Дикие животные Якутии
учебно-методическое пособие (старшая группа) на тему

Сивцева Нюрбина Николаевна

Пословицы и поговорки о диких животных, подвижные игры для детей дошкольного возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon dikie_zhivotnye.ppt2.93 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Саха сирин кыыллара. Д/с «Кэнчээри» Сивцева Н.Н.

Слайд 2

Тииттэн тирэхтээх, таастан тайахтаах харыйа кыыьа кириэс туоьахталаах уьу.

Слайд 3

От-мас аьылыктаах ойуоккалас о5очоос баар уьу.

Слайд 4

Сугэтэ да, илиитэ да суох тиити охторор баар уьу.

Слайд 5

Дьэрэкээннээх саал тииккэ ыйанан турар.

Слайд 6

Харана буолла5ына харахтанар, сырдыкка сытыйан туьэр баар уьу.

Слайд 7

Сыьыыга сырбас баар уьу.

Слайд 8

Ким кыьын ойуурга аччык кэрийэ сылдьарый?

Слайд 9

Сир иьигэр сибигинэйэ Мэхээлэ сытар уьу.

Слайд 10

Ким бэйэтигэр тыаны ильдэ сылдьар?

Слайд 11

Хара тыа5а Мэргэнэ хара баар уьу.

Слайд 12

Ос хоьоонноро. 1. Ойуурдаах куобах охтон биэрбэт. 2. Икки куоба5ы эккирэтэн хайаларын да ситиэн суо5а. 3. Ойуурдаах куобах кэтэ5инэн оонньуур, дьонноох киьи сототунан оонньуур. 4. Икки адьыр5а эьэ биир ар5ахха кыстаабаттар. 5. Эьэни керен баран суолун ирдээбиккэ дылы. 6. Эьэни керен баран уллэстибиккэ дылы. 7. Сатабыллаах саьыл са5алаах. 1. Зайца ноги носят, волка зубы кормят, лису хвост бережёт. 2. Лиса всё хвостом прикроет. 3. Два медведя в одной берлоге не уживутся. 4. Соболь не куница бежит да дрожит, а серая овечка лежит да пышет. 5. За двумя зайцами погонишься — ни одного не поймаешь. 6. От волка бежал, да на медведя попал (напал). 7. Трусливому зайке и пенек — волк.

Слайд 13

Подвижные игры Куобахтар уонна булчут Хос биир оттугэр «булчут» турар. Хос нонуо миэлинэн тардыллыбыт эргимтэ- лэргэ тииннэр тураллар. Хас биирдии эргимтэ иьигэр 2-3 тиин. Булчут тииннэри кордообутэ буолар, хос иьин кэрийэр, онтон миэстэтигэр тоннор. Иитээччи «тииннэр аьыы та5ыстылар» диэтэ5инэ, о5олор тиинни ойуоккалаан тахсаллар. Булчут диэт5инэ, тииннэр чохчос гына туьэллэр, онтон булчут миэс- тэтиттэн мээчигинэн быра5аттыыр. Булчут таппыт тиинин дьиэтигэр илдьэн иьэр. Оонньуу ус тогул хатыламмытын кэннэ булчут уларыйан иьэр. «Охотник и зайцы» Цель игры: обучение бегу в игровой манере, разви­тие ловкости и координации движения. Из числа играющих детей выбирают двоих: «охот­ника» и «бездомного зайца». Остальные дети-«зайцы» чер­тят для себя на игровой площадке кружки-«домики» диа­метром до 50 см. Каждый заяц занимает свой «домик»-кружок. Вос­питатель подает сигнал, по которому охотник начинает преследовать «бездомного» зайца. Убегая от охотника, «заяц» петляет между домиками, а потом неожиданно может заскочить в любой домик и стать за спиной живу­щего там «зайца». В тот же момент этот «заяц» превра­щается в «бездомного», должен покинуть «домик» и убе­гать от гоняющегося теперь за ним охотника. Как только охотник догнал зайца и дотронулся до него рукой, они меняются местами: заяц становится охот­ником, а охотник — зайцем. Вариант игры: общее число зайцев уменьшается, а вместо кружочков «домиками» для «зайцев» служат дети, по 3—4 взявшиеся за руки. Хамсаныылаах оонньуулар.

Слайд 14

Албын саьыл. Оонньооччулар бэйэ-бэйэлэриттэн биир хаамы тэйэн тогуруччу тураллар. Кини- лэр тастарыгар саьыл дьиэтэ оноьуллар. Иитээччи о5олор харахтарын быьа сим- тэрэр, бэйэтэ о5олор кэннилэригэр сылдьан биир о5ону таарыйар. Бу о5о «албын саьыл» буолар. Онтон иитээччи о5олор харахтарын астарар, ким «албын саьыл» буолтун таайтарар. О5олор ус тогул тохтуруйэ-тохтуруйэ: «Албын саьыл ханна5ы- ный?»- дэьэллэр уонна бэйэ-бэйэлэрин диэки корсоллор. Уьус тогул этиигэ «албын саьыл» ин маннабын диэбитинэн о5олор ортолоругар тахсар. О5олор хос устун сыр- саллар саьыл кинилэри тутаттыыр. Туппут о5олорун саьыл дьиэтигэр ильдэр. « Хитрая лиса» Цель: Развивать у детей выдержку, наблюдательность. Упражнять в быстром беге с увертыванием, в построении в круг, в ловле. Ход игры: Число игроков в этой игре может быть любым, однако, оптимальное количество – от 6 до 10 ребят. Вначале все дети встают лицом в круг, держа руки за спиной. Ведущий проходит сзади детей и незаметно легонько трогает рукой одного из них. Тот, кого «отметили», становится хитрой лисой. Затем выбирают одного игрока и предлагают ему по лицам других ребят угадать, кто же плутовка. Если участник ошибся, все игроки кричат: «Хитрая лиса, где ты?» Игра продолжается. После 3 выкриков хитрая лиса отвечает: «Я здесь!» и бежит ловить ребят. Все участники разбегаются и прячутся кто куда. Если в процессе хитрую лису вычислили, игра начинается с самого начала.

Слайд 15

Тииннэр уонна эриэхэлэр. О5олор иккилии буолан тогуруччу тураллар. Инники турбут о5олор эриэхэлэр, ки- нилэртэн турбут о5олор тииннэр. Биир о5о ордук кини миэстэ былдьаьар Иитээччи «эриэхэлэр» диэтэ5инэ, инники турбут о5олор миэстэлэрин уларытыьа охсоллор. Ордук о5о эриэхэтэ суох тииннэ киирэ охсор. Иитээччи «тииннэр» диэтэ5инэ, таьы- наа5ы о5олор миэстэлэрин уларытыьаллар. Ордук о5о тиинэ суох эриэхэ5э киирэ охсор. Белки, орехи, шишки! Все ребята встают, взявшись за руки, по три человека, образуя беличье гнездо. Между собой они договариваются, кто будет белкой, кто - орехом, кто - шишкой. Водящий один, гнезда у него нет. Есть в этой игре еще и ведущий, который произносит слова: белки, шишки, орехи. Если он сказал белки, то все белки оставляют свои гнезда и перебегают в другие. В это время водящий занимает свободное место в любом гнезде, становясь белкой. Тот, кому не хватило места в гнездах, становится водящим. Если ведущий говорит: орехи, то местами меняются орехи и водящий, занявший место в гнезде, который становится орехом. Водящий и ведущий могут быть разными людьми, а может обе функции выполнять один человек. Ведущим может быть подана команда: белки-шишки-орехи, и тогда меняются местами сразу все.

Слайд 16

Саьыл курээтинньик иьигэр . Игра Лиса в курятнике Игровую площадку ограничивают с четырех сторон гимнастическими скамейками, это курятник. Выбирают двух водящих лису и петуха. Остальные участники изображают кур. Куры находятся в курятнике. Лиса потихоньку подбирается к курятнику. Её замечает петух, он кукарекает, предупреждая кур об опасности. Куры по команде петуха прыгают на насест - скамейку. Вбежавшая в курятник лиса ловит того, кто не успел забраться на скамейку. Как только лиса удаляется, куры спрыгивают со скамейки. После 2-3 повторений выбираются новые лиса и петух. Чтобы усложнить игру можно назначить трех водящих петуха и двух лис. Хос биир отто курээтинньик буолар. Курээтинньик иьигэр кууруссалар олорор мастара (ыскамыайкалар) туруоруллубуттар. Хос биир оттугэр саьыл уйата баар. Онтон атын олбуор иьэ. Биир о5о саьыл, атыттара кууруссалар буолаллар. Кинилэр олбуор устун сылдьаллар, туорах тонсуйан тобугураталлар, кынаттарын дал- ланаталлар. «Саьыл» диир иитээччи кууруссалар курээтинньик иьигэр киирээт мастарын урдугэр тахсаллар. Тахсыбакка хаалбыт кууруссаны саьыл тутан илдьэн иьэр. Кууруссалар мастарыттан ыстанан туьэллэр, оонньуу эмиэ са5алыы барар.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Демонстрационный материал "Дикие животные Якутии"

Ознакомление с животным миром родного края...

«Как дикие животные к зиме готовятся». Открытое занятие по познавательному развитию в средней группе. Программные задачи: -Образовательные: Закреплять обобщающее понятие «дикие животные», учить отгадывать описательные загадки о диких животных; дать предст

laquo;Как дикие животные к зиме готовятся». Открытое занятие по познавательному развитию в средней группе.Программные задачи:-Образовательные: Закреплять обобщающее понятие «дикие животны...

Проект семейный, информационно-творческий «Всемирный день животных, дикие животные Якутии»

Знакомство детей с международной природоохранной акцией «Всемирный день защиты животных». Ознакомление детей с красной книгой Якутии и животными, которые в нее внесены. Закрепление получен...

Технологическая карта образовательной деятельности по совершенствованию лексико-грамматических категорий в старшей логопедической группе по теме: «Дикие животные Якутии и их детеныши».

ЦЕЛЬ: Развитие словаря, грамматического строя речи и связной речи.ЗАДАЧИ: В ходе интегрированной образовательной деятельности необходимо:уточнить знания детей о животных родного края: знать названия, ...