Консультация для воспитателей «Пальчиковые игры и упражнения»
консультация на тему

Яковлева Юлия Михайловна

Сегодня широко известно, что развитие мелкой моторики пальцев рук через определенные зоны в коре головного мозга положительно сказывается на становлении детской речи, повышает работоспособность ребенка, его внимание и умственную активность, стимулирует интеллектуальную и творческую деятельность.

 Тренировка пальцев рук способствует выработке основных элементарных умений, таких как одевание, раздевание, застегивание и расстегивание пуговиц, манипулирование ложками, ножницами.

 Очень важной частью работы по развитию мелкой моторики являются пальчиковые игры. Игры эти очень эмоциональны, увлекательны, захватывают ребенка своей импровизацией, непосредственностью, театрализацией, элементами сюрпризности и предполагают наличие ситуации успеха. Они способствуют развитию речи, творческой и мыслительной деятельности.

 Пальчиковые игры как бы отражают реальность окружающего мира – предметы, животных, людей, их деятельность. В нашем детском саду, компенсирующего вида, я использую пальчиковые игры в соответствии с тематическими неделями. В ходе пальчиковых игр дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности. Дети повторяют за взрослым текст, и быстрее его запоминают, развивается память, что особенно важно для наших детей с нарушениями речи и другими проблемами развития.

 Тренировке движений пальцев рук можно уделять 1,5 – 2 минуты на утренней гимнастике или 2 -3 минуты на занятиях по изодеятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_vospitateley_palchikovye_igry.docx23.96 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей

«Пальчиковые игры и упражнения»

Воспитатель МБДОУ №74 г.о.Самара

Яковлева Юлия Михайловна

Сегодня широко известно, что развитие мелкой моторики пальцев рук через определенные зоны в коре головного мозга положительно сказывается на становлении детской речи, повышает работоспособность ребенка, его внимание и умственную активность, стимулирует интеллектуальную и творческую деятельность.

 Тренировка пальцев рук способствует выработке основных элементарных умений, таких как одевание, раздевание, застегивание и расстегивание пуговиц, манипулирование ложками, ножницами.

 Очень важной частью работы по развитию мелкой моторики являются пальчиковые игры. Игры эти очень эмоциональны, увлекательны, захватывают ребенка своей импровизацией, непосредственностью, театрализацией, элементами сюрпризности и предполагают наличие ситуации успеха. Они способствуют развитию речи, творческой и мыслительной деятельности.

 Пальчиковые игры как бы отражают реальность окружающего мира – предметы, животных, людей, их деятельность. В нашем детском саду, компенсирующего вида, я использую пальчиковые игры в соответствии с тематическими неделями. В ходе пальчиковых игр дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности. Дети повторяют за взрослым текст, и быстрее его запоминают, развивается память, что особенно важно для наших детей с нарушениями речи и другими проблемами развития.

 Тренировке движений пальцев рук можно уделять 1,5 – 2 минуты на утренней гимнастике или 2 -3 минуты на занятиях по изодеятельности. Упражнения с детьми проводят и воспитатель, и учитель-дефектолог, и инструктор по физкультуре, и музыкальный руководитель. Р абота проводится систематически.

 Необходимо постоянно следить, чтобы не было передозировки. Упражнения надо давать малыми порциями, но делать их с максимальной нагрузкой, с большой амплитудой движений. Не дает эффекта небрежное, расслабленное выполнение упражнений. Особое внимание стоит уделять тренировке движений повышенной сложности, то есть таких, какие наши пальцы не делают в повседневной жизни. Именно такая тренировка пальцев дает видимый и быстрый эффект.

 Систематическая работа по тренировке движений пальцев наряду со стимулирующим влиянием на развитие речи является мощным средством повышения работоспособности коры головного мозга, у детей улучшается внимание, память, слух, зрение.

 Тексты пальчиковых игр составлены так, чтобы в одном эпизоде содержалось как можно больше пальчиковых движений и они сочетались по смыслу с произносимыми стихами. Для того, чтобы результативность оказалась наибольшей, сначала можно проделать простые пальчиковые движения – изображение бытовых действий ( мытье рук, работа ножницами, стирка, шитье и т.д.). затем можно перейти к воображаемой игре на музыкальных инструментах. После этого можно переходить к моделированию предметов, растений, животных. Движения выполняются по образцу, производятся одной рукой, другой рукой, затем двумя руками одновременно. Вначале в упражнениях должны содержаться две – три пальчиковые фигуры, затем их количество может увеличиваться.

