его внимание и умственную активность, стимулирует интеллектуальную и творческую деятельность.
Тренировка пальцев рук способствует выработке основных элементарных умений, таких как одевание, раздевание, застегивание и расстегивание пуговиц, манипулирование ложками, ножницами.
Очень важной частью работы по развитию мелкой моторики являются пальчиковые игры. Игры эти очень эмоциональны, увлекательны, захватывают ребенка своей импровизацией, непосредственностью, театрализацией, элементами сюрпризности и предполагают наличие ситуации успеха. Они способствуют развитию речи, творческой и мыслительной деятельности.
Пальчиковые игры как бы отражают реальность окружающего мира – предметы, животных, людей, их деятельность. В нашем детском саду, компенсирующего вида, я использую пальчиковые игры в соответствии с тематическими неделями. В ходе пальчиковых игр дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности. Дети повторяют за взрослым текст, и быстрее его запоминают, развивается память, что особенно важно для наших детей с нарушениями речи и другими проблемами развития.
Тренировке движений пальцев рук можно уделять 1,5 – 2 минуты на утренней гимнастике или 2 -3 минуты на занятиях по изодеятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_dlya_vospitateley_palchikovye_igry.docx | 23.96 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для воспитателей
«Пальчиковые игры и упражнения»
Воспитатель МБДОУ №74 г.о.Самара
Яковлева Юлия Михайловна
Сегодня широко известно, что развитие мелкой моторики пальцев рук через определенные зоны в коре головного мозга положительно сказывается на становлении детской речи, повышает работоспособность ребенка, его внимание и умственную активность, стимулирует интеллектуальную и творческую деятельность.
Тренировка пальцев рук способствует выработке основных элементарных умений, таких как одевание, раздевание, застегивание и расстегивание пуговиц, манипулирование ложками, ножницами.
Очень важной частью работы по развитию мелкой моторики являются пальчиковые игры. Игры эти очень эмоциональны, увлекательны, захватывают ребенка своей импровизацией, непосредственностью, театрализацией, элементами сюрпризности и предполагают наличие ситуации успеха. Они способствуют развитию речи, творческой и мыслительной деятельности.
Пальчиковые игры как бы отражают реальность окружающего мира – предметы, животных, людей, их деятельность. В нашем детском саду, компенсирующего вида, я использую пальчиковые игры в соответствии с тематическими неделями. В ходе пальчиковых игр дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности. Дети повторяют за взрослым текст, и быстрее его запоминают, развивается память, что особенно важно для наших детей с нарушениями речи и другими проблемами развития.
Тренировке движений пальцев рук можно уделять 1,5 – 2 минуты на утренней гимнастике или 2 -3 минуты на занятиях по изодеятельности. Упражнения с детьми проводят и воспитатель, и учитель-дефектолог, и инструктор по физкультуре, и музыкальный руководитель. Р абота проводится систематически.
Необходимо постоянно следить, чтобы не было передозировки. Упражнения надо давать малыми порциями, но делать их с максимальной нагрузкой, с большой амплитудой движений. Не дает эффекта небрежное, расслабленное выполнение упражнений. Особое внимание стоит уделять тренировке движений повышенной сложности, то есть таких, какие наши пальцы не делают в повседневной жизни. Именно такая тренировка пальцев дает видимый и быстрый эффект.
Систематическая работа по тренировке движений пальцев наряду со стимулирующим влиянием на развитие речи является мощным средством повышения работоспособности коры головного мозга, у детей улучшается внимание, память, слух, зрение.
Тексты пальчиковых игр составлены так, чтобы в одном эпизоде содержалось как можно больше пальчиковых движений и они сочетались по смыслу с произносимыми стихами. Для того, чтобы результативность оказалась наибольшей, сначала можно проделать простые пальчиковые движения – изображение бытовых действий ( мытье рук, работа ножницами, стирка, шитье и т.д.). затем можно перейти к воображаемой игре на музыкальных инструментах. После этого можно переходить к моделированию предметов, растений, животных. Движения выполняются по образцу, производятся одной рукой, другой рукой, затем двумя руками одновременно. Вначале в упражнениях должны содержаться две – три пальчиковые фигуры, затем их количество может увеличиваться.
Во время игр необходимо учитывать индивидуальные особенности детей, возраст, настроение, желание и возможности. Главное – чтобы игра была в радость.
Пальчиковые игры со стихами (игровые разминки).
Сентябрь.
Психолого-педагогическое обследование.
Октябрь.
1 неделя. Овощи. Засолка капусты.
Мы капусту рубим, (двигать прямыми кистями вверх-вниз)
Мы морковку трем, (трем правым кулаком по левой ладони)
Мы капусту солим, (пальцы в щепотку)
Мы капусту жмем. (сжать обе кисти в кулак).
От засолки, не от скуки, (встряхнуть кистями рук)
Ох, устали наши руки!
2 неделя. Фрукты. Компот.
Будем мы варить компот.
Фруктов надо много, вот (показывают пальчики)
Будем яблоки крошить, (загибают пальцы по одному)
Будем груши мы крошить,
Отожмем лимонный сок,
Слив положим и песок.
Варим, варим мы компот (мешают)
Угостим честной народ. (движения кистями от груди вперед)
3 неделя. Грибы.
В лес с корзинкою пойду, («человечек идет»)
Много там грибов найду («гриб»)
Позову друзей домой («дом»)
Угощу грибной лапшой. («миска»)
И.А.Ткаченко.
4 неделя. Семья.
1, 2, 3, 4, 5, будем пальчики считать (сжимать и разжимать кулачки)
Этот пальчик – дедушка (загибают пальцы по одному)
Этот пальчик – бабушка,
Этот пальчик – папочка,
Этот пальчик – мамочка,
Этот пальчик – я .
Вот и вся моя семья. (поднять руки вверх)
Ноябрь.
1 неделя. Осень. Осенний букет.
1, 2, 3, 4, 5 (сгибание и разгибание кулачков)
Будем листья собирать.
Листья березы, (загибают пальцы по одному)
Листья рябины,
Листики дуба,
Листья осины.
Листики тополя мы соберем,
Маме осенний букет отнесем. (движения кистями от груди вперед).
2 неделя. Наш детский сад.
Дружат в нашей группе
Девочки и мальчики. (хлопки)
Мы с тобой подружим
Маленькие пальчики. (сжимают и разжимают кулачки)
Этот пальчик Сашенька, (загибают по одному)
Этот пальчик Машенька,
Этот пальчик Женечка,
Этот пальчик Сенечка,
Этот пальчик Ренат.
Вот какие мы дружные (пальцы в замок).
3 неделя. Деревья и кусты.
В поле дерево стоит. (поднимают руки над головой)
Ветер ветки шевелит. (покачивают руками)
Весной набухли почки, (сжимают руки в кулаки)
Раскрылись все листочки. (разжимают кулаки, шевелят пальцами)
4 неделя. Посуда.
Девочка Иринка порядок наводила.
Девочка Иринка кукле говорила: (показать большой палец)
«Салфетки должны быть в салфетнице. (поочередно соединить большой палец состальными)
Масло должно быть в масленке,
Хлебушек должен быть в хлебнице,
А соль? Ну, конечно, в солонке!»
Декабрь.
1 неделя. Одежда. Мы шьем.
(Дети показывают, что умеют их пальчики)
Нитку вдеть – два пальца
Непосильный труд.
Но зато два пальца
Платьице сошьют.
Три в тетради нашей
Пишут хоть куда.
Десять в поле пашут, строят города.
Где ладошки? – тут? Тут!
2 неделя. Зима.
Как на горке снег, снег . (показывают горку)
И под горкой снег, снег . (выгибают руки)
И на елке снег, снег. («елка»)
И под елкой снег, снег, (движения кистями рук вправо и влево)
А под елкой спит медведь. (складывают ладошки вместе и под щеку)
Тише, тише, не шуметь! (палец к губам)
И.Токмакова
3 неделя. Обувь.
Новые кроссовки.
Как у нашей кошки (загибать пальцы по одному на обеих руках, начиная с больших)
На ногах сапожки.
Как у нашей свинки
На ногах ботинки.
А у пса на лапках
Голубые тапки.
А козленок маленький
Обувает валенки.
А сыночек Вовка–
Новые кроссовки.
Вот так, вот так, (шагать по столу указательным и средним пальцем обеих рук)
Новые кроссовки.
Н. В.Нищева.
4 неделя. Головные уборы.
Выгладим платочек для мамы и дочки.
(игра с бумагой)
Перед каждым ребенком положен скомканный лист бумаги. Нужно, пользуясь всеми пальцами обеих рук, разгладить его. Возможны варианты: двумя большими пальцами, указательным и т.д.
Январь.
1, 2 неделя – психолого-педагогическое обследование.
(повторяются знакомые пальчиковые игры).
3 неделя. Зимние забавы. Елка.
Рядом с елкой в Новый год («елка»)
Дети водят хоровод (поворот кругом).
На ветвях для детворы («елка)
Есть гирлянды и шары («цепочка», «шар»)
Колокольчики висят («колокольчик»)
Ярко лампочки горят. (разжать пальцы из кулака)
Т. А. Ткаченко.
4 неделя. Игрушки.
Все, что только захотим, (хлопки в ладоши)
Из песка мы смастерим.
Миша лепит колобок (ладошки сложить « ковшиком», лепить колобок)
А Танюша – теремок. (соединить прямые ладони над головой «крыша»)
Лера лепит разных рыб (прижать ладони друг к другу и двигать ими вправо-влево)
Ну, а Настя – белый гриб (одну руку сжать в кулак, и сверху прикрыть ее ладонью другой руки)
Февраль.
1 неделя. Домашние животные.
Довольна корова своими телятами, (показать поочередно пальцы, начиная с большого,
Овечка довольна своими ягнятами, Сначала на одной, затем на другой руке)
Кошка довольна своими котятами,
Кем же довольна свинья?
Поросятами!
Довольна коза своими козлятами,
А я довольна своими ребятами!
2 неделя. Дикие животные. Кто спит зимой?
Медведь в берлоге крепко спит, (сжимать пальцы в кулак, начиная с мизинца.)
Всю зиму до весны сопит.
Спит зимою бурундук,
Колючий ёжик и барсук.
Только заиньке не спится - (показать большой палец, вращая его.)
Убегает от лисицы.
Мелькает он среди кустов, (соединить большой палец правой руки с указательным
Напетлял – и был таков! Пальцем левой и наоборот)
3 неделя. Домашние птицы.
Есть у курицы цыпленок, (большим пальцем поочередно касаться остальных, начиная с мизинца)
У гусыни есть гусенок,
У индюшки – индюшонок,
А у утки есть утенок.
У каждой мамы малыши, (показать все пальчики, «играя» ими)
Все красивы, хороши!
4 неделя. Зимующие птицы. Птички-невелички.
Птички полетели («птички»)
Крыльями махали, (махи кистями)
На деревья сели, («дерево» показать каждую ладошку)
Вместе отдыхали. («птица» каждой ладонью)
Т.А.Ткаченко.
Март.
1 неделя. Праздник мам. Помощники.
Посмотрите, из муки
Испекли мы пирожки. (изобразить лепку пирожков)
Валюшке – две сушки («сушки»)
Анке – три баранки, («баранки»)
Ну а мамочке любимой
Вот такой пирог с малиной! (руки в стороны)
Т.А.Ткаченко.
2 неделя. Профессии. Что принес нам почтальон?
Что принес нам почтальон? (сжимать и разжимать кулачки)
С толстой сумкой ходит он. («шагать» пальчиками по столу)
Перевод, журнал, газету, (на каждое наименование загибать по одному пальчику, начиная с большого)
В бандероли – два кассеты
И письмо от тети Вали,
Чтоб ее приезда ждали.
3 неделя. Мебель.
Мебель я начну считать: (пальцы обеих рук поочередно зажимать в кулачки)
Кресло, стол, диван, кровать,
Полка, тумбочка, буфет,
Шкаф, комод и табурет.
Много мебели назвал - (поднять зажатые кулачки вверх)
Десять пальчиков зажал!
4 неделя. Продукты питания.Кормилица.
Я коровушку свою («корова»)
Ранним утром подою, (движения пальцев как при дойке)
Я поглажу ей бока: (движения кистями сверху вниз)
- Дай, детишкам молока. («корова»)
Т.А.Ткаченко.
Апрель.
1 неделя. Перелетные птицы.
Тили-тели, тили-тели - (скрестить большие пальцы, помахать ладошками)
С юга птицы прилетели!
Прилетел к нам скворушка - (поочередно сгибать пальцы на обеих руках, начиная с мизинца левой руки)
Серенькое перышко.
Жаворонок, соловей
Торопились, кто скорей.
Цапля, лебедь, утка, стриж,
Аист, ласточка и чиж–
Все вернулись, прилетели, (снова скрестить большие пальцы, помахать ладошками)
Песни звонкие запели! (указательным и большим пальцем сделать «клюв» - птицы,поют).
2 неделя. Труд людей весной. Замок.
На двери висит замок. (соединить пальцы рук в замок)
Кто его открыть бы смог?
Потянули... (дети тянут руки в стороны)
Покрутили... (волнообразные движения кистями рук)
Постучали... (стучат ладошками друг о дружку)
И открыли! (пальцы разъединили)
3 неделя. Времена года. Весна-красна.
Галдят грачи и там и тут, («птица»)
Летают и по веткам скачут, («деревья»)
Весной сосульки вниз растут («сосульки»)
И потому все время плачут. (изобразить плач)
Т.А.Ткаченко.
4 неделя. Насекомые.
Дружно пальчики считаем - (сжимать и разжимать пальцы)
Насекомых называем:
Бабочка, кузнечик, муха, (поочередно сгибать пальцы в кулак, начиная с большого)
Это жук с зеленым брюхом,
Это кто же тут звенит? (вращать мизинцем)
Ой, сюда комар летит!
Прячьтесь! (спрятать руки за спину)
Май.
1 неделя. Цветы. Аленький цветочек.
У нас в саду расцвел цветок, («цветок с закрытыми лепестками»)
Чтоб стал красив он и высок, («цветок с открытыми лепестками»)
Раскрыл наутро лепестки, (пальцы врозь – вместе)
Должны работать корешки! («корни»)
Т.А.Ткаченко.
2 неделя. Ягоды.По ягоды.
Я малину собираю, (изображать сбор ягод)
С веток ягоды снимаю,
Подожди еще немножко,
Будет полное лукошко. («корзина»)
Т.А.Ткаченко.
3, 4 неделя – психолого –педагогическое обследование.
Проводятся знакомые пальчиковые игры.
Используемая литература:
1.«Пальчиковые игры и упражнения для детей 2-7 лет» Составители: Т.В.Калинина, О.В.Павлова , С.В.Николаева, И.Г.Смирнова издательство «Учитель» Волгоград.
2. «Развиваем мелкую моторику» развитие интеллекта, речевых навыков, памяти, внимания, пластики у детей 3 – 6 лет. Т.А.Ткаченко Москва 2008 эксмо.
3. «Умные пальчики». Е.Синицына Лист Москва 1999.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тренинг-консультация для воспитателей "Пальчиковые игры и упражнения для развития дошкольников".
Движение пальцев и кистей рук имеют особое, развивающее воздействие. На ладони и на стопе находится около 1000 важных, биологически активных точек. Воздействуя на них, можно регулировать функционирова...
Тренинг-консультация для воспитателей Пальчиковые игры и упражнения для развития дошкольников
В помощь воспитателям представлен материал- пальчиковые игры, для развития мелкой моторики рук, в стихотворной форме. Можно использовать на занятиях, физ.паузах и т.д....
Тренинг-консультация для воспитателей. Пальчиковые игры и упражнения для развития дошкольников.
Движение пальцев и кистей рук имеют особое, развивающее воздействие. На ладони и на стопе находится около 1000 важных, биологически активных точек. Воздействуя на них, можно регулировать функционирова...
Консультация для воспитателей «Пальчиковые игры и упражнения как средство развития речи у детей»
Для воспитателей...
"Консультация для воспитателей «Пальчиковые игры и упражнения как средство развития речи у детей раннего дошкольного возраста»
Консультация для воспитателей «Пальчиковые игры и упражнения как средство развития речи у детей раннего дошкольного возраста»...
Консультация для воспитателей «Пальчиковые игры и упражнения как средство развития речи у детей дошкольного возраста»
Консультация для воспитателей «Пальчиковые игры и упражнения как средство развития речи у детей дошкольного возраста»...
Консультация для воспитателей «Пальчиковые игры и упражнения как средство развития речи у детей дошкольного возраста»
На начальном этапе жизни именно мелкая моторика отражает то, как развивается ребенок, свидетельствует о его интеллектуальных способностях. Дети с плохо развитой ручной моторик...