 Во время игр необходимо учитывать индивидуальные особенности детей, возраст, настроение, желание и возможности. Главное – чтобы игра была в радость.

 Пальчиковые игры со стихами (игровые разминки).

Сентябрь.

 Психолого-педагогическое обследование.

Октябрь.

1 неделя. Овощи. Засолка капусты.

 Мы капусту рубим, (двигать прямыми кистями вверх-вниз)

 Мы морковку трем, (трем правым кулаком по левой ладони)

 Мы капусту солим, (пальцы в щепотку)

 Мы капусту жмем. (сжать обе кисти в кулак).

 От засолки, не от скуки, (встряхнуть кистями рук)

 Ох, устали наши руки!

2 неделя. Фрукты. Компот.

 Будем мы варить компот.

 Фруктов надо много, вот (показывают пальчики)

 Будем яблоки крошить, (загибают пальцы по одному)

 Будем груши мы крошить,

 Отожмем лимонный сок,

 Слив положим и песок.

 Варим, варим мы компот (мешают)

 Угостим честной народ. (движения кистями от груди вперед)

3 неделя. Грибы.

 В лес с корзинкою пойду, («человечек идет»)

 Много там грибов найду («гриб»)

 Позову друзей домой («дом»)

 Угощу грибной лапшой. («миска»)

 И.А.Ткаченко.

4 неделя. Семья.

 1, 2, 3, 4, 5, будем пальчики считать (сжимать и разжимать кулачки)

 Этот пальчик – дедушка (загибают пальцы по одному)

 Этот пальчик – бабушка,

 Этот пальчик – папочка,

 Этот пальчик – мамочка,

 Этот пальчик – я .

 Вот и вся моя семья. (поднять руки вверх)

Ноябрь.

1 неделя. Осень. Осенний букет.

 1, 2, 3, 4, 5 (сгибание и разгибание кулачков)

 Будем листья собирать.

 Листья березы, (загибают пальцы по одному)

 Листья рябины,

 Листики дуба,

 Листья осины.

 Листики тополя мы соберем,

 Маме осенний букет отнесем. (движения кистями от груди вперед).

2 неделя. Наш детский сад.

 Дружат в нашей группе

 Девочки и мальчики. (хлопки)

 Мы с тобой подружим

 Маленькие пальчики. (сжимают и разжимают кулачки)

 Этот пальчик Сашенька, (загибают по одному)

 Этот пальчик Машенька,

 Этот пальчик Женечка,

 Этот пальчик Сенечка,

 Этот пальчик Ренат.

 Вот какие мы дружные (пальцы в замок).

3 неделя. Деревья и кусты.

 В поле дерево стоит. (поднимают руки над головой)

 Ветер ветки шевелит. (покачивают руками)

 Весной набухли почки, (сжимают руки в кулаки)

 Раскрылись все листочки. (разжимают кулаки, шевелят пальцами)

4 неделя. Посуда.

 Девочка Иринка порядок наводила.

 Девочка Иринка кукле говорила: (показать большой палец)

 «Салфетки должны быть в салфетнице. (поочередно соединить большой палец состальными)

 Масло должно быть в масленке,

 Хлебушек должен быть в хлебнице,

 А соль? Ну, конечно, в солонке!»

Декабрь.

1 неделя. Одежда. Мы шьем.

 (Дети показывают, что умеют их пальчики)

 Нитку вдеть – два пальца

 Непосильный труд.

 Но зато два пальца

 Платьице сошьют.

 Три в тетради нашей

 Пишут хоть куда.

 Десять в поле пашут, строят города.

 Где ладошки? – тут? Тут!

2 неделя. Зима.

 Как на горке снег, снег . (показывают горку)

 И под горкой снег, снег . (выгибают руки)

 И на елке снег, снег. («елка»)

 И под елкой снег, снег, (движения кистями рук вправо и влево)

 А под елкой спит медведь. (складывают ладошки вместе и под щеку)

 Тише, тише, не шуметь! (палец к губам)

 И.Токмакова

3 неделя. Обувь.

 Новые кроссовки.

 Как у нашей кошки (загибать пальцы по одному на обеих руках, начиная с больших)

 На ногах сапожки.

 Как у нашей свинки

 На ногах ботинки.

 А у пса на лапках

 Голубые тапки.

 А козленок маленький

 Обувает валенки.

 А сыночек Вовка–

 Новые кроссовки.

 Вот так, вот так, (шагать по столу указательным и средним пальцем обеих рук)

 Новые кроссовки.

 Н. В.Нищева.

4 неделя. Головные уборы.

 Выгладим платочек для мамы и дочки.

 (игра с бумагой)

 Перед каждым ребенком положен скомканный лист бумаги. Нужно, пользуясь всеми пальцами обеих рук, разгладить его. Возможны варианты: двумя большими пальцами, указательным и т.д.

Январь.

1, 2 неделя – психолого-педагогическое обследование.

 (повторяются знакомые пальчиковые игры).

3 неделя. Зимние забавы. Елка.

 Рядом с елкой в Новый год («елка»)

 Дети водят хоровод (поворот кругом).

 На ветвях для детворы («елка)

 Есть гирлянды и шары («цепочка», «шар»)

 Колокольчики висят («колокольчик»)

 Ярко лампочки горят. (разжать пальцы из кулака)

 Т. А. Ткаченко.

4 неделя. Игрушки.

 Все, что только захотим, (хлопки в ладоши)

 Из песка мы смастерим.

 Миша лепит колобок (ладошки сложить « ковшиком», лепить колобок)

 А Танюша – теремок. (соединить прямые ладони над головой «крыша»)

 Лера лепит разных рыб (прижать ладони друг к другу и двигать ими вправо-влево)

 Ну, а Настя – белый гриб (одну руку сжать в кулак, и сверху прикрыть ее ладонью другой руки)

Февраль.

1 неделя. Домашние животные.

 Довольна корова своими телятами, (показать поочередно пальцы, начиная с большого,

 Овечка довольна своими ягнятами, Сначала на одной, затем на другой руке)

 Кошка довольна своими котятами,

 Кем же довольна свинья?

 Поросятами!

 Довольна коза своими козлятами,

 А я довольна своими ребятами!

2 неделя. Дикие животные. Кто спит зимой?

 Медведь в берлоге крепко спит, (сжимать пальцы в кулак, начиная с мизинца.)

 Всю зиму до весны сопит.

 Спит зимою бурундук,

 Колючий ёжик и барсук.

 Только заиньке не спится - (показать большой палец, вращая его.)

 Убегает от лисицы.

 Мелькает он среди кустов, (соединить большой палец правой руки с указательным

 Напетлял – и был таков! Пальцем левой и наоборот)

3 неделя. Домашние птицы.

 Есть у курицы цыпленок, (большим пальцем поочередно касаться остальных, начиная с мизинца)

 У гусыни есть гусенок,

 У индюшки – индюшонок,

 А у утки есть утенок.

 У каждой мамы малыши, (показать все пальчики, «играя» ими)

 Все красивы, хороши!

4 неделя. Зимующие птицы. Птички-невелички.

 Птички полетели («птички»)

 Крыльями махали, (махи кистями)

 На деревья сели, («дерево» показать каждую ладошку)

 Вместе отдыхали. («птица» каждой ладонью)

 Т.А.Ткаченко.

Март.

1 неделя. Праздник мам. Помощники.

 Посмотрите, из муки

 Испекли мы пирожки. (изобразить лепку пирожков)

 Валюшке – две сушки («сушки»)

 Анке – три баранки, («баранки»)

 Ну а мамочке любимой

 Вот такой пирог с малиной! (руки в стороны)

 Т.А.Ткаченко.

2 неделя. Профессии. Что принес нам почтальон?

 Что принес нам почтальон? (сжимать и разжимать кулачки)

 С толстой сумкой ходит он. («шагать» пальчиками по столу)

 Перевод, журнал, газету, (на каждое наименование загибать по одному пальчику, начиная с большого)

 В бандероли – два кассеты

 И письмо от тети Вали,

 Чтоб ее приезда ждали.

3 неделя. Мебель.

 Мебель я начну считать: (пальцы обеих рук поочередно зажимать в кулачки)

 Кресло, стол, диван, кровать,

 Полка, тумбочка, буфет,

 Шкаф, комод и табурет.

 Много мебели назвал - (поднять зажатые кулачки вверх)

 Десять пальчиков зажал!

4 неделя. Продукты питания.Кормилица.

 Я коровушку свою («корова»)

 Ранним утром подою, (движения пальцев как при дойке)

 Я поглажу ей бока: (движения кистями сверху вниз)

 - Дай, детишкам молока. («корова»)

 Т.А.Ткаченко.

Апрель.

1 неделя. Перелетные птицы.

 Тили-тели, тили-тели - (скрестить большие пальцы, помахать ладошками)

 С юга птицы прилетели!

 Прилетел к нам скворушка - (поочередно сгибать пальцы на обеих руках, начиная с мизинца левой руки)

 Серенькое перышко.

 Жаворонок, соловей

 Торопились, кто скорей.

 Цапля, лебедь, утка, стриж,

 Аист, ласточка и чиж–

 Все вернулись, прилетели, (снова скрестить большие пальцы, помахать ладошками)

 Песни звонкие запели! (указательным и большим пальцем сделать «клюв» - птицы,поют).

2 неделя. Труд людей весной. Замок.

 На двери висит замок. (соединить пальцы рук в замок)

 Кто его открыть бы смог?

 Потянули... (дети тянут руки в стороны)

 Покрутили... (волнообразные движения кистями рук)

 Постучали... (стучат ладошками друг о дружку)

 И открыли! (пальцы разъединили)

3 неделя. Времена года. Весна-красна.

 Галдят грачи и там и тут, («птица»)

 Летают и по веткам скачут, («деревья»)

 Весной сосульки вниз растут («сосульки»)

 И потому все время плачут. (изобразить плач)

 Т.А.Ткаченко.

4 неделя. Насекомые.

 Дружно пальчики считаем - (сжимать и разжимать пальцы)

 Насекомых называем:

 Бабочка, кузнечик, муха, (поочередно сгибать пальцы в кулак, начиная с большого)

 Это жук с зеленым брюхом,

 Это кто же тут звенит? (вращать мизинцем)

 Ой, сюда комар летит!

 Прячьтесь! (спрятать руки за спину)

Май.

1 неделя. Цветы. Аленький цветочек.

 У нас в саду расцвел цветок, («цветок с закрытыми лепестками»)

 Чтоб стал красив он и высок, («цветок с открытыми лепестками»)

 Раскрыл наутро лепестки, (пальцы врозь – вместе)

 Должны работать корешки! («корни»)

 Т.А.Ткаченко.

2 неделя. Ягоды.По ягоды.

 Я малину собираю, (изображать сбор ягод)

 С веток ягоды снимаю,

 Подожди еще немножко,

 Будет полное лукошко. («корзина»)

 Т.А.Ткаченко.

3, 4 неделя – психолого –педагогическое обследование.

 Проводятся знакомые пальчиковые игры.

Используемая литература:

 1.«Пальчиковые игры и упражнения для детей 2-7 лет» Составители: Т.В.Калинина, О.В.Павлова , С.В.Николаева, И.Г.Смирнова издательство «Учитель» Волгоград.

 2. «Развиваем мелкую моторику» развитие интеллекта, речевых навыков, памяти, внимания, пластики у детей 3 – 6 лет. Т.А.Ткаченко Москва 2008 эксмо.

 3. «Умные пальчики». Е.Синицына Лист Москва 1999.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тренинг-консультация для воспитателей "Пальчиковые игры и упражнения для развития дошкольников".

Движение пальцев и кистей рук имеют особое, развивающее воздействие. На ладони и на стопе находится около 1000 важных, биологически активных точек. Воздействуя на них, можно регулировать функционирова...

Тренинг-консультация для воспитателей Пальчиковые игры и упражнения для развития дошкольников

В помощь воспитателям  представлен материал- пальчиковые игры, для развития мелкой моторики рук, в стихотворной форме. Можно использовать на занятиях, физ.паузах и т.д....

Тренинг-консультация для воспитателей. Пальчиковые игры и упражнения для развития дошкольников.

Движение пальцев и кистей рук имеют особое, развивающее воздействие. На ладони и на стопе находится около 1000 важных, биологически активных точек. Воздействуя на них, можно регулировать функционирова...

"Консультация для воспитателей «Пальчиковые игры и упражнения как средство развития речи у детей раннего дошкольного возраста»

Консультация для воспитателей «Пальчиковые игры и упражнения как средство развития речи у детей раннего дошкольного возраста»...

Консультация для воспитателей «Пальчиковые игры и упражнения как средство развития речи у детей дошкольного возраста»

Консультация для воспитателей «Пальчиковые игры и упражнения как средство развития речи у детей дошкольного возраста»...

Консультация для воспитателей «Пальчиковые игры и упражнения как средство развития речи у детей дошкольного возраста»

На начальном этапе жизни именно мелкая моторика отражает то, как развивается ребенок, свидетельствует о его интеллектуальных способностях. Дети с плохо развитой ручной моторик